Ремонт насос-форсунок регулировка неисправности элементов и способы их устранения

Диагностика неисправностей

Начнем с того, что большинство форсунок для дизеля (за исключением насос-форсунок и систем Cоmmon Rail) устроены и работают по схожему принципу. Это значит, что их ремонт также предполагает похожие действия. Для лучшего понимания начнем с принципов работы.

Подача топлива на форсунки в дизелях реализована посредством его нагнетания под высоким давлением. Такое давление на каждую форсунку создает:

  • топливный насос высокого давления ТНВД;
  • насос-форсунки сами сжимают и впрыскивают топливо;
  • в системах Cоmmon Rail давление топлива поддерживается постоянно в специальном «аккумуляторе» высокого давления;

Теперь давайте рассмотрим работу наиболее распространенной системы питания с обычным ТНВД. Если просто, такой насос имеет механический привод и вращается от двигателя. Вращение шкива ТНВД позволяет плунжерным парам в устройстве насоса сильно сжимать дизельное топливо и выдавать давление около 300 кг/см². Затем происходит распределение дизтоплива на форсунки, что соответствует тактам работы двигателя.

Топливо поступает от насоса по магистралям высокого давления к форсунке, установленной на каждом цилиндре, после чего проходит через отдельный канал и оказывается внутри дизельной форсунки (в полости распылителя). Внутри распылителя конструктивным элементом является специальная конусная игла. Такая игла форсунки снизу притирается к седлу с очень большой точностью. Сверху иглу прижимает пружина. Указанная пружина давит на иглу через отдельную шайбу.

Шайба может иметь разную толщину, что определяет степень давления пружины на иглу. По этой причине шайбу называют регулировочной, так как от давления пружины будет зависеть и давление топлива, от которого сработает игла форсунки.

Срабатывание иглы происходит в результате того, что внутри форсунки накапливается нагнетаемое ТНВД топливо. Если иначе, когда горючее доходит до конуса иглы, дальнейший проход солярки становится невозможным, так как канал перекрыт иглой, плотно прижимаемой к седлу усилием пружины.

После
технического обслуживания или ремонта
двигателя производится «холодная»
регулировка ДВС, в том числе и топливной
аппаратуры – проверяется угол опережения
подачи топлива, который для двигателя
NVD-36 должен составлять 21…23
на всех цилиндрах.

Порядок
проверки и установки угла опережения
подачи топлива в градусах поворота
коленчатого вала производят при помощи
моментоскопа (по мениску) как на двигателе
6 NVD-26 (смотри методические указания к
лабораторной работе по теме: «Проверка
и регулировка угла опережения подачи
топлива» на двигателе 6NVD-26).

По
результатам индицирования двигателя
в случае необходимости регулировки Рz
и tГ
изменяют угол опережения подачи топлива
следующим образом. На цилиндрической
поверхности топливной кулачной шайбы
3 и втулки 6, на которой она крепится,
карандашом наносят риску для фиксации
положения. Затем отдают стопорную гайку
24 и осторожно выводят шайбу из зацепления.

Ремонт насос-форсунок регулировка неисправности элементов и способы их устранения

При
необходимости увеличить угол опережения
подачи топлива топливную кулачную шайбу
3 переставляют от фиксированного
положения на необходимое количество
зубцов в сторону вращения распределительного
вала, для уменьшения – в сторону,
противоположную вращению распредвала.
При перестановке топливной кулачной
шайбы 3 на один зубец угол опережения
подачи топлива изменится на 4
поворота коленчатого вала. Давление
сгорания при этом изменяется на 0,3-0,4
МПа (3-4 кГс/см2).

При
проверке и установке угла опережения
подачи топлива на передний ход
проворачивать двигатель необходимо
только по ходу, с тем, чтобы выбрать
зазоры в передаче. При проверке и
установке опережения подачи топлива
на задний ход проворачивать вал двигателя
необходимо только на задний ход по той
же причине.

6.1.
Показание «0» раскепника-индикатора
заносят в таблицу.

6.2.
После установки раскепника между щеками
проворачивание коленвала производят
таким образом, чтобы он «уходил» от
шатуна и не сбил его.

6.3.
Поворачивают коленвал на 90
и устанавливают кривошип в положение
ЛБ (левый борт). Пусть показание
раскепника-индикатора будет 0,02мм, его
значение заносят в графу ЛБ 1-го цилиндра.

Ремонт насос-форсунок регулировка неисправности элементов и способы их устранения

6.4.
После этого опять проворачивают коленвал
на 90
и устанавливают кривошип в положение
ВМТ, снимают показания раскепника и
заносят в графу ВМТ 1-го цилиндра.

6.5.
Далее проворачивают коленвал опять на
90
в положение кривошипа ПБ и производят
запись в таблицу в соответствующие
графы.

6.6.
Аналогично производят замеры раскепов
на всех цилиндрах и заносят в таблицу
9.1, где приведен пример результатов
измерений.

4.1.
Настоящая лабораторная работа проводиться
после лабораторной работы по теме
«Изучение конструкции и систем дизеля
5Д4(4Ч8,5/11)».

4.2.
Проверить надёжность крепления дизеля
к раме и соединения его с приводным
механизмом.

4.3.
Проверить надежность крепления всех
навешенных механизмов.

4.4.
Проверить отключение нагрузки.

4.5.
Проверить наличие и уровень топлива в
расходной цистерне, при необходимости
долить. Открыть кран топлива на топливной
системе. Прокачать топливо ручным
подкачивающим насосом, при необходимости
удалить воздух из топливной системы
через пробки на фильтре и топливном
насосе.

4.6.
Проверить наличие и уровень масла в
поддоне дизеля, уровень должен быть у
верхней метки маслощупа. При необходимости
долить масло через сапут. В случае
доливки ГСМ необходимо пользоваться
чистой и сухой посудой, не допускать
попадания воды в масло.

4.7.
Уровень масла в регуляторе должен быть
у верхней метки на стекле маслоуказателя,
а в топливном насосе на уровне контрольного
отверстия. В случае необходимости долить
масло.

4.8.
Проверить наличие и уровень масла в
редукторе привода воздушного компрессора.
Уровень должен быть не ниже метки на
стекле.

4.9.
Проверить и при необходимости заполнить
систему охлаждения мягкой водой с
хромпиком (на 1л. воды 2гр. хромпика ГОСТ
2652-78). Расширительный бачок должен быть
заполнен на 75-86 % его объёма. Система
охлаждения заполняется через горловину
расширительного бачка при открытом
кранике на выхлопном коллекторе, при
прекращении выделении пузырьков воздуха
ниже 8 С
заливаемая в дизель вода подогревается
до температуры 80 С.

При
минусовой температуре окружающего
воздуха в систему охлаждения рекомендуется
заливать низкозамерзающие жидкости
(антифризы).

4.10.
Проверить легкость проворачивания
коленчатого вала и проверить его не
менее, чем на два оборота в ручную
рукояткой.

4.11.
Проверить зазоры между коромыслам и
убедиться в отсутствии заедания рейки
топливного насоса и рычагов регулятора.

Ремонт насос-форсунок регулировка неисправности элементов и способы их устранения

4.12.
Подготовить к работе пусковое устройство
в соответствии с инструкцией по его
эксплуатации, включить пускатель в
положение «Включено» и на кнопочном
включателе нажать чёрную кнопку.

4.13.
Убедиться в отсутствии посторонних
предметов (ветоши, инструмента и др.) на
дизеле и приводном механизме, а также
вблизи их.

4.14.
Убедиться в наличии и исправности
штатных контрольно-измерительных
приборов.

8.2.1.
Наличие топлива в топливной системе —
см. п. 8.1.2.

8.2.2.
Плохой распыл топлива форсунками —
определить их, заменить другими.

8.2.3.
Неправильно установлен угол опережения
подачи топлива — см. п. 8.1.6.

8.2.4.
Недостаточная компрессия в цилиндрах
— заменить поршневые кольца, притереть
клапана, проверить и установить зазоры
между коромыслом и клапанами.

8.2.5.
Износ плунжерных и клапанных пар —
заменить их.

8.3.1.
Большой угол опережения подачи топлива
— уменьшить угол.

8.3.2.
Дана номинальная нагрузка непрогретому
дизелю — уменьшить нагрузку.

8.3.3.
Металлический стук в верхней части
двигателя — износ деталей клапанного
механизма, увеличится зазор в головном
соединении поршней.

8.3.4.
Сильный стук в нижней части двигателя
— износ подшипников, необходим ремонт.

2.1.
Изучение методических указаний, учебной
и справочной литературы, конспекта
лекций.

2.2.
Изучение конструкции механизма
газораспределения исследуемого дизеля
по его технической документации и на
стенде.

2.3.
Проверка и регулировка зазоров в
клапанных механизмах всех цилиндров
дизеля.

2.4.
Построение круговой диаграммы фаз
газораспределения.

