Абсорбер или адсорбер: устройство и принцип работы в автомобиле

Адсорбер. Что это такое в машине, для чего нужен, на что влияет и какие основные признаки неисправности

Правилен и первый, и второй вариант. Смотря, что имеется в виду. Оба понятия – «абсорбция» и «адсорбция» – представляют собой два из трех частных случаев такого физико-химического процесса как сорбция (поглощение одного вещества другим). Третья «ипостась» сорбции – ионный обмен.

Разница между этими микро-явлениями заключается в том, что при мокрой абсорбции захват и распределение улавливаемого вещества (абсорбата) происходит по всему объему жидкого абсорбента (воды или реагента), а при адсорбции имеет место осаждение сорбата только на поверхностном слое адсорбента, (например, активированного угля, силикагеля или цеолита).

Если рассматривать физическую сорбцию на молекулярном уровне, то силами, ответственными за диффузию (проникновение одного вещества в другое), являются силы Ван-дер-Ваальса, названные в честь своего первооткрывателя – голландского физика Йоханнеса Дидерика Ван-дер-Ваальса.

Не погружаясь в мистические глубины квантовой физики, следует, все же, уточнить, что физиосорбционные взаимодействия обусловлены магнитным притяжением молекулярных диполей, которые, поляризуясь (ориентируясь) в трехмерной сетке пространственных координат, начинают взаимно притягиваться, пытаясь обеспечить электрическое уравновешивание поверхностных потенциалов.

Каждый из нас писал пальцем на стекле, а затем дышал на поверхность, волшебным образом проявляя написанные буквы.

Этот забавный процесс также напрямую задействует физиосорбцию: тончайшая пелёночка кожного жира покрывает химически инертное стекло, образуя межфазный слой, обладающий слабой и непродолжительной активностью.

Абсорбер или адсорбер: устройство и принцип работы в автомобиле

Буквы на стекле

Горячее дыхание, содержащее активный кислород, углекислый газ и водяной пар образует над поверхностью букв межфазное газовое уплотнение, которое постепенно поглощается жировой пленкой и / или уносится от написанных слов микропотоками воздуха, заставляя буквы медленно исчезать.

Феномен абсорбции играет критическую роль в поддержании витальности в Человеке и других живых организмах: всасывание в кровь лекарственных средств, впитывание в ткани лечебных мазей, растворов, пищеварение, иммунный ответ (т.н. facilitated diffusion), дыхание.

Хемосорбция

Помимо взаимного физического (диффузионного) захвата, вещества могут взаимно контактировать с образованием на поверхности новых или разрывом имеющихся химических связей. В этом случае имеет место т.н. хемосорбция (химическая абсорбция).

Особенностью химической абсорбции является непременное изменение температуры межфазного слоя: обычно – нагрев (экзотермическая реакция), редко – охлаждение зоны взаимодействия (эктотермическая реакция).

Аудиостатья о сурфактной хемосорбции (английский язык с субтитрами)

В разрезе взглядов на производство систем очистки воздуха увеличение температуры внутри рабочего отсека аппарата может накладывать дополнительные требования к термостойкости конструкционных или термофутеровочных (защитных) материалов.

Помимо прочего, хемосорбционные интеракции, результат которых в наши дни с достаточной точностью прогнозируется, могут быть использованы для получения жидких шламов / пульп с определенным химическим составом.

Так, например, очистка дымовых выбросов после сгорания органического топлива (SOx, NOx) с помощью углекислого кальция позволяет получить в шламном бункере чистый синтетический гипс, в то время как безопасный азот, водяной пар и углекислый газ отводятся в воздушный бассейн (или на рециркуляцию).

Абсорбер или адсорбер: устройство и принцип работы в автомобиле

Заказывая абсорбер в ООО «ПЗГО», Вы можете быть уверены в том, что мы гарантированно подберем такие конструкционные материалы и абсорбенты, которые обеспечат максимально эффективный процесс газо- или воздухоочистки, а также – если это технически осуществимо – выход экономически ценного шлама.

