Классификация трансмиссионных масел — Автосервис

Классификация трансмиссионных масел по ГОСТ

Отечественные продукты имеют обозначение ГОСТ – государственный сертификат качества, обязательный для выполнения. Также у Российских лубрикантов отличаются и основные обозначения. Для примера расшифровки можно взять два самых популярных отечественных лубриканта.

  • ТАД-17И:
  • Т – трансмиссионное;
  • Д – изготовлено на основе дистиллята;
  • 17 – кинематическая вязкость при 100°С;
  • И – состав включает пакет присадок.
  • ТМ 5-18:
  • ТМ – масло, применимое для трансмиссионных блоков;
  • 5 – группа лубрикантов к которой принадлежит жидкость согласно ГОСТ;
  • 18 – общепринятый класс вязкости.

Таким образом, формулы отечественного производства расшифровываются по цифро буквенному обозначению.

Различия в системах классификации

В соответствии с требованиями к защитным жидкостям КПП существует несколько классификаций, которые учитывают предназначение смазки, вязкость в зависимости от климатических условий, уровня нагрузки при эксплуатации.

Россия систематизирует масла по ГОСТ 17479.2-85, который учитывает как вязкость, так и показатели эксплуатации. Во всём мире используют следующие международные стандарты для трансмиссионных жидкостей:

  1. Американский стандарт SAE. Учитывает вязкость трансмиссионного масла от рабочих температур эксплуатации авто.
  2. Спецификация API. Различает масла по эксплуатационным условиям.
  3. Систематизация ZF (используется в европейских странах).
  4. Стандарты министерства обороны Соединённых Штатов Америки.
  5. Стандартизация автопроизводителей General Motors, Ford.

Классификация трансмиссионных масел по вязкости и температуре

К современным лубрикантам применяется динамическая и кинематическая вязкость. Эти показатели определяют способность жидкости сохранять доставочную стойкость к сдвигу во время разогрева и текучесть при понижении температуры.

Определяется каждый показатель путем лабораторных анализов, где в пробирке нагревается или остужается масло и измеряется время его стекания по специальной шкале.

Для наиболее точного распределения была создана спецификация SAE. Допуск определяет, при каких погодных условиях формула сохраняет оптимальные свойства для защиты трансмиссии.

Сама шифровка состоит из двух частей, для примера можно взять типичную жидкость синтетики 75W90.

  • 1. «75W» – говорит о минимальной температуре окружающей среды, при которой лубрикант сохраняет необходимую текучесть в данном случае (-40°С).
  • 2. «90» — высокотемпературный предел, установленный на отметке 35°С.
    Для масел МКПП применяется стандартная таблица J306, где указаны все допуски и соответствия. При этом для субстанций, разработанных под АКПП, подобные стандарты не используются.

Популярный вопрос, актуальный для любых масел, включая жидкости для АКПП и МКПП. Определение говорит о зависимости густоты смазки от температуры окружающей среды. Высокий показатель (130 и выше) говорит о хорошей стабильности лубриканта. Малая цифра (ниже 90) выдает жидкость, минерального типа или низкого качества. Определение влияет на сохранение стабильной густоты жидкостью, во время критических перепадов температур.

Индекс — это цифра, полученная путем лабораторной процедуры.

  1. В качестве базы выбирается 2 разных масла. Первый вариант сильно реагирует на изменение t°С – второй максимально устойчив. При этом их обозначение указывается как «0» и «100» соответственно.
  2. Далее берется проба новой смеси и помещается в равные условия с эталонными продуктами.
  3. Жидкости нагревают и по специальной шкале высчитывают, как испытуемый вариант ведет себя относительно двух других смесей.
  4. После процедуры продукту определяется индекс вязкости.

Индекс – цифра, выведенная путем тестов и характеризующая поведение продукта в условиях перепадов температуры.

Для автомобиля считается, что чем выше индекс – тем лучше.

Стандартная таблица вязкости SAE J306 распределяет лубриканты по принадлежности к температуре эксплуатации. Узкоспециализированные масла, предназначенные для использования исключительно в летнее или зимнее время мало распространены в 2020 году ввиду нерентабельности эксплуатации. По этой причине таблица содержит самые популярные, универсальные формулы круглогодичного применения, актуальные для России.

