Дельные рекомендации по выбору монтажного автомобильного провода и кабеля

Маркировка монтажных проводов и кабелей

Главная отличительная особенность маркировки монтажных проводов и кабелей это заглавная буква М в начале маркировки.

  • Следующие буквы в маркировке обозначают основные характеристики и назначение проводов (кабелей).
  • Изоляции: В – ПВХ, П – полиэтилен; С – стекловолокно или спекаемая пленка; Ц – плёнка; Ш –полиамидный шелк;
  • Буква Г означает, что провод гибкий многопроволочный;
  • Буква Д означает двойную оплетку;
  • Л – лакировка провода;
  • Последняя буква Э, означает, что провод экранированный.
  • Буква Э после М означает что провод эмалированный.

8.1.1 Перед затяжкой проводов
необходимо проверить надежность соединения и крепления труб и блоков. Снять
заглушки с труб и убедиться в отсутствии мусора и влаги в трубах и каналах,
продувая их сжатым воздухом. На открытых концах труб должны быть установлены
пластмассовые втулки.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

8.1.2 Для затяжки проводов в трубы и
каналы необходимо: продуть трубопровод тальком; ввести в трубу или металлорукав
специальный трос, протяжную проволоку, а для кабельной канализации —
специальный трос или палки для протяжки кабеля; разместить бухты с проводом на
вертушках (по рисунку 8.1.1) или барабаны с кабелем, установленные на домкраты.
Информацию о тросах (стержнях) из стеклопластика смотри п. 8.8.3.

Если ведется затяжка пучков провода, заготовленных в
монтажно-заготовительных мастерских (МЗУ), то бухта с пучком провода также
должна разматываться с вращающихся на оси разматывающих устройств «вертушек».
Размотка отдельных проводов, пучков проводов или кабелей снятием петель с бухты
недопустима.

8.1.3 Затяжку производят двое рабочих. Один тянет проволоку,
а второй направляет провод (пучок проводов) с противоположной стороны трубы. В
вертикально проложенные трубы провода рекомендуется затягивать снизу вверх.
Затянутые в вертикальные участки труб провода необходимо крепить не более, чем
через 30 м.

Соединения и ответвления выполняются в соединительных или
протяжных коробках (ящиках).

8.1.4 Прокладка проводов и кабелей с
поливинилхлоридной изоляцией допускается при температуре не ниже минус 5 °С.

8.1.5 Механизированные способы прокладки описаны в разделе
8.8.

1 — вертушка с бухтой, 2 —
фильера; 3 — пучок проводов

Рисунок 8.1.1 Установка бухт для
размотки проводов

8.10.1 Каждая кабельная линия должна иметь свой номер или
наименование и в соответствии с проектом промаркирована. На бирке указывают:
номер кабеля или провода по кабельному журналу и марку провода, кабеля.

расчетный ток нагрузки

8.10.2 Маркировочные бирки должны быть установлены с обеих
сторон проходов через стены и перекрытия, у соединительных коробок и у концевых
заделок.

8.10.3 Бирки маркировочные, прикрепляют к кабелю с помощью
стальной оцинкованной проволоки диаметром от 1 до 2 мм, прочного шпагата,
металлических или пластмассовых лент.

8.10.4 Надписи на бирках могут быть выполнены несмываемыми
чернилами или гравировкой металлической чертилкой или клеймением с последующей
затиркой краской. Цвет краски или несмываемых чернил должен быть отличным от
цвета бирки.

8.10.5 Маркировочные надписи на соединительных коробках
должны наноситься несмываемой белой краской или готовыми маркировочными
этикетками с липким слоем.

8.10.6 Бирки закрепляют на каждом кабеле или проводе в
процессе прокладки.

треугольная — для контрольных кабелей и проводов;

круглая — для силовых низковольтных кабелей;

Дельные рекомендации по выбору монтажного автомобильного провода и кабеля

прямоугольная — для силовых высоковольтных кабелей.

8.10.8 Современное оборудование и материалы для выполнения
маркирующих надписей приведены в приложении В.

Маркировка монтажных проводов и кабелей

В процессе подбора проводов, которые используются для монтажа автомобильной проводки, чрезвычайно важно учесть ключевые факторы влияния на них внешней среды. Во время эксплуатации автопровода будут подвергаться вибрационным воздействиям, загрязняться топливом и машинными маслами, а также функционировать в условиях температурных колебаний.

Критерии выбора

Чтобы соединение проводов в зажимах автомобиля было надежным, к выбору электропроводки следует подойти ответственно. Когда покупается электропроводка автомобиля, в первую очередь следует учитывать требования пожарной безопасности. Как известно, автомобильные кабеля укладываются в кузове машины по порогам и углам, а также через соответствующие отверстия.

Изолента на проводке автомобиля

Даже в летнюю жару температура в салоне транспортного средства может достигать критических для проводки показателей. Соответственно, это сказывается на функциональности кабелей. Не менее негативно на них влияют и низкие температуры зимой. При укладке автомобильной проводки не рекомендуется использовать жесткие кабеля с плохой изоляцией, которая может быстро растрескаться. Впоследствии это может привести к замыканию и, как следствие, возгоранию.