Газовые распылительные абсорберы используются как основные или вспомогательные ступени в процедурах промышленной очистки газов от таких соединений как оксиды серы, оксиды азота, формальдегид, бензолы, фенолы, кетоны (ацетон), эфиры, летучие ароматические углеводороды, спирты, щелочи и кислоты (в виде паров и аэрозолей). Применяются они и в процедурах аминовой, карбомидной очистки.

Таблица: распределение и состав поллютантов в различных типах промышленности

Отрасль применяемости Типы нейтрализуемых поллютантов
Нефтегазовая отрасль сероводород, амины, мочевина, нафтены
Энергетический комплекс оксиды серы, оксиды азота, соляная кислота, бензпирен, фенолы, бензолы, ксилол, угарный газ, кадмий, руть
Пищевой сектор летучие вещества, масла, сиропы, аэрозоли, крахмалы, липкие пыли, деодорация и удаление дурнопахнущих соединений
Химия и нефтехимия кислоты, спирты, сложные эфиры, ацетон, галогениды
Обрабатывающая и добывающая промышленность едкие реактивные пыли и сопутствующие газы
Сельское хозяйство азотные, калийные, фосфорные, хлорсодержащие соединения
Металлургия очистка и охлаждение доменных газов, нейтрализация углеродных, кремниевых, магниевых соединений, десульфуризация газовых потоков, гальванические цеха
Хлораторные очистка от фтороводорода, хлороводорода, хлора, фтора и их соединений

Все аппараты имеют приблизительно одинаковую комплектность, которая может незначительно отличаться (в зависимости от конкретного исполнения).

Газовый распылительный абсорбер состоит из следующих функциональных узлов:

  • Собственно башня, колонна или горизонтальная рама с массообменной секцией;
  • Бак для воды или химагента, входной и выходной патрубки, насос подачи абсорбента, трубная обвязка и запорная арматура;
  • Комплект насадочных тел (кольца Рашига, кольца Палля, седла Инталлокс или другие);
  • Форсуночная секция и туманоуловитель;
  • pH-метр, панель управления, силовые кабеля и электрическая оснастка;
  • Шламоприемник (опционально может быть оборудован автоматическим скребково-конвеерным шламоудалителем);

Масса, длина, высота и другие геометрические характеристики установки рассчитываются индивидуально, но для наглядности Вы можете ознакомиться с некоторыми габаритами аппаратов на этой странице.

Принципиальный чертеж-схема абсорбера колонного типа

Принцип работы всех газовых абсорберов колонного или горизонтального типа схож: основным функтором является жидкость в виде микропленки (в насадочных и тарельчатых моделях) или микротумана (в Вентури). Осаждение абсорбата происходит в межфазном слое (жидкость-газ) вследствие диффузионных или химических взаимодействий, описанных в предыдущих параграфах.

Абсорбер или адсорбер: устройство и принцип работы в автомобиле

Исходя из того, что модели газоочистителей, в которых имплементирован принцип сужения / уменьшения диаметра рабочей зоны трубы, реализуют принцип промывки газов, такие аппараты технически правильнее называть скрубберами Вентури. Впрочем, иногда в технической литературе можно встретить это же устройство под именем турбулентный скоростной абсорбер.

Базовый принцип работы таких конструкций основан на использовании т.н. трубок или конусов Вентури. Джованни Вентури, базируясь на принципе Бернулли, открыл, что сужение просвета трубы, в которой движется воздушный или жидкостный поток, ведет к пропорциональному увеличению скорости струи в трубке Вентури.

Таким образом, в конфузоре рабочей трубы газовая фаза может разгоняться до сотен метров в секунду. На стыке конфузора и диффузорной (расширяющейся) секции установлен форсуночный блок, распыляющий жидкостный реагент.

Скоростной турбулентный поток разбивает орошающую жидкость в микротуман, на поверхности микрокапель которого происходит активное осаждение нежелательных и / или токсичных веществ газовой и механической природы.

Основной элемент агрегата – конус Вентури

Абсорбер или адсорбер: устройство и принцип работы в автомобиле

Параллельно с этим идет драматическое снижение скорости газовой среды, и, как результат, конденсация микротумана (с уловленным сорбатом) в более крупные жидкостные шламовые конгломераты, отводящиеся в шламоприемник.

