Проводка ВАЗ 2109 ее замена поиск неисправностей и доступная электросхема

Проводка ВАЗ 2109: под капотом нужен особый контроль

Если кузов ВАЗ 2109 в хорошем состоянии, то после выработки силовым агрегатом ресурса, перед владельцами стоит выбор нового мотора. А поскольку карбюраторные версии больше не выпускаются, для установки инжекторной потребуется и полная замена штатной электропроводки.

Для замены мотора потребуется и новый комплект проводки

Справочно: в карбюраторном двигателе топливо смешивалось с воздухом воздушным потоком, а уже затем попадало в цилиндры. В инжекторном его подача осуществляется прямо в цилиндры с помощью форсунок, управляемых электроникой.

Что под капотом

Давайте вспомним, чем отличается новый силовой агрегат:

  1. На смену трамблеру и катушке зажигания, отвечающим за образование искры в цилиндрах пришел электронный блок – ЭБУ;
  2. Подкапотная проводка ВАЗ 2109 на инжектор имеет ряд конструктивных особенностей. В частности: больше разъемов, иные параметры (сечение, изоляция);
  3. Вместо карбюратора установлен блок форсунок, управляемых электроникой;
  4. Автоматика основывается на показаниях множества датчиков, которых нет на карбюраторных моторах, соответственно, что и проводка на инжектор ВАЗ 2109 имеет больше компонентов.

Проводка ВАЗ 2109 ее замена поиск неисправностей и доступная электросхема

Под капотом инжекторной версии ВАЗ 2109 проводов и электроники стало больше

Справочно: В инжекторных версиях под капотом установлен единый модуль зажигания, в котором катушка и коммутатор объединены в общее устройство искрообразования.

А еще давайте разберемся в модификациях электропроводки на Камаз.

Контрольные датчики

Чтобы силовой агрегат с инжекторной системой работал, электронному блоку необходимы показания важнейших параметров.

И за это отвечают специальные датчики, которыми оснащен мотор:

  1. ДПКВ (датчик положения коленчатого вала). Один из самым главный параметров, без которого автомобиль даже не запустится. Он сообщает ЭБУ когда необходимо впрыскивать топливо и воспламенять его в цилинде;
  2. ДМРВ (датчик массового расхода воздуха). Установлен после воздушного фильтра и отвечает за количественный состав топливовоздушной смеси;
  3. ДД (датчик детонации). На его показаниях ЭБУ рассчитывает угол опережения зажигания – важнейший параметр начала фазы воспламенения топливовоздушной смеси в цилиндре автомобиля;
  4. ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки). В отличие от карбюраторной схемы, где педаль напрямую управляет заслонкой, в инжекторных моторах педаль не соединена с исполнительным механизмом;
  5. РХХ (регулятор холостого хода). Необходим для обогащения топливовоздушной смеси для устойчивой работы двигателя вне движения;
  6. ДТ (датчик температуры). Есть на всех моторах и отвечает за контроль температуры охлаждающей жидкости;
  7. ДСА (датчик скорости автомобиля). На его показаниях ЭБУ рассчитывает количество топлива и воздуха.

Наличие датчиков видоизменило и электрическую схему автомобиля – электропроводка ВАЗ 2109 на инжектор имеет множество разъемов для подключения датчиков к ЭБУ.

Оригинальная схема электропроводки ВАЗ 2109 на инжектор

На представленном выше фото схемы с датчиками цифрами обозначены:

  1. ДПДЗ;
  2. ДПКВ;
  3. ДТ;
  4. ДСА;
  5. Клапан продувки адсорбера;
  6. ДМРВ;
  7. ДД и другие.

Совет: Для их установки в старом кузове автомобиля ничего переделывать не нужно. Производитель свел к минимуму подготовительные работы, а прилагаемая к силовому агрегату инструкция подробно описывает порядок установки навесных компонентов.

Блок ЭБУ

Проводка ВАЗ 2109 ее замена поиск неисправностей и доступная электросхема

Электронные «мозги» современного инжекторного двигателя – это блок ЭБУ.

Именно он ведает всеми электрическими процессами силового агрегата, и конструктивно состоит из:

  1. постоянного запоминающего устройства (ПЗУ);
  2. оперативного запоминающего устройства (ОЗУ);
  3. микропроцессора, обрабатывающего электронные сигналы, поступающие от датчиков двигателя.

Цена ошибки при вмешательстве в работу ЭБУ может быть непомерно высокой

Совет: вмешиваться в его работу, равно как и диагностировать своими руками параметры его работы недопустимо.

Все электронные компоненты ЭБУ рассчитаны на очень малое напряжение. Их может вывести из строя даже электростатический разряд от прикосновения рукой.

Чтобы избежать повреждений ЭБУ, мастера на станциях технического обслуживания:

  1. избегают прикосновений к штекерам ЭБУ;
  2. не дотрагиваются руками до электронных компонентов на его платах;
  3. при перепрошивке настроек ПЗУ изолируют выводы микросхемы.

Что внутри салона

Замена силового агрегата потребует и замены внутрисалонной проводки.

Многие владельцы совмещают этот процесс и с заменой панели приборов на современную:

  1. «высокая» панель от ВАЗ 21099 подходит без изменений;
  2. Панель «ЛЮКС» от модели ВАЗ 2114 подходит в небольшими переделками.

