Описание устройства неисправностей и ремонта ГУР автомобиля ЗИЛ-130

Как самостоятельно ремонтировать ГУР на ЗИЛ-130?

Характеристика

Гидроусилитель руля в автомобиле ЗИЛ-131 или 130 ставится с целью снижения усилий, который должен прикладывать водитель в ходе управления автомобилем. Предназначение ГУР также заключается в обеспечении улучшенной маневренности, безопасности во время езды, а также разгрузки руля от вибраций и ударов.

Система ГУР состоит из следующих элементов:

  • насоса;
  • расширительного бачка, куда заливается масло;
  • патрубок низкого давления;
  • магистраль высокого давления;
  • рулевая колонка;
  • контактный узел сигнала;
  • подрулевой переключатель поворотников;
  • карданный шарнир;
  • карданный вал;
  • рулевое устройство;
  • сошка.

Конструкция системы ГУР в автомобиле ЗИЛ-130

Какие неисправности характерны для ГУР ЗИЛ-130:

  1. Увеличенный зазор. Такая проблема проявляется при значительном износе трущихся элементов и рабочих поверхностей системы.
  2. Затрудненное вращение рулевого колеса. Проблема может проявиться в результате многих факторов, в частности, при недостаточном смазывании насосного устройства либо при разбалансировке предохранительного клапана. Неисправности подобного рода могут быть следствием заклинивания стакана шарового пальца. В некоторых случаях причина кроется в заклинившемся золотнике в гильзе, повышенным зазором в элементах рулевого управления. Бывает, что неисправность связана с повреждением резиновых уплотнителей, которые придется заменить.
  3. Заклинивание или подклинивание подшипниковых элементов руля. Это приведет к тому, что вращение рулевого колеса будет трудным. Избавиться от такой проблемы можно путем добавления смазывающей жидкости на трущиеся рабочие поверхности.
  4. Проблемы в работе рулевых тяг, в частности, тяги могли погнуться, а это, в свою очередь, может отразиться на точности поворота колес. Чтобы избавиться от проблемы такого рода, необходимо либо произвести дефектовку тяг, чтобы восстановить их работоспособность, либо просто заменить их.
  5. Также достаточно распространенная неисправность — это утечка смазывающего материала из картера рулевой системы. Утечка может быть обусловлена ослаблением фиксатора крышки картера, повреждения подшипника или уплотнительных элементов.
  6. Нарушение регулировки устройства. Чтобы не допустить такую проблему, в ходе каждого технического обслуживания должна осуществляться диагностика параметра свободного хода руля. Также ТО должно включать в себя диагностику действия рулевого управления во время движения транспортного средства. Для предотвращения утечки смазки необходимо время от времени осматривать состояние уплотнительных компонентов системы (автор видео об изменении вращения на гидроусилителе руля — Алексей Михалкин).

Одной из распространенных проблем является недостаток рабочей смазывающей жидкости в системе или использование некачественного масла. Поэтому каждый ЗИЛовод должен знать, как осуществляется замена расходного материала.

Система оснащается фильтрующим элементом, который промывается при помощи бензина, но если на нем имеются отложения, фильтрующий элемент следует промыть при помощи растворителя:

