Как проверить помпу на автомобиле

Как проверить помпу, не снимая с двигателя? Читай о способах

  1. Шум со стороны помпы при работе двигателя. Посторонний звук появляется вследствие износа подшипника. Насос системы охлаждения рекомендуется менять через одну либо каждую замену комплекта ГРМ. Если пренебрегать сервисными интервалами, на телах качения, внутренней и внешней обойме появляется выработка, которая и приводит к шуму, свисту. Нередко причиной ускоренного износа является антифриз, который вследствие негерметичности сальника, резиновой манжеты попадает к трущимся парам.
  1. Течь антифриза. Как и подшипник помпы, сальник и резиновый манжет имеют ограниченный ресурс. Появление люфта из-за износа подшипника значительно приблизит негерметичность сальника.
  2. Несоосность по отношению к шестерням привода ГРМ, роликам (помпа становится наперекос). Неравномерное распределение натяжки приводит к ускоренному износу не только подшипника, но и сальника. Неправильная установка либо заводской брак, при котором шкив вращается с перекосом, приводит к ускоренному износу нагруженной части ремня. Подобный дефект даже при небольших пробегах может стать причиной обрыва ремня ГРМ и встречи клапанов с поршнями.
  3. Перегрев двигателя. При обламывании лопастей крыльчатки снижается производительности помпы, вследствие чего через малый контур циркуляции проходит меньшее количество ОЖ.

Если жижа не закупорила канал для слива ОЖ в корпусе, то к неисправности водяного насоса заливка герметика не приведет. Но без снятия помпы и промывки системы уже не обойтись.

Проверяя помпу без снятия с двигателя, мы можем лишь косвенно оценить ее производительность. При снижении объема прокачиваемой охлаждающей жидкости начинает плохо греть печка. Но перед снятием водяной помпы для осмотра крыльчатки рекомендуем проверить термостат, а также убедиться, что в системе охлаждения отсутствует воздушная пробка.

После снятия обращайте внимание не только на целостность лопастей и место посадки крыльчатку на приводной вал, но и на форму лопастей. К примеру, на ВАЗ 2121 за долгие годы выпуска устанавливались крыльчатки, отличающиеся диаметром насосного колеса, количеством и профилем лопастей. Установка на более теплонагруженную модификацию двигателя менее производительного насоса приведет к более частому включению вентилятора системы охлаждения и повышенному риску перегрева.

Обязательно осмотрите блок двигателя в месте прилегания корпуса и саму помпу. Запотевания, незначительный потек ОЖ из дренажного отверстия еще не значит, что помпу следует менять. При обнаружении значительной утечки постарайтесь точно определить место негерметичности. Если течь только в месте прилегания корпуса к блоку двигателя, вероятнее всего, устранить неисправность можно без замены помпы. Достаточно будет нанести герметик и установить новую прокладку.

Опасность несоосного расположения зубчатого шкива водяного насоса в том, что нет явных признаков неисправности. В первую очередь необходимо обращать внимание на ремень ГРМ. Если его уводит в какую-либо из сторон, наблюдается неравномерная выработка, необходимо проверить помпу и ролики. Причиной перекоса может быть заводской брак, износ подшипника либо неравномерное прилегание корпуса к блоку двигателя (грязные, ржавые привалочные плоскости). Иногда неисправность начинает проявлять себя после ДТП, когда элементы кузова либо навесного оборудования бьют по шкиву помпы.

В случае обнаружения перекоса дефектную помпу необходимо как можно быстрее заменить. Также не стоит медлить с устранением шума, свиста со стороны водяного насоса. При критическом износе подшипник может разрушиться, заблокировав тем самым зубчатый шкив. Заклинивание помпы гарантированно приведет к обрыву ремня ГРМ. Если на вашем автомобиле при обрыве поршни встречаются с клапанами, то устранение последствий неисправности выльется в довольно крупную сумму.

Проверка подшипника

Проще всего проверить помпу, шкив которой находится в доступном месте и вращается приводным ремнем. Достаточно взяться рукой за шкив и пошатать его в разные стороны (видео проверки). В случае неисправности вы почувствуете большой люфт. Чтобы определить, что шум, свист при работе двигателя исходит именно от насоса системы охлаждения, снимите приводной ремень и раскрутите шкив от руки. Изношенный подшипник с вымытой смазкой будет вращаться с ощутимым шумом, перекатами.

Проверить помпу, шкив который вращается ремнем ГРМ, несколько сложнее. Преодолевая усилие натяжения ремня, вы можете попытаться пошатать в разные стороны зубчатую шестерню. Но для полноценной проверки и оценки плавности вращения ремень ГРМ все-таки придется ослаблять.

В случае негерметичности сальника или резиновой манжеты охлаждающая жидкость вымывает смазку из подшипников. Проблема многократно усугубится, если вместо качественного антифриза использовать дешевый тосол или воду. Отсутствие противокоррозионных присадок и минимальной смазывающей способности очень быстро «убьет» подшипник помпы.

Но гораздо важнее использование качественно антифриза для долгого срока службы сальника. В месте контакта с приводным валом резиновые уплотнители должны смазываться, чего не происходит при использовании агрессивного тосола, воды.

Стабильная работа двигателя и отсутствие посторонних звуков свидетельствуют о нормальной работе всех узлов и механизмов автомобиля. Появление повода для беспокойства о возможных неисправностях помпы появляется при обнаружении:

  • понижения уровня тосола в расширительном бачке;
  • повышения температуры охлаждающей жидкости, отображаемого на панели приборов, если при этом стрелка перемещается в красную зону;
  • утечки антифриза в виде пятен под автомобилем, которые образуются после стоянки;
  • наличия посторонних звуков в месте расположения насоса, особенно при повышении оборотов;
  • запаха тосола в салоне или в подкапотном пространстве.

Наличие любого из перечисленных признаков является поводом для проверки водяного насоса. Причиной неисправности может быть как засорение дренажных отверстий, так и преждевременный износ крыльчатки, которую часто изготавливают из пластика. Также могут выйти из строя осевые подшипники.

Проверку помпы может выполнить каждый водитель, который знает, что это за механизм и где он расположен. Чтобы убедиться в неисправности насоса делают следующее:

  • разогревают двигатель до рабочей температуры;
  • не останавливая мотор, пробуют рукой наличие пульсирующих толчков в патрубке, который соединяет помпу с радиатором – при отсутствии таковых продолжают диагностику (с увеличением оборотов пульсация должна учащаться);
  • останавливают мотор, осматривают водяной насос на наличие подтёков или отложений серо-рыжего цвета по линиям прилегания корпуса помпы к блоку силового агрегата;
  • пробуют на жёсткость шестерню привода вала – она не должна иметь люфта, который появляется вследствие износа подшипника, а это непосредственно влияет на производительность насоса и работы всей системы охлаждения.

При обнаружении течей или налёта на корпусе подкачивающего узла помпу снимают и проверяют состояние крыльчатки. При выявлении неисправности подшипника, которое сопровождается характерным звуком во время работы двигателя – его заменяют.

Система охлаждения двигателя должна своевременно отводить тепло от нагретых поверхностей головки и блока цилиндров. Замеченные неполадки в работе требуют срочного устранения. Эксплуатация двигателя с проблемной помпой может привести к более серьёзным последствиям, а возможно – к остановке агрегата, что потребует дорогостоящего ремонта. Диагностика работы водяного насоса без снятия с мотора позволит вовремя определить, а затем и устранить неисправность.