2.5.
Проверка углов открытия и закрытия
клапанов всех цилиндров дизеля. Анализ
результатов измерений.

2.6.
Оформление и защита отчета. Необходимым
условием успешной защиты является
тщательное изучение учебной литературы.

2.1.
Изучить общие сведения об индицировании
двигателей.

2.2.
Изучить устройство и работу приборов
индицирования ДВС.

2.3.
Изучить правила техники безопасности.

2.4.
Провести индицирование всех цилиндров
работающего двигателя.

2.5.
Обработать и проанализировать результаты
измерений.

2.6.
Оформить и защитить отчет.

Работа
выполняется на прогретом работающем
двигателе.

5.1.
подготавливают прибор к действию; —
смазывают поршенек и втулку барабана;

5.2.
подбирают согласно таблице 1 и устанавливают
пружину;

5.3.
перед установкой прибора на цилиндр
продувают индикаторный кран во избежание
попадания нагара и смолистых отложений
в подвижные части индикатора;

5.4.
на кран устанавливают индикатор, к
барабану которого крепится шнур;

5.5.
после установки прибора и проверки
вращения барабана на последний надевают
индикаторный бланк;

5.6.
подключают конец шнура к индикаторному
приводу, после чего барабан начинает
вращаться в переменных направлениях;

5.7.
не открывая индикаторного крана, проводят
атмосферную линию на бланке, слегка
прижимая карандаш к барабану;

5.8.
открывают индикаторный кран и снова на
короткий промежуток времени прижимают
карандаш к бланку, снимая индикаторную
диаграмму;

5.9.
закрывают кран, снимают бланк и индикатор
во избежание его перегрева;

5.10.
позиции 5.4 — 5.9 повторяют для каждого
цилиндра, после чего приступают к
обработке индикаторных диаграмм.

Гребенки
давлений снимают в тех случаях, когда
на двигателе нет индикаторного привода
или когда отсутствует необходимость в
определении индикаторной мощности, а
требуется только определить степень
загрузки отдельных цилиндров.

Проверка форсунок дизельного двигателя своими руками

Для определения неисправной необходимо на заведенном двигателе довести обороты коленвала до такой частоты, когда сбои в работе дизеля заметны наиболее отчетливо. Далее каждую из форсунок последовательно отключают путем ослабления накидной гайки в месте крепления магистралей высокого давления к соответствующим штуцерам насоса.

Забитый инжектор можно выявить путем прощупывания топливопровода на предмет толчков, которые возникают в результате пульсации нагнетаемого ТНВД горючего при полной невозможности или только частичной его прокачке через сопло. Следует обратить внимание на штуцер вызывающей подозрение секции. Температура элемента будет выше сравнительно с остальными.

Помните, в процессе проверки  и регулировки дизельных форсунок необходимо соблюдать  повышенную осторожность! Струя топлива подается под большим давлением. При попадании такой струи на открытые участки кожи возможны глубокие и серьезные раны. Одежда также не является эффективной защитой от струи топлива под высоким давлением!

Экономичность дизеля и эффективность его работы сильно зависит от типа установленных распылителей, которые периодически меняют в процессе чистки, регулировки или ремонта топливной системы дизельного двигателя. Перед монтажом дизельной форсунки на мотор нужно убедиться в подходящей маркировке распылителя. Распылители на всех инжекторах должны быть одинаковыми, пропускная способность не должна отличаться.

Проверка форсунок на давление в момент впрыска, а также анализ эффективности распыла осуществляется при помощи специального прибора под названием максиметр. Максиметр является контрольным образцом в виде специальной форсунки. Такой  элемент имеет тарировочную пружину и шкалу, которая нанесена на корпус и колпак. При помощи указанной шкалы становится возможным установить давление начала впрыска солярки.

Вторым способом является наличие контрольной образцовой рабочей форсунки, с которой сравниваются остальные. Данные проверки производят на заведенном дизельном двигателе. Чтобы проверить качество распыла и давление впрыска потребуется демонтаж форсунки и топливопровода с дизельного ДВС. Далее на свободный штуцер топливного насоса высокого давления монтируется специальный тройник, к которому подключают тестируемую деталь параллельно с заведомо исправной контрольной.

Контрольный инжектор предварительно регулируют на оптимальный показатель давления начала топливного впрыска, проверяют на качество распыла. Также необходимо осуществить ослабление затяжки накидных гаек на оставшихся штуцерах ТНВД. Это позволит прервать топливоподачу к другим дизельным форсункам. Последним шагом становится активация декомпрессионного механизма, выставляется максимальная подача горючего. После этого можно начинать  вращение коленвала двигателя.

Ремонт насос-форсунок регулировка неисправности элементов и способы их устранения

Обе форсунки (контрольная и тестируемая) должны демонстрировать одновременное начало впрыска топлива. Если тестируемый инжектор отклоняется от нормы сравнительно с контрольным образцом, тогда потребуется регулировка дизельной форсунки.  Необходимо отрегулировать давление пружины тестируемой детали.

Для регулировки потребуется отвинтить колпак форсунки и ослабить контргайку. Далее при помощи регулировочного винта нужно установить такую степень затяжки пружины,  чтобы оба инжектора в итоге осуществляли впрыск одновременно. Для определения эффективности и качества распыла тестируемой детали необходимо сравнить результат с показателями контрольного образца.

Проверка дизельных форсунок на давление впрыска и качество распыла при помощи контрольного образца займет больше времени по сравнению с использованием заранее подготовленного максиметра. Кроме проверки на двигателе с использованием ТНВД эффективность работы инжектора можно протестировать при помощи специального проверочного (регулировочного) стенда.

Нормально работающая форсунка в момент подачи топлива производит одиночный, короткий и «кучный» впрыск, который сопровождается резким звуком. Распространенной ситуацией является то, что отверстия сопла форсунок (распылителя) могут быть частично забиты или изношены. Тогда сопло требует чистки или замены.

Частой проблемой является нарушение плотности посадки иглы форсунки в направляющей втулке. Если плотность уменьшена, тогда существенно больше топлива протекает через образовавшийся зазор между иглой и втулкой. Для исправного инжектора допускается протечка горючего не более 4% от общего количества топлива, которое подается в цилиндр двигателя.

  • необходимо затянуть пружину форсунки так, чтобы параметр давления открытия иглы совпадал с тем, который указан в технической литературе по эксплуатации конкретного дизельного двигателя;
  • следующим шагом становится создание заведомо большего давления топлива, чем указанное в документации по эксплуатации ДВС. Затем нужно замерить при помощи секундомера время, за которое давление упадет на 50 кгс/см2 от рекомендуемого;

Оптимальное время падения давления указано в технической документации по эксплуатации мотора. Зачастую требуется не менее 15 секунд для полностью новых форсунок. Для детали с пробегом данный показатель находится в рамках 5 секунд.

Если наклонить направляющую иглы на угол около 45 градусов, тогда игла должна выйти из нее не более чем на треть от длины направляющей. Игла должна выходить свободно, под  собственным весом и при учете любого поворота вокруг оси. Указанную  пару втулка-игла меняют в случае существенных отклонений в работе. Отдельная замена иглы без замены направляющей втулки не рекомендуется, так как данные элементы подгоняются друг к другу с высокой точностью.

Регулировка давления подъема иглы форсунки достигается путем изменения силы натяжения пружины. Максимально допустимое отклонение находится в рамках до 10 кгс/см2. Показатель величины такого давления указан в инструкции по эксплуатации ДВС.

Перед началом ремонта очень важно не допустить попадания грязи и мелких посторонних частиц внутрь элементов системы питания. Для этого рекомендуется предварительно вымыть ГБЦ одним из доступных способов (Керхером, мойка паром, самостоятельная очистка и т.д.), очистить углубления под форсунки и сами инжекторы.

Указанные действия помогут избежать повреждения резьбы, уплотнительного конусного отверстия, а также снизить вероятность попадания мелких частиц грязи внутрь ДВС после выкручивания форсунок.

Еще одним ответственным моментом являются трубки высокого давления. Перед снятием их рекомендуется пометить, так как в процессе обратной сборки могут возникнуть сложности с порядком установки и правильностью монтажа. Для пометки можно использовать маркер, метки наносятся в области штуцера каждой форсунки и штуцера топливного насоса.

Читать далее:  Установка и подключение ДХО (дневных ходовых огней) своими руками схема подключения и видео-инструкция

После того как кольца-уплотнители были установлены, резьбу форсунок нужно дополнительно смазать небольшим количеством графитной или медной смазки.

  • Следующим шагом становится вкручивание форсунки, при этом исключительно от руки, а не ключом. Если одна из форсунок не «идет» от руки, тогда резьбу в ГБЦ нужно дополнительно очистить. Во время вкручивания форсунку надо точно расположить по резьбе. Главная задача состоит в том, чтобы не повредить резьбу в головке двигателя.