  1. Чтобы слить масло, руль следует провернуть до упора влево.
  2. Далее, открывается отверстие для слива и откручивается крышка картера рулевой системы. Подставляется емкость и сливается расходный материал. Когда жидкость перестала течь и капать, процедуру слива можно считать оконченной.
  3. Когда слив завершен, из бачка удалите остатки расходной жидкости, для этого можно использовать шприц с удлинительной трубкой. После этих действий следует осуществить промывку шайбы, уплотнительных элементов, а также пробки слива. Необходимо, чтобы все эти компоненты были чистыми, грязь должна отсутствовать. Также демонтируются все сеточные фильтры и промываются, после чего они ставятся на место.
  4. Используя воронку (желательно с сеткой) в расширительный бачок заливается новое масло, около одного литра, после чего его необходимо слить из системы. При сливе руль необходимо поворачивать в разные стороны до упора.
  5. Далее, закручивается проба слива, а рулевое колесо следует вывернуть в левую сторону до упора. Закрыв пробку и вывернув колесо, в систему можно добавить новое масло, жидкость льется, пока смазка не появится над сеточкой фильтра. Руль при заливе поворачивать в разные стороны, это позволит жидкости равномерно разойтись по системе. В общей сложности в систему гидроусилителя должно войти не меньше двух с половиной литров.
  6. Сделав это, необходимо запустить силовой агрегат и дать ему немного поработать. В ходе работы руль нужно поворачивать то влево, то вправо, до упора, при этом в крайнем правом и левом положениях его необходимо удерживать на протяжении трех секунд с небольшим усилием. Смазка продолжит расходиться по системе, поэтому необходимо будет ее понемногу добавлять, пока она не начнет появляться над сеточкой заливного фильтрующего элемента. При этом необязательно, чтобы сетка была полностью покрыта жидкостью. Заправка системы гидроусилителя руля может считаться завершенной, когда в расширительном бачке перестанут появляться пузырьки, обусловленные выходом воздушных пробок из магистралей.
  7. Далее, на место ставится крышка бачка вместе с уплотнителем, шпильками фиксации и шайбой. Проверьте, нет ли в системе утечек.

Еще одна неисправность, от которой можно попытаться избавиться в домашних условиях — это наличие осевого люфта в подшипниковых устройствах.

Описание устройства неисправностей и ремонта ГУР автомобиля ЗИЛ-130

Если нужно отрегулировать люфт, то процедура осуществляется так:

  1. В первую очередь, от расходного материала очистить картер рулевого устройства. Это делается, чтобы не допустить попадания грязи в систему, поскольку ее наличие может губительно отразиться на функционировании узла в целом.
  2. Когда механизм очищен, можно произвести демонтаж гарнира, который расположен между гидроусилителем руля, и валом рулевого колеса. Не лишним будет демонтировать сошку системы ГУР.
  3. Процедура диагностики зазора осуществляется визуальным образом. Чтобы убедиться в наличии зазора, необходимо надавить на сошку либо прокачать ее из стороны в сторону.
  4. Если заметили, что люфт имеет место, необходимо открутить метизы, расположенные на крышке картера гидроусилителя руля. Сделав это, следует извлечь по одной прокладке и опять проверить люфт. Если будете снимать прокладки по очереди, одна за одной, то сможете добиться того, чтобы люфт был нужного диаметра.

Описание устройства, неисправностей и ремонта гур автомобиля зил-130

Характеристика

На автомобиле ЗИЛ -130 рулевое управление снабжено гидравлическим усилителем, силовой цилиндр которого совмещен с рулевым механизмом.

Рулевое колесо закреплено на рулевом валу, установленном иа шарикоподшипниках в рулевой колонке, закрепленной на щите кабины. Рулевой вал с помощью промежуточного вала с двумя карданными шарнирами и скользящим шлицевым сочленением соединяется с валом гидравлического усилителя, совмещенного с рулевым механизмом, передающим усилие на рулевую сошку.

Рулевая сошка с помощью продольной рулевой тяги соединена с рулевым рычагом, закрепленным в верхнем ушке левого поворотного кулака передней оси. Рулевые рычаги, закрепленные в нижних ушках обоих поворотных кулаков, соединены поперечной рулевой тягой. Все соединения тяг осуществляются с помощью шаровых пальцев, входящих между сухарями, установленными в наконечниках тяг, и поджимаемых пружинами.

Гидроусилитель автомобиля ЗИЛ-130 отличается от гидроусилителя автомобилей КамАЗ отсутствием углового редуктора, перепускного 5 и предохранительного 18 клапанов, а также конструкцией корпусов 16 и 19, винта 15, поршня-рейки 8, следящего механизма, крепления.

Корпус 4 ( рис. 149 ) рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-130 закреплен на левой продольной балке рамы, а задний (на рисунке правый) хвостовик винта 7 через карданный вал соединен с валом рулевого колеса. Сквозная расточка в поршне-рейке 5 закрыта заглушкой 3, в канавку плунжерной части винта установлено уплотнительное кольцо 6, а надвинтовая полость Б через осевой и радиальный каналы винта 7 постоянно соединена с полостью Г слива.

