Компрессор кондиционера. устройство и принцип работы

Немного истории появления кондиционера

Повышение комфортности при езде на автомобиле – задача, которая стояла уже перед первыми их конструкторами. Многие направления, считавшиеся приоритетными, развивались достаточно активно, а вот с обеспечением нормального микроклимата у конструкторов долго не ладилось. Хотя идей хватало, но все они оказывались либо недостаточно эффективными, либо технически нереализуемыми.

Можно вспомнить попытки охлаждения температуры в салоне с помощью льда, кубики которого хранились на специальном поддоне, установку дополнительных принудительных воздухозаборников или скрытых вентиляторов, монтаж сложных систем воздуховодов и другие технические решения, которые в итоге по тем или иным причинам не прижились.

Одной из первых более-менее удачных систем оказалось решение, которое использовалось на машинах Паккард в 1939 году. Именно в то время были изобретены системы охлаждения компрессорного типа, которые и легли в основу новой системы охлаждения. Конструктивно она оказалась очень сложной, а потому – ненадёжной.

Чтобы привести её в действие, нужно было сначала остановиться, при выключенном двигателе подключить прообраз кондиционера, завести мотор, произвести манипуляции с настройкой силы и направления воздушного потока, подождать, пока автомобиль охладится, выключить систему охлаждения и только после этого продолжать движение.

Идея была заимствована, и по мере совершенствования технологий кондиционер становился всё более похожим на современный. В 1941 голу американская компания Кадиллак выпустила первую небольшую партию автомобилей, оснащённых системой кондиционирования, работавшей по той же схеме, что и сейчас. В 60-х годах количество установленных на легковые автомобили кондиционеров исчислялось уже тысячами, а в 80-х счёт пошёл на миллионы.

Идея повышения комфорта автомобиля как снаружи, так и внутри всегда была одной из целей автостроителей с момента изобретения автомобиля. Первые системы кондиционирования были разнообразны и вовсе не похожи на современные. Использовали и много вентиляторов, и системы трубопроводов с холодной водой, воздухозаборники принудительные, но нечего не давало ожидаемого эффекта или нормально работало.

Такие поиски были до момента изобретения компрессорной системы охлаждения. Первым автомобилей с прообразом кондиционера считается Паккард изготовленный в 1939 году. Установленной системе было далеко до современных, так как нужно было проделать множество манипуляций, но все же эффект был, хоть и небольшой.

Для того, чтоб охладить салон, нужно было остановить автомобиль, заглушить его, затем подключить «кондиционер», завести двигатель автомобиля, отрегулировать поток воздуха, охладить салон. Далее снова заглушить двигатель, отключить «кондиционер» и только потом можно было продолжать путь. Сравнивая с современными системами автомобильных кондиционеров, то такой процесс был долгим и нудным, но все же начало было заложено.

В 1941 году впервые Кадиллак выпустил первые 300 автомобилей, с кондиционерами привычной нынче системы, где не нужно было проводить столь много манипуляций, а можно было на ходу включать и выключать.

Самые первые климатические системы для автомобилей появились еще до Второй мировой войны. Стоила эта опция, как треть машины. В нашей стране, а точнее в отечественном автопроме, климатические системы стали устанавливать на «АвтоВАЗе» намного позже.В 1933 году в Соединенных Штатах эти устройства считались неотъемлемой частью жилых помещений.

В 1936 году инженеры занялись разработкой систем охлаждения воздуха для различных транспортных средств. Первые климатические установки появились в автопоездах для пассажиров. Принцип работы кондиционера автомобильного был такой же, как и в холодильниках. Он не изменился и сегодня.Самый первый автомобиль, который комплектовался такой комфортной новинкой – Packard.

Но монтаж обходился достаточно дорого – за 700 долларов можно было смело приобрести новую машину. Установка обходилась в 274 доллара – это одна треть стоимости. Среди неудобств этой первой модели выделялся большой объем системы. Установка занимала половину свободного места в багажнике, а автоматического управления еще не было.

Эти приборы не получили хорошего отзыва и популярности. Их выпуск прекратился. В 1941 году к этой теме снова вернулись – это был американский Cadillac.Началась война и все разработки пришлось прекратить. Возобновить работу удалось лишь после войны. В 1954 году инженеры совершили революцию в производстве этих климатических систем для авто.

Так, на моделях марки Nach-Kelvinator стали монтировать настоящий климат-контроль, состоящий из вентиляции и отопления. Также система включала в себя кондиционер и отопитель. Этот климат отличался значительно меньшими размерами и помещался под капотом. Эти устройства стали более популярны, и спрос на них постоянно рос.

Принцип работы кондиционера автомобильного с тех пор не менялся.В начале 90-х годов в Штатах практически все авто, сходившие с конвейера, оснащались системами охлаждения воздуха. В нашей стране такие опции ставились лишь на авто членов правительства. Первый отечественный кондиционер устанавливался на отечественный ЗИЛ-111.

Связь самочувствия водителя и микроклимата в салоне

Интуитивно все мы примерно понимаем, какими должны быть температура и влажность, чтобы наше самочувствие не страдало. Между тем понятие комфортного микроклимата оперирует вполне определёнными характеристиками, основанными на многочисленных исследованиях. Оптимальные для человеческого организма условия – не константа, поскольку показатели температуры/влажности внутри салона зависят от внешних условий, а также длительности предстоящей поездки.

Неблагоприятная среда сказывается и на безопасности: если водителю жарко, его скорость реакции и ясность мышления заметно снижаются. Многим нашим читателям будет интересно ознакомиться с таким документом, как сервисное пособие от Audi с описанием значений неблагоприятных условий для водителя и пассажиров, требующих включения кондиционера (которое один к одному совпадает с оценками специалистов Volkswagen):

  • если снаружи температура воздуха опускается до -20º C;
  • если при обеспечении воздухообмена в салоне на уровне 8 кг./минуту температура остаётся высокой (28º C и выше);
  • при температуре снаружи более 35º C;
  • если в салоне при воздухообмене 10 кг./минуту температура составляет от 23º C;
  • когда температура в салоне – 10º C или ниже;
  • если в салоне при воздухообмене 4 кг./минуту температура составляет 2/15º C.

Автомобили, которые оснащены только системой вентиляции (а таковыми является многочисленное семейство ВАЗов), летом оказываются бессильными перед изнуряющим зноем. Обеспечить достаточное охлаждение воздуха в салоне и избавить его от избыточной влажности в состоянии только кондиционер. Так что этот климатический прибор становится стандартом де-факто для практически всех конфигураций новых автомобилей.

Вопросам обеспечения комфортных условий пребывания в автомобиле уделяют внимание все производители. По результатам многочисленных исследований установлено, что наиболее комфортными климатическими показателями для водителя/пассажиров является температура в диапазоне 18 – 20° С при уровне влажности 40 – 70%.

Понижение температуры до 10 – 15° С приводит к переохлаждению организма и замедлению мыслительных и физиологических процессов. Повышение температуры до 25° С и выше приводит к повышенной утомляемости, снижению концентрации, появлению признаков сонливости. Дальнейшее повышение температуры до 30° С становится опасным – у водителя нарушается координация движений, реакция становится замедленной, способности адекватно оценивать дорожную обстановку резко снижаются.

Система вентиляции в принципе не способна контролировать микроклимат – в жаркую погоду при движении на малых скоростях (например, в городском потоке) она становится вообще бесполезной. Спасти может только кондиционер, поэтому водители, машины которых не оснащены современной системой кондиционирования, задумываются об её установке. Поскольку их транспортное средство не рассчитано на это, потребуются как минимум базовые знания о том, как устроен и работает это устройство.