Схема проводки ВАЗ 2109 на инжектор потребуется и для замены внутрисалонных проводов

Совет: в интернете достаточно много видео материалов, где подробно описывается процесс доработки панели. Внимательно изучите их все перед началом работ на своем автомобиле.

Практические советы

Эксплуатация инжекторного силового агрегата, и в частности обслуживание его электронных компонентов, в корне отличается от систем карбюраторного мотора.

Владельцы переоборудованных автомобилей должны усвоить несколько основных правил:

  • Перед демонтажем узлов системы управления впрыском, обязательно отсоедините минусовой провод от клеммы аккумуляторной батареи;

Работа с проводкой автомобиля требует внимательности и аккуратности

  • Не запускайте двигатель при плохом контакте наконечников проводов на аккумуляторной батарее. Обязательно проверяйте, насколько плотно они затянуты;
  • Запрещается отсоединять аккумуляторную батарею при работающем двигателе автомобиля. Это гарантированно приведет к выходу из строя ЭБУ;
  • Следите за температурой ЭБУ. Не допускается его перегрев (65°С при работе автомобиля и выше 80 °С, например при сушке в покрасочной камере). Если такой процесс неизбежен – демонтируйте ЭБУ с автомобиля на время работ;
  • Также необходимо снимать ЭБУ или отключать его от бортовой системы автомобиля при проведении сварочных работ с кузовными деталями.

Выводы

Надеемся, что наша статья поможет вам избежать досадных ошибок при обслуживании автомобиля ВАЗ 2109. И предложенные схемы помогут разобраться в тонкостях работы электронных компонентов.

Давайте разберемся, зачем нужна автовладельцу схема электропроводки на ГАЗель.

Контрольные датчики

  1. ДПКВ (датчик положения коленчатого вала). Один из самым главный параметров, без которого автомобиль даже не запустится. Он сообщает ЭБУ когда необходимо впрыскивать топливо и воспламенять его в цилинде;
  2. ДМРВ (датчик массового расхода воздуха). Установлен после воздушного фильтра и отвечает за количественный состав топливовоздушной смеси;
  3. ДД (датчик детонации). На его показаниях ЭБУ рассчитывает угол опережения зажигания – важнейший параметр начала фазы воспламенения топливовоздушной смеси в цилиндре автомобиля;
  4. ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки). В отличие от карбюраторной схемы, где педаль напрямую управляет заслонкой, в инжекторных моторах педаль не соединена с исполнительным механизмом;
  5. РХХ (регулятор холостого хода). Необходим для обогащения топливовоздушной смеси для устойчивой работы двигателя вне движения;
  6. ДТ ( датчик температуры). Есть на всех моторах и отвечает за контроль температуры охлаждающей жидкости;
  7. ДСА (датчик скорости автомобиля). На его показаниях ЭБУ рассчитывает количество топлива и воздуха.

Что внутри салона

  Как проверить прокладку гбц ваз 2110

Выводы

Проблема неработоспособности проводки известная многим нашим соотечественникам, особенно, если речь идет о транспортных средствах российского автопрома.

Более того, неисправности, связанные с электрикой, могут стать причиной невозможности полноценной эксплуатации авто в целом.

Какие элементы включает в себя электросхема ВАЗ 2109 и что нужно знать о ее неисправностях, узнайте из этого материала.

  • Фотогалерея «Проблемы в работе проводки»
  • Видео «Интерактивная схема проводки»

К сожалению, качество отдельных элементов отечественных автомобилей ВАЗ девятого семейства оставляют желать лучшего, из-за чего нередко случаются поломки и отказы. С этим можно мириться, если осуществлять профилактический ремонт, однако, есть особая категория узлов и агрегатов, требующих самого пристального внимания со стороны водителя.

За внешним обликом таится немало «подводных камней»

К числу таких систем, представляющих повышенную опасность, относятся:

  • тормозная система,
  • рулевое управление,
  • внутрисалонная и подкапотная проводка ВАЗ 2109.

Обратите внимание! Поломка любого из перечисленных элементов во время движения грозит серьезными неприятностями для жизни водителя и пассажиров.

Управляемость авто

Если с тормозами и рулевым управлением все понятно:

  1. Любой водитель отдает себе отчет, чем грозит потеря управляемости над автомобилем;
  2. Выявляемые неисправности в 99% случаев не остаются без внимания – от ремонта и до полной замены неисправных деталей.

То проводка под капотом ВАЗ 2109, по мнению большинства владельцев, такой угрозы не представляет. К сожалению, это большое заблуждение, которое чревато самыми плачевными последствиями, одно из которых отображено на фото внизу.

Короткое замыкание может произойти где угодно – при хранении автомобиля в гараже или на ходу на оживленной трассе

Проводка

Под термином «подкапотной» чаще всего подразумевают:

  1. Жгуты проводов системы зажигания;
  2. Жгуты проводов системы освещения и габаритных огней;
  3. Провода, соединяющие многочисленные датчики с ЭБУ;
  4. Провода, управляющие электродвигателями радиатора, омывателей фар и стекол, стеклочистителями.