Водяная помпа (водяной насос) системы охлаждения двигателя является важным составным элементом, который обеспечивает постоянную циркуляцию охлаждающей жидкости по каналам рубашки охлаждения, патрубкам, магистралям, радиатору охлаждения и т.д. Даже незначительное снижение производительности автомобильной помпы может стать причиной перегрева двигателя, особенно в теплое время года.

Еще одним поводом для того, чтобы проверить, рабочая помпа или нет, являются возможные посторонние шумы в приводе водяного насоса. В этом случае указанный насос требует повышенного внимания на некоторых моделях автомобилей. Дело в том, что помпа может приводиться в движение от ремня ГРМ. Если водяной насос заклинит, тогда происходит обрыв ремня ГРМ, в результате гнет клапана на большинстве моторов. Далее мы рассмотрим доступные способы, позволяющие самостоятельно проверить водяную помпу.

Читайте в этой статье

Избежать дорогостоящего ремонта или проблем с постоянным перегревом двигателя позволяет своевременная диагностика помпы. Чтобы ответить на вопрос, как самому проверить работоспособность помпы, рассмотрим способы диагностики на примере отечественных автомобилей ВАЗ (модель 2109, 2110).

Как проверить помпу на автомобиле

Начнем с того, что помпа является своего рода «расходником», который на автомобилях с приводом насоса от ремня ГРМ рекомендуется менять каждые 60 тыс. пройденных километров или 48 месяцев, в зависимости от того, что наступит раньше. Таковы регламентные требования многих автопроизводителей.

Простыми словами, хорошая помпа «ходит» столько же, сколько и служат два ремня ГРМ. Стоит также добавить, что использование запчасти или антифриза низкого качества, смешивание различных типов ОЖ и т.п. могут привести к выходу помпы из строя раньше положенного срока. По этой причине помпу желательно регулярно проверять.

Проверять водяной насос на автомобиле следует при помощи распространенного способа. Для диагностики на ВАЗ и большом количестве других авто двигатель следует прогреть до выхода на рабочие температуры.

  • После прогрева требуется рукой пережать верхний патрубок, идущий от радиатора. Если помпа исправна, тогда будет ощущаться создаваемое насосом давление охлаждающей жидкости. Это и есть главный ответ на вопрос, как проверить работает помпа или нет без снятия насоса с автомобиля. Во время такой проверки нужно соблюдать осторожность, так как ОЖ в системе сильно нагревается. Если пульсация жидкости слабая или ее нет, тогда следует перейти к детальному осмотру.
  • Для проверки нужно снять защитный кожух газораспределительного механизма, что позволит произвести визуальный осмотр. Если уплотнительная резинка (сальник помпы) в области посадочного места начал подтекать, тогда будут видны потеки тосола или антифриз. Также на подтекание и проблемы с насосом укажут отложения вокруг посадочного места, которые могут иметь рыжевато-бурый или сероватый цвет. При их наличии нужно сливать антифриз и снимать помпу для дефектовки и замены.
  • Если работа двигателя сопровождается характерным «воющим» звуком, тогда проблема может быть в подшипнике помпы. В этом случае насос проверяется на наличие люфта в области вала. Для проверки от руки можно покачать приводную шестерню насоса. В ряде случаев можно заменить изношенный подшипник или сразу поставить новую помпу.
  1. Пережмите рукой верхний патрубок на выходе радиатора. При рабочей помпе вы почувствуете давление, которое она создает. В ходе выполнения этой задачи будьте осторожны, поскольку температура охлаждающей жидкости обычно равна 90°С и больше. Если антифриз в системе не пульсирует или же пульсация почти не ощущается, выполните более детальную проверку.
  2. Необходимо снять защиту механизма ГРМ и осмотреть помпу визуально. Иногда сразу видны потеки охлаждающей жидкости, которые может вызвать повреждённое уплотнение. Кроме этого, признаками неисправностей насоса могут быть отложения сероватого или рыжего цвета в зоне его расположения. В таком случае деталь придётся снимать.
  3. Если во время работы мотора слышен характерный звук неисправного подшипника, необходимо проверить помпу на наличие люфта в районе вала. Просто покачайте шестерню привода помпы. Иногда всё «лечится» банальной заменой подшипника.
  1. Повреждение вращающихся компонентов крыльчатки: при интенсивном режиме работы обламываются маленькие крылышки вращающейся части. Особенно это характерно для пластиковых крыльчаток. Когда крылышки отламываются, насос больше не может нагнетать антифриз с нужной интенсивностью — двигатель постоянно перегревается.
  2. Засор дренажного отверстия. Данная неполадка приводит к тому, что антифриз не может полноценно циркулировать по контуру. Засор дренажа можно легко выследить без снятия помпы. Если у вас имеются подозрения насчёт засора сливных отверстий, просто запустите салонный отопитель.
  3. Рассинхронизация шкивов элемента и ГРМ. В этом случае сальники и подшипники работают в экстремальном режиме, изнашиваются чрезвычайно быстро. Причина такой поломки — фабричный дефект: либо использовали некачественные материалы при сборке, либо использовали ненадёжного сборщика.

Первые признаки неисправности помпы: способы устранения своими руками

Затем двигатель нужно заглушить. Рукой пережимают верхний патрубок, который подходит к радиатору. Когда насос исправный, будет ощущаться давление жидкости внутри. Его нагнетает помпа. При таком способе проверки даже не потребуется снимать насос с машины.

При проведении подобной проверки нужно проявить осторожность. Антифриз в системе сильно нагревается. Если в системе нет пульсации или она слабая, нужно тщательно осмотреть насос.

Как проверить помпу на автомобиле

Для проведения проверки защитный кожух нужно снять с газораспределительного механизма. Так можно будет визуально осмотреть помпу. При наличии дефектов, которые были рассмотрены выше, нужно выполнить соответствующие действия.

  • Посторонние шумы. Зачастую частично неисправная водяная помпа системы охлаждения при работе издает «нездоровые» шумящие или «подвывающие» звуки. Они могут быть вызваны значительным износом подшипника и/или тем, что крыльчатка помпы при вращении касается ее корпуса. Это также возникает по причине частичного выхода подшипника из строя.
  • Люфт шкива помпы. Он возникает по причине повреждения или естественного износа его подшипника вращения. Диагностику в данном случае можно провести достаточно просто, достаточно пошатать вал помпы из стороны в сторону пальцами. Есть люфт имеет место, то он будет хорошо ощущаться тактильно. Обратите внимание, что образование люфта приближает момент, когда сальник помпы будет негерметичен и будет пропускать охлаждающую жидкость.
  • Появление течи. Так, антифриз может подтекать как из уплотнителя, так и из других мест, например, корпуса и крыльчатки. Тосол или антифриз в данном случае можно увидеть на корпусе помпы, месте ее крепления, некоторых элементах подкапотного пространства под помпой (зависит от конструкции конкретного автомобиля) или же просто на земле под автомобилем.
  • Появление запаха антифриза. В частности, его можно будет ощутить не только в подкапотном пространстве (при открытии капота), но и в салоне, поскольку его испарения будут попадать в салон через систему вентиляции. Тосол имеет сладковатый запах, иногда с привкусом спирта.
  • Несоосность крепления. В частности, в отношении к шестерням привода ГРМ, а также натяжным роликам. Это можно увидеть визуально, либо приложив какой-либо ровный предмет (например, линейку) в одной плоскости с роликами и помпой. В этом случае нередко возникает ситуация, когда подъедает ремень.
  • Значительное повышение температуры двигателя. И не только двигателя, но и охлаждающей жидкости, о чем будет свидетельствовать сигнальная лампа на приборной панели. В критических случаях возникает банальное закипание тосола, и из радиатора будет идти пар. Однако такая является критичной и при ее возникновении пользоваться автомобилем запрещено!