Система вентиляции в принципе не способна контролировать микроклимат – в жаркую погоду при движении на малых скоростях (например, в городском потоке) она становится вообще бесполезной. Спасти может только кондиционер, поэтому водители, машины которых не оснащены современной системой кондиционирования, задумываются об её установке. Поскольку их транспортное средство не рассчитано на это, потребуются как минимум базовые знания о том, как устроен и работает это устройство.

С чего состоит кондиционер и климат-контроль

Прежде чем понять, как работает кондиционер или климат-контроль, разберемся, с чего состоит сама система охлаждения. Кондиционер, это набор элементов, которые совокупно создают систему охлаждения.

Главными составными кондиционера считаются:

  • компрессор;
  • конденсатор;
  • ресивер-осушитель;
  • испаритель;
  • терморегулятор;
  • датчик низкого давления;
  • датчик высокого давления;
  • комбинированные и дополнительные датчики (в климат-контроле).

Компрессор кондиционера. устройство и принцип работы

Пойдем по порядку рассматривать, что для чего предназначено. Первым по списку идет

, его основным назначением является сжатие хладагента (фреона) в газ высокого давления и температуры. Работу компрессора обеспечивает двигатель автомобиля, благодаря передаточным ремням на шкив и электронную муфту.

Далее по списку идет конденсатор, узел довольно большого объема. Главным назначением является охлаждение сжатого хладагента, в помощь для охлаждения используется наружный вентилятор. Чаще всего он напоминает второй радиатор в передней части автомобиля, потому его еще называют «радиатором кондиционера».

По продвижению хладагента следующим идет испаритель, именно он выдает холод в салоне, по-другому еще называют теплообменник. Чем-то напоминает вышеупомянутый конденсатор с сотами и змеевиком, через который проходит хладагент. Вентилятор продувает через него воздух салона и в результате чего он охлаждается.

Датчики системы кондиционера немало важные компоненты, так например датчики высокого и низкого давления отключают компрессор, когда давление не соответствует рабочему давлению. Это делается для того, чтоб не заклинил компрессор. Температурный регулятор отвечает за подачу количества хладагента в испаритель салона, от него и будет зависеть комфорт в салоне автомобиля.

Что касается комбинированных и дополнительных датчиков системы кондиционера, то в основном они устанавливаются при наличии климат-контроля. Предназначены для снятия параметров с разных приборов, их контроля и управления ими. В отличии от системы кондиционера, эта система управляется с помощью бортового компьютера и автоматически регулирует все параметры для обеспечения выбранной температуры.

Принцип работы автомобильного кондиционера

Весь процесс включения кондиционера или климат-контроля начинается с компрессора. Как только вы включаете кнопку кондиционера, срабатывает муфта на компрессоре, притягивая шкив с передаточным ремнем от мотора.

Стоит помнить, что кондиционер или климат-контроль будет работать только при заведенном двигателе, иначе эффекта не будет. После срабатывания муфты запускается компрессор и начинается нагнетание давления.

Принцип работы автомобильного кондиционера

В системе существует два давление, низкое и высокое. С компрессора выходит высокое давление, а в компрессор входит низкое давление.

С компрессора хладагент попадает в конденсатор, благодаря вентилятору и потоку воздуха он охлаждается и передается в осушитель, где убирается возможная влага и мусор с хладагента. Только потом хладагент попадает в испаритель. В большинстве случаев вместе с испарителем установлено много других приборов и датчиков.

Именно с испарителя выходит низкое давление, которое подается обратно в компрессор, после чего процесс начинается по кругу. Все мелочи в виде датчиков и регуляторов описать смысла нет, так как для каждого автомобиля они индивидуальны, а вот принцип работы кондиционера или климат-контроля в системе охлаждения одинаковые.

С целью обеспечения комфортных условий эксплуатации автомобиля водителем и пассажирами в конструкционной схеме транспортного средства предусматривается установка системы отопления, вентиляции и кондиционирования.

Система отопления отвечает за нагрев воздуха в салоне. Вентиляция необходима для охлаждения воздуха и его очистки (с этой целью устанавливается салонный фильтр). Система кондиционирования, на современных автомобилях зачастую климат-контроль, отвечает за поддержание заданных микроклиматических параметров (температуры воздуха, влажности).

Основные элементы системы кондиционирования

Автокондиционер – это несколько основных элементов (управляющих и исполнительных устройств), которые объединены в одну замкнутую герметичную систему.

Обратите внимание

По данной системе циркулирует охлаждающая жидкость, ее называют хладагент.

Конструкционно система охлаждения имеет свои особенности в зависимости от марки и модели автомобиля, но существует несколько базовых элементов:

  • компрессор;
  • ресивер-осушитель или аккумулятор-осушитель;
  • испаритель (теплообменник);
  • конденсатор (дефлегматор);
  • магистрали (система трубопроводов);
  • вентилятор.

В остальном схема может иметь свои особенности.

Компрессор кондиционера. устройство и принцип работы

Принцип работы

Принцип работы системы кондиционирования автомобиля основан на изменении агрегатного состояния хладагента в системе. Используются базовые законы физики. А именно при переходе из жидкого в газообразное состояние любая жидкость поглощает тепло, а при обратном преобразовании, то есть когда газ переходит в состояние жидкости – отдает.

Таким образом, хладагент в газообразном состоянии забирает тепло из салона, уменьшая при этом температуру воздуха, а переходя в жидкое состояние, отдает тепловую энергию.

Эти законы работают в системе кондиционирования следующим образом.

Компрессор кондиционера всасывает газообразный холодный хладагент под небольшим давлением. Затем происходит сжатие газа (при этом повышается давление), его нагрев и передача по магистрали далее.

В таком состоянии хладагент попадает в конденсатор, где охлаждается воздухом, поступающим естественным путем, при необходимости дополнительно подаваемым через вентилятор кондиционера, и, достигая точки росы, находясь под высоким неизменным давлением, преобразуется в жидкое состояние.

В испарителе происходит испарение охлаждающей жидкости (преобразование ее в газ) при достижении точки кипения и снижении давления. Таким образом, забирается тепло из воздуха, который в охлажденном состоянии, зачастую через салонный фильтр, передается в салон.

Из испарителя под низким давлением хладагент в газообразном состоянии подается в компрессор и цикл повторяется.

Принцип работы автомобильного кондиционера

Хладагент

В качестве хладагента в системах кондиционирования используется фреон, бесцветный газ. В большинстве автомобилей применяются:

  • дихлорфторметан (R12);
  • тетрафторэтан (R134a);
  • тетрафторпропан (R-1234yf).

Применение R12, как и других фторхлоруглеводородных соединений, практически прекращено. Таким фреоном заправка кондиционера выполняется только в подержанных автомобилях 90-х годов прошлого века выпуска.

В современных новых автомобилях применяются только фторуглеводородные соединения, гидрофторолефиновые хладагенты (HFO), в том числе R134a и R-1234yf.

Несколько важных моментов.

Читать далее:  Стабилизатор поперечной устойчивости принцип работы устройство и недостатки торсионов

Первый момент. В климатических системах с R12 закачивать R134a категорически нельзя. Допускается переоборудование системы, с этой целью подлежат замене:

  • конденсатор;
  • трубка кондиционера (соединительные шланги);
  • аккумулятор-осушитель или ресивер-осушитель (адсорбент отличается);
  • клапаны, включая сервисные (быстросъемные вместо резьбовых), расширительные или NHD;
  • резьбовые соединения (ставятся штуцеры с метрической резьбой вместо штуцеров с дюймовой резьбой).