В столь ограниченном пространстве короткое замыкание проводки и электрооборудования может спровоцировать пожар

  • Все они изначально надежно изолированы и проложены в подкапотном пространстве с учетом физических и температурных параметров работы силового агрегата.
  • Но в процессе эксплуатации неизбежно ухудшение крепления, из-за чего:
  • Оно ослабевает;
  • Изоляция проводов разрушается (близость к горячим поверхностям мотора и выпускного коллектора);
  • Появляются потертости, и даже оголение жил проводки;
  • Окисляются места соединений и т.п., пропадает «масса».
  1. О том, чем грозит проблема с массой на примере Газели вы можете узнать из другой публикации.
  2. Многие владельцы предпочитают своими руками устранять замеченные повреждения, например, с помощью изоленты, цена которой копеечная, однако все это полумеры.
Читать далее:  Двигатель ВАЗ 2103 устройство объм и другие и технические характеристики ремонт мотора замена коленвала инструкции с фото и видео

Схема электрооборудования ВАЗ 2109 с карбюратором

На всех карбюраторных «девятках» применяется одинаковая система бесконтактного зажигания, построенная на основе электронного коммутатора и датчика Холла.

Общая схема бесконтактной системы зажигания ВАЗ 2109

На фото с описанием представлена максимально возможная комплектация для «низкой» панели. Такие машины производились до 1996 года.

Схема проводки ВАЗ 2109 с низкой панелью и карбюратором

Описание схемы следующее:

  1. Головная фара.
  2. Электродвигатель системы очистки стекол фар. Опциональная деталь, применялась в основном на экспортных машинах.
  3. Концевой переключатель для питания лампы освещения моторного отсека.
  4. Клаксон.
  5. Электрический двигатель привода вентилятора, установленного на радиаторе системы охлаждения.
  6. Температурный индикатор, подающий управляющий сигнал для электропривода крыльчатки вентилятора.
  7. Генератор переменного тока.
  8. Клапан подачи жидкости на стекла фар. Применяется совместно с п. 2.
  9. Клапан подачи жидкости на стекло пятой двери.
  10. Клапан подачи жидкости на переднее стекло.
  11. Свечи системы зажигания.
  12. Датчик Холла, служащий для распределения импульсов зажигания.
  13. Катушка.
  14. Концевой выключатель огней включенной передачи заднего хода.
  15. Измеритель температуры жидкости в системе охлаждения.
  16. Стартер.
  17. Аккумуляторная батарея.
  18. Датчик, замеряющий уровень жидкости в усилителе тормозов.
  19. Коммутатор, управляющий системой зажигания.
  20. Датчик определения положения верхней мертвой точки поршня первого цилиндра. Ставился на некоторые экспортные ВАЗ 2109 с системой диагностики. Встречается только на машинах до 1995 года.
  21. Диагностическая колодка. Опциональный элемент, устанавливается совместно с п. 20.
  22. Контроллер управления электромагнитным клапаном, установленным в карбюраторе.
  23. Блок контактов включения стартера.
  24. Концевой переключатель на карбюраторе.
  25. Клапан экономайзера.
  26. Датчик, сигнализирующий об аварийном снижении давления масла.
  27. Привод насоса омывателя.
  28. Двигатель крыльчатки вентилятора системы вентиляции и отопления.
  29. Сопротивление, обеспечивающее дополнительные скорости вращения вентилятора.
  30. Переключатель скоростей.
  31. Привод очистителя ветрового стекла.
  32. Прикуриватель.
  33. Система подсветки рычажков регулировки параметров работы отопителя.
  34. Розетка для дополнительного оборудования.
  35. Лампа вспомогательного освещения моторного отсека.
  36. Система подсветки перчаточного ящика на панели приборов.
  37. Монтажный блок реле и плавких вставок.
  38. Переключатель освещения панели приборов.
  39. Концевик лампы стояночного тормоза.
  40. Концевик ламп торможения.
  41. Блок рычагов подрулевого переключателя.
  42. Переключатель ламп наружного света.
  43. Переключатель аварийной сигнализации.
  44. Включение задней противотуманной фары.
  45. Биметаллический предохранитель противотуманной фары.
  46. Переключатель обогрева стекла на пятой двери.
  47. Повторители поворотов на передних крыльях.
  48. Центральный плафон салонной подсветки.
  49. Индивидуальный плафон подсветки.
  50. Переключатели работы подсветки на средних стойках.
  51. Коммутационный блок зажигания.
  52. Замок зажигания.
  53. Комбинация приборов «низкого» типа.
  54. Концевик «подсоса» на карбюраторе.
  55. Задние фонари.
  56. Измеритель уровня топлива в баке.
  57. Обогрев стекла.
  58. Привод заднего дворника.
  59. Два плафона подсветки номера.

На схеме, которая построена на базе монтажного блока 17.3722. с обозначением элементов, представлен максимальный вариант оснащения машины 1997 года с «высокой» панелью.