При появлении хотя бы одного из перечисленных выше признаков неисправности водяной помпы автомобиля необходимо выполнить дополнительную диагностику, как помпы, так и неисправностей системы охлаждения. Когда проявились первые признаки умирающей помпы ехать еще можно, но как долго, неизвестно, и лучше не испытывать судьбу.

В зависимости от марки и качества водяной помпы системы охлаждения регламентом предписывается ее замена приблизительно через 60 тысяч километров пробега (зависит в каждом конкретном случае, и предписывается автопроизводителем, соответствующую информацию можно найти в мануале).

  1. Двигатель прогревается до рабочей температуры (91˚С для ВАЗ 2110).
  2. На правую руку в целях безопасности надевается плотная перчатка.
  3. Перекрывается подача ОЖ от радиатора. Для этого рукой пережимают патрубок. Если насос исправен, почувствуется давление антифриза внутри шланга. Если патрубок сжимается легко, то помпа неисправна.
Читать далее:  Замена и регулировка ступичного подшипника передней и задней ступицы ваз 2107, как правильно поменять, инструкции с фото и видео

Все действия следует проводить крайне осторожно, так как ОЖ сильно нагревается, и можно получить ожоги от поверхности мотора или патрубков.

Для выявления неполадок помпы достаточно пережать патрубок подачи ОЖ

Неисправность помпы можно выявить по следующим признакам:

  1. Во время движения появляется посторонний шум со стороны ГРМ.
  2. Насос теряет герметичность и начинает течь.
  3. Обрывается ремень ГРМ.

Самым капризным элементом помпы ВАЗ 2110/11/12 является подшипник. В случае его сильного износа или при неправильном натяжении ремня ГРМ помпа ремонту не подлежит.

Одним из симптомов неисправности помпы является появление течи

Эксплуатация автомобиля с неисправной помпой может привести к следующим серьёзным последствиям:

  • повреждение или обрыв ремня ГРМ, часто приводящий к капитальному ремонту двигателя;
  • при перегреве двигателя происходит разрушение резиновых элементов системы охлаждения, крышек клапанов и прокладок ГБЦ.

Как проверить помпу на автомобиле

Помпа меняется вместе с роликом натяжения и ремнём ГРМ через каждые 50 тыс. км пробега. При появлении признаков износа эти узлы меняются до регламентированного производителем срока.

  • ВАЗ 2107;
  • Фольксваген Пассат;
  • ФФ2, то есть Форд Фокус 2 поколения;
  • Лада Гранта;
  • Киа Спектра;
  • Шевроле Авео;
  • Ауди А5;
  • Ниссан Кашкай;
  • Митсубиси Аутлендер;
  • Тойота Камри;
  • Шкода Октавия и пр.

Причем везде ситуация примерно одинаковая. То есть невозможно определить наличие проблем, не разобрав и не заглянув внутрь водяного насоса системы охлаждения.

Потому основной упор делается на косвенные признаки. С их помощью водитель получает возможность заблаговременно диагностировать неполадку, и предотвратить серьезные последствия.

Различают следующие косвенные признаки:

  • запах антифриза в салоне автомобиля;
  • посторонние звуки во время работы двигателя, особенно при нажатии на педаль газа;
  • появление пятен охлаждающей жидкости под автомобилем после стоянки;
  • падение уровня ОЖ в бачке;
  • перегрев двигателя (стрелка на панели переходит в красную зону).

Причины, по которым не запускается двигатель мотопомпы:

  • в баке помпы недостаточно бензина;
  • требуется долить масло;
  • неправильное подключение – мотопомпа запускается только в горизонтальном положении;
  • закрыт топливный кран;
  • открыта заслонка карбюратора;
  • карбюратор сильно загрязнен;
  • в камеру сгорания мотопомпы попадает масло;
  • загрязнился воздушный фильтр;
  • свеча зажигания покрылась нагаром.

Как видно, если не запускается двигатель мотопомпы, данная неполадка может быть в большинстве случаев устранена самостоятельно.

Причиной нестабильной работы мотопомпы может быть загрязненный воздушный фильтр. Почистить или заменить фильтр можно самостоятельно.

Причины отсутствия всасывания у мотопомпы:

  • повреждение заборного шланга;
  • износ сальника помпы;
  • недостаточный уровень воды в насосной части.

Причины низкой производительности мотопомпы:

  • забился заборный фильтр;
  • неправильное соединение с заборным рукавом или несовпадение по диаметру;
  • в выпускном рукаве много воды.

Открыв вентили и выпустив жидкость из рукава, можно повысить производительность мотопомпы.

Температура окружающей среды для эффективной работы мотопомпы без перебоев не должна превышать 40°С.

Подведя итоги, можно сказать, что мотопомпой достаточно легко пользоваться. Часто неисправности мотопомпы можно устранить самостоятельно. Если же возникает серьезная проблема, то для ее решения всегда есть специалисты, которые придут на помощь. Наша мастерская по ремонту строительного, садового, насосного оборудования в короткие сроки проведет диагностику неисправности и качественно выполнит ремонт мотопомп и бензиновых насосов.

адрес в Ростове-на-Дону телефон режим работы
ул. Доватора, 215 7 9:00-18:00 без перерыва,

суббота и воскресенье — выходные

Если не запускается двигатель мотопомпы, мотопомпа работает нестабильно, отсутствует всасывание воды, мотопомпа слабо качает воду, перегревается, появилась течь или выхлопные газы черного цвета – обращайтесь в сервисный центр по ремонту Альфа-Рост в Ростове-на-Дону.

Мотопомпа – поверхностное насосное устройство, которое широко используется в разных отраслях жизни и деятельности человека. На полках современных специализированных магазинов можно увидеть большое количество данных аппаратов, которые отличаются не только ценой и страной изготовления, но и назначением.

Покупка мотопомпы является дорогим финансовым вложением. Перед походом в магазин надо обязательно проконсультироваться со специалистами и изучить достоинства и недостатки каждой модели, чтобы приобретенный товар не разочаровал низким качеством и не оказался бесполезным. На срок эксплуатации мотопомпы влияет не только модель и качество сборки, но и правильная эксплуатация и грамотный уход.

