Электростеклоподъемники автомобиля описание и принцип работы

Как устроен привод стеклоподъемника?

Согласитесь, удобно сидя в машине, лёгким нажатием кнопки открыть или закрыть окно.

Иногда даже не задумываешься, а как же устроен этот хитрый механизм стеклоподъёмника.

Заглянем внутрь. Любой среднестатистический Электрический стеклоподъёмник состоит из элементов:

  • приводной механизм;
  • механизм подъёма;
  • блок управления стеклоподъёмниками.

Представляет собой обыкновенный электромотор, приводящий в движение через хитрую систему червячной и зубчатой передач механизм подъёма. А вот с ним не всё так просто.

Дело в том, что инженеры придумали несколько вариантов подъёмных приспособлений, а если точнее:

  • тросовый;
  • рычажный;
  • реечный.

Где-то в 80–90-х годах прошлого столетия, когда люди были не столь избалованы обилием зарубежного автопрома, иметь в собственной машине автоматический открыватель стекол считалось роскошью. Любой водитель, сумевший оборудовать двери таким приспособлением, считал необходимым продемонстрировать в действии свою «диковинку», а потому с удовольствием небрежно нажимал кнопочку привода, когда незадачливый пассажир пытался найти привычную ручку для открытия окна.

Но времена меняются и найти новое авто, в котором необходимо поработать ручкой, чтобы сделать глоток свежего воздуха, сейчас вряд ли получится. Электропривод дверей стал теперь такой же обыденной принадлежностью современного автомобиля, как зеркала заднего вида или стеклоочистители. Само устройство, отвечающее за подъем-спуск стекол, мало кому удавалось видеть, так как пока оно не ломается, никому и не придет в голову разбирать обшивку, чтобы просто поинтересоваться, что там жужжит и ползает. Попробуем рассказать об этом здесь.

Привод представляет собой не что иное, как знакомый нам еще по школьным урокам физики примитивный электромоторчик для опытов, сила которого воздействует на редуктор из червячной передачи и зубчатой шестерни. В основе лежит якорь с роторной медной обмоткой, вращающийся в цилиндрическом корпусе, внутри которого находится статор.

Благодаря такому механизму происходит воздействие на подъемное приспособление, которое и приводит в движение стекло. Следует заметить, что для стеклоподъемника каждой двери предназначен свой мотор. Но, скорее, это зависит не от того, как расположены обмотка или контакты, а от удобства крепления на двери. На самих устройствах имеются соответствующие наклейки.

Электростеклоподъемники автомобиля описание и принцип работы

Такой вопрос возникает у многих «кулибиных». О такого рода устройствах информации нет. Да и нужно ли, если в наше время никаких особых трудностей с приобретением штатного оборудования нет? Одно время в продаже были небольшие коробочки, прилаживаемые прямо на обшивку вместо ручки, которую приходилось крутить тому, кто сидел возле двери. Сейчас уже вряд ли можно найти такие устройства не только в продаже, но и на складах ненужных вещей.

И еще один вопрос, который часто тревожит наших автовладельцев: целесообразно ли от других автомобилей на двери машин ранних выпусков, не оборудованных электроприводами? Как говорится, для пытливых умов и умелых рук нет никаких преград. Но не надо забывать, что помимо моторчиков придется вносить изменения в электроцепь, снабжая ее дополнительными реле, выключателями и предохранителями
.

Если у вас нет опыта работы с электроникой, такие эксперименты весьма нежелательны. К тому же не рекомендуется вносить конструктивные особенности, не учтенные производителем. Если желание сделать тюнинг слишком сильное, обратитесь за помощью к специалистам автосервиса, которые смогут установить электропривод на ваш автомобиль.

Импульсные и неимпульсные стеклоподъемники?

Реечные стеклоподъемники считаются одними из самых «долгоиграющих» по сравнению с остальными. Работают ЭСП реечного типа по принципу передачи вращательного движения от электромотора на шестерни, с последующим его превращением в линейное движение реек, которые выполняют подъем. Кроме надежности стеклоподъемники этого типа выполняют подъем стекол намного быстрее и тише, чем тросовые аналоги.

Но, как и все в это Мире, реечные стеклоподъемники не безупречны и имеют свои недостатки. Главный недостаток состоит в том, что шестерни нуждаются в смазке, без нее они очень скоро начинают стираться, а сами электростеклоподъемники перестают нормально функционировать. Второй недостаток, особенно касается тех устройств, производители которых решили «сэкономить» на металлических деталях, и отдали предпочтение пластику.