Допуск SAE

Минимальный порог эксплуатации °С

Верхний порог использования °С

75W80

40

35

75W90

40

35

80W85

25

35

80W90

25

40

85W90

10

45

Классификация трансмиссионных масел — АвтоЖидкость

Вначале систему SAE разработали специалисты Американского Сообщества. Потом эта классификация разошлась по всем странам. На сегодняшний момент все основные автопроизводители используют стандарт SAE J306. По этой стандартизации определяется не только вязкость, но и допустимая температура использования смазки. Это позволяет оценить приблизительную нагрузку, от которой предохраняет защитная плёнка.

В соответствие со спецификацией определяют два условных ряда вязкости трансмиссионных масел:

  • зимнего применения: используется буква W, например, SAE 70W;Масло SAE 70W
  • летнего применения: не добавляется W, например SAE 80.

Условное разделение обуславливается конструкционной спецификой трансмиссии от многочисленных производителей. Существуют КПП, для которых смазочная жидкость зимнего ряда обеспечивает надёжную защиту и при плюсовых температурах. Часто встречается рекомендация применять зимние масла для любых климатических условий.

  • указывается только зимний вариант W (например, 85W);
  • отмечается только летний вариант без дополнительной буквы (SAE 75);
  • сочетаются оба варианта (75W-85).

Наиболее популярны следующие всесезонные масла:

  • 75W-80 – температурный диапазон: -40 – 35 градусов;75W-80
  • 75W-90 – минимум:-40, максимум: 35;
  • 80W-85 – минимум: -26, максимум: 35;
  • 80W-90 – минимум: -26, максимум: 35;
  • 85W-90 – минимум: -12, максимум: 45.

Как подобрать смазку с хорошими качествами? Какой класс лучше? По типу маркировки Американского Нефтяного Института (API) смазки подразделяют на особенные классы. В качестве главных признаков спецификации рассматриваются структура механизма, индекс вязкости и условия работы. Вторичным элементом является добавление защитных присадок. В регламентированном документе API от 1976 г. описаны следующие классы (цифры означают класс смазки):

  • GL-1.
    1. смазки для КПП, функционирующих в лёгких условиях;
    2. как правило, не содержат присадок (иногда добавляется малое количество противоокислительных, антикоррозийных, лёгких депрессорных и антипенных добавок);
    3. применяются для цилиндрических, спирально-конусных, червячных механизмов и коробок без синхронизаторов.
  • GL-2.
    1. трансмиссионные жидкости для средних скоростей и нагрузок;
    2. имеют в составе противоизносные присадки;
    3. используются для защиты червячных механизмов КПП тракторов и с/х машин.
  • GL-3.
    1. масла для трансмиссий, которые работают в условиях средней тяжести;
    2. их состав дополняют противоизносными присадками до 2,7 процента;
    3. применяются в коробках скоростей грузовиков;
    4. нельзя использовать в механизмах гипоидного типа.
  • GL-4.GL-4
    1. смазочные жидкости для механизмов, функционирующих в разных условиях (лёгких, средних, тяжёлых);
    2. в составе находится 4 процента противозадирных присадок;
    3. используются для КПП грузовых авто, для механизмов ведущего моста, для гипоидных и ступенчатых передач всех видов машин.
  • GL-5.
    1. масла для передач, которые работают в наиболее тяжёлых условиях с разным типом нагрузки;
    2. их состав содержит многофункциональные присадки в количестве до 10%;
    3. предназначены для всех видов передач и ведущих мостов легковых машин.
Читать далее:  Нет давления масла в двигателе причины падения давления и способы его повышения

Сегодня внедряются и разрабатываются новые стандарты по API. Смазки МТ-1 спроектированы для высоконагруженных трансмиссий автобусов и тягачей. Аналогичны стандарту GL-5, но имеют лучшую термическую стабильность. Для механических коробок мощных грузовых авто внедряется класс API PG-1. Для ведущих мостов таких машин разрабатывается стандарт API PG-2.

Классификация вязкости трансмиссионного масла по ГОСТ

Сегодня в таких странах, как Россия, Белоруссия, Армения, Киргизия, Таджикистан действует межгосударственный стандарт ГОСТ 17479.2-2015. Этот ГОСТ обозначает спецификацию смазочных жидкостей для КПП легковых авто, тракторов, грузовиков и комбайнов.

Смазки для коробки скоростей обозначаются тремя группами знаков, например ТМ-5-9:

  • 1-я не изменяется – ТМ (трансмиссионное масло).
  • 2-я может обозначаться цифрой от одного до пяти, по ним определяют идентификацию смазки к группе по области использования;
  • 3-я состоит из цифр 9, 12, 18, 34, которые характеризуют жидкость по степени вязкости, оцениваемой при высокой и низкой температурах.

