Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения двигателя

Основные неисправности системы

Условно можно выделить несколько основных групп поломок, связанных с эксплуатацией именно комбинированной системы охлаждения ДВС современного автотранспорта, выделим основные:

  • разгерметизация;
  • нарушение температурного режима эксплуатации двигателя;
  • выход из строя взаимосвязанных компонентов других систем, в том числе выхлопной, отопления и вентиляции.

Проблема разгерметизации связана с тем, что система охлаждения состоит из замкнутого контура. Таких контуров бывает не один, порой два, иногда и три. Нарушение герметичности приводит к утечке охлаждающей жидкости. Ее отсутствие или низкий уровень в системе ведет к отказу других компонентов и нарушению температурного режима работы двигателя.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyright

Он банально перегревается, что приводит к очень серьезным поломкам. Причины разгерметизации контуров охлаждения бывают различными. В целом это повреждения в рубашке охлаждения головки и блока цилиндров, патрубках и уплотнителях (среди них особое место занимает прокладка ГБЦ), расширительном бачке, других компонентах системы охлаждения и взаимосвязанных, например, отопления, то есть с общим контуром.

Причиной перегрева ДВС может служить не только отсутствие антифриза в системе охлаждения, но и неисправности ее основных компонентов. К этому приводят поломки радиатора, помпы (водяного насоса), термостата, вентилятора и его привода. Иногда проблемы в электронной части (выходят из строя ЭСУД (электронная система управления двигателем), датчики и ряд исполнительных устройств). Еще одна из поломок – выход из строя устройств контроля, например, индикаторов температуры охлаждающей жидкости на панели приборов.

Среди поломок, приводящих к перегреву ДВС, стоит еще отметить:

  • завоздушивание системы, попадание в нее воздуха по самым разным причинам;
  • загрязнение патрубков из-за наличия посторонних примесей;
  • отсутствие циркуляции (принудительной, под определенным давлением) охлаждающей жидкости (сейчас антифриза, его еще называют промежуточным теплоносителем).

Перегрев двигателя – типичное проявление неисправности системы охлаждения

Помимо того что поломки системы приводят к перегреву ДВС, может складываться и обратная ситуация, когда неисправности ведут к тому, что двигатель не может набрать свою рабочую температуру. Это также ведет к снижению эксплуатационных характеристик ДВС, повышению расхода топлива и другим негативным последствиям.

Что касается взаимосвязанных компонентов, то, прежде всего, речь о моторе и системе смазки. Деформация прокладки головки блока цилиндров (далее будем использовать термин ГБЦ), коробление поверхности ГБЦ приводят не только к разгерметизации замкнутого контура системы охлаждения. Зачастую из-за этого моторное масло попадает в систему охлаждения и приводит к ее выходу из строя, а антифриз попадает в систему смазки, далее проблемы возникают еще у самого двигателя, выхлопной системы, системы зажигания, ряда других.

Во-вторых, в преобладающем числе современных легковых автомобилей отопитель не используется обособленно (автономные системы есть, но ставятся редко). А это значит, и на это указывали выше, что неисправности системы охлаждения приводят к поломкам системы отопления, по крайней мере, утере ею своей функциональности (воздух в салоне не сможет нагреваться до заданной температуры). Это обусловлено тем, что данные системы тесно взаимосвязаны и контур, по которому циркулирует охлаждающая жидкость, у них общий.

В-третьих, все зависит от используемых конструкционных решений. По причине поломки компонентов системы охлаждения могут выйти из строя турбокомпрессор, компоненты системы рециркуляции выхлопных газов, порой и элементы автоматической коробки переключения передач, других взаимосвязанных узлов и агрегатов.

То есть все достаточно вариативно и взаимосвязано, а в случае поломок нужно не допустить перегрев двигателя, выход из строя связанных систем, вплоть до прекращения эксплуатации автомобиля. Затем выполнить комплексную диагностику, выявить причины неисправностей и оперативно их устранить.

Неполадки в работе системы охлаждения могут проявляться такими признаками, как:

  • перегрев двигателя (закипание);
  • переохлаждение двигателя (недостаточный прогрев);
  • утечка охлаждающей жидкости (антифриза).