Разумеется, для ликвидации растрескивания всегда можно использовать изоленту. Для изоляции лучше использовать тряпичную изоленту, она боле устойчива к механическим повреждениям . Но ведь не обмотаете же вы изолентой весь кабель, чтобы защитить авто? Для укладки должны использоваться только кабеля, соответствующие по току, а также эксплуатационным характеристикам в месте монтажа.

Кабеля в любом случае должны быть наиболее гибкими и иметь хорошую изоляцию, которая не будет твердеть на морозе и размягчаться при жаре. Что касается самой жилы, которая является проводником, то желательно, чтобы она была многопроволочной, а также медной. Благодаря этим характеристикам жила сможет пропускать номинальный ток без потерь.

Пусковые провода, а также кабеля для прокладки и соединения проводов в зажимах, без проблем можно приобрести в любом автомобильном магазине. На сегодняшний день отечественный рынок предлагает автовладельцам огромное количество разновидностей проводов с различным сечением. Это могут быть как продукты российского производства, так и привезенные из-за рубежа.

Дельные рекомендации по выбору монтажного автомобильного провода и кабеля

Зарубежные продукты характеризуются полупрозрачной изоляцией, которая может быть красного либо коричневого оттенка. Что касается токопроводящей жилы, то более предпочтительнее ее многопроволочное плетение. Более дешевые варианты оснащаются обычной медью, в то время как более дорогие — бескислородной. Последняя характеризуется сниженным сопротивлением и, соответственно, более низкими потерями сигнала.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

При выборе пусковых проводов или других кабелей необходимо учитывать и маркировку:

  • Power Cable — силовой провод;
  • Belsis либо Proleader — наименование изготовителя либо поставщика;
  • OFC — в основе товара лежит бескислородная медь;
  • #20 — сам размер жилы, в данном случае 20 калибр.

Советы экспертов

Если вам нужен автомобильный провод ПГВА или любой другой, рекомендуем прислушаться к мнению специалистов. Покупая пусковые провода с разными сечениями для установки в разные разъемы, как сказано выше, в первую очередь следует учитывать противопожарные характеристики. Изоляция в любом случае должна быть устойчивой к перегрузкам сети.

Дозволенные и запрещенные действия при укладке электропроводки

Начнем с электрических — эти характеристики обеспечивают удержание сигнала от потери, а также безопасность проводки в целом. В данном случае при покупке следует ориентироваться на диаметр жилы, а также материал, из которого она изготовлена. Эти два параметра определяют показатель сопротивления на метр длины провода.

По мнению специалистов, оптимально использовать медные жильные кабеля, а еще лучше — из бескислородной меди, поскольку в данном случае уровень сопротивления будет минимальным. Разумеется, это отразится и на стоимости товара. Если говорить о диаметре, то он должен быть побольше, но не слишком толстым.

Дельные рекомендации по выбору монтажного автомобильного провода и кабеля

В целом параметр сопротивления должен быть подобран таким образом, чтобы:

  • снижение уровня напряжения в нем было не больше 10% от такого же параметра АКБ;
  • показатель плотности тока должен составлять не более 6 ампер /мм2.

Цвета проводов в данном случае особой роли не играют.

Для того, чтобы не ошибиться при выборе, при покупке следует учитывать такие данные:

  • какой в авто используется аккумулятор — на 12 или 24 вольта;
  • какое будет подключаться оборудование — необходимо знать параметр максимального тока;
  • какова длина провода от АКБ до источника питания.

На видео ниже вы сможете ознакомиться с процедурой замены проводки транспортного средства на примере автомобиля Вольво (автор ролика — Форум Школа).

Оптимальное напряжение для используемых электрических устройств и оборудование будет обеспечено благодаря правильно подобранному диаметру, а также материалу жилы. Если его подключение будет правильным, то проводка никогда не будет греться, соответственно, это значительно снижает вероятность замыкания и, соответственно, возгорания.

Что касается физико-механических параметров, то они более относятся к самой изоляции, чем к жиле. Изоляция очень важна в данном случае, поскольку она защищает проводку от оголения жилы и, соответственно, возможного замыкания. Так что изоляция, особенно в том месте, где кабеля будут соединяться, ни в коем случае не должна твердеть, трескаться или плавиться под воздействием высоких температур.

Дельные рекомендации по выбору монтажного автомобильного провода и кабеля

Кроме того, на изоляцию не должна воздействовать автохимия, так популярная сегодня среди наших соотечественников. В целом изоляция играет очень важную роль, поскольку она должна противодействовать различным химическим и физическим процессам, которым подвергается проводка.

Читать далее:  Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками

Поэтому при выборе также следует уделить внимание материалу изоляции. К примеру, если приобретается проводка для монтажа акустической системы, то кабель в любом случае должен быть хорошо экранирован. Это позволит предотвратить попадание сторонних электромагнитных полей, а также снижение качества звучания магнитолы. Если вы не уверены в том, подойдет ли вашей бортовой сети тот или иной провод, перед приобретением желательно проконсультироваться с электриком.

