Профилактическая очистка сажевого фильтра дизельного двигателя или промывка DPF устройства на СТО

Какие функции выполняет сажевый фильтр в автомобиле?

Дизельное топливо сгорает при более низких температурах, а для его создания используются нефтепродукты несколько иного качества, чем для бензинового. Следствием этого становится образование сажи — небольших по размеру частиц, которые однако не только наносят существенный вред атмосфере, но и способны полностью вывести из строя двигатель вашего авто.

Сажевый фильтр обычно располагается перед глушителем и предназначен для улавливания этих частиц из отработанных газов. Производители заявляют, что данный элемент не требует ни замены, ни очистки в течение всего срока эксплуатации, так как предусмотрен механизм регенерации, однако на практике данное утверждение не соответствует действительности, особенно в реалиях нашей страны.

Почему забивается сажевый фильтр и можно ли этого избежать?

Для того чтобы началась очистка фильтра, система автоматически увеличивает интенсивность впрыска топлива, чтобы при его более интенсивном сгорании обеспечить данную процедуру.

Однако для того, чтобы мероприятие было эффективным, автомобиль в этот момент должен двигаться на повышенных оборотах в течение довольно длительного времени.

Нетрудно догадаться, что в городских условиях с их избытком светофоров и неизбежными пробками, данное условие часто неосуществимо в принципе, поэтому команда об очистке фильтра ЭБУ не подается.

Профилактическая очистка сажевого фильтра дизельного двигателя или промывка DPF устройства на СТО

Элемент продолжает загрязняться, постепенно приходя в критическое состояние (специалисты говорят о нём, когда уровень загрязнённости достигает 90%). По мере его достижения расход топлива постоянно увеличивается, а мощность, напротив, неуклонно падает.

Причиной ускоренного загрязнения сажевого фильтра на самом деле является не сама сажа в чистом виде.

Являясь по сути порошком, она оседает на стенках фильтра, но не наносит ему вреда. Ситуация меняется при смешении сажи с частицами углеводорода.

Происходит это, если данный элемент не полностью прогорает в камере сгорания. Наличие в составе данных элементов активизирует процесс образования отложения смолистого характера, которые интенсивно оседают на стенках фильтра, выводя его из строя.

Похожим эффектом обладают сульфату металлов, которые попадают в камеру сгорания из-за активного использования различных присадок для масел. Особенно «страдают» этим универсальные масла, подходящие как для дизельного, так и для бензиновых двигателей.

Чистка сажевого фильтра не такая необычная процедура на СТО, как может казаться автовладельцам.

Существует несколько причин, по которым эти элементы достаточно быстро выходят из строя. В их числе можно назвать:

  1. Неудовлетворительное качество топлива, в частности большое количество примесей и присадок. Всё это изменяет химический состав получающейся при сгорании сажи и приводит к тому, что её очень непросто удалить из узла.
  2. Низкое качество машинного масла также оказывает негативное влияние. Образующийся на стенках фильтра нагар имеет смолистый характер и не удаляется стандартными способами очистки без промывания элемента.
  3. Микроповреждения самого фильтра, которые становятся следствием, например, сильного удара днищем автомобиля об какую-либо неровность.
  4. Недостаточно своевременная диагностика и очистка фильтра.
  5. Отсутствие условий для эффективной самоочистки элемента. В частности, эксплуатация автомобиля исключительно в городских условиях. Для того чтобы включался режим прогорания необходимо, чтобы машина около 40 километров прошла по трассе на повышенных оборотах.

Принцип работы

Сажевые фильтры можно найти исключительно на машинах с дизельным двигателем. Главная задача этого элемента — забор сажи из выхлопа с последующим ее дожигом. Это минимизирует ущерб экологии от дизельных силовых агрегатов.

Режим дожига фильтра включается специальным блоком. Он контролирует степень заполнения фильтрующего элемента. Прожигание происходит только при определенных условиях. Для каждой марки автомобиля они свои. Как правило, машина в момент дожига должна находиться в движении, а двигатель работать на высоких оборотах.

