Снятие, установка коробки передач КамАЗ

Описание используемых коробок

Схема переключения передач напрямую зависит от типа установленной на автомобиле КамАЗ трансмиссии. Большинство используемых машин применяют коробку на пять скоростей вперед и одна назад, это модель с индексом 14. Механизм актуален в случае, если не требуется буксировать прицеп, или перевозимый груз весит менее 10т.

Техника, используемая для перевозки больших грузов, или участвующая в составе автопоездов, использует трансмиссию с маркировкой 15. В этом случае нужен навык, как управлять КамАЗом самосвалом, поскольку в состав коробки входит редуктор. Это та же трансмиссия 14 с пятью передними и одной задней передачей. Делитель, если надо, включает скорости пониженного диапазона, как следствие, у автомобиля появляется в два раза больше передач.

Применяемая коробка с индексом 16, с восемью ступенями механического типа. Предусмотрен редуктор на четыре ступени и пониженная передача. Так же устанавливаются коробки ZF, которые оснащены девятью передачами и вспомогательной понижающей ступенью.

Не зависимо от модели трансмиссии, коробки механического типа, управление ведётся при помощи педали сцепления. Переключение проходит поэтапно, с учетом низшего и высшего режимов. За переключение режимов отвечает рычаг на ручке кулисы. При создании, учтено, что КамАЗ это тяжёлый автомобиль, в нагруженном состоянии нуждающийся в снижении усилия. И наоборот, если ездить с пустым кузовом, это не приведёт к перегреву и расходу топлива.

Устройство и принцип работы

Снятие, установка коробки передач КамАЗ

Основные компоненты, из которых состоит трансмиссионный агрегат КамАЗ:

  1. Картерное устройство. В нем используется три вала — первичный, вторичный и промежуточный. Назначение модуля с шестернями: активация задней скорости.
  2. Верхняя защитная крышка коробки передач.
  3. Сам механизм переключения скоростей (устройство сборно-разборное).
  4. Двигатель, расположенный на передней части картера.

На самосвалах КамАЗ при переходе с повышенной скорости на пониженную кулиса не используется. Такая особенность грузовых авто с европейскими стандартами Euro 2, 3 и 4 подразумевает применение специального переключателя и педали сцепления. Переключение производится в автоматическом режиме. В соответствии с официальным описанием в техническом руководстве по использованию и обслуживанию, верхнее положение селектора необходимо для загруженного авто, а нижнее — для пустой машины.

Рисунок чертежа конструкции трансмиссии КамАЗ 14

Более подробная схема устройства КПП грузовых автомобилей КамАЗ на примере модели 14:

  1. Ведущий вал.
  2. Защитная крышка заднего подшипникового элемента для ведущего вала.
  3. Регулировочная прокладка.
  4. Шток ручки.
  5. Защитное колечко.
  6. Крышка опоры ручки.
  7. Сухарь опоры ручки.
  8. Уплотнительная прокладка.
  9. Опора штока.
  10. Пружинный элемент.
  11. Опора ручки переключения скоростей.
  12. Ось модуля с шестеренками заднего хода.
  13. Упорная шайба.
  14. Модуль шестеренок задней передачи.
  15. Роликовый подшипник.
  16. Винт со штифтом.
  17. Стопорная шайба.
  18. Верхняя крышка.
  19. Уплотнительная резинка.
  20. Крышка заднего подшипникового элемента для ведомого вала.
  21. Стопорное кольцо.
  22. Задний шариковый подшипниковый элемент для тяги ведомого вала.
  23. Регулировочная прокладка.
  24. Так называемый червяк, подключенный к приводу спидометра.
  25. Уплотнительная манжета.
  26. Гайка фиксации фланца.
  27. Фланец фиксации карданного вала.
  28. Стакан заднего подшипникового устройства промежуточного вала.
  29. Крышка подшипникового устройства.
  30. Роликовый подшипник.
  31. Упорная шайба.
  32. Уплотнительная резинка.
  33. Промежуточный вал.
  34. Картерное устройство трансмиссионного агрегата.
  35. Ведомый вал.
  36. Уплотнительная резинка.
  37. Крышка переднего подшипника, расположенного на промежуточном валу.
  38. Картерное устройство системы сцепления.
  39. Уплотнительная манжета.
  40. Вилка отключения сцепления.
  41. Вал вилки отключения сцепления.
  42. Муфта системы сцепления.

Пятиступенчатые коробки передач ставятся на авто, предназначенные для индивидуального использования, десятиступенчатыми агрегатами оснащаются грузовики, относящиеся к классу автопоездов. По конструкции 10-ступенчатый агрегат представляет собой коробку с пятью ступенями, дополненную редукторным устройством с делителем. Такая система обеспечивает возможность использования 10 передних скоростей и двух задних.