Как перегрев, так и переохлаждение двигателя легко заметить по показаниям приборов. Ряд моделей автомобилей, помимо указателя температуры, оснащен сигнальной лампочкой аварийного перегрева. Следует иметь в виду, что датчик температуры и температурный указатель тоже могут выйти из строя, в этом случае своевременно заметить проблему сложнее.

Перегрев двигателя – типичное проявление неисправности системы охлаждения

Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения двигателя

Утечка может быть наружной и внутренней, первая проявляется характерными признаками: появлением потеков на двигателе и под днищем автомобиля, специфическим запахом. Внутреннюю утечку распознать сложнее, ее позволяет заподозрить неоправданно высокий расход охлаждающей жидкости. Если над выпускной системой прогретого двигателя даже в теплый сезон виден белый дым, это тоже признак утечки (в норме такой дым появляется только в момент прогрева двигателя, а также при низкой температуре окружающей среды).

Признаки неисправностей

Главный признак поломок системы охлаждения связан с нарушением температурного режима эксплуатации силового агрегата. Иначе говоря. Либо двигатель не набирает рабочую температуру, либо перегревается. Обе ситуации достаточно опасны для ДВС, но особенно вторая. По причине повышенных температур происходит температурная деформация не только мотора, но и практически всех взаимосвязанных с ним систем, так как они рассчитаны лишь на предельные температурные условия эксплуатации.

Если проще, когда двигатель перегревается, то сначала плавятся детали из высокотемпературного пластика, затем деформируются уплотнители из резины, а после происходит заклинивание деталей, например, в парах трения двигателя, нарушение структуры поверхности. Термин для этого есть соответствующий – «закипел движок».

Далее капитальный ремонт, если это возможно. Поэтому следите за температурой двигателя и реагируйте незамедлительно, иначе быть беде. Если происходит переохлаждение мотора – не все так страшно, но эксплуатация холодного ДВС в течение продолжительного времени приводит не только к снижению эксплуатационных характеристик и повышению расхода топлива, но и к поломкам.

Второй признак повреждений системы охлаждения самый явный – наличие следов подтекания охлаждающей жидкости. Антифриз из-за разгерметизации контура (контуров) может вытекать наружу или в моторный отсек. Возьмите за правило, перед началом эксплуатации автомобиля проверьте нет ли следов подтекания охлаждающей или другой жидкости (особенно моторного масла и тормозной жидкости) под автомобилем, а также откройте капот и посмотрите внутри есть ли следы жидкостей на деталях внутри моторного отсека. Это важно.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertise

Следующий признак косвенный – отказ взаимосвязанных систем. Это могут быть как поломки компонентов самих систем, так и неисправности системы охлаждения. Самое простое включить печку, если воздух не нагревается до заданной температуры, может в этом виновата и система охлаждения (верно если отопитель не индивидуальный, а может быть и автономным).

Таким же образом по аналогии работа турбокомпрессора, двигателя (особенно если проблемы с системой рециркуляции выхлопных газов), системы смазки (при наличии датчика температуры моторного масла и масляного радиатора), нарушение работы автоматической КПП. Далее. О том что моторное масло попало в систему охлаждения свидетельствуют масляные пятна на охлаждающей жидкости в бачке, его горловине и крышке (осматривайте бачок перед началом эксплуатации, уделяя внимание на уровень антифриза (есть отметки минимального и максимального уровня) его цвет и наличие пузырьков).

Если антифриз попадает в систему смазки, то цвет выхлопа становится белым, на масляном щупе появляется пена, меняется цвет моторного масла. И это совсем плохо, особенно для двигателя. То есть если нарушается работа систем, взаимосвязанных с системой охлаждения, то нужно на это реагировать и проверять все в комплексе.

И еще один признак неисправностей – показания на приборной панели. Есть датчик температуры двигателя, данная информация может отображаться и в бортовом компьютере. Если двигатель начал греться, возможно, причина либо в системе охлаждения, либо в самом двигателе, либо в указателе температур, либо сбоит электронная система управления (ЭБУ, датчики). В целом нужная диагностика, желательно прекратить эксплуатацию автомобиля сразу же и разобраться в чем дело.

