Основные неисправности системы охлаждения вашего автомобиля

Неисправности системы охлаждения двигателя и способы их устранения

В данной статье будет рассказано про неисправности системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, а также приведены инструкции по их устранению. Нередко возникают неполадки, при которых температура жидкости держится на отметке 0 градусов либо когда она даже при холодной погоде очень быстро достигает красной отметки.

Выбор метода ремонта системы охлаждения зависит от причин, вызвавших ее неисправность. Перечислим их в той же последовательности, что и причины.

  • Засорение радиатора. Его нужно почистить обязательно снаружи и желательно промыть изнутри. Как правило, для чистки радиатор демонтируют с машины. Параллельно с чисткой можно проверить его герметичность. Обратите внимание, что если автомобиль укомплектован двумя радиаторами, для системы охлаждения двигателя и для кондиционера, то демонтировать и чистить необходимо оба радиатора.
  • Поломка помпы. Этот агрегат ремонту не подлежит, так что сразу меняйте на аналогичный. Выбор помпы основывается не только на производителе, но и на материале крыльчатки — металл или пластмасса.
  • Проблемы с термостатом. Тут аналогичная ситуация, обычно термостат не ремонтируют, а меняют на новый.
  • Вентилятор охлаждения. Если у вентилятора повреждена крыльчатка — то он безусловно подлежит замене. Если у механического привода ослабилось натяжение — его следует подтянуть до соответствующего значения. Если поврежден ремень — его следует заменить на новый. При выходе из строя термореле или приводного электродвигателя указанные узлы также подлежат замене. В редких случаях электродвигатель можно попытаться восстановить (ремонт подшипников, перемотка обмотки). В гидравлическом приводе вентилятора нужно долить масло и проверить состояние подшипников.
  • Разгерметизация системы. Достаточно распространенная причина поломки, которую однако тяжело диагностировать. Вызвано это тем, что утечка может быть очень маленькой и находится в труднодоступном месте. Первым делом необходимо проверить состояние моторного масла, нет ли в нем белых сгустков, которые и являются утекающим в него антифризом. Если это так, то нужно проверить состояние прокладки головки блока цилиндров, саму плоскость ГБЦ, состояние теплообменника и его прокладки, состояние блока цилиндров на предмет нарушения герметичности. Ну и конечно нужно проверить все патрубки, нет ли на них следов просачивающейся охлаждающей жидкости, а также осмотреть элементы подкапотного пространства, нет ли на их поверхности следов антифриза. Когда утечка ОЖ происходит их радиатора или трещины патрубка, то качестве временной меры можно антифриз залить герметик, который закупорит течь.
  • Вышел из строя датчик температуры. Нужна замена на новый аналогичный. Предварительно его нужно снять с машины и выполнить дополнительную диагностику при помощи мультиметра (омметра) и/или термометра.
  • Низкий уровень антифриза. При недостаточном количестве охлаждающей жидкости в межсервисный интервал ее нужно добавить (при этом обязательно нужно ориентироваться на то, какие можно антифризы смешивать между собой, а какие нет!), либо заменить на новую.
  • Поломка клапана на крышке радиатора. Обычно крышка и ее клапан восстановлению не подлежат, поэтому ее надо заменить. Однако предварительно нужно проверить крышку радиатора на работоспособность.

Перечисленные ремонтные работы лучше выполнять самостоятельно, если у автовладельца имеется соответствующий опыт выполнения аналогичных работ. В противном случае лучше обратиться за помощью в автосервис.

Почему может перегреваться мотор?

Поломка термостата.

Отказавший термостат – самая распространенная поломка системы охлаждения.Термостат, не смотря на свое простое устройство, находится в агрессивной среде, покрывается окислами и отказывает… Двигатель будет перегреваться в случае заклинивания термостата в закрытом положении, так как антифриз не будет попадать в основной радиатор. Лечится такая неисправность заменой термостата на новый, который пред установкой имеет смысл «сварить».

Забитый радиатор.

Про забитый пылью радиатор и его чистку у нас есть отдельная статья. Забитый внутри радиатор с пластиковыми бачками, при сильном загрязнении, прочистить практически невозможно.Радиаторы с латунными бачками, раньше распаивали и пробивали соты шомполом, но в современных радиаторах это не возможно.При не сильном загрязнении имеет смысл промыть систему охлаждения. При сильном загрязнении радиатор обычно меняют.

Неисправная помпа.

Так же помпа может заклинить или проскальзывать (в этом случае вы услышите свист ремня).

Основные неисправности системы охлаждения вашего автомобиля

Помпу, как правило, меняют.

Позднее зажигание.

На старых моторах при неправильной регулировке зажигания возникал перегрев, но сегодня такие двигатели уже редкость.

Зачастую выходит из строя такой элемент, как термостат. Именно он является причиной того, что стрелка находится либо ниже рабочего значения, либо же выше него. Затягивать с устранением данной неполадки не стоит, так как работа двигателя в этом случае ненормальная, следовательно, его ресурс значительно уменьшается.