Спецификация масел по эксплуатационным характеристикам:

  1. ТМ-1. Смазки трансмиссии, где присадки отсутствуют. Применяются для защиты передаточных механизмов в диапазоне контактных напряжений от 900 до 1600 МПа и температуре жидкости в объёме до девяноста градусов.
  2. ТМ-2. Смазки, куда добавляются противоизносные добавки. Используются для передач аналогично ТМ-1, но контактные напряжения до 2100 МПа и температура в объёме до ста тридцати градусов.
  3. ТМ-3. Смазки, имеющие в составе защитные присадки и дающие средний эффект (до 2500 МПа, до ста пятидесяти градусов).
  4. ТМ-4. Масла КПП, которые содержат защитные присадки с высоким эффектом. Предназначены для передач аналогично ТМ-4. Контактное напряжение до 3000 МПа. Значение температуры в объёме такое же, как у ТМ-3.
  5. ТМ-5. Смазки трансмиссии с противозадирными добавками разнопланового назначения. Защищают передаточные механизмы, эксплуатирующиеся при ударных нагрузках. Напряжение и температура аналогичны ТМ-4.

В этом видео рассказывается о классификации смазочных материалов для трансмиссий.

Американская классификация вязкости масел SAE J306 сегодня востребована по всему миру. Здесь выделяют сезонные и всесезонные смазки. Сезонные зимние обозначаются буквой «W» (winter), а если этой буквы нет, то смазка принадлежит к летним.

Классификация трансмиссионных масел - Автосервис

Впрочем, использование сезонных трансмиссионных масел не всегда оправдано – ведь смена сезона происходит намного быстрее, чем выработка ресурса смазки. А потому пальма первенства отдана более густым жидкостям – всесезонным.

Эта классификация считается более современной альтернативой отечественным ГОСТам. Она принята повсеместно и используется большинством производителей, разделяя трансмиссионные масла на 5 групп:

  • GL-1 без присадок, с минеральной базой, соответствует ТМ1 по ГОСТ;
  • GL-2 с жирными базами, для червячных передач (ТМ2);
  • GL-3, дополнено противозадирными присадками, для ручных КПП, спирально-конических передач (КПП, задние мосты грузовиков) (ТМ3);
  • GL-4 с противозадирными, противоизносными добавками для ручных коробок передач (ТМ4);
  • GL-5 с противозадирными, противоизносными присадками для гипоидных передач КПП, ведущих мостов ТМ5.
  • Классификация трансмиссионных маселЭтот тип классификации можно отнести к устаревшим, но в отечественном автопроме он все еще встречается.
  • В обозначениях трансмиссионных масел по ГОСТ указывается 3 группы знаков: ТМ (трансмиссионное масло); цифры, указывающие на принадлежность смазки к определенной эксплуатационной группе (5 групп); цифры, указывающие на класс кинематической вязкости.
  • Существуют 4 класса вязкости, каждый из которых определяет климатическую зону использования той или иной смазки (от южных до северных широт).

Классификация ATF

На трансмиссионные масла для АКПП стандарты API не распространяются, здесь используют классификацию ATF.

Кстати, продукты из этой группы часто окрашиваются очень ярко – для того, чтобы владелец не спутал их с обычными трансмиссионными маслами и не залил в МКПП. Также не стоит смешивать жидкости разных цветов, поскольку далеко не все их них являются взаимозаменяемыми.

Всемирно признанной классификации для АКПП нет, а потому стандартизацией смазок занимаются автопроизводители. Так, концерн Дженерал Моторс пользуется классификациями DEXRON I, II, III, IV. Здесь чем выше цифра в обозначении, тем более совершенной считается смазка. А вот компания Форд обозначает свои спецификации Mercon.

В Германии расположена компания «Zahnradfabrik Friedrichshafen» (ZF). Она является ведущим европейским производителем КПП и силовых агрегатов, и пользуется собственной классификацией, ориентирующейся на виды масел, их классы качества и вязкость. Учитываются здесь и допуски автопроизводителей.

Считается, что для каждой коробки передач допустимы свои смазочные материалы. Допуска представлены в виде перечней, которые маркируются как ZF TE-ML. Предусмотрен здесь и цифровой код в пределах 01-14.

Все нюансы выбора

Классификация трансмиссионных масел

Выбор определенного наименования трансмиссионного масла обусловлен, в первую очередь, рекомендациями автопроизводителя, где указаны оптимальные критерии и эксплуатационные характеристики смазки.