Читать далее:  Насколько вредно для двигателя ездить на газу? Смотрим на ресурс

Последний признак, на котором акцентируем внимание, сугубо специфический – посторонние звуки в подкапотном пространстве, таким образом о своих поломках могут рассказывать вентилятор охлаждения и водяная помпа.

Причины неисправностей

Причин, по которым система охлаждения выходит из строя, существует множество, отметим основные из них:

  • нарушение правил эксплуатации двигателя, прежде всего, это касается температурного режима;
  • охлаждающая жидкость (одна из основных причин поломок, она может быть неправильно подобрана, ненадлежащего качества, не на том уровне в системе (ниже минимального либо значительно выше) или нарушается регламентированная периодичность замены);
  • некачественные комплектующие, контрафактные, контрактные, бракованные, с конструкционными просчетами, установленные в систему охлаждения;
  • естественный износ и полезный срок службы, каждая деталь имеет свой ресурс, особенно это касается патрубков, термостата, датчиков, водяной помпы;
  • механическая деформация, что нередко приводит к повреждениям и нарушению герметичности радиатора, поломкам вентилятора (вентиляторов) охлаждения и прочих компонентов;
  • воздействие внешних факторов, оказывающих негативное влияние на состояние электрической части;
  • неквалифицированное, некачественное или полное отсутствие технического обслуживания системы охлаждения, за ней надо следить и хотя бы жидкость менять нужную, правильно и вовремя);
  • стиль вождения, особенно эксплуатация автомобиля на повышенных скоростных режимах, с резкими ускорениями и торможениями приводит к повышенной температуре двигателя и работе системы охлаждения в экстремальных условиях с постоянной, повышенной нагрузкой, запомните – серийный автомобиль не спортивный болид и его системы на это не рассчитаны;
  • условия эксплуатации, если они тяжелые, то это приводит к поломкам не только системы охлаждения, но и всех других систем, в том числе двигателя и с ним взаимосвязанных.

Существуют и иные причины поломок, указали лишь основные, но и этих достаточно, чтобы понимать важные моменты. За системой охлаждения нужно следить, вовремя, квалифицированно обслуживать, использовать качественные комплектующие, правильно подбирать и заливать охлаждающую жидкость. Если автомобиль эксплуатируется в Казани, в этом поможет наш автопортал. Рассмотрим неисправности основных компонентов более детально.

Система охлаждения двигателя – сложный механизм, состоящий из множества деталей. Низкое качество, износ, поломка любой из этих деталей могут привести к неполадкам в работе системы. Одна из распространенных причин ее поломок – использование некачественной охлаждающей жидкости, а также отсутствие регулярного контроля ее уровня.

Поломка системы охлаждения двигателя может быть вызвана неисправностью любого из ее узлов

Для каждой детали системы охлаждения двигателя характерны свои неисправности.

  • Радиатор, по которому циркулирует антифриз, часто страдает от загрязнений сердцевины или наружной поверхности, что приводит к перегреву двигателя, а нарушение герметичности радиатора вследствие износа чревато наружными утечками антифриза.
  • Центробежный насос, обеспечивающий циркуляцию охлаждающей жидкости, достаточно быстро изнашивается, особенно страдают уплотнители и подшипники. Распространенными поломками является нарушение его герметичности, обрыв или слабое натяжение ремня передачи. Все это может привести к перегреву.
  • Вентилятор дополняет работу радиатора и обеспечивает охлаждение двигателя в моменты, когда автомобиль стоит. Вентилятор может приводиться в движение приводами разного типа: механическим, гидравлическим, электрическим. Для каждого из них характерны свои поломки, угрожающие перегревом или переохлаждением двигателя.
  • Термостат – важная деталь системы охлаждения, оснащенная клапаном и регулирующая поступление охлаждающей жидкости в контуры радиатора. При его поломках возможно переохлаждение или перегрев двигателя, а вот неисправность датчика и/или указателя температуры обычно приводит к его переохлаждению.
  • Охлаждение блока цилиндров и его головки осуществляется за счет циркуляции охлаждающей жидкости по многочисленным каналам рубашки охлаждения, в которой иногда возникают трещины. Нарушения в функционировании системы охлаждения могут быть связаны с прогоранием прокладки головки блока цилиндров. Эти проблемы провоцируют внутренние и наружные утечки антифриза.
  • Расширительный бачок, из которого в систему охлаждения поступает жидкость, закупоривается пробкой с воздушным и паровым клапанами. Если ее герметичность нарушена или один из клапанов неисправен, охлаждающая жидкость активно испаряется, что приводит к снижению ее уровня и чревато перегревом двигателя.