Если от руки форсунка не вкручивается, тогда для правильной установки следует аккуратно выкрутить ее обратно, после чего повторить попытку. Конечная затяжка при помощи динамометрического ключа производится только тогда, когда форсунка будет полностью вкручена по резьбе в отверстие рукой. Также необходимо в обязательном порядке соблюдать рекомендуемый момент затяжки.

  • Завершающим этапом является присоединение к форсункам и насосу магистралей высокого давления. Как уже говорилось выше, трубки должны быть помечены, чтобы исключить ошибки при сборке. Перед установкой трубки желательно еще раз промыть изнутри чистым дизтопливом.

Параллельно вместе с трубками необходимо правильно установить фиксирующие пластинки, которые удерживают трубки, исключая их вибрации. Если допустить ошибки при установке пластин, тогда сильные вибрации станут причиной растрескивания и быстро выведут трубки высокого давления из строя.

  • Далее необходимо избавиться от завоздушивания топливной системы, после чего двигатель можно заводить. Чтобы удалить воздух может понадобиться совершить целый ряд действий, что будет зависеть от конкретного случая и типа ТНВД.

Иногда бывает достаточно прокрутить двигатель стартером или воспользоваться насосом ручной подкачки, после чего топливо без пузырьков воздуха начинает выходить из трубок высокого давления. Также могут потребоваться дополнительные манипуляции с откручиванием корпуса топливного фильтра. Отметим, что наиболее сложной ситуацией является удаление воздушных пробок из самого ТНВД.

На
каждой из 4-х секций насоса необходимо
установить одинаковый угол опережения
подачи топлива. Для этого поочередно
демонтируется трубка 9 (рис.6.1) выворачивается
штуцер 16, снимается пружина 8, нагнетательный
клапан 10 и седло клапана 11. После этого
рукояткой 7 (рис.6.2) плунжер устанавливается
в крайнее верхнее положение, в этом
случае кулачок распределительного вала
1 (рис.6.

1) своей рабочей частью также
находится в крайнем верхнем положении
и через ролик толкателя 2 поднимает
плунжер в крайнее верхнее положение.
После этого замеряется расстояние между
верхним торцом плунжера и верхней
плоскостью корпуса ТНВД, которое должно
быть S=29,70,1
мм. Подъем плунжера или его опускание
вниз регулируется регулировочным болтом
14. Для этого предварительно отдается
контргайка 15 и после регулировки
зажимается вновь. Результаты замеров
заносятся в таблицу 1.

Дизельные форсунки

Для
проверки и регулировки нулевой подачи
топлива необходимо рукоятку 8 (рис.6.2)
установить в крайнее левое положение,
т.е. в сторону топливоподкачивающего
насоса. После этого рукояткой 7 по
часовой стрелке сделать 20…25 оборотов.
Топливо, в этом случае, не должно
поступать в стеклянные колбы 6 по
трубопроводам 5.

В случае поступления
топлива в стеклянные колбы необходимо
снять лючок с противоположной стороны
ТНВД (от топливоподкачивающего насоса),
ослабить винт (на рис.6.1 не показан)
крепления зубчатого венца 5 (рис.6.1) и
провернуть поворотную втулку 4, а вместе
с ней за поводок 13 плунжер 7 в сторону
уменьшения подачи топлива.

После этого
затянуть винт крепления зубчатого венца
5 на поворотной втулке 4. Снова сделать
20…25 оборотов распределительного вала
1 и убедиться в отсутствии поступления
топлива в стеклянную колбу. В случае
подачи топлива регулировку необходимо
повторить. Перед регулировкой топливо
из стеклянных колб необходимо слить в
бачок 1.

Ремонт форсунки

В ряде случаев ремонт насос форсунок своими руками, восстановление форсунок Делфи или Бош, а также работы с элементами Common Rail потребуют специального оборудования. Такое оборудование зачастую отсутствует в гаражных условиях, то есть ремонт лучше производить в специализированном сервисе.

Что касается необходимости отремонтировать механические форсунки, с такой работой можно справиться самостоятельно, имея необходимые запчасти и минимум инструментов. Давайте рассмотрим этот процесс.

Начнем с того, что неплотное прилегание иглы к седлу распылителя в ряде случаев обусловлено возникновением бокового усилия, которое появляется в зависимости от степени износа нажимного штифта в области направляющего отверстия. Параллельно также следует учитывать износ указанного отверстия (проставки).

Неисправности дизельных форсунок

Под воздействием бокового усилия конус иглы в момент прижимания к седлу будет прилегать к одной стороне седла сильнее по сравнению с другой стороной. В результате как седло, так и конусный оконечник иглы подвергается неравномерному износу, форма меняется с круга на овал. Нормального прилегания в таких условиях добиться не удается, форсунку нужно восстанавливать.

  1. Для устранения неисправности потребуется снять форсунки, отвернуть гайку распылителя и заменить распылитель. При этом зачастую также нужно произвести замену нажимного штифта и проставки. Параллельно осуществляется развертка или замена прижимной пружины.
  2. Перед началом работ важно знать, что устройство форсунки не предполагает наличия уплотнителей, то есть максимально плотная подгонка соединяемых деталей и герметизация возможны благодаря высокому качеству обработки сопрягаемых поверхностей.
  3. Также отметим, что игла распылителя перемещается в направляющем канале, причем отверстие имеет небольшой зазор. Этот зазор также не имеет уплотнений, то есть лишнее дизтопливо внутри форсунки попадает в место нахождения пружины.
  4. Для сохранения подвижности иглы реализован специальный канал обратного слива, что позволяет удалить лишнее дизтопливо, которое далее возвращается по системе «обратки» в топливный бак.

Итак, после диагностики на проверочном стенде следует отделить дефектные форсунки, после чего можно приступать к их ремонту. Для того чтобы раскрутить элемент, не рекомендуется использовать ключи рожкового типа. Для этой задачи хорошо подойдет накидной ключ, который обеспечивает плотный обхват всех граней на гайке.

Дело в том, что рожковым ключом можно зализать грани на гайке, также на некоторых форсунках указанные гайки изначально хрупкие, то есть могут попросту треснуть при неравномерном давлении на грани. Проблема осложняется тем, что в продаже найти гайки отдельно бывает очень затруднительно.

Для правильной разборки форсунку нужно вставить в накидной ключ, далее ключ следует зажать в тиски. Теперь можно откручивать гайку, воспользовавшись накидной головкой. После того, как гайка немного сдвинулась, дальнейшее откручивание следует производить от руки.

Гайка может выкрутиться сразу, причем вместе с прикипевшим к ней распылителем. Если это произошло, тогда распылитель следует отмочить в составе для отворачивания закисших болтов и гаек (например, WD-40). Затем его аккуратно выстукивают из гайки.

  • Для снятия распылителя гайку нужно положить на пластину из алюминия, в которой выполнено сквозное отверстие. Указанное отверстие должно иметь диаметр, который будет немного больше диаметра распылителя. Саму пластину размещают на «губах» открытых тисков.
  • Теперь на торцевую часть распылителя нужно приставить стержень из меди или алюминия, после чего легким постукиванием по такой надставке выбить распылитель. После снятия распылителя все элементы потребуется тщательно очищать от нагара и отложений. Делать это можно при помощи щетки с мелкой стальной щетиной.
  • Также для очистки необходимо использовать карбиклинер. Если такого очистителя нет, тогда промывать детали от нагара можно в чистой солярке или ацетоне. Завершающим этапом промывки является ополаскивание гайки, корпуса форсунки и распылителя в чистом дизтопливе.
  • Для просушивания рекомендуется использовать сжатый воздух из компрессора. Такой подход позволяет удалить мелкий мусор из стыков соединяемых деталей, а также исключает попадание частиц ворса при обтирании ветошью.
  • Далее можно переходить к установке нового распылителя и сборке форсунки. Сначала все элементы закручиваются от руки, после чего затяжка производится при помощи накидного ключа. Отметим, что на начальном этапе не следует сильно затягивать гайку, так как не исключена необходимость разобрать устройство еще раз.
  • Теперь собранную форсунку с новым распылителем потребуется заново проверять на стенде. Если элемент начал работать исправно (своевременно открываться, качественно распылять горючее, герметично закрываться, нормально скидывать горючее в обратку и т.д.), тогда можно будет окончательно затянуть гайку, отложить форсунку в строну и далее установить деталь на двигатель.

Во время финальной сборки форсунки важно учесть, что накидная гайка распылителя затягивается с определенным усилием при помощи динамометрического ключа (момент затяжки указан в руководстве по эксплуатации и ремонту конкретного ДВС). Также перед началом затяжки понадобиться закрыть отверстия отмытой и проверенной форсунки специальными колпачками.

Как правило, сразу после замены одного распылителя элемент редко начинает работать исправно, так как форсунка обычно демонстрирует срабатывание при сниженном или повышенном давлении, распылитель переливает горючее и т.д. Это говорит о том, что нужна дополнительная регулировка.