Схема ВАЗ 2109 с высокой панелью и карбюраторным двигателем

Описание схемы:

  • 1 — фара;
  • 2 — привод очистителя (опция);
  • 3 — передние «противотуманки» (опция);
  • 4 — концевик подсветки капота;
  • 5 — клаксон;
  • 6 — мотор вентилятора на радиаторе;
  • 7 — сигнальный датчик запуска вентилятора;
  • 8 — индикатор износа тормозных накладок на передних тормозах;
  • 9 — генератор;
  • 10 — клапан с электромагнитным приводом для подачи жидкости на стекла фар;
  • 11 — аналогичный клапан для подачи жидкости на заднее стекло;
  • 12 — аналогичный клапан для системы омыва ветрового стекла;
  • 13 — нагнетательный насос для жидкости омывателей;
  • 14 — измеритель давления масла;
  • 15 — измеритель уровня масла в поддоне;
  • 16 — измеритель уровня жидкости для стеклоочистителей;
  • 17 — расходомер топлива;
  • 18 — клапан канала холостого хода на карбюраторе;
  • 19 — концевик на карбюраторе;
  • 20 — система пуска стартера;
  • 21 — свечи зажигания и высоковольтные провода;
  • 22 — датчик распределения импульсов зажигания;
  • 23 — измеритель скорости;
  • 24 — контроллер управления клапаном экономайзера;
  • 25 — диагностический разъем;
  • 26 — катушка;
  • 27 — концевик передачи заднего хода;
  • 28 — измеритель температуры двигателя;
  • 29 — стартер;
  • 30 — место под установку датчика мертвой точки;
  • 31 — коммутатор;
  • 32 — АКБ;
  • 33 — контроль уровня охлаждающей жидкости;
  • 34 — контроллер включения лобовых «противотуманок»;
  • 35 — контроль уровня тормозной жидкости;
  • 36 — блок предохранителей и реле;
  • 37 — штепсельный разъем;
  • 38 — контроллер блокировки замков в дверях;
  • 39 — подсветка под капотом;
  • 40 — привод очистки ветрового стекла;
  • 41 — подсветка перчаточного ящика;
  • 42 — вентилятор на радиаторе отопителя;
  • 43 — резистор отопителя;
  • 44 — переключатель ступеней резистора;
  • 45 — подсветка пульта управления отопителем;
  • 46 — приводы передних стекол;
  • 47 — блокираторы замков в передних дверях;
  • 48 — аналогичные приводы для замков задних дверей;
  • 49 — замок;
  • 50 — клавиша стеклоподъемника справа;
  • 51 — аналогично слева;
  • 52 — контроллер системы зажигания;
  • 53 — блок подрулевых переключателей;
  • 54 — штатный бортовой компьютер;
  • 55 — прикуриватель;
  • 56 — резистор регулировки яркости подсветки;
  • 57 — концевик стояночного тормоза;
  • 58 — концевик предупредительного сигнала о замедлении автомобиля;
  • 59 — индикация обогрева стекла;
  • 60 — переключатель обогрева стекла;
  • 61 — управление работой лобовых «противотуманок»;
  • 62 — индикатор включения лобовых «противотуманок»;
  • 63 — индикатор включения задней «противотуманки»;
  • 64 — управление работой задней «противотуманки»;
  • 65 — повторители поворотников;
  • 66 — концевики плафона подсветки;
  • 67 — дополнительный предохранитель в цепи «противотуманок»;
  • 68 — переключатель наружного света;
  • 69 — комбинация приборов «высокого» типа;
  • 70 — концевик контрольной лампы заслонки «подсоса»;
  • 71 — аварийная сигнализация;
  • 72 — плафон в салоне;
  • 73 — дополнительный плафон;
  • 74 — задние фонари;
  • 75 — подсветка номера;
  • 76 — система очистки стекла;
  • 77 — нихромовая нить обогрева;
  • 78 — устройство замера количества топлива.

На машинах с 1999 года выпуска начал применяться блок модели 2114-3722010, в котором стали использоваться современные предохранители ножевого типа. Такое устройство может встречаться и на более ранних автомобилях. Общая схема проводки не меняется.

Схема проводки на ВАЗ 2109 с инжектором различается на машинах в зависимости от года выпуска.

С середины 90-х годов на ВАЗ 2109 стали применяться двигатели с системой впрыска, что сильно изменило электрический план моторного отсека и панели приборов. Ниже представлена схема электрики машины 1999 года с ЭСУД типа GM ISFI-2S и Январь 4/4.1.

Электросхема ВАЗ 2109 с инжектором Дженерал Моторс

  • 1 — система форсунок;
  • 2 — свечи;
  • 3 — управляющий модуль зажигания;
  • 4 — диагностический разъем;
  • 5 — контроллер Дженерал Моторс или Январь;
  • 6 — разъем для подключения комбинации приборов;
  • 7 — главное реле системы;
  • 8 — предохранитель проводки питания контроллера и модуля системы зажигания;
  • 9 — защита цепей датчиков замера скорости и расходомера воздуха;
  • 10 — защита питания насоса подачи топлива;
  • 11 — контроллер бензонасоса;
  • 12 — измеритель температуры двигателя;
  • 13 — система холостого хода;
  • 14 — измеритель детонации;
  • 15 — система продувки емкости для улавливания паров топлива;
  • 16 — измеритель положения коленчатого вала;
  • 17 — измеритель скорости;
  • 18 — измеритель расхода воздуха;
  • 19 — лямбда-зонд;
  • 20 — измеритель угла положения дроссельной заслонки;
  • 21 — электрический насос топлива в комплекте с датчиком уровня топлива;
  • 22 — подключение системы зажигания;
  • 23 — контрольная лампа;
  • 24 — замок зажигания;
  • 25 — коммутационный блок;
  • 26 — вентилятор охлаждения радиатора.

