Для чего нужно масло в двигателе автомобиля и какие функциионо выполняет ликбез по моторным маслам

Зачем нужно моторное масло в двигателе и когда его лучше менять

Как правило, каждый автолюбитель знает, что в двигателе автомобиля присутствует моторное масло, которое необходимо для смазывания трущихся деталей. При этом далеко не все понимают, какие еще важнейшие задачи выполняет масло кроме смазывания. Также многие автовладельцы затрудняются ответить, для чего нужна замена масла в двигателе строго по регламенту или даже раньше срока.

Далее мы поговорим о том, как моторное масло влияет на работу ДВС и почему нужно менять масло в двигателе. Также  будет рассмотрен вопрос, когда менять масло в двигателе и почему оптимально производить такую замену смазки с учетом определенных условий, факторов и особенностей.

Итак, на раннем этапе развития двигателей смазочная жидкость была необходима для смазки шеек коленвала, а также для отвода продуктов износа и избытков тепла в картер силового агрегата. В дальнейшем масло также стали подавать в ГРМ, а также была реализована смазка цилиндров.

В современных двигателях моторное масло фактически является гидравлической жидкостью для всех узлов и механизмов внутри ДВС. Ответить на вопрос, зачем двигателю моторное масло, можно достаточно просто.

Смазочная жидкость защищает детали и трущиеся поверхности от сухого трения, формируя на них устойчивую масляную пленку. Однако и это еще не все.

Получается, базовые функции современного моторного масла следующие:

  • защита деталей от сухого трения и преждевременного износа;
  • снижение потерь на трение, энергосбережение;
  • защита от появления коррозии;
  • охлаждение трущихся поверхностей, защита от перегрева;
  • выведение из зон трения продуктов механического износа (металлической стружки);
  • нейтрализация химически активных соединений, удаление нагара, сажи, и других продуктов, которые образуются после сжигания топлива в цилиндрах.

Для чего нужно масло в двигателе автомобиля и какие функциионо выполняет ликбез по моторным маслам

Прежде всего, любое масло для двигателя состоит из базовой масляной основы и пакета специальных присадок, которые добавлены в такую основу. Присадки отвечают за стабильность масляной пленки и вязкость масла (вязкостные присадки), очистку деталей двигателя (моющие присадки) и т.д.  Именно благодаря  таким присадкам смазочная жидкость получает многие уникальные свойства и характеристики.

Однако важную роль играет и сама масляная основа, в зависимости от которой масла делятся на:

  • минеральные;
  • полусинтетические;
  • синтетические;

Минеральные моторные масла являются «натуральными», так как их изготавливают из нефти. Такие смазки наиболее простые в производстве и доступные по цене. Однако данные продукты имеют самую высокую вязкость при низких температурах (минеральное масло в условиях холодов сильно густеет), угорают в процессе работы двигателя, быстрее остальных окисляются и стареют.

На практике это означает, что их нужно менять чаще, чем полусинтетику или синтетику.

Зачастую такие смазочные жидкости используют в двигателях с большим пробегом, так как повышенная вязкость «минералки» позволяет сформировать более толстую масляную пленку и несколько компенсировать увеличенные  от износа зазоры между деталями. В результате двигатель работает тише, уменьшаются ударные нагрузки и т.д.

  • Синтетические моторные маслаявляются маловязкими и делятся на ПАО-синтетику и гидрокрекинг. Первый вариант является наиболее качественным и дорогостоящим продуктом, такое масло изготавливают не из чистой нефти, технология изготовления сложная и трудоемкая.

Гидрокрекинг (HC) немного хуже по качеству, при этом такой продукт заметно дешевле в производстве. В двух словах, гидрокрекинговое масло представляет собой нефтяную основу, которую путем специальной обработки максимально приближают по свойствам к ПАО маслам.

Синтетические продукты имеют стабильную вязкость как при низких, так и при высоких температурах, отличаются увеличенным сроком службы. Смазка сохраняет свою текучесть и формирует устойчивую пленку, в результате двигатель надежно защищен в любых условиях (как во время холодного пуска, так и после выхода на рабочие температуры).

  • Что касается полусинтетического масла, фактически такой продукт является смешиванием двух основ. Другими словами, в минеральную основу добавляется 30-50% дорогостоящей синтетики.

Для чего нужно масло в двигателе автомобиля и какие функциионо выполняет ликбез по моторным маслам

Готовый продукт  получается лучше «минералки» по свойствам и дешевле чистой синтетики, представляя собой сбалансированное решение по соотношению качества и цены.

