Автомобильная шина устройство и виды износ шин и его причины

Контроль износа шин в целях безопасности

Не все понимают, почему шины со стёртым протектором вдруг становятся не такими эффективными, и по каким причинам езда на таких шинах является опасной.

Текущее состояние колёс в первую очередь сказывается на состоянии подвески. Во многом по характерным признакам износа резины можно определить наличие неисправностей в авто. Тут речь идёт о неравномерном стирании протектора, а также о слишком интенсивном снижении ресурса изделий.

Даже когда износ составляет только половину протектора, ездить с такими колёсами на высокой скорости крайне опасно. Ухудшается сцепление даже с сухим и ровным асфальтом. Если выехать на мокрую или снежную дорогу, сцепление ухудшится ещё сильнее. Результатом таких поездок может стать серьёзное ДТП.

Исследования наглядно доказывают, что новые покрышки имеют более надёжное и качественное сцепление с поверхностью. В этом компоненте они опережают изношенные шины в 2 раза.

Конструкция зимних покрышек предусматривает наличие специальных ламелей, с помощью которых шина как бы вонзается в снежную массу, создавая высокий уровень сцепления даже при условии наледи. При износе эти ламели работают не так эффективно, падает тяга машины, авто не может выбраться порой из небольшого заснеженного участка.

В случае с мокрыми дорогами повышается вероятность аквапланинга. Вода попросту не будет успевать вытекать через предусмотренные для этого канавки. Если шина изношена почти полностью, под колёсами авто окажется большой объём воды. Тем самым водитель теряет сцепление, утрачивает управление и не может контролировать поведение машины.

Износ проектора негативно отражается на протяжённости тормозного пути. В некоторых дорожных ситуациях увеличенный тормозной путь заметно опаснее аквапланинга. Даже если в авто предусмотрена антиблокировочная система, при сравнительно небольшой скорости полная остановка займёт минимум 2 метра.

Единственным преимуществом изношенных покрышек можно считать их лучшее сцепление в условиях сухой и ровной трассы. Но в реальных условиях эксплуатации это точно нельзя воспринимать как повод оставаться на старых покрышках.

Вопрос этот в достаточной мере неоднозначный. С одной стороны, на практике определены и понятны причины износа шин, в том числе повышенного, а также меры, которые необходимо принять для их устранения. Можно сказать, что общая картина явлений, происходящих при эксплуатации, ясна. С другой стороны, износ протектора шин зависит от субъективных факторов, например, таких как манера езды и дороги.

Однако специалистами определены и установлены основные причины, вызывающие износ автомобильных шин сверх нормы:

  • несоблюдение в шинах давления воздуха;
  • превышение загрузки машины (индекс нагрузки шин и нормы, установленные для машины в руководстве);
  • вождение с нарушениями правил эксплуатации автомобиля;
  • выполнение технического обслуживания с нарушением срока и регламента;
  • дисбаланс колес;
  • нарушение правил монтажа;
  • неисправности ходовой и рулевого управления.

Как видно из приведенных сведений, износ шин, превышающий нормы, вызван либо техническим состоянием автомобиля, либо его неправильной эксплуатацией или халатностью водителя. Фактически машина сама сигнализирует о своих неисправностях, для чего достаточно только посмотреть на её колеса.

Даже если нет никаких нарушений при эксплуатации шин, всегда остается такая причина износа, как старение. Производители не рекомендуют использовать их в течение срока больше десяти лет, даже если при этом пробег машины незначительный. Дело в том, что резина со временем становится пористой, через нее проникает влага и разрушает металлический корд.

Его разрыв может привести к разрыву шины и непредсказуемым последствиям, особенно если это произошло во время движения. Так что с целью обеспечения безопасности, необходимо через десять лет менять резину на новую. По имеющимся данным, за три года эксплуатации резина теряет десять процентов своего ресурса.

Стоит иметь в виду, что для колес, как и для автомобилей, существует определенный период обкатки. Она касается не только зимних, но и летних шин. Их пробег при этом должен составлять двести-триста километров. У шипованной резины, при обкатке шипы занимают окончательное положение, а также у всех типов шин с протектора сходит защитный слой, и после этого резина начинает работать в полную силу.

Состояние автомобильной резины сказывается в первую очередь на подвеске. По сути, характер износа покрышек является индикатором состояния машины в целом. Неравномерный и повышенный износ протектора — последствия различных неисправностей, требующих устранения.

Автомобильные покрышки с изношенным даже наполовину протектором могут стать очень опасными спутниками во время езды на высоких скоростях. Сцепление машины с дорожным полотном в дождливую и снежную погоду ухудшается в несколько раз, что может стать причиной дорожно-транспортных происшествий.

Проведённые тесты с использованием изношенных шин показали, что качество и надёжность их сцепления с покрытием в два раза хуже по сравнению с новыми покрышками.

Ламели, расположенные на зимних шинах, помогают автомобилю «вгрызаться» в снег, обеспечивая отличное сцепление даже с обледенелой дорогой. В случае с изношенным протектором небольшие наклонные ламели не справляются со своими обязанностями: качество сцепления ухудшается, как и тяга авто в целом.

При езде по мокрым дорогам повышается риск аквапланирования: чем быстрее движется автомобиль, тем выше вероятность этого, поскольку вода не успевает полностью вытечь через канавки протектора. Практически стёртый протектор значительно ухудшает ситуацию, поскольку под шиной остаётся большое количество воды. Высокий риск аквапланирования может привести к печальным последствиям вплоть до ДТП.

Аквапланирование автомобиля на влажной трассе очень опасно!

В дождливую погоду увеличивается тормозной путь, что может быть намного опаснее, чем аквапланирование. Если сравнивать с новыми шинами, изношенным требуется до 2 и более метров для полной остановки на небольшой скорости — порядка 64 км/ч — с учётом использования антиблокировочной тормозной системы.

Изношенные шины лучше всего себя показывают на полностью сухих трассах: практически полностью стёртые канавки и ламели лучше контактируют с дорожным полотном.

Несмотря на последнее преимущество изношенных шин ездить на них крайне опасно и нежелательно: увеличение тормозного пути, повышение риска аквапланирования и снижение сцепления с дорожным полотном могут стать причиной дорожно-транспортных происшествий.