Профилактика проблем

Комплексное тестирование системы охлаждения – задача достаточно сложная и требующая времени. Обычно износ, засорение, механические повреждения и другие проблемы выявляются в процессе техосмотра. Но несколько несложных операций по проверке этой системы автовладельцу стоит выполнять перед каждой поездкой:

  • при холодном двигателе осмотреть расширительный бачок, убедиться в отсутствии следов протечек, проверить уровень охлаждающей жидкости (норма – между отметками min и max);
  • если уровень близок к минимально допустимому и ниже, долить охлаждающую жидкость той же марки, что использовалась раньше. При отсутствии совместимой охлаждающей жидкости допустимо повышение уровня за счет дистиллированной воды, но заливать можно не более пол-литра;
  • еще раз проверить уровень жидкости при разогретом двигателе, осторожно и медленно открутив пробку расширительного бачка (она сильно нагревается!). Если уровень жидкости после запуска двигателя опустился ниже минимума, это свидетельствует о ее утечке вследствие повреждения шлангов или патрубков.

Недопустим долив холодной жидкости при разогретом двигателе, а также запуск двигателя после слива жидкости из системы! Если снижение уровня жидкости в бачке незначительно и обусловлено не утечкой, а испарением, доливать следует не антифриз, а дистиллированную воду, именно она испаряется в первую очередь, в результате повышается плотность жидкости. Нужно внимательно следить, чтобы в охлаждающую жидкость не попал бензин.

Для профилактики поломок системы охлаждения необходимо использовать качественный антифриз

Если с уровнем охлаждающей жидкости все в порядке и утечки отсутствуют, а двигатель чрезмерно нагревается или, наоборот, не прогревается при запуске, нужна более детальная диагностика системы охлаждения.

Радиатор охлаждения

Радиатор охлаждения это самый большой узел системы, с него и начнем. Прежде всего отметим, что сейчас он бывает и не один, иногда ставят дополнительный, а иногда два. Помимо этого бывает еще и группа товарищей в поддержке, а именно радиатор системы смазки, радиатор системы отопления и радиатор автоматической коробки передач, охлаждения отработанных газов.

Характер поломок и методика их устранения напрямую зависят от конструкционных особенностей радиатора. Прежде всего речь идет о:

  • материале изготовления, это либо сталь, либо алюминий и его сплавы, либо латунь;
  • форме сечения трубок (круглая, прямоугольная, овальная) и их расположении (рядное, в шахматном порядке, в том числе под углом);
  •  схеме (трубчато-ленточная, трубчато-пластинчатая) и технологии производства (пайка, сборка).

https://www.youtube.com/watch?v=ytabout

Также еще используются дополнительные конструкционные элементы, например, расширительный бачок.

Основные виды неисправностей данного узла – это нарушение герметичности по причине износа или механических повреждений, например, удар при фронтальном столкновении или попадание посторонних предметов с дорожного полотна, тех же щебня, гравия, хотя бывает и похуже.

Это также может быть связано с охлаждающей жидкостью. Все дело в том что антифриз содержит комплект присадок, тех же ингибиторов коррозии, которые защищают систему изнутри. Со временем присадки срабатываются, это полбеды, беда в том, что они становятся еще и вредными. Плюс в антифризе накапливаются со временем посторонние примеси, которые забивают трубки. И еще губителен для радиатора низкий уровень охлаждающей жидкости в системе.

Вторая характерная поломка – снижение эффективности охлаждения жидкости. Это связано с тем, что соты со временем забиваются различным мусором, находящимся на дорожном полотне.