Смена R12 на R134a довольно затратное занятие и его нужно доверять только профессионалам технических центров, где имеется все необходимое оборудование. В любом случае при переоборудовании хладопроизводительность климатической установки снизится.

Второй момент, для смазки исполнительных устройств во фреон добавляется компрессорное (холодильное, рефрижераторное) масло. В системах с R12 это минеральные масла, с R134a и R-1234yf – синтетические, PAG (Poly-Alkylen-Glykol, полиалкиленово-гликолиевые) или POE (эстеровые, полиальфаолефиновые).

Когда выполняется заправка кондиционера добавлять во фреон не соответствующий ему тип компрессорного масла запрещено. Иначе возможны плакирование медью, образование отложений, закоксование. Как итог – преждевременный износ и деформация подвижных частей системы.

В моторном отсеке должна быть наклейка, как правило, для R12 желтого цвета, а для R134a зеленого, где указаны тип хладагента и холодильного масла, их необходимый объем.

Выбирая масло, учитывайте такие критерии как термическая стойкость и главное вязкость, степень вязкости у синтетического масла отличается (46, 100, 150), иначе можно быстро «убить» компрессор.

Компрессор и электромагнитная муфта

Компрессор кондиционера – его сердце, которое приводится в действие посредством ременной передачи с использованием определенного типа ременного привода (устанавливается ремень кондиционера). В современных автомобилях используется три решения:

  • классическое, от коленчатого вала, путем забора крутящего момента от двигателя автомобиля;
  • автономное, от собственного электродвигателя;
  • комбинированное.

Классический тип привода – от коленвала. Минус этой системы в том, что автокондиционер будет работать только при включенном двигателе и никак иначе. Соединение выполняется при помощи ременной передачи.

Кондиционер в автомобиле

Ставится клиновый или поликлиновый ремень кондиционера, который надевается на шкив коленвала и приводит в действие компрессор, в большинстве случаев еще генератор, иногда другие устройства. Причем варианта подключения два.

Первый постоянного вращения, включился двигатель, одновременно заработал компрессор, включили кондиционер, началась перекачка фреона. Такое решение на современных автомобилях редкость.

Важно

Второй непостоянного вращения, тут используется дополнительное устройство, называется соленоид, электромагнитная муфта. Компрессор кондиционера включается только тогда, когда необходимо охлаждение воздуха в салоне.

Автономная система не зависит от работы двигателя автомобиля. Это обособленный электромотор, который приводит в действие автокондиционер даже на стоянке, при выключенном моторе.

Комбинированная система устанавливается, как правило, на автомобили, двигатель которых оборудован системой Start-Stop. Принцип простой – включился ДВС, компрессор работает от привода коленвала, выключился силовой агрегат, система работает от электромотора.

В целом компрессор кондиционера – нагнетатель вытеснительного типа, повышающий давление хладагента, находящегося в газообразном состоянии (это важно). Своего рода место разделения контуров высокого и низкого давления.

Конструкционно компрессоры существенно различаются между собой, причем помимо типов, существуют еще и разновидности, всего больше 40 разнообразных решений. Основных конструкционных схем три:

  • поршневая;
  • роторно-лопастная;
  • спиральная.

Поршневые компрессоры – самый широкий класс и наиболее часто использующийся. Конструкция основана на применении нескольких поршней (реже одного). Поршни могут размещаться в любом порядке, например:

  • в ряд (рядная компоновка);
  • V-образно;
  • по кругу;
  • оппозитно;
  • соосно.

Отдельно отметим аксиально-поршневые компрессоры с наклонным вращающимся диском. И еще один нюанс.

Схема системы кондиционера

Существуют компрессоры с постоянным и переменным (от 2-3% до 100%, за счет перемещения подвижного диска, увеличения или уменьшения хода поршня) рабочим объемом.

 Компрессор кондиционера с переменным объемом – саморегулирующийся. Чаще всего используется круговое расположение с количеством поршней от 2 до 10.

Роторно-лопастной компрессор кондиционера – это ротор, с лопастями (двумя и более, фиксированными или нефиксированными) и корпус прецизионной формы. Принцип работы основан на изменении объема секторов, за счет чего фреон сжимается и повышается давление.

Совет

Спиральный компрессор кондиционера большая редкость, характерная для автономного (с электромотором) типа привода. По сути это две спирали, вставленные друг в друга со сдвигом в 180°. Первая спираль неподвижная, вторая вращается, таким образом образуются плоскости, объем которых постепенно уменьшается, что позволяет сжимать фреон и повышать давление.

Электромагнитная муфта может отличаться по форме и конструкции, как правило, это ременной шкив с подшипником, электромагнитная катушка и подпружиненный диск со ступицей. Ранее это был соленоид, объединенный с ведущим шкивом компрессора, чем обеспечивалось совместное вращение. Современные электромагнитные муфты в большинстве случаев неподвижны.

Составные элементы

В целом, устройство автокондиционера включает в себя:

  • Компрессор;
  • Магистрали высокого и низкого давления;
  • Конденсатор;
  • Осушитель;
  • Терморегулирующий вентиль или дроссель;
  • Испаритель;
  • Электрооборудование (датчики температуры, электровентиляторы, электромагнитная муфта и т.д.).

Система кондиционирования

Все перечисленные элементы соединены между собой магистралями, поэтому система закольцована и герметична. Основным рабочим элементом в системе кондиционирования является хладагент (фреон) – вещество, обеспечивающее поглощение и отдачу тепла.

Компрессор кондиционера автомобиля устройство принцип работы

Немало важным является обслуживание системы кондиционирования вашего автомобиля. Одни говорят, что из-за несвоевременного осмотра в салоне может появиться неприятный запах, другие, что будет перегреваться система кондиционера. Но все ведет к тому, что поломка приведет к немалым денежным затратам.

Поэтому рассмотрим основные этапы обслуживания, на что стоит обратить внимание и как избежать. В первую очередь время от времени стоит чистить конденсатор, который находится возле радиатора двигателя в передней части автомобиля. Очень часто после летнего сезона или налипания тополиного пуха, насекомых и прочей грязи, его соты засоряются. В результате перестает нормально продуваться воздухом и правильно выполнять свои функции для работы кондиционера.

Компрессор автомобильного кондиционера

Для того, чтоб очистить от грязи и насекомых (не стоит забывать, что после работы он так же будет горячий) можно использовать воду под напором, но так чтоб не погнуть соты иначе понадобится покупать новый конденсатор. Если финансово можете позволить, то нанести активную пену или специальные моющие средства для радиатора, после промывки водой, конденсатор должен просвечиваться насквозь и хорошо продуваться вентилятором.

Следующее на что часто жалуются это неприятный запах в салоне, к этому может привести образование грибка или грязи на внутреннем испарителе. Именно они и дают неприятный запах. Есть два выхода, первый это добраться до испарителя и хорошо вымыть его (не в коем случаи не откручивать от соединительных труб).

Помните, что разбирать и отсоединять соединяющие трубки стоить только тогда, когда там не будет хладагента, иначе без него кондиционер не будет работать. Ведь он является основой, которая производит холод. Давление в трубке высокого давления может достигать 25 кг.