Наглядная инструкция по укладке силового кабеля на примере автомобиля Дэу Ланос представлена на видео ниже (автор — Олег Деркач).

При выборе провода для автомобильной проводки нужно учитывать факторы воздействия, которым он будет подвергаться при эксплуатации: перепады температур, вибрация, воздействия масел, бензина. Качественный автомобильный провод должен быть гибким, многпроволочным, с медными жилами, а его изоляция устойчива к морозам, не трескаться, не дубеть и не плавиться на жаре.

Рассмотрим характеристики отечественных марок проводов для автомобильной проводки, которые можно купить на российском рынке.

https://www.youtube.com/watch?v=https:u64WYSTlV2s

ПВА-низковольтный провод высокого класса гибкости (5-ый класс), специально предназначен для использования в автомобильной промышленности. Допустимая температура эксплуатации до 105 С, хотя предел теплостойкости значительно выше (до 96 часов при t 135C). Провод устойчив к нефтепродуктам – маслу, дизельному и бензиновому топливу.

Минимальный срок службы до 10 лет. Провод ПВАМ (М-малогабаритный) отличается от ПВА лишь толщиной изоляции, что делает его легче по общей массе, однако разница при монтаже не ощутима. Преимущественное применение в современных легковых и грузовых автомобилях для подключения оборудования бортовой сети. Кабель соответствует европейским стандартам.

Заказать ПВА

ПГВА-низковольтный провод повышенной гибкости для автомобильной электрики. Температурный диапазон ниже, чем у ПВА – от – 40 до 70 С. ПГВА имеет класс гибкости 3, менее гибкий, чем ПВА, но визуально разница незначительна. Этот кабель чаще всего используют для бортовой сети в сельскохозяйственной технике, грузовых машин и пассажирского транспорта. При необходимости защитить передачу электрического сигнала от помех используют экранированный кабель ПГВАЭ.

Все провода из серии автотракторных проводов (ПВА, ПВАМ, ПГВА, ПГВАЭ и др.) выпускаются разноцветные, что удобно при подключении автомобильного электрооборудования и последующей идентификации.

НВ, НВМ – относятся к категории универсальных монтажных проводов и применяются для межприборных соединений, преимущественно фиксированный монтаж. Кабель рассчитан на переменное напряжение 600 и 1000 В и постоянное 840 и 1400 В.В качестве токопроводящей жилы используются однопроволочная или многопроволочная луженая медь, что улучшает качество пайки при необходимости. Температурный диапазон до 105 С. Разница между НВ и НВМ заключается в выпускаемом классе гибкости жил.

Заказать НВ

8.2 Прокладка кабелей по кабельным
конструкциям

8.2.1 При горизонтальной прокладке по кабельным
конструкциям, кабели жестко закрепляют в конечных точках трассы, на поворотах
трассы с обеих сторон изгибов кабеля, у соединительных муфт и концевых заделок
на расстоянии не более 0,5 м от них, при проходе через строительные ограждающие
конструкции с каждой стороны на расстоянии не более 0,75 м от них.

8.2.2 При вертикальной прокладке кабели крепятся на каждой
опоре.

8.2.3 Расстояние между полками (стойками) кабельными для
небронированных кабелей диаметром до 18 мм должно быть не более 0,5 м, для
бронированных кабелей и небронированных диаметром более 18 мм — до 1 м. Силовые
кабели могут прокладываться с шагом опор до 4 м.

8.2.4 В процессе монтажа кабеля навешиваются временные или постоянные
маркировочные бирки на концах кабеля и у проходов через строительные основания

Выбор сечения проводов автомобильной проводки

По конструкции жил, выпускаются монтажные провода многожильные и одножильные. Материал для изготовления жил, электротехническая медь, в некоторых марках медь посеребрена. Для удобства монтажа, большинство марок монтажных проводов выпускают с лужеными жилами.

Многожильные монтажные провода имеют жилы состоящие из скрученных медных, чаще луженых, проволок.

Особое внимание в конструкции монтажных проводов уделяют экранированию жил. Сетчатая изоляция из медной сетки, защищает приборы и оборудование, где используются монтажные провода от помех.

Советы экспертов

Заказать ПВА

Немецкий гибкий провод марки SiHF имеет силиконовую изоляцию и также может быть использован для автомобильной проводки. Силиконовый провод выдерживает температуру до 180С, негорючий. Однако такой провод достаточно дорогой по сравнению с выше рассмотренными марками.

Чтобы правильно рассчитать сечение провода для автомобильной проводки нужны следующие данные:

  • максимальный потребляемый ток подключаемого электрооборудования в автомобиле;
  • расстояние от оборудования до источника питания (аккумулятора), то есть длину провода;
  • номинальное напряжение источника питания.

Чтобы быстро подобрать сечение провода достаточно знать максимальную силу тока и воспользоваться готовой таблицей. Существуют нормы максимального тока для каждого стандартного сечения, но этот метод применим только для коротких электрических цепей.