Проводка ВАЗ 2109 ее замена поиск неисправностей и доступная электросхема

Могут встречаться машины с регулировкой токсичности при помощи СО-потенциометра. В таких версиях применяется ЭСУД типа Bosch M1.5.4, нет нейтрализатора с лямбда-зондом и системы улавливания паров топлива. В остальном проводка остается идентичной описанной выше.

Начиная с 2002 года все ВАЗ 2109 стали комплектоваться только моторами с системой впрыска. На схеме представлена разводка жгутов электрики ЭСУД Bosch MP7.0 (нормы Евро 2) на машине 2003 года с двигателем ВАЗ 2111.

Электросхема ВАЗ 2109 с инжектором Бош

Читать далее:  Полуось автомобиля что это такое назначение устройство принцип работы

Описание схемы:

  • 1 — четыре форсунки;
  • 2 — свечи;
  • 3 — модуль распределения зажигания;
  • 4 — диагностический разъем, выведенный в салон автомобиля;
  • 5 — разъем контроллера Бош;
  • 6 — разъем комбинации ламп и приборов;
  • 7 — основной коммутационный прибор системы;
  • 8 — плавкая вставка основного прибора;
  • 9 — контроллер управления параметрами работы вентилятора на радиаторе охлаждения;
  • 10 — предохранитель контроллера вентилятора;
  • 11 — управляющее реле бензонасоса;
  • 12 — предохранитель электропроводки бензонасоса;
  • 13 — датчик замера расхода воздуха на впуске;
  • 14 — датчик угла открытия дросселя;
  • 15 — измеритель температуры двигателя;
  • 16 — регулятор параметров холостого хода;
  • 17 — датчик замера детонации в цилиндрах;
  • 18 — датчик положения коленчатого вала;
  • 19 — лямбда-зонд;
  • 20 — блок управления иммобилайзером;
  • 21 — индикатор состояния иммобилайзера;
  • 22 — датчик замера скорости;
  • 23 — электрический мотор привода бензонасоса, в одном модуле с ним находится прибор для замера остатка топлива в баке;
  • 24 — клапан продувки системы улавливания паров бензина;
  • 25 — разъем косы системы зажигания;
  • 26 — комбинация приборов с контрольной и предупредительной лампой Check Engine;
  • 27 — реле запуска системы зажигания;
  • 28 — замок;
  • 29 — монтажный и коммутационный блок;
  • 30 — вентилятор системы охлаждения.

Во время выполнения любых работ необходимо обращать внимание на цветовую маркировку проводов, которая должна совпадать с указанной на схеме.

При многочисленных ремонтах проводка старых машин может быть заменена с применением кабелей с любым цветом изоляции. Поэтому при обнаружении в электросхеме ВАЗ 2109 проводов непонятного обозначения их необходимо прозвонить тестером. Для более плотного анализа рекомендуется использовать интерактивную схему проводки, которую легко найти в сети.

Смена проводки на автомобиле может проводиться целиком или по частям.

Подкапотная проводка ВАЗ-2109 (инжектор, карбюратор): схема

Для полной замены своими руками необходимо:

  1. Снять подкапотный жгут, начиная с разъема правой фары и двигаясь к колодкам коммутатора и блока предохранителей.
  2. Демонтировать задний жгут проводки, начиная снятие с задних фонарей и модуля в топливном баке.
  3. Снять пластиковый кожух панели приборов и демонтировать жгуты проводки.

Электросхема ВАЗ 2109 карбюратор

  • Порядок условной нумерации штекеров в колодках:
  • а – монтажного блока, комбинации приборов, выключателя зажигания и очистителя ветрового стекла (у колодок с другим числом штекеров – порядок нумерации аналогичный); б – датчика-распределителя зажигания; в – коммутатора и блока управления электромагнитным клапаном карбюратора; г – блок-фар, очистителей фар и заднего стекла; ж – плафона освещения салона; е – датчика уровня топлива;
  • д – задних фонарей (нумерация выводов по порядку сверху вниз)

* Устанавливались на части выпускаемых автомобилей. ** С 1995 г. не устанавливаются.

Электрическая схема автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ВАЗ-21099. Низкая панель приборов.