Однако при таком уравновешивании винта 7 уменьшаются активная площадь полости В и коэффициент усиления при повороте направо. Поэтому конструкция гидроусилителя автомобилей КамАЗ, обеспечивающая одинаковую переднюю и заднюю активную площади поршня-рейки и уравновешивание неуплотненного винта тремя одинарными плунжерами, более совершенна.

Читать далее:  Самое безопасное место в автомобиле для ребенка в кресле правила установки автокресла доп меры безопасности

Ее преимуществом является также использование двух одинарных плунжеров для встраивания в них обратного 17 ( см. рис. 146 ) и предохранительного 18 клапанов. Это упрощает конструкцию корпуса 19, а наличие предохранительного клапана 18 непосредственно в распределителе защищает напорную гидролинию 26 и насос 4 от перегрузок. В гидроусилителе автомобилей ЗИЛ такой защиты нет.

При установке обратного клапана 17 или 15 ( см. рис. 149 ) между гидролиниями напорной и слива рулевые управления могут работать без гидроусилителя при отказе насоса или буксировании автомобиля.

Шариковый обратный клапан не имеет пружины, свободно установлен в седло со стороны напорной гидролинии и прижимается к нему под действием давления масла. При отсутствии давления в напорной гидролинии 26 ( см. рис. 146 ) обратный клапан 17 открывается, соединяя ее с гидролинией слива 32 через полость углового редуктора 24.

При повороте направо винт 15, сместившись вперед на 1,2 мм, перемещает поршень-рейку 8 назад, вытесняет масло из полости 7 через первую щель распределителя в полость углового редуктора 24, а из нее через обратный клапан 17 и третью щель распределителя полностью всасывает его в переднюю 25 и надвинтовую полости.

При повороте налево винт 15, сместившись назад, перемещает поршень-рейку 8 вперед, вытесняет масло из передней 25 и надвинтовой полостей через четвертую щель распределителя в полость углового редуктора 24, а из нее через обратный клапан 17 и вторую щель распределителя полностью всасывает в заднюю полость 7.

Циркуляция масла в неработающем гидроусилителе автомобиля ЗИЛ-130 отличается от рассмотренной наличием изолированной полости Б ( см. рис. 149 ) и другим расположением полостей А и В. Через фильтр бачка масло тоже не циркулирует, так как уменьшение объема полости А равно сумме увеличения объемов полостей В и Б.

Рис. 149. Рулевой механизм автомобиля ЗИЛ-130: 1 — нижняя крышка; 2, 6 и 14 — уплотнитель-ные кольца; 3 — заглушка; 4 — корпус (картер); 5 — поршень-рейка; 7 — винт; 8 — шариковая гайка; 9 — желоб; 10— шарик; 11 —поршневое кольцо; 12 — промежуточная крышка; 13 — упорный шарикоподшипник; 15 — обратный шариковый клапан; 16 — золотник; 17 — корпус распределителя; 18—пружинная шайба; 19 — регулировочная гайка; 20—верхняя крышка; 21 — сальник; 22 — упорное кольцо сальника; 23 — манжета; 24 — пружина; 25 — реактивный плунжер; 26 —установочный винт; А, Б, В и Г— полости.

Технологическая последовательность ремонта рулевого управления автомобиля ЗИЛ-130

Автомобиль ЗИЛ-130 оборудован рулевым управлением с гидроусилителем, объединенным в одном агрегате с рулевым механизмом.

Рулевое управление – предназначено для изменения направления движения автомобиля поворотом передних колес. Чтобы совершить поворот без бокового скольжения колес, все они должны катиться по дугам, описанным из центра поворота, лежащего на продолжении задней оси автомобиля.

Одним из поворотных рычагов, чаще всего левый рычаг, имеет связь с рулевым механизмом через продольную тягу. Таким образом, рулевое управление автомобиля можно представить состоящим из двух частей: рулевой механизм и рулевой привод.