Сечение провода, мм2 Сила допустимого тока (А) в зависимости от температуры окружающей среды, С
20 30 50 80
0,5 17,5 16,5 14 9,5
0,75 22,5 21,5 17,5 12,5
1 26,5 25 21,5 15
1,5 33,5 32 27 19
2,5 45,5 43,5 37,5 26
4 61,5 58,5 50 35,5
6 80,5 77 66 47

Существует также негласное правила автоэлектриков, что на каждые 1мм2 сечения подключаемая нагрузка 10А.

Ниже представлена таблица с учётом максимальной длины провода от источника питания в 12В до электрооборудования при падении напряжения менее 2%

Ток, А Сечение кабеля, мм2
1 1,5 2,5 4 6 10 16 25 35 50 75 100
1 7 10,91 17,65 28,57 42,86 70,6 109,1 176,5 244,9
2 3,53 5,45 8,82 14,29 21,4 35,3 54,5 88,2 122,4 171,4
4 1,76 2,73 4,41 7,7,14 10,7 17,6 27,3 44,1 61,2 85,7 130,4
6 1,18 1,82 2,94 4,76 7,1 11,7 18,2 29,4 40,8 57,1 87 117,6
8 0,88 1,36 2,2 3,57 5,4 8,8 13,6 22 30,6 42,9 65,25 88,2
10 0,71 1 1,76 2,86 4,3 7,1 10,9 17,7 24,5 34,3 52,2 70,6
15 0,73 1,18 1,9 2,9 4,7 7,3 11,8 16,3 22,9 34,8 47,1
20 0,88 1,43 2,1 3,5 5,5 8,8 12,2 17,1 26,1 35,3
25 1,14 1,7 2,8 4,4 7,1 9,8 13,7 20,9 28,2
30 1,4 2,4 3,6 5,9 8,2 11,4 17,4 23,5
40 1,8 2,7 4,4 6,1 8,5 13 17,6
50 2,2 3,5 4,9 6,9 10,4 14,1
100 1,7 2,4 3,4 5,2 7,1
150 2,3 3,5 4,7
200 2,6 3,5

Пример: Необходимо подключить магнитолу, длина провода 2 метра провода, ток 15 ампер.Согласно таблице ищем наиболее близкие данные для этой задачи.По таблице получается, что нам подойдет сечение 6 мм2,

Для более точного расчета сечения провода для автомобильной проводки рекомендуем обратиться к специалистам.

номинальный ток

Компания Кабельные системы осуществляет оптово-розничную продажу проводов для автомобильной проводки.Поможем с выбором нужной марки для вашего случая!

При выборе проводов и кабелей на первое место выступают требования пожарной безопасности.

Электропроводку в транспортном средстве приходится прокладывать в кузове по углам и порогам, через переборки и случайные подходящие отверстия. Провода в процессе эксплуатации могут подвергаться воздействию высоких и низких температур, воды, льда, кислот, масла, топлива, а также трению, вибрации, ударам и тряске и другим разрушающим факторам.

Зимой, в сильные морозы, автомобиль может остывать в средних широтах до -30. 40°С, на Урале и в Сибири до -50. 60°С, а в Якутии до -70°С.

Опасно применять жесткий провод с ненадежной, легко растрескивающейся изоляцией! Такой провод может быть причиной короткого замыкания проводки и пожара! Необходимо применять провода и кабели, которые соответствуют по току и по климатическим и эксплуатационным условиям месту их установки.

Провод должен быть гибким и иметь прочную изоляцию, которая не должна твердеть (дубеть) при минусовых температурах и не должна размягчаться (плыть) при нагревании. Токопроводящая жила (проводник) кабеля должна быть медной и многопроволочной, хорошо и без потерь проводить номинальный ток, на который рассчитана электрическая цепь.

Если по каким-то причинам возник пожар, то изоляция проводов не должна распространять горение.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Отечественной кабельной промышленностью производится широкий ассортимент проводов и кабелей, пригодных для силовой проводки в транспортных средствах.

Кабель

Назначение

Сече ­ ние, мм 2

Изоляция

Температура экспл .

НВ, НВМ

ПВЭп -М

Зарубежной промышленностью производится специальные провода и кабели для силовой проводки в автомобилях. Эти кабели идеально соответствуют предъявляемым им требованиям.

Читать далее:  Горит лампочка давления масла на холостых оборотах на горячую

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Они отличаются полупрозрачной оболочкой (изоляцией) красного или коричневого цвета и характерным плетением многопроволочной токопроводящей жилы, которая состоит из свитых между собой пучков проволочек. Недорогие кабели имеют провода из простой меди, а более дорогие – провода из бескислородной меди, которая придает проводам пониженное сопротивление и, следовательно, более низкие потери.

Кабели имеют типовые маркировки, например: Power Cable – силовой кабель

Belsis , Proleader и т.д. – торговая марка поставщика или производителя

OFC ( Oxygen – Free Copper ) – проволока изготовлена из бескислородной меди

№20 – No20 – Nr20 – #20 – калибр (размер) токопроводящей жилы кабеля 20 калибра и т.д.