Стоит отметить, что езда зимой без печки – это попросту дикость. Но это мелочь, если учесть, что двигатель очень сильно изнашивается, а также «кушает» очень много бензина. Стоимость топлива на автозаправочных станциях постоянно растет. Следовательно, увеличиваются расходы на бензин.

Очень много тепла отдается охлаждающей жидкостью в радиаторе, следовательно, невозможно прогреть антифриз до рабочей температуры. Происходит нарушение работы в термостате по нескольким причинам. Зачастую это использование антифриза, ресурс которого уже давно выработался. Образуется накипь, которая постепенно оседает на элементах термостата. А далее происходит нарушение работы всех компонентов системы.

Аналогичная неисправность может быть вызвана заливкой воды в систему охлаждения двигателя. Поэтому нужно как можно чаще менять в системе жидкость, не лить воду из-под крана. Стоит отметить, что ресурс антифриза — примерно 80-90 тысяч километров. Следовательно, при замене помпы, которая имеет аналогичный ресурс, желательно осуществить промывку всей системы охлаждения, а также произвести замену антифриза. Во многом неисправности системы охлаждения двигателя ВАЗ-2106 схожи даже с теми, которые проявляются на иномарках.

Стоять на трассе и ждать остывания двигателя, чтобы потихоньку доехать до автосервиса – не самая приятная перспектива

Зачастую перегрев возникает в результате засорения радиатора. В его сотах скапливается очень много мусора, накипи, это препятствует не только продвижению антифриза по каналам, но и уменьшает теплоотдачу. Как было сказано ранее, на отечественных автомобилях термостат заклинивает в положении, когда жидкость циркулирует только лишь по меньшему кругу.

Чтобы избавиться от этой неисправности, наиболее приемлемый способ – это открыть полностью кран печки и включить вентилятор обдува на полную мощность. Конечно, эффект это даст, но не столь значительный. Желательно установить новый термостат, чтобы циркуляция жидкости происходила в нормальном режиме.

А теперь о том, когда может возникнуть переохлаждение двигателя. Для нормальных условий, то есть даже при достижении температуры в минус 20 градусов, двигатель должен относительно быстро прогреваться. Даже если он дополнительно не утеплен. Такова конструкция мотора, он может нормально функционировать в широком диапазоне температур.

Также возможно, что на некоторых автомобилях, на которых вентилятор имеет принудительный привод, будет наблюдаться переохлаждение. Поэтому многие водители производят замену механического вентилятора на электрический. Стоит отметить, что последний зимой практически не включается, если температура на улице ниже нуля градусов.

Обратите только внимание на то, что вся система должна быть идеально герметичной. В ней не должно быть никаких трещин. Все сальники и прокладки должны быть целыми, без повреждений. В радиаторе ни в коем случае не допускается наличие протечек. Такие существуют неисправности системы охлаждения двигателя ВАЗ-2110, они у всех автомобилей аналогичные.

Существует много причин, которые приводят к частичному и даже полному выходу системы охлаждения из строя. В зависимости от того, какие именно узлы пострадали, выделяют следующие основные причины поломки:

  • нарушение обслуживания системы охлаждения (в частности, автовладелец забывает периодически добавлять/менять антифриз или использует охлаждающую жидкость с неподходящими для автомобиля параметрами);
  • использование некачественных деталей системы (патрубков, кранов, радиатор);
  • использование плохой охлаждающей жидкости, что не соответствует требованиям;
  • критический износ или полный выход из строя отдельных элементов системы охлаждения автомобиля;
  • выполнения некачественного ремонта или обслуживания как двигателя в целом, так и его системы охлаждения в частности;
  • значительное засорение охлаждающих поверхностей.

Однако перечисленные причины являются лишь обобщением проблем с упомянутой системой. Истинными же причинами является износе конкретных узлов.

Поломка термостата.

Отказавший термостат – самая распространенная поломка системы охлаждения. Термостат, не смотря на свое простое устройство, находится в агрессивной среде, покрывается окислами и отказывает… Двигатель будет перегреваться в случае заклинивания термостата в закрытом положении, так как антифриз не будет попадать в основной радиатор. Лечится такая неисправность заменой термостата на новый, который пред установкой имеет смысл «сварить».

Забитый радиатор.

Про забитый пылью радиатор и его чистку у нас есть отдельная статья. Забитый внутри радиатор с пластиковыми бачками, при сильном загрязнении, прочистить практически невозможно. Радиаторы с латунными бачками, раньше распаивали и пробивали соты шомполом, но в современных радиаторах это не возможно. При не сильном загрязнении имеет смысл промыть систему охлаждения. При сильном загрязнении радиатор обычно меняют.

Неисправная помпа.

Система охлаждения двигателя

Так же помпа может заклинить или проскальзывать (в этом случае вы услышите свист ремня).

Читать далее:  Какая защита картера на skoda octavia a7 лучше: советы, плюсы и минусы

Позднее зажигание.

Двигатель ВСЕГДА старается больше греться, если слишком низкая компрессия, если слишком позднее зажигание, если не отрегулирован газораспределительный мезанизм (как правило, не отрегулированы зазоры в клапанах). Несмотря на эти факторы, система охлаждения пытается поддерживать стабильную температуру двигателя, возможности системы охлаждения рассчитаны со значительным запасом.