Читать далее:  Как самому заменить воздушный фильтр двигателя

Использование противосажевого фильтра дает владельцам машин с дизельными силовыми установками следующие преимущества:

  • Низкие показатели загрязнения воздуха. Без фильтрующего устройства в окружающую среду выбрасывалось бы значительно больше сажи.
  • Возможность эксплуатировать автомобили с дизельными агрегатами в странах с очень жестким экологическим законодательством.

У такой системы очистки выхлопа немало недостатков. Главный из них — необходимость регулярной очистки фильтрующего элемента. Кроме того, владельцы дизельных машин нередко сталкиваются со следующими проблемами:

  • Использование фильтрующего сажу элемента может привести к неустойчивой работе двигателя.
  • Многие водители отмечают, что по мере забивания фильтра сажей повышается расход топлива.
  • Забитый фильтр может привести к поломке силового агрегата.

Очистка сажевого фильтра дизельного двигателя: периодичность и способы

К сожалению, какие бы варианты очистки не применялись, они не беспредельны. Замена сажевого фильтра производится после его эксплуатации при пробеге не более 180 тысяч километров. А так как изделие достаточно дорогое, поэтому стоит предпринять некоторые меры, позволяющие отдалить эту процедуру.

На преждевременный износ в значительной степени влияют условия движения, манера езды, а самое главное – качество топлива. Если все эти условия являются тяжелыми для автомобиля, то замена может потребоваться гораздо раньше.

Вопросы очистки, а также регенерация, должны быть под постоянным контролем водителя. Они оказывают на техническое состояние машины непосредственное влияние и обеспечивают возможность ее нормальной эксплуатации.

Когда загрязнен сажевый фильтр на дизеле, промывка должна быть своевременной. Если таковая работа не происходит вовремя, это обычно приводит к возникновению целого ряда проблем. А именно:

  • мощность двигателя падает при сохранении прочих рабочих характеристик;
  • растёт расход топлива;
  • недостаточно интенсивное охлаждение мотора, в частности мотор может довольно часто перегреваться в летнее время;
  • ресурс двигателя падает, поэтому он может гораздо быстрее выйти из строя (в случае проблем с фильтром отказ, как правило, происходит внезапно и выражается в том, что мотор просто не удается запустить).

Сегодня также встречается вариант фасовки промывочных жидкостей в аэрозольные баллончики, что исключает необходимость использования распылительного пистолета. Дополнительно может быть исключена необходимость распыла смывки-ополаскивателя, что зависит от конкретного производителя жидкости и состава предлагаемого очистителя.

Пользоваться такими решениями предельно просто, что можно оценить на примере использования промывки сажевого фильтра без снятия фильтрующего элемента от компании Pro-Tec. Продукт DPF Catalyst Cleaner представляет собой баллончик пенного очистителя сажевых фильтров на 400 мл, который также имеет в комплекте гибкий зонд.

  • Перед началом использования баллончик необходимо встряхивать не менее одной минуты;
  • Далее снимается датчик давления, обеспечивая доступ через отверстие;
  • Затем дизель немного прогревают и после глушат мотор;
  • Следующим шагом становится ввод зонда и распыл средства для очистки;
  • Распылять очиститель нужно не сразу, а за несколько подходов (5 секунд распыл, 5 секунд пауза);
  • Процедура продолжается до видимого появления пены в отверстии датчика;
  • После распылительный зонд необходимо вынуть, установив на место снятый датчик;

Перед первым запуском дизельного мотора после чистки производитель рекомендует также залить присадку в дизтопливо под названием Super Clean. Состав заливается прямо в топливный бак автомобиля в соответствии с указанной на упаковке дозировкой. Как видно, дополнительной промывки самого фильтра после очистки не требуется.

Существует несколько вариантов, позволяющих поддерживать этот узел в оптимальном состоянии. В их числе можно назвать как профилактические меры, так и полную замену элемента. Какие именно меры предпринять, чтобы исправить ситуацию с забитым фильтром, специалисты автосервисов обычно решают на основе компьютерной диагностики состояния узла. Она позволяет получить наиболее полную картину его работоспособности.