Часто бывает ситуация когда все на взгляд исправно в системе кондиционера, но ожидаемого эффекта нет, тогда стоит обратиться к специалистам, возможно в системе отсутствует хладагент. Без специальных приборов его невозможно закачать в систему кондиционера. Зачастую проверяют на утечку специальным прибором течеискателем, такие отверстия незаметны человеческому глазу. После устранения поломки, специалисты запустят хладагент в систему и начнут процесс проверки и тестирование кондиционера на работоспособность.

Казало бы элементарные вещи, захотелось прохладного воздуха в салоне автомобиля в жаркую погоду, нажал кнопку пуска кондиционера, выставил температуру и наслаждаешься. Но увы, не всегда так бывает. В этом и начинается разница климат-контроля и кондиционера.

Кондиционер только способен подавать количество прохладного воздуха относительно выставленной температуры. Необходимо помнить, что стоит закрыть заслонку подачи воздуха снаружи, знать, какая температура безопасна для вашего здоровья, если в машине дети, то не стоит злоупотреблять, иначе выйдя на улицу при жаркой погоде, можно легко простыть.

Чаще всего забывают закрыть заслонку подачи воздуха снаружи, иначе охлаждение не будет ожидаемым. В обязательном порядке все окна должны быть закрыты, это тоже будет влиять не только на температуру, но и на работу компрессора кондиционера и расход топлива. Нагнав нужную температуру, компрессор автоматически выключается, если же окна или заслонка открыты, то компрессор будет постоянно в работе, а значит и расход топлива увеличится. Как результат долгой работы кондиционера без отключения может привести к сгоранию компрессора.

В климат-контроле все параметры контролируются и управляются с помощью бортового компьютера, он автоматически закроет заслонку или подаст сигнал, что она не закрыта. Так же предложит закрыть все окна во избежание перегрузки компрессора. Подобрав оптимальную температуру, система будет автоматически поддерживать её, отключая и включая компрессор, добавляя теплого или холодного воздуха.

При поломке кондиционера, первое, что приходит на ум это в какую сумму обойдется его ремонт. Скажем сразу, что сумма будет зависеть от марки и модели вашего автомобиля. Чем он дороже и больше система, тем дороже будет стоить ремонт.

Подача холодного и теплого воздуха в салон автомобиля

Из самых частых поломок деталей системы кондиционера можно выделить конденсатор, средняя его стоимость стартует от 50$ и до нескольких тысяч долларов. Второй в списке считается компрессор, и самое дорогое оборудование с системы кондиционера. Цена зачастую начинается с 400-500$ за новый компрессор. Третий это сам хладагент, продается в специальных баллонах, по весу от килограмма и выше, в сжатом жидком состоянии.

Относительно работ по обслуживанию и ремонта, то цена будет зависеть от вида поломки и сложности её починки. Чистки конденсатора или испарителя специальными средствами обычно порядка 20$.

Заправка системы кондиционера хладагентом составит от 100$ за саму работу, но иногда некоторые СТО включают и расходные материалы в эту стоимость.

Почему важно знать и понимать, как работает кондиционер в автомобиле? Обладая такими знаниями, владелец автомобиля может самостоятельно и вовремя диагностировать все возникающие неполадки в климатической системе, проводить необходимые регламентные работы по обслуживанию узлов и агрегатов системы кондиционирования (чистку, продувку, дезинфекцию), тем самым продлевая её жизнь.

Итак, автокондиционер представляет собой герметичную систему замкнутого типа, в которой в качестве хладагента используется газ, имеющий низкую температуру конденсации (в настоящее время для этих целей используют фреон). Система кондиционирования включает несколько основных узлов, а также множество дополнительных, расширяющих функционал кондиционера. Климатическая система работает по следующей схеме:

  • в начальном сегменте контура под воздействием компрессора хладагент уплотняется, что приводит к увеличению температуры газа (см. законы термодинамики из школьного курса физики);
  • под давлением горячий фреон выталкивается по системе трубопроводов в конденсор, где, подчиняясь тем же законам термодинамики, конденсируется, переходя в жидкое состояние;
  • дальнейший путь жидкого фреона протекает через ресивер-осушитель, являющийся одновременно фильтром. Здесь хладагент очищается от мусора и по трубопроводам следует в направлении салона;
  • проходя через расширительный клапан, фреон охлаждается и опять переходит в газообразное состояние;
  • после терморегулирующего вентиля хладагент попадает в испаритель, который и является тем местом, где осуществляется полезная работа кондиционера. Здесь тёплый воздух из салона контактирует с очень холодными трубками, охлаждается и подаётся обратно в салон;
  • после испарителя фреон подается на компрессор, замыкая тем самым цикл.

Участок системы кондиционирования от компрессора до расширительного клапана – это область высокого давления (рабочие показатели могут колебаться в пределах 5 – 30 бар). Участок от клапана до компрессора, проходящий через испаритель, является областью низкого давления, которое здесь не превышает значения в 4 атмосферы.

Безопасную и безаварийную работу системы кондиционирования обеспечивают различные датчики, которые при недостаточном/избыточном давлении или перегреве производят действия, направленные на приведение этих показателей в норму. Ознакомившись с тем, как работает автомобильный кондиционер, вы сможете не только самостоятельно диагностировать многие его неисправности, но и выполнять мелкий ремонт без необходимости посещать СТО.

Когда мы называли в качестве используемого хладагента фреон, мы были одновременно и правы, и допустили неточность. Дело в том, что работы над поисками более совершенного, безопасного и эффективного хладагента не прекращаются. Самым распространённым в недалёком прошлом был фреон R12. Но в результате серии экспериментов и исследований было доказано, что он вносит весомый вклад в образование так называемого парникового эффекта, что способствует изменению климата в сторону потепления. Поэтому от его использования решили отказаться.

На замену R12 пришёл хладагент R134а, который считается более безопасным с точки зрения экологии. При этом его текучесть меньше, чем у предшественника, что снижает его общую эффективность примерно на 10 – 15%. Использование новой разновидности фреона заставило производителей внести определённые изменения в конструкцию автокондиционеров, которая усложнилась ещё больше.

Учёные и исследователи активно работают над доведением до кондиций хладагента R744, который характеризуется ещё меньшей степенью влияния на экологию, но платой за это является необходимость поддерживать более высокий уровень рабочего давления, что ещё больше усложнит систему кондиционирования. Тем не менее, в среднесрочной перспективе ожидается массовый переход именно на этот хладагент.

До сих пор мы не упоминали, что фреон используется в связке со специальным компрессорным маслом, обеспечивающим смазку всех трущихся частей автокондиционера. Как уже отмечалось выше, для разных типов хладагентов используются разные масла. В частности, R12 смешивается с маслами на минеральной основе, в то время как смазку в системах, заправленных фреоном R134а, обеспечивают полиалкиленово-гликолевые масла.

Принцип работы кондиционера автомобиля, устройство, работа

  1. Компрессор. Может быть поршневым, лопастными или любым другим.
  2. Конденсатор, чаще всего расположенный в передней части двигательного отсека за радиаторной решеткой.
  3. Расширительный клапан, который регулирует подачу хладагента в испаритель.
  4. Испаритель, расположенный в салоне.
  5. Расширительная емкость с осушителем, через которую хладагент проходит на пути к испарителю.
Читать далее:  Трамблер daewoo (nexia, matiz) 8 клапанов: проверка крышки и всего узла, ремонт и замена трамблера

Все элементы соединены между собой трубками и гибкими шлангами, по которым хладагент циркулирует в жидком и газообразном состоянии. Хладагент это особая смесь из веществ с подходящими физическими свойствами с добавлением устойчивого к холоду компрессорного масла.