Как и в других моделях мокрых газоочистных аппаратов, перед выходным патрубком Вентури установлен туманоуловитель, предотвращающий брызгоунос.

Читать далее:  Лямбда - зонд что такое лямбда зонд признаки неисправности лямбда зонда диагностика и ремонт

Особенностями абсорберов Вентури является способность обрабатывать потоки, обильно загрязненные липкой / цементирующейся пылью, что делает эти устройства незаменимыми в сферах пищевой (масла, аэрозоли, сиропы, крахмал), строительной (цемент, каменная пыль, сыпучие смеси), обрабатывающей, перерабатывающей, нефтехимической, химической и металлургической промышленности.

Читайте подробнее о скрубберах Вентури на нашем сайте.

Если не указано иное, то обычно абсорбером именуется именно насадочная модель аппарата с т.н. неподвижным слоем. Важнейшие функциональные элементы насадочных моделей:

  1. Неподвижная массообменная насадка, представляющая собой массив тел с высокой удельной поверхностью, уложенных хаотично, навалом (нерегулярная насадка) или с сохранением определенной пространственной структуры (регулярная насадка);
  2. Химически активный абсорбент, чьи свойства выбираются на этапе расчета и проектирования и зависят от конкретных условий газоочистных мероприятий (нередко для обеспечения надлежащей эффективности воздухоочистки достаточно использования обычной технической воды).

Форсуночный блок непрерывно распыляет абсорбент на насадочные тела, создавая на их поверхности тонкий межфазный слой, где и происходит улавливание вредных, токсичных или технологически нежелательных компонентов газовой струи.

Видео абсорберной системы (коммерческая презентация)

Шлам, содержащий захваченный абсорбат, удаляется в шламоприемник, а оставшийся жидкостный аэрозоль задерживается каплеуловителем. Выбросы абсорбера представляют собой безопасный белый пар, содержащий воду, азот, кислород (оксиген), углекислый газ и другие безопасные вещества.

13 сентября 2018. Категория: Автотехника.

Адсорбер (часто его называют абсорбер) представляет собой один из узлов автомобиля, который отвечает за поглощение и нейтролизацию паров бензина, выходящих из бака. Многие автовладельцы полагают, что это совершенно ненужное устройство, которое только создает лишние проблемы, поэтому нередко его и вовсе снимают.

Отличие от скрубберов

Несмотря на то, что оба типа установок относятся к мокрому типу оборудования для очистки газов и воздуха, на практике между ними, как правило, проводится некоторое разграничение.

Скруббер – он же газопромыватель – используется, в основном приложении, как комплексный, высокопроизводительный промышленный пылегазоуловитель (захват микромеханического партикулята ≥0.5 мкм химически реактивные газы), в то время как основное назначение реагентного или водяного абсорбера – химическая или околохимическая очистка газо- и воздухопотоков, (хотя он также способен на улавливание ультрамелкодисперсной механической пыли).

В целом же, принципы действия агрегатов обоих видов настолько схожи, что нередко различие заключается только в наименовании.

Как устроен адсорбер бензиновых паров

На схеме: 1 — трубка паропровода; 2 — трубка адсорбера и клапана продувки; 3 — шалнги; 4 — клапан продувки; 5 — трубка слива топлива; 6 — сепаратор паров топлива; 7 — клапан гравитационный; 8-10 — трубки паропровода; 11 — адсорбер;

Конструктивно адсорбер представляет собой полый цилиндр, заполненный фильтрующим агентом и оснащенный рядом дополнительных модулей. Основные его элементы:

  • непосредственно емкость для фильтра;
  • активированный уголь в виде гранул – это вещество эффективно задерживает бензиновые пары;
  • сепаратор – отвечает за возвращение задержанных паров в топливный бак;
  • гравитационный клапан – необходим в экстренных ситуациях, в частности, при авариях, когда высок риск перелива бензина через горловину бензобака;
  • электромагнитный клапан – отвечает за переключение режимов работы адсорбера;
  • соединительные трубки – объединяют все элементы агрегата в единую систему.