Решение в пользу масел низкого качества с целью сэкономить не допускается, поскольку некорректно подобранная смазка может спровоцировать неполадки в агрегате. Увеличивать группу масел также не стоит – в первую очередь, из экономических соображений.

Если же точных указаний автопроизводитель не дает, то следует руководствоваться практическими соображениями. В частности, КПП грузовиков, работающие без гипоидных зацеплений, успешно функционируют на рабочей жидкости уровня GL 3, хотя для «ГАЗель» нужно GL 5.

Это же масло, GL 5, потребуется для тех КПП, где предусмотрено гипоидное сцепление шестерен (вне зависимости от того, легковое или грузовое авто). Использование масла низкой категории в данном случае не сможет предотвратить задиры в зубьях гипоидной пары. Что касается МКПП, то здесь потребуется смазка группы GL 4.

Указанные классы принадлежат к категории API, то есть демонстрируют эксплуатационные характеристики смазок. Однако при выборе обязательно нужно учесть и вязкость материала, которую подбирают в зависимости от климатических условий эксплуатации машины.

Например, классы 250 и 140 по SAE включают в себя масла с вязкостью не ниже 24 мм кв./с при 100°С, а потому будут нормально работать только на жарком Юге. В умеренных широтах оптимален класс 90 – это всесезонные масла типа 75W-90, 80W-90 и 85W-90.

Впрочем, нужно знать, что для низких температур 85W-90 не подойдет, 80W-90 считается более универсальным, а 75W-90 подойдет даже для экстремально низких температур.

Читать далее:  Выбор и замена ламп ближнего света и другой оптики на Chevrolet Niva варианты тюнинга

Несколько десятилетий назад разделение трансмиссионных смазок по категориям было не настолько разноплановым и многогранным, как в настоящее время. Существовало не более десятка подвидов смазок, которые покрывали более 90% потребностей всего розничного рынка.

Расшифровка вязкости трансмиссионного масла

Некоторым автолюбителям непонятно что означают цифры, нанесенные на этикетку канистры. Следовательно, также как и они расшифровываются.

В трансмиссионных жидкостях определение выполняется путем сложных физических процедур, где устанавливается кинематическая вязкость при 100 и 40 °С, толщина защитной пленки и способность удерживать необходимые параметры для стабильной работы механизма.Трансмиссионные масла

Усложняет положение дел широкий выбор лубрикантов, к примеру, бывают смеси типа 75w140 или 75w90 где разница заключается только в верхнем пороге эксплуатации и составе смеси.

Существует большое количество СМ импортного и отечественного производства. Самыми популярными являются такие:

  • ЗИК;
  • Кастрол;
  • Ликви Молли;
  • ТИТАНИУМ;
  • Эльф.

Однако для лучшего понимания, для примера можно взять российскую трансмиссионку Лукойл ТМ 4/ТМ 5, основанную на полусинтетической технологии производства.

  1. 75 – низкотемпературный показатель, при котором смесь сохраняет достаточную текучесть для возможности прокачивания по напорным магистралям. Для конкретного продукта показатель ограничен отметкой — 40°С.
  2. W – буква говорит о допустимости эксплуатации в зимнее время года.
  3. 90 – показатель высокотемпературной вязкости, когда лубрикант обеспечивает оптимальную толщину защитной пленки для предотвращения сухого трения нагруженных пар механизма. В этом случае смесь работает до 35 градусов Цельсия.

Таким образом, формула оптимальна для эксплуатации в условиях средней и серверной полосы стран СНГ, где отсутствуют критические морозы или жара.

Расшифровка 80w90

https://www.youtube.com/watch?v=gLDv1_PEc8s

Следующая разновидность подойдет для южных областей страны. Допуск SAE 80W90 можно расшифровать таким образом:

  1. 80 – показатель низкотемпературной вязкости. Жидкость сохраняет достаточную текучесть при -25 °С.
  2. W – принадлежность субстанции к зимнему классу.
  3. 90 – показатель верхней границы эксплуатации 40 °С.

Таким образом, любая смесь с подобным индексом на канистре оптимально подойдет для средних и южных широт.

Классификация трансмиссионных масел или почему лучше покупать дорогое

Ответ: – та, которая рекомендуется изготовителем машины и максимально подходит под климатические условия. Суть заключается в том, что разные компании используют отличные конструкции трансмиссионных блоков, а маркировки вязкости определяют только температурные границы, при которых можно эксплуатировать продукт.