  • Для того, что срабатывание происходило при необходимом давлении, нужно правильно подобрать регулировочную шайбу. Регулировка производится путем изменения толщины шайбы. Если давление срабатывания ниже, тогда необходимо ставить более толстые шайбы, если же давление впрыска боле высокое, ставится шайба меньшей толщины.
  • Для точного подбора необходимо заранее иметь несколько регулировочных шайб, а также микрометр для замера толщины шайб. Добавим, что для увеличения давления срабатывания  дизельной форсунки на показатель в 10 кг. на сантиметр, регулировочная шайба должна быть толще на 0.1 мм. Соответственно, уменьшение давления возможно путем установки шайб меньшей толщины.
  • Что касается диаметра, данный показатель устанавливаемых регулировочных шайб должен быть таким же, как и у тех, что стояли на форсунках изначально. Шайбы должны быть изготовлены из прочной стали, так как материал определяет долговечность их работы.

Добавим, что после разборки форсунки можно столкнуться с тем, что регулировочные шайбы дополнительно имеют отверстия. Если стоят именно такие шайбы, тогда менять их на шайбы без отверстий нельзя. Если же штатно устанавливаются шайбы без отверстий, тогда для регулировки можно ставить любой тип шайб. Главное, чтобы соответствовал диаметр.

Еще необходимо учитывать, что во время регулировки желательно настраивать давление впрыска немного больше (на 10-15 кг. на сантиметр) от того показателя, который заявляет производитель форсунок и двигателя в руководстве по эксплуатации. Дело в том, что после установки на двигатель детали усаживаются и прирабатываются (конус иглы «притирается» к конусу седла замененного распылителя, немного просаживается  регулировочная шайба и т.п).

Отметим, что наиболее качественной регулировкой при помощи регулировочных шайб можно считать такой показатель, когда фактическое давление не отличается от рекомендуемого производителем более чем на 5 или максимум 10 кг/см.

Добавим, что регулировка также должна учитывать и то, что в самом топливном насосе высокого давления может быть износ плунжеров. Это значит, что если насос выдает сниженное давление, тогда правильнее немного снизить давление впрыска (на 5-10 кг. на сантиметр).

ТНВД

Обратите внимание, данная процедура может оказаться эффективной не во всех случаях. Например, для ТНВД роторного типа необходимо обязательно настраивать точное давление впрыска для каждой форсунки.

Еще одной особенностью того, что после установки нового распылителя  форсунка льет топливо, может оказаться:

  • затвердевание в распылителе заводской смазки-консерванта;
  • изношена пружина или возникли проблемы с нажимным штифтом;

Первый случай встречается крайне редко, так что сразу переходим ко второму. После разборки форсунки следует осмотреть указанные элементы на предмет выработки. Обычно дефекты хорошо заметны при визуальном осмотре. Если дело в пружине, тогда элемент можно развернуть, но такое решение временное. Это значит, что нажимную пружину и другие части лучше сразу менять на новые аналоги.

После того, как форсунки собраны и качественно отрегулированы, их можно ставить обратно на двигатель. Перед установкой следует помнить про уплотнительные кольца форсунок. Прежде всего, их нужно обязательно менять на новые после каждой затяжки форсунок с рекомендуемым усилием.

Другими словами, если форсунки затягивались, но затем по какой-либо причине снова снимаются, повторно использовать уплотнительные кольца настоятельно не рекомендуется. Причина проста — после затяжки происходит обжимание колец, они теряют свою форму и т.д.

Форсунка может быть отремонтирована самостоятельно. Легче всего дело обстоит с механическими форсунками. В этом случае можно решиться на самостоятельный ремонт, имея в наличии стандартный набор инструментов.

Процесс ремонта форсунок разных производителей заметно отличается.

  1. Легко поддаются ремонту форсунки «Бош Коммон Рейл». Наиболее часто встречающимися неисправностями таких форсунок являются повреждения распылителя и мультипликатора (клапана). Мультипликатор выходит из строя чаще, распылитель — реже. Производитель даёт гарантию на распылитель, обязуясь заменить его, если он выйдет из строя раньше чем через 100 тыс. км пробега. В России и странах бывшего СНГ из-за низкого качества топлива распылители становятся неисправными уже после 20 тыс. км пробега.
    Форсунка Bosh

    Форсунка Bosh легко поддаётся ремонту

  2. Форсунки «Делфи» тоже имеют два «слабых» места — клапанный механизм и распылитель. Последний чистится ультразвуком или меняется на новый.
  3. Японская фирма «Денсо» даёт на свои форсунки гарантию на 150 тыс. км пробега. Кроме того, они стоят дешевле европейских аналогов. Однако комплектующие форсунок «Денсо» в продаже отсутствуют. Поэтому единственным выходом является замена неисправной форсунки.

Обратная установка форсунок на двигатель

В том случае, если потребовалась промывка дизельных форсунок своими руками, неисправную деталь снимают для осмотра и регулировки. Прежде чем ответить на вопрос, как очистить форсунки дизельного двигателя, следует отметить, что разбор инжектора необходимо осуществлять в условиях максимальной чистоты и освещенности.

Самостоятельно промыть дизельную форсунку можно керосином или качественным дизтопливом без примесей. Далее элементы детали аккуратно обдувают сжатым воздухом, после чего можно осуществить сборку в обратном порядке.

Для того чтобы избежать возможного смешивания составных элементов от разных форсунок, разборку и сборку каждого инжектора лучше производить отдельно или разбирать и собирать детали в порядке очереди. Составные элементы обтираются исключительно чистыми батистовыми салфетками, а также салфетками из бязи.

Если конструктивно предусматривается возможность регулировки подъема иглы, тогда регулировочный винт затягивают до упора. Далее указанный винт немного отпускают, тем самым обеспечивая нужный подъем иглы. Параметры касательно высоты подъема обычно указываются в руководстве по эксплуатации конкретного двигателя.

Тип
дизеля – судовой вспомогательный,
тронковый. четырехтактный, вихрекамерный,
без наддува, расположения цилиндров
вертикальное в ряд.

Агрегатная
мощность Ne = 19 кВт (26 л.с.)

Диаметр
цилиндра D
= 85 мм

Ход
поршня S = 110 мм

Число
цилиндров

4

Порядок
работы цилиндров:
1-3-4-2 (от распредшестерни к маховику)

Номинальная
частота вращения n
=1500 об/мин

Направление
вращения коленчатого
вала
– левое, против часовой стрелки, если
смотреть со стороны маховика.

Степень
сжатия 
= 17 ( 1,5)

Давление
сжатия Рс = 3,3 … 4,1 МПа

Максимальное
давление сгорания Рz = 7,0 
0,3 МПа

Угол
опережения подачи топлива – 14-18 ПКВ
до ВМТ

Давление
впрыска топлива – 13,5 — 14,5 МПа

Применяемое
топливо – Л, З, А (ГОСТ 305-82)

Применяемое
масло – М10В2(с)
и М10Г2
(цс) и эквивалентные импортные

Читать далее:  Диагностика и ремонт вариатора Nissan X-trail: основные виды неисправностей

Давление
в масляной системе – 0,15 — 0,3 МПА

Ремонт насос-форсунок регулировка неисправности элементов и способы их устранения

Масса
масла в дизеле – 7,5 кг.

Температура
масла в поддоне: номинальная 70 — 95 С;
максимальная 105 С

Температура
воды выходящей из дизеля 70 — 90 С

Фазы
газораспределения


начало открытия впускного клапана до
ВМТ – 11 
3;


закрытие впускного клапана после НМТ
– 37 
3;


начало открытия выпускного клапана
перед НМТ – 33 
3;


закрытие выпускного клапана после ВМТ
– 15 
3;


угол перекрытия фаз впуска и выпуска
(1-2) – 26;

Ход
клапана — 9,2 мм.

Рисунок
1.1 – Круговая диаграмма фаз газораспределения

Поперечный
и продольный разрезы двигателя, поясняющие
его конструкцию представлены на рис.
1.2 и 1.3.

Блок-картер
1 дизеля чугунный, служит для монтажа
всех деталей и узлов. В блок запрессованы
втулки цилиндров 17, которые создают
уплотнение водяной полости сверху
буртиком, а снизу уплотнительными
резиновыми кольцами 20.

В
передней части блока располагаются
распределительные и приводные шестерни,
закрываемые крышкой 37.

Чугунная
головка цилиндров 12 – одна для двух
цилиндров имеет всасывающий и выхлопные
каналы, вихревые камеры с форсунками
13, свечи накаливания 11 и полости для
охлаждающей жидкости. На головке
цилиндров монтируются также клапанный
механизм, закрываемый колпаком 8,
выхлопной коллектор 16 и воздушный фильтр
15.

Ремонт насос-форсунок регулировка неисправности элементов и способы их устранения


стального кованного коленчатого вала
29, который устанавливается в гнездах
блока на подшипниках 32;


поршней 18 из алюминиевого сплава, в
канавках поршней устанавливается три
компрессионных и два маслосъемных
кольца;


поршневых пальцев плавающего типа;


шатунов 19 стального штампованного
двутаврового сечения;


маховика 27 с венцом 26 для стартерного
пуска.