Рулевое управление обеспечивается соединением в форме трапеции. Основанием трапеции служит балка переднего моста автомобиля, боковыми сторонами являются левый и правый поворотные рычаги, а вершину трапеции образует поперечная тяга, которая соединяется с рычагами шарнирно. К рычагам жестко присоединены поворотные цапфы колес.

Рулевой механизм преобразует вращение рулевого колеса в поступательное перемещение тяг привода, вызывающее поворот управляемых колес.

Рулевой механизм состоит из – рулевого колеса, рулевого вала, и рулевой педали, состоящей из зацепления червячной шестерни (червяка) с зубчатым сектором, на вал которого крепится сошка рулевого привода.

Рулевое колесо установлено на конусном конце трубчатого вала и закреплено шпонкой и гайкой. Трехгребневый ролик установлен на оси в пазу вала рулевой сошки и вращается на двух игольчатых подшипниках.

Передаточное число рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-130 составляет – 20,0.

Рис.1. Рулевое управление ЗИЛ-130:

1 – насос гидроусилителя; 2 – бачок насоса; 3 – шланг низкого давления; 4 – шланг высокого давления; 5 – колонка; 6 – контактное устройство сигнала; 7 – переключатель указателей поворота; 8 – клин крепления карданного вала; 9 – карданный вал; 10 – рулевой механизм ЗИЛ-130; 11 – сошка.

Рулевой механизм увеличивает усилие, передаваемое от рулевого колеса к сошке, облегчая этим поворот управляемых колес.

Поворот управляемых колес происходит при вращении рулевого колеса, которое через вал передает вращение рулевой передаче. При этом червяк передачи, находящийся в зацеплении с сектором, начинает перемещать сектор вверх или вниз по своей нарезке. Вал сектора приходит во вращение и отклоняет сошку, которая своим верхним концом насажена на выступающую часть вала сектора. Отклонение сошки передается продольной тяге, которая перемещается вперед или назад.

1 – рулевая передача; 2 – рулевой вал; 3 – рулевое колесо; 4 – поворотные цапфы; 5 – нижнее рычаги; 6 – поперечная тяга; 7 – верхний рычаг; 8 – продольная тяга; 9 – сошка.

Конструкция рулевого управления очень сильно зависит от типа подвески управляемых колес. При зависимой подвеске передних колес в принципе сохраняется схема рулевого управления, приведена на рис 2.

Управляемые колеса поворачиваются рулевым управлением на ограниченный угол, равный 28-35є. Ограничение вводится для того, чтобы исключить при повороте задевание колесами деталей подвески или кузова автомобиля.

Продольная тяга связана через верхний рычаг с поворотной цапфой, поэтому ее перемещение вызывает поворот левой поворотной цапфы.

Рулевой механизм собран в алюминиевом картере и закреплен на лонжероне рамы для крепления двигателя. В картере подшипниках качения на валу установлены глобоидальный червяк, зацепленный с Трехгребневым роликом, который в свою очередь, установлен на оси в пазу вала сошки. Зацепление ролика с червяком зависит от положения регулировочного винта, который закрыт колпачковой гайкой. Червяк вращается на роликовых подшипника, натяг которых обеспечивается передней крышкой через прокладки.

Верхний конец рулевого вала заканчивается шлицами, на которые надевают рулевое колесо. В верхней части рулевого вала на рулевой колонке смонтирован замок противоугонного устройства, который совмещен с выключателем зажигания.

Рулевой механизм смазывают маслом, заливаемым в картер че-рез отверстие, закрытое пробкой. Вытекание масла из картера предотвра-щается самоподжимным сальником, установленным в удлиненной части картера в месте выхода вала сошки.