AWG – American Wire Gauge – Американский сортамент для проволоки

SWG – Standard Wire Gauge – Стандартный сортамент BWG – Birmingham Wire Gauge – Бирмингемский сортамент

Провода одного и того же калибра в разных сортаментах немного отличаются диаметром провода (жилы). Сортамент AWG считается основным для силовой автомобильной проводки.

Калибр AWG

Диаметр, мм

Сечение, мм 2

Сопротивление, Ом/ м

Аналог, мм 2

• максимальный ток, потребляемый нагрузкой;

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

• длину проводов от нагрузки до аккумулятора;

• номинальное напряжение аккумуляторной батареи или другого источника, которые предназначенных для питания нагрузки.

Провод должен иметь такое сечение (толщину) проводника провода, при котором падение напряжения на сопротивлении провода при максимальном (долговременном) потребляемом токе составляет не более 10% от номинального напряжения аккумулятора. При импульсном (кратковременном) потреблении тока допускается падение напряжения 15%.

Если аккумулятор имеет напряжение 12V, то максимальное допустимое падение напряжения не должно превышать 1,2V (в импульсе до 1,8V), Напряжение бортсети 12V имеют бензиновые легковые и грузовые автомобили, автобусы и легкие дизельные автомобили. Напряжение 24V имеют дизельные внедорожники, тяжелые грузовики и автобусы.

Падение напряжения на сопротивлении проводника вызывает выделение мощности и нагревание проводника. Так как проводник кабеля (провода) размещен в изоляционной оболочке, то изоляция препятствует его охлаждению. Для уменьшения нагрева необходимо выбрать сечение проводника с учетом коэффициента плотности тока, который может для различных условий прокладки провода иметь значение от 1 до 10 А/мм2.

Можно определить максимальный ток, потребляемый нагрузкой по номиналу плавкой вставки предохранителя нагрузки или по сумме номиналов вставок, если нагрузок несколько. Можно также определить максимальный ток, если известна выходная мощность УНЧ, по формуле: Iмах = Р:6

допустимый ток проводника

Пример 1 : рассчитать калибр (сечение) кабеля , если нагрузкой аккумулятора 12V является усилитель мощности звука с выходной мощностью 2x200W. Расстояние между усилителем и аккумулятором 6 метров.

Мощность нагрузки 2x200W = 400W

Максимальный ток 400W: 6 = 67А

Сечение кабеля 67А: 6А/мм2 = 11,2 мм2

Кабель близкий к сечению 11,2 мм2, это кабель калибра №7 AWG сечением 10 мм

Этот калибр кабеля имеет на 6 метров сопротивление проводника (см. таблицу): 6 м х 0,0018Ом = 0,001Ом

Падение напряжения на проводнике кабеля: 67А х 0,0011 Ом = 0,74 V, что составляет 7,4% от напряжения 12V

Из расчета следует, что кабель калибра №7 выбран правильно.

Сечение токопроводящей жилы определяют по формуле: S = πD 2 /4, где π = 3,14, D – диаметр жилы.

Для того чтобы предотвратить пожар от короткого замыкания силового провода на массу, необходимо на «плюсовой» провод установить держатель предохранителя (плавкой вставки). Рекомендуется устанавливать держатель предохранителя типа «колба». Он имеет характерный прозрачный герметизированный корпус и позволяет зажимать провод до калибра №000.

Его устанавливают в разрыв кабеля в непосредственной близости от «плюсовой» клеммы аккумулятора. Корпус держателя предохранителя должен быть надежно закреплен. Номинал плавкой вставки предохранителя выбирается на 20. 30% больше максимального потребляемого нагрузкой тока. Силовой провод от предохранителя до нагрузки должен одним мерным отрезком (из одного куска).

Наличие соединений ухудшает надежность и может быть причиной потерь напряжения при большой потребляемой мощности. Если же по каким-либо причинам приходится соединять (сращивать) провода, то для соединения проводов нужно применять специальные «автомобильные» муфты или распределители (дистрибьюторы) с надежными зажимными контактами и изолированным корпусом из термостойкого пластика.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Запрещается использовать изоляционную ПХВ ленту в качестве изолятора сращиваемых концов кабеля.

Дельные рекомендации по выбору монтажного автомобильного провода и кабеля

Если требуется на провод установить наконечник для контактного болтового соединения, то на зачищенный от изоляции провод надеть наконечник с внутренним диаметром хвостовика соответствующим калибру провода, хвостовик обжать специальным инструментом и место обжима желательно опаять припоем. При прокладке кабеля рекомендуется, во избежание повреждения, поместить его в гофротрубку подходящего диаметра.

8.3 Прокладка проводов и кабелей в
коробах

8.3.1 Провода и кабели в коробах прокладывают многослойно с
упорядоченным или произвольным (россыпью) взаимным расположением.

Провода и кабели должны быть уложены в коробе свободно (без
натяга). На проводах не должно быть заломов, петель и повреждений изоляции.