Распределительный
вал 4 (рис. 2=1.3) получает вращение от
коленчатого вала дизеля через
распределительные шестерни, вал имеет
восемь кулачков, которые через толкатели
6, штанги 9, коромысла воздействуют на
впускные и выпускные клапаны. Коромысла
клапанов имеют на одном плече регулировочный
винт и контргайку.

1
– блок-картер; 2-–корпус сапуна; 3 –
маслоуказатель; 4 – распределительный
вал; 5 – топливоподкачивающий насос; 6
– толкатель; 7 – топливный насос; 8 –
крышка; 9 – штанга толкателя; 10 –
асбостальная прокладка; 11 – свеча
накаливания; 12 – головка цилиндров; 13
– форсунка; 14 –скоба для подъема дизеля;

Ремонт насос-форсунок регулировка неисправности элементов и способы их устранения

24
— приемный фильтр; 25 — кожух маховика; 26
— венец маховика; 27 — маховик; 28 — штифт;
29 — коленчатый вал; 30 — болт крепления
маховика; 31 — палец маховика; 32 — вкладыш
коренного подшипника; 33 — масляный
фильтр; 34 — колпак головки цилиндров; 35
— бачок расширительный; 36 — регулятор;
37 — агрегатная крышка; 38 — насос
циркуляционной воды; 39 — насос забортной
воды; 40 — вкладыш шатунного подшипника;
41 — поддон; 42 — упор полукольца.

8.1.2.
Наличие воздуха в топливной системе —
удалить воздух и устранить негерметичность.

8.1.3.
Топливоподкачивающий насос не подаёт
топливо (заедание и износ поршня и
клапанов) — промыть клапана, неисправные
детали заменить.

8.1.4.
Заедание иглы распылителей форсунок —
заменить неисправные распылители.

8.1.5.
Заедание рейки топливного насоса —
устранить заедание.

8.1.6.
Неправильно установлен угол опережения
подачи топлива (обычно после ремонта)
— необходимо отрегулировать.

8.1.7.
Попадание воды в топливо или камеру
сгорания — слить обводненное топливо,
поджать головку, убедиться в отсутствии
трещин в головке.

8.1.8.
Не работает электростартер — проверить
электросхему, надёжность контактных
соединений, правильность сборки схемы.

8.1.9.
Недостаточно прогрет дизель (в холодное
время года) — необходимо прогреть.

8.1.10.
Не нагреваются спирали свечей накаливания
— устранить разрыв в электроцепи свечей.

Рисунок
4.8 – Гребенки давлений по цилиндрам
двигателя

8. Контрольные вопросы

8.1. Что
такое угол опережения подачи топлива
и зачем он устанавливается?

8.2. Одинаков
ли угол опережения подачи топлива у
судовых ДВС с числом оборотов 225 об/мин
и 1000 об/мин и почему?

8.3. Что
такое нулевая подача топлива и зачем
она устанавливается?

8.4. Как
увеличить или уменьшить угол опережения
подачи топлива у всех цилиндров
одновременно на блочном ТНВД?

8.5. Как
влияет угол опережения подачи топлива
на температуру выхлопных газов и
максимальное давление сгорания рZ?

Литература

1.
Дизели: Справочник под редакцией
В.А.Ванштейдта – Л.: Машиностроение,
1977- 480 с.

2. Королёв
Н.И. Регулирование судовых дизелей . –
М. Транспорт, 1983 –144 с.

3. Вешкельский
С.А. – Справочник судового дизелиста,
Л. Судостроение, 1990-368 с.

4. Кошелев
Н.Ф. и др. Справочник судового механика
по теплотехнике, Л. Судостроение, 1987 –
480 с.

5. Коршунов
Л.П. Энергетические установки промсудов,
Л. Судостроение, 1990 – 360 с.

ЛАБОРАТОРНАЯ
РАБОТА 7

на
тему «ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВАНИЕ УГЛА
ОПЕРЕЖЕНИЯ ПОДАЧИ ТОПЛИВА»

Ремонт насос-форсунок регулировка неисправности элементов и способы их устранения

1.
Цель работы:
Определение угла опережения подачи
топлива на двигателе 6 NVD 26-2 и его
регулировка

1.
Изучить методические указания, учебную
и справочную литературу, конспект
лекций.

2.
Выполнить измерение угла опережения
начала подачи топлива на двигателе и
при необходимости отрегулировать его.

3.
Оформить и защитить отчет.

8.1.
Дайте определение угла опережения
подачи топлива в цилиндр двигателя.

8.2.
С какой целью топлива в цилиндр двигателя
подаётся до ВМТ по углу поворота
коленвала?

8.3.
Назовите состав и назначение механизма
газораспределения 4-х тактного двигателя.

8.4.
Дайте определение Рz, Рс.

8.5.
Как влияет изменение угла опережения
подачи топлива на максимальное давление
цикла Рz?

8.6.
Для увеличения угла опережения подачи
топлива кулачную шайбу топливного
насоса необходимо повернуть относительно
распредвала по ходу вращения или против?

8.7.
При перестановке топливной кулачной
шайбы на один зубец, на сколько градусов
изменяется угол опережения подачи
относительно коленчатого вала?

8.8.
Как влияет изменение угла опережения
подачи топлива на температуру выхлопных
газов в цилиндре двигателя и на удельный
расход топлива?

Литература

Ремонт насос-форсунок регулировка неисправности элементов и способы их устранения

1. «Гипрорыбфлот».
Эксплуатация и ремонт двигателей типа
NVD. «Пищевая промышленность». М. — 1965. –
368 с.

2 И.Ф.
Кошелев и др. Справочник судового
механика по теплотехнике. — Л.: Судостроение,
1987. — 480 с.

3 Вешкельский
С.А. и др. Справочник механика теплохода.
— М. Транспорт, 1987. -351 с.

4 Миклос
А.Г., Чернявская Н.Г. Судовые двигатели
внутреннего сгорания. — Л.: Судостроение,
1971. — 400 с.

5. Соловьёв
Б.И. Теплотехнические испытания и
эксплуатация судовых ди-зелей – М.:
Транспорт, 1973. – 240 с.

6. Дизели:
Справочник / Под редакцией В.А. Ваншейдта
– Л. Машино-строение, 1977. – 480 с.

ЛАБОРАТОРНАЯ
РАБОТА 9

на
тему «СНЯТИЕ РАСКЕПА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСИ
УКЛАДКИ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ
6VD2»

1.
Цель работы:
Получить твердые навыки по снятию
раскепа коленвала и построению графика
положения оси коленвала.

2.
Выполнить измерения раскепа коленчатого
вала.

5.1.
Какой поршневой двигатель внутреннего
сгорания называется дизелем?

5.2.
Расшифруйте марку дизеля 4 Ч 8,5/11. Приведите
примеры других марок.

5.3.
В чем разница между 2-х и 4-х тактными
ДВС?

5.4.
Какие способы смесеобразования в ДВС
вы знаете?

5.5.
Дайте четкое определение Рс, Рz, .

5.6.
Что такое порядок работы цилиндров?

5.7.
Что такое угол заклинки мотылевых
(шатунных) шеек коленвала и как он
определяется в 2-х и 4-х тактных ДВС?

5.8.
Что такое угол определения начала подачи
топлива и для каких целей он устанавливается?

Литература

1.
Дизели Ч8,5/11 — Руководство по эксплуатации.

2.
Ваншейдт В.А., Конструирование и расчеты
прочности судовых дизелей. – Л.:
Судостроение, 1969. — 640 с.

3.
Миклос А.Г., Чернявская Н.Г. Судовые
двигатели внутреннего сгорания. – Л.:
Судостроение, 1971. — 400 с.

ЛАБОРАТОРНАЯ
РАБОТА 2

на
тему «ЗАПУСК, ОБСЛУЖИВАНИЕ ВО ВРЕМЯ
РАБОТЫ И ОСТАНОВКА ДИЗЕЛЯ 5Д4 (4Ч8,5/11)»

1.
Цель работы:
Изучить и получить твердые навыки по
выполнению основных действий технической
эксплуатации дизеля – запуска,
обслуживания при работе и остановке
дизеля

2.1.
Под руководством преподавателя
(лаборанта) студенты изучают требования
позиций 3, 4, 5, 6, 7, 8.

2.2.
После объяснения преподавателем студенты
самостоятельно выполняют лабораторную
работу в присутствии преподавателя
(лаборанта).

2.3.
Показания контрольно-измерительных
приборов заносятся в свободную таблицу
результатов.

2.4.
Составить и защитить отчет.

11.1.
Какое топливо применяется для ДВС?

11.2.
Какое масло применяется для дизеля 4ч
8,5/11?