Если на новом или на старом КамАЗе установлена трансмиссия модели 152 или 154, то она имеет следующие отличия от более старых версий:

  • коробка передач оборудуется усиленным синхронизаторным устройством делительного механизма;
  • в таких агрегатах более усилены шлицы, а из устройства КПП удалены крепления этих элементов;
  • в более новых версиях на моделях 43118, 5320 и прочих используется другой способ крепления шестеренок агрегата;
  • высота зубчиков коробки передач увеличена.

В более модернизированной версии коробки передач КамАЗ правильная процедура управления и включения делительного механизма производится с применением пневматического устройства.

С делителем

По конструкции делитель состоит из следующих элементов:

  1. Золотниковый кран. Данный компонент используется для управления редуктором и располагается на опоре рычага переключения скоростей. Узел может функционировать в режимах прямой либо пониженной передачи.
  2. Редукционный клапан. Этот элемент используется для отбора сжатого воздуха, поступающего из пневматического механизма. Клапан стравливает воздушный поток, когда давление в системе критически высокое. От редукционного клапана воздух подается на управляющий кран и клапан активации делителя. Такая схема позволяет создать одновременно два контура в системе управления двигателем автомобиля.
  3. Клапан активации делительного механизма. Данное устройство предназначено для подачи сжатого воздуха на узел в случае, если водитель выключает сцепление. Такой принцип действия позволяет включить и выключить пониженную передачу параллельно переключению скоростей на основной трансмиссии.
  4. Механизм переключения передач делителя. Устройство состоит из поршня, расположенного в цилиндрическом элементе. Шток поршня подключается к ручке, расположенной на валике вилки механизма. Если в коробку передач поступает сжатый воздушный поток, то поршень перемещается в определенном направлении. В результате смещения происходит изменение режима функционирования.
  5. Воздухораспределительная магистраль делителя. Данный элемент используется для подачи воздуха в цилиндр коробки.
  6. Подшипниковые элементы, синхронизаторы и картерное устройство, оснащенное валами с шестеренками.

Трансмиссионный агрегат с делительным механизмом

Устройство коробки передач с делителем включает в себя такие элементы:

  1. Гайка М12х1,25-6Н.
  2. Замковая шайба маркировки 12,3.
  3. Защитная крышка переднего подшипникового устройства, расположенного на промежуточном валу.
  4. Замковая шайба на 10.
  5. Винт М10х1,25.
  6. Защитная крышка переднего подшипникового устройства, расположенного на первичном валу, в сборе.
  7. Уплотнительная резинка крышки первичного вала.
  8. Регулировочная прокладка.
  9. Регулировочная прокладка.
  10. Первичный вал делительного устройства в сборе.
  11. Специальная гайка М52х2-Л-6Н.
  12. Маслонагнетающее колечко, расположенное на первичном валу.
  13. Штифт класса 4х12.
  14. Роликовое подшипниковое устройство радиального типа с удлиненными цилиндрическими роликами двухрядного типа, кольцами не оснащается.
  15. Стопорное колечко.
  16. Роликовое подшипниковое устройство радиального типа, относится к категории однорядных устройств.
  17. Первичный вал делительного механизма трансмиссии.
  18. Призматическая шпонка.
  19. Втулка заднего подшипникового элемента, расположенная на первичном валу.
  20. Шестеренка первичного вала делительного устройства трансмиссии в сборе.
  21. Сливная пробка, оснащенная магнитом для притяжения продуктов износа.
  22. Картерный узел делителя со втулками в сборе.
  23. Масленка.
  24. Рым-болт.
  25. Заглушка.
  26. Уплотнительная резинка.
  27. Винт М8-6gx16.
  28. Пружинная шайба.
  29. Крышка люка картерного устройства делителя коробки.
  30. Шпилька картера М16х1.
  31. Пружинная шайба.
  32. Гайка стандарта М16.
  33. Синхронизаторный узел делительного механизма коробки в сборе.
  34. Прокладка картерного устройства делителя.
  35. Промежуточный вал.
  36. Гнездо заднего подшипникового устройства, расположенного на промежуточном валу.
  37. Болт М6.
  38. Роликовый подшипниковый элемент.
  39. Крышка картерного устройства системы сцепления, расположенная сверху.
  40. Промежуточный вал делительного устройства.
  41. Шестеренка промежуточного вала.
  42. Делительный узел коробки с механизмом управления в сборе.
  43. Штифт 12х35.
  44. Шпилька М16.
  45. Подшипниковый шариковый элемент радиального типа, относящийся к классу однорядных. Устройство комплектуется канавкой и располагается на внешнем кольце.
  46. Упорное кольцо переднего подшипника.
  47. Упорная шайба.
  48. Шпилька М12х1.
  49. Стопорная планка.
  50. Винт М12х1,25.
  51. Прокладка крышки переднего подшипникового элемента, расположенного на промежуточном валу.
  52. Уплотнительное кольцо крышки подшипника.
  53. Защитная крышка смотрового отверстия, расположенная снизу.
  54. Крышка картерного устройства системы сцепления.