Автомобильная шина устройство и виды износ шин и его причины

«Лысые» покрышки не выполняют своих функций и могут стать причиной увеличения тормозного пути, аквапланирования и заносов, что, в свою очередь, может спровоцировать дорожно-транспортное происшествие.

Способов измерения степени износа множество, однако цифровые измерители всегда остаются максимально точными

Регулярный визуальный осмотр колёс автомобиля поможет определить сроки замены резины. Осуществлять смену шин желательно в следующих случаях:

  • Достигнут максимальный предел износа, при котором высота протектора меньше 1,6 мм (детали см. ниже). На ламелях и протекторах шин обычно располагаются индикаторы износа. Замена колёс проводится каждые 40–50 тысяч километров пробега. Эксплуатационный срок колёс может разниться в зависимости от производителя, состава резины, манеры вождения, дороги;
  • Ненормальный износ шин. Бывает нескольких видов: износ боковой или центральной части, рабочих граней или асимметричный. Устранить его можно только избавлением от механической неисправности, ставшей его причиной;
  • Глубина канавок шин, установленных на одной оси, различается более чем на 5 мм. Сказывается на управляемости автомобиля;
  • Повреждения шин. Любые нарушения целостности покрышки могут стать причиной её разрыва на высокой скорости;
  • Колёса не соответствуют рекомендациям производителя: неправильно подобраны типоразмеры, не соблюдается скорость и нагрузки.

Для разных категорий транспортных средств и типов резины установлены определённые нормы износа шин:

  • для легковых авто — 1,6 мм;
  • для мотоциклов — 0,8 мм;
  • для грузовых авто — 1 мм;
  • для автобусов — 2 мм.

Для России и стран Европы действуют единые нормативы износа шин. Для зимней резины они составляют 4–6 мм, для летней — 1,6 мм. Такие данные являются предельными. Летние покрышки можно безопасно эксплуатировать при высоте протектора не менее двух-трёх миллиметров.

https://www.youtube.com/watch?v=t2pD92SUuvs

Опытные водители отлично понимают, что влияет на износ резины. В первую очередь страдают подвески, а преждевременное истирание является предупреждающим сигналом о возникших проблемах в работе механизмов. Хорошие технические показатели состояния автомобиля позволяют пользоваться автопокрышками максимально долго.

Напротив, оставление без внимания тревожных сигналов неполадок авто снижает износостойкость автошин. Нежелательные последствия недосмотра оборачиваются дорожно-транспортными происшествиями. В результате аварии страдают невиновные граждане, а работники ГИБДД взимают штраф. Движущийся автотранспорт по сей день представляет собой зону повышенного риска.

Чтобы проверить износ шин, достаточно визуального осмотра. Важно, чтобы износ шин (при его наличии) был равномерным по всей окружности колеса. Нарушение равномерности износа автошин может быть признаком разбалансировки колес, а также это указывает на возможную неаккуратную манеру вождения предыдущего владельца, что может стать причиной еще нескольких проблем при эксплуатации авто.

Повышенный износ с внешней стороны свидетельствует о недостаточном давлении в шине, которое также следует проверить перед тест-драйвом. Эксплуатация таких колес чревата тем, что в поворотах резина будет плохо «держать» дорогу. Если износу была больше подвержена центральная часть, готовьтесь к снижению скорости разгона, управляемости и торможения.

Регулярная проверка уровня износа протектора шин должна входить в привычку каждого автомобилиста. Протектор шины – единственная её часть, которая находится в контакте с дорожным покрытием. Качество резины шины и глубина протектора напрямую влияют на показатели сцепления автомобиля с дорогой.Изношенная шина подвергается большему риску прокола и аквапланирования. Помимо этого качество торможения и устойчивость на дороге снижаются соответственно уровню износа, особенно в зимних погодных условиях.

Как определить уровень пробега шин

Каждый производитель заявляет для своей продукции разные значения, у импортных шин максимальный пробег до износа традиционно больше, чем у отечественных. Таблицу средних значений пробега различных шин (формат excel) можно .

Шины в значительной степени влияют на безопасность движения автомобиля. И чем больше процент их износа, тем более непредсказуемым может быть поведение машины, особенно на скользкой или заснеженной дороге. Соблюдение правил эксплуатации автомобиля, своевременный и правильный уход за колесами позволят без дополнительных затрат продлить срок службы резины и обеспечить уверенное ее сцепление с дорогой.

Индикатор износа

Представляет собой размещённый в канавках протектора небольшой столбик из резины высотой 1,6 мм. Собственно, шина требует замены после того, как высота протектора сравняется с данным блоком.

Размещенный в протекторе блок износа

Определить, где именно находится индикатор уровня износа, можно, отыскав на боковой стороне одну из меток:

  • треугольник;
  • знак TWI;
  • логотип торговой марки.

Многие производители выпускают шины, на которых располагаются промежуточные индикаторы. Их истирание говорит о том, что покрышки больше не способны обеспечивать какое-либо должное сцепление с влажным асфальтом.

В ламелях и протекторах резины выдавливаются цифровые индикаторы, каждый из которых отличается по глубине. Наибольшая цифра (стандартно это восьмёрка) выдавлена на небольшую глубину, наименьшая (для летней резины двойка, для зимней шипованной или липучки — четвёрка) на максимальную. По мере эксплуатации шины изнашиваются, цифры стираются и исчезают.

Маркировка протектора шины цифровым индикатором износа: пример

Производители наносят на протекторы три основных типа цифровых индикаторов:

  • Ряд цифр от «2» до «4», маркируются индикаторы в миллиметрах;
  • Ряд цифр, маркируются индикаторы в процентном соотношении от высоты протектора;
  • Индикатор, имеющий одну сегментированную цифру, выполненную таким образом, что каждый её сегмент выдавлен на разную глубину. По мере износа шины проявляются разные цифры. Маркируются такие индикаторы в миллиметрах.

Сравнительно недавно в продаже появились колёса, которые меняют свой цвет по мере износа. При истирании резины протектор окрашивается в яркий оттенок, что спозволяет узнать о необходимости смены резины.