11.3.
Как контролируется наличие и уровень
масла в двигателе?

Ремонт насос-форсунок регулировка неисправности элементов и способы их устранения

11.4.
Объясните необходимость установки свеч
накаливания на дизеле 4ч 8,5/1.

11.5.
Каким образом осуществляется контроль
за работающим дизелем?

11.6.
Что такое внеэксплуатационные шумы
работающего двигателя?

11.7.
Назовите минимальное число оборотов
коленвала, которое необходимо произвести
для запуска 2-х и 4-х тактного дизеля.

11.8.
Какое масло заливается в редуктор
привода воздушного компрессора?

Литература

2.
Коршунов Л.П. Энергетические установки
промсудов. — Л.: Судостроение, 1999. — 360с.

3.
Справочник судового механика по
теплотехнике / Кошелев Н.Ф. и др. — Л.:
Судостроение, 1987 — 480с.

Ремонт насос-форсунок регулировка неисправности элементов и способы их устранения

4.
Векшельский С.А. Справочник судового
дизелиста. — Л.: Судостроение, 1990. — 368с.

ЛАБОРАТОРНАЯ
РАБОТА 3

на
тему «ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА
ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЧЕТЫРЕХТАКТНОГО
ДИЗЕЛЯ»

1.
Цель работы:
изучение назначения, конструкции и
условий работы механизма газораспределения;
построение круговой диаграммы фаз
газораспределения; получение практических
навыков по проверке и регулированию
механизма газораспределения дизеля

7.1.
Для чего предназначен механизм
газораспределения?

7.2.
Что называется фазами газораспределения?

7.3.
Что называется круговой диаграммой фаз
газораспределения?

7.4.
Почему моменты открытия и закрытия
клапанов не совпадают с положениями
ВМТ и НМТ?

7.5.
Что такое и в чем назначение фазы
перекрытия клапанов?

7.6.
Каково устройство механизма
газораспределения?

7.7.
В каких условиях работают детали
механизма газораспределения?

7.8.
Каково соотношение частот вращения
коленчатого и распределительного валов
четырехтактного дизеля и почему?

7.9.
Что такое тепловой зазор и в чем его
назначение?

7.10.
Почему величина теплового зазора не
должна быть чрезмерно большой или малой?

7.11.
В чем причины необходимости периодической
проверки и регулировки механизма
газораспределения?

Ремонт насос-форсунок регулировка неисправности элементов и способы их устранения

7.12.
Каков порядок проверки и регулировки
тепловых зазоров?

7.13.
Как определить положения ВМТ и НМТ
механизма цилиндра?

7.14.
Как, зная положение ВМТ для первого
цилиндра, установить это положение для
остальных цилиндров ДВС?

7.15.
Как установить значение угла ПКВ в
случае отсутствия его разметки на
маховике дизеля?

7.16.
Каков порядок проверки значений фаз
газораспределения?

Литература

Ремонт насос-форсунок регулировка неисправности элементов и способы их устранения

1.
Дизели: Справочник / Под ред. В.А. Ваншейдта.
— Л.: Машиностроение, 1977. — 480 с.

2.
Королев Н.И. Регулирование судовых
дизелей. — М.: Транспорт, 1983. — 144с.

3.
Кузькин В.Г., Минько А.А. Регулирование
дизелей промысловых судов. — М.:
Агропромиздат, 1988. — 255 с.

4.
Правила технической эксплуатации
дизелей на судах Минрыбхоза СССР. — Л.:
Транспорт, 1982. — 137 с.

5.
Самсонов В.И., Худов Н.И. Двигатели
внутреннего сгорания морских судов. —
М.: Транспорт, 1990. — 368 с.

6.
Соловьев Б.И. Теплотехнические испытания
и эксплуатация судовых дизелей. — М.:
Транспорт, 1973. — 240 с.

7.
Фомин Ю.Я. и др. Судовые двигатели
внутреннего сгорания. — Л.: Судостроение,
1989. — 344с.

ЛАБОРАТОРНАЯ
РАБОТА 4

Ремонт насос-форсунок регулировка неисправности элементов и способы их устранения

на
тему «ИНДИЦИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО
СГОРАНИЯ»

1.
Цель работы:
Изучение приборов и освоение методики
практических действий по индицированию
ДВС

8.1.
Что такое индикаторная и эффективная
мощность ДВС?

8.2.
Для какой цели снимают индикаторную
диаграмму?

8.3.
В каких случаях снимают гребенки, и
какой анализ можно сделать по ним?

8.4.
В чем разница в замерах между показаниями
пиметра и максиметра?

8.5.
Когда применяют «Майгак» МИ-1 и МИ-2?

8.6.
Как часто производят индицирование
двигателей?

8.7.
Влияет ли угол опережения подачи топлива
на Pz – максимальное давление сгорания
и если да, то как?

8.8.
Что такое Рс и как его определить?

Литература

1. Правила
технической эксплуатации двигателей
внутреннего сгорания и ухода за ними.
«Гипрорыбфлот».

2. Инструкции
по использованию приборов индицирования.

3. Миклос
А.Г., Чернявская Н.Г. – Судовые двигатели
внутреннего сгорания. — Л.: Судостроение,
1971. – 400 с.

ЛАБОРАТОРНАЯ
РАБОТА 5

на
тему «ИЗУЧЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ И ИСПЫТАНИЕ
ФОРСУНКИ

СУДОВОГО
ДИЗЕЛЯ»

1.
Цель работы:
изучение назначения, характерных
конструкций и условий работы форсунок;
получение практических навыков оценки
эксплуатационных качеств и регулировки
форсунок

2.
Изучить конструкции и параметры
исследуемых форсунок по технической
документации и на рабочем столе путем
их разборки и обмера.

3.
Выполнить эскизы форсунок в сборе и
некоторых деталей, указанных преподавателем.
Эскизы должны быть выполнены в масштабе
и с указанием значений основных размеров.

4.
Выполнить проверку и регулирование
форсунок в соответствии с разделом 4.
По каждому из пунктов раздела зафиксировать
значения необходимых параметров и дать
словесное описание результатов
выполняемых действий.

Ремонт насос-форсунок регулировка неисправности элементов и способы их устранения

5.
Выполнить анализ результатов проверки
качества работы и регулировки форсунок.
Сформулировать вывод по каждому критерию
(параметру) в отдельности и в целом.

6.
Оформить и защитить отчет. Необходимым
условием успешной защиты является
тщательное изучение учебной литературы.

Проверка форсунок дизельного двигателя своими руками

Прежде всего, после снятия форсунки нужно продиагностировать. Для этого необходим проверочный стенд или прибор для проверки. Главными параметрами оценки является точность срабатывания при нужном давлении, равномерность подачи топлива и правильная форма факела распыла, а также герметичное закрытие.

  • Получается, впрыск должен происходить только при определенном показателе давления. Не допускается отклонение в большую или меньшую сторону. До начала впрыска не должно быть вытекания горючего (форсунка не должна переливать).
  • Также после впрыска в полостях каждой форсунки давление должно сохраниться для сброса лишнего дизтоплива через обратку в бак.
  • Что касается формы факела, оптимальной можно считать форму ровного конуса, то есть без кривых отклонений в какую-либо сторону.
  • Само горючее не должно лить струей или капать, так как качественный распыл предполагает подачу горючего исключительно в виде распыленного тумана.

Параллельно во время проверки следует обратить внимание на звук во время срабатывания форсунки. Без надлежащего опыта стразу определить проблемную деталь будет сложно, но путем сравнения звука работы заведомо исправной форсунки с остальными можно быстрее обнаружить проблемный элемент.

3. Общие сведения

В
судовых двигателях внутреннего сгорания
на процесс подачи топлива в цилиндр
смесеобразования и сгорания топлива
отводится очень короткий промежуток
времени от 0,005 до 0,05 секунд в зависимости
от быстроходности двигателей.

По
этой причине топлива в цилиндре двигателя
подают до прихода поршня в верхнюю
мертвую точку (ВМТ) за определенный
градус по углу поворота коленвала. Этот
угол называют углом опережения начала
подачи топлива в цилиндр. После ремонта
топливной аппаратуры и в процессе
эксплуатации двигателя необходимо
периодически проверять угол подачи
топлива ТНВД.

Наиболее
широкое применение получил способ
определения начала подачи топлива с
помощью моментоскопа (рис.7.1). Данный
способ применим на насосах, снабженных
нагнетательным клапаном, а также на
ТНВД, у которых плунжерные пары не
изношены. В противном случае из-за
больших утечек топлива фактический и
геометрический угол опережения будет
отличаться от замеренного.

Распределительный
вал (см. рис. 8.1) – стальной, монтируется
на подшипниках, запрессованных в гнёзда
перегородках блока. Выполняется он из
двух частей, соединённых между собой в
горячем состоянии.