Очень важный элемент системы охлаждения — термостат.

Термостат переключает потоки охлаждающей жидкости в двигателе. Охлажденная жидкость попадает в нижнюю часть двигателя, нагреваясь в двигателе, жидкость идет вверх, и если эта жидкость не нагрета до нужной температуры, термостат направляет ее в обход радиатора снова в двигатель. Если температура жидкости близка к рабочей, термостат направляет жидкость в верхнюю часть радиатора, жидкость проходит сверху вниз по радиатору, охлаждается и снова попадает в нижнюю часть двигателя.

Помпа обеспечивает быструю и равномерную циркуляцию охлаждающей рилины в двигателе.

Термостат управляется никакой электроникой. Никакой премудрый блок ЭБУ (электронный блок управления) не подает никакой командной сигнал на термостат. Никакая электроника не может заставить двигатель «лучше прогреваться» или «лучше охлаждаться». Режим охлаждения определяется термостатом.

Возможны проблемы с термостатом:— термостат всегда «открыт». Двигатель плохо нагревается, особенно зимой.— термостат всегда «закрыт». Двигатель вообще не охлаждается. Просто беда.— Термостат заклинил в некоем «навиввидкритому» положении. Двигатель плохо нагревается, а затем быстро перегревается.Названия «открытый» и «закрытый» — это только жаргон.

«Открытый» — это значит, что термостат направляет охлаждающую жидкость в радиатор. «Закрытый» — это когда термостат направляет охлаждающую жидкость в обход радиатора.Помпа в системе охлаждения одинаково крутится, независимо от температуры двигателя.Вентилятор радиатора может останавливаться. Если двигатель недостаточно нагрет, нету мотребы крутить вентилятором. Для этого есть отдельный датчик, который включает вентилятор только при рабочей температуре двигателя.

Возможны такие симптомы перегрева двигателя:— двигатель плохо нагревается, а затем быстро перегревается. Плохо работает термостат. Меняем термостат.— двигатель нормально нагревается, температура нормальная при небыстро езде без частого разгона, но при частых разгонах, или быстрой езде двигатель перегревается.

Надо проверить, если вентилятор радиатора крутится, значит, радиатор уже капитально забит накипью.— двигатель сразу перегревается. Здесь такие варианты:Вариант 1. Термостат заклинил в «закрытом» положении. Если при постукивании по термостата чем деревянным «становится лучше», это не выход, термостат надо менять.

Особенно рассеянным надо проверить, не оборвался ремень, который крутит помпу, а в некоторых конструкциях этот ремень крутит помпу и вентилятор радиатора.Вариант 2. Немедленно проверяем количество охлаждающей жидкости (антифриза) в системе охлаждения. Эта жидкость не обязательно где-то протекает. Она может «изгоняться» из системы охлаждения (такой жаргон), если у вас повреждена прокладка блока головок цилиндров, или где-то есть микротрещина в корпусе двигателя, и охлаждающая жидкость или незаметно выкипает через эту трещину, или перетекает в систему смазки двигателя (бывает и такое ).Вариант 3.

Плохо отрегулированы клапаны могут быть причиной значительного перегриивання двигателя. Также двигатель перегревается при слишком позднем зажигании, но для позднего зажигания характерны также дополнительные симптомы, в первую очередь — неустойчивая работа двигателя при разгоне, расшатывание автомобиля при попытке газовать.

Течь

Систему охлаждения нужно регулярно проверять на целостность, чтобы выявить и устранить течь как можно раньше. Иначе во время езды произойдет перегрев двигателя, и вам придется стоять на трассе, пока автомобиль не «придет в себя».

Стоять на трассе и ждать остывания двигателя, чтобы потихоньку доехать до автосервиса – не самая приятная перспектива

Охлаждающая жидкость может подтекать постепенно, а может вытечь почти вся разом.

Причины неожиданной течи:

  • Срыв шланга.
  • Разрыв расширительного бачка.
  • Разрыв радиатора.

Основные неисправности системы охлаждения вашего автомобиля

Внимание! Нужно понимать, что заменой разрушенной детали не решить проблему, так как истинная причина в забившемся радиаторе, который создал избыточное давление на систему охлаждения. Его нужно почистить или заменить.

Диагностика термостата

Не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы своевременно устранить данную поломку, а также произвести диагностирование системы. Как правило, при поломке термостата изменяется циркуляция охлаждающей жидкости. На отечественных автомобилях ВАЗ, например, при неисправности термостата антифриз продолжает циркулировать по малому кругу. Также он попадает в радиатор печки. Можно сказать, что основные неисправности системы охлаждения двигателя заключаются в термостате.

По этой причине даже во время езды на большой скорости антифриз не попадает в основной радиатор охлаждения, вследствие чего резко повышается температура внутри рубашки двигателя. В некоторых автомобилях зарубежного производства заклинивание термостата происходит в положении, при котором антифриз продолжит циркуляцию по большому кругу.

Определить неисправность термостата можно довольно просто. Сначала запустите и прогрейте двигатель. После прогрева потрогайте патрубки, которые идут на радиатор. Если они холодные, то в радиатор не поступает охлаждающая жидкость. Но не стоит радоваться: при достижении температуры 90 градусов и выше верхний и нижний патрубки должны быть горячими.