Для замены помпы потребуются только гаечные ключи

Порядок замены выглядит следующим образом:

  1. Дождаться, пока двигатель остынет. Выполнять работы сразу же после остановки мотора запрещено, так как можно получить ожог.
  2. Подготовить комплект гаечных ключей и ёмкость для слива старой охлаждающей жидкости. Менять помпу необходимо вместе с антифризом (тосолом), так как старая жидкость в процессе использования постепенно теряет свои охлаждающие свойства.
  3. Открыть капот.
  4. Выкрутить пробку слива тосола (пробка расположена на блоке мотора). После этого выкрутить пробку и на радиаторе, чтобы быстрее избавиться от старой жидкости. Под точки слива установить ёмкости.
  5. Когда антифриз (тосол) перестанет капать, ослабить рейку натяжения ремня генератора. После этого снять ремень, так как иначе к помпе нельзя будет подобраться.
  6. Выкрутить три болта шкива.
  7. Снять шкив ремня генератора.
  8. Выкрутить гайки, которыми деталь фиксируется к корпусу мотора.
  9. Достать насос и вместе с ним старую прокладку.
  10. После этого рекомендуется чистой тканью вытереть место посадки и установить новую резиновую прокладку. Для надёжности крепления лучше обработать гнездо герметиком.
  11. Новую помпу установить на новую прокладку и далее все работы провести в обратном порядке.
  12. По окончании работ залить новую охлаждающую жидкость.

Замена насоса системы охлаждения

Описанный метод позволяет произвести замену помпы на всех моделях ВАЗ: 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107, 2108, 2109, 21099, 2110, 2111, 2112, 2113, 2114, Нива, Лада Приора, Калина, Гранта, Веста и большинства иномарок.

Для осуществления замены насоса системы охлаждения понадобится подготовить инструменты: головка на 10, бита с шестью углами, маленькая трещотка, кусачки, отвертка.

  • Загоняем транспортное средство на эстакаду и освобождаем доступ к двигателю. Для этого откручиваем защиту картера и двигателя. Поднимаем крышку капота и с левой стороны отвинчиваем заглушку, чтобы слить тосол или антифриз.

Если планируется обратно залить эту же охлаждающую жидкость, тогда нужно подставить емкость (например, ведро) под радиатор.

  • Находим болт на лицевой части блока цилиндров и откручиваем его. Из двигателя также сливаем охлаждающую жидкость.
  • Удаляем с двигателя пластиковую накладку. Для этого нужно потянуть ее немного вверх.
  • Отворачиваем болты, держащие переднюю крышку ремня ГРМ с помощью трещотки соединенной с битой.
  • По треугольным выемкам на задней крышке газораспределительного ремня выставляем верхние шкивы.
  • Откручиваем два ролика натяжителя ремня ГРМ и извлекаем его вместе с шестерней.
  • Теперь вытаскиваем два верхних зубчатых шкива. Для этого их понадобится открутить.
  • На задней крышке привода газораспределительного ремня с помощью головки на 10 откручиваем шесть болтов и вытаскиваем ее.
  • Откручиваем трещоткой три винта крепления насоса.
  • Извлекаем помпу. Для этого поддеваем отверткой за отлив на корпусе и вытягиваем ее.
  • Сухой тряпкой очищаем посадочное место насоса от остатков старой прокладки и грязи.
  • На новом насосе небольшим количеством герметика смазываем место посадки прокладки.
  • Надеваем на помпу прокладку, и тоже смазываем.
  • Устанавливаем помпу на двигатель таким образом, чтобы отверстие в ее корпусе было направлено вниз в ближайшее отверстие к фильтру.
  • Прикручиваем болты, держащие насос.

Замену помпы можно считать завершенной. Далее в обратной последовательности собираем все детали и заполняем расширительный бак охлаждающей жидкостью.

В случае если установка или замена насоса системы охлаждения была выполнена неверно, при езде по неровной дороге будут слышны стуки, и в салоне появится запах охлаждающей жидкости.

Вопрос для тех, кто хочет сэкономить везде и на всем. Если отвечать на него коротко, то уверенно скажу, что да, менять ОЖ нужно. Обратите свое внимание и на вопрос касательно смешивания антифризов в системе охлаждения. Будет полезно и важно знать все нюансы.

Если говорить об обязательности замены, то тут все предельно просто. Для начала в подавляющем большинстве случаев заменить и снять помпу невозможно, не слив предварительно из системы антифриз. Но некоторым хочется сэкономить, они сливают ОЖ в чистую тару, ставят новую помпу, а затем заливать старый антифриз обратно.

Большая ошибка, поскольку любые водяные насосы для систем охлаждения отличаются повышенной требовательностью к качеству и чистоте жидкости. Потому категорически не стоит использовать ранее слитый антифриз, даже если вы его буквально недавно меняли, еще до выхода из строя насоса. Не пытайтесь отфильтровать ОЖ или процедить ее.

Чтобы водяной насос прослужил максимально долго и надежно, возьмите за правило использовать исключительно высококачественные составы. Как вы помните, 90%!поломок помпы связаны именно с качеством используемой жидкости охлаждения. Думаю, соответствующие выводы будет сделать не сложно.

Сталкивались ли вы с выходом из строя водяного насоса и насколько своевременно сумели определить наличие неисправностей?

Зная признаки неисправности помпы, можно выполнить своевременно ее замену. Сначала нужно снять кожух с ГРМ. При необходимости потребуется ослабить и снять натяжной ролик. Дальше уменьшают силу фиксации генератора. Его ремни и ГРМ снимаются. Шланг от помпы можно отсоединить. Дальше сливается антифриз. После этого можно будет снять защитную крышку и помпу.

Когда новая помпа будет установлена в соответствующем месте, нужно выставить метки ГРМ. Это необходимо, так как может сместиться коленвал относительно распределительного вала.

Нужно уделить внимание правильной затяжке болтов помпы. Они должны прочно фиксировать этот элемент системы. Но при этом их нельзя перетянуть. В противном случае можно повредить резьбу и передавить сальник.

Как проверить помпу на автомобиле

При последующей заливке антифриза из системы нужно удалить пробки из воздуха. Жидкость нужно долить по уровню. После замены помпы нужно включить мотор, прогреть систему. Затем ее осматривают на наличие течи.

Если в автомобиле установлена 16-клапанная система, поменять насос будет немного сложнее. Однако выполнить эту процедуру своими руками не составит труда.

Сначала нужно демонтировать кожух из пластика и обшивку ремня ГРМ. Чтобы убрать верхние детали, которые отделяют шкивы от блока цилиндров, нужно выполнять действия последовательно. Это можно будет сделать только после демонтажа ремня ГРМ, шкивов распределительного вала и роликов (натяжной и опорный). Только после этого можно будет вытащить помпу.

Чтобы можно было добраться до нижних болтов, фиксирующих кожух, потребуется снять правое колесо. После этого можно будет демонтировать помпу. Дальше проводят такие же действия, как в предыдущем пункте. Если неправильно установить помпу, она будет течь. Поэтому важно придерживаться инструкции, оговоренной производителем.

Автомобили ВАЗ десятого семейства выпускаются с 8- и 16-клапанными двигателями. Алгоритм замены помпы не зависит от количества клапанов.

Выбор помпы

При покупке новой помпы следует придерживаться следующих правил:

  1. Следует выбирать надёжного производителя, отдавая предпочтение известным брендам и избегая дешёвых подделок.
  2. Нужно обращать внимание на каталожный номер изделия — 21081307010 для ВАЗ 2110/11/12.
  3. Изделие должно иметь заводскую упаковку с характерными для каждого производителя товарными знаками и голограммами.
  4. В комплекте с помпой всегда должна поставляться прокладка.
  5. В упаковке должен иметься гарантийный талон, позволяющий при обнаружении дефектов обменять или вернуть помпу.