Ключевым элементом системы, помимо непосредственно фильтрующей емкости, является электромагнитный клапан. Он обеспечивает не только переключение режима накопления на режим передачи накопленных паров в топливную систему, но и отвечает за вентиляцию всей системы. Благодаря этой детали происходит движение удержанного топлива, освобождение полости адсорбера для нового цикла работы и поддерживается работоспособность системы в целом.

Клапан абсорбера: для чего нужен и на что влияет

Когда полость абсорбера забита или появилась другая какая-либо неисправность, то клапан работает со сбоями. С неисправным адсорберным клапаном могут произойти серьезные поломки автомобиля, потому что не стравливается давления из топливного бака и не происходит продувка полости.

Что такое абсорбер

Абсорбирование — это поглощение газов твердыми или жидкими телами. В случае автомобильной системы, абсорбентом выступает уголь, которым наполнен абсорбер. Давайте рассмотрим данное устройство на примере автомобиля ваз 2110-12, с инжекторным двигателем.

Принцип работы

Абсорбер или адсорбер: устройство и принцип работы в автомобиле

Пары бензина, образующиеся в баке, поднимаются вверх, и через отверстие у горловины бака попадают сначала в сепаратор. Там они конденсируются и сливаются обратно в бак.

Та их часть, которая не успевает превратиться в конденсат, через гравитационный клапан по паропроводу, попадают уже непосредственно в абсорбер, где и поглощаются активированным углем. Это происходит тогда, когда двигатель не работает.

В противном случае, в процессе движения автомобиля, при прогретом двигателе, система управления открывает электромагнитный клапан, и происходит продувка абсорбера. Пары бензина вместе с поступившим через другой клапан воздухом, выдуваются во впускную трубу двигателя, где и сжигаются.

Получается некий двойной эффект.

  • во-первых, атмосфера не загрязняется лишними, вредными испарениями;
  • во-вторых, мы имеем пусть и небольшую, но экономию топлива. Ведь не будь абсорбера, горючее бы просто напросто испарялось.

Одним словом все как эколог прописал, всем хорошо, все счастливы.

Со временем абсорбер засоряется и может прийти в негодность. Признаки неисправности данного элемента топливной системы, можно определить по косвенным признакам. Один из них, это образование избыточного давления в топливном баке. Происходит это по причине образования паров, которым некуда деваться из бензобака. В таком случае, в момент откручивания крышки, вы будете слышать шипение.

На моей ваз 2112, стоило начать откручивать крышку бака, и ее вышибало с такой силой, что страшно представить. Вот бы знать тогда, что это проблема с абсорбером. А так приходилось несколько раз в день просто выпускать пары.Еще по причине плохой работы абсорбера обороты автомобиля, на холостом ходу, могут начать «плавать».

В нашей стране проблема неисправных деталей решается очень просто, особенно тех, без которых автомобиль может ехать. Снимай и езжай дальше в один голос советуют умельцы. Тут уж конечно решать вам, но что-то мне подсказывает, что этим самым воздухом дышать нам с вами.

Замена данной детали займет не более 15 минут, это можно выполнить:

  1. самостоятельно;
  2. обратившись в автосервис.

Проверяем работоспособность адсорбера

Абсорбер или адсорбер: устройство и принцип работы в автомобиле

Чтобы удостовериться, что неисправность связана именно с клапаном этого элемента, можно отправить авто на полную диагностику. Но, это дорого, поэтому попробуем сначала самостоятельно выявить возможные проблемы.