S d 2 £ 0,6 · A · B,

где d — наружный диаметр провода, кабеля;

A ,
B
— ширина и высота сечения короба.

8.3.3 Крепление проводок в коробах производится на
вертикальных участках трассы и при расположении коробов крышкой вниз или в боковую
сторону при помощи шпилек и пластин ( рис. 8.3.1), либо иных креплений,
предусмотренных конструкцией короба.

при крышке, направленной в боковую сторону — не более 3 м;

при крышке, направленной вниз — не более 1,5 м;

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

при вертикальном расположении короба — не более 1 м.

8.3.5 Провода закрепляют перед поворотом короба вниз или
вверх на расстоянии не менее 0,5 м от начала поворота.

8.3.6 Ввод-вывод проводов из короба через боковую стенку или
дно должен производиться с применением деталей, защищающих провод от
повреждения о кромку отверстия (пластмассовые втулки, сальники, кабельные
вводы, соединения металлорукава и т.п.)

8.3.7 Ввод-вывод проводов через открытый конец короба должен
производиться таким образом, чтобы провода не соприкасались с кромкой торца
короба (переход на другую конструкцию с подъемом пучка над кромкой, либо
установка на короб предохранительной пластины).

8.3.8 При прокладке проводов следует строго соблюдать
указания РД о совместимости проводок различных групп. Проводки различных
назначений и групп должны прокладываться в отдельных коробах, или отдельных
каналах многоканальных коробов.

1 — пластина; 2 — эластичная
прокладка; 3 — шпилька М10; 4 — провода, кабели; 5 — короб.

Рисунок
8.3.1 Крепление проводок в коробе

8.5 Прокладка проводов и кабелей по
строительным основаниям

крепление проводов телефонных распределительных однопарных
типа ТРП, ТРВ, ТРПс ТУ 16.КО4.005, ПТПЖ, ПТВЖ ТУ16.К03-01 по оштукатуренным
стенам), рис. 8.5.1;

1 — гвоздь 12×1; 2 —
провод; 3 — штукатурка

Рисунок 8.5.1

Провода с поливинилхлоридной изоляцией для электрических
установок по ГОСТ
6323 марок АППВ (провода с алюминиевыми или с алюмомедными жилами
ограниченной гибкости, с поливинилхлоридной изоляцией, плоский, с
разделительным основанием) и ППВ (провод с медными жилами ограниченной
гибкости, с поливинилхлоридной изоляцией, плоский, с разделительным основанием)
ранее монтировавшиеся аналогичным способом, открыто к прокладке не допускаются.

Размеры гвоздей в этом случае выбирают с учетом состояния
штукатурки и сечения провода таким образом, чтобы гвоздь проходил весь слой
штукатурки, но не упирался в материал стены (кирпич, бетон).

8.5.2 Способы прокладки проводов и кабелей непосредственно
по строительным основаниям (или с применением металлорукавов) с использованием
для крепления металлических (пластмассовых) полосок, пряжек и т.п. приведены в
сборнике СТМ 4-25 ч. 3 [3].

8.5.3 При прокладке проводов и кабелей в оболочке из
сгораемых материалов по сгораемым основаниям (дерево, древесноволокнистые или
древесностружечные плиты), на последние должна быть уложена полоса несгораемого
материала толщиной 10 мм, например, гипсокартона. Его ширина выбирается такой,
чтобы полоса выступала за край провода, кабеля не менее, чем на 10 мм.

Допустимый номинальный ток проводника

8.5.4 Прокладка проводов и кабелей в оболочке из несгораемых
или трудно сгораемых материалов, например из поливинилхлорида, по сгораемым
основаниям производится непосредственно.

8.6 Прокладка кабелей на тросах.

8.6.1 После подвески троса согласно указаниям раздела 3.3 РМ
14-177 ч. 1, трос целесообразно снять (снять концы троса с анкеров без
разъединения зажимов троса) и произвести закрепление на нем кабелей с
использованием полосок или полосок-пряжек металлических. Шаг крепления 0,5-0,7
м. Затем снова установить трос, используя для предварительного натяжения
имеющиеся средства (ручные тали, палиспасты).

8.7 Прокладка кабелей в грунте

8.7.1 Прокладка кабелей в грунте
должна, как правило, производиться кабелеукладочными механизмами. Разработка
траншей для ручной укладки кабеля рекомендуется только на участках, где
использование кабелеукладчиков невозможно (наличие подземных сооружений,
стесненные условия, каменистые грунты, небольшой объем работ).

8.7.2 Глубина прокладки кабеля
определяется РД и не должна отклоняться от принятой величины более чем на ± 10
см. В процессе укладки кабеля эта величина должна систематически контролироваться.
Как правило, глубина траншеи должна быть не менее 0,8 м для того, чтобы
обеспечить укладку кабеля на глубине не менее 0,7 м от поверхности почвы или от
планировочной отметки.