Фактическая конструкция кондиционера может отличаться дополнительными узлами. Так, в некоторых авто конденсатор снабжается вентилятором для охлаждения, иные – снабжаются расширительным клапаном с цифровым управлением и тому подобное.

Очистка конденсатора кондиционера

Компрессор вращается за счет двигателя, и соответствующее движение передается через ремень или электромагнитный контур (чаще всего в электромобилях и гибридных авто). Для успешного обслуживания кондиционера достаточно понимать конструктивные нюансы только своего авто.

Технически к системе автомобильного кондиционера также относятся крыльчатки в салоне, воздушные фильтры, вентиляторы, обдувающие конденсатор и множество других компонентов. Но их разнообразие очень велико, а принципиальная роль в работе кондиционера не так значительна, как основных узлов.

Принцип работы

Хладагент

Конденсатор

Конденсатор, он же радиатор кондиционера, он же дефлегматор.

В этом устройстве происходит конденсация фреона, преобразование его из газообразного в жидкое состояние путем охлаждения потоком встречного воздуха, дополнительно используется вентилятор кондиционера (может быть как один основной, так и несколько вспомогательных).

 Радиатор кондиционераизготавливается из меди или алюминия. По форме и конструкции устройства отличаются. В большинстве случаев используются ленточные и серпантинные (многопроточные) устройства, состоящие из изогнутых трубок, соединенных перегородками.

Испаритель

Обслуживание кондиционера

Испаритель (теплообменник) необходим для преобразования фреона, который достигает точки кипения, из жидкого состояния в газообразное. Это второй радиатор кондиционера, изготовленный из меди или алюминия. Испарителей бывает несколько. С целью подачи охлажденного воздуха от испарителя в салон также используется свой вентилятор кондиционера.

Терморегулирующий вентиль и дроссель

В схеме с ТРВ фреон через отверстие небольшого диаметра распыляется в испаритель. ТРВ это дроссель переменного сечения, его конструкция может существенно отличаться.

В схеме с дросселем хладагент проходит через трубку в пластмассовом корпусе, с резиновыми уплотнительными кольцами и сетчатым металлическим фильтром, диаметром меньше миллиметра и попадает также в испаритель. Цель в обеих схемах одна – создать зону разряжения, чтобы фреон достиг точки кипения.

Ресивер-осушитель или аккумулятор осушитель

Данные устройства необходимы для очистки хладагента от загрязнений и воды (она может преобразоваться в твердое состояние при отрицательных температурах и трубка кондиционеразачастую деформируется, а попадание влаги в компрессор кондиционера нередко приводит к гидроудару). Также ресивер-осушитель это буферное и демпферное устройство для хладагента, которое позволяет сглаживать его колебания.

Как правило, ресивер-осушитель ставится между конденсатором и испарителем в схеме с ТРВ, аккумулятор-осушитель после испарителя. То есть первая схема – компрессор→конденсатор→ресивер-осушитель→ТРВ→испаритель→компрессор, вторая компрессор→конденсатор→дроссель→испаритель→аккумулятор-осушитель→компрессор.

Обратите внимание

Ресивер-осушитель – бачок, в котором находятся фильтр-сетка и слой адсорбента, аккумулятор-расширитель немного отличается по конструкции, но мешочек с адсорбентом и фильтр также присутствуют, в большинстве случаев еще и U-образная трубка. Выбор адсорбента зависит от вида используемого фреона, с R12 используются силикагель, активная окись алюминия, цеолиты, с R134a – цеолит ХН-9.

Датчики и клапаны

Управление системой кондиционирования выполняется при помощи специальных датчиков. Их может быть несколько, все зависит от используемой схемы и особенностей конструкции.

Как правило, устанавливаются датчики температуры охлаждающей жидкости, испарителя, компрессора, низкого и высокого давления, включения вентиляторов.

Раньше вместо датчика высокого давления использовался зачастую манометрический выключатель.

Регулировка температурного режима

Регулировка температуры воздуха в салоне выполняется двумя способами. Первый – ручная настройка при помощи ручного управления системой кондиционирования.

Второй – автоматическая регулировка, это уже полноценный климат-контроль, управление осуществляется при помощи заслонок и датчиков.

Система сама принимает решение о выборе температурного режима в салоне автомобиля на основании алгоритмов и информации, получаемой с целого ряда датчиков, в том числе солнечного излучения (фотосенсор), температуры наружного воздуха, в канале всасываемого воздуха, термодатчиков на передней панели, в дефлекторе подачи воздуха для ног.

Важно

Последнее что отметим – любой автокондиционер нуждается в обслуживании, это напрямую влияет на здоровье водителя и пассажиров. Чистку системы, замену расходных материалов лучше всего проводить в крупных технических центрах и СТО.

В Казани услуги по обслуживанию климатических систем автомобиля на высоком профессиональном уровне, с использованием современного оборудования выполняют специалисты технического центра «Гвардейский».

ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ АВТОКОНДИЦИОНЕРА
№ п/п Наименование
1 АНТИБАКТЕРИАЛЬНАЯ ОБРАБОТКА РАДИАТОРА КОНДИЦИОНЕРА
2 ВЕНТИЛЯТОР КОНДИЦИОНЕРА: ЗАМЕНА
3 Д ТЕЧИ ФРЕОНА
4 ДАТЧИК КОНДИЦИОНЕРА: ЗАМЕНА
6 ЗАПРАВКА КОНДИЦИОНЕРА
8 КЛАПАН РЕДУКЦИОННЫЙ КОМПРЕССОРА: ЗАМЕНА
9 КОЛЬЦО КОМПРЕССОРА КОНДИЦИОНЕРА
11 КОЛЬЦО УПЛОТ-ОЕ ТРУБОК ИСПАРИТЕЛЯ:ЗАМЕНА
12 КОМПРЕССОР КОНДИЦИОНЕРА: ЗАМЕНА
13 ПОДШИПНИК КОМПРЕССОРА КОНДИЦИОНЕРА: ЗАМЕНА
14 МУФТА КОМПРЕССОРА: ЗАМЕНА
15 ОСУШИТЕЛЬ КОНДИЦИОНЕРА: ЗАМЕНА
16 ПРОТЯЖКА ТРУБОК КОНДИЦИОНЕРА
17 РАДИАТОР КОНДИЦИОНЕРА (НАРУЖНИЙ): ЗАМЕНА
18 РАДИАТОР КОНДИЦИОНЕРА (САЛОННЫЙ): ЗАМЕНА
19 РЕГУЛИРОВКА РЕМНЯ КОНДИЦИОНЕРА
25 ТЕСТ ВАКУУМИРОВАНИЯ
26 ТРУБКА КОНДИЦИОНЕРА  ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ( НАГНЕТАЮЩАЯ): ЗАМЕНА
27 ТРУБКА КОНДИЦИОНЕРА ДВОЙНАЯ (ШТАНЫ):  ЗАМЕНА
28 ТРУБКА КОНДИЦИОНЕРА( РАДИАТОРА ) НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ: ЗАМЕНА
29 ТРУБКИ КОНДИЦИОНЕРА (ШТАНЫ): ЗАМЕНА

Действующие акции

Поршневые компрессоры кондиционера – имеют в своём устройстве один и более поршней, объединенных по разным схемам: в ряд, соосно друг другу, горизонтально оппозитно (поршни направлены в разные стороны) и V-образно.

Большинство используемых в настоящее время компрессоров кондиционера, в принципе своей работы имеют от 5 -7 и более поршней, приводятся в движение они «качающей шайбой», насаженной на центральный вал.