Рис.3. Рулевой механизм: а – механизм в разрезе; б – перепускной клапан насоса. 1 – нижняя крышка; 2, 14, 26 и 29 – уплотнительные кольца; 3 – заглушка; 4 – картер рулевого механизма; 5 – рейка-поршень; 6 – уплотнительное разрезное кольцо; 7 – винт рулевого механизма; 8 – шариковая гайка; 9 – желоб; 10 – шарик; 11 – поршневые кольца; 12 – промежуточная крышка; 13 – упорный шариковый подшипник; 15 – шариковый клапан; 16 – золотник клапана управления; 17 – корпус клапана управления; 18 – пружинная шайба; 19 – регулировочная гайка; 20 – верхняя крышка; 21 – игольчатый подшипник; 22 и 35 – упорные кольца сальника; 23 – пробка канала для подвода масла к клапану управления; 24 – угольник со штуцером; 25 – боковая крышка; 27 – регулировочная шайба; 28 – стопорное кольцо; 30 – регулировочный винт; 31 – вал рулевой сошки и сектора; 32 – сливная пробка; 33 – втулка вала; 34 и 38 – сальник; 36 – стопорное кольцо; 37 – гайка; 39 – реактивная пружина; 40 – реактивный плунжер; 41 – канал для подвода масла во внутреннюю полость картера; 42 – установочный винт; 43 – сектор; 44 – золотник насоса; 45 – пружина; 46 – направляющая пружина; 47 – предохранительный шариковый клапан; 48 – регулировочные прокладки; 49 – седло; 50 – канал для подвода масла к предохранительному клапану.

Рулевой привод обеспечивает поворот передних управляемых колес, имеющих независимую подвеску, поэтому конструкция его несколько отличается от рулевого привода.

Рис.4. Рулевой привод автомобиля.

Основным отличием является то, что поперечная тяга выполнена из трех частей: двух боковых тяг 4 и средней тяги 5, соединенных шарнирно. Средняя тяга непосредственно связана с сошкой 2 и имеет шарнирную опору на маятниковом рычаге 1, который по форме и размерам аналогичен сошке.

Боковые тяги соединены с поворотными рычагами 3 цапф колес. Тяги 4 состоят из двух частей, соединяемых регулировочными трубками 6.

Трубки имеют на концах внутреннюю резьбу, которая позволяет при их вращении изменять длину боковых тяг. Для предотвращения самопроизвольного отвертывания трубок концы их разрезаны вдоль и стянуты хомутами. Изменением длины боковых тяг регулируют схождение колес.

Средняя и боковые тяги имеют на концах шарниры, при помощи которых осуществляется подвижное соединение.

Рис.5. Шарниры:

а – средней тяги; б – тяги сошки.

Шарниры передают усилия при изменении углов между тягами и рычагами во время работы подвески и рулевого управления. Все шарниры самоподтягивающиеся, разборные и не требуют систематического пополнения смазки при эксплуатации.

Основной частью шарнира является шаровой палец, который запрессован в соответствующий рычаг и удерживается гайкой. Сферическая поверхность шарового пальца работает к корпусе шарнира, запрессованного в головку тяги.

Основными признаками неисправности рулевого управления являются: увеличенный свободный ход рулевого колеса; тугое вращение или заедание в рулевом механизме; стуки и нарушения герметичности рулевого механизма.

Увеличенный свободный ход рулевого колеса (люфт) может появляться при увеличении зазоров в шарнирах рулевых тяг, нарушении регулировки в зацеплении червяка с роликом или износе их рабочих поверхностей, нарушении регулировки или износе подшипников червяка.

Тугое вращение или заедание в рулевом механизме появляется при неправильной регулировке бокового зазора в зацеплении червяка, при увеличенном износе ролика или червяка, при погнутости рулевых тяг, недостаточной смазке в картере рулевого механизма.

Стуки в рулевом управлении прослушиваются: при повышенном люфте в маятниковом рычаге, при разрушении рабочих поверхностей ролика с червяком, повышенных люфтах в шарнирах рулевых тяг, ослаблении крепления картера рулевого механизма.

Нарушение герметичности рулевого механизма проявляется в виде течи масла в местах повреждений и влечет за собой неисправности, отмеченные выше.

Диагностика рулевого управления заключается в определении свободного хода рулевого колеса и общей силы трения.