Читать далее:  Автомобильные стеклоочистители устройство и принцип работы

На дне траншеи не должно быть воды. В местах пересечений
и сближения с инженерными сооружениями и естественными препятствиями кабель
может быть проложен на участке до 5 м на глубине не менее 0,5 м с применением
защиты кабелей трубами. Для защиты кабелей следует применять трубы
(асбестоцементные, безнапорные пластмассовые, бетонные, керамические, чугунные)
при этом диаметр труб должен быть не менее полутора кратного наружного диаметра
кабеля.

8.7.3 Ширина траншеи по верху при
ручном способе разработки должна соответствовать данным, приведенным в таблице
8.

Таблица
8

Глубина траншеи, м

Ширина траншеи по верху, м,
при числе кабелей

1

2

3

4

0,5

0,35

0,35

0,4

0,4

0,6-0,7

0,35

0,4

0,45

0,45

0,9

0,4

0,4

0,45

0,5

1,0

0,45/0,55

0,45/0,55

0,5,0,6

0,55/0,65

1,2

0,5/0,6

0,5/0,6

0,55/0,65

0,6/0,7

Примечания. 1 В числителе дроби дана ширина траншеи без крепления, в
знаменателе — с креплением.

2 Ширина траншеи по
низу должна быть на 0,1 м меньше ширины по верху.

для отечественного кабеля

3 Ширина траншей в
скальных и мерзлых грунтах при предварительном рыхлении взрывным способом
определяется технологией буровзрывных работ.

4
Ширина траншей разрабатываемых механизированным способом определяется шириной
инструмента.

8.7.4 Механизированная раскатка и прокладка кабеля
непосредственно на дне траншеи или канала выполняется с использованием
движущегося кабельного транспортера или специализированной машины.
Дополнительные средства механизации не применяются. Этот способ используют в
том случае, когда профиль кабельной трассы допускает свободный проезд механизма
вдоль трассы и при отсутствии в траншеях препятствий, затрудняющих прокладку и
протяжку кабеля.

8.7.5 При раскатке и прокладке кабеля вручную, протягивание
его осуществляется рабочими, расставленными по трассе, по единой команде
прораба (мастера). Число рабочих при ручной прокладке определяется из расчета,
чтобы в среднем на одного рабочего приходилась нагрузка до 15 кг.

8.7.6 При прокладке одного кабеля, он
должен быть уложен посередине дна траншеи со слабиной, и плотно прилегать ко
дну траншеи, на уклонах более 20° и на спусках к рекам кабель должен быть
уложен «змейкой». При прокладке нескольких контрольных кабелей или кабелей
связи в одной траншее, их следует располагать параллельно на расстоянии 50 мм
друг от друга без перекрещивания (допускается прокладка контрольных кабелей
вплотную друг к другу).

Расстояние между силовыми кабелями до 10 кВ и
контрольными кабелями должно быть не менее 100 мм, а между силовыми кабелями и
кабелями связи — не менее 500 мм. Расстояние между информационными кабелями СВТ
и силовыми кабелями до 1000 В — не менее 0,7 м, силовыми кабелями 6-10 кВ — не
менее 1,5 м.

Вместо кирпича или ж.б. плит над кабельной линией до 20 кВ,
кроме кабельных линий выше 1 кВ питающих электроприемники 1 категории,
допускается в траншеях с количеством кабельных линий не более двух применять
сигнальные пластмассовые ленты по присыпке толщиной 250 мм. Не допускается
применение лент в местах пересечения кабелей с инженерными коммуникациями и над
кабельными муфтами на расстоянии по 2 м в каждую сторону от пересекаемой коммуникации
или муфты, а также в местах подхода линий к распределительным устройствам и
подстанциям в радиусе 5 м.

При согласии владельца линий, допускается расширение области
применения сигнальных лент.

Для прокладки над одним кабелем применяется лента СЛ-150,
над двумя — СЛ-300 и далее шириной кратной 150 мм (СЛ-450, СЛ-600, СЛ-750,
СЛ-900).

8.7.8 Если концы кабеля в местах сращивания попадают на
наклонный участок трассы (уклон до 20°), необходимо в этом месте дно траншеи
выровнять на длине 8,3 метра с тем, чтобы соединительная муфта находилась на
горизонтальной площадке.

8.7.9 При входе в здания и сооружения
через трубы кабель на входе и выходе из трубы должен плотно обматываться
смоляной лентой на длине 7-10 см, а зазоры между кабелем и трубой заделываются
просмоленной паклей и замазкой (80% мела и 20% олифы — по массе).

8.7.10 Перед закрытием траншеи работы
по прокладке кабелей предъявляются заказчику на предмет составления акта на
скрытые работы ( приложение
Б).

8.7.11 Кабели, проложенные в земле,
должны быть обозначены опознавательными знаками.

на поворотах трассы;

для импортного кабеля

в местах установки соединительных муфт;

на пересечении с подземными сооружениями;

у вводов в здания и через каждые 100 м на прямых участках
трассы.

Знаки наносятся в виде надписей на стенах постоянных зданий
или на специальных столбиках.

Расположение трассы кабельной линии сверяется по плану с
привязкой ее координат к существующим постоянным зданиям или сооружениям, и все
отклонения вносятся в план.