Когда происходит перегрев двигателя, то в поршневой группе происходит увеличение износа всех трущихся деталей. В этом случае выходят моментально из строя все подшипники, не исключено, что поршни начнут прогорать. Само собой, происходят потери при трении. Весь процесс воспламенения топливо-воздушной смеси, который происходит в камерах сгорания, нарушается.

1)Причина или следствие перегрева2)Компоненты системы охлаждения, выходы из строя и их причины3)Простая общая проверка системы

Сказать, что неполадки в работе системы охлаждения ведут к неприятностям — значит, ничего не сказать. Значительная часть серьезных неисправностей двигателей, попадающих на СТО, связана со сбоями в работе именно этой системы. Мы уже рассказывали об опасных последствиях перегрева деталей двигателя (№ 4/1999). Сегодня речь пойдет о причинах этого явления. Точнее — о практической стороне дела: как выявить и устранить дефекты в системе охлаждения.

До боли знакомая картина: автомобиль на дороге, капот открыт, клубы пара. Если до этого еще не дошло, а стрелка термометра упрямо стоит в красной зоне, то радости тоже мало — перегрев. Причина? Термостат или датчик включения вентилятора. А может, и прокладка головки прогорела. Любой механик сходу назовет десяток причин перегрева двигателя и столько же вариантов того, что и как менять. Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд.

На практике известно немало случаев, которые не укладываются в традиционные схемы. Вспоминается такой эпизод с автомобилем Ford Scorpio: после посещения сервисов, где, казалось бы, уже сделали все, да не по одному разу (включая опрессовку головки блока цилиндров и замену прокладки головки), дефект в системе охлаждения как был, так и остался — антифриз по-прежнему перемешивался с маслом.

Виновником в конечном счете оказался не термостат, не датчик, не прокладки и не трещина в головке, а охладитель масла, установленный на блоке цилиндров. Автомобиль более 10 лет эксплуатировался, мягко говоря, не очень аккуратно, преимущественно на воде вместо антифриза. Охладитель масла в результате прогнил изнутри, и потоки масла и антифриза, идущие через него, просто не могли не перемешиваться.

Или такой случай: автомобиль Ford Mondeo «страдал» хроническим перегревом двигателя. После огромного комплекса проведенных работ, включая замену термостата и прокладки головки, а также промывку радиатора, ничего не изменилось. В конечном счете, причина была найдена — виновником оказался электродвигатель вентилятора, дефект которого не позволял крыльчатке вращаться с необходимой скоростью. Естественно, охлаждение радиатора было недостаточным.

Список можно продолжить. Но и так ясно, что перегрев двигателя, а тем более устранение причин его вызывающих — дело непростое. Можно даже сказать, тонкое. А потому, чтобы не совершать ошибок и не делать лишней работы, сначала надо подумать. Иначе в тонкостях причин перегрева не разобраться.

Причина или следствие?

Итак, перегрев. А что это? Ведь не секрет, что некоторые считают перегревом двигателя даже незначительное отклонение стрелки указателя температуры от ее среднего значения. Поэтому, очевидно, прежде чем что-либо диагностировать и тем более рекомендовать, желательно вначале определить, с чем имеем дело.

Дворники Bosch на 1-м и 2-м месте в тесте ADAC

По нашему мнению, перегрев двигателя — это температурный режим его работы, характеризуемый закипанием охлаждающей жидкости. А вот причины этого явления различны и довольно многочисленны. Их можно разбить на несколько групп, которые мы и рассмотрим.

Неисправности или дефекты компонентов системы охлаждения. Эта группа неисправностей, которые можно условно назвать первичными, т.е. непосредственно вызывающими отклонения в работе системы охлаждения или выход ее из строя. Сюда относятся неисправности термостата, вентилятора, его вязкостной муфты или температурных датчиков, а также блока управления двигателем, если в его функции входит и управление вентилятором.

Эти неисправности обычно мало зависят от условий эксплуатации автомобиля, за исключением наиболее грубых нарушений, к примеру, использования некачественной охлаждающей жидкости.

Неисправности системы охлаждения вследствие некачественного ремонта, очевидно, привнесены извне. Отметим здесь различные повреждения (риски, забоины) привалочных плоскостей головки и блока цилиндров, прокладки ГБЦ. Сюда же можно отнести деформацию плоскости головки, не устраненную при ремонте (к примеру, со старой прокладкой герметичность стыка еще сохранялась, в то время как с новой прокладкой нарушилась). Эта группа неисправностей тесно связана с группой вторичных неисправностей, по крайней мере, эти группы имеют сходные внешние признаки проявления.

Читать далее:  Как зарядить аккумулятор автомобиля - самые лучшие способы

Вторичные неисправности в двигателе — это уже последствия его перегрева, эксплуатации двигателя при повышенной температуре. Речь идет о таких неисправностях, как прогар прокладки ГБЦ, деформация плоскости головки, прогар стенок головки и цилиндра, образование трещин в стенках камеры сгорания и цилиндра, деформация и задиры поршней и поршневых колец.