Читать далее:  Компрессор кондиционера на Opel (Astra H, Vectra, Zafira): неисправности муфты и ремонт

Ремонт насос-форсунок регулировка неисправности элементов и способы их устранения

Чтобы
не происходило осевого смещения частей
вала, последние фиксируются сухарём 2,
который крепится болтом с пружинным
стопором.

На
распредвалу на шпонках установлены
комплекты кулачных шайб 8 (переднего и
заднего хода) впускного и выпускного
клапанов.

Для
предотвращения осевого перемещения
шайбы стопорятся на валу винтом 9.
кулачная шайба пускового клапана
насажена на втулку 6 распредвала с
помощью шпонки 5.

Кулачная
шайба 3 топливного насоса симметрична,
имеет на торцах радиально расположенные
зубцы, которые входят в зацепления с
зубцами на бурте втулки 6.

Кулачные
шайбы топливного насоса и пускового
клапана прижимаются к бурту втулки
стопорной гайкой 24. Втулка 6 насажена
на вал с помощью шпонки 5 и стопорится
установочным штифтом 4.

Со
стороны маховика конец распредвала
имеет шлицы, которыми входит в зацепление
с втулкой 10, вращающейся в подшипнике.

Со
стороны маховика на конце втулка имеет
бурт, к которому крепится шестерня
привода 18 распределительного вала. На
противоположном конце на втулку 10
установлена шайба 21 со стопорным кольцом
22, предотвращающая осевое перемещение
втулки. Со стороны шестерни на конце
распредвала закреплена муфта 15, которая
посредством пальцев и рычагов связана
с реверсивной машинкой, расположенной
у поста управления. Назначения муфты
15 — передвигать распредвал в осевом
направлении.

Смазка
подшипников распредвала 25,26 производится
от насоса циркуляционной системы через
отверстия в приливах переборок
блок-картера, вкладышах и втулках.

Ремонт насос-форсунок регулировка неисправности элементов и способы их устранения

Форсунка
является одним из ответственных узлов
дизеля и служит для впрыска топлива в
камеру сгорания и его равномерного
распределения по находящемуся там
заряду воздуха. От качества работы
форсунок во многом зависят экономичность
и надежность работы двигателя на всех
эксплуатационных режимах.

В
двигателях внутреннего сгорания (ДВС)
на процессы смесеобразования (т.е.
образование топливовоздушной смеси) и
сгорания топлива отводится весьма
короткий промежуток времени (0,005…0,05
с). Причем в дизелях смесеобразование
происходит непосредственно в цилиндрах.
Поэтому время, отведенное на смесеобразование
в дизелях в 10 и более раз меньше.

Чем в
карбюраторных ДВС. В результате указанный
фактор, а также низкая испаряемость
дизельного топлива, создают значительные
трудности для смесеобразования в
дизелях. Для обеспечения необходимого
качества смесеобразования, наряду с
другими мероприятиями (конструкция
камеры сгорания, избыток воздуха,
организация вихреобразного движения
воздуха в цилиндре и др.

), применяется
впрыск топлива через распылитель
форсунки под большим давлением. Благодаря
этому, частички топлива приобретают
высокую скорость (150…400 м/с) и, вследствие
трения о воздух, распыляются на мельчайшие
капли диаметром 0,005…0,04 мм. За счет этого
обеспечивается большая площадь
соприкосновения топлива с воздухом и
последующее быстрое испарение и сгорание
топлива.

В
форсунках закрытого типа полости
нагнетательного трубопровода и цилиндра
разобщены посредством клапана, роль
которого выполняет посадочный поясок
иглы форсунки.

На
рис.1 изображена типичная конструкция
форсунки закрытого типа. Топливо
подводится к форсунке по трубопроводу
высокого давления через штуцер стального
корпуса. В период отсутствия нагнетания
топлива игла прижата к седлу распылителя
посредством пружины, и топливо не может
поступать в цилиндр.

1-сопло;
2-направляющая иглы; 3-игла; 4-промежуточнеая
шайба; 5-промежуточный стержень; 6-пружина
иглы форсунки; 7-нажимной винт; 8-клапан
для выпуска воздуха; 9-щелевой фильтр;
10-штуцер подвода топлива; 11-втулка
нажимного винта; 12-колпачок.

Во
время подачи топливным насосом высокого
давления (ТНВД), топливо через
предохранительный щелевой фильтр,
сверления и кольцевой канал поступает
в камеру перед запорным конусом иглы
распылителя. Давление топлива действует
на кольцевую дифференциальную площадку
иглы, создавая подъемную силу.

Наличие
этой площадки на игле является необходимым
условием работоспособности форсунки.
Подъемная сила пропорциональна давлению
топлива и площади дифференциальной
площадки. Когда эта сила становится
больше силы сжатия форсункой пружины,
игла поднимается и топливо через сопла
распылителя впрыскивается в цилиндр.

Давление,
при котором начинается подъем иглы,
является важным регулировочным параметром
и называется давлением
подъема иглы
или давлениемначала
впрыска.
Значение этого давления определяется
величиной сжатия (затяжки) пружины, что
регулируется винтом и фиксируется
контргайкой. Регулировочный винт и
контргайка сверху закрываются колпаком,
который наворачивается на корпус
форсунки и уплотняется прокладкой. В
некоторых конструкциях форсунки давление
подъема иглы регулируется толщиной
специальной прокладки.

После
подъема иглы давление топлива перед
соплами продолжает возрастать в
соответствии с характером изменения
скорости плунжера ТНВД и достигает
максимальной величины, которая в 1,5…3
раза превышает начальное значение. По
окончании нагнетательного хода плунжера
давление топлива резко снижается, и, по
достижении некоторого значения, запорная
игла под воздействием пружины «садится»
на седло распылителя и отсекает подачу.
С целью обеспечения долговечности
величина подъема иглы всегда ограничивается
конструкцией форсунки и обычно составляет
0,3…1,2 мм.

Ремонт насос-форсунок регулировка неисправности элементов и способы их устранения

Наиболее
важной (с точки зрения распыла топлива)
частью форсунки является распылитель,
конструкция которого может быть одно-
и многодырчатой В дизелях с неразделенными
и полуразделенными камерами сгорания
применяются многодырчатые
форсунки (рис.1, 2а). Наличие нескольких
сопловых отверстий позволяет, выбирая
их число, направление и размеры,
целесообразно распределить топливо по
объему воздушного заряда или направлять
факел на стенку при пленочном
смесеобразовании.

Высокое давление
начала впрыска (20…40 МПа) при отверстиях
малого диаметра (0,15…1,1 мм) в количестве
4…10 штук, позволяет добиться достаточно
высокого качества смесеобразования, в
чем заключается основное достоинство
распылителей данного типа. Поэтому
такие форсунки применяются в сочетании
с неразделенными камерами сгорания,
наименее приспособленными для получения
топливно-воздушной смеси.

В
сочетании с разделенными камерами
сгорания как правило используются
форсунки с одним отверстием (однодырчатые).
Поскольку в таких камерах сгорания
обеспечивается хорошее смесеобразование
благодаря применению вихревой камеры
или предкамеры, то при впрыске не
требуется большого давления топлива.

Поэтому для форсунок с однодырчатыми
распылителями назначается давление
подъема иглы не более 12…20 МПа. По
конструкции однодырчатые распылители
могут выполняться со штифтом на конце
иглы (рис.2б) и без него (рис.2в). Штифт
представляет собой цилиндр или усеченный
конус, расположенный в сопловом отверстии.

а
— многодырчатый распылитель; б —
однодырчатый распылитель со штифтом;
в — однодырчатый распылитель без
штифта

В
некоторых дизелях применяют гидрозапорные
форсунки, в которых сила, прижимающая
иглу к седлу, создается запорной
жидкостью, подаваемой в полость над
иглой под давлением 15…20 МПа. В качестве
запорной жидкости применяется дизельное
топливо, нередко с добавлением масла.
Давление подъема иглы определяется
величиной давления запорной жидкости
и геометрическими размерами иглы.

Для
повышения надежности и долговечности
во многих крупных судовых дизелях
применяются форсунки с охлаждаемым
распылителем водой, топливом или маслом.
С этой целью в корпусе форсунки
предусматривается канал для подвода и
отвода охлаждающей жидкости. Система
охлаждения форсунок всегда выполняется
автономной.

Ремонт насос-форсунок регулировка неисправности элементов и способы их устранения

Форсунки
современных судовых дизелей работают
в тяжелых условиях. Ее детали и узлы
(особенно распылитель) подвергаются
воздействию высоких температур, больших
механических нагрузок импульсного
характера от давления топлива и сил
инерции движущихся деталей, испытывают
существенные тепловые и механические
деформации.

Неизбежный износ прецизионных
пар приводит к постепенному нарушению
гидравлической плотности распылителя.
В результате в процессе эксплуатации
происходит снижение качества работы
форсунок и двигателя в целом. Поэтому
при эксплуатации ДВС большое внимание
должно уделяться их периодической
проверке и регулировке.