Определение уровня износа шины по изменению цвета удобно, но колёса не всегда выглядят эстетично

Читать далее:  Lada Granta Sport - технические характеристикицена сборка описание и ее возможности

Индикаторы позволяют быстро определить уровень износа, однако не дают точных результатов. Для получения точных показаний используют измеритель глубины профиля — маленький прибор, которым замеряется глубина канавок протектора в нескольких местах. Если полученные результаты меньше установленных законодательством, резина больше не должна использоваться.

Определение уровня износа протектора при помощи измерителя глубины профиля

Пожалуй, самый простой и лёгкий способ измерения глубины канавок протектора — с помощью линейки или штангенциркуля. Для этого щуп штангенциркуля опускается на дно канавки и фиксируется полученное значение. Аналогично измеряется износ резины и при помощи линейки — её вставляют в протектор и проверяют его глубину.

Определить уровень износа шин можно любой металлической монеткой — долларом, евро или рублём. К примеру, доллар опускается головой президента в канавку протектора. Шину пора менять, если волосы Вашингтона видны с перпендикулярной линии зрения. Аналогичным способом можно определяется износ шин монеткой в один цент — только в этом случае должна быть видна макушка Линкольна.

Определение уровня износа протектора при помощи монетки — экспресс-методика

Российские монетки с двуглавым орлом также подойдут для такого способа. Два рубля помещаются в канавку головой орла вниз. Если резина в нормальном состоянии и не требует замены, то голову птицы видно не должно быть, менять же покрышки нужно в случае, если весь орёл на виду.

Выяснить состояние резины можно при помощи монетки в один евро. Если золотой ободок исчезает в канавке протектора, значит, менять резину не нужно, если же большая часть его видна, то придётся покупать замену.

Существует несколько различных способов, позволяющих определить, насколько пригодны шины к дальнейшей эксплуатации. Самый распространенный из них – проверить высоту протектора. Для этих целей используется специальный индикатор, конструктивное исполнение которого может быть разным, как пример на фото ниже приведен один из возможных вариантов.

В принципе для подобных целей можно применить любой инструмент – линейку, спичку, монетку, достаточно просто сделать нужные метки на используемом предмете, они в дальнейшем позволят определить глубину протектора.

Стоить иметь в виду, что у шин разных производителей она отличается, причем виды резины даже одного изготовителя, но разных моделей по этому признаку могут различаться. Особенно подобное заметно при сравнении летних и зимних типов резины. Так, обычно для летних покрышек высота протектора будет шесть-восемь миллиметров, тогда как для зимних характерным будет значение высоты протектора девять-двенадцать миллиметров.

Но это изначальные уровни, свойственные новой резине. Чем больше будет ее пробег, тем меньше высота протектора. В настоящее время в Европе и России действуют единые нормы износа – для летних шин легковых авто минимальная высота равна 1,6, для зимних – 4-6 мм. Но это предельные данные. Так, для летних покрышек в целях безопасности допустимый уровень высоты протектора составляет два миллиметра (для широкопрофильных – три). Если фактические значения износа рисунка покрышки близки к указанным, то шины надо менять.

Для получения наиболее достоверных данных о проценте износа, замер фактической высоты необходимо проверять не в одном месте, а в 8-10 и брать усредненный показатель.Узнать высоту протектора новой шины может оказаться также затруднительно, потому можно использовать средние значения при расчете. Для зимних шин это 9-10 мм, для летних 7-8 мм.

Многие производители шин, например, Nokian или Bridgestone, на покрышках своего изготовления располагают индикатор износа шин.

Полного износа, показывающий, когда высота протектора (остаточная) будет 1,6 мм. Он расположен в шести местах, на него показывают метки (в виде маленьких стрелочек) на внешней стороне покрышки. При ее износе, если появляется этот индикатор, резину вообще нельзя использовать.

Индикатор 55% износа, есть исключительно на зимних шинах. Он выглядит как ребристый выступ внутри протектора и располагается в четырех местах на покрышке. Когда резина хотя бы на одном из них становится гладкой, это означает, что она не пригодна для использования в качестве зимней.

Таким образом, метки на протекторе позволяют контролировать текущее состояние резины Bridgestone, без произведения расчетов и контроля пробега.

У покрышек нокиан также предусмотрен индикатор износа.

На шинах Nokian снежинка – индикатор возможности использования покрышки в качестве зимней, а нанесенные цифры показывают остаточную глубину протектора. Если пробег шины такой, что пропадает снежинка, то такая резина не может применяться в качестве зимней. В процессе эксплуатации стираются и цифры (в порядке убывания) и оставшиеся свидетельствуют о текущем состоянии рисунка (его высоте). Зимой для безопасного вождения на шинах Nokian определено, что протектор должен иметь глубину не менее пяти миллиметров.

Существует три основные причины неравномерного износа шин:

  • боковые силы вращения (занос);
  • протаскивание или волочение;
  • природа самой шины.

Рассмотрим первые две (главные) причины износа шин.

Боковые силы вращения. Шины, вращаясь, могут откланяться в сторону от линии движения, создавая боковые силы. Груз усугубляет влияние таких сил. Неравномерный износ неизбежен при неотрегулированной подвеске и отклонениях от требований геометрических параметров транспортного средства: при неправильном схождении, неправильном развале, неправильном угле Акермана, неперпендикулярности осей продольной оси, непараллельности осей транспортного средства.

Нормальный износ

Неотрегулированная ведущая ось тягача ведет к «выбрасыванию» транспортного средства с прямой линии, прицепные оси приводят к волочению, а при одновременных нарушениях на осях транспортного средства создается эффект «собачьей езды» автопоезда. Эксплуатация неотрегулированных осей на ведущей оси приводит к ускоренному износу на рулевой и ведущей оси, прицепных осей — к неравномерному износу на рулевой, ведущей и прицепных осях.

Эксперты в области геометрии подвески считают, что наибольшее влияние на износ шин имеют неотрегулированные ведущая, полуприцепная и рулевая оси. Работы по проверке и коррекции геометрии ходовой части транспортного средства проводятся на специальном оборудовании. Например, несоответствие в 5 см между рулевой и ведущей осью приводит к боковому заносу в 10 м на каждый километр.

Также к первой группе причин износа автомобильных шин относятся некачественный монтаж и отсутствие балансировки, уклон дорожного полотна (который влияет на степень неравномерного износа шин).