  1. 1 – блок-фара; 2 – электродвигатель очистителя фар (устанавливается на части выпускаемых автомобилей); 3 – выключатель подкапотной лампы; 4 – звуковой сигнал; 5 – электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя; 6 – датчик включения электродвигателя вентилятора; 7 – генератор; 8 – электромагнитный клапан включения омыва фар (устанавливается на части выпускаемых автомобилей); 9 – электромагнитный клапан включения омыва заднего стекла (устанавливается на части выпускаемых автомобилей); 10 – электромагнитный клапан включения омыва ветрового стекла; 11 – свечи зажигания; 12 – датчик–распределитель зажигания; 13 – катушка зажигания; 14 – выключатель света заднего хода; 15 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 16 – стартер; 17 – аккумуляторная батарея; 18 – датчик уровня тормозной жидкости; 19 – коммутатор; 20 – датчик верхней мертвой точки 1-го цилиндра; 21 – колодка диагностики; 22 – блок управления электромагнитным клапаном карбюратора; 23 – реле включения стартера; 24 – концевой выключатель карбюратора; 25 – электромагнитный клапан карбюратора; 26 – датчик контрольной лампы аварийного давления масла; 27 – электродвигатель омывателя стекол; 28 – электродвигатель вентилятора отопителя; 29 – дополнительный резистор электродвигателя отопителя; 30 – переключатель вентилятора отопителя; 31 – электродвигатель очистителя ветрового стекла; 32 – прикуриватель; 33 – лампа подсветки рычагов отопителя; 34 – штепсельная розетка для переносной лампы; 35 – подкапотная лампа; 36 – лампа освещения вещевого ящика; 37 – монтажный блок; 38 – выключатель освещения приборов; 39 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 40 – выключатель стоп-сигнала; 41 – подрулевой переключатель; 42 – выключатель наружного освещения; 43 – выключатель аварийной сигнализации; 44 – выключатель заднего противотуманного света; 45 – предохранитель цепи противотуманного света; 46 – выключатель обогрева заднего стекла; 47 – боковые указатели поворота; 48 – плафон; 49 – разъем для подключения к плафону индивидуального освещения; 50 – выключатели плафона на стойках дверей; 51 – реле зажигания; 52 – выключатель зажигания; 53 – комбинация приборов; 54 – выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора; 55 – задние фонари; 56 – датчик указателя уровня и резерва топлива; 57 – элемент обогрева заднего стекла; 58 – электродвигатель очистителя заднего стекла;
  2. 59 – фонари освещения номерного знака;
  3. А – порядок условной нумерации штекеров в колодке выключателя зажигания; Б – порядок условной нумерации штекеров в колодке электродвигателя очистителя ветрового стекла.

Ваз 2109 высокая панель

Ваз 2109 низкая панель

Понять высокая или низкая панель можно по комбинации приборов на контрольной панели, а также по внешнему виду самой панели автомобиля. 2) Если Ваз 2109 инжекторный, то в 99 % случаев на нем устанавливается высокая панель и Вам необходима электросхема для высокой панели.

Подкапотная проводка ВАЗ-2109 (инжектор, карбюратор): схема

3) Если Ваш Ваз 2109 — экспортный вариант, то схема проводки будет точно такая же как у базового варианта, за исключением опций. Опции могут быть разные и как правило найти схему именно под Ваш вариант будет проблематично. То есть основная схема: панель приборов, зажигание, подзарядка и т.д — одинаковые, не будет указано только дополнительных опций.

4)Запомните, схема проводки ЭСУД полностью отделена от общей электросхемы. То есть, если Вы качаете в интернете электросхему Ваз 2109, то в ней не будет ни контроллера, ни датчиков. Схема проводки ЭСУД — отдельный технический документ; искать и скачивать его также нужно отдельно.

В каждом архиве по две электросхемы, их отличия в том, что на одной монтажный блок Ваз 2109 нарисован одним цельным блоком, в другой нарисована разводка внутри монтажного блока. Естественно вариант схемы с разводкой монтажного блока является более полным и удобным для работы с проводкой автомобиля Ваз 2109.

При работе с проводкой Ваз 2109 всегда помните, что цветовая маркировка проводов — Ваш главный помощник. Цветовая маркировка проводов Ваз 2108, Ваз 2109 на схеме и на самом автомобиле должна совпадать. Достали шлейф проводов и сразу же можете сориентироваться — желтый — габариты, красный — стоп -сигнал, голубой — задний ход, оранжево-черный — противотуманные фонари.

Автомобиль ВАЗ 2109 на протяжении многих лет оставался одним из самых популярных в стране. Не просто популярных, но и престижных.

В социальной иерархии владельцы девяток стояли не намного ниже владельцев подержанных Кадетов и Джетт.

С надежностью автомобиля можно было поспорить, но поскольку альтернативы не было, то автомобиль заполонил весь СНГ и даже собирался узловым методом в Финляндии, но это мало относится к модели 2109.

Для того чтобы самостоятельно разбираться в автомобиле, нужно обладать знаниями по его устройству и принципам работы тех или иных элементов.

Подкапотная проводка ВАЗ-2109 (инжектор, карбюратор): схема

Инжектор ВАЗ 2109 является совокупностью электронных элементов, обеспечивающих бесперебойную работу двигателя. Без него он становится просто бесполезной грудой металла.

Инжектор ВАЗ 2109 является системой управления двигателем, поэтому проводка и отдельные его элементы должны быть исправны, а их работа правильно отрегулирована.

Устройство

Электросхема ВАЗ 2109 с распределённым впрыском топлива значительно сложнее карбюраторных моделей. Это вполне логично, т. к. сам по себе инжектор предполагает наличие электронных устройств. Любая электрическая схема предназначена для решения ряда задач. Схема системы распределённого впрыска ВАЗ 2109 решает следующие задачи:

  • Передача сигналов о состоянии параметров;
  • Передача управляющих импульсов;
  • Электрическая защита устройств;
  • Защита системы от замыкания.

Исходя из выполняемых функций, конструкция системы должна быть необходимой и достаточной для их реализации.