Еще добавим, что сегодня практически отсутствует понятие «зимнего» и «летнего» моторного масла, так как все продукты являются всесезонными.

Другими словами, если раньше водитель был вынужден менять масло по сезону, отдельно заливая на зиму «жидкие» маловязкие масла для облегчения холодного пуска и более «густые» смазки на лето для улучшения защиты двигателя при высоких температурах, современные моторные масла подходят для круглогодичного использования.

Общая информация о моторных маслах. Предназначение, разновидности, различия, стоимость

Зачем нужно моторное масло? Какие типы масел бывают и чем они отличаются? Из чего складывается цена масла? Какое масло лить в двигатель? На эти вопросы в моем блоге отвечает компания “Роснефть” – один из крупнейших производителей моторных масел на российском рынке. В серии из двух постов будет краткий ликбез в формате “вопрос-ответ”. Это первый пост. Поехали!

Читать далее:  Замена акпп на мкпп своими руками: плюсы и минусы

Какую функцию выполняет моторное масло?

Моторное масло выполняет три основных функции. Во-первых, оно смазывает трущиеся детали двигателя. Во-вторых, очищает двигатель. И в третьих, охлаждает его.

Чем отличаются моторные масла?

Моторные масла отличаются основой. Она может быть синтетической (например, Роснефть Premium), полуcинтетической (например, Роснефть Maximum) или минеральной (например, Роснефть Optimum). Также масла отличаются вязкостью и набором присадок.

В чем разница между минеральным, полусинтетическим и синтетическим маслом?

Что выбрать – минералку, полусинтетику или синтетику?

По эксплуатационным характеристикам синтетические масла, конечно же, превосходят минеральные и полусинтетические масла. Это сказывается и на интервале замены масла, и на низкотемпературных свойствах и других свойствах. В ассортименте компании есть современные, полностью синтетические моторные масла, отвечающие самым жестким требованиям автопроизводителей.

Для современных, высокотехнологичных автомобилей лучше применять синтетические масла. Полусинтетические масла хорошо подходят для автомобилей, работающих в легких климатических условиях. Или, как и минеральные масла, с целью экономии средств. Но независимо от масляной базы все продукты должны содержать все необходимые присадки.

Что такое присадки и какова их роль в составе моторного масла?

Для изготовления современных моторных масел, использовать только качественную базу недостаточно. Как мы и говорили ранее о функциях моторного масла, наряду со смазыванием и охлаждением, оно должно очищать двигатель. Эту функцию, как раз, выполняют дополнительные химически активные компоненты – присадки.

От комплекса этих свойств зависит качество конечного продукта, и, используя несбалансированный состав присадок, а всего в моторное масло входит около 20 присадок различного функционального назначения, нельзя получить качественный современный продукт.

Поэтому к качеству и выбору присадок уделяется очень большое внимание, и в нашей продукции используются современные присадки от международных компаний, прошедшие множество моторных испытаний.

Что такое промывочное масло?

Промывочные масла – это, как правило, масла с повышенным содержанием моющих компонентов, либо, как в случае с нашими промывочными маслами, использование масла с низкой вязкостью. То есть, при «промывке» двигателя масло за счет отличной циркуляции выводит все возможные отложения.

Также, следует отметить, что при использовании моторных масел Роснефть Premium, Maximum и Optimum использовать промывочные масла нет необходимости, так как эти масла в своем составе уже содержат весь необходимый перечень функциональных присадок.

Что такое трансмиссионное масло?

Трансмиссионные масла, как понятно из названия, предназначены для трансмиссий автомобиля. Такие масла используются как в коробках переключения передач, так и в дифференциалах.

В отличие от моторных масел, трансмиссионные масла выполняют в основном защитную функцию, так как ресурс трансмиссионных масел минимум в два раза больше чем ресурс моторных масел.

Для чего нужно масло в двигателе автомобиля и какие функции оно выполняет: ликбез по моторным маслам

Что означают маркировки на моторном масле?

Маркировки на моторном масле говорят о предназначении и эксплуатационных характеристиках масла. Также масло может быть сезонным (для лета или для зимы) или всесезонным. Все современные моторные масла Роснефть являются всесезонными.

В настоящее время основной системой классификации моторных масел по вязкости является  классификация SAE (Общество автомобильных инженеров). Классификация SAE позволяет оценить такие показатели, как вязкость при низкой и высокой температуре, прокачиваемость и пусковые свойства масла.