Перегрузы и неправильное распределение грузов вызывают ускоренное изнашивание плечевых зон или к ускоренному износу протектора. При перегрузах шины интенсивно деформируются — перегреваются, разрушается внутренний герметизирующий слой. Поэтому водитель, по возможности, должен контролировать загрузку и правильное расположение груза, а при перегрузах избегать резких поворотов и торможений.

Протаскивание или волочение происходит в колесных парах при существовании различий во внешних диаметрах, в величине давления, в величине остаточной глубины протектора.

Если одна шина меньше другой по внешнему диаметру, то меньшая шина будет волочиться за большей, постоянно проскальзывая и являясь неким тормозом. К примеру, при снижении давления в одном из колес на 0,3 bar разница во внешнем диаметре колеса составляет около 8 мм, что приводит к протаскиванию меньшего колеса 2,5 м на каждую тысячу метров.

Почему происходит износ

так устроена шина

Также автомобилистов, особенно тех, кто только недавно сел за руль, интересуют причины, из-за которых начинается постепенный, а иногда и достаточно быстрый износ автомобильных шин.

Здесь можно выделить несколько основных факторов, которые способны в той или иной мере влиять на состояние протектора покрышек и стирать резиновый слой.

  • Низкое качество дорожного покрытия. Эту проблему можно решить только глобально. Сам автомобилист ничего с этим поделать не способен. Остаётся лишь адаптироваться и стараться искать оптимальный стиль вождения, чтобы минимизировать разрушение собственных покрышек.
  • Манера езды. Важная составляющая, способная продлить срок службы шин или же значительно сократить их ресурс. Также манера вождения сильно влияет на общее техническое состояние авто.
  • Периодичность проведения ТО. Если нарушать регламент, забывать проводить осмотр и обслуживание, шины быстрее израсходуют свой ресурс. Технически исправный автомобиль бережнее относится к покрышкам.
  • Давление в шинах. Производитель даёт свои рекомендации для конкретного автомобиля в определённых комплектациях, условиях и пр. Потому нужно обязательно на них ориентироваться. Нарушая рекомендации, износ будет происходить быстрее.
  • Дисбаланс в колёсах. Достаточно распространённое явление, обусловленное техническими проблемами и конструктивными особенностями машины.
  • Нарушение скоростного режима. Это влечёт за собой не только денежные штрафы. У всех покрышек есть свои индексы скорости, ограничивающие их эксплуатацию при определённых скоростях движения. На этот показатель следует всегда обращать внимание при покупке нового комплекта.
  • Неправильный подбор по сезону. Зимние комплекты более мягкие, из-за чего быстрее утрачивают рисунок протектора. Летняя резина твёрже, а при понижении температуры твёрдость лишь увеличивается. Это приводит к повреждению и ускоренному износу.
  • Неправильная установка. Банальная, но распространённая причина.
  • Проблемы с ходовой и рулевым управлением. Они способны негативно отражаться на ресурсе резины.
  • Протаскивание и волочение. Последствия буксировки и выезда на сложные участки дороги, либо на бездорожье.
  • Качество самого изделия. Не зря рекомендуют покупать шины хорошего качества, но в продаже есть и максимально дешёвые изделия. Ждать от них большого ресурса не приходится.
  • Вхождение в заносы. Активно провоцирует износ и конечную потерю сцепления.

Не стоит забывать, что у всего есть свой срок службы. Автомобильная резина не исключение. Даже если вы мало эксплуатируете машину, бережно относитесь к покрышкам, то всё равно максимум через 10 лет их придётся менять. Именно такой ресурс считается предельно допустимым.

Если машина не была в эксплуатации, а стояла несколько лет в гараже, заменить покрышки вам придётся. Вне зависимости от того, сохранился ли там совершенно новый рисунок протектора, либо немного стёрся.

Когда шины не используются, резина постепенно разрушается, трескается, отвердевает. Выезд на таких покрышках на дорогу потенциально опасен. Не забывайте о негативном воздействии влаги, температуры и прочих внешних факторов, влияющих на структуру изделия. От накопленной влаги может деформироваться металлический корд. А это прямая угроза разрыва шин при езде.

Причины амортизации

Существует несколько факторов, оказывающих негативное влияние на состояние протекторов:

  • Плохое качество трасс. С данным фактором придётся смириться и постараться выработать подходящую манеру вождения, чтобы свести к минимуму разрушительное воздействие;
  • Стиль вождения. Влияет не только на износ шин, но и на техническое состояние автомобиля;
  • Несвоевременное проведение ТО автомашины;
  • Некорректное давление воздуха в шинах;
  • Дисбаланс колёс;
  • Несоблюдение норм скоростного режима. На каждой покрышке располагаются соответствующие индексы, которые нужно брать во внимание при выборе новой резины;
  • Неправильно подобранная сезонная резина. Зимние шины отличаются большей мягкостью резины по сравнению с летней, из-за чего она довольно быстро стирается о покрытие трассы и лишается шипов. Летние покрышки твёрдые, при низких температурах становятся ещё тверже. В результате они могут очень сильно повредиться и не способны обеспечивать необходимый уровень сцепления с поверхностью дорожного полотна;
  • Некорректная установка колёс;
  • Неисправности рулевого управления и ходовой части автомобиля;
  • Волочение или протаскивание;
  • Структура покрышек;
  • Заносы.

Немаловажным фактором, который также желательно учитывать, является банальное старение колёс. С течением времени менять шины так и так придётся: максимальный срок эксплуатации составляет 10 лет. Даже если автомобиль не эксплуатировался и хранился в гараже на протяжении нескольких лет, сменить резину необходимо.

Структурные изменения резины, вызванные длительным сроком эксплуатации, приводят к накоплению влаги, что может стать причиной деформации металлического корда.

Разрушение корда повлечёт за собой разрыв шины. Подобная поломка наиболее опасна на высоких скоростях: автомобиль в результате полностью теряет управление, что может повлечь за собой аварию.

Чтобы иметь объективное представление, сразу назовем усредненный срок эксплуатации покрышек: 5–7 лет. Поскольку российское дорожное полотно оставляет желать лучшего, то, указанный производителем период службы в 10 лет, не берите в расчет. На практике зачастую приходится проводить замену через 6 лет езды.