Прежде всего, нужно посмотреть, не выдает ли контроллер ошибки, например, «обрыв управления цепи». Если все нормально, то воспользуется ручной проверкой. Для этого достаточно подготовить мультиметр, отвертку и несколько проводов. После этого нужно выполнить несколько простых шагов:

  • Поднять капот машины и найти нужный клапан.
  • Отсоединить от этого элемента жгут с проводами. Для этого нужно сначала отжать специальный фиксатор креплений колодки.
  • Проверить, идет ли на клапан напряжение. Для этого необходимо включить мультиметр и переключить его в режим вольтметра. После этого черный щуп прибора подсоединяется к массе авто, а красный – к разъему с маркировкой «А», который находится на жгуте проводов. На следующем этапе необходимо завести мотор и посмотреть, какие показания выдает прибор. Напряжение должно быть таким же, как в аккумуляторе. Если его и вовсе нет или оно слишком маленькое, то вероятно придется искать более серьезную проблему. Если с напряжением все хорошо, то можно переходить к следующему шагу.
  • Демонтировать клапан продувки. Чтобы его снять нужно при помощи отвертки немного ослабить крепление хомутов. После этого можно будет легко сдвинуть клапан чуть вверх и по небольшому кронштейну плавно его вытащить. После этого устройство нужно подключить напрямую к клеммам АКБ. Один провод идет на клапан продувки (на « »), а второй – подключается к «минусу». После этого оба проводника подключаются к соответствующим клеммам аккумулятора. Если при этом не произошло щелчка, то клапан полностью вышел из строя и лучше всего его заменить.
Читать далее:  Как устранить течь антифриза причины и возможные решения

Рекомендуем: Как проверить двигатель при покупке автомобиля

Установка

На данном этапе адсорбер успешно демонтирован. Теперь можно приступать к установке нового устройства. Наиболее длинный отрезок резинового шланга присоединяется к трубке, подающей пары топлива на продувной канал. Та часть шланга, которая имеет меньшие размеры, присоединяется к трубе забора от сепаратора.

После этого насаживаем его на крепления. Теперь соединяем шланг подачи паров к продувному каналу. Последний устанавливается на крышке мотора. Сюда же подключается и колодка с проводами. Между продувным клапаном и адсорбером должен быть установлен длинный шланг. Напомним, все резиновые трубки должны быть стойкими к воздействию моторного масла и бензина.

Напоследок отметим, что многие автовладельцы устанавливают на ВАЗы десятого семейства адсорберы от более молодой модели – «Приора».

Что такое адсорбер и система EVAP

Адсорбер что это такое для чего нужен

Абсорбер или адсорбер: устройство и принцип работы в автомобиле

Адсорбер (от лат. sorbeo — поглощаю) – это система автомобиля, которая служит для улавливания паров бензина, которые выходят из бака.

При работающем двигателе они направляются в систему впрыска топлива, а именно во впускной коллектор.

При заглушенном моторе часть паров улавливается сепаратором (он их направляет обратно в бак), а оставшиеся пары поступают в адсорбер, где они нейтрализуются.

Собственно это дань экологическому стандарту, а именно ЕВРО-2. По сути это большой фильтр который улавливает легкие углеводороды. По новым стандартам недопустимо попадание паров бензина в атмосферу, потому как это способствует загрязнению атмосферы.

Для чего создавали

Также пары не должны проходить в салон автомобиля, ведь это мягко сказать вредно! НА старых карбюраторных машинах, такого фильтра и его клапана просто не было, там система немного другая. НО карбюратор ушел вместе со старыми стандартами, сейчас только инжектор и ОБЯЗАТЕЛЬНА система фильтрации.

Составные части

По сути это большая пластиковая банка, внутри находится активированный уголь, ведь именно этот состав прекрасно борется с парами бензина. Основные части можно описать так:

  • Сепаратор клапан гравитации
  • Датчик давления
  • Фильтрующая часть (обычно из угля)
  • Соединительные трубки
  • Электромагнитный клапан

Из чего состоит

Как видите абсолютно ничего сложного. Сепаратор — служит для улавливания части бензина, после отправляет их обратно в бак. Клапан гравитации – практически никогда не используется, однако он нужен в экстренных ситуациях, например при авариях, он предотвращает переливы топлива из бака (например, когда автомобиль перевернулся).

Абсорбер или адсорбер: устройство и принцип работы в автомобиле

Датчик давления, очень нужная вещь – он контролирует давление паров бензина внутри бака, при необходимости открывается и сбрасывает его, не давая конструкции повредиться.