Итак, все основные «виновники» неисправности системы охлаждения двигателя и его перегрева установлены. А как определить на практике, что вышел из строя именно этот компонент, а не другой? Для этого, очевидно, надо знать внешние проявления той или иной неисправности.

Как проявляются неисправности?

ДИАГНОСТИКА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ АВТОМАШИН

Пытаясь разобраться, что для системы охлаждения является нормой, а что нет, необходимо хорошо представлять устройство и работу не только системы охлаждения, но и всего двигателя в целом. О том, что в системе охлаждения появились проблемы, свидетельствуют более 20-ти признаков, — это затрудняет однозначное установление истинной причины неисправности. Что же будем проверять? Все по порядку.

Температура нижнего патрубка радиатора проверяется очень просто — на ощупь. Этот патрубок должен быть почти таким же горячим, как и верхний. Обратное свидетельствует о недостаточной прокачке антифриза через радиатор.

Работа вентилятора характеризуется не только его включением и выключением, но и напором воздуха. Важна и температура прокачиваемого вентилятором воздуха — прохладный воздух косвенно указывает на недостаточно горячий радиатор.

Работа отопителя нарушается при попадании в систему воздуха или выхлопных газов. Такое случается не только при утечке антифриза, но и при дефектах двигателя (к примеру, трещина в головке блока или прогоревшая прокладка ГБЦ).

Давление в системе охлаждения — еще один очень важный параметр. Давление должно очень медленно (в течение10-15 мин) возрастать при прогреве двигателя и так же медленно снижаться после его выключения. Отклонения от этого — свидетельства неисправности в системе охлаждения.

Величина давления в верхнем патрубке радиатора может помочь установить причину некоторых неисправностей. Так, например, при прогреве, когда общее давление в системе еще невелико, резкое повышение давления в патрубке при увеличении числа оборотов двигателя может свидетельствовать о внутреннем загрязнении радиатора.

Рабочая температура в системе — один из самых важных индикаторов ее «здоровья». Температура может не только «зашкаливать», но и просто быть выше или ниже обычного уровня. Важно также влияние скорости автомобиля — растет или падает температура при движении. Иногда отправным моментом для точного определения причины неисправности может стать время выхода температуры на рабочий уровень — чрезмерно быстрый прогрев, равно как и чрезмерно медленный может указать на неисправность в системе.

Чрезмерно высокая температура (перегрев) также может проявляться по-разному. Отметим, что перегрев может происходить как на одном режиме работы (на холостом ходу, на «месте» на высоких оборотах, при движении на высоких скоростях), так и сразу на нескольких режимах, что указывает на совершенно разные неисправности.

Характерные признаки неисправной системы охлаждения Возможные причины поломки
Перегрев двигателя
  • недостаточное количество антифриза;
  • ослабление натяжки водяной помпы;
  • нарушение герметичности помпы;
  • неисправность вентилятора и/или элементов его привода;
  • выход из строя термостата;
  • внешнее и/или внутреннее засорение радиатора охлаждения;
  • засорение каналов и/или патрубков системы охлаждения.
Переохлаждение двигателя
  • выход из строя термостата;
  • проблемы с вентилятором и/или элементов его привода (механика, электро, гидравлика);
  • неисправность датчика температуры.
Утечка охлаждающей жидкости наружу
  • нарушение герметичности внешних каналов или патрубков;
  • повреждение целостности патрубков, хомутов или других проводников антифриза;
  • разгерметизация помпы;
  • разгерметизация радиатора охлаждения;
  • повреждение (трещины) в рубашке охлаждения.
Утечка охлаждающей жидкости внутрь
  • повреждение элементов рубашки охлаждения;
  • прогорание прокладки головки блока цилиндров.

Течи в системе.

Сбой в работе печки

На это может быть две причины:

  • Отсутствие или недостаток антифриза.
  • Выход из строя термостата.

Эта неполадка приводит к перегреву, так как печка должна снимать «напряжение» с системы охлаждения, выводя часть горячего воздуха из двигателя в салон.

Если с антифризом все в порядке, значит необходимо починить или заменить термостат.

Двигатель не нагревается, а остывает

Бывает и такое, что двигатель может остыть прямо во время езды. Это говорит о сбое функционирования термостата – из-за него система охлаждения может начать работать непрерывно.

Некоторые автовладельцы решают эту проблему, поставив картонный лист позади радиатора. Не рекомендуем следовать их примеру, поскольку таким образом создаются ненормальные условия для системы охлаждения. Воздух с улицы должен свободно циркулировать через нее.

Профилактика

Проблемы с мотором и его системой охлаждения выявляются в процессе техосмотра. Для самостоятельной диагностики водитель должен знать, как работает система охлаждения двигателя. Перед поездкой владелец авто может выполнить несколько простых операций, чтобы убедиться в исправности машины:

  • Визуальная проверка расширительного бачка на наличие протечек и микротрещин. Уровень антифриза должен быть между отметками max и min.
  • Если уровень жидкости близится к отметке min, то нужно долить жидкость фирмы, используемой ранее. Разрешается совместное использование дистиллированной воды (не более 0.5 литров).
  • Проверка уровня антифриза при разогретом ДВС. Нужно медленно открутить горячую крышку расширительного бачка. Если показатель жидкости после запуска опустился ниже отметки min, то имеется протечка.