Качественная помпа должна в комплекте иметь не только заводскую упаковку, но и гарантийный талон с прокладкой

Стоимость новой помпы для 8-клапанного двигателя начинается от 800 руб., а для 16-клапанного — от 1 тыс. руб. В автосервисе работа по замене помпы оценивается примерно в 1 тыс. руб. Наибольшей популярностью пользуются водяные насосы производства ТЗА и HEPU.

Расположение помпы

На ВАЗ 2110/11/12 водяной насос расположен на блоке цилиндров с правой стороны. Это обусловлено конструктивными особенностями газораспределительного механизма, так как крыльчатка начинает вращаться только после запуска двигателя и ремня ГРМ. То есть конструкция механизма газораспределения изначально предполагает использование помпы.

Читать далее:  Замена выжимного подшипника на ВАЗ 2110 своими руками: видеоинструкция

Водяной насос входит в состав механизма газораспределения и устанавливается с правой стороны блока цилиндров

Для замены помпы потребуется минимальный набор стандартных инструментов:

  • рожковый ключ на 17;
  • головка на 10;
  • удлинитель;
  • вороток.

Для замены помпы потребуется минимальный набор стандартных инструментов

Замена помпы не требует полного обновления ОЖ. Однако временное опустошение системы охлаждения необходимо для сброса давления в системе. Это сводит возможность получения травм к минимуму. Более того, остатки ОЖ в процессе работ будут вытекать из посадочного места помпы.

После замены помпы заливать новый тосол рекомендуется в тех случаях, если ресурс старой ОЖ уже выработан. В противном случае система заполняется слитой перед ремонтом ОЖ.

Износ крыльчатки - то, что можно выявить, если проверить помпу не снимая с двигателя

Заменить водяной насос на ВАЗ 2110/11/12 сможет даже неискушённый автовладелец. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  1. Автомобиль устанавливается на ровной поверхности.
  2. Поднимается капот и отсоединяется минусовая клемма аккумулятора.
  3. Откручивается крышка расширительного бачка.

Для сброса остаточного давления откручивается пробка расширительного бачка

Для слива охлаждающей жидкости ключом на 13 отворачивается болт и подставляется ёмкость

При замене ремня ГРМ следует правильно выставить метки

Для снятия звёздочки распредвала понадобится накидной ключ на 17

Для снятия помпы необходимо снять ролик натяжения, ремень ГРМ и звёдочку распредвала

Головкой или ключом на 10 отворачивается крепёж защитной крышки

Отвернув болты крепления, снимается защитная крышка механизма ГРМ

поломанная крыльчатка помпы двигателя

После снятия крышки помпа вынимается из посадочного места

После демонтажа помпы с посадочного места нужно убрать остатки старой прокладки и удалить загрязнения

Перед установкой новой помпы прокладка обрабатывается герметиком

Замена насоса в 16-клапанной системе

При появлении признаков неисправности помпы ее нужно заменить. Многие водители этого не делают после каждых 60 тыс. км пробега. Если время для замены подошло, но внешних признаков неисправности насоса нет, нужно выполнить тщательную проверку. Часто первые признаки поломки наблюдаются внутри системы.

Некоторые водители решаются выполнить ремонт насоса. Теоретически эту процедуру можно выполнить, но практически это нецелесообразно. Стоимость помпы вполне приемлемая. Поэтому ее проще купить.

Специалисты не рекомендуют ремонтировать насос, который приводится в движение ремнем ГРМ. В противном случае помпа не будет надежной. Вероятность ее поломки многократно возрастает. Из-за ее поломки в подобной системе может выйти из строя мотор. Поэтому лучше не экономить, а купить новую помпу. Она будет гораздо надежнее, чем отремонтированный насос.

газелевская водяная помпа

Очень важно правильно установить его на прежнее место. Особое внимание уделяют уплотнителям, правильной затяжке крепежей. В некоторых случаях для стыков применяется специальный герметик. Он исключает возникновение течи. Однако применение представленного материала не всегда возможно. Он не позволит впоследствии ослабить фиксацию мотора для крепления ремня ГРМ на некоторых моделях автомобилей.

Обратите внимание, если внешние признаки неполадок водяного насоса отсутствуют, но помпа при этом давно не менялась или использовалась некачественная ОЖ, тогда необходим осмотр устройства изнутри. Дело в том, что лопасти насоса могут быть выполнены из металла. В результате на лопастях образуется коррозия. Также лопасти могут быть изготовлены из пластика или других материалов, что приводит к их механической поломке.

Что касается ремонта помпы, осуществлять данную процедуру можно, но крайне нецелесообразно по причине доступной стоимости данного узла для большинства автомобилей отечественного и иностранного производства. Также не рекомендуется ремонтировать насос системы охлаждения на машинах, где он приводится в действие ремнем ГРМ, так как отремонтированная деталь может оказаться менее надежной по сравнению с новой помпой.

Также нужно соблюдать рекомендуемый момент затяжки крепежных болтов помпы. Это необходимо для того, чтобы не повредить резьбу и не передавить прокладку. Завершением всех работ считается заливка антифриза. Если использовался герметик, тогда нужно выдержать до заправки ОЖ в систему пару часов, чтобы герметик успел высохнуть.

Когда нужно проверять термостат: основные признаки выхода из строя или сбоев в работе элемента. Место установки термостста и его самостоятельная проверка.

Как самостоятельно определить, что прокладка головки блока цилиндров прогорела. Рекомендации по протяжке ГБЦ после замены. Какую прокладку лучше выбрать.

Что может стучать, свистеть, шелестеть и издавать другие посторонние звуки под капотом после запуска двигателя. Диагностика и определение неисправностей.

Почему возникает перегрев двигателя. Чего ожидать водителю и какие поломки могут возникнуть, если двигатель перегрелся. Что делать в случае перегрева ДВС.

Причины, по кторым охлаждающая жидкость начинает течь. Как найти место утечки антифриза или тосола самому. Полезные советы и рекомендации.

Устройство помпы. Принцип работы центробежного насоса, системы охлаждения двигателя с двумя насосами и отключаемой помпой. Неисправности и ремонт помпы.

Расположение помпы

Конструкция помпы

Посмотрим на водяной насос вблизи!

  • Это устройство расположено в корпусе, сделанном из алюминия, внутри которого вращается валик в двухрядном подшипнике, смазки которого хватает на весь период эксплуатации помпы. Наружное кольцо подшипника застопорено винтом.
  • Зубчатый шкив запрессован в передней части валика, а крыльчатка на оборотной стороне. Крыльчатка фиксируется также стопорным кольцом, изготовленной из графитсодержащих материалов.
  • Такая цельная конструкция устройства не позволит выполнить ремонт. И во время обнаружения неисправности помпы (люфт и прочее) — только замена.

Когда помпа неисправна или её работа происходит с некоторыми затруднениями в работе двигателя также могут наблюдаться изменения:

  1. Плохая циркуляция охлаждающей жидкости, в следствии чего автомобиль быстрее греется и медленнее охлаждается.
  2. Уровень охлаждающей жидкости падает.
  3. Гул подшипников в моторном отсеке.

Признаки поддельной помпы. Это явно не именитый Gates

Рекомендуем: Коленчатый вал — что это такое

Для того, чтобы убедиться в полноценной работоспособности помпы, можно провести один, очень несложный тест. Для этого необходимо прогреть двигатель до рабочей температуры, после чего прикоснуться к верхнему патрубку радиатора охлаждения. Так, если жидкость циркулирует исправно в системе, вы почувствуете её достаточно интенсивными передвижениями внутри.