Если речь идет о механических повреждениях, то когда это возможно проводят рихтовку радиатора. Когда повреждения привели к разгерметизации, в зависимости от материала изготовления может использоваться пайка или сварка. Но зачастую все же речь идет о замене радиатора, а порой и деталей с ним взаимосвязанных.

Если соты забиты, осуществляются промывка или продувка радиатора, очистка его от загрязнений.

Как устранить неисправности

Если причина поломки выявлена, можно приступать к ее устранению. Проблемы с пробкой расширительного бачка обычно решаются путем замены неисправного клапана. Если клапаны исправны, а герметичность бачка нарушена, попробуйте заменить в крышке прокладку, которая быстро изнашивается. Для ликвидации протечек также может понадобиться замена отвердевших шлангов новыми эластичными, а хомуты нужно подтянуть поплотнее, но не пережимать, чтобы не повредить патрубки. Если поврежден сам бачок, небольшие трещины запаиваются, крупные закрываются латками, вмятины рихтуются.

Читать далее:  Ремонт и установка трамблера на 402 двигателе, регулировка зажигания: видео, как установить привод

Засорившийся радиатор нуждается в прочистке струей воды под напором или сжатым воздухом, наружная поверхность очищается с помощью специального растворителя, механические повреждения запаиваются. При серьезных повреждениях отдельной трубки ее можно исключить из контура, полностью запаяв сверху и снизу, но в одном радиаторе нельзя запаивать более трех трубок.

В случае масштабных повреждений радиатор рентабельнее заменить. Не подлежат ремонту новые радиаторы с пластмассовой бочкой и алюминиевой сердцевиной. Треснувший с краю патрубок можно обрезать, если позволяет его длина, а если трещина ближе к центру – нарастить с помощью металлической трубки. Но это временные меры, поэтому после таких операций рекомендуется обратиться в сервис для профессионального ремонта.

Остальные неисправности системы охлаждения двигателя, как правило, устраняются в мастерских. Если необходима замена изношенных, поврежденных деталей, можно значительно сэкономить, заказав качественные запчасти с разборок в компании JapZap. При использовании качественной охлаждающей жидкости и регулярном контроле ее уровня, для поддержания работоспособности системы охлаждения двигателя обычно достаточно планового сервисного обслуживания и своевременной замены деталей с отработанным ресурсом.

Вентилятор охлаждения

Радиатор охлаждения работает в паре с вентилятором охлаждения, от того и называется система комбинированной. Вентилятор – это вспомогательный элемент, то есть не работает постоянно, а включается когда нужно. Его основная задача – обеспечить дополнительное охлаждение антифриза, находящегося в радиаторе, например, при повышенных нагрузках, когда двигатель греется сильнее, кратковременной остановке или высоких температурах атмосферного воздуха.

Сейчас, когда используется огромное количество датчиков, есть и второстепенные, но не менее важные задачи, например, дополнительный обдув двигателя (как в схемах с воздушным охлаждением) и ряд других задач. Все зависит от особенностей ЭСУД, количества датчиков, их предназначения, наличия исполнительных устройств и их функциональности.

Сразу отметим что вентиляторов бывает и не один, а несколько, иногда два объединены в один общий моноблок, тут все от класса автомобиля зависит и его функционального предназначения, а также мощности двигателя.

Помпа, она же водяной насос

https://www.youtube.com/watch?v=ytdev

В системе охлаждения комбинированного типа антифриз (иная охлаждающая жидкость) циркулирует в закрытых контурах под заданным давлением. За это отвечает центробежный насос, он же водяная помпа. Не будет циркуляции жидкости, система не сможет выполнять свои функции, дальше перегрев двигателя, последующий его ремонт вплоть до капитального, а иногда и восстановление компонентов взаимосвязанных систем.

Если говорить о неисправностях насоса, то сначала обозначим несколько важных моментов. В традиционной схеме помпа одна на один контур. Но сейчас контуров бывает и несколько уже до трех, а иногда и больше. И у каждого контура свой насос и любой из этих насосов может выходить из строя, главное понять какой. Усложняем.

Далее, что может ломаться? Варианта два. Первый – сама водяная помпа, второй – привод насоса. Рассмотрим оба варианта подробнее.