3. Техника безопасности

3.1. К
лабораторной работе по изучению
конструкции распредвала, фиксации и
перемещению кулачной шайбы допускаются
студенты после инструктажа по технике
безопасности.

3.2. При
проведении лабораторной работы необходимо
пользоваться только исправленным
инструментом.

3.3. Лабораторная
работа проводится только в присутствии
преподавателя (лаборанта) и под его
контролем.

3.4. В
помещении машинного зала должно быть
чисто и светло, машинный зал должен
иметь хорошее освещение и вентиляцию,
а также огнетушитель.

3.5. В
случае пользования переносной лампой
она должна включаться только в сеть
низкого напряжения (не свыше 36 V).

Ремонт насос-форсунок регулировка неисправности элементов и способы их устранения

3.1.
К лабораторной работе по обслуживанию
дизеля допускаются студенты после
инструктажа по технике безопасности.

Лабораторная
работа проводиться только в присутствии
преподавателя (лаборанта) и под его
контролем.

3.2.
При заливке топлива и масла запрещается
применять открытый огонь для освещения.
Появившаяся течь топлива и масла должна
быть немедленно устранена.

3.3.
Переносная лампа должна включаться
только в сеть низкого напряжения (не
выше 36V).

3.4.
В помещении машинного зала должно быть
чисто и светло. Машинный зал должен
иметь хорошее освящение и вентиляцию,
а также огнетушитель.

3.5.
Запрещается располагать вблизи выхлопных
труб легко воспламеняющийся материал.

3.6.
При обслуживании и ремонте необходимо
пользоваться только исправным
инструментом.

3.7.
При работе дизеля запрещается касаться
вращающихся деталей руками, инструментом,
производить ремонт.

3.8.
Вращающиеся детали (шкивы, вентиляторы,
маховик и др.) должны иметь ограждение.

Советы и рекомендации

Как видно, ремонт механических дизельных форсунок вполне может быть выполнен самостоятельно.

  • Что касается Common Rail и различных электромеханических устройств подобного типа, для их проверки и ремонта необходимо иметь более сложное оборудование.
  • Также следует заранее убедиться, нужно ли прописывать форсунки после ремонта. Дело в том, что для нормального взаимодействия электронного блока управления и форсунок может возникнуть необходимость заново прописать их в память блока.
  • Еще хотелось бы выделить, что при выборе регулировочных шайб перед началом ремонта необходимо убедиться в качестве изготовления данных элементов.

Что касается уплотнительных колец, визуально для различных моделей авто они могут быть похожими. При этом важно помнить, что даже незначительные отклонения в сотые доли миллиметра по ширине и диаметру приведут к тому, что герметичности не будет. Данное утверждение справедливо и применительно к уплотнительным кольцам на топливных магистралях, которые активно используются в конструкции многими производителями дизельных моторов.

Напоследок хотелось бы отметить, что распылители, кольца, шайбы, пружины и другие элементы лучше всего приобретать только в авторизованных точках продажи. Оптимально не экономить на стоимости запчастей, то есть сразу покупать качественные изделия известных мировых производителей.

  • Как проверить форсунки не снимая с двигателя

    Признаки неисправности и проверка инжекторных форсунок без демонтажа. Диагностика электропитания форсунок, анализ производительности. Советы и рекомендации.

  • Диагностика, промывка и регулировка дизельных…

    Неисправности форсунок дизеля, проверка и самостоятельное выявление проблем. Очистка сопла форсунок дизельного двигателя, регулирование давления впрыска.

  • Почему троит дизельный двигатель: возможные причины

    Признаки неработающего цилиндра (троение и вибрации) дизельного двигателя. Поиск неисправности: компрессия, дизельные форсунки, свечи накала, ТНВД и другие.

  • Диагностика дизельных двигателей: топливная система…

    Распространенные неисправности дизельного двигателя и диагностика агрегатов данного типа. Проверка топливной системы дизельного мотора, полезные советы.

  • Чистка форсунок своими руками

    Когда нужно чистить форсунки на автомобиле, признаки  и симптомы. Самостоятельная чистка инжекторных форсунок: доступные способы очистки инжектора.

  • Демонтаж форсунок на дизеле и двигателях…

    Когда и для чего нужно снимать топливные форсунки с двигателя. Снятие форсунок на бензиновом и дизельном моторе: особенности процесса демонтажа.

8. Содержание отчета

7.1.
Цель работы.

7.2.
Краткие сведения с предоставлением
ксерокопии распредвала.

7.3.
Порядок выполнения работы.

7.4.
Ответы на контрольные вопросы.

В
отчет необходимо включить понятие о
раскепе, когда он считается положительным
и отрицательным. Зачем вообще вводится
понятие раскепа, объясните важность
его для технического состояния двигателя.
Приведите в отчете таблицу снятых
раскепов и график положения оси коленвала,
ответьте на контрольные вопросы.

В
отчёте необходимо представить основные
действия по позициям 4, 5, 6, 7, сводную
таблицу показаний контрольно-измерительных
приборов и ответы на контрольные вопросы,
а также перечень выявленных неисправностей.

6. Оформление результатов индицирования

Согласно
таблице раскепов строят график (рис.
9.4), на котором значение положительного
раскепа откладывают в нижнюю часть
графика, а отрицательное значение в
верхнюю часть.

Рисунок
9.4 – График оси коленвала

Из
графика видно, что ось коленвала
искривлена. Для ее выравнивания необходимо
1-й и 6-й подшипники поднять, т.е. установить
более толстые, а полшипники 3 и 4 желательно
заменить на подшипники, имеющие меньшую
толщину.

6.1.
Конечная цель обработки индикаторной
диаграммы – определение индикаторной
мощности цилиндра, а затем и всего
двигателя.

Ремонт насос-форсунок регулировка неисправности элементов и способы их устранения

Вначале
необходимо определить величину среднего
индикаторного давления Рі, которое
может быть представлено высотой
прямоугольника, равновеликого площади
индикаторной диаграммы с основанием,
равным длине l
диаграммы (Рис.4.7). Площадь F диаграммы,
вычерченная в координатных осях P-V,
представляет собой в определенном
масштабе индикаторную работу цикла Li.

кгс/см2
(МПа),

где:
F
– площадь диаграммы, мм2;

а
– масштаб пружины индикатора,
;

l
– длина диаграммы.

Величина
цилиндровой индикаторной мощности
определяется из выражения

и.л.с.
(кВт),

где
— площадь поршня,см2;

D–
диаметр цилиндра, см;

Ремонт насос-форсунок регулировка неисправности элементов и способы их устранения

S
– ход поршня, м;

п

число оборотов коленвала в минуту;

к

коэффициент тактности (к=1
для 2-х тактных и к=1/2
для
4-х тактных ДВС);

Ni
(и.л.с)0.73=
Niи.
кВт.


указывают номера цилиндров внизу
гребенок;


от атмосферной линии р0
в масштабе пружины индикатора откладывают
наименьшее и наибольшее давление конца
сжатия (Pc min и Pc max) и давления сгорания
(Pz min и Pz max), указанные в паспорте двигателя.
Если в паспорте указаны только средние
значения Pc и Pz, то отклонения от них
допускаются в пределах 2,5%;

если даны нижние значения тех же давлений,
то отклонения допустимы не более 5%.
Затем через вершины отложенных давлений
проводят пунктирные линии, параллельно
основанию. После этого можно судить о
нагрузке отдельных цилиндров. Для
определения Pc и Pz по гребенкам необходимо
величину гребенки в мм (замер от
атмосферной линии) разделить на масштаб
пружины индикатора.

Так,
по рис.4.8 цилиндры 1, 2 и 5 нагружены
равномерно, так как у них давления сжатия
и вспышки находятся в норме (гребенки
давлений сжатия и давлений сгорания
оканчиваются между соответствующими
линиями давлений). В цилиндре 3 Pc
нормальное, а Pz превышает нормальное.
Это свидетельствует о перегрузке
цилиндра, в связи, с чем надо уменьшить
цикловую подачу топлива.

Ремонт насос-форсунок регулировка неисправности элементов и способы их устранения

В
цилиндре 4 давление Pc нормальное, а
давление сгорания ниже необходимо, что
свидетельствует о недогрузке цилиндра.
Причиной этого могут быть неполадки
топливной аппаратуры данного цилиндра
(неисправна форсунка, малая цикловая
подача топлива, мал угол опережения
подача топлива).

В
цилиндре 6 давление конца сжатия ниже
нормы, причина явная – падение компрессии.

Во
время индицирования снимают показания
температуры выхлопных газов, которые
тоже включают в отчет и в анализ.

Замеры
пиметров и максиметров заносятся в
таблицу 4.2, по результатам замеров
делается анализ теплового процесса в
каждом цилиндра.

Таблица
4.2

Цилиндры

Наименование
замеров

1

2

3

4

5

6

Рt
МПа (кг
с/см2)

Р1МПа
(кг
с/см2)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
AutoJiza