Читать далее:  Как установить бесшумные замки на ВАЗ 2105 2106 2107 и другие модели классик инструкции с фото и видео

Стоит учесть и тот факт, что по современным меркам автотранспорт используется более интенсивно, нежели 20–30 лет назад. Стоянка машины в гараже тоже отрицательно влияет на изношенность автошин, так как одностороннее давление, перепад температур и влажность воздуха приводят к трещинам, расслоению и другим дефектам. Обсудим поэтапно причины, влияющие негативно на амортизацию не только колес, но и машины в целом:

  • Состояние дорожного покрытия. К сожалению, выбоины, щебень, ямы, узкие засоренные обочины, камни и остальные дефекты изобилуют на участках дорог.
  • Не последнюю роль играют погодные условия, неблагоприятно сказывающиеся на сцеплении с дорожным полотном. Очень опасно ездить по гололеду, снежному покрову и мокрой дороге.
  • Активность эксплуатации авто несомненно влияет на износостойкость. Согласно статистике быстрая езда и лихачество в несколько раз ускоряют истирание автопокрышек, нежели у внимательных и уравновешенных водителей. Большой пробег автотранспорта приумножает нагрузку на колеса. Например, авто, используемое в качестве такси, быстрее изнашивается, чем тот же автомобиль, применяемый для езды на дачу.
  • Уход со стороны автовладельца в немалой степени влияет на изнашивание протектора шины. Своевременная починка, диагностирование скрытых дефектов, смазка, надлежащее хранение и профилактика ТС на станции ТО увеличивают срок службы.
  • Качественные характеристики как зимней, так и летней резины влияют на безопасность езды. Некачественное и дешевое колесное покрытие приводят к его частой замене.
  • Дефекты в подвесках напрямую затрагивают техническое состояние автоколес.
  • Неправильная установка колес и некорректная накачка воздухом приводят к различным повреждениям.
  • Своевременное сезонное «переобувание» летних шин и зимних положительно сказывается на сцеплении с поверхностью грунта и предотвращает преждевременное протирание.
  • Процент изношенности увеличивается, если машину часто заносит либо происходит волочение колес.

Шины для ведущей оси с блочным рисунком протектора имеют способность подвергаться продольному гребенчатому износу, когда набегающий край изнашивается меньше сбегающего. Способ лечения этого вида износа — устранение причин и изменение направления вращения колеса на противоположное.

Неблагоприятно на шину влияют и резкие разгоны и торможения, а также крутые повороты. При резких разгонах и торможениях прогрессирует продольный гребенчатый износ, а между блоками протектора шины могут возникать трещины (особенно на низкопрофильных новых шинах с высоким протектором). При экстренном торможении и/или неисправности тормозов могут возникнуть и так называемые «ползуны».

Что касается крутых поворотов, то полностью избежать их на практике не всегда возможно. Однако в большинстве случаев такое «заламывание» происходит по причине безответственности водителя (низкой культуры вождения). Подробнее основные виды неравномерного износа и методы борьбы с ними рассмотрим в таблице «Виды неравномерного износа и рекомендации по их устранению».

Когда требуется замена

У каждой покрышки есть свой предел допустимого износа шин. Для автовладельца крайне важно определить наступление этого момента, когда старая резина уже непригодна к дальнейшей эксплуатации, и требуется новый комплект.

Автомобильная шина устройство и виды износ шин и его причины

При этом мало кто готов делать это раньше положенного срока, когда очевидных признаков потери ресурса нет. Всем хочется максимально использовать потенциал комплекта, прежде чем тратить деньги на новый.

Есть определённые нормы износа для шин, предусмотренные для грузовых и легковых автомобилей. Основополагающим фактором для своевременной замены является периодическая ревизия покрышек.

Специалисты советуют выполнять замену при возникновении одной из следующих ситуаций.

  1. Предел износа достиг своего максимума. Подробнее об этом расскажем немного позже. Большинство современных покрышек имеют соответствующие индикаторы. Также есть альтернативные методы определения ресурса резины. На практике комплекты шин меняют через 40-50 тысяч километров. Но срок эксплуатации зависит от целого ряда факторов.
  2. Наблюдается ненормальный износ. Про их разновидности вы уже знаете. Первоочередной задачей будет поиск и устранение причин, из-за которых износ сопровождается нехарактерными для нормальной эксплуатации признаками.
  3. Между глубиной канавок на шинах одной оси разница превышает 5 мм. Это негативно отразится на управляемости транспортного средства. В ваших же интересах заменить комплект.
  4. На шинах имеются повреждения. Вне зависимости от причин и обстоятельств, даже незначительные механические дефекты постепенно могут увеличиваться. Это оборачивается внезапной разгерметизацией и разрывом, что особенно опасно при движении на большой скорости.
  5. Несоответствие покрышек рекомендациям производителя. Кто-то специально ради экономии устанавливает шины, которые не соответствуют регламенту. Другие при продаже покупают самый дешёвый комплект, лишь бы не продавать машину вообще без колёс. Такие покрышки использовать нельзя.
  6. Колёса не отвечают требованиям производителя. Здесь речь о выборе неправильного типоразмера, нагрузок и несоблюдении нагрузок.

Что же касается норм по износу, то существуют свои регламентированные значения, в зависимости от типа транспортного средства и используемых покрышек.

  • В случае с автобусами предел износа составляет 2 миллиметра.
  • У грузовиков нельзя допускать износ в 1 миллиметр.
  • У мотоциклов значение ещё меньше, и составляет 0,8 мм.
  • Применительно к легковым машинам предел достигает 1,6 мм.

В РФ и странах Европы сейчас действуют одинаковые нормативы относительно износа автомобильных покрышек.

Для зимнего периода значение составляет от 4 до 6 миллиметров, а для летнего озвученные выше 1,6 мм. Это предельные значения. Летний тип шин можно безопасно эксплуатировать, если высота их протектора составляет минимум 2-3 миллиметра.

Долговечность резины

Производители ограничивают максимальный срок службы автомобильных скатов периодом 10 лет. По его истечении покрышки нужно выбросить независимо от степени износа, даже если машина долго стояла в теплом гараже. На эксплуатирующемся авто резина начинает терять свойства спустя 4 года.

Как выявить приличный возраст изделия: глубина протектора не новой летней шины бывает поразительно большой, но на поверхности заметны многочисленные трещины. Это результат пересыхания и потери материалом эластичности. Покупать и ездить на старых покрышках точно не следует.