8.8 Прокладка нагревательных кабелей

8.8.1 В настоящее время для различных задач обогрева труб
шкафов и др. предлагается широкий набор различных нагревательных кабелей
проводов и лент (в дальнейшем — кабелей), выпускаемых отечественной и
зарубежной промышленностью.

С различными конструкциями, особенностями применения этих
изделий можно ознакомиться на различных сайтах интернета.

Например, каталог нагревательных кабелей на 80 страницах,
приведен на сайте www . sst . ru .

В основном, особенности монтажа различных нагревательных
кабелей зависят от их температурного класса и для крепления кабеля используются
соответственно липкие ленты, рассчитанные на верхний температурный предел
кабеля.

Зарубежные производители кабелей предлагают полную
номенклатуру принадлежностей для прокладки кабелей (устройства для крепления,
ввода, подключения, оконцевания, сращивания, маркировки и др.) и приборов,
обеспечивающих работоспособность кабелей (регуляторы, термостаты, аппараты
управления)

8.8.2 Монтаж кабелей для подогрева труб производят
креплением их к трубе лентами с клеящим слоем. Ленты могут быть из ПВХ,
стеклопластика или алюминия.

Схема монтажа кабеля на трубе приведена на рис. 8.8.1.

А) прокладка кабеля по металлической трубе; Б) прокладка
кабеля по пластмассовой трубе

1 —
труба; 2 — нагревательный кабель; 3 — поясок из ленты с липким слоем (2-3
витка);

4 —
лента алюминиевая с липким слоем

Рис.
8.8.1 Крепление нагревательного кабеля к трубе

При прокладке нагревательного кабеля по пластмассовой трубе
предварительно на трубу наклеивается алюминиевая лента.

Крепление нагревательного кабеля к металлической трубе может
быть произведено приклейкой его алюминиевой лентой поверх кабеля вдоль оси
кабеля. Такой вариант несколько дороже, но обеспечивает лучшую теплопередачу от
кабеля к трубе, что обеспечивает большую мощность теплоотдачи
саморегулирующимися греющими кабелями.

К плоским металлическим поверхностям, например, к внутренней
облицовке обогреваемого шкафа, кабель крепится алюминиевой лентой с липким
слоем.

В качестве примеров приводится следующая информация о
крепежных лентах.

максимальная температура воздействия 130 °С;

минимальная температура монтажа 5 °С;

ширина ленты 12 мм.

максимальная температура воздействия 180 °С;

минимальная температура монтажа -40 °С;

максимальная температура воздействия от минус 54 до 149 °С;

минимальная температура монтажа 0 °С;

ширина ленты 50 мм.

Падение напряжения в системе электроснабжения

максимальная температура воздействия 70 °С;

максимальная температура воздействия 135 °С;

ширина ленты 12 мм.

максимальная температура воздействия 110 °С;

8.9 Механизация прокладки проводов и
кабелей

8.9.1 Механизация работ достигается путем максимальной
замены ручного труда за счет переноса отдельных операций по монтажу, разделке и
оконцеванию жил проводов и кабелей в мастерские, оборудованные соответствующими
механизированными линиями (заготовка пучков проводов, прокладываемых в трубах,
жгутовка проводов, прокладываемых на лотках и коробах, разделка кабелей,
установка штепсельных разъемов и др.), а также механизация прокладки
электрических проводок непосредственно на строящемся объекте.

8.9.2 Средства механизации работ в мастерских проектируются,
как правило, индивидуально и в настоящем материале не описываются.

8.9.3 Средства механизации работ по прокладке электрических
проводок на стройплощадке.

Дельные рекомендации по выбору монтажного автомобильного провода и кабеля

Средства механизации при прокладке кабелей с барабана, установленного
стационарно на кабельных домкратах, с применением лебедок.

Раскатку и прокладку кабеля осуществляют при помощи тяговых
лебедок с применением дополнительных средств механизации (кабельных раскаточных
роликов и др. приспособлений), обеспечивающих уменьшение усилий тяжения и
предохраняющих кабель от повреждения.

К сожалению, средства механизации для прокладки кабелей по
кабельным конструкциям и при затяжке в трубы Новокузнецкий опытный завод
монтажных механизмов больше не изготовляет. Информация о том, что какие либо
отечественные предприятия освоили эти виды продукции, отсутствует по мнению
представителя Новокузнецкого завода, монтажные механизмы и приспособления для
механизации прокладки кабеля никто не изготовляет.

Для протяжки кабелей в телефонной канализации рядом
зарубежных фирм предлагаются стеклопластиковые прутки, поставляемые в кассетах,
например фирма «Катимекс». Устройство (УЗК) может быть приобретено в АО
«Связьстройдеталь» www . ssd . ru .

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Для прокладки телефонных кабелей в трубах внутри зданий
используют специальное устройства фирмы Katimex . В устройстве
используется стеклопластиковый пруток диаметром 2,5-4,5 мм длиной до 80 м.
Подробности смотри на сайте http :// www . katimex . com / eng / products /.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
AutoJiza
Adblock
detector