Главным преимуществом тросовых стеклоподъемником является их высокая ремонтопригодность. В случае неисправности вы без труда сможете починить механизм, а запчасти можно найти почти в любом автомагазине. Это преимущество, на первый взгляд, несущественное, однако как показывает практика, большинство автомобилистов выбирают этот тип ЭСП не обращая внимание на недостатки тросового механизма.

Читать далее:  Полярность АКБ прямая и обратная понятие и отличия плюсовой провод аккумулятора автомобиля

ЭСП рычажного типа удачно сочетает в себе компактные размеры и высокую степень надежности. В таких элеткростеклоподъемниках моторчик крутит шестерню, которая выполняет передачу вращения одному или нескольким рычагам. В свою очередь рычаги двигают пластину, на которой установлено стекло. Главным недостатком этого механизма является неравномерная скорость движения стекла, чем оно выше, тем медленнее будет происходить поднятие.

Что касается стекла, то оно в независимости от типа механизма двигается по направляющим желобам или специальным рельсам.

Кроме типа подъемного механизма ЭСП разделяют на импульсные и неимпульсные. Первые способны работать в импульсном, а также в обычном режиме. Под «обычным» подразумевается, работа электростеклоподъемника исключительно при непосредственном нажатии и удержании пальца на клавише управления. Под понятием «импульсный» имеется ввиду кратковременное прикосновение, после которого стекло само полностью опустится или поднимется.

Импульсные стеклоподъемники чаще всего оснащены пятипозиционными клавишами управления, рычажок установлен в нейтральном режиме, от которого идет две скорости подъема вверх и вниз. Перемещая ползунок на одну позицию вверх, стеклоподъемник будет работать в «обычном» режиме, а стекло поднимется ровно настолько сколько по времени вы будете удерживать руку на клавише. Вторая позиция позволит полностью поднять или полностью опустить стекло.

приводились в движение при помощи вращения ручек на внутренней стороне двери машины. А внутри двери запускался механизм, двигающий металлическую опору, к которой крепилось стекло. Перемещалось стекло по вертикальным направляющим. Сверху его движение было ограничено уплотнителем окна, снизу – демпфером из плотной резины. Подобная конструкция используется и в современных механических стеклоподъемниках.Вскоре на смену автоматическим пришли , которые сегодня практически вытеснили своих предшественников. Они запускаются нажатием кнопки переключателя на соответствующей двери или поручне. Работают электростеклоподъемники, как правило, только при включенном зажигании.Устройство стеклоподъемников включает в себя механизм привода и механизм подъема.

Механизм привода может быть, в зависимости от типа стеклоподъемников, механическим или электрическим.Механический привод
представляет собой рукоятку (ручку стеклоподъемника) на внутренней стороне двери. Когда эта рукоятка крутится, внутри двери вращается шестерня приводного механизма
.Электростеклоподъемники имеют электрический привод
.

Это реверсивный электродвигатель, который запускается нажатием кнопки (как правило, на подлокотнике) – с ней он связан проводами. В электродвигатель встроен редуктор с червячной передачей (крутящаяся спираль и шестерня, которую спираль приводит в движение). После нажатия на кнопку двигатель запускается и заставляет вращаться шестерню приводного механизма
.

Приводной механизм соединен с механизмом подъема, который и отвечает за перемещения стекла.Независимо от типа привода, электрического или механического, механизм подъема может быть трех видов: тросовый, рычажный и реечный.Тросовый механизм подъема
представляет собой установленный внутри двери гибкий элемент – как правило, в форме треугольника.

Основание этого треугольника – вертикальная направляющая труба
. На её концах сверху и снизу укреплены два ролика
– это две вершины треугольника. От них трос идет в третью вершину – приводной барабан
, расположенный напротив середины вертикальной направляющей трубы. Для увеличения силы трения на приводной барабан постоянно намотаны несколько витков троса.

Электростеклоподъемники автомобиля описание и принцип работы

По вертикальной направляющей трубе движется пластина
, прикрепленная к тросу. Пластина соединена с нижней кромкой стекла. Когда шестерня приводного механизма крутится, приводной барабан вращается, и трос с одной стороны наматывается на него, а с другой – разматывается. Пластина начинает двигаться вверх или вниз, стекло опускается или поднимается соответственно.

Один из роликов подпружинен – он начинает работать как натяжитель в случае, если трос растянется слишком сильно. Иногда вместо подпружинивания ролика в конструкцию просто добавляют пружину. Если стекло широкое, то во избежание его перекоса трос через две вертикальные направляющие трубы удерживает стекло в двух местах – такая конструкция выглядит как два треугольника, соединенных в одной вершине (приводной барабан).