Конкретный тип износа определяется при помощи различных индикаторов, индивидуальных для каждой марки шин.

Типы износа шин, причины и устранение

Нормальный износ

Этот вид характерен для стандартной эксплуатации машины. Зависит в основном от месторасположения колеса. Для такого типа нормален неравномерный износ обеих пар шин.

Желательно периодически менять задние и передние колёса местами для обеспечения равномерного износа.

На управляемые колёса приходится увеличенная нагрузка. Боковые поверхности — самая изнашиваемая часть покрышек. У размещённой на ведущем мосту пары колёс износ средней части в несколько раз сильнее по сравнению с ведомой парой. Объясняется это тем, что середина покрышки находится в большем взаимодействии с асфальтом.

У заднеприводных машин передние колёса истираются в основном по бокам, в то время как задние — посередине.

Слева передние колёса с нормальным износом, справа задние

Причиной обоих видов истирания протектора является повышенное либо пониженное давление в колёсах. Центральный износ фиксируется при излишне высоком давлении, когда с поверхностью дороги контактирует только середина колеса.

Двусторонний износ, напротив, характерен для низкого давления: шины контактируют с поверхностью трассы большей площадью, что приводит к истиранию боков резины.

Дисбаланс колёс нередко становится причиной ненормального износа шин. Чаще всего фиксируется на колёсах передней оси. Устранить дефект можно обычной балансировкой, при этом проводится она до полной потери покрышкой своей формы.

Если балансировка была проведена, но покрышки всё так же изнашиваются, значит, проблема кроется в подвеске. Для её устранения достаточно провести диагностику и ремонт амортизаторов или рычагов.

Одиночное пятно износа возникает в случаях резкого аварийного торможения.

Пятна могут быть по всей поверхности хаотичные и мелкие, а могут быть и единичные крупные следы торможения

Пилообразный

Страдают от него обычно блочные протекторы колёс на ведущей оси. Его причиной становится деформация колеса, проявляющаяся в случае протаскивания блоков по асфальту. В такой ситуации защитное покрытие резины полностью истирается.

Чешуйчатый

Автомобильная шина устройство и виды износ шин и его причины

Зубцеобразный, или чешуйчатый, износ, характерный для колёс грузовых автомобилей, является следствием перегрузок. При его наличии желательно проверить внутреннюю сторону покрышек на наличие трещин. Велика вероятность того, что такой тип износа возник в результате неправильного подбора шин при максимальной нагрузке.

С одной стороны передних колёс могут образовываться острые края. Причина этому — неаккуратный стиль вождения и плохое дорожное покрытие. На гравийных трассах резина быстро приходит в негодность из-за высокого абразивного износа и появления трещин, царапин и разрывов. Повышение температуры покрышки во время быстрой езды может стать причиной расслоения её составных деталей.

Волочение

Один из типов износа шин, устанавливаемых на грузовые автомобили. Фиксируется при разнице внешних диаметров, давления или глубины протектора пары колёс на одной оси. Это может стать причиной волочения меньшей шины за большей, ее проскакивания и постоянного торможения.

Край покрышки стёрт вследствие волочения

Протаскивание характерно и для одной шины со слишком высоким или низким давлением и неправильно подобранным диском. При нормальном давлении в шине пятно контакта с трассой равномерно распределяет нагрузку. При отклонении в большую или меньшую сторону от допустимой нормы размеры пятна меняются, и нагрузка перераспределяется неравномерно. Локальный износ может стать причиной разбалансировки колёс.

Характерен для устанавливаемых на ведущую ось колёс с блочным типом протектора. Отличается большим износом сбегающего, а не набегающего края резины. Избавиться от него можно, сменив направление вращения колеса.

Резкие торможения и разгоны, крутые повороты не самым благоприятным образом влияют на резину автомобиля. Такое вождение приводит к продольному гребенчатому износу, сопровождающемуся разрывом шин и появлением трещин в канавках протектора, что особенно характерно для низкопрофильной резины. Аварийное торможение или неполадки тормозной системы могут стать причиной появления так называемых «ползунов».

Избежать крутых поворотов на практике практически нереально: они чреваты «заламыванием» резины. Однако чаще всего причиной такого типа износа становится сам водитель и его стиль вождения.

Рекомендуем проверить в первую очередь. Если шины отслужили отведенный им срок, дальнейшая эксплуатация не представляется рациональной. Сделать это несложно – дата состоит из двух цифр: номер недели и год выпуска, наносится на внешнюю сторону резины. Если при осмотре машины обнаруживается, что цифры на каждом колесе отличаются, то это свидетельствует о неодновременной замене колес. О причине замены, если срок эксплуатации еще не подошел, следует поинтересоваться у продавца.

Автошины – гарант безопасности на дороге. При осмотре автомобиля и бу резины проверьте следующее:

  • Год выпуска резины;
  • Износ покрышки;
  • Глубину протектора;
  • Следы ремонта протектора;
  • Степень стертости сцепных кромок;
  • Наличие микротрещин;
  • Порезы и следы ремонта шины.

Каждый из параметров по-своему важен, а потому игнорирование хотя бы одного из них может существенно снизить уровень безопасности на дороге.

Способы определения износа

Далее нужно узнать, как можно самому определить износ шин. В действительности здесь нет ничего сложного. Даже для автомобилиста, который совсем недавно примерил на себе такую роль.

Используя уже имеющиеся метки идентификации износа, предусмотренные производителем на его шинах, либо применяя простой инструмент, можно быстро решить поставленную задачу. Если метка не достигла своего предельного значения, смело продолжайте эксплуатацию автомобиля на нынешнем комплекте резины.

Получить ответ об износе можно с помощью:

  • Индикатора;
  • цифрового индекса;
  • цвета;
  • измерения глубины;
  • подручных инструментов.

Теперь каждый из представленных вариантов стоит рассмотреть отдельно.

Индикатор на шине

причины износа шин

С помощью индикатора износа на шине проще всего выполнять поставленную перед автомобилистом задачу. Фактически это небольшой резиновый столбик фиксированной высоты. Чаще всего 1,6 миллиметра, но бывают другие, в зависимости от самой покрышки и её назначения.

Здесь не приходится высчитывать процент или следовать определённому алгоритму перед тем, как определить текущую степень износа автомобильных шин. Просто периодически проводите ревизию.