Фильтрующая часть – как я писал сверху, большая банка, в который насыпан угольный порошок, в достаточно крупных гранулах. Делается это для того чтобы пары могли беспрепятственно проходить и конденсироваться.

Фильтрующая часть

Соединительные трубки – нужны для соединения всех основных частей, фильтров, датчиков и клапанов, думаю это понятно.

Электромагнитный клапан – служит для переключения режимов улавливания паров бензина, про него мы поговорим подробнее чуть ниже.

Почему я заостряю внимание именно на электромагнитном клапане, да потому что он практически ключевой в этой системе.

Для лучшего понимания выкладываю схему инжекторного автомобиля, а данном случае это ВАЗ 10 – го семейства.

Абсорбер или адсорбер: устройство и принцип работы в автомобиле

Схема работы

Итак, пары топлива поднимаются вверх бака и останавливаются на сепараторе, который совмещен с датчиком гравитации (как я писал выше — он предотвращает вытекание топлива при авариях — опрокидываниях из бака). В нем они частично конденсируются и возвращаются обратно (в виде жидкого топлива).

https://www.youtube.com/watch?v=wi1UERNdixo

Однако другая часть испарения, минует гравитационный клапан, проходят в адсорбер, где они собственно накапливаются. Накопление происходит при незапущенном двигателе! ЭТО ВАЖНО.

После пуска двигателя, электромагнитный клапан, открывается – тем самым соединяет полость адсорбера (где находятся газы как бы в заключении) с впускным коллектором или дроссельным узлом (в различных машинах по-разному).

НАЧИНАЕТСЯ ПРОЦЕСС ТАК НАЗЫВАЕМОЙ ПРОДУВКИ! Пары смешиваются с воздухом (с улицы), который подается через дроссельный узел, далее поступают во впускной коллектор и после в цилиндры двигателя, где они дожигаются с воздушно-топливной смесью.

Система очень простая, если понимать, как она работает.

Абсорбер или адсорбер: устройство и принцип работы в автомобиле

Многие проблемы связаны именно с клапаном адсорбера. По сути это очень простое устройство, которое открывается или закрывается при определенных условиях (запущен двигатель или заглушен).

Если клапан работает хорошо, то проблем нет вообще, вы можете даже не знать про его наличие в вашей системе.

Однако когда происходит поломка, например — забивается сама полость адсорбера, либо не работает клапан. То автомобиль впоследствии, может получить серьезные поломки. Потому как не проходит продувка полости, а также не сбрасывается давление из бака.

Как становится понятно, возникают проблемы с системой питания:

  • Плавают обороты. Но не сразу, а примерно после 5 – 10 минут на прогретом двигателе
  • На холостой, если двигатель запущен, давишь педаль газа – чуть не глохнет. Такое ощущение, что заканчивается топливо
  • На ходу машина не развивает нужной мощности, такое ощущение, что убрали 10 – 15% мощности двигателя
  • Может сходить с ума датчик топливного бака. Показывает то – «полный», то – «пустой» и т.д.
  • Если открываете бак для заправки. Слышан сильный свист, как будто внутри создан вакуум.
  • Увеличивается расход топлива
  • НА холодную датчик абсорбера может сильно стучать, зачастую его путают с клапанами двигателя

Также стоит заметить, что причина не всегда именно в клапане, зачастую может забиваться сама банка с активированным углем (то есть сама полость адсорбера). При необходимости его нужно заменить или разобрать и прочистить – просушить, то есть восстановить фильтрацию газов, чтобы они беспрепятственно проходили.

Если у вас проявляются эти неисправности, то обязательно нужно смотреть — проверять клапан и при необходимости менять его, благо стоит он копейки. А также саму полость с активированным углем.

Можно ли убрать

Некоторые автомобилисты пренебрегают экологическими стандартами и убирают клапан адсорбера. Слова в принципе такие – «да зачем он мне нужен, машина стала медленнее, расход стал больше, вообще выкину его». Но реально, а можно ли это делать? Не будет ли от этого хуже автомобилю?