Помпа представляет собой алюминиевый или стальной корпус, внутри которого имеется рабочее колесо (крыльчатка), размещенное на валу со шкивом. Внутри конструкции располагаются специальные каналы, предназначенные для отвода и подвода ОЖ. На приводном валу находится крыльчатка, которая вращаясь, приводит ОЖ в движение. На другом конце вала располагается шкив.

Корпус и крыльчатку изготавливают методом литья магниевых или алюминиевых сплавов, бывают пластиковые крыльчатки. Насос системы охлаждения располагается в передней части блока цилиндров.

На легковые авто в настоящий момент монтируется гидронасос, который работает по центробежному принципу. Задача элемента — обеспечение непрерывного движения хладагента. Некоторые компоненты помпы расположены в труднодоступном месте, поэтому опытный шофёр должен уметь определить дефект без снятия помпы.

Устройство заключено в прочный металлический корпус и состоит из следующих функциональных компонентов:

  1. Подшипники: имеют ограниченный ресурс, так как смазываются заранее заложенным лубрикантом. С другой стороны, они полностью закрыты для прочих компонентов, поэтому берут на себя минимальную часть воздействия негативных факторов.
  2. Ось: данный элемент фиксируется как раз с помощью описанных выше подшипников.
  3. Крыльчатка: основной функциональный элемент агрегата. Выполняется из металла для обеспечения требуемых прочностных параметров. Непрерывно вращаясь, крыльчатка нагнетает необходимое давление в контуре движения охлаждающей жидкости.
  4. Шкив: передаёт вращательный импульс непосредственно от коленвала на крыльчатку. Благодаря шкиву сохраняется рабочий диапазон вращения крыльчатки. Использование шкива выгодно с конструктивной точки зрения: проскальзывание приводного ремня сводится к минимуму.

Теперь схематично опишем, как это всё работает. Насос охлаждения связан непосредственно с коленвалом через ремень. От него устройство получает вращательный импульс и раскручивается до нужного диапазона. Вращающаяся часть с помощью крыльев нагнетает необходимое давление и заставляет ОЖ непрерывно двигаться по рубашке охлаждения.

С чего начать?

Существуют определенные признаки неисправности помпы ВАЗ. В этих моделях насос обеспечивает движение антифриза по контуру рубашки охлаждения, магистралям и патрубкам, а также по радиатору. В теплое время года даже незначительное нарушение работы помпы может привести к перегреву.

Стоит отметить, что признаки неисправности помпы на ВАЗ-2112, 2107, 2109, 2114 и некоторых других моделях нужно уметь определить как можно скорее. Дело в том, что у этих моделей насос приводится в движение при помощи ремня ГРМ. Если помпа по какой-то причине заклинит, произойдет его обрыв. Это, в свою очередь, приводит к деформации клапанов на двигателе.

Зная признаки неисправности помпы ВАЗ-2114, 2112 или более ранних моделей, можно избежать дорогостоящего ремонта мотора или его постоянного перегрева.

Стоит отметить, что у водяного насоса системы охлаждения существует определенный срок эксплуатации. После его истечения этот элемент системы нужно заменить. В машинах с приводом помпы от ремня ГРМ нужно менять этот элемент системы каждые 60 тыс. км пробега. Такое расстояние автомобиль обычно проходит (при регулярной езде) приблизительно через 48 месяцев.

Технические особенности

Для начала, давайте рассмотрим основные технические характеристики и особенности водяной помпы, это позволит не только правильно поставить диагноз, но и понять почему произошла поломка. Перекачка антифриза происходит с помощью крыльчатки, которая крепится на валу. Привод осуществляется от коленчатого вала мотора, для этого используется ременная передача. Тут стоит уточнить, что на практике применяется 2 метода привода для помпы:

  • Напрямую от коленвала. Такой способ применяется на моторах с цепным ГРМ. Обычно один ремень приводит в работу генератор и помпу, иногда сюда же подключают ГУР и насос кондиционера;
  • Другой вариант, это привод от ремня ГРМ. Тут есть один серьезный недостаток. При заклинивании подшипника в помпе, происходит обрыв ремня, что приводит к поломке системы газораспределения, а при определенных условиях и к полной переборке двигателя. В этом случае следует тщательно следить за состоянием помпы.

Корпус насоса обычно размещен в передней части мотора. Это позволяет наиболее оптимально осуществлять перекачивание охлаждающей жидкости по системе. Также именно такой подход делает возможным использовать в качестве движущегося элемента именно шкив коленчатого вала. Помимо этого, размещение детали спереди облегчает доступ к ней для ремонта.

Основные неисправности помпы напрямую связаны с ее техническими особенностями, соответственно, необходимо учитывать это при проведении диагностических действий. Как правило, все признаки неисправности полностью связаны с особенностями разных элементов, которые обеспечивают работу системы охлаждения вашего автомобиля.

Почему насос ломается?

Прежде чем рассмотреть признаки неисправности помпы 2110, 2107 или иных моделей, нужно обратить внимание на причины быстрого износа этого элемента системы. Качественный насос может прослужить около 100-110 тыс. км пробега. По этой причине не все водители меняют его через установленные регламентом производителя 60 км пробега.

Чаще всего замена помпы совпадает со второй заменой ремня привода, который установлен в газораспределительном механизме. При этом замену помпы обычно стараются совместить со сменой антифриза.

Качественные помпы долговечны. Они могут прослужить столько же, сколько 2 ремня ГРМ. Однако далеко не всегда удается приобрести насос высокого качества. Такой прибор не способен проработать в течение длительного времени без поломок. Поэтому не исключены проблемы, которые появляются в охладительной системе.

Снизить срок эксплуатации помпы может антифриз низкого качества или смешивание охладительной жидкости разного типа. Из-за этого насос выходит из строя гораздо раньше. По этой причине желательно, чтобы водитель регулярно проверял помпу на наличие неисправностей.

Утечка жидкости из дренажного отверстия или из-под посадочной поверхности

Существуют разные признаки неисправности помпы ВАЗ-2109, 2107, 2114 и прочих моделей авто. Так, если охлаждающая жидкость была плохого качества, может возникнуть утечка в области дренажного отверстия. В этом случае появляется просачивание, образование капель после обкатки транспортного средства. Это можно определить, рассмотрев область дренажного отверстия.

Если период обкатки нового насоса завершен, но жидкость все равно просачивается из дренажного отверстия, это является признаком его неисправности. Нужно качественно промыть охладительную систему и установить новую помпу. Дальше нужно залить необходимое количество нового антифриза приемлемого качества.

Если утечка наблюдается из-под посадочной поверхности, это также свидетельствует о поломке. В этом случае признаком неисправности помпы ВАЗ-2107, 2110, 2109 или иных моделей является намокание, появление капель, подтеков на корпусе или вокруг указанной области. Причиной такой поломки является неправильная установка насоса или неправильное применение герметика, уплотнителей.

Если помпа новая, ее нужно снять и проверить правильность установки. Особенно важно обратить внимание на моменты затяжки. Если помпа уже старая, ее обязательно нужно заменить.

