Коробка «автомат»: как пользоваться АКПП, советы, фото, видео

Производитель техники для авто Aisin

Завод компании «Айсин» (Япония) начал выпускать автоматические трансмиссии для автомобилей в начале 60-х гг. прошлого столетия. Первые модификации оснащались гидравлическими трансформаторами и обеспечивали 3 скорости для движения вперед. Затем появились усовершенствованные 4-ступенчатые коробки передач.

Обозначения (символы) на панели АКПП

Чтобы научиться правильно пользоваться «автоматом», сначала нужно разобраться, что же означают буквенные символы (английские буквы) и цифры на панели АКПП с рукояткой переключения передач. Сразу отметим, что в зависимости от марки машины цифры и буквы могут различаться.

  • «P» – «паркинг». Включается при парковке автомобиля на стоянке. Некий аналог стояночного тормоза, только с блокировкой вала, а не с прижатием тормозных колодок.
  • «R» – «реверс». Включается для движения назад. Обычно его называют – «задняя скорость».
  • «N» – «нейтральный». Нейтральная передача. Часто называют – «нейтралка». В отличие от режима паркинга «P», в нейтральном режиме «N» колеса разблокированы, поэтому машина может двигаться накатом. Соответственно, машина также может самопроизвольно покатиться под уклон на парковке, если колеса не зафиксированы ручным тормозом.
  • «D» – «драйв». Режим движения вперед.
  • «A» – «автомат». Автоматический режим (практически, то же самое, что и режим «D»).
  • «L» – «лоу» (низкий). Режим пониженной передачи.
  • «B» – Такой же режим, как и «L».
  • «2» – режим движения не выше второй передачи.
  • «3» – режим движения не выше третьей передачи.
  • «M» – «мануал». Режим ручного управления с повышением/понижением передачи через знаки « » и «–». Данный режим имитирует механический режим переключения с МКПП, только в более простом варианте.
  • «S» – «спорт». Спортивный режим движения.
  • «OD» – «овердрайв». Повышение передачи (ускоренный режим).
  • «W» – «винтер». Режим движения для зимнего периода, при котором трогание с места начинается со второй передачи.
  • «E» – «экономик». Движение в экономичном режиме.
  • «HOLD» – «удержание». Используется совместно с «D», «L», «S», как правило, на машинах марки «Мазда». (Читать руководство).

При эксплуатации АКПП особое внимание следует уделить изучению руководства по эксплуатации конкретного автомобиля, так как некоторые обозначения могут функционально отличаться.

Общие характеристики АКПП

В конструкции гидромеханической трансмиссии используются комбинированные механизмы переключения (с электрическими и гидравлическими исполнительными элементами). Гидравлический трансформатор оснащается регулятором муфты блокировки с электронным управлением.

Трансмиссия поддерживает специальный спортивный алгоритм изменения передаточных чисел и допускает управление лепестковыми переключателями, смонтированными под рулевым колесом. Элементы конструкции рассчитаны на использование моторов с крутящим моментом до 450 Н*м.

Встречаются 6-ступенчатые коробки типа 5 Е, обеспечивающие максимальную скорость на пятой передаче, шестая передача позволяет снизить частоту вращения коленчатого вала и уменьшить шум и расход топлива.

Классическая 6-скоростная трансмиссия обеспечивает достижение максимальной скорости на высшей ступени, увеличение числа скоростей способствует росту динамики автомобиля. Срок эксплуатации коробки при условии своевременного обслуживания (в соответствии с рекомендациями изготовителя) достигает 400 тыс. км.

Для установки на автомашинах Toyota создана 8-ступенчатая коробка с 2 повышающими скоростями. Существуют базовая модификация и специальная версия для эксплуатации в тяжелых дорожных условиях.

характеристики

Схема автоматической коробки передач.

Запуск двигателя с АКПП

Коробка «автомат»: как пользоваться АКПП, советы, фото, видео

Запуск двигателя с автоматической коробкой имеет следующие особенности:

  1. В машине с АКПП всего две педали: «тормоз» и «газ». Поэтому левая нога водителя практически не используется. При запуске двигателя педаль «газа» не нажимается, а вот педаль тормоза в некоторых марках автомобилей нажимать обязательно, иначе двигатель не заведется (читать руководство по эксплуатации).

    Однако инструкторы по вождению советуют взять за правило – перед запуском двигателя с АКПП нажимать педаль тормоза всегда. Это предотвратит самопроизвольное движение машины при нейтральном режиме «N», а также позволит быстро перейти в режимы движения «D» или «R». (Без нажатия тормозной педали переключиться в указанные режимы и тронуться с места не получится).