Например, в масле Роснефть Premium SAE 5W-40 первая часть маркировки – 5W – характеризует вязкость зимой, при низких температурах (W- winter), цифра 40 характеризует вязкость при рабочей температуре двигателя. Чем больше число, тем более вязким является масло.

Также на этикетках можно найти и буквенные обозначения, например, начинающиеся с букв API. Это классификация масла по системе Американского института нефти. Она делит масла на две категории: S – масла для бензиновых двигателей и C – масла для дизельных двигателей грузовых автомобилей.

Что такое прокачиваемость и проворачиваемость масла?

Эти параметры характерны для низкотемпературных свойств моторного масла. Все современные моторные масла классифицируются, уже упомянутой, ассоциацией SAE.

Обычному потребителю наиболее важны эксплуатационные свойства масла, и поэтому стоит в первую очередь обращать внимание на низкотемпературную проворачиваемость.

Для чего нужно масло в двигателе автомобиля и какие функции оно выполняет: ликбез по моторным маслам

Несмотря на то, что это лабораторный тест, проворачиваемость сопоставима с возможностью запуска двигателя при низких температурах окружающего воздуха.

Как определить поддельное моторное масло?

Моторные масла Роснефть не подделывают вообще. Однако при покупке все равно нужно быть осторожнее. Первое, на что стоит обратить внимание – крышка. На ней должны быть пломбировочные усики. Их крайне сложно подделать, поэтому у емкости с поддельным маслом крышка чаще всего просто приклеена к горловине.

Также нужно обратить внимание на состояние тары. Она должна быть новой на вид, без повреждений. Злоумышленники нередко скупают пустую тару и заполняют ее поддельным маслом. Также стоит обратить внимание на спайку на таре. Она должна быть ровной и одинаковой по всей длине.

Должно ли хорошее масло быть дорогим? Можно ли покупать недорогое масло масло?

Основные функции и свойства моторного масла

Запись опубликована 04.08.2010 автором dimalgor.

  • Обеспечивать чистоту деталей двигателя за счет высоких моющих, диспергирующе-стабилизирующих и солюбилизирующих свойств по отношению к различным нерастворимым загрязнениям.
  • Способствовать легкому холодному пуску двигателя, обеспечивать хорошую прокачиваемость при холодном пуске и надежное смазывание в экстремальных условиях при высоких нагрузках и температуре окружающей среды за счет оптимальных вязкостно-температурных свойств.
  • Отводить тепло от нагретых деталей двигателя, обеспечивать надежную работу двигателя при высоких температурах в зоне цилиндропоршневой группы и в зоне картера за счет высокой термической и термоокислительной стабильности.
  • Обеспечивать надежную смазку деталей двигателя при любых режимах его работы за счет высоких антифрикционных, противоизносных и противозадирных свойств.
  • Нейтрализация коррозионно-агрессивных компонентов, накапливающихся в процессе эксплуатации двигателя (продукты неполного сгорания топлива, а также воздействия кислорода воздуха и воды на материал деталей двигателя) за счет высоких противокоррозионных и защитных свойств.
Читать далее:  Стоит ли покупать Mazda 3 2019 года

Для чего нужно масло в двигателе автомобиля и какие функции оно выполняет: ликбез по моторным маслам

Для придания необходимых эксплуатационных свойств или улучшения имеющихся (за счет оптимизированного состава базовой основы) в масло добавляют функциональные присадки.

Все моторные масла выпускаются с присадками, их число достигает до 8 различных соединений, а общее массовое содержание – до 25%. Почти все присадки, как одиночные, так и пакеты, поставляются на маслосмесительные заводы в виде растворов присадок в масле, содержащих около 50% активного вещества.

  • моющие
  • диспергирующие
  • антиокислительные
  • противокоррозионные
  • антифрикционные (модификаторы трения)
  • противоизносные
  • депрессорные
  • загущающие (модификаторы вязкости)
  • противопенные

Моюще-диспергирующие свойства характеризуют способность масла обеспечивать необходимую чистоту деталей двигателя, поддерживать продукты окисления и загрязнения во взвешенном состоянии.

Чем выше моюще-диспергирующие свойства масла, тем больше нерастворимых веществ – продуктов старения может удерживаться в работающем масле без выпадения в осадок, тем меньше лакообразных отложений и нагаров образуется на горячих деталях, тем выше может быть допустимая температура деталей (степень форсирования двигателя).

Кроме концентрации моюще-диспергирующих присадок на чистоту двигателя существенно влияет эффективность используемых присадок, их правильное сочетание с другими компонентами композиции, а также приемистость базового масла.