Основные причины

Нужно подробнее высказаться по поводу третьей причины. От заводского брака не застрахован ни один автовладелец. Но в данном случае все серьёзно с приставкой «гипер». Если установить помпу с потенциальным рассинхроном, то использование такого дефектного узла приведёт к резкому увеличению износа ГРМ. В лучшем случае шофер может столкнуться с обрывом ремня, в худшем — «стуканут» клапаны.

К износу охладителя может также привести хронический перегрев ДВС, вызванный иными факторами.

Ещё один маркер износа (который, правда, можно увидеть лишь разобрав механизм) — это люфт вращающихся деталей. Люфт свидетельствует о скором выходе из строя шкивов, смещении центральной оси и порче сальников.

Читать далее:  Оклейка фар пленкой своими руками

Последний лайфхак для автомобилистов, которые не желают снимать помпу, но хотят достоверных сведений о её функциональном состоянии. Внимательно осмотрите место стыка охладителя с ДВС. Если имеются выраженные подтёки антифриза, то водяному насосу осталось недолго жить.

Прежде чем рассказать о признаках умирающей помпы, которой требуется замена или же ремонт, нужно сказать пару слов касательно причин выхода из строя этого устройства.

Всего можно выделить несколько основных факторов, из-за которых подобное происходит:

  • Использование низкокачественного антифриза. Около 90%!насосов ломаются именно из-за этого. Такая жидкость охлаждения способствует появлению смолистых отложений, от которых крыльчатка с трудом вращается;
  • Коррозия. Опять же связано с низкосортным антифризом;
  • Кавитация, то есть образование вакуумных пузырьков, способных буквально вырывать частицы помпы и разрушать механизм;
  • Результат естественного износа. У каждого устройства есть ограниченный ресурс. Лучшие образцы служат около 200 тысяч километров;
  • Нарушенное крепление. Все просто. Крепеж ослаб, насос расшатался и развалился.

В большинстве случаев виноват именно сам автовладелец. Водители обязаны следить за состоянием системы охлаждения, проверять периодически помпу, вовремя менять ОЖ.

Рекомендуем: Замена маслосъемных колпачков lada 2107 (ваз 2107)

Нельзя исключать проблему заводского брака, а также просто некачественные и дешевые помпы, которые ставят на бюджетные авто или в рамках ремонта, обманывая тем самым клиента.

Не удивительно, что следом может выйти из строя ГРМ, произойти разрыв натяжного ролика, пробиться прокладка ГБЦ и прочие неприятности, которые могут стоить огромных денег при ремонте.

Проблемы с водяным насосом могут произойти на различных авто:

  • на Калине;
  • ВАЗ 2110;
  • Лада Приора 16 клапанов;
  • ВАЗ 2114;
  • Лада Приора 8 клапанов;
  • ВАЗ 2115;
  • Деу Ланос;
  • Нива Шевроле;
  • Деу Нексия;
  • Лада Гранта;
  • Рено Логан;
  • Шевроле Авео и пр.

Не стоит думать, что это проблема исключительно дешевых и бюджетных авто, а также простых моторов типа ЗМЗ 406.

Помпа может быть приговорена и на более дорогостоящих авто. Все зависит от того, как владелец следит и обслуживает машину своими руками, либо же в автосервисе.

  • Неисправный подшипник. Этот узел изнашивается по естественным причинам по мере его эксплуатации. Однако ускоренный износ возможен вследствие дополнительных негативных факторов. Таковым, например, является неправильная (более сильная) натяжка ремня, из-за чего на подшипник оказывается большее усилие. Другая причина значительного износа — попадание антифриза на трущиеся пары вследствие разгерметизации прокладки и подтеков охлаждающей жидкости.
  • Нарушение уплотнения. У помпы есть два уплотнения — сальник и резиновая манжета. И именно сальник (прокладка) чаще всего выходит из строя. Происходит это по двум причинам — естественный износ (дубление резины) и использование некачественного дешевого антифриза без соответствующих щадящих присадок, а то и вовсе воды. В долгосрочной перспективе эти жидкости «съедают» прокладку, она начинает подтекать, что приводит, во-первых, к снижению уровня охлаждающей жидкости в системе, а во-вторых, попаданию антифриза или воды в подшипник, вымывания из него смазки и описанным выше неприятностям.
  • Несоосность крепления. Это возможно по двум причинам — неправильная установка и заводской брак. Однако неправильная установка — явление достаточно редкое, поскольку на корпусе имеются уже готовые крепежные отверстия, мимо которых очень трудно промахнуться. Другая причина — неравномерное прилегание к блоку двигателя (вследствие грязных, ржавых или искривленных привалочных поверхностей). А вот, к сожалению, заводской брак, особенно у бюджетных помп, — явление не такое уж и редкое. Нарушение соосности приводит к тому, что шкив вращается с перекосом, что, в свою очередь, приводит к ускоренному износу нагруженной части ремня, а также износу подшипника. В самых критических случаях возможен обрыв ремня и возникновение столкновения клапанов и поршней. Иногда несоосность возникает в результате попадания машины в ДТП, в результате которого произошло смещение отдельных элементов кузова и/или двигателя.

Зачастую снижение производительности помпы, и соответственно, снижение давления в системе охлаждения наблюдается после применения герметика, используемого для устранения течи радиатора. Так, его состав смешивается с охлаждающей жидкостью и забивает соты (каналы) радиатора, а также налипает на крыльчатку помпы.

Ржавчина, появление отложений

Признаки неисправности помпы ВАЗ-2110, 2114 или других моделей авто могут быть разными. При внешнем осмотре насоса можно заметить ржавчину. Чаще всего коррозия поражает лопатки рабочего колеса. Это приводит к снижению скорости прокачки антифриза в системе. Причиной появления ржавчины может быть грязная охлаждающая жидкость или состав, несовместимый с помпой. Также привести к подобной неисправности может смешивание антифриза с разным химическим составом.

Еще одной причиной появления ржавчины на насосе может быть повреждение его крышки. Она в этом случае не сможет закрываться герметично. Из-за этого в составе появляются пузырьки воздуха, что вызывает окислительные процессы.

В этом случае насос нужно будет заменить. Систему охлаждения потребуется качественно промыть и залить новый антифриз. Нужно проверить крышку на герметичность закрытия. Возможно, ее придется заменить.

Также нужно заменить насос, если появились отложения на внутренних поверхностях. Такие признаки неисправности помпа 2114, 2110 или иной модели можно оценить только при визуальном осмотре системы. На внутренних поверхностях насоса появляются смолистые, минеральные или иные отложения. Они забивают помпу, препятствуют правильной работе системы.

Причина такой неисправности кроется в загрязнении антифриза или применении неподходящего состава. Систему нужно качественно промыть, используя для этого специальные составы. Насос меняют, заливают новый антифриз высокого качества.

Какую помпу выбрать? Известные производители

Лучший выбор – оригинальная продукция. Это залог того, что деталь точно подойдёт к машине и выдержит заявленный ресурс. Высокая стоимость таких запчастей обычно вполне оправдана.

Если выбирать из заменителей, то покупатели часто отдают предпочтение водяным насосам европейских брендов:

  • SKF;
  • Hepu;
  • Saleri Sil;
  • Valeo.

Рекомендуем: Как снять головку блока цилиндров? 16 последовательных этапов и особенности процедуры

Эти детали изготовлены из качественных металлов, они оснащены крыльчатками и подшипниками с большим сроком эксплуатации. Стоимость высокая, но зато о качестве переживать не надо.