При диагностике также оценивают состояние креплений и шарниров рулевых тяг

Читать далее:  Для чего нужно масло в двигателе автомобиля и какие функциионо выполняет ликбез по моторным маслам

Технологическая последовательность ремонта рулевого управления автомобиля ЗИЛ-130

Одним из поворотных рычагов, чаще всего левый рычаг, имеет связь с рулевым механизмом через продольную тягу. Таким образом, рулевое управление автомобиля можно представить состоящим из двух частей: рулевой механизм и рулевой привод.

Рулевое управление обеспечивается соединением в форме трапеции. Основанием трапеции служит балка переднего моста автомобиля, боковыми сторонами являются левый и правый поворотные рычаги, а вершину трапеции образует поперечная тяга, которая соединяется с рычагами шарнирно. К рычагам жестко присоединены поворотные цапфы колес.

Рулевой механизм преобразует вращение рулевого колеса в поступательное перемещение тяг привода, вызывающее поворот управляемых колес.

Описание устройства неисправностей и ремонта ГУР автомобиля ЗИЛ-130

Рулевой механизм состоит из – рулевого колеса, рулевого вала, и рулевой педали, состоящей из зацепления червячной шестерни (червяка) с зубчатым сектором, на вал которого крепится сошка рулевого привода.

Рулевое колесо установлено на конусном конце трубчатого вала и закреплено шпонкой и гайкой. Трехгребневый ролик установлен на оси в пазу вала рулевой сошки и вращается на двух игольчатых подшипниках.

Передаточное число рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-130 составляет – 20,0.

1 – насос гидроусилителя; 2 – бачок насоса; 3 – шланг низкого давления; 4 – шланг высокого давления; 5 – колонка; 6 – контактное устройство сигнала; 7 – переключатель указателей поворота; 8 – клин крепления карданного вала; 9 – карданный вал; 10 – рулевой механизм ЗИЛ-130; 11 – сошка.

Рулевой механизм увеличивает усилие, передаваемое от рулевого колеса к сошке, облегчая этим поворот управляемых колес.

Поворот управляемых колес происходит при вращении рулевого колеса, которое через вал передает вращение рулевой передаче. При этом червяк передачи, находящийся в зацеплении с сектором, начинает перемещать сектор вверх или вниз по своей нарезке. Вал сектора приходит во вращение и отклоняет сошку, которая своим верхним концом насажена на выступающую часть вала сектора. Отклонение сошки передается продольной тяге, которая перемещается вперед или назад.

Описание устройства неисправностей и ремонта ГУР автомобиля ЗИЛ-130

1 – рулевая передача; 2 – рулевой вал; 3 – рулевое колесо; 4 – поворотные цапфы; 5 – нижнее рычаги; 6 – поперечная тяга; 7 – верхний рычаг; 8 – продольная тяга; 9 – сошка.

Конструкция рулевого управления очень сильно зависит от типа подвески управляемых колес. При зависимой подвеске передних колес в принципе сохраняется схема рулевого управления, приведена на рис 2.

Управляемые колеса поворачиваются рулевым управлением на ограниченный угол, равный 28-35є. Ограничение вводится для того, чтобы исключить при повороте задевание колесами деталей подвески или кузова автомобиля.

Продольная тяга связана через верхний рычаг с поворотной цапфой, поэтому ее перемещение вызывает поворот левой поворотной цапфы.

Рулевой механизм собран в алюминиевом картере и закреплен на лонжероне рамы для крепления двигателя. В картере подшипниках качения на валу установлены глобоидальный червяк, зацепленный с Трехгребневым роликом, который в свою очередь, установлен на оси в пазу вала сошки. Зацепление ролика с червяком зависит от положения регулировочного винта, который закрыт колпачковой гайкой. Червяк вращается на роликовых подшипника, натяг которых обеспечивается передней крышкой через прокладки.

Верхний конец рулевого вала заканчивается шлицами, на которые надевают рулевое колесо. В верхней части рулевого вала на рулевой колонке смонтирован замок противоугонного устройства, который совмещен с выключателем зажигания.

Рулевой механизм смазывают маслом, заливаемым в картер че-рез отверстие, закрытое пробкой. Вытекание масла из картера предотвра-щается самоподжимным сальником, установленным в удлиненной части картера в месте выхода вала сошки.