В композициях моторных масел в качестве моющих присадок используют сульфонаты, алкилфеноляты, алкилсалицилаты и фосфонаты кальция или магния и реже (по экологическим соображениям) бария, а также рациональные сочетания этих зольных присадок друг с другом и с беззольными дисперсантами-присадками, снижающими, главным образом, склонность масла к образованию низкотемпературных отложений (“шламов”) и скорость загрязнения фильтров тонкой очистки масла.

При работе двигателей на топливах с повышенным содержанием серы моющие присадки, придающие маслу щелочность, препятствуют образованию отложений на деталях двигателей также и путем нейтрализации кислот, образующихся из продуктов сгорания топлива.

Металлсодержащие моющие присадки повышают зольность масла, что может привести к образованию зольных отложений в камере сгорания, замыканию электродов свечей зажигания преждевременному воспламенению рабочей смеси, прогару выпускных клапанов, снижению детонационной стойкости топлива, абразивному изнашиванию.

Для чего нужно масло в двигателе автомобиля и какие функции оно выполняет: ликбез по моторным маслам

Наименее зольные масла необходимы для смазывания двухтактных бензиновых двигателей и двигателей, работающих на газе.

Антиокислительные свойства в значительной степени определяют стойкость масла к старению. Условия работы моторных масел в двигателях настолько жестки, что предотвратить их окисление полностью не представляется возможным.

Соответствующей очисткой базовых масел от нежелательных соединений, присутствующих в сырье, использованием синтетических базовых компонентов, а также введением эффективных антиокислительных присадок можно значительно затормозить процессы окисления масла, которые приводят к росту его вязкости и коррозионности, склонности к образованию отложений, загрязнению масляных фильтров и другим неблагоприятным последствиям (затруднение холодного пуска, ухудшение прокачиваемости масла).

Окисление масла в двигателе наиболее интенсивно происходит в тонких пленках масла на поверхностях деталей, нагревающихся до высокой температуры и соприкасающихся с горячими газами (поршень, цилиндр, поршневые кольца, направляющие и стебли клапанов).

Во внутренних полостях двигателя, заполненных масляным туманом, окисление более интенсивно.

Для чего нужно масло в двигателе автомобиля и какие функции оно выполняет: ликбез по моторным маслам

На скорость и глубину окислительных процессов значительно влияют попадающие в масло продукты неполного сгорания топлива. Они проникают в масло вместе с газами, прорывающимися из надпоршневого пространства в картер.

Ускоряют окисление масла частицы металлов и загрязнений неорганического происхождения, которые накапливаются в масле в результате изнашивания деталей двигателя, недостаточной очистки всасываемого воздуха, нейтрализации присадками неорганических кислот, а также металлорганические соединения меди, железа и других металлов, образующиеся в результате коррозии деталей двигателя или взаимодействия частиц изношенного металла с органическими кислотами. Все эти вещества – катализаторы окисления.

Довольно энергичными антиокислителями являются некоторые моюще-диспергирующие присадки, в частности алкилсалицилатные и алкилфенольные.

При длительной работе масла в двигателе интенсивный рост вязкости, обусловленный окислением, начинается после практически полного истощения антиокислительных присадок.

Смазочные свойства

Смазочные свойства включают в себя: антифрикционные свойства (снижение трения), противоизносные свойства (препятствие изнашиванию поверхностей трения контактирующих поверхностей) и противозадирные свойства (предотвращение задиров поверхностей и вырывания металла).

Антифрикционные свойства достигаются путем добавления различных модификаторов трения.

Читать далее:  Промывка топливной системы своими руками

Противоизносные свойства моторного масла зависят от химического состава и полярности базового масла, состава композиции присадок и вязкостно-температурной характеристики масла с присадками, которая в основном предопределяет температурные пределы его применимости (защита деталей от износа при пуске двигателя, при максимальных нагрузках и температурах окружающей среды).

При работе на топливах с повышенным или высоким содержанием серы, а также в условиях, способствующих образованию азотной кислоты из продуктов сгорания (газовые двигатели, дизели с высоким наддувом), важнейшей характеристикой способности масла предотвращать коррозионный износ поршневых колец и цилиндров является его нейтрализующая способность, показателем которой в нормативной документации служит щелочное число.

Различные узлы и детали двигателей, как правило, смазываются обычно одним маслом, а условия трения, изнашивания и режим смазки существенно различны. Подшипники коленчатого вала, поршневые кольца в сопряжении с цилиндром работают преимущественно в условиях гидродинамической смазки.