Компактная тросовая конструкция прекрасно подходит для машин небольшого размера, не располагающих большим объемом внутри дверей. Недостаток один – трос может со временем перетереться, вытянуться или закрутиться, то есть механизм не является достаточно износостойким и надежным.Рычажных механизмов подъема
существует три вида – однорычажный
, двухрычажный
и двухрычажный колесный
.

Читать далее:  Матричные фары – в чем их особенность?

Однорычажный стеклоподъемник
состоит из рычага
, закрепленного на вращающемся зубчатом колесе
, и пластины
, крепящейся к стеклу. На конце рычага – ползун
, он и перемещает пластину со стеклом. Шестерня приводного механизма вращает зубчатое колесо, рычаг поднимается и опускается, и вместе с ним перемещается ползун.

Стекло начинает подниматься или опускаться.Двухрычажный стеклоподъемник
– усложненный вариант однорычажного. В нем два рычага – основной
и прикрепленный к нему дополнительный
. Дополнительный рычаг сверху и снизу снабжен ползунами
. Верхний ползун, так же как и ползун основного рычага, перемещает пластину
со стеклом, а нижний движется по пластине, зафиксированной внутри двери.

Таким образом, конструкция стабилизируется и уменьшается вероятность перекоса стекла.Двухрычажный колесный стеклоподъемник
имеет два зубчатых колеса
, установленные справа и слева от шестерни приводного механизма (шестерня цепляет оба колеса). На каждом колесе установлен рычаг
с ползуном
. При вращении шестерни приводного механизма в одну сторону рычаги расходятся, при обратном вращении – сходятся, ползуны перемещают пластину
со стеклом.

Рычажные механизмы отличаются надежностью и компактностью. К тому же, их очень легко монтировать и демонтировать, а их универсальная конструкция подходит практически ко всем моделям автомобилей. Недостаток рычажного стеклоподъемника – неравномерное движение стекла: оно идет вначале быстро, а потом все медленнее и медленнее, порой с рывками.

Реечный механизм подъема
применяется реже других. По вертикальной зубчатой рейке
, движется вверх и вниз пластина со стеклом. В движение её приводит зубчатое колесо
, установленное на пластине. Шестерня приводного механизма вращается и цепляет зубчатое колесо, стекло поднимается или опускается.Такая установка достаточно надежна, поскольку в её составе нет троса, который со временем потеряет свою первоначальную прочность и эластичность.

Стекло с реечным стеклоподъемником поднимается и опускается очень мягко и плавно. Правда, имеется одно ограничение использования – реечный механизм возможно установить только в большом внутридверном пространстве, а такими данными обладает далеко не каждый автомобиль.Электрические стеклоподъемники имеют также систему управления.

Электростеклоподъемники автомобиля описание и принцип работы

Система управления электростеклоподъемника бывает двух типов: простое кнопочное управление или сложное дистанционное («интеллектуальное»), когда в единую цепь завязаны сигнализация, охранная система и система открывания/закрывания окон.Кнопочное управление
происходит посредством нажатия удобно расположенных клавишных переключателей.

Дистанционное управление
осуществляется при помощи пульта управления. Среди дополнительных возможностей дистанционного управления стеклоподъемниками – автоматическое открывание/закрывание окон, блокировка переключателей, возможность работы при выключенном двигателе, автоопускание стекла в случае открывания безрамной двери, а также включение движения в обратном направлении при появлении препятствия во время закрывания окна.

Для того чтобы из ручного стеклоподъемника сделать электрический, в некоторых моделях достаточно просто установить электродвигатель (иногда с дополнительным гибким приводом) и совместить его с имеющимся механизмом подъема. В автомобилях, не предусматривающих замену ручного привода на электрический, придется полностью демонтировать механический стеклоподъемник и ставить электрический.

Устройство ЭСП

Опытные мастера прекрасно знают одну истину: чем устройство проще, тем оно надежней. Это утверждение вполне применимо и к моторчику, ответственному за подъем-опускание дверных стекол на автомашине. Дефицита в этих агрегатах нет, и потому многие водители не утруждают себя , если вдруг подъем стекла замедляется или вообще перестает работать.

Некоторые производители по каким-то причинам стали применять в редукторах шестерню из пластмассы. Это сильно влияет на надежность агрегата и вызывает раздражение у автовладельцев по причине частого выхода из строя. Обломанные зубья образуют пробел, из-за которого образуется «проскальзывание», приводящее к тому, что движение стекла застывает в той точке, где оно было остановлено.