Электрический сигнал в системе управления двигателем ВАЗ 2109 передаётся к электронному блоку по проводам, которые имеют соответствующую цветовую маркировку. Это облегчает чтение электрической схемы и поиск нужного провода. Необходимыми условиями для обеспечения качественной передачи сигнала являются:

  • Требуемое сечение проводов;
  • Минимальное сопротивление контактов разъёмных соединений;
  • Электрическая прочность изоляции проводников.

Работа двигателя, а следовательно, динамические характеристики двигателя ВАЗ 2109, определяет то, в каком состоянии находится проводка.

Читать далее:  Инструкция по замене масла в коробке передач Daewoo Nexia фото и видео

Уменьшение сечения проводника снижает мощность передаваемого им сигнала, повышает его температуру. Даже если снаружи незаметно разрушение жил, то это вовсе не означает, что его нет.

В процессе эксплуатации автомобиля проводка подвергается воздействию разрушающих факторов. Со временем происходит окисление контактов. По этой причине увеличивается их сопротивление, что обуславливает необходимость периодической чистки.

Искажённые сигналы вносят неточность или перебои в работу всей системы ВАЗ 2109. С целью обеспечения помехозащищённости датчик кислорода, детонации, положения коленчатого вала и блок противоугонной системы снабжены экранированными проводами.

Выход из строя какого-либо устройства инжектора чреват заменой на новый. Это сопровождается материальными затратами. Если же таких устройств несколько, то расходы возрастают многократно. Кроме замены может потребоваться настройка. В этом случае при отсутствии необходимых знаний, потребуется обращение к специалистам.

Предохранители системы распределённого впрыска ВАЗ 2109 имеют меньшее, чем остальная проводка, сечение. Поэтому они перегорают, когда ток превышает их номинал, тем самым защищая изоляцию проводов и элементы системы от плохих последствий. Электросхема инжектора содержит следующие предохранители:

  • Главного реле;
  • Электровентилятора охлаждения;
  • Бензонасоса.

Перегоревшие предохранители следует заменить и обязательно найти, устранить причину, которая к этому привела.

Однако не только предохранители обеспечивают защиту, но и электромагнитные реле. Гальваническая развязка сигналов позволяет разделить слаботочные и силовые цепи. Это свойство играет большую роль в управлении. Система содержит главное реле, реле бензонасоса и электровентилятора радиатора охлаждения.

Защита от замыкания

Проводка автомобиля характеризуется, кроме всего прочего, электрической прочностью изоляции. Последняя зависит от состояния её материала. С течением времени изоляция становится хрупкой и появляются микроскопические трещины. При прозвонке проводка может быть исправной, но во время движения автомобиля пробивать на «массу». Замыкание возможно между двумя или несколькими проводами.

Полезные советы

Подкапотная проводка ВАЗ-2109 (инжектор, карбюратор): схема

Выполнение простых рекомендаций продлит срок службы проводки и упростит жизнь автовладельца.

Стоит периодически заглядывать под капот автомобиля и проверять состояние изоляции, разъёмов. При обнаружении надломанных проводов следует предотвратить их дальнейшее разрушение и замыкание. Это можно сделать с помощью изоленты или термоусадки.

Если провод буквально висит на волоске, то необходимо зачистить концы, облудить и спаять. После чего хорошо изолировать соединение. Слабый контакт в разъёмах нужно устранить. Можно воспользоваться пассатижами.