Когда уровень протектора окажется на одной линии или на одинаковой высоте с этим индикаторным блоком, ресурс покрышки подошёл к концу. Её нужно менять в ближайшее время.

Отыскать сам индикатор также просто. На боковой стороне ищите соответствующую метку. Обычно это:

  • треугольник;
  • логотип производителя;
  • значок TWI.
Читать далее:  Субару XV 2018 года характеристики комплектации и цены нового полноприводного кроссовера

Есть шинные производители, которые используют в конструкции промежуточные элементы индикации износа. При их достижении в условиях сухого асфальта и покрытия продолжать эксплуатацию можно. Но вот сцепление с влажной дорогой значительно ухудшится.

Ещё с износом протекторов шин можно разобраться с помощью цифровых индексов.

Тут также нет ничего сложного в том, как самостоятельно узнать текущий износ своих шин. В протекторах и ламелях с завода предусмотрены цифровые индикаторы, отличающиеся между собой разной глубиной.

Самое большое значение зачастую это выдавливается на небольшой глубине. А самая маленькая (4 или 2) на максимальной. По мере того, как покрышки изнашиваются, цифры постепенно стираются. Степень износа определяют по тому, какая наибольшая цифра осталась читаемой. Когда последний индикатор стёрся, это говорит нам о том, что на покрышке наблюдается критическая потеря ресурса.

При этом сами индикаторы бывают 3 типов:

  • Ряд из цифр со значениями от 2 до 4. Маркировка осуществляется в миллиметрах.
  • Ряд из цифр, но уже в процентном соотношении в зависимости от высоты оставшегося протектора на резине.
  • Элемент индикации в виде одного сегмента с цифрой. Причём выполняют её так, что каждый следующий сегмент располагается на определённой глубине. Когда покрышка стирается, появляются следующие цифры. Здесь также используются миллиметры.

Схема определения достаточно удобная и универсальная. Позволяет достаточно быстро понять, на сколько ещё хватит ресурса покрышки.

Интересный и не совсем обычный вариант того, как можно проверить степень износа шин. Это делается с помощью изменяемого цвета.

Это достаточно новый метод, потому в продаже встречается не так много комплектов резины с подобным методом определения.

При этом на практике предельно просто разобраться в том, как определить текущий износ своей резины на автомобиле. Когда происходит истирание до критических значений, шина приобретает яркий цвет. Это позволяет даже без детального рассмотрения понять, что ресурс подходит к концу.

Измерение глубины

Все представленные выше индикаторы удобные в применении, но фактически дают только условные значения. В полной мере и максимально точно показать износ они не способны.

Если вам нужны точные значения, следует воспользоваться специальным измерителем. Этот прибор создан специально для тех, кому важно знать, как самому определять степень износа шин.

Прибор вставляется в протектор в нескольких точках. На устройстве есть разметка. Если уровень оказался выше, чем существующие нормы, тогда можно продолжить эксплуатацию. Но при пониженных показателях в точках измерения комплект следует менять.

Подручные средства

Не все хотят тратить деньги на приобретение специального измерительного устройства. В этом и нет острой необходимости, когда под рукой имеется обычная линейка или штангенциркуль. С помощью таких простейших инструментов можно быстро получить ответ на интересующий автомобилиста вопрос.

износ по по краям

Применяя штангенциркуль, его щуп опускается на дно канавки и фиксируется значение. Точно так же операция проводится с использованием линейки.

Также хорошим подручным средством для экспресс-анализа станет самая обыкновенная монета. Если взять монету номиналом в 2 рубля, вы сможете довольно точно понять, сильно изношена шина или нет. Для этого в канавку помещают монету так, чтобы голова орла была направлена вниз. Если при погружении вы не видите голову птицы, износ нормальный, продолжать эксплуатацию можно.

Ещё отлично подходит монета номиналом 1 евро. Для легковых машин монетка опускается в канавку. Если золотой ободок исчез, с заменой спешить не нужно.

Самостоятельно разобраться с текущим износом автомобильных шин можно даже подручными средствами. Тут главное периодически проводить ревизию и вовремя определять наличие проблем.

Рекомендации для продления ресурса шин

Каждый автовладелец по объективным и всем понятным причинам хочет тратить на машину меньше, получая от неё максимум возможностей. Покрышки, даже если приобретать недорогие комплекты, всё равно подразумевают внушительную статью расходов.

Чтобы уменьшить интервал между покупками новых шин, продлив срок службы старым, достаточно соблюдать несколько простейших правил.

  • После замены покрышек и в рамках ремонта, либо обслуживания, требующего снятия колёс, обязательно проводите проверку развал-схождения. Если балансировка будет выполнена неправильно, начнётся ускоренный и неравномерный износ. Параллельно машину начнёт кренить в одну сторону.
  • Соблюдайте все предписанные автопроизводителем требования при выборе резины для своего транспортного средства. Перед покупкой сверяйтесь с технической документацией.
  • Хотя бы 1 раз в неделю перед поездками и во время остановок при длительных путешествиях проверяйте показатели давления в шинах. Сверяйте их с рекомендуемыми. И при необходимости подкачивайте или спускайте.

Важно понимать, что износ является неотъемлемой составляющей жизни любого автомобиля. Естественного износа бояться не стоит, поскольку с ним сталкиваются абсолютно все.

Если же вы наблюдаете признаки ненормального износа покрышек, нужно выяснить причину его появления, а затем заменить комплект резины. Грамотная эксплуатация сэкономит ваш бюджет и защитит от серьёзных последствий, к которым может привести износ.

Виды износа протектора – о каких неисправностях говорит неравномерный износ

износ средней части протектора

Важно знать, какие разновидности проблемы бывают. Покрышка может иметь естественный/нормальный износ. В этом случае протектор изнашивается примерно равномерно, с небольшими нюансами, связанными с местом установки, уровень истирания для передней и задней оси всегда разный. Такие повреждения проявляются на большом пробеге, являются нормой. Определить естественное снашивание покрышки можно по индикаторам, они показывают необходимость замены резины.

Ниже рассмотрим виды износа, являющиеся следствием разных поломок и других причин.