Сегодня классификация трансмиссионных масел (ТМ) для автомобильного транспорта развилась настолько, что даже осведомленные в этом вопросе автомобилисты не смогут точно разъяснить по кодировке смазки, для чего она предназначена и какие характеристики имеет.

Появилось и утвердилось в качестве общепризнанных несколько классификаций.Рассмотрим несколько распространенных мировых классификаторов, по которым подразделяются смазочные материалы для узлов трансмиссии автомобильного транспорта.

Можно ли смешивать трансмиссионное масло разной вязкости

Категорически нельзя. Суть заключается в том, что для создания каждого лубриканта, химики структурируют уникальную формулу. Даже масла одинаковой марки, но с различной густотой отличаются по химическому составу. Загвоздка находится в депрессорных присадках и основе. К примеру, жидкость ТАД 17 изготавливается по технологии, подразумевающей наличие минерального комплекса и отсутствие депрессоров. Ее аналог, ТАП 15 также выполнен по подобному принципу, однако формула отличается.

Итогом смешения лубрикантов может стать непредвиденная реакция компонентов, что вызовет осаживание нерастворимых частиц, вспенивание или образование новых соединений.

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 31 «Нефтяные топлива и смазочные материалы», Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти» (ОАО «ВНИИ НП»)

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

Классификация трансмиссионных масел

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 18 июня 2015 г. N 47-П)

Краткое наименование страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Украина

UA

Минэкономразвития Украины

(Поправка)

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 августа 2015 г. N 1140-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 17479.2-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2017 г.

5 Настоящий стандарт соответствует международному документу SAE J306:2005* «Наземные транспортные средства. Классификация автомобильных трансмиссионных масел по вязкости» (SAE J306:2005 «Surface vehicle standard. Automative gear lubricant viscosity classification», NEQ)________________* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.

6 ВЗАМЕН ГОСТ 17479.2-85

Классификация трансмиссионных масел

7 ИЗДАНИЕ (сентябрь 2019 г.) с Поправкой (ИУС 11-2017), Поправкой (ИУС 8-2019)Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает классификацию и обозначение трансмиссионных масел для агрегатов трансмиссий автомобилей, тракторов, тепловозов, сельскохозяйственных, дорожных, строительных машин и судовой техники.

1.2 Настоящий стандарт не распространяется на масла, используемые в зубчатых передачах промышленного оборудования, а также на масла для гидромеханических и гидрообъемных передач.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:ГОСТ 33 Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости________________ В Российской Федерации действует ГОСТ 33-2016 «Нефть и нефтепродукты.

Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической и динамической вязкости».ГОСТ 1929 Нефтепродукты. Методы определения динамической вязкости на ротационном вискозиметреГОСТ 9490 Материалы смазочные жидкие и пластичные. Метод определения трибологических характеристик на четырехшариковой машинеПримечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.

by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений.

Читать далее:  Как правильно подобрать моторное масло для турбодизеля обзор и советы

Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Обозначение трансмиссионных масел

3.1 Обозначение трансмиссионных масел состоит из групп знаков:- первая группа знаков — буквы ТМ (трансмиссионное масло), она не зависит от состава и свойств масла;- вторая группа знаков — цифры, характеризующие принадлежность масла к группе в зависимости от области его применения;- третья группа знаков — цифры, характеризующие класс трансмиссионного масла в соответствии с величиной вязкости, которую определяют при высокой температуре по ГОСТ 33 и при низкой температуре по ГОСТ 1929.

4 Группы трансмиссионных масел

4.1 В зависимости от области применения трансмиссионные масла подразделяют на пять групп, которые приведены в таблице 1.

Таблица 1 — Группы трансмиссионных масел

Группа трансмиссионного масла по области применения

Состав трансмиссионного масла

Рекомендуемая область применения

1

Трансмиссионные масла без присадок

Цилиндрические конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях от 900 до 1600 МПа и температуре масла в объеме не выше 90°С

2

Трансмиссионные масла с противоизносными присадками

Цилиндрические конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2100 МПа и температуре масла в объеме 130°С

3

Трансмиссионные масла с противозадирными присадками умеренной эффективности

Цилиндрические, конические, спирально-конические передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 МПа и температуре масла в объеме не выше 150°С

4

Трансмиссионные масла с противозадирными присадками высокой эффективности

Цилиндрические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла в объеме не выше 150°С

5

Трансмиссионные масла с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла

Гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла в объеме не выше 150°С

Примечание — Допускается при обозначении масла по настоящему стандарту в скобках указывать примерную группу трансмиссионного масла в соответствии с классификацией API (см. таблицу А.2, приложение А).

