Прокладки в двигателе автомобиля для чего нужны и какие бывают

Содержание
  1. Автомобильные прокладки
  2. Прокладка головки блока цилиндров
  3. Что такое прокладки в автомобиле и для чего они нужны?
  4. Прокладки клапанной крышки
  5. Как заменить прокладки двигателя?
  6. Поддон
  7. Клапанная крышка
  8. Заключение
  9. Прокладки в системе охлажденияОт корректной работы системы охлаждения зависит рабочая температура внутри блока цилиндров, и, как следствие, ресурс двигателя. Для охлаждения двигателя используют вентилятор, обеспечивающий циркуляцию воздуха, радиатор и охлаждающую жидкость, которая подается по каналам с помощью насоса. Для того чтобы на месте стыков в системе охлаждения не произошла разгерметизация, также используются прокладки.Материалом для прокладок теплообменника служит синтетический каучук, который хорошо выдерживает воздействие жидкостей и масел. Диапазон температур, который выдерживает синтетический каучук: от -45 до 110 градусов. Такими прокладками оснащают крышку водяного насоса,  крышку термостата и другие прилегающие детали.Другие типы прокладок в конструкции двигателяБлагодаря большому количеству подвижных частей, прежде всего, приводных валов, в двигателе применяется большое количество различных прокладок, препятствующих просачиванию моторного масла наружу. Особо в этой категории следует выделить сальники — прокладки особого типа, применяющиеся для герметизации торцевых посадочных мест валов (коленчатого, распредвала и так далее). Детали, которые мы называем сальниками, на самом деле на техническом языке принято называть манжетами — это круглая прокладка П-образного профиля, усиленная кольцевой пружиной. Основной параметр сальника — внешний и внутренний диаметр. Внешний диаметр соответствует посадочному месту в блоке, внутренний — диаметру торцевой части вала. Делают сальники из прочного искусственного каучука, а профилированная форма (в разрезе) придает изделию жесткость.В комплекте с прокладкой клапанной крышки для многих двигателей идет дополнительная прокладка, состоящая из нескольких колец, защищающих от масла свечные колодцыДля герметизации различных стыков в узлах двигателя применяются десятки каучуковых и паронитовых прокладок различной формы. Их количество так велико, что зачастую прокладки продаются наборами и ремкомплектами, например, «ремкомплект карбюратора» и тп. Искусственный каучук, из которого они делаются, устойчив не только к воздействию моторного масла, но и бензина. Прокладки не унифицированы по размеру и форме даже в рамках линейки двигателей отдельного производителя, поэтому приобретать их можно, только если известен точный номер детали, полученный при помощи оригинального каталога и VIN автомобиля.

Автомобильные прокладки

Ни для кого не является секретом, что современный автомобильный двигатель – это очень сложный, состоящий из большого числа комплектующих элементов, механизм. Пока двигатель функционирует, в нем постоянно циркулируют находящиеся под большим давлением различные технические жидкости. Для обеспечения его долговечной и безопасной работы используются такие детали, как автомобильные прокладки.

Прокладки являются очень важной деталью в устройстве автомобиля. Они выполняют следующие основные функции:

  • предотвращение протекания – герметичное удержание технических охлаждающих и смазывающих жидкостей;
  • сопротивление давлению – выполнение функций уплотнителя в тех местах, где детали прилегают друг к другу;
  • уплотнение – сглаживание зазоров между подвижными и неподвижными элементами двигателя.

Форма и материал, из которого сделана прокладка, зависят от физических свойств той среды, с которой она будет соприкасаться. Часть прокладок служит для удержания в отведенных им местах технических жидкостей — моторного масла и охлаждающей жидкости. Другие служат для уплотнения мест прилегания деталей и противодействия внутреннему давлению в сочетании с высокой температурой — например, блока и головки блока цилиндров, образующих камеру сгорания.

Дополнительное преимущество прокладок в том, что их применение позволяет не добиваться идеальной обработки прилегающих поверхностей. Мягкая прокладка примет форму детали, сгладив шероховатости

Третьи, их принято называть сальниками, уплотняют места соприкосновения подвижных деталей с неподвижными. Конкретная форма прокладок зависит от конфигурации прилегающих плоскостей. У каждого производителя встречаются детали уникальные формы, поэтому прокладки не унифицированы между собой, и при замене необходимо приобретать прокладки, рекомендованные фирмой-изготовителем.