Множественность факторов, влияющих на износ деталей двигателей принципиальные различия режимов трения и изнашивания узлов затрудняют оптимизацию противоизносных свойств моторных масел.

Придание маслу достаточной нейтрализующей способности и введение в его состав дитиофосфатов цинка часто оказывается достаточным для предотвращения коррозионно-механического изнашивания и модифицирования поверхностей деталей тяжело нагруженных сопряжений во избежание задиров или усталостного выкрашивания.

Однако тенденция к применению маловязких масел для достижения экономии топлива и ограничение поступления масла к верхней части цилиндра для уменьшения расхода на угар требуют улучшения противоизносных свойств масел при граничной смазке.

Большое влияние на износ оказывает наличие в масле абразивных загрязнений. Их наличие в свежем масле не допускается, а масло, работающее в двигателе, должно подвергаться очистке в фильтрах, центрифугах, сепараторах. Уменьшению вредного действия абразивных частиц способствуют высокие диспергирующие свойства масла.

Противокоррозионные свойства моторных масел зависят от состава базовых компонентов, концентрации и эффективности антикоррозионных, антиокислительных присадок и деактиваторов металлов. В процессе старения коррозионность моторных масел возрастает. Противокоррозионные присадки защищают антифрикционные материалы (свинцовистую бронзу), образуя на их поверхности прочную защитную пленку.

Как выбрать масло? Ликбез по классификации

При покупке новой машины большинство из нас ездит на обслуживание к официальному дилеру. Но по окончании гарантии многие ищут другие сервисы и самостоятельно выбирают запчасти и масло для двигателя. На что же нужно обратить внимание?

Этот вопрос постепенно начинает терять актуальность — все чаще минеральная основа, полученная путем перегонки нефти, дополняется различными синтетическими компонентами и присадками.

Для чего нужно масло в двигателе автомобиля и какие функции оно выполняет: ликбез по моторным маслам

Таким образом получается полусинтетическое моторное масло — более доступная альтернатива премиальным продуктам, полностью синтетическим маслам.

Но, конечно, если вам требуется высококачественный продукт, устойчивый к перегреву, обладающий хорошими и стабильными смазывающими свойствами даже в условиях тяжелых нагрузок, то рекомендуем выбирать полностью синтетические масла.

Что такое вязкость?

Закодированное значение вязкости указывают цифры, которые вы видите на канистре, — например, 0W-40 или 5W-30 (так выглядит классификация моторных масел по SAE). 0W или 5W — это показатель низкотемпературной вязкости: чем меньше первая цифра, тем легче двигателю прокрутить коленвал в мороз.

Второе число — это вязкость при температуре 100 градусов по Цельсию. Чем оно больше, тем более вязким будет масло. Но тут важно понимать, что далеко не всегда конкретному двигателю нужна более высокая вязкость. Лишь производитель автомобиля знает, масло какой вязкости следует применять.

И ориентироваться надо только на его рекомендации.

Высокие требования, предъявляемые к моторным маслам, и множество контролируемых параметров породили разные стандарты уровня свойств масла.

Европейская система ACEA регламентирует смазочные материалы для бензиновых (A) и дизельных двигателей легковых автомобилей (B), низкозольные масла (C), мотоциклетные масла, а также масла для дизелей, работающих в тяжелых условиях (E).

Пример обозначения выглядит, например, так — A3/B4 — пример маркировки масла, пригодно как для бензинового, так и дизельного двигателя.

Для чего нужно масло в двигателе автомобиля и какие функции оно выполняет: ликбез по моторным маслам

Кроме того, нужно смотреть на допуски производителей — на канистре с каждым конкретным вариантом моторного масла указан целый ряд обозначений. Свои допуски дает практически каждый бренд — от «АвтоВАЗа» до Porsche.

Часто разные допуски бывают даже для бензиновых моторов одной марки!

Лучший способ — это открыть инструкцию по эксплуатации автомобиля и увидеть, какие диапазоны вязкости и классы качества допустимо использовать в двигателе. Если инструкция утеряна, то можно обратиться к любому официальному дилеру или попробовать найти ее в Интернете.

А можно обратиться непосредственно к производителям масла. Например, на российском сайте компании Shell, с которой мы и подготовили этот материал, есть функция онлайн-подбора масла. Все, что требуется, это просто выбрать марку и модель машины! Система выдает один или несколько подходящих продуктов, а дальше останется только доехать до любого из авторизованных магазинов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
AutoJiza
Adblock
detector