  2. В автомобилях с АКПП предусмотрена защита – автоматическая блокировка запуска двигателя при неправильном положении рычага переключения передач. Это значит, что двигатель с АКПП можно завести только при условии, что рычаг переключения передач находится в одном из двух положений: или «P» (паркинг), или «N» (нейтралка). Если рычаг ПП будет находиться в любом другом положении, предназначенном для движения, будет срабатывать блокировочная защита от неправильного запуска.

    Данная защитная функция очень полезна, особенно для новичков, и особенно в городах с большой «автомобильной плотностью», где на парковках и в потоках автомобили стоят плотно друг к другу. Ведь даже опытные водители иногда забывают «снять автомобиль со скорости» перед запуском двигателя, в результате чего при запуске машина сразу начинает ехать и врезается в ближайшее авто или препятствие.

    Запускать двигатель с АКПП можно как в режиме «P» (паркинг), так и в режиме «N» (нейтральный), однако производители рекомендуют использовать только режим «P». Поэтому лучше установить для себя еще одно правило – парковаться и запускать двигатель только в режиме «паркинг».

  3. После поворота ключа в замке зажигания перед запуском стартера рекомендуется подождать несколько секунд, чтобы дать время включиться бензонасосу и подкачать компрессию.
Читать далее:  Коробка передач Multitronic устройство и принцип работы плюсы и минусы

Следует помнить, что на некоторых марках автомобилей с АКПП переключение передач невозможно без вставки и поворота ключа в замке зажигания (разблокировки коробки передач). Также, на некоторых марках невозможно вытащить ключ из замка зажигания, если рычаг ПП находится в положении «D». (Читайте руководство по эксплуатации).

Правила эксплуатации коробок передач

Описание требований, предъявляемых к эксплуатации трансмиссий Aisin:

  1. Рекомендуется начинать движение после прогрева двигателя и коробки на протяжении 4-5 минут. Перед стартом селектор переводится по имеющимся позициям, в каждом положении рукоятка удерживается 2-3 секунды.
  2. Гидромеханическая коробка Aisin предназначена для спокойного ритма движения. Резкие разгоны и торможения ускоряют износ элементов конструкции, при активации спортивного режима нагрузка на детали возрастает.
  3. Коробка передач требует регулярного технического обслуживания с полной заменой рабочей жидкости и установкой новых фильтров. Рекомендуется выполнять эти работы через 50 тыс. км пробега. Для слива отработавшей жидкости требуется демонтировать поддон.
  4. При буксировке автомобиля селектор переводится в нейтральное положение, скорость перемещения не превышает 50 км/ч. Допускается буксировка машины на расстояние до 50 км, при необходимости переместить транспортное средство на большие расстояния используется эвакуационная платформа.
  5. При движении «накатом» или стоянке в пробке не требуется переводить селектор в положение нейтрали.
  6. Включение задней передачи разрешено только после остановки машины. Аналогичное требование распространяется на активацию передачи переднего хода после выполнения маневра на задней передаче.
  7. При срабатывании аварийной защиты коробка Aisin работает на передачах начиная с третьей ступени. Запрещается пытаться перевести трансмиссию на пониженные скорости, рывки при движении являются нормой. Режим позволяет доставить автомашину своим ходом в зону ремонта, длительная эксплуатация аварийного режима запрещается.

Начало движения и остановка с АКПП

Большинство водителей, которые пересаживаются с «механики» на «автомат», первое время машинально выполняют действия, которые они привыкли многократно выполнять при езде на автомобиле с механической коробкой передач. Поэтому таким водителям, прежде чем начинать ездить с АКПП по дороге в общем автомобильном потоке, рекомендуется предварительно потренироваться в одиночестве.

Итак, стандартный порядок действий для трогания с места на автомобиле с АКПП выглядит следующим образом:

  • Вставить ключ в замок зажигания.
  • Выжать педаль тормоза правой ногой (левая нога при езде с АКПП не задействуется).
  • Проверить положение рычага переключения передач — он должен находиться в положении «P» – «паркинг».
  • Запустить двигатель (при нажатой педали тормоза).
  • Также при нажатой педали тормоза переключить рычаг ПП в положение «D» – «драйв» (движение вперед).
  • Полностью отпустить педаль тормоза, после чего автомобиль тронется с места и начнет движение вперед с небольшой скоростью — около 5 км/час.
  • Для увеличения скорости движения нужно нажать на педаль «газа». Чем сильнее вы будете нажимать на педаль «газа», тем выше будут передачи и скорость.
  • Для остановки автомобиля нужно убрать правую ногу с педали «газа» и выжать (ей же) педаль тормоза. Автомобиль остановится.
  • Если вы планируете покинуть автомобиль после остановки, то при нажатой педали тормоза переместите рычаг переключения передач в режим «P» – «паркинг». Если же остановка потребовалась в пробке, у светофора или пешеходного перехода, то, естественно, рычаг ПП переключать в «паркинг» не нужно. После того, как вы решите опять продолжить движение, отпустите педаль тормоза и нажмите на педаль «газа» для увеличения скорости.