  • Поршневой принцип действия для сжатия газа (хладона), заключается во вращении вала, который качает шайбу, тем самым перемещая их в осевом направлении, заставляя сжимать газ.
  • Лопастной тип – состоящий из ротора, имеет несколько лопастей корпус прецизионной формы. При движении ротора, лопасти образуют полости с переменным объемом. При оборотах ротора, через впускные отверстия хладагент поочередно попадает из одной перепускной камеры в другую, уменьшая либо увеличивая их объём.

Отверстия (впускные – выпускные) расположены где лопасти достигают наименьшего размера, хладагент, соответственно, наибольшего давления. Приводится вращение ремнём привода от коленчатого вала автомобиля через электромагнитную муфту.

При необходимости, когда работа компрессора автокондиционера не нужна, цепь и приводной шкив размыкается электромагнитной муфтой, управляемая датчиком или клапаном из блока управления.

Муфта компрессора представляет собой соленоид (старые конструкции), объединённые ведущим шкивом, который вращается вместе с ним, в новых она неподвижна. Если соленоид (в большинстве случаев), не постоянного вращения, то он расположен за ведущим шкивом, или сбоку от него, а нажимной диск – перед ним.

При включении кондиционера автомобиля, на неё, или встроенный в корпус клапан, подается питание, образующее магнитное поле, притягивающее диск (нажимной) к ведущему шкиву. Сам крутящий момент приводит в движение составные части находящиеся внутри его корпуса.

Эксплуатация кондиционера

На заметку!, в момент работы, автокондиционер, от двигателя может “отбирать” от 5 до 15 л.с. мощности. Трущиеся части смазываются специальным синтетическим маслом определённой плотности, растворимым в фреоне циркулируя вместе с ним по всей системе.

Плотность и марка масла напрямую зависит от используемого в системе фреона, и в каждом случае подбирается индивидуально.

Это поможет понять, нужен ли кондиционер в автомобиле и стоит ли его установка тех денег, которые запросят в мастерской.

Вне зависимости от типа или модификации, общий принцип работы автокондиционеров одинаков:

  1. Двигатель вращает шкив с электромуфтой, к которому подключен компрессор.
  2. Компрессор сжимает хладагент (фреон), из-за чего последний нагревается.
  3. Горячий хладагент, остывая, сжижается в радиаторе (конденсаторе).
  4. Сжиженный хладагент расширяется в радиаторе (испарителе).
  5. Вентилятор поставляет холодный воздух в салон, обдувая испаритель.
  6. Ресивер-испаритель защищает компрессор от сжиженного газа, который невозможно сжать.
  7. Координирует работу всех элементов управляющий блок.

Принцип работы автокондиционера

Продлить жизнь устройству, которое незаменимо в жаркое время года, достаточно просто. Приводим список рекомендаций, который позволит вам максимально отложить момент, когда вам придётся заниматься ремонтом этой сложной техники:

  1. Если на улице – жара, перед включением системы кондиционирования желательно открыть все 4 двери автомобиля, создавая благоприятные условия для полного проветривания салона. 3 – 5 минут достаточно, чтобы продолжить движение с включённым кондиционером.
  2. Никогда не опускайте стёкол при включенном автокондиционере (это касается и верхнего люка при его наличии, и дверей автомобиля). Дело в том, что поток встречного воздуха, попадая в салон, существенно снижает эффективность кондиционирования, заставляя кондиционер работать на полную мощность, увеличивая износ его деталей. Кроме уменьшения ресурса климатической системы, вы столкнётесь и с повышенным расходом топлива.
  3. Если по уважительным причинам автомобиль длительное время простаивает, или внешние условия не предполагают использования системы кондиционирования, следует еженедельно включать кондиционер, давая ему возможность поработать на протяжении 8 – 10 минут. Это необходимо для заполнения маслом всех деталей устройства – в противном случае металлические детали автокондиционера начнут корродировать, а эластичные прокладки – разрушаться.

Loading…

Зачастую кондиционер является неотъемлемым элементом в системах вентиляции и отопления.

Низкая температура вредна для здоровья

Разумеется, основной функцией устройства считается создание оптимального климата для автолюбителя, и здесь не столь важно, в чем заключается суть — охлаждении или нагреве.

Устройство и принцип работы системы автокондиционирования

Также нужно отметить, что при работе системы важно не только охлаждение или прогрев воздуха до нужной температуры в салоне, но и фильтрация воздушного потока. Для этого система кондиционирования автомобиля оснащается множественными фильтрующими элементами.

В частности, речь идет о следующих фильтрах:

  • электростатическом;
  • катехиновом;
  • фотокаталитическом;
  • угольном.

Все эти компоненты характеризуются антибактериальным воздействием на воздушный поток. Соответственно, они неплохо устраняют неприятные запахи.

Вне зависимости от устройства и комплектующих, основным механизмом любого автомобильного кондиционера является компрессор. Это устройство определяет эффективность функционирования системы в целом.

Также устройство может быть дополнено специальным устройством — ресивером-осушителем.

Но даже при отсутствии ресивера-осушителя нормальная работа системы вполне возможна. Если ресивера-осушителя нет, то для испарения хладагента будет достаточно горячего моторного отсека. То есть функцию испарения вместо ресивера-осушителя будет выполнять высокая температура в подкапотном пространстве (автор видео — Autoscience MSIU).

Заправка кондиционера

В холодное время года, как вы понимаете, температура воздуха в моторном отсеке будет значительно ниже. Поэтому электросхема автомобильного устройства дополняется датчиком температуры воздуха окружающей среды. Этот регулятор позволяет не допустить включения климатизера, если температура воздуха на улице составляет меньше -5 градусов.

Какие основные комплектующие входят в устройство автомобильного кондиционера:

  1. Главная комплектующая — компрессор. Этот компонент предназначен для сжатия хладагента и распространения его по системе.
  2. ТРВ-клапан (терморегулирующий вентиль). ТРВ клапан — это элемент, необходимый для регулировки перегрева пара. Выход из строя ТРВ-клапана может стать причиной более серьезных проблем.
  3. Ниппель — устройство, в основе которого лежит золотник. Работа такого ниппеля-золотника в целом схожа с работой обычного ниппеля. Ниппель-золотник — это механизм, предназначенный для направления потока расходного материала в результате смещения подвижных элементов. Если золотник ниппель выходит из строя, герметичность системы можно поставить под угрозу. Поэтому диагностике золотника всегда необходимо уделять должное внимание при эксплуатации. Как правило, при обнаружении утечек в первую очередь проверяется золотник. Если золотник уже отработал свой срок службы, потребуется его замена. Золотники относятся к расходным материалам. Купить золотник — не проблема, такие компоненты продаются в любом авто-магазине.
  4. Муфта — механизм, монтирующийся спереди компрессора. Устройство муфты состоит из специальной катушки, вала, а также прижимной пластины. Следует учитывать, что прижимная пластина муфты соединяется со шкивом компрессора, а сам вал и катушка монтируются на внешней стороне. Катушка муфты создает магнитное поле при подаче напряжения.
  5. В качестве соединительных элементов выступает набор фитингов или переходников. Фитинги или переходники, которые идут в наборе — это резьбовые компоненты, по которым перемещается расходный материал. В целом фитинги-переходники — это достаточно надежные устройства. Но при утечке также следует проверять набор переходников-фитингов на предмет хорошего соединения. Если соединение в фитингах-переходниках будет плохим, то вероятность того, что автомобильный кондиционер будет плохо дуть, очень велика. Набор фитингов-переходников продается в любом тематическом автомагазине. Поэтому при выходе из строя переходников просто покупается набор.
  6. Кроме переходников и прочих комплектующих в устройстве автомобильного климатизера есть конденсатор. Конденсатор или радиатор — это специальный теплообменник, предназначенный для преобразования газообразного хладагента в жидкое состояние. Конденсатор также выделяет все тепло воздуха в окружающую среду. Пары охлаждающего материала после обработки конденсатором выходят в верхнюю часть. От конденсатора эти пары уходят по трубкам, после чего отдают им свое тепло. В верхней части конденсатора всегда проходит пар, а в нижней — жидкий расходный материал. Если в жидкости низкое давление, то после того, как она попала в конденсатор, материал пойдет в испаритель. Конструкций конденсаторов множество, здесь все зависит от автомобиля. Но обычно на автомобильные климатизеры устанавливаются ленточные или многопроточные конденсаторы (автор видео — Александр Калинин).