Читать далее:  Самоходные краны манипуляторы

В зависимости от того, насколько изношен и забит элемент, могут выполняться следующие действия:

  1. Используются присадки и аэрозольные растворы в баллонах для очистки элемента. Стоит отметить, что данная мера эффективна только на начальном этапе и не помогает при сильно забитом фильтре.
  2. Промывка сажевого фильтра дизельного двигателя с помощью специальных составов является наиболее эффективным средством восстановления его работоспособности и позволяет справиться практически с любой стадией загрязнения.
  3. В случае если фильтр сильно изношен, выполняют его замену.

Технологии очистки сажевого фильтра

Срок службы сажевого фильтра напрямую зависит от общего количества самоочисток, которые инициировал ЭБУ. Чем чаще деталь самоочищается, тем большее количество платины-катализатора выгорает под воздействием повышенной температуры.Главным плюсом постоянного обслуживания выхлопной системы дизеля является экономический аспект, а также возможность эксплуатации мотора со стабильно оптимальными показателями.

Если дизельный ДВС находится в условиях, которые приводят к повышенному нагарообразованию, тогда профилактическая чистка сажевого фильтра намного выгоднее езды без его обслуживания вплоть до самой замены. Это четко выражается в финансовом плане. Исправный дизельный двигатель с очищенным фильтром всегда отдает полную мощность, умеренно расходует топливо, легко запускается, не вредит окружающей среде, надежность и общий ресурс ДВС повышаются.

Желательно дополнительно чистить элемент на каждом плановом ТО, после устранения неполадок с топливной аппаратурой или ремонта самого двигателя. Одним словом, чистка требуется как для профилактики, так и после ликвидации причин продолжительных сбоев в работе дизеля, которые приводят к образованию нагара на фильтрующей сажу сетке.

Дополнительно можно продлить «жизнь» детали путем использования специальных присадок в дизельное топливо. Такие присадки позволяют улучшить ряд параметров в процессе эксплуатации дизеля. Отдельная группа добавок направлена на то, чтобы процесс нагарообразования стал менее интенсивным, а также нацелена на уменьшение общего количества и понижение температуры в процессе автоматической самоочистки очищающего элемента.

Присадка в дизель помогает солярке полноценно сгорать в цилиндрах, что снижает количество сажи в выхлопных газах двигателя. При самоочистке нет необходимости долго калить катализатор дизеля, выгорание катализатора в этом случае становится менее интенсивным. Если мотор исправен, заливается солярка хорошего качества, а также регулярно используется присадка один раз в 2-3 тыс. км пробега, тогда дополнительная очистка фильтра может и вовсе не потребоваться.

В зависимости о того, каким именно способом будет проводиться промывка, используют один из двух типов жидкости:

  1. Изготовленную на основе нефтепродуктов. В этом случае она обладает максимальной эффективностью, однако очевидным недостатком состава является повышенный риск возгорания. Именно поэтому применять данное средство можно только в том случае, если фильтр снимается с автомобиля.
  2. Слабый щелочной раствор, который используют для промывки фильтра без демонтажа, когда высокая пожароопасность не позволяет применить состав первого типа. По своему действию он существенно слабее, однако позволяет сэкономить время на очистку. Стоит отметить, что щелочь, содержащаяся в растворе, оказывает крайне негативное влияние на покрытие стенок фильтра, разъедая их с внутренней стороны. Для нейтрализации данного эффекта применяют специальные ополаскиватели, которые обязательны к использованию после очистки.

Количество жидкости в этих двух случаях потребуется разное. В первом случае для полного погружения фильтра нужно не менее 4-5 литров средства. Во второй ситуации, когда производится только аэрозольное опрыскивание стенок фильтра, уходит не более одного литра жидкости, однако необходим ополаскиватель, а он также недешев.Внимание!