Как известно, весь автомобиль в целом и сам автомобильный двигатель является совокупностью множества металлических, пластиковых, резиновых и других деталей. Что касается ДВС, помимо элементов из металла и различных сплавов, в устройстве силовой установки активно используются различные уплотнительные элементы и прокладки.

При этом далеко не все автовладельцы до конца понимают, для чего нужны прокладки в двигателе, а также какие автомобильные прокладки бывают и как меняются подобные элементы. В этой статье мы намерены рассмотреть эти вопросы более подробно.

Как и в любом другом случае, главной задачей прокладки является обеспечение герметичности того или иного узла, устройства или механизма. Двигатель внутреннего сгорания не является исключением.

Внутри этого сложного механизма во время работы постоянно циркулируют технические жидкости. Более того, указанные жидкости находятся под определенным давлением. Для того чтобы указанное давление сохранялось на нужном уровне, а также не происходило утечек жидкостей из корпуса, необходима герметичность.

Такую герметичность и обеспечивают прокладки, которые отличаются по форме, а также изготавливаются из разных материалов с учетом тех или иных особенностей (нахождение в  определенном участке ДВС, нагрузки на прокладку и степень давления, взаимодействие с конкретной технической жидкостью, температурные режимы и т.п.).

Как видно, прокладки позволяют не допустить различных утечек рабочих жидкостей и смазок из механизмов, а также предотвратить попадание пыли, влаги и грязи снаружи. Использование прокладок позволяет добиться идеального и плотного прилегания двух поверхностей, нивелируя определенные погрешности их обработки.

Прокладка  способна повторять форму деталей, при этом благодаря мягкости и эластичности удается сгладить неровности, шероховатости и другие мелкие дефекты. Получается, решение уплотняет корпус, герметизирует внутренние узлы мотора, предотвращает протечки  технических жидкостей.

Читать далее:  Какой автосервис выбрать для обслуживания авто

Как уже было сказано, форма прокладки, а также материал изготовления,  напрямую зависят  от того, в какой среде данному элементу придется находиться и какую функцию он будет выполнять.

  • Одни прокладки нужны для того, чтобы удерживать технические жидкости внутри корпуса (например, моторное масло, жидкость системы охлаждения).
  • Другие необходимы для максимального уплотнения участков, где соприкасаются детали. Такие прокладки дополнительно испытывают серьезные нагрузки от внутреннего давления, находятся в условиях высоких температур.

Наглядно данный тип прокладок представляет прокладка головки блока цилиндров, которая условно даже является некоторой частью камеры сгорания, в ней также выполнены каналы для движения охлаждающей жидкости и смазки.

  • Еще одним типом прокладок, который более известен среди водителей и механиков под названием сальник, являются уплотнители, которые установлены в местах контакта подвижных деталей с неподвижными элементами.

По форме изготовления прокладки предназначены для разных плоскостей, которые прилегают друг к другу. При этом важно учитывать, что для различных типов ДВС производители используют всевозможные уникальные детали.

Это значит, что прокладки не взаимозаменяемы на разных моторах,  то есть приобретать для их ремонта нужно только такие элементы, которые подходят для конкретной модели того или иного силового агрегата. Давайте остановимся на разных типах автомобильных прокладок для двигателя более подробно.

Прокладка головки блока цилиндров

Прокладка ГБЦ устанавливается в месте соединения блока цилиндров и его головки. В области размещения прокладки находятся каналы водного охлаждения двигателя и системы смазки, кроме того внутрь цилиндра поступает топливо-воздушная смесь, которая при сгорании вырабатывает большое количество энергии. Среда очень неблагоприятная, поскольку происходят постоянные скачки температуры и давления. Соответственно, чтобы выдерживать такие серьезные нагрузки, прокладки ГБЦ изготавливают из прочных, стойких к высоким температурам материалов.

Детали, которые мы называем сальниками, на самом деле ими не являются. Сальник — устаревшая конструкция из металлической обоймы и набивки (пропитанной маслом пеньковой веревки)

Материалы, из которых изготавливают прокладки ГБЦ, можно поделить на две группы: металлические и неметаллические.

Неметаллические прокладки

Неметаллические прокладки, в свою очередь, делятся на асбестовые и безасбестовые. Первые делаются из листового асбеста. Как правило, центральные отверстия для цилиндров таких прокладок укрепляют стальными кольцами, надетыми на кромку вырезов. Такими же кольцами снабжены отверстия для крепежа, проходящего сквозь прокладку. Существует разновидность прокладок из резиновой смеси, которую прессуют с добавлением асбестового волокна и порошка графита.