Схема электропроводки ваз 2109

Выводы

  • 2 – моторедуктор очистителя фары;
  • 3 – противотуманная фара;
  • 4 – звуковой сигнал;
  • 5 – электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя;
  • 6 – выключатель подкапотной лампы;
  • 7 – датчик включения электродвигателя вентилятора;
  • 8 – разъемы для подключения к датчикам износа колодок передних тормозов;
  • 9 – датчик уровня омывающей жидкости;
  • 10 – электромагнитный клапан включения омыва фар;
  • 11 – электромагнитный клапан включения омыва заднего стекла (на ВАЗ-21099 не устанавливался);
  • 12 – электромагнитный клапан включения омыва ветрового стекла;
  • 13 – электродвигатель омывателя стекол;
  • 14 – датчик контрольной лампы давления масла;
  • 15 – концевой выключатель карбюратора;
  • 16 – электромагнитный клапан карбюратора;
  • 17 – датчик уровня масла;
  • 18 – генератор 37.3701;
  • 19 – свечи зажигания;
  • 20 – штепсельная розетка для переносной лампы;
  • 21 – подкапотная лампа;
  • 22 – датчик расхода топлива;
  • 23 – датчик скорости автомобиля;
  • 24 – датчик-распределитель зажигания;
  • 25 – блок управления электромагнитным клапаном карбюратора;
  • 26 – моторедуктор очистителя ветрового стекла;
  • 28 – катушка зажигания;
  • 30 – датчик верхней мертвой точки 1-го цилиндра*;
  • 31 – колодка диагностики*;
  • 32 – реле включения стартера;
  • 33 – выключатель света заднего хода;
  • 34 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
  • 35 – аккумуляторная батарея;
  • 36 – реле включения противотуманных фар;
  • 37 – датчик уровня тормозной жидкости;
  • 38 – датчик уровня охлаждающей жидкости;
  • 39 – монтажный блок;
  • 40 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 41 – выключатель стоп-сигнала;
  • 43 – лампа освещения вещевого ящика;
  • 44 – электро-двигатель вентилятора отопителя;
  • 45 – дополнительный резистор электродвигателя отопителя;
  • 46 – переключатель вентилятора отопителя;
  • 47 – лампа подсветки рычагов отопителя;
  • 48 – моторедуктор электростеклоподъемника правой передней двери;
  • 49 – моторедуктор блокировки замка правой передней двери;
  • 50 – моторедуктор блокировки замка правой задней двери;
  • 51 – блок управления блокировкой замков дверей;
  • 52 – выключатель зажигания;
  • 53 – маршрутный компьютер;
  • 54 – реле зажигания;
  • 55 – выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора;
  • 56 – выключатель электростеклоподъемника правой передней двери;
  • 57 – выключатель электростеклоподъемника левой передней двери;
  • 58 – подрулевой переключатель;
  • 59 – выключатель освещения приборов;
  • 60 – предохранитель цепи противотуманного света;
  • 61 – выключатель заднего противотуманного света;
  • 62 – контрольная лампа включения заднего противотуманного света;
  • 63 – выключатель противотуманных фар;
  • 64 – контрольная лампа включения противотуманных фар;
  • 65 – выключатель обогрева заднего стекла;
  • 66 – контрольная лампа включения обогрева заднего стекла;
  • 67 – моторедуктор электростеклоподъемника левой передней двери;
  • 68 – моторедуктор блокировки замка левой передней двери;
  • 69 – моторедуктор блокировки замка левой задней двери;
  • 70 – боковые указатели поворота;
  • 71 – выключатель плафона на стойке передней двери;
  • 72 – выключатель плафона на стойке задней двери (на ВАЗ-21083 – не устанавливались);
  • 74 – плафон индивидуального освещения салона;
  • 75 – выключатель наружного освещения;
  • 76 – комбинация приборов;
  • 77 – выключатель аварийной сигнализации;
  • 78 – контрольная лампа включения аварийной сигнализации;
  • 79 – задний фонарь;
  • 80 – колодки для подключения к элементу обогрева заднего стекла;
  • 81 – моторедуктор очистителя заднего стекла (на ВАЗ-21099 не устанавливался);
  • 82 – фонари освещения номерного знака;
  • 83 – датчик указателя уровня и резерва топлива
  • а – блок-фар, очистителей фар и заднего стекла;
  • б – коммутатора и блока управления электромагнитным клапаном карбюратора;
  • в – датчика-распределителя зажигания, датчика скорости и датчика расхода топлива;
  • г – монтажного блока, комбинации приборов, выключателя зажигания, очистителя ветрового стекла и блока управления блокировкой замков дверей (у колодок с другим числом штекеров – порядок нумерации аналогичный);
  • д – моторедукторов электростеклоподъемников и моторедукторов блокировки замков дверей;
  • е – задних фонарей (нумерация выводов по порядку сверху вниз);
  • ж – плафона освещения салона;
  • з – датчика уровня топлива

В жгуте проводов панели приборов вторые концы белых проводов сведены в одну точку, которая соединена с выключателем освещения приборов. Вторые концы тонких черных проводов также сведены в точки, соединенные с массой. На схеме показано подключение всего дополнительного электрооборудования, но на автомобиле конкретной комплектации может отсутствовать тот или иной вспомогательный узел или система.

Есть функция «парковочный свет» — включение левых или правых габаритов на стоянке.

Нет датчика износа тормозных колодок (раньше лампа ручного тормоза мигала при поднятом рычаге, и загоралась постоянно при срабатывании датчиков на тормозных колодках).

Противотуманные фары, центральный замок, подогрев сидений и электростеклоподъёмники.

Подкапотная проводка ВАЗ-2109 (инжектор, карбюратор): схема

Годы производства 2109: 1987—2004 — в России, 2004—2011 — на Украине

Фароочистители включаются кнопкой, на месте реле — перемычка.

Годы производства 21099: 1990—2004 — в России, 2004—2011 — на Украине

Схема включения противотуманных фар с 2000 года на высокой панелиС 2000 г. в соответствии с правилом 48-01 ЕЭК ООН на части а/м ВАЗ изменена электрическая схема включения задних противотуманных фонарей.

Добавлены реле задних противотуманных фонарей 2114-3747610, и выключатель задних противотуманных фонарей 21093-3710030-10 (как и обычный только без фиксации).

Жгут панели приборов используется 21099-3724030

Переделываем включение задних туманок по последней схеме. То есть кнопка будет без фиксации: если включен свет фар или передние противотуманки, нажимаем и отпускаем кнопку задних противотуманок — они включаются.

Выключаются при повторном нажатии на кнопку или автоматически при отключении фар. То есть мы никогда не забудем их выключить. Для высокой панели.Нужно реле задних противотуманных фонарей 2114-3747610.

Может выглядеть по-другому, оно применяется ещё на ВАЗ-2114, 2110, ГАЗ-3110… Желательно к нему найти разъём, можно просто обычные клеммы обмотать изолентой и повтыкать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
AutoJiza
Adblock
detector