Рис.3. Рулевой механизм: а – механизм в разрезе; б – перепускной клапан насоса. 1 – нижняя крышка; 2, 14, 26 и 29 – уплотнительные кольца; 3 – заглушка; 4 – картер рулевого механизма; 5 – рейка-поршень; 6 – уплотнительное разрезное кольцо; 7 – винт рулевого механизма; 8 – шариковая гайка; 9 – желоб; 10 – шарик;

Читать далее:  Система освещения автомобиля устройство и принцип работы

11 – поршневые кольца; 12 – промежуточная крышка; 13 – упорный шариковый подшипник; 15 – шариковый клапан; 16 – золотник клапана управления; 17 – корпус клапана управления; 18 – пружинная шайба; 19 – регулировочная гайка; 20 – верхняя крышка; 21 – игольчатый подшипник; 22 и 35 – упорные кольца сальника;

23 – пробка канала для подвода масла к клапану управления; 24 – угольник со штуцером; 25 – боковая крышка; 27 – регулировочная шайба; 28 – стопорное кольцо; 30 – регулировочный винт; 31 – вал рулевой сошки и сектора; 32 – сливная пробка; 33 – втулка вала; 34 и 38 – сальник; 36 – стопорное кольцо; 37 – гайка;

39 – реактивная пружина; 40 – реактивный плунжер; 41 – канал для подвода масла во внутреннюю полость картера; 42 – установочный винт; 43 – сектор; 44 – золотник насоса; 45 – пружина; 46 – направляющая пружина; 47 – предохранительный шариковый клапан; 48 – регулировочные прокладки; 49 – седло; 50 – канал для подвода масла к предохранительному клапану.

Описание устройства неисправностей и ремонта ГУР автомобиля ЗИЛ-130

Рулевой привод обеспечивает поворот передних управляемых колес, имеющих независимую подвеску, поэтому конструкция его несколько отличается от рулевого привода.

Рис.4. Рулевой привод автомобиля.

Основным отличием является то, что поперечная тяга выполнена из трех частей: двух боковых тяг 4 и средней тяги 5, соединенных шарнирно. Средняя тяга непосредственно связана с сошкой 2 и имеет шарнирную опору на маятниковом рычаге 1, который по форме и размерам аналогичен сошке.

Боковые тяги соединены с поворотными рычагами 3 цапф колес. Тяги 4 состоят из двух частей, соединяемых регулировочными трубками 6.

Трубки имеют на концах внутреннюю резьбу, которая позволяет при их вращении изменять длину боковых тяг. Для предотвращения самопроизвольного отвертывания трубок концы их разрезаны вдоль и стянуты хомутами. Изменением длины боковых тяг регулируют схождение колес.

Средняя и боковые тяги имеют на концах шарниры, при помощи которых осуществляется подвижное соединение.

а – средней тяги; б – тяги сошки.

Шарниры передают усилия при изменении углов между тягами и рычагами во время работы подвески и рулевого управления. Все шарниры самоподтягивающиеся, разборные и не требуют систематического пополнения смазки при эксплуатации.

Основной частью шарнира является шаровой палец, который запрессован в соответствующий рычаг и удерживается гайкой. Сферическая поверхность шарового пальца работает к корпусе шарнира, запрессованного в головку тяги.

Основными признаками неисправности рулевого управления являются: увеличенный свободный ход рулевого колеса; тугое вращение или заедание в рулевом механизме; стуки и нарушения герметичности рулевого механизма.

Увеличенный свободный ход рулевого колеса (люфт) может появляться при увеличении зазоров в шарнирах рулевых тяг, нарушении регулировки в зацеплении червяка с роликом или износе их рабочих поверхностей, нарушении регулировки или износе подшипников червяка.

Тугое вращение или заедание в рулевом механизме появляется при неправильной регулировке бокового зазора в зацеплении червяка, при увеличенном износе ролика или червяка, при погнутости рулевых тяг, недостаточной смазке в картере рулевого механизма.