Прокладки в двигателе автомобиля для чего нужны и какие бывают

Существует безасбестовая разновидность материала; сформированные из него прокладки дороже в производстве, но отличаются повышенной износостойкостью. Его изготавливают из синтетического волокна и каучука, которые прессуют при высокой температуре.

Металлические прокладки

Металлические прокладки ГБЦ — наиболее распространенный тип. Чаще всего прокладки изготавливают из многослойной тонкой листовой стали или листовой меди. Места, соприкасающиеся с плоскостями деталей, нередко покрывают похожим на резину составом для обеспечения надежного уплотнения. Такие прокладки, в отличие от неметаллических, обладают большей износостойкостью и служат дольше.

Прокладки из меди встречаются реже из-за высокой стоимости материала. Следует помнить о том, что прокладка ГБЦ — изделие одноразового использования, даже если вы не видите на ней признаков повреждений. При затяжке она принимает форму соприкасающихся с ней поверхностей, и поставить ее на сто процентов в то же положение невозможно. По этой причине, каждый раз, снимая ГБЦ, необходимо приобрести новую прокладку.

Основная причина преждевременного выхода из строя прокладки ГБЦ — перегрев двигателя. При замене прокладки необходимо правильно затянуть крепежные болты или шпильки с соблюдением момента затяжки. Делать это необходимо при помощи надежного и качественного динамометрического ключа и строго в порядке, описанном в руководстве по ремонту данного двигателя.

Что такое прокладки в автомобиле и для чего они нужны?

Прокладки в двигателе автомобиля для чего нужны и какие бывают

На сегодняшний день, никого уже не удивить дорогостоящим и хорошим автомобилем. Как говорится, к хорошему очень быстро привыкаешь. Но даже самый мощный и, казалось бы, совершенный автомобиль в любой момент может дать сбой из-за малейшей поломки одной из деталей его механизма, например, при износе небольшой прокладки. Итак, зачем они нужны, какие разновидности прокладок бывают и как заменить эту вспомогательную деталь правильно?

Прокладки клапанной крышки

Для изготовления прокладок клапанной крышки используется резина (в прошлом встречались прокладки из пробки). Прокладка крышки герметизирует место стыка крышки клапанов и соответствующего ей паза в верхней кромке ГБЦ. Служит для защиты от протечек моторного масла, смазывающего расположенный в головке блока механизм ГРМ.

Впускной и выпускной коллекторы уплотняют прокладками на месте стыка с блоком цилиндров. Уплотнить стык впускного коллектора проще, так как в нем необходимо соблюдать только постоянство давления. Температура в коллекторе не повышается, поэтому чаще всего для уплотнения используют прокладки из прессованного картона.

Читать далее:  Давление в системе охлаждения двигателя

Прокладка выпускного коллектора препятствует прорыву раскаленных отработавших газов в подкапотное пространство. Выпускной коллектор, находится в зоне повышенных температур, поэтому прокладка должна быть из материала, который выдерживает температурные перепады и высокое давление. Часто применяют металлические прокладки и прокладки из безасбестового паронита.

Как заменить прокладки двигателя?

Основная цель практически любой прокладки – это герметизация стыков деталей. Потому замена прокладки двигателя подразумевает исключение протечек. Относительно двигателей большинства автомобилей условно можно выделить три основных вида прокладок:

  • Прокладка головки блока цилиндров;
  • Прокладка поддона;
  • Прокладка клапанной крышки.

Есть конечно многие другие (например – прокладка масляного насоса, помпы и прочее), но они, как правило, заменяются вместе с деталью и служат довольно долго (деталь обычно первая выходит из строя). Потому замена других прокладок требуется значительно реже.

Поддон

Когда в двигатель необходимо периодически доливать масло, а на месте стоянки автомобиля образуются масляные пятна под моторным отсеком на асфальте, первой вызывает подозрение прокладка поддона двигателя. Но прежде чем производить замену прокладки поддона двигателя необходимо убедиться в том, что течь именно из-под неё. Ведь в этом могут быть виноваты сальники коленвала, сливная пробка, или даже датчик давления масла.