Стоит понимать, что исправная система, вообще никак не влияет на работу двигателя, а даже экономит немного топлива, ведь пары которые остались в основном корпусе затем дожигаются в двигателе, конечно ждать что экономия будет огромной не стоит, но несколько километров пробега получается.

Убирать, конечно можно, автомобилю попросту на это «ВСЕРАВНО»! Даже будет лучше, ведь испарение из бака не будет конденсироваться (очищаться), а проходить на прямую в атмосферу. То есть вы как бы удаляете все банки – клапана и даете, открытый приток воздуха до бака.

Как убрать адсорбер

Читать далее:  Силиконовая смазка для резиновых уплотнителей автомобиля описание видео-инструкция

Однако в этом есть и минусы:

  • Например, в салоне зачастую будет пахнуть бензином, испарения пойдут (зачастую) именно в него.
  • Атмосфера загрязняется легкими углеводородами
  • Будет присутствовать стойки запах бензина рядом с авто (хотя это спорно)

Плюсы отключения:

  • Освобождается место в подкапотном пространстве, банка занимает достаточно много места
  • Уходит неустойчивая работа на холостом ходу
  • Не нужно платить большие деньги за новый адсорбер и его клапан

Мне кажется система достаточно полезная, лично меня зачастую раздражало — когда в карбюраторной машине воняло бензином, откуда только можно. Надышишься и голова потом болела, эта система позволяет избегать этого, немного экономит топливо и не загрязняет атмосферу.

Многие автомобилисты называют устройство для поглощения паров топлива «абсорбером», но это неправильно, поскольку название «адсорбер» происходит от латинских слов «ad» (в пер. — «на») и «sorbeo» (в пер. — «поглощаю»), что вместе означает «поверхностное поглощение» (аккумулирование на поверхности). В свою очередь, абсорбер осуществляет поглощение всем объемом и в данном случае не может быть использован.

Схема системы улавливания паров топлива

Поскольку наибольшее количество паров скапливается в топливном баке, то и располагается адсорбер недалеко от него. Фактически он является частью целой системы улавливания паров бензина (EVAP). Последняя состоит из следующих элементов:

  • Сепаратор паров бензина.
  • Адсорбирующий элемент — емкость с адсорбирующим веществом.
  • Вентиляционный клапан.
  • Электромагнитный клапан продувки адсорбера (располагается между адсорбером и впускным коллектором).
  • Трубопроводы и шланги для соединения с топливным баком, впускным коллектором и атмосферой.

Помимо основных элементов, система EVAP является частью системы бортовой диагностики OBD-II и включает целый ряд датчиков (топливных испарений, давления) и электронный блок управления (ЭБУ), приводящий в действие электромагнитный клапан.

В системе рециркулируют легко воспламеняющиеся пары бензина, топливо в жидком состоянии. При утечке из топливопроводов, трещинах в корпусах фильтров, клапанов возможно попадание этих опасных веществ на горячие и искрообразующие элементы автомобиля, воспламенение со всеми тяжелыми последствиями. Поэтому данной системе следует уделять особое внимание при проведении регламентных работ.

Некоторые автолюбители воспринимают систему адсорбера, как бесполезный автомобильный рудимент. Это не совсем так, скорее такое мнение ошибочно.

На самом деле, если речь заходит о том, что такое абсорбер в машине,  тогда нужно отметить, что в авто стоит «адсорбер» (adsorber), так как «абсорбер» использовать для решения поставленной перед этим устройством задачи попросту нельзя.

Итак, еще раз отметим, в автомобиле устройство правильно называется АДсоребр, клапан адсорбера и т.д. Идем далее. Установка  адсорбера является обязательной для современных авто. Более того, адсорбер в машине должен стоять согласно законам многих стран, где действует стандарт Евро 2 и выше.

При этом каждый автовладелец должен знать назначение адсорбера, устройство, а также характерные и распространенные признаки его неисправности. Если просто, адсорбер в автомобиле это угольный фильтр, который не позволяет парам бензина из бака попадать в атмосферу.