Также можно присмотреться к немецкому производителю Ruville и итальянским компаниям Graf и Dolz. Нормальными считают и водяные насосы производителей Profit, JP Group и Thermotec, но эти варианты лучше выбирать при ограниченном бюджете.

Если водяная помпа вышла из строя раньше заявленного производителем срока, причина в заводском браке или покупке подделки. Мы рекомендуем выбирать продукцию Ruville, Valeo и SKF.

Кавитация, повреждение подшипника

Рассматривая признаки неисправности помпы двигателя, следует отметить такое негативное явление как кавитация. Это процесс образования пузырьков в антифризе. Они повреждают внутренние поверхности, отдельные детали насоса. В результате на них остаются выщербленные участки. Впоследствии они покрываются ржавчиной.

Пузырьки воздуха появляются в области впускного отверстия помпы. Когда давление в системе нарастает, они схлопываются. Этот процесс приносит значительный вред для всей системы. Потребуется заменить насос, промыть систему.

Рассматривая признаки неисправности помпы ВАЗ-2114, 2112 или иной модели, стоит обратить внимание на такое явление, как люфт на валу подшипника. Проверить систему нужно после выключения двигателя. На подшипник нужно надавить рукой. Признаки люфта в исправной системе отсутствуют. Если насос издает при работе скрежет или визг, это также говорит о неисправности подшипника.

Причиной появления такой неисправности является излишнее натяжение ремня. Из-за этого на подшипник действует большая нагрузка. Это приводит к ускоренному износу этой детали. При повреждении уплотнения на торце механизма жидкость будет проникать в подшипник. Его смазочный материал будет вымываться.

Нужно проверить ремень, шкивы, соосность и натяжитель. Если есть неисправность в этой системе, ее нужно устранить. Затем меняется помпа. Дешевый насос, обладающий низким качеством, также способен вызвать подобную неисправность.

Дефекты вала

Среди признаков неисправности водяной помпы нужно отметить наличие деформации на валу. Он может оказаться при осмотре изогнутым или полностью разрушенным. Если он переломлен, значит, перегрузка была внезапной. Также к подобным последствиям приводит нарушение равновесия.

Если материал, из которого сделан вал, поменял цвет (чаще всего приобретает синий оттенок), это говорит о постепенном разрушении вала. Это происходит из-за чрезмерного нагрева. Причина такой поломки заключается в несоосности ремня привода. Это ведет к деформации вала или даже его перелому. Из-за недостаточно качественного обслуживания в системе появляются значительные вибрации.

В этом случае меняется помпа, а также проверяется ременный привод. Все элементы его системы нужно осмотреть. Также нужно оценить состояние вентилятора, который находится на насосе (если он предусмотрен в системе двигателя). Если он изогнулся, на нем видны иные деформации, это может разрушить вал. Также к подобному исходу приводят износ муфты вентилятора, распорного кольца.

Как устранить проблему?

Если выявили неисправность, следует ее в максимально короткие сроки устранить. Тут стоит понимать, что помпа это все же расходник, и в большей части случаев проще полностью заменить ее. При наличии течи через прокладку, достаточно просто снять помпу и заменить прокладку. Обратите внимание, что тут требуется обеспечить нормальную герметичность. Поэтому, обязательно тщательно затягивать гайки крепления.

Многие водители смазывают прокладку герметиком, такая предосторожность будет не лишней. Это позволит значительно уменьшить риск образования течи. Через некоторое время следует проверить затяжку гаек, от вибрации двигателя они могут ослабится. Если причина в подшипнике или крыльчатке, то наиболее оптимальным решением будет замена водяного насоса. Ремонт в этом случае сложен, а вот его эффективность маленькая, поэтому лучше купить новую деталь и установить.

Не забудьте после замены помпы прокачать систему охлаждения, это позволит удалить все воздушные пробки, что увеличит эффективность ее работы. Выводы. Система охлаждения должна работать с максимальной эффективностью, иначе возникнут проблемы с двигателем. Поэтому, знать, как проверить помпу, не снимая с двигателя, просто необходимо. Это позволит избежать дорогостоящего ремонта силового агрегата и значительно сэкономит вам деньги.

Как определить неисправность помпы

Однако более тщательная проверка без снятия помпы выполняется по следующему алгоритму:

  • Прогреть двигатель до рабочей температуры. То есть, чтобы температура охлаждающей жидкости была в районе 90°С.
  • При работающем двигателе рукой пережать толстый патрубок с охлаждающей жидкостью, который идет от радиатора.
  • Если помпа исправна, то в нем должно ощущаться давление. Если же давления нет или оно пульсирующее, то это означает, что помпа частично или полностью вышла из строя. Скорее всего провернулась крыльчатка помпы.

Также чтобы проверить помпу, необходимо визуально осмотреть ее посадочное место. Для этого нужно демонтировать защитный кожух газораспределительного механизма для того, чтобы получить доступ непосредственно к насосу (у различных автомобилей конструкция отличается, поэтому, возможно, кожуха не будет или его не нужно демонтировать). Далее внимательно осмотреть корпус помпы, ее уплотнение и посадочное место.

Обязательно нужно обратить внимание на наличие подтеков антифриза из-под уплотнительной прокладки. Причем, не обязательно, она должна быть влажной в момент проверки. Если посадочное место и уплотнение сухое, но в районе крепления имеются засохшие (причем свежие) следы подтеков, то это означает, что при высоком давлении уплотнение все же пропускает охлаждающую жидкость.

Перед тем как демонтировать помпу для дальнейшей диагностики (проверки крыльчатки и подшипника) необходимо убедиться в том, что термостат системы охлаждения работает должным образом, а в самой системе отсутствует воздушная пробка. В противном случае необходимо устранить соответствующие неполадки.

Если же помпа демонтирована, то обязательно нужно осмотреть состояние крыльчатки. В частности, целостность лопастей, а также их форму.

Еще нужно осмотреть место прилегания помпы к блоку двигателя. В идеале там не должно быть подтеков охлаждающей жидкости из дренажного отверстия. Однако если есть незначительные (именно незначительные . ) подтеки, то помпу можно не менять, а временно попробовать избавиться от них при помощи замены уплотнителя и использования герметика.

Чтобы проверить, именно подшипник помпы ли издает соответствующий шум и свист, достаточно снять ремень со шкива насоса и раскрутить его от руки, желательно как можно быстрее.

Если подшипник неисправен — он будет издавать гул, а перекатываться с ощутимым грохотом и неравномерно. Однако такой метод подойдет для тех помп, чей шкив вращается приводным ремнем. Если же он вращается ремнем ГРМ, то для диагностики нужно будет ослаблять его усилие и проверять его работу в таких условиях.

Как шумит неисправная помпа

Многих автолюбителей интересует вопрос о том, ремонтировать ли старую помпу, либо же менять покупать и устанавливать новый насос. Конкретного ответа в данном случае быть не может, и он зависит от состояния помпы, ее износа, качества, торговой марки, цены. Однако, как показывает практика, ремонт возможен лишь при замене резиновой прокладки. В остальных случаях помпу лучше заменить на новую, особенно, если она используется уже давно. При замене помпы также меняется и антифриз.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
AutoJiza
Adblock
detector