Гидротрансформатор назначение устройство и принцип работы

Типовые неисправности гидротрансформатора

Рассмотрев принцип работы гидротрансформатора, каждый мог понять, что данный механизм нагружен лишь при разгоне машины до некоторой скорости. В эти моменты гидромеханическое устройство потребляет получаемую энергию от мотора на раскручивание регулирующих лопастей, тем самым снижая КПД его работы до 80-85 %. Именно в этот момент своего функционирования, элементы гидротрансформатора испытывают колоссальные нагрузки и быстро изнашиваются.

Условно, поломки гидромеханического механизма можно разделить на две большие группы:

  • Износ и выход из строя составляющих самого гидротрансформатора;
  • Неисправности контактирующей с ним гидроблочной плиты.

Стоит отметить, что гидротрансформатор в отличие от гидроблока является неразборным узлом и, соответственно, неремонтируемым. Несмотря на это, в авторемонтной сфере принято просто срезать сварочный шов, соединяющий две половины механизма, ремонтировать его и проводить обратную сварку. Зачастую с гидротрансформатором случается одна из следующих неисправностей:

  • Износ фрикционов;
  • Расшатывание или износ входных и выходных валов;
  • Забивание или износ каналов подачи масла, что провоцирует перегрев устройства.

Помимо этого, в работе всей автоматической коробки передач, в частности и в функционировании гидротрансформатора, немаловажен гидроблок. Гидравлическая плита чаще всего имеет поломки по типу:

  • Забитости гидрофильтра или каналов подачи масла;
  • Неисправности соленоидов и датчиков, ответственных за подачу смазки в гидротрансформатор;
  • Некорректной работы масляного насоса.

Любые неисправности гидротрансформатора АКПП и гидроблока проявляются в виде трёх основных симптомов: перегрев данных узлов, вибрация и некорректная работа коробки. Появление таких признаков требует от автомобилиста принятия некоторых мер, так как в ремонте быстро убиваемого автомата важна скорость, и медлить при его организации нельзя.

Бесступенчатая коробка (вариатор)

 Описание

В случае автоматической коробки передач, описанной выше, передачи хоть и включаются автоматически, но они все же переключаются в заданном диапазоне. А что если диапазон сей сохранить, а от передач избавиться (не в прямом смысле слова) — сделать плавное изменение передаточного отношения от самой низкой до самой высокой передачи.

Рисунок 5.25 Пример устройства вариаторной автоматической коробки.

Читать далее:  Регулятор тормозных сил устройство и принцип работы

Вариатор представляет собой очень простой механизм, потому, собственно, и начал в последние годы приобретать все большую популярность среди автопроизводителей.

Состоит этот механизм из двух шкивов и натянутого между ними ремня (цепи). Особенностью данных шкивов является то, что каждый из них состоит из двух половинок (в плане похожих на усеченные конусы), которые могут раздвигаться и сдвигаться (как показано на рисунке 5.26). Один из шкивов — ведущий (подсоединен через муфту к коленчатому валу двигателя), второй – ведомый (передает далее тягу на колеса).

 Принцип работы

схема гидротрансформатора

Во время начала движения, когда к ведущим колесам необходимо подвести максимальный крутящий момент, половинки ведущего шкива максимально разведены, а ведомого шкива – установлены с минимальным зазором (верхняя часть рисунка 5.26). В данном случае ремень как бы проваливается между двумя половинками ведущего шкива.

Таким образом, фактический рабочий диаметр ремня на ведущем шкиве минимален, а на ведомом шкиве максимален, чем достигается самое высокое передаточное отношение и, соответственно, самый высокий крутящий момент. По мере набора скорости части ведущего шкива понемногу сдвигаются, а части ведомого шкива раздвигаются. Передаточное отношение плавно изменяется (нижняя часть рисунка 5.26).

ПримечаниеВ вариаторах диапазон передаточных чисел ограничен лишь размерами шкивов.

Рисунок 5.26 Принцип работы вариатора.

Одним из основных недостатков такого типа трансмиссии являлся небольшой ресурс клинового ремня, находящегося между шкивами. С развитием технологий, клиновой ремень заменили на цепь (пример цепи на рисунке 5.27) или, в отдельных случаях, на составной металлический ремень.

Рисунок 5.27 Цепь, применяемая в современных вариаторах.

В современных автомобилях при использовании вариатора стали применять так называемые виртуальные передачи. Под рулем устанавливают лепестки для переключения этих передач вверх и вниз, а на селекторе есть отдельные положения, обозначенные, как и в случае с Tiptronic, символами « » и «–». Виртуальными передачи называют потому, что как раз самих передач здесь и нет, а есть только несколько (в зависимости от воображения производителя) фиксированных положений ведомого и ведущего шкивов вариатора.