Как работает кондиционер в автомобиле? В целом принцип работы автомобильного устройства сопоставим с работой обычного холодильника. Хотя само устройство этих агрегатов немного разное.

Схема кондиционера представляет собой полностью герметичную систему с муфтой, ниппелем-золотником, ТРВ-клапаном, переходниками, набором фитингов, конденсатором, прочими комплектующими и расходными материалами.

В качестве расходных материалов выступают фреон и специальное масло, находящиеся в расширительных бачках. Это масло растворяется во фреоне и в целом оно отлично работает при низких температурах. Данный расходный материал в расширительном бачке необходим для смазки компрессора и системы кондиционирования в целом.

В целом заполнить систему можно и газом пропаном, но это очень опасно с точки зрения безопасности. Для нормального функционирования систем кондиционирования были разработаны специальные хлоросодержащие материалы.

Читать далее:  Какая тормозная жидкость лучше для автомобиля? 115 фото как правильно выбрать тормозную жидкость в авто

Кроме того, что они полностью безопасны, такие соединения обладают всеми нужными характеристиками. Пусть в работе систем от разных производителей есть определенные различия, в целом схема функционирования идентичная. Рассмотрим самый распространенный пример.

При включении системы в первую очередь активируется муфта с прижимным шкивом. Вал, соединенный с прижимным шкивом, начинает работу в результате воздействия ремня, который при выключенной системе работает вхолостую. Также начинает работу и компрессор, предназначенный для сжатия фреона и перегона его по шлангам к радиатору, где он охлаждается.

Важно

Охлаждению воздуха также способствует вентилятор, начинающим свою работу вместе с компрессором. Когда авто в движении, устройство также обдувается набегающим воздухом.

Разница температур в салоне

В результате охлаждения расходный материал в расширительном бачке конденсируется и поступает в ресивер в жидком состоянии.

Затем материал проходит процедуру фильтрации, от чего далее по комплектующим он поступает уже в очищенном состоянии, без пыли и грязи.

Схема работы устройства в машине

В итоге после очистки фреон поступает в салон транспортного средства для охлаждения температуры воздуха. Но перед этим ему необходимо пройти еще через один элемент — ТРВ-клапан.

ТРВ-клапан монтируется на магистрали, по которой расходный материал попадает в испаритель. В том случае, если в испарителе достаточно фреона, ТРВ-клапан закроется.

Когда из испарителя начнет выходить слишком горячий пар, то ТРВ-клапан будет открываться таким образом, чтобы установка клапана в плане температуры воздуха не была нарушена.

То есть ТРВ-клапан представляет собой автоматически регулирующуюся заслонку. В целом ТРВ-клапан можно сравнить с соплом аэрозольного баллона.

После прохождения через этот элемент расходный материал преобразуется в газообразное состояние в результате кипения. Материал охлаждает испаритель, а благодаря работе вентилятора холодный воздух поступает в салон.

После прохождения через устройство испарителя, фреон опять поступает в компрессор (автор видео — Олег Дендеберя).

Совет

Следует также отметить, что за функционированием всех комплектующих следят различные регуляторы, их число может изменяться в зависимости от модели климатизера. К примеру, на осушителе установлен регулятор, предназначенный для включения второй скорости вентилятора.

При маленьком охлаждении конденсатора давление в шлангах увеличивается, при этом расходный материал уже не конденсируется. Регулятор начинает включаться в результате того, что он реагирует на изменения давления в трубках.

Еще один датчик предназначен для выключения компрессора при необходимости.

Устройство любой системы кондиционирования — герметичное. Уплотнительные кольца для автокондиционера обычно работают надежно, но при этом в системе в любом случае происходит диффузия газа.

Почему он может плохо работать?

Среди российских автомобилистов бытует мнение, что компрессор автокондиционера чуть ли не прототип вечного двигателя, и потому совершенно не нуждается в обслуживании. Инструкции у нас читать не любят и спохватываются только в тот момент, когда уже надо менять чуть ли не всю систему охлаждения салона.

Конкретно компрессор с течением времени ни с того ни с сего начинает гудеть, а конструкция автомобильного кондиционера такова, что не сразу понятно, откуда гул. Причины могут быть разными, но прежде всего приходит мысль о неисправности подшипника шкива или изношенности ременной передачи. Такие проблемы можно решить и самому автолюбителю, замена тут не вызовет сложностей, если есть навыки общения с «железками».

Изношенность ременной передачи

Гораздо серьезнее может обстоять дело, если заклинил поршень внутри самого агрегата. Тут уж вряд ли что можно поделать, так как наверняка сломанная деталь повредила клапаны и стенки. Если не лень, то замена подождет, попытаться сделать ремонт компрессора автокондиционера не возбраняется. Но, как показывает практика, подобные меры приводят только к временным улучшениям и через какой-то период поломка повторится. Оптимальный вариант для кондиционера автомобиля в таком случае – полная замена компрессора.

Ремонт компрессора автокондиционера

Чаще других поломок случается нарушение герметичности. Происходит это либо из-за повреждения сальника, либо из-за разбалтывания мест крепления магистральных трубопроводов к самому устройству. В случае с сальником дело сложное, потому что нужна его замена. Если вам никогда не приходилось проводить его выпрессовку, лучше и не пробовать. Здесь нужны специалист и наличие соответствующего оборудования. Разбалтывание устранить нетрудно и своими руками.

Сегодня большинство производителей автомобилей устанавливают данный агрегат в процессе сборки машины, а в некоторых случаях автовладельцы являются инициаторами установки климатического оборудования. В том и в другом случае подсоединяется к системе жизнеобеспечения автомобиля и имеет сходную конструкцию.

Его работа зависит от многих факторов, в том числе и от того, как часто автолюбитель заправляет фреон, осматривает систему на предмет повреждений, осуществляет ремонт.

Перед тем, как рассказать о поломках и неисправностях, мы дадим общее представление климатической системы. В большинстве автомобилей она практически одинаковая, соответственно и неисправности могут быть одинаковыми.

Автомобильный кондиционер – это устройство, которое охлаждает и очищает воздух в салоне автомобиля. Чаще всего, кондиционер является частью системы обогрева и вентиляции воздуха.

Тем не менее, принцип работы кондиционера схож с работой обычного холодильника.

Packard Twelve Sedan

Отличительной особенностью работы автомобильного кондиционера является то, что он в качестве питания использует не электроэнергию, как бытовая техника, а крутящий момент двигателя, которая передается с коленвала с помощью приводного ремня.