  • Износ плечевых зон, причем двухсторонний и симметричный. Характеризуется равномерным стиранием протектора по краям ската. Причина неправильно подобранный размер колесного диска, неверно подобранное давление воздуха, повышенная нагрузка. Причина может быть одной или комплексной.
  • Стирание по центру ската. При такой ситуации можно говорить о плохом контакте автошины с покрытием. Колесо в таком случае менее управляемо. Происходит при перекачивании покрышки.
  • Диагональная вмятина на протекторе. Зачастую совмещается с явными признаками стирания рисунка. Происходит в случае постоянных перегрузов автомобиля. Чаще встречается на задних осях машин с передним приводом.
  • Выпуклый износ плечевых блоков. Заметить его непросто. Характеризуется неравномерным стиранием блока, одна часть уменьшена, другая остается практически целой. Заметить такое можно только наощупь. Происходит такое при повреждении шаровых опор и подшипника ступицы.
  • Одиночные пятна. Встречается чаще всего на машинах без ABS. При резком торможении или маневрировании колеса блокируются, это приводит к недолгой поездке на шине, как на лыже. В этот момент она и стирается в одном месте. Заметить такие проблемы бывает не просто. После каждого торможения с блокировкой, осматривайте колеса.
  • Плоское пятно. Это деформирование шины в одном месте. Появляется после длительной стоянки.
  • Односторонний износ покрышки. Появляется как следствие неправильного схождения колес. В результате шина получает неравномерную нагрузку, это и приводит к такой проблеме. Причем стирание происходит быстро, иногда достаточно проехать 10-20 км, чтобы полностью стереть край. Иногда может появляться при неравномерном размещении груза.
  • Вмятины на боках и протекторе. Выглядит как бугорки и мелкие вмятины по всей шине. Происходит при неисправной подвеске, в результате большого количества ударов силы разной степени. Обычно происходит подобное из-за неисправных амортизаторов.
  • Грыжи и трещины. Это выпуклости и линейные повреждения автошины. Происходят при боковых ударах по покрышке. Иногда могут быть следствием эксплуатации с малым давлением, или же просто в связи со старением материала.

Разновидностей повреждений немало, зная, как они выглядят можно своевременно диагностировать проблему.

Согласно ПДД, минимально допустимая величина протектора для легковых автомобилей составляет 2 мм. Проблема заключается в том, что для многих типов шин подобный износ является критическим, указывающим на полное «облысение» рабочей части. Например, высота протектора новых зимних моделей колеблется в диапазоне 8–10 мм. Подобная резина теряет дорожные свойства после истирания до 3–4 мм, поэтому измерять работоспособность колес в абсолютных величинах нельзя.

При изготовлении шин внутри протектора выставляются специальные индикаторные метки высотой 1,6 мм и более (зависит от типа и модели резины). Когда рабочая поверхность сравнивается с индикатором, скат однозначно пора выбрасывать. Некоторые производители (Matador, Nokian и другие) делают ступенчатое тиснение различной глубины в виде цифр, исчезающих по мере истирания.

Z = (Amax – B) / (Amax – Amin) x 100%.

В данной формуле:

  • Z – показывает степень изношенности резины в процентах;
  • Amax – начальная глубина протектора новых скатов;
  • В – реальная высота, полученная в результате замеров;
  • Amin – минимально допустимая высота для данной модели шин.

Измерения выполняйте в разных местах, для расчета используйте наименьшее значение.

Значение Amin можно принимать 2 мм для летних шин, на зимних скатах принимайте за основу показатель 3–4 мм. Величину начального размера Amax выяснить сложнее, поскольку данный параметр зависит от типа шин и не всегда прописывается на боковой части. Ориентируйтесь на средние показатели глубины протектора, соблюдаемые большинством производителей:

  • покрышки зимние повышенной проходимости с направленным рисунком скандинавского типа – 10 мм;
  • традиционная зимняя резина – 9 мм;
  • скаты скоростные с направленным рисунком, предназначенные для холодного периода года, – 7 мм;
  • классические летние покрышки с развитым рисунком, противостоящие аквапланированию, – 8 мм;
  • для протекторов скоростных летних шин – 7 мм.

Выяснив реальный процент износа резины, нетрудно подсчитать оставшуюся долю по формуле 100 – Z. Если речь идет о проверке собственных колес, то по расчетным данным автолюбитель сможет примерно определить оставшийся пробег. Одно условие: нужно фиксировать момент установки новых покрышек, делая запись показаний одометра.

При покупке изделий б/у остаточная глубина рисунка даст весьма приблизительное представление о сроке дальнейшей эксплуатации. Ведь предшествующий пробег скатов неизвестен, как и условия эксплуатации. Поэтому приобретение поезженных колес остается своеобразной лотереей.

Неравномерным износом шины называется неодинаковый износ в различных зонах протектора. Его не следует путать с неравным износом, при котором шины изнашиваются с разной скоростью, в зависимости от места установки, но равномерно по всей протекторной части шины.

Износ шин — главный «убийца» грузовых шин. Потери транспортных парков из-за преждевременно вышедших из строя шин по причине неравномерного износа в несколько раз больше, чем по причине повреждений!

Следствием неравномерных износов шин на транспортном средстве являются ускоренный износ шин, повышение расхода топлива, повышенный износ элементов подвески, увеличение риска аварии и т. п.

Если износ автошин диагностирован в прогрессирующей, явно заметной стадии, как правило, устранить его уже невозможно. Можно лишь снизить скорость его развития. Поэтому очень важно не запустить развитие износа шин. Для этого вы должны знать виды износа автошин, их признаки, причины возникновения и методы устранения.

Основные типы индикаторов

ест внутреннюю часть резины

Самый простой — определитель объемного типа, который функционирует просто и понятно. В процессе стирания протектора он начинает сравниваться с высотой, на которой располагается маячок. Это означает, что покрышка должна подлежать замене. Сегодня производители оснащают резину не только основным, но и промежуточными индикаторами, чтобы водитель мог заблаговременно отслеживать стирание рисунка и подготовиться к замене.

Несколько по иному выглядит цифровой индикатор на шинах. Представляет собой цифры, выдавленные в покрышке на определенной глубине. Самая маленькая цифра (обычно 2) находится на наибольшей глубине и наоборот. В процессе эксплуатации протектор будет изнашиваться, а сами цифры, соответственно, исчезать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
AutoJiza
Adblock
detector