При отсутствии этих причин можно сказать, что мотор находится в исправном состоянии. Если же водитель заметил перегрев или переохлаждение, рекомендуется обратиться на станцию для установки неисправности системы охлаждения двигателя.

Системе охлаждения требуется регулярный уход. К нему относится соблюдение следующих правил:

  1. Антифриз нужно обновлять каждые 90 000 км или каждые пять лет эксплуатации автомобиля.
  2. Не экономьте на антифризе, покупайте жидкость средней или высокой ценовой категории.
  3. Каждые 100 000 км желательно заменять помпу. Теоретически она может прослужить и 200 и 300 тыс. км, но есть ли смысл рисковать вероятностью моментального перегрева? Решайте сами.
  4. Каждые два года нужно мыть радиатор.
  5. Крышку радиатора нужно осматривать (и, при необходимости, заменять) каждые пять лет.
  6. Каждые пять лет нужно менять термостат.

Забившийся радиатор нужно не только почистить, но и выправить его соты, если они покосились

Электровентилятор и помпа

Обратите внимание, что неисправности системы охлаждения двигателя ЯМЗ-238 такие же, как и у автомобилей ВАЗ. Но может быть и так, что циркуляция происходит по обоим кругам, термостат исправен, но двигатель все равно перегревается. Зачастую это случается в тех системах, в которых предусмотрена установка электровентилятора.

DeN1st › Блог › Неисправности системы ОЖ и пути ее решения

Эмульсия в системе вентиляции и смазки всегда появляется при попадании антифриза в масло. Масло при этом мутнеет и становится непрозрачным, а на крышке маслозаливной горловины появляется характерная пена. Последняя, правда, требует к себе критического отношения — при отсутствии расхода антифриза образование пены может быть связано с плохой работой системы вентиляции, особенно в холодное время года.

Расход охлаждающей жидкости в нормально работающей системе охлаждения не предусмотрен. Поэтому снижение уровня жидкости — признак неисправности. Весь вопрос лишь в том, куда «уходит» жидкость: вытекает наружу, попадает в масло или в цилиндры?

Характер работы двигателя, особенно, на холостом ходу, нередко может указывать на наличие неисправностей в системе охлаждения. Попадание антифриза в цилиндр или, напротив, выхлопных газов из цилиндра в рубашку охлаждения, как правило, ведут к неустойчивой работе двигателя на холостом ходу и даже отключению отдельных цилиндров.

В некоторых наиболее тяжелых случаях при перегреве деформируются поршни, возникают задиры на их юбках, поршневых кольцах и стенках цилиндров. При этом двигатель начинает стучать, в первую очередь, в холодном состоянии, резко увеличивается расход масла, появляется характерный синий дым выхлопа. Однако указанные явления нельзя считать исключительно признаками неисправности системы охлаждения — это могут быть неисправности самого двигателя, возникшие ранее.

Цвет выхлопных газов в случае негерметичности цилиндра становится густо-белым или сине-белым. Это важный признак появления вышеназванного дефекта, который следует отличать от конденсации водяного пара при высокой влажности и низкой температуре воздуха.

Итак, мы рассмотрели, основные причины неисправностей системы охлаждения и внешние признаки их проявления. Теперь осталось все это соединить воедино, чтобы понять, …

Как найти причину неисправности?

Все описанные причины и признаки неисправностей мы свели в таблицу, по которой можно определить, чем вызван и как проявляется тот или иной дефект в системе охлаждения. Полученная таблица — это фактически ключ или алгоритм, по которому любой профессионал работает с системой охлаждения.

К сожалению, записать такой алгоритм оказалось делом непростым, в результате чего таблица получилась довольно громоздкой. Но приобрести профессиональный опыт вообще не просто, поэтому время, потраченное на изучение наших данных, нельзя расценивать как потерянное напрасно. Это относится не только к диагностике системы охлаждения, но и к способам устранения неисправностей в ней.

Основные неисправности компонентов

Блок цилиндровНаиболее частые неисправности — это трещины в результате размораживания, ударов, неправильной сборки. Прогнивание технологических заглушек от использования некачественного антифриза и простой воды

Головка блокаТрещины в результате перегрева, разъедание каналов охлаждения в результате использования некачественного антифриза.

Водяная помпаНаиболее частая неисправность — течь сальника. Но на некоторых моторах встречаются помпы с пластиковой крыльчаткой, которая разваливается и помпа не качает.

ТермостатТут просто — или не открывается или не закрывается. Но присутствует и промежуток — или не до конца открылся, или наоборот — не закрылся. На современных моторах кроме того, на термостатах с электронным управлением — выгорание разъема и управляющего элемента и вследствие этого некорректная работа. Также встречаются проблемы с пластиковыми корпусами термостатов — эти просто трескаются.