Щетки электромоторов тоже постоянно истираются. Ротор питается током через две небольшие «штучки» в виде двух тоненьких пластинок с медными или ферритовыми накладками. Их называют щетками. В результате силы трения, а также разрядов тока, которые в местах соединения вызывают искру, происходит истирание контактов, из-за чего они уже не так плотно прижимаются к якорю.

Иногда причиной становится простая пыль, попадающая под контакт и не дающая току поступать на обмотку. Как понимаете, в этом случае требуется простая очистка. А в предыдущем примере необходима замена щеток. Правда, дать точный ответ, имеются ли отдельные детали двигателя стеклопривода в продаже, довольно сложно.

Читать далее:  Пошаговая замена ремня ГРМ на автомобиль Сitroen С4 своими руками

В общем-то к поломкам самого моторчика отнести больше нечего. Остальные причины, по которым могут быть неполадки, связанные с боковыми стеклами, связаны с электрической цепью, реле, предохранители, контакты выключателей и на механику, когда повреждения связаны непосредственно с кронштейном, передающим момент усилия от редуктора на само стекло.

Электростеклоподъемники располагаются в полости двери, либо в специальных подрамниках. Как правило, стеклоподъемники состоят из:

  1. Подъемника;
  2. Привода (который включает в себя червячную и зубчатую передачу);
  3. Подъемного механизма;
  4. А также блока управления.

Принцип работы заключается в том, чтобы передать усилие от привода на подъемный механизм, за счет чего собственно и происходит поднятие или опускание стекол. Червячная передача служит в качестве предохранителя, препятствующего самопроизвольному опусканию стекла.

Стеклоподъемники в свою очередь делятся по типам подъемного механизма. Задача этого механизма, как уже понятно из названия, заключается в том, чтобы выполнить подъем или опускание стекла. Существует три основных типа подъемников, а именно:

  • Реечный;
  • Тросовый;
  • И рычажный.

У каждого из вышеперечисленных есть свои «плюсы» и «минусы», о которых мы сейчас и поговорим.

Виды систем стеклоподъемников и принцип действия

  1. реечный;
  2. тросовый;
  3. рычажный.

Производители, в основном применяют первые два вида. А рычажный механизм, из-за сложности и ненадежности, не пользуется популярностью.

Электростеклоподъемники автомобиля описание и принцип работы

В данной разновидности стеклоподъемников используется, натянутый с помощью роликов, трос, ремень или цепь. Приходит в движение при вращении барабанного привода, к которому прикреплены оба конца троса. Прикрепленный к стеклу пластиной трос, наматываясь с одной или другой стороны, поднимает или опускает стекло (в зависимости с какой стороны наматывается).

Данный вид механизма подвержен частым потомкам. В первую очередь из-за использования тросика. Самой частой проблемой, является растягивание и обрыв. При растягивании, трос начинает соскальзывать с натягивающих роликов и приходится снимать обшивку двери, чтобы поправить его.

Также к недостаткам относится использование пластиковых роликов, которые часто ломаются, и слабая мощность электропривода, приводящая к перегреву.

Электростеклоподъемник тросикового типа применяется, в основном благодаря легкому ремонту и дешевым запчастям. Это основные его достоинства.

Реечный

Схема механизма данного вида состоит из неподвижно закрепленной, под обшивкой двери, рейки и направляющей пластины соединенной со стеклом. Для управления стеклом, в дверях расположены специальные направляющие рельсы или желоба. В движение стекло проводится, благодаря приводному механизму, задающего направление и перемещающему пластину по рейке.

Недостатки подобного электростеклоподъемника зависят от его цены и используемых материалов. В дешевых моделях, вместо алюминия, используется пластик. Такие механизмы недолговечны, плохо крепят стекло, требуют тщательного и постоянного ухода. Также, к недостаткам стоит отнести сложность ремонта, который не всегда возможно провести самостоятельно. Однако, это не относится к моделям использующим в конструкции алюминий. Их единственным недостатком является, довольно высокая стоимость.

Главными достоинствами данного вида стеклоподъемников, является долгий срок эксплуатации и надежная работа всех систем механизма.

Рычажный

Стеклоподъемник рычажного вида состоит из привода и, непосредственно, из рычага. К которому, с одной стороны, прикреплено колесо, с другой — пластина крепящаяся к стеклу. В основной используется схема, состоящая из двух рычагов, но на старых автомобилях встречается механизм, который работает, с одним рычагом. Привод, передвигая колесо, приводит в движение рычаг, а он, соответственно, управляет движением стекла.

К недостаткам этого вида стеклоподъемников относится ненадежная конструкция, неплотное закрывание и плохое крепление стекла. Да и сама работа подъемников, неудобная, присутствуют резкие рывки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
AutoJiza
Adblock
detector