Использовать для очистки от сажи какое-либо другое средство кроме указанных производителями крайне небезопасно, так как внутреннюю поверхность фильтра легко повредить. В этом случае он просто перестанет выполнять свою функцию и такая попытка сэкономить обернется значительно более дорогостоящим ремонтом.

Читать далее:  Как почистить кондиционер в автомобиле самостоятельно?

Промыть данный узел можно двумя способами, в зависимости от того, насколько интенсивное воздействие требуется:

  1. Профилактическая промывка без снятия фильтра с глушителя обеспечивает неглубокую очистку и носит скорее предупреждающий характер, позволяя встроенной системе очистки удалить имеющиеся отложения.
  2. Более основательная и эффективная промывка элемента с его демонтажом. Именно этот способ является наиболее эффективным, впрочем, и времени требует немало. Естественно, что его стоимость будет выше.

К сведению! Последний вариант промывки всегда лучше доверять только профессионалам, так как в процессе очень легко повредить внутреннее покрытие.

Для его осуществления элемент полностью снимают с автомобиля, полностью погружают в специальную жидкость для очистки и оставляют там на период времени, рекомендованный производителем. Выдержать данный интервал крайне важно, так как в противном случае не удастся полностью удалить сажевые отложения со стенок. Для максимальной эффективности фильтр периодически встряхивают, а после тщательно промывают тёплой водой под давлением.

В случае промывки на корпусе авто используют специальный зонд с распылителем, который периодически вращают, распыляя жидкость внутри элемента под нужным углом.

Плановые сроки, когда должна производиться очистка сажевого фильтра дизельного двигателя назвать сложно.

Причина в том, что при нормальном состоянии двигателя и наличии соответствующих условий эксплуатации (достаточно частая езда при повышенных оборотах двигателя) она может и вовсе не потребоваться.

Профилактическая очистка сажевого фильтра дизельного двигателя или промывка DPF устройства на СТО

Однако, данную ситуацию можно смело назвать идеальной, так как в жизни она встречается крайне редко.

Чаще всего фильтр требует к себе внимания довольно часто — по крайней мере желательно оценивать его состояние при каждом плановом ТО.

Существует несколько способов очистки фильтров, которые различают в зависимости от интенсивности воздействия и, соответственно, необходимых трудозатрат.

В частности элемент можно промывать со снятием фильтра с автомобиля и без демонтажа узла с авто. Каждый из них обладает своими преимуществами и недостатками соответственно.

В частности, для промывки со снятием можно назвать следующие:

  1. Возможность максимально тщательной очистки устройства и полного восстановления его рабочих параметров.
  2. Для промывания можно использовать жидкости с максимально эффективным воздействием, так как отсутствует опасность возгорания.
  3. Работы занимают довольно много времени — с учетом демонтажа на их выполнение уходит 6-8 часов.

Причины, признаки загрязнения и последствия

Регенерация не может полностью очистить от сажистых и смолянистых отложений. В процессе эксплуатации они будут только нарастать, ограничивая тем самым ресурс. Основные признаки загрязнения:

  • увеличенный расход топлива;
  • шипящие звуки, доносящиеся из выхлопной трубы во время работы двигателя;
  • нестабильные холостые обороты;
  • срабатывание индикатора состояния СФ на приборной панели;
  • трудный запуск двигателя;
  • уменьшение мощности мотора.

Профилактическая очистка сажевого фильтра дизельного двигателя или промывка DPF устройства на СТО

К сведению! Критическим загрязнениям выхлопной системы подвержены как старые, так и новые автомобили. Срок службы СФ зависит от применяемого топлива, а также особенностей эксплуатации.

Уменьшение пропускной способности СФ влечет за собой нежелательные последствия. Помимо осложнения запуска двигателя и увеличения дымности выхлопных газов, загрязнённость может стать причиной:

  • перегрева мотора летом;
  • повышенного расхода топлива;
  • снижения мощности;
  • чрезмерного износа двигателя;
  • попадания топлива в систему смазки;
  • отказа датчиков.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
AutoJiza
Adblock
detector