– электромагнитная муфта, которая намагничивает прижимной диск;

– шкив, который работает от приводного ремня;

– компрессор, который включается и начинает гнать хладагент по системе;

– конденсор или радиатор кондиционера, который охлаждает нагретый хладагент;

– вентилятор включается одновременно с компрессором и участвует в охлаждении хладагента;

– ресивер-осушитель;

– термо-регулирующий вентиль, который играет роль дросселя и подает конденсат в испаритель;

– испаритель, который пропускает через себя ледяной хладагент и остывает, а вентилятор гонит воздух через испаритель и подает в салон.

Эта слаженная система работает исправно, пока какая-либо ее часть не выйдет из строя. В этом случае может сработать автоматическое отключение системы, которое предусмотрено в бортовом компьютере автомобиля. Для того чтобы запустить кондиционер, необходимо выяснить, где кроется причина и устранить ее.

Если вы являетесь владельцем автомобиля с климатической техникой, то уход за ней является столь же необходимым процессом, сколько и уход за другими системами. Наиболее частой поломкой данной системы может стать протечка, фреон вытекает из системы через отверстие в трубках или других емкостях. Это явление можно предотвратить.

Как вовремя заметить и определить неисправности компрессора кондиционера? В первую очередь стоит сказать, что все неисправности или их признаки становятся заметны в теплое время года. Это объясняется тем, что кондиционер работает только в жаркую погоду.

Для того чтобы поломка системы не стала сюрпризом необходимо провести ее диагностику. Первое слабое звено климатического оборудования автомобиля является компрессор. Второе слабое звено – это электроника. Зачастую выясняется, что поломка заключается в перегоревших предохранителях.

Их внешний вид подскажет о проблеме, а процесс замены будет легким.

Утечка фреона – это еще одна из неисправности компрессора кондиционера, которая может повлиять на работу системы кондиционирования воздуха. Она появляется при повреждении той или иной части системы. Ее легко определить. Если вы заметили на корпусе компрессора или на других деталях масляные потеки, это фреон.

Совет

В таком случае система просто отключает кондиционер автоматически. Также частой причиной неисправности кондиционера может быть слетевшая муфта. Визуально данная поломка легко определяется, а замена очень простой и легкий процесс, который сможет осилить даже новичок.

Подшипник ротора и его неисправность могут стать причиной утечки фреона, поэтому его лучше всего заменить на новый перед наступлением летней жары.

Кроме того могут возникать неисправности регулирующего клапана из-за его засорения или из-за загрязнения регулирующих отверстий.

Таким образом, если вы заметили какую-либо из этих неисправностей, ситуация поправима. Произвести замену той или иной части системы вы сможете самостоятельно.

Определив источник проблемы можно принять решение о том, что делать. Если поломка не очень серьезная и ваших знаний и навыков хватит для того чтобы ее устранить стандартным набором инструментов, то можно приступать к работе.

Компрессор кондиционера автомобильный является наиболее дорогостоящей и жизненно важной деталью, поэтому его снятие и ремонт нужно производить с особой осторожностью. В большинстве современных автомобилей компрессор находится под генератором, поэтому его снять не составит труда.

Для этого понадобиться стандартный набор инструментов, который есть у каждого автолюбителя в гараже. Если же этот процесс осложняется тем или иным фактором строения кузова или наличием других препятствий, лучше всего обратиться в автосервис.

Как правило, ремонт компрессора кондиционера осуществляется с помощью сварки или пайки.

Схема устройства кондиционера

Если вы решили произвести ремонт своими руками, то необходимо подготовить инструменты, паяльник или сварочный аппарат, а также место, куда вы будете выкладывать все снятые части климатической системы.

В первую очередь вам необходимо снять клеммы на аккумуляторной батареи. Вторым шагом будет снятие выпускного коллектора, а затем можно приступать к снятию генератора. Сами крепления генератора можно оставить на месте, главное ослабить натяжение ремней для муфты.

Это даст возможность провести все работы в более или менее комфортных условиях.

После того как компрессор снят необходимо произвести запайку или сварку поврежденного места, предварительно зачистив его от грязи, пыли и других составляющих, которые могут помешать процессу. Осторожность в данном процессе необходима из-за трубок всасывания и нагнетания фреона в систему охлаждения воздуха.

Они располагаются на нагнетателе, а при работе их не нужно откручивать. Для того чтобы их снять нужно немного пошатать их из стороны в строну, и они сами соскользнут с резинового уплотнителя. При давление в системе не снизится. Затем нужно аккуратно снять фишку с проводами, открутить болты крепления компрессора и достать его.

Обратите внимание

После чего деталь можно обследовать и установить истинную причину поломки. С помощью подготовленных инструментов необходимо запаять или сварить повреждения. После чего можно начинать процесс сбора всей конструкции и установки ее на место. После того, как кондиционер собран, нужно проверить систему на герметичность.

Для этого необходимо запустить двигатель и включить кондиционер. Если нет следов масла на патрубках и на компрессоре, то система работает в штатном режиме. Замена компрессора осуществляется в той же последовательности, с разницей лишь в действиях.

На место старого компрессора устанавливается новый, а остальные части подключаются также, как и до этого.

Таким образом, ремонт компрессора автомобильного кондиционера – задача не сложная, но требующая внимательности. При этом она выполнима в условиях гаража.

Положительные и отрицательные стороны

Если говорить о достоинствах системы кондиционирования, то оно всего одно – кондиционер обеспечивает прохладу в салоне летом. При этом не нужно открывать окна в авто, поскольку воздух внутрь поступает через систему вентилирования, проходя через салонный фильтр. Поэтому водителю не приходится дышать пыльным воздухом с примесями выхлопных газов (при движении в условиях города и простаивании в пробках).

А вот недостатков кондиционера – достаточно много:

  • Кондиционер – дополнительная система, причем сложная по конструкции и требует обслуживания. Автовладельцу необходимо следить за состоянием трубопроводов и мест их соединений, периодически заправлять его хладагентом;
  • Автомобили, оснащенные этим оборудованием, стоят дороже, а наличие климат-контроля существенно повышает цену на модель.
  • Если привод компрессора осуществляется от коленчатого вала, то включение кондиционера сопровождается значительным падением мощности (до 15 л. с.), что особенно явно проявляется на авто с маломощными силовыми установками. Электропривод же создает значительную нагрузку на бортовую сеть. В любом случае включение кондиционера приводит к увеличению расхода топлива или заряда батарей электромобиля;
  • Воздух, охлажденный кондиционером, подается вентилятором, поэтому в салоне создается сквозняк, который может стать причиной заболевания;
  • Если влага, конденсирующаяся на испарителе, отводится, то бактерии, находящиеся в воздухе, остаются на этом радиаторе. Бактерии и грибки, накопившиеся на испарителе, не только создают неприятный запах в салоне, но и могут стать причиной появления аллергии;
  • Ремонт кондиционера – дорогостоящий, поэтому при его поломке многие автовладельцы, не спешат восстанавливать систему, предпочитая эксплуатировать авто без ремонта системы кондиционирования (на работоспособность двигателя такая поломка никак не влияет);
  • Фреон – химически агрессивное вещество, поэтому со временем он приведет к повреждениям составных компонентов системы, в первую очередь – магистралей и радиаторов. Поэтому поломка оборудования в любом случае произойдет.

Несмотря на большое количество недостатков, кондиционер – популярное оборудование и многие автовладельцы даже не рассматривают авто, не оснащенное таким устройством. А в некоторых европейских странах установка автокондиционера обязательное условие для автопроизводителей, эксплуатация авто без кондиционера в таких странах запрещена.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
AutoJiza
Adblock
detector