Читать далее:  Чем промыть топливную систему дизельного двигателя особенности промывки разными способами

РадиаторЧаще всего — просто прогнивает и начинает течь. Но также присутствует — обламывание подводящих патрубков, забивание трубок внутри какой-нибудь шнягой, забивание сот снаружи песком и мусором.

Расширительный бачок с пробкойНу поломать его сложно, но можно — бывает трескается или отламываются штуцера. С пробкой — она при выходе из строя не сбрасывает давление из системы.

Клапана печки и доп электрическая помпа.Вот где до хрена всего! Ломатся может все, от электрической части до корпуса. Клапана — или не открываются, или не закрываются. Промежуточные состояния присутствуют тоже. Помпа соответственно — или качает или нет.

Радиатор печкиОсновное — прогнивает и течет, а так же трескаются подводящие трубки если пластиковые.

Вязко(термо)муфта с крыльчаткойКрыльчатка понятно — мона тока сломать. Вязкомуфта — перестает правильно работать — не включается при прогреве.То есть всегда вращается с одной и той же скоростью и не реагирует на обороты двигателя — как бы «прокручивается», не «стопорится».

Дополнительный электровентиляторОтклеивание магнитов, перегорание дополнительных сопротивлений, закисание «насмерть», на более свежих машинах — выгорание электроники при попадании воды — там схема управления и мотор — одно целое.

ШлангиТут понятно — резина она и в Африке резина

АнтифризВыход его из строя — когда воды много, а собственно антифриза малопросто замерзает. Или куда то выливается, «уходит».

Открываем крышку бачка на радиаторе, газуем.Если писькает сбоку из отверстия не стенке бачка — это перелив — помпа исправна.Если нижний шланг холодный — термостат не открылся.Если все горячее — муфте кирдык или дополнительному вентиляторуЕсли все работает, горячее, муфта работает, а все-равно греемся — в голове проблему искать нужно.

Признаки неисправности системы охлаждения

  • перегрев двигателя в процессе его работы;
  • переохлаждения двигателя (мотор слабо прогревается, например, на холоде);
  • утечка охлаждающей жидкости наружу;
  • утечка охлаждающей жидкости внутрь (в другие системы автомобиля).

Кроме этого о проблемах в системе охлаждения можно судить по сигнальной лампе на приборной панели (красный поплавок либо желтый расширительный бачок). Каждый автомобиль снабжен соответствующим индикатором, который активируется при закипании охлаждающей жидкости. Также при перегреве мотора значительно падает его мощность, снижаются динамические характеристики машины, а в самом худшем случае, когда уже закипел, из-под капота (из радиатора или бачка) может идти пар.

При внешних утечках охлаждающей жидкости на асфальте под машиной либо на отдельных деталях подкапотного пространства автовладелец может заметить соответствующие пятна. Антифриз имеет специфический сладкий запах, поэтому нередко утечку можно ощутить соответствующим образом. Если в антифриз добавить флуоресцирующий элемент, то утечку можно обнаружить с помощью ультрафиолетовой лампы. Однако делать это нужно заранее, при заливании новой жидкости в систему.

Внутренние утечки обнаружить сложнее. Если антифриз попал в моторное масло, то выхлопные газы автомобиля будут в виде белого дыма. Также при проверке состояния моторного масла в нем будут иметь место белая, похожая на сметану, масса. Это прямо указывает, что в масле имеется антифриз. Соответственно, нужно выполнять диагностические и ремонтные работы с полной заменой обеих жидкостей.

Неисправности системы охлаждения двигателя: основные симптомы

Колебание в несколько градусов — это нормально. Небольшие перепады вызывает открытие термостата или срабатывание вентилятора. Но если стрелка часто и интенсивно подбирается к красной зоне индикатора, то это указывает на неисправности в системе охлаждения двигателя. Нормально функционирующая система даже в большую жару не позволит мотору перегреться.

Однако не всегда датчик температуры работает корректно. Особенно эта проблема актуальна для автомобилей с двумя датчиками. Неполадки в работе системного датчика, который замеряет температуры для ЭБУ, будут заметны сразу — двигатель начнет работать со сбоями. А вот некорректно работающий датчик, который отвечает за показания на приборной панели, может безнаказанно «врать» длительное время.

Поэтому мы собрали несколько косвенных признаков, указывающих на нарушения в работе системы охлаждения. Если вы заметили какие-то из них, то желательно как можно скорее провести диагностику. Сразу отметим, что нижеперечисленные симптомы имеет смысл рассматривать только на полностью прогретом двигателе.

Итак, что может свидетельствовать о возможных неполадках в системе охлаждения авто:

  1. Горячий, обжигающий воздух из отопителя салона или наоборот, очень холодный.
  2. Периодические перебои в работе мотора, его надсадная работа или падение мощности.
  3. Частые самопроизвольные остановки двигателя на холостом ходу.
  4. Выплескивание охлаждающей жидкости из бачка через клапан с образованием пара.

Если заметили какие-либо из этих признаков, обратитесь к специалистам и проведите диагностику системы охлаждения. Перегрев мотора — опасное явление и может быть чревато капремонтом двигателя.