4.2 При разработке новых масел и постановке на производство, а также при периодических испытаниях товарных масел 1 раз в 2 года (по графикам, согласованным с потребителем) группу трансмиссионных масел устанавливают по результатам оценки их эксплуатационных свойств в соответствии с таблицей 2.Таблица 2 — Группы трансмиссионных масел в зависимости от эксплуатационных свойств

Определяемое свойство

Группа масла

Метод испытания

1

2

3

4

5

Предельная нагрузочная способность по нагрузке сваривания Р, Н, не менее

2930

3283

3685

По ГОСТ 9490

Противоизносное свойство по показателю износа Д при осевой нагрузке 392 Н при (20±5)°С в течение 1 ч, мм, не более

0,55

По ГОСТ 9490

Приложение А (справочное). Классификация трансмиссионных масел по SAE и API

А.1 Классификация трансмиссионных масел по SAE J306:2005 приведена в таблице А.1.

Таблица А.1 — Классификация трансмиссионных масел по SAE J306:2005

Класс вязкости по SAE J306

Температура для вязкости 150000 сП,, °С, не выше

Кинематическая вязкость при 100°С, мм/с (сСт), не ниже

Кинематическая вязкость при 100°С, мм/с (сСт), не выше

70W

-55

4,1

75W

-40

4,1

80W

-26

7,0

85W

-12

11,0

80

7,0

11,0

85

11,0

13,5

90

13,5

18,5

110

18,5

24,0

140

24,0

32,5

190

32,5

41,0

250

41,0

Определяют по стандарту [1].

Дополнительные низкотемпературные требования по вязкости могут быть введены для жидкостей, предназначенных для использования в малонагруженных синхронизированных механических трансмиссиях.

Определяют по стандарту [2].

Предел устанавливают после испытаний по СЕС L-45-T-93, метод С (20 ч).

Следует учитывать, что для испытаний по стандарту [1], проведенных при температурах ниже минус 40°С, прецизионность не установлена.

А.1.1 Примеры обозначения трансмиссионных масел в соответствии с классификацией SAE J306:2005.Примеры

Классификация трансмиссионных масел

1 SAE 75W — обозначение трансмиссионного масла для эксплуатации в зимнее время.

2 SAE 80 — обозначение трансмиссионного масла для эксплуатации в летнее время.

3 SAE 75W-90 — обозначение трансмиссионного масла для всесезонной эксплуатации, в котором первая цифра класса вязкости (75W) обозначает низкотемпературные свойства масла (т.е. динамическая вязкость масла не превышает 150000 мПа·с при температуре минус 40°С), а вторая (90) — высокотемпературные свойства масла (т.е. кинематическая вязкость масла при температуре 100°С находится в пределах от 13,5 до 18,5 мм/с).

А.2 Примерное соответствие обозначений групп трансмиссионных масел по настоящему стандарту классификациям по API и SAE J306:2005 приведено в таблицах А.2 и А.3.Таблица А.2 — Примерное соответствие групп трансмиссионных масел по настоящему стандарту группам по API

Группа трансмиссионного масла по настоящему стандарту

Группа трансмиссионного масла по API

ТМ-1

GL-1

ТМ-2

GL-2

ТМ-3

GL-3

ТМ-4

GL-4

ТМ-5

GL-5

Таблица А.3 — Примерное соответствие классов вязкости трансмиссионных масел по настоящему стандарту классам вязкости по SAE J306:2005

Класс вязкости трансмиссионного масла по настоящему стандарту

Класс вязкости трансмиссионного масла по SAE J306:2005

70W

75W

12з

80W

18з

85W

9

80

12

85

18

90-110

34

140-190

Библиография

[1]

ASTM D 2983-09

Standard test method for low-temperature viscosity of lubricants measured by Brookfield viscometer (Стандартный метод определения низкотемпературной вязкости смазочных материалов вискозиметром Брукфилда)

[2]

ASTM D 445-15

Standard test method for kinematic viscosity of transparent and opaque liquids (and the calculation of dynamic viscosity) [Стандартный метод определения кинематической вязкости прозрачных и непрозрачных жидкостей (и расчет динамической вязкости)]

УДК 621.892.21:006.354

МКС 75.100

Ключевые слова: трансмиссионные масла, классификация, обозначение

Электронный текст документаподготовлен АО «Кодекс» и сверен по:официальное изданиеМ.: Стандартинформ, 2019

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
AutoJiza
Adblock
detector