Многие современные АКПП имеют имитацию механического режима переключения передач «M» (как на МКПП) для повышения/понижения передач с помощью кнопок « » и «–» на рычаге ПП. То есть, водителю предоставляется возможность самому вручную повышать или понижать передачи, забирая эту функцию у «автомата». При этом переход на механический режим переключения передач может производиться в движении, когда машина уже едет в режиме «D».

Для предотвращения повреждения двигателя при переходе в ручной режим «M» на ходу у всех АКПП предусмотрена специальная защита. Переход на ручное управление «M» актуален в следующих ситуациях:

  • При движении по бездорожью на пониженной передаче, чтобы избежать пробуксовки.
  • При движении накатом с горки, с торможением двигателем. Использовать для движения накатом нейтральный режим «N» не рекомендуется, так как он вреден для АКПП. А накат в режиме «D» не совсем удобен, так как происходит постепенное снижение скорости.
  • Для удобного прохождения поворотов и других маневров, в том числе и для резкого ускорения при обгоне.
Читать далее:  Контрактный двигатель: что это, преимущества и недостатки,фото,видео,описание.

Достоинства и недостатки

обзор

Преимущества и недостатки АКПП Aisin.

  • небольшая масса, позволяющая установить агрегат на автомобилях малого и среднего класса;
  • широкий диапазон преобразования крутящего момента;
  • быстрое изменение передаточных чисел, обеспечивающее интенсивный разгон;
  • отсутствие рывков в момент переключения скоростей;
  • низкий расход топлива.

обзор

Недостатки конструкции:

  • необходимость замены или ремонта гидроблоков через 80-100 тыс. км при нарушении условий эксплуатации;
  • перегрев коробки при использовании водомасляного теплообменника;
  • пропуск штатным фильтрующим элементом мелкодисперсных частиц;
  • зависимость работы коробки от температуры двигателя и состояния теплообменника.

Распространенные ошибки при использовании АКПП

  1. Самой распространенной ошибкой, приводящей к поломке АКПП, является включение режима «D» — «драйв» (движение вперед) без полной остановки при движении задним ходом. И, то же самое, только наоборот – включение режима «R» (задний ход) без полной остановки при движении вперед.
  2. Вторая распространенная ошибка (скорее, заблуждение) связана с режимом «N» (нейтралка). Дело в том, что данный режим является экстренным, чтобы разблокировать колеса для кратковременной буксировки или перестановки машины в случае какой-либо неисправности. И только для этого!

    Но многие неопытные водители используют нейтральный режим «N» в пробках при кратковременных остановках, что приводит к гидравлическому удару и преждевременному износу АКПП. В пробках при частых остановках нужно использовать режим «D» вместе с педалью тормоза. Если нужно остановиться – нажимается педаль тормоза, если нужно медленно продвинуться вперед – педаль тормоза просто отпускается, и машина медленно катится вперед. И так можно ездить целый день.

  3. Третья ошибка – переход в нейтральный режим «N» из режима «D» на ходу, в движении по трассе. Это опасно (особенно на большой скорости), так как может заглохнуть двигатель, в результате чего отключится гидроусиление руля и усиление тормозов, и автомобиль станет почти неуправляемым.
  4. Еще одна ошибка – буксировка машины с АКПП на расстояние больше 40 км и на скорости более 50 км/час. В коробке «автомат», в отличие от МКПП, система подачи масла работает под давлением, но при буксировке она не работает. Соответственно, детали «автомата» вращаются «на сухую», без смазки, в результате чего происходит их очень быстрый износ.
  5. Нередкой ошибкой является попытка завести машину с АКПП «с толкача». И хотя такие попытки часто приводят к желаемому результату (двигатель запускается), все равно на механизм АКПП это действует разрушающе, и при такой частой эксплуатации «автомат» может не выработать и половины заложенного ресурса.
Читать далее:  Как правильно пользоваться сцеплением на механике

Заключение

Вполне возможно, что для кого-то АКПП покажется сложным и привередливым механизмом, несмотря на простоту и удобство его использования. Но это только на первый взгляд. На самом деле «автоматы» зарекомендовали себя как вполне надежные агрегаты, но, конечно же, при условии их правильной и грамотной эксплуатации. Особенно удобно пользоваться АКПП в больших городах, где часто приходится стоять в пробках.