Стуки в рулевом управлении прослушиваются: при повышенном люфте в маятниковом рычаге, при разрушении рабочих поверхностей ролика с червяком, повышенных люфтах в шарнирах рулевых тяг, ослаблении крепления картера рулевого механизма.

Нарушение герметичности рулевого механизма проявляется в виде течи масла в местах повреждений и влечет за собой неисправности, отмеченные выше.

Описание устройства неисправностей и ремонта ГУР автомобиля ЗИЛ-130

Диагностика рулевого управления заключается в определении свободного хода рулевого колеса и общей силы трения.

При диагностике также оценивают состояние креплений и шарниров рулевых тяг

Объединен с рулевым усилителем в один агрегат. Рулевой усилитель автомобиля уменьшает усилие, которое необходимо приложить к рулевому колесу для поворота передних колес, смягчает удары, возникающие при движении автомобиля по неровностям дороги, повышает безопасность движения, позволяет сохранить контроль над направлением движения автомобиля в случае разрыва шины переднего колеса.

Рулевой механизм имеет две рабочие пары: винт с гайкой на циркулирующих шариках и поршень рейку, входящую в зацепление с зубчатым сектором вала сошки. Передаточное отношение рулевого механизма 20:1.

Картер рулевого механизма одновременно является цилиндром рулевого усилителя, в котором перемещается поршень рейка. Зубья рейки и сектора имеют переменную по длине толщину, что позволяет регулировать зазор в зацеплении посредством осевого перемещения вала сошки.

Осевое положение вала сошки устанавливается регулировочным винтом, головка которого входит в отверстие вала и опирается на шайбу. Осевое перемещение регулировочного винта относительно сошки после сборки должно составлять 0,02….0,08мм. Сошка устанавливается на валу по меткам.

ГУР зил-130-431410

Рулевое управление

Рулевое управление автомобиля серьезная тема. К этому механизму надо отнестись с особым вниманием. В этой теме мы поговорим о некоторых неисправностях рулевого управления, которые встречаются на автомобилях ЗИЛ-130-431410.

Неисправность у меня была такая. Выдавливало переднюю крышку гура, при повороте руля до конца в право поршень-рейка выдавливал переднюю крышку крышку гура. Потому что на поворотных кулаках есть регулировочные болты ограничения поворота колеса, они были не отрегулированы или сносились со временем эксплуатации автомобиля.

регулировка поворотных кулаков

ГУР ЗИЛ-130-431410 дизель

Автомобиль ЗИЛ-130 оборудован рулевым управлением с гидравлическим усилителем, объединенным в один агрегат с рулевым механизмом.

Колонка рулевого управления стоит в нижней части к полу кабины, а в верхней части – к переднему щиту и при помощи растяжек к панели кабины.

Вал колонки рулевого механизма вращается в специальных шариковых подшипниках. Осевой зазор в шариковых подшипниках регулируется гайкой.

Рулевой механизм

ГУР зил-130-431410

Как отрегулировать

Чтобы отрегулировать рулевое управление и угол поворота, тут ни чего сложного нет. Домкратим переднюю балку автомобиля, снимаем переднюю крышку гура , чтобы было видно, до какого момента у нас ходит поршень-рейка. Выворачиваем руль до конца вправо и смотрим, насколько у нас вышел поршень-рейка за свои пределы.

поворотный кулак

Далее регулируем регулировочными болтами на поворотном кулаке так чтобы при замере наш поршень-рейка не касался передней крышки. И все больше выдавливания крышки у нас не будет. Болты фиксируем контргайками и ездим спокойно.

поворотный кулак

https://www.youtube.com/watch/SpNA-iEOb58

Еще была проблема, из под сошки, где стоит сальник, бежало масло. Эта проблема есть у многих, наверное, постоянно все рулевое в масле. И эта проблема решается легко решается. Посмотрите ниже видео. Тут нужно вставить под стопорное кольцо добавочную шайбу. Подобрать шайбу так чтобы стопорное кольцо с натягом вставало в паз и тем самым мы поддавим наш сальник, конусной шайбой и течи больше не будет, проверено временем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
AutoJiza
Adblock
detector