Итак, насос состоит из:

  • металлического корпуса;
  • крыльчатки (ее называют еще рабочим колесом, по сути это лопасти, изготовленные из чугуна, полимеров, магниевых алюминиевых, сплавов, установленной формы);
  •  приводного вала, снабженного шкивом;
  • подшипника;
  • сальника.

Иногда конструкционная схема отличается и ставятся другие компоненты. Вот эти детали и могут выходить из строя по причинам износа, механических повреждений, попадания в охлаждающую жидкость различных примесей, ряду других. Речь, прежде всего, идет о механической деформации крыльчатки. Еще одна поломка износ подшипников (это приводит к люфту приводного вала) и их заклинивание.

Заклинивание подшипников самая нехорошая поломка, которая ведет к обрыву ремня. Из-за этого либо не может работать генератор, либо что еще хуже в ряде конструкционных схем нарушается работа привода ГРМ и зачастую приводит к столкновению поршней и клапанов. Если сильно не повезет – это капитальный ремонт двигателя.

А еще одно. Насос устанавливается, в большинстве случаев, через прокладку. Она также изнашивается, возможна разгерметизация и подсос воздуха (завоздушивание системы). Разгерметизация вероятна и из-за износа и повреждения сальников.

Что касается привода. С целью обеспечения работы водяной помпы используется либо механический привод, либо электрический.

В случае применения механического привода принцип работы основан на передаче крутящего момента от коленвала или распредвала на помпу. Основные поломки в данном случае это повреждение шкивов, а также обрыв клинового или поликлинового ремня. Это может происходить либо из-за сильного износа (за ремнями надо следить), либо из-за неправильной установки и ошибок в регулировании степени натяжения ремней.

Иногда, особенно когда водяной насос отвечает за охлаждение турбонагнетателя, привод используется автономный. То есть работа помпы не зависит от работы двигателя. Устанавливается дополнительный электромотор. Неисправности в данном случае, как правило, касаются электрической части. Иначе говоря выходит из строя электродвигатель, проводка контакты. Необходима инструментальная диагностика чтобы выявить и устранить поломки.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpress

Характер исправления неисправностей зависит от вида поломок. Если они связаны с сами насосом, то варианта два. Помпы двух видов ставятся. Первый – неразборные, в таком случае однозначная замена на новый насос. Второй вид – разборные помпы, в этой ситуации возможна замена неисправных деталей, но только в том случае, если это экономически целесообразно и не приведет к снижению функциональности и эксплуатационных характеристик узла. Из практики ремонта всегда замена неисправной помпы – самый лучший вариант решения проблемы.

Теперь о механическом приводе. Сильно изношенный ремень ГРМ или привода вспомогательных агрегатов подлежит замене. Причем заметим, что ряд производителей указывает в регламенте необходимость через определенное время или пройденный километраж плановой замены ремня ГРМ и навесного оборудования. Есть негласное правило при замене ремня менять и помпу вне зависимости от ее состояния, а также натяжные и опорные (если они есть) ролики.

Придерживаться этого правила или нет – это должен решать каждый автовладелец сам. Но рекомендуем следить за состоянием ремня, обеспечивающего привод центробежного насоса системы охлаждения. Также необходимо вовремя заменять сальники, прокладки и по регламенту антифриз, это обеспечит надежную работу помпы.

Термостат

Следующий важный элемент любой системы охлаждения – термостат, в зависимости от количества контуров охлаждения этот узел иногда ставится и не один. Основная задача термостата регулировать и перенаправлять поток охлаждающей жидкости в зависимости от текущей температуры двигателя. По крайне мере один контур охлаждения включает большой и малый круг.

Когда двигатель холодный тот же антифриз циркулирует по малому кругу. Как только температура охлаждающей жидкости повышаются до определенной отметки, срабатывает клапан термостата, и она начинает циркулировать по большому кругу, который включает радиатор охлаждения. Если термостат неисправен, то силовой агрегат либо перегревается, к чему это приводит уже неоднократно говорили, либо не может прогреться до рабочей температуры.

Характер неисправностей и способы их устранения напрямую зависят от конструкционных особенностей того термостата, который установлен на определенной марке и модели автомобиля.