Записаться онлайн

  1. Разгерметизация системы охлаждения. Различают внешние и внутренние утечки. Внешние сопровождаются выходом рабочей жидкости наружу. Например, подтекания часто наблюдаются в стыках патрубков, через вал помпы или пробитые соты радиатора. Подобные поломки диагностируются по падению уровня ОЖ в расширительном бачке, а также визуально, при осмотре системы охлаждения.

Часто причиной пробоя радиатора становится переохлаждение антифриза зимой. Если подобрана недостаточно стойкая к заморозкам ОЖ, то при достижении критических температур антифриз замерзает, расширяется и рвет соты.

Внутренние утечки наблюдаются при появлении трещин в блоке цилиндров или ГБЦ, когда ОЖ попадает в цилиндры или смешивается с маслом.

  1. Отказ термостата. Некачественный или поврежденный термостат не откроется при достижении рабочей температуры и не запустит антифриз по большому кругу через радиатор. Это вызовет перегрев мотора.
  2. Выход из строя водяной помпы. Нередко обламывается крыльчатка или срезаются шлицы, удерживающие ее на валу. Визуально шкив вращается, но крыльчатка внутри водяного насоса стоит на месте, следовательно, жидкость не циркулирует. Реже заклинивает подшипники помпы.
  3. Заклинивание парового клапана в заливной пробке расширительного бачка. Система охлаждения работает под определенным давлением. И если это давление ниже или выше нормы, то жидкость не будет нормально циркулировать по системе, и нарушится теплообмен.
  4. Пробой прокладки ГБЦ. Частое явление, особенно на «горячих» моторах. При этой поломке контур системы охлаждения соединяется с системой смазки или с цилиндром, из-за чего происходит проникновение отработавших газов или масла в охлаждающую жидкость.
  5. Отказ вентилятора охлаждения. В зимний период эта проблема может никак себя не проявить. А летом, в особенности при езде по городу, некорректно работающий или полностью отказавший вентилятор — это одна из самых частых причин перегрева двигателя.

Мы перечислили только самые основные неисправности системы охлаждения двигателя, но все они могут привести к серьезному и дорогостоящему ремонту мотора, поэтому ездить с проблемной системой охлаждения не рекомендуется.

«Авто-Мастер» (ворота № 5) проведет диагностику системы охлаждения вашего автомобиля и устранит обнаруженные неисправности с последующей гарантией. Записаться в наш сервис вы можете по телефону 7 (905) 378-74-22 или с помощью формы ниже.

Записаться онлайн

  • Засорение радиатора. Именно этот элемент предназначается для принудительного отвода тепловой энергии из двигателя. Если он засоряется снаружи (большое количество пыли и грязи попадает на его слоты) либо внутри (сердцевина забивается значительным количеством ржавчины и осадком с жидкости), то эффективность работы узла резко снижается. Соответственно, радиатор, как и всю систему охлаждения, необходимо периодически чистить как снаружи, так и изнутри с использованием специальных очистителей либо подручных средств.
  • Неисправная помпа. По этой причине в системе охлаждения появляется либо течь из-под подшипника насоса охлаждения, либо нарушается циркулирование жидкости по рубашке охлаждения. Причин выхода насоса из строя несколько. Среди них банальный износ его лопастей либо внутренних частей, ослабление привода, нарушение герметичности. Зачастую на металлических крыльчатках можно наблюдать коррозию, а пластмассовую банально срывает и она проворачивается.
  • Некорректная работа термостата. Основная задача этого узла состоит в том, чтобы блокировать поток антифриза или тосола в радиатор до тех пор, пока двигатель достаточно не прогрелся. На большинстве автомобилей он открывается только тогда, когда температура охлаждающей жидкости достигнет 87… 95°С. Соответственно, при его выходе из строя двигатель будет очень долго нагреваться, особенно в холодную погоду. Если термостат заклинил и не открывается вовсе, то температура в системе будет выше нормы вплоть до кипения. Когда открыт постоянно, то температура ниже нормы.

Еще одной неисправностью можно считать использование антифриза с неподходящими параметрами, например, обычной воды. Как известно, на морозе она кристаллизуется, что обычно приводит к механическим поломкам элементов системы охлаждения. Поэтому выбирать антифриз нужно в соответствии с требованиями автопроизводителя.

Типичные неисправности системы охлаждения двигателя, при которых уходит антифриз.

Течи в системе.

Антифриз, как правило, уходит очень быстро.

Течи в системе.

Так же текут радиаторы, как правило, это лечится только их заменой, хотя при определенном везении может помочь герметик для радиатора.

Устройство системы охлаждения.

В современных автомобилях используется система охлаждения с принудительной циркуляцией с одним или двумя кругами циркуляции антифриза. Устройство системы охлаждения вы видите на картинке ниже.

Основные компоненты системы охлаждения: радиатор, помпа (насос), рубашка охлаждения, радиатор отопителя, расширительный бачок.

В современных автомобилях используется система охлаждения с принудительной циркуляцией с одним или двумя кругами циркуляции антифриза.Устройство системы охлаждения вы видите на картинке ниже.

Основные компоненты системы охлаждения: радиатор, помпа (насос), рубашка охлаждения, радиатор отопителя, расширительный бачок.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
AutoJiza
Adblock
detector