Если же причина точно установлена, то замена прокладки поддона двигателя производится следующим образом:

  • В первую очередь обеспечивается доступ к нижней части подкапотного пространства (подъёмник или подъём машины с помощью домкрата и специальных подставок – «пирамидок»);
  • Далее демонтируются защита двигателя (если есть) и пыльники, которые мешают полному доступу к поддону;
  • Сливается масло;
  • Откручиваются винты крепления поддона, и поддон снимается, если он не поддаётся – с помощью монтажки или широкой отвёртки необходимо его поддеть, стараясь не помять;
  • Далее отделяется старая прокладка, очищается поверхности, при необходимости выправляются неровности поддона;
  • Затем необходимо зафиксировать новую прокладку, продев тонкие проволочки (лучше медные, можно взять из любого провода) через отверстия;
  • Поддон устанавливается на место, и «наживляются» все болты его крепления, затем проволочки удаляются (если были использованы);
  • Весь крепёж аккуратно затягивается, здесь главное не переусердствовать – прокладка не должна выдавливаться, но и недотягивать нельзя;
  • Устанавливаются на место все пыльники и защита (если была);
  • Заливается масло в двигатель.

Теперь замена прокладки двигателя ВАЗ 2110 (использован в примере, но на других автомобилях производится аналогично) завершена. Но желательно через небольшой промежуток времени произвести подтяжку поддона – когда прокладка «усядется», чтобы исключить протечки. Время, через которое необходимо поддон подтянуть зависит от качества прокладки – в некоторых случаях это необходимо уже на следующий день, а если прокладка качественная – то вовсе не требуется.

Клапанная крышка

Замена прокладки клапанной крышки двигателя – это, пожалуй, самая простая операция, которая по силам даже совсем не умудрённым опытом новичкам.

В первую очередь убираем всё, что может помешать – если двигатель 16 клапанный, то снимаем индивидуальные катушки зажигания или высоковольтные провода. Также снимаем дополнительные элементы, закреплённые на клапанной крышке – обычно это держатель тросика газа (в 8 клапанных переднеприводных моделях ВАЗ).

Затем откручиваем крепёж – в 8 клапанных всего две гайки, в 16 клапанных множество болтов по периметру.

Вынимаем старую прокладку и устанавливаем новую. Прокладка лежит в специальном пазу, поэтому проблем с её фиксацией не предвидится. Устанавливаем крышку на место и собираем в обратной последовательности.

Примечание. При замене прокладки клапанной крышки на 8 клапанном двигателе (например — ВАЗ 2109) рекомендуется заменить уплотнительные резинки и шайбы в месте крепежа.

Замена прокладки головки блока цилиндров – процедура ответственная и не простая. Если нет уверенности в собственных силах и знаниях – лучше доверить работу профессионалам. Для работ желателен динамометрический ключ, для контроля усилия затяжки.

Замена прокладки головки двигателя производится следующим образом (на примере замены проклдаки двигателя ВАЗ 2109):

  • Отсоединяем клеммы АКБ (начиная с минусовой);
  • Сливаем охлаждающую жидкость, как с радиатора, так и с блока двигателя (там отдельная пробка);
  • Отсоединяем провода топливной системы и датчиков;
  • Отсоединяем приёмную трубу (в новых моделях катализатор) от коллектора;
  • Отсоединяем топливопроводы;
  • Отсоединяем воздухопровод (для инжекторных автомобилей желательно демонтировать воздушный фильтр вместе с корпусом);
  • Отсоединяем патрубки системы охлаждения от термостата и патрубки системы отопления (печки), итого 4 патрубка;
  • Снимаем ремень ГРМ и его кожух (ремень можно оставить на нижнем шкиве);
  • Снимаем клапанную крышку (описано в замене прокладки клапанной крышке двигателя);
  • Выкручиваем болты крепления головки блока, обычно это болты, для откручивания которых требуется шестигранник «на 10», но может использоваться и TORX. Простой шестигранник для этой цели не подойдёт – им пользоваться в данном случае не удобно. Необходим короткий и прямой, из инструментальной стали (т.к. большое усилие). На него одевается головка с длинным воротком. Либо используется специальная насадка на вороток;
  • Аккуратно вынимаем головку (необходимо не повредить закреплённую на ней топливную аппаратуру и сопутствующие детали);
  • Снимаем старую прокладку (если опыта недостаточно – то стоит отметить, как она расположена, чтобы затем правильно расположить новую) и очищаем контактирующие поверхности от остатков старой прокладки и загрязнений;
  • Укладываем новую прокладку (выступающие втулки должны точно совпасть с прокладкой и зафиксировать её);
  • Аккуратно устанавливаем головку на место;
  • Наживляем болты крепления (лучше их заменить новыми, т.к. старые уже вытянуты) и затягиваем их с небольшим усилием;
  • С помощью динамометрического ключа производим затяжку в четыре приёма, по специальной схеме – сперва средний болт снизу, затем средний сверху, потом нижний справа, после верхний слева и т.д. Первоначальное усилие затяжки – 20 Нм, второй проход – 80 Нм, третий и чествёртый проход – доворачиваем болты на 90 градусов;
  • Производим сборку в обратном порядке. Ремень ГРМ одеваем выставив метки на двигателе и распредвале (распредвалах).
Читать далее:  Фаркоп ТСУ что это такое в автомобиле для чего нужен и виды а также нужно ли регистрировать сертификат и какой штраф

В случае использования новых болтов, через некоторое время после замены прокладки, протяжка не требуется.