Прежде всего речь идет о корпусе. Есть термостаты бескорпусные, которые устанавливаются непосредственно в блок цилиндров силового агрегата. А есть и корпусные варианты, причем материал корпуса может отличаться, наиболее часто встречаются латунь, медь, алюминий и термостойкие полимеры. Основной вид поломок корпуса – его механическая деформация, причем сами понимаете, что прочность пластикового и металлического корпуса разные.

Второй важный компонент – термоэлемент, его содержит любой термостат. В преобладающем числе случаев технический воск в гранулах с добавление графита или меди в виде порошка. Но иногда используются и гелевые термоэлементы. Со временем оба типа термоэлементов теряют свои свойства (физические и химические, в результате изменяется коэффициент теплового расширения и термостат работает неправильно), период эксплуатации зависит именно от вида используемого состава.

Читать далее:  Как подключить телефон к магнитоле через Блютуз Аукс и ЮСБ

Следующий, третий важный компонент, который может выйти из строя – клапан. Тут также два варианта. Термостат бывает одноклапанным, традиционная схема, и двухклапанным (каждый из двух клапанов отвечает за свой круг). Механические поломки клапанов приводят к неисправности термостата. Речь идет, прежде всего, о таких деталях как шток, пружина и тарелка, причем тарелок на один клапан бывает и две (такие узлы называются двухступенчатыми), которые могут выходить из строя не только из-за механической деформации, но также из-за износа, влияния других факторов, например, содержания в антифризе посторонних примесей.

В целом характерные повреждения клапанов заключаются в их «заклинивании», считайте, повезло, поломку легко диагностировать, или «залипании», вот тут не повезло, такая неисправность может попить крови и стоить нервов, диагностировать ее трудно, нужна комплексная диагностика, опыт, квалификация и интуиция.

Если и более сложные термостаты, управление которых осуществляется с использованием ЭСУД двигателя. Эти устройства, как правило, одноклапанные, с резистором (нагревательным сопротивлением). Им характерна поломка электронной части.

Если обобщать все поломки, характерные термостатам, то они приводят к одной из трех ситуаций. Первая – термостат постоянно открыт, антифриз циркулирует и по большому, и по малому кругу постоянно, двигатель не может набрать свою рабочую температуру. Ситуация вторая – термостат постоянно закрыт. Антифриз циркулирует только по малому кругу, как итог – перегрев двигателя и выход его из строя.

Если неисправен термостат, то выход из создавшейся ситуации один – замена. Узел неремонтопригодный и восстановлению не подлежит. Главное подобрать новый термостат правильно, установить, а если потребуется, то настроить работу системы. С этим могут справиться только опытные специалисты в специализированных автосервисах. Их в Казани предлагаем подобрать на нашем автопортале.

Расширительный бачок

Далее у нас расширительный бачок, казалось бы простой компонент системы охлаждения, предназначенный для заливки и долива антифриза в систему охлаждения, а также компенсации его объема при нагревании из-за изменения коэффициента теплового расширения. Действительно так было ранее. Но сейчас в крышку бачка устанавливается зачастую впускной и выпускной клапаны (они препятствуют завоздушиванию системы), а в сам бачок иногда ставится и датчик уровня охлаждающей жидкости (для ленивых, чтобы не открывать капот и не проверять самостоятельно по меткам).

Да, если крышка обычная, то где-то в системе должен быть перепускной клапан, как правило, на горловине радиатора (это старая схема, но все еще встречается). Поломка перепускного клапана еще один вид неисправностей радиатора, о которой не упомянули выше. В итоге система может завоздушиться, а это очень плохо.

Но вернемся к бачку. Для этого компонента характеры несколько видов неисправностей. Прежде всего речь идет о разгерметизации и утечке охлаждающей жидкости по причине механической деформации или вследствие повышенно износа, иногда просто плохо качества узла. Самое простое – неправильно закрутили крышку.

Чуть сложнее – небольшая течь (обращайте внимание на то, что к бачку подсоединены патрубки, бывает подтекание в местах соединений или нарушение герметичности самих патрубков). Самая нехороша, но «эффектная» поломка, когда бачок разрывает и антифриз при работающем насосе мгновенно вытекает из системы.