Интересно знатьК управлению автомобилем с вариатором необходимо привыкнуть, так как из-за отсутствия передач электроника старается поддерживать обороты двигателя в наиболее эффективном диапазоне работы, потому может создаться впечатление, что двигатель «воет» и постоянно перегружен. Однако же и от этого недостатка многие производители умудряются избавиться путем внедрения более совершенных систем управления.

Читать далее:  Замена, ремонт и регулировка рулевой колонки ваз 2106, как снять крестовины, инструкции с фото и видео

Тороидный вариатор — это редкость, но тем не менее отличная попытка автопроизводителей избавиться от основного недостатка вариаторов клиноременных – собственно ремня. Тороидный вариатор представляет собой два установленных друг напротив друга конуса с вогнутыми стенками. Между этими конусами установлены и прижаты с очень большим усилием два ротора, которые имеют возможность перемещаться по поверхностям конусов, как показано на рисунке 5.28.

Устройство и принцип работы гидротрансформатора

Рисунок 5.28 Принцип работы тороидного вариатора.

Один из конусов — ведущий, второй — ведомый. Вращение от ведущего конуса передается на ведомый через шкивы. В начале движения, когда передаточное отношение должно быть максимальным, шкивы повернуты и установлены так, что у ведущего конуса они находятся максимально близко к вершине, а у ведомого – к основанию.

Получается, что фактический диаметр шкива ведущего меньше фактического диаметра шкива ведомого на величину передаточного отношения. Один конус вращается, это вращение через шкив передается на второй конус. Чтобы изменить передаточное отношение, необходимо переместить шкивы в обратную сторону — в сторону увеличения фактического диаметра ведущего шкива.

ПримечаниеТороидным вариатор называется в честь фигуры тор, и никоим образом это не связано с древним скандинавским асом, богом грома и молнии — Тором.

 Недостатки

Одним из недостатков данного типа вариаторов является то, что основные рабочие детали выполнены из металла. А как известно из школьного курса физики, трение металла по металлу имеет очень низкий коэффициент полезного действия. Чтобы это компенсировать, все рабочие детали необходимо изготавливать из высокопрочных материалов и прижимать друг к другу с очень большим усилием. Дополняет данные недостатки еще и дороговизна, причем дороговизна как изготовления, так и обслуживания.

типовая характеристика гидротрансформатора

Рисунок 5.29 Внешний вид тороидного вариатора.

Ремонт гидротрансформатора и гидроблока

Как было выяснено выше, неисправности гидротрансформатора могут спровоцировать как ремонт именно этого механизма, так и починку гидроблока АКПП. Сразу отметим, что данные процедуры желательно доверить профессионалам, но если конкретно у вас имеется желание отремонтировать коробку своей машины собственноручно, то делать это нужно с умом. Как минимум, при ремонте трансформатора следует придерживаться следующего порядка:

  1. В первую очередь, нужно осуществить диагностику и, при необходимости, ремонт гидроблока АКПП. Для этого достаточно:
    1. Демонтировать гидроблочную плиту с коробки;
    2. Разобрать её;
    3. Продуть все каналы;
    4. Проверить целостность составляющих гидроблока;
    5. «Прозвонить» все соленоиды.

    Неисправности не выявлены? Тогда придётся разрезать гидротрансформатор. В ином случае все неполадки с гидроблоком следует устранить и проверить, нормализуется ли работа АКПП или нет. Если ответ отрицательный, то приступаем к следующему шагу;

  2. Допустим, разборка и промывка гидроблока АКПП ничего не дала. Что делать дальше? Естественно, проводить ремонт гидротрансформатора. Для этого придётся:
    • Отсоединить механизм от коробки;
    • Снять его с автомобиля;
    • Аккуратно, неглубоко разрезать сварочный шов между половинками гидротрансформатора;
    • Разобрать внутреннюю конструкцию механизма;
    • Проверить состояние всех элементов гидротрансформатора, если требуется – заменить;
    • Продуть все каналы подачи масла и проверить стабильность кручения фрикционов валов.

    После этого проводится сбор устройства в единое целое и обратная сварка половинок.

Читать далее:  Карбюратор ваз 2107 почему плавают обороты и большой расход топлива устройство таблица жиклеров инструкции с фото и видео

Если эффекта собственноручный ремонт не принёс, то стоит задуматься об обращении к профессионалам или поискать поломки в других составляющих АКПП. В любом случае, при решении чинить коробку «автомат» своими руками следует:

  • Подготовить весь необходимый инструмент и место для ремонта;
  • Слить всё масло с коробки и дать ей остыть после работы;
  • Приобрести требуемые запчасти.

Не забывайте, что реально эффективный ремонт гидротрансформатора или гидроблока возможен только при грамотном подходе к проведению данной операции, поэтому в организации ремонтных работы важно подходить с должным уровнем ответственности и неплохим уровнем знаний.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
AutoJiza
Adblock
detector