Заключение

Итак, мы рассмотрели — как производится замена прокладки двигателя (как клапанной крышки и поддона, так и более сложную операцию – замена прокладки головки двигателя). При наличии желания, аккуратности и базовых знаний все эти процедуры под силу выполнить самостоятельно, иногда неплохо сэкономив на оплате услуг автосервиса.

Прокладки в системе охлажденияОт корректной работы системы охлаждения зависит рабочая температура внутри блока цилиндров, и, как следствие, ресурс двигателя. Для охлаждения двигателя используют вентилятор, обеспечивающий циркуляцию воздуха, радиатор и охлаждающую жидкость, которая подается по каналам с помощью насоса. Для того чтобы на месте стыков в системе охлаждения не произошла разгерметизация, также используются прокладки.Материалом для прокладок теплообменника служит синтетический каучук, который хорошо выдерживает воздействие жидкостей и масел. Диапазон температур, который выдерживает синтетический каучук: от -45 до 110 градусов. Такими прокладками оснащают крышку водяного насоса,  крышку термостата и другие прилегающие детали.Другие типы прокладок в конструкции двигателяБлагодаря большому количеству подвижных частей, прежде всего, приводных валов, в двигателе применяется большое количество различных прокладок, препятствующих просачиванию моторного масла наружу. Особо в этой категории следует выделить сальники — прокладки особого типа, применяющиеся для герметизации торцевых посадочных мест валов (коленчатого, распредвала и так далее). Детали, которые мы называем сальниками, на самом деле на техническом языке принято называть манжетами — это круглая прокладка П-образного профиля, усиленная кольцевой пружиной. Основной параметр сальника — внешний и внутренний диаметр. Внешний диаметр соответствует посадочному месту в блоке, внутренний — диаметру торцевой части вала. Делают сальники из прочного искусственного каучука, а профилированная форма (в разрезе) придает изделию жесткость.В комплекте с прокладкой клапанной крышки для многих двигателей идет дополнительная прокладка, состоящая из нескольких колец, защищающих от масла свечные колодцыДля герметизации различных стыков в узлах двигателя применяются десятки каучуковых и паронитовых прокладок различной формы. Их количество так велико, что зачастую прокладки продаются наборами и ремкомплектами, например, «ремкомплект карбюратора» и тп. Искусственный каучук, из которого они делаются, устойчив не только к воздействию моторного масла, но и бензина. Прокладки не унифицированы по размеру и форме даже в рамках линейки двигателей отдельного производителя, поэтому приобретать их можно, только если известен точный номер детали, полученный при помощи оригинального каталога и VIN автомобиля.

Благодаря большому количеству подвижных частей, прежде всего, приводных валов, в двигателе применяется большое количество различных прокладок, препятствующих просачиванию моторного масла наружу. Особо в этой категории следует выделить сальники — прокладки особого типа, применяющиеся для герметизации торцевых посадочных мест валов (коленчатого, распредвала и так далее).

Детали, которые мы называем сальниками, на самом деле на техническом языке принято называть манжетами — это круглая прокладка П-образного профиля, усиленная кольцевой пружиной. Основной параметр сальника — внешний и внутренний диаметр. Внешний диаметр соответствует посадочному месту в блоке, внутренний — диаметру торцевой части вала. Делают сальники из прочного искусственного каучука, а профилированная форма (в разрезе) придает изделию жесткость.

В комплекте с прокладкой клапанной крышки для многих двигателей идет дополнительная прокладка, состоящая из нескольких колец, защищающих от масла свечные колодцы

Для герметизации различных стыков в узлах двигателя применяются десятки каучуковых и паронитовых прокладок различной формы. Их количество так велико, что зачастую прокладки продаются наборами и ремкомплектами, например, «ремкомплект карбюратора» и тп. Искусственный каучук, из которого они делаются, устойчив не только к воздействию моторного масла, но и бензина.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
AutoJiza
Adblock
detector