Если в крышке есть перепускной клапан, то иногда речь идет и его поломке. Причин масса, среди них механическая деформация, засорения разным мусором или разъедание и распад (за эту пакость отвечает некачественный антифриз). В результате разгерметизация или завоздушивание системы.

Если стоит датчик, определяющий уровень антифриза в системе, то и он порой выходит из строя, в принципе ничего страшного, если бы он не был связан с ЭСУД двигателя. Поэтому надо исправлять поломку.

Как правило, все детали неремонтопригодные, в случае неисправностей бачок с крышкой, а по необходимости и датчик, подлежат замене. Тут важно какой формы выбрать бачок, какого объема и где это все хозяйство ставится. Неизменно в высшей точке системы охлаждения, но и иногда прячут так, что хоть в «полицию подавай заявления о пропаже», но он есть и главное не спутать с бачками для других жидкостей, а то бывало и такое, диверсия собственными руками.

Контур охлаждения

В системе охлаждения комбинированного вида есть контур или несколько контуров, например два, один для блока цилиндров, второй для ГБЦ, даже есть три. Об этом уже говорили. По контурам циркулирует под давлением охлаждающая жидкость. Если эта циркуляция нарушается или прекращается, то возможен перегрев двигателя, а когда происходит разгерметизация контура, то возникает утечка охлаждающей жидкости. Это понятно.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafety

Теперь подробнее. Осталось разобрать, что же такое контур. В целом он включает все компоненты системы охлаждения, которые объединены патрубками и шлангами, а также рубашку охлаждения (это специальные каналы, необходимые для циркуляции под заданным давлением охлаждающей жидкости) в блоке цилиндров и ГБЦ.

Патрубки и шланги могут забиваться различными примесями, содержащимися в антифризе, а также накипью и различными отложениями. Иногда речь идет о механических повреждениях, в результате которых происходит разгерметизация системы.

Те же самые утверждения касаются и рубашки охлаждения двигателя, но тут бывает и другая неприятность. Все дело в том что каналы рубашки охлаждения соседствуют с каналами системы смазки, а разделяет их прокладка ГБЦ (это классическая схема, сейчас об нестандартных решениях говорить не будем). И когда это прокладка теряет свою герметичность масло попадает в систему охлаждения, а антифриз в систему смазки.

Об этом уже говорили выше. Это одна из самых нехороших неисправностей. Плюс к этому перегрев двигателя порой приводит к короблению ГБЦ и нарушению геометрии привалочной плоскости, далее все то же самое плюс разгерметизация контуров систем охлаждения, смазки, их завоздушивание, еще проблемы с компрессией и выхлопными газами.

Методик устранения поломок несколько. Поврежденные патрубки и шланги подлежат замене. Если они целые, но забитые – промываются. Прокладка ГБЦ меняется – расходный материал. С внешними повреждениями рубашки охлаждения сложнее, иногда возможен ремонт, а иногда придется менять блок, что очень дорого, или ГБЦ. Тут все от характера повреждений зависит и их материала изготовления (чугун, алюминий или сплавы легких металлов).

Другие поломки

Плохое состояние, содержание различных примесей и низкий уровень антифриза это своего рода также неисправность систем охлаждения. Решается путем замены плановой или внеплановой охлаждающей жидкости, иногда проводится ее долив. Также замена антифриза выполняется при ремонте системы охлаждения. Главное его нужно правильно подобрать и залить в нужном объеме.

И последний компонент, неисправности которого отметим, датчики системы охлаждения, чем дальше, тем их больше. Уже сейчас они отвечают за работу вентилятора, оценивают уровень и температуру охлаждающей жидкости. Их выход из строя, а также поломка ЭБУ и других элементов электрической части может привести к нарушению температурного режима эксплуатации двигателя и его неисправностям. Основное решение – замена неисправных датчиков.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

В целом если силовой агрегат перегревается или не набирает свою рабочую температуру необходимо сразу же обращать в автосервис. На автопортал Avto.Tatar размещена информация об автосервисах в Казани где проводится диагностика, техобслуживание и ремонт системы охлаждения, а также о торговых точках, где есть в наличии все необходимые запасные части и расходные жидкости.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
AutoJiza
Adblock
detector