Основные неисправности АКПП Aisin и методы их устранения

Распространенным дефектом является износ плиты клапанов гидравлического блока или незаменяемых компонентов. Ремонт заключается в очистке каналов и определении неисправных узлов, встречаются блоки упрощенного типа и узлы с температурными сенсорами.

Номер запчасти определяется по оригинальным каталогам, году выпуска автомобиля и маркировке на плите. В ранних версиях коробок Aisin блок клапанов является расходным элементом, ресурс узла не превышает 100-120 тыс. км, при частых перегревах деталь выходит из строя раньше.

описание

Описание неисправностей и их устранения.

Изредка встречается проблема износа по планетарным рядам из-за недостаточной смазки узла. Образующаяся металлическая стружка ускоряет износ шестерен и заклинивает клапаны в гидравлическом блоке. Наблюдаются сбои при переключении скоростей, рывки и усиление шума при работе.

Необходимо вскрыть картер и демонтировать изношенный планетарный ряд, узел меняется на оригинальную деталь в сборе. Картер промывается от остатков стружки и грязи, устанавливается новый фильтрующий элемент.

Появление в рабочей жидкости стружки, сопровождаемое помутнением масла, указывает на износ втулок солнечной шестерни. Дефект возникает при частом интенсивном разгоне, недостаток смазки и дополнительная нагрузка от блока дифференциала начинают разрушать втулки и фрикционы.

Как правильно пользоваться АКПП

Дефект встречался на машинах концерна VAG, выпущенных до 2006 г. После модернизации программного обеспечения неисправность исчезла.

Шум при работе коробки на холостом ходу указывает на повреждение муфты входного вала или разрушение рабочих лопаток гидротрансформатора. Коробка демонтируется и разбирается. В муфте меняют диски, гидротрансформатор меняется на новый узел в сборе.

Распространенной проблемой на машинах с пробегом является рывок при переходе на повышенную или пониженную передачу. Причинами дефекта являются попадание грязи, естественный износ клапанов гидравлического блока и несвоевременная замена жидкости.

В конструкции предусмотрен сетчатый фильтр, который не улавливает мелкодисперсные частицы, образующиеся при износе дисков. Ситуация усугубляется длительным движением на высоких скоростях (более 170 км/ч). Для восстановления нормальной работы потребуется переборка агрегата с заменой деталей.

В 6-ступенчатых коробках, выпущенных в начале 2000-х гг., используется гидродинамический трансформатор с расширенным диапазоном проскальзывания. Для блокировки применяется соленоид с электрическим управлением, позволяющий снизить расход топлива и увеличивающий износ тормозных накладок трансформатора.

Механическая часть рассчитана на весь ресурс коробки, но при загрязнении рабочей жидкости разрушается насос, а также втулки солнечных шестерен. На части коробок отмечается износ сателлитов, установленных в передней планетарной передаче.

Абразивные частицы изнашивают плиту гидроблока, которая меняется целиком или восстанавливается в условиях специализированного сервиса. Загрязнения негативно влияют на резиновые уплотнения, что приводит к повреждению поршней блока управления сцеплениями.

Отзывы потребителей

Александр, Новосибирск

Являюсь владельцем машины Volkswagen Touareg 1-го поколения с гидромеханической 6-ступенчатой коробкой передач Айсин. Машину приобретал с пробегом 150 тыс. км, первый владелец не менял масло и фильтрующие узлы. Через 2 месяца эксплуатации появились рывки при переключении передач. Снятие агрегата, переборка и заливка оригинальной рабочей жидкости обошлись в 120 тыс. руб.

Борис, Санкт-Петербург

На автомобиле Peugeot 407 Coupe отказала коробка передач, перезагрузка и сброс ошибок проблему не разрешили. При разборке обнаружилось разрушение манжеты насоса из-за перегрева корпуса гидротрансформатора.

Поскольку ремонт оригинальной коробки обходился в 140-160 тыс. руб., то решил приобрести аналогичную трансмиссию с разобранной машины. Коробка прошла профилактическое обслуживание с заменой жидкости и фильтра, после установки автомобиль проехал более 50 тыс. км, нареканий по работе коробки нет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
AutoJiza
Adblock
detector