Результатом его работы становится отсутствие запаха бензина (особенно летом) возле авто и в салоне, лучшая экологичность, повышение безопасности и т.д. Общее устройство адсорбера включает в себя следующие элементы:

  • сепаратор паров бензина;
  • адсорбирующий элемент в виде емкости с адсорбирующим веществом;
  • вентиляционный клапан;
  • электромагнитный клапан продувки адсорбера, который стоит между адсорбером и впускным коллектором;
  • шланги и трубопроводы, соединяющие адсорбер с бензобаком, впускным коллектором и атмосферой.

Можно ли убрать адсорбер? Плюсы и минусы отключения системы.

Многие автолюбители принимают решение убрать работоспособный адсорбер, считая его ненужным элементов в автомобиле. При этом обосновать действия могут не все автолюбители.

Одни водители уверены, что наличие адсорбера приводит к снижению динамики машины, другие — к росту «прожорливости» транспортного средства, а третьим такое устройство и вовсе кажется лишним.

Есть и такая категория автолюбителей, которые убирают устройство в случае его поломки и уже не возвращают новый элемент на место. Причина — дороговизна адсорбера, о которой упоминалось выше.

Абсорбер или адсорбер: устройство и принцип работы в автомобиле

Работа по отбрасыванию адсорбера (при знании некоторых аспектов) занимает не более 5 минут. Все, что требуется — надеть фильтр тонкой очистки на трубку от сепаратора.

В этом случае топливные пары направляются в атмосферу. При этом трубка от клапана перекрывается, а программа ЭБУ корректируется. Если не выполнить последнее действие, то появляется ошибка.

ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Аквапланирование автомобиля, что нужно знать, как избежать

Сколько служит адсорбер и каковы первые признаки его неисправности?

Как и любое другое устройство, адсорбер не «бессмертен» и рано или поздно ломается. Его ресурс зависит от многих факторов — частоты эксплуатации автомобиля, качества топлива и так далее.

Абсорбер или адсорбер: устройство и принцип работы в автомобиле

Определить неисправность изделия визуально нереально. Но существует ряд признаков, которые сигнализируют о проблеме почти сразу после ее появления.

Среди таких признаков стоит выделить:

  1. Повышенное давление в баке, которое проявляет себя «шипением» при откручивании крышки емкости с топливом. Причина явления — накопление паров, которым некуда уходить.
  2. Плавание оборотов автомобиля на «холостых». Сложность в том, что причин здесь много, да и проявляет себя неисправность реже. Игнорировать проблему все равно не стоит. Вопрос с «плаванием» оборотов на «холостых» стоит рассмотреть отдельно. Для проверки подозрений необходимо отбросить трубку, которая ведет от коллектора к клапану, и установить заглушку (альтернатива — перегнуть или перетянуть трубку). Если неисправность не пропадает, то высока вероятность загрязнения адсорбера.
  3. Снижение динамики во время набора скорости. Эта проблема объясняется падением производительности топливной помпы по причине недостатка разряжения в емкости с топливом.
  4. «Молчание» клапана. Опытные автолюбители знают, что в процессе разгона работа клапана легко диагностируется — он начинает постукивать или клацать. Если этого нет, то неисправность скоро себя проявит.

В упомянутых ситуациях единственно правильно решение — поменять неисправный узел и поставить новый адсорбер. При этом выполнение работ занимает не больше 15 минут (последовательность действий при замене рассмотрена ниже).

Отключение адсорбера имеет и другие положительные стороны:

  • подкапотное пространство существенно освобождается, ведь система (особенно фильтр-банка) занимает много места;
  • исчезает известная проблема неустойчивой работы двигателя вхолостую;
  • появляется небольшая экономия средств за ненадобностью покупки нового адсорбера и клапана в случае их поломки.

При этом не следует забывать, чем грозит отключение адсорбирующей системы, а именно:

  • внутри автомобиля появится запах бензина, ведь пары частично будут идти в салон;
  • легкие углеводороды станут выбрасываться в атмосферу и загрязнять окружающую среду;
  • сам автомобиль (снаружи), возможно, тоже станет пахнуть топливом.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
AutoJiza
Adblock
detector