Основная особенность коробок передач на КамАЗ Евро 2, 3 и 4 заключается в возможности функционирования при повышенном либо пониженном режиме. Такая особенность была предусмотрена разработчиками для минимализации нагрузки на мотор машины, которая может двигаться как без груза, так и груженая. Делительное устройство представляет собой механический редукторный узел, предназначенный для увеличения передаточного отношения.

Снятие, установка коробки передач КамАЗ

На машинах КамАЗ сегодня используются следующие коробки передач:

  • модель 14;
  • трансмиссии модели 15;
  • КПП 161;
  • трансмиссии ZF, выпущенные в Германии.

Вот, например, как устроена коробка передач Камаза (модель 154):

  • основная коробка на 5 скоростей;
  • делитель на 2 ступени или мультипликатор;
  • сцепление;
  • валы — основной, вторичный, промежуточный;
  • синхронизаторы и шестерни;
  • картеры и привод
Читать далее:  Замена воздушного фильтра двигателя автомобиля когда и как часто его нужно менять как правильно снять и заменить устройство в авто на дизеле для установки нового

Принцип работы, нацеленный на улучшение работы автомобиля, увеличение скорости передвижения и позволяющий экономить горючее, можно представить себе так. При включении 1-й передачи, механизм сцепления соединяет валы редуктора и МКПП. От двигателя Камаза к трансмиссии поступает начальный момент вращения или КМ (крутящий момент).

Но есть и другие варианты:

  • 10-ступенчатый или 15 модель;
  • 8-ступенчатый с редуктором на четыре передачи и «понижайкой» или 16 модель — используется на КамАЗ-65115;
  • 9-скоростная ZF со вспомогательной понижающей ступенью — полноприводные вездеходы КамАЗ-43150, 4310, 4350 Мустанг.

14-ю модель КПП на последних версиях грузового авто усовершенствовали. Получилась новая коробка Камаза 154, отличающаяся несколькими преимуществами перед классической старой «пятиступкой»:

  • усиленные синхронизаторы;
  • новое крепление шестерёнок;
  • доработанная шлицевая система;
  • использование новых конусообразных подшипников в опорах валов;
  • отсутствие шлицевого крепления;
  • увеличенная высота зубьев.

КПП с делителем

5-скоростная коробка обычная, предназначена для одиночных машин. 10-ступенчатая — усовершенствованная КПП Камаз с делителем. По сути, это одинаковые коробки, но в случае с 10-скоростной добавляется редуктор. Вместе с коробкой передач он создаёт 10 передних скоростей и 2 задние.

Коробка с делителем считается усовершенствованной моделью, даёт немало плюсов:

  • меньшая частота переключения в ходе передвижения;
  • увеличение тяги двигателя;
  • повышение комфорта управления.

Устройство привода управления делителя выглядит так:

  • рычаг или опора;
  • уплотнительное кольцо;
  • ось;
  • вибрационный изолятор.

В зависимости от модели авто, на новом КамАЗе схема управления и расположения передач трансмиссии может отличаться. Отечественные грузовики могут оборудоваться двумя типами коробок передач. Разница в том, что одни трансмиссии имеют пять ступеней переключения, а другие — десять. Эти модели называются 14 и 15.

Старт

Что бы знать, как правильно управлять КамАЗ самосвал, разбираются в схеме переключения передач. Как и в стандартном варианте, манипуляции проходят с применением педали сцепления.

Этапы переключения:

  • 1-я передача, повышенный режим (В);
  • 2-я передача, повышенный режим (В);
  • 3-я передача, повышенный режим (В);
  • Переход на 2-ю пониженную (Н) ступень и переключение на 4-ю передачу;
  • Переход на первичную ступень (В), передача остаётся 4-я;
  • Переход на пониженную ступень (Н), включение 5-й передачи;
  • Возвращение на повышенную ступень (В), остаёмся на 5-й передаче.

Главная особенность начала движения на КамАЗ, плавный старт и набор скорости с использованием пониженных передач. В случае, когда самосвал сильно загружен, или движение проходит в сложных условиях, первые 4-ре передачи желательно переключать в пониженном режиме (Н), после перейти на 4-ю повышенную передачу, затем пониженную 5-ю (Н) и после на 5-ю повышенную (В).

Манипуляции проводятся при достижении необходимых оборотов коленчатого вала. Непосредственно при старте на 1-й передаче, обороты вала достигают 7000мин-1, переход на 2-ю передачу делается при достижении 3000мин-1 оборотов. Правильно выбранный режим экономит топливо и минимально изнашивает силовую установку.

Технические характеристики

В КПП КамАЗ с делителем входят такие элементы:

  • картер, в котором монтированы ведущие, ведомые и промежуточные валы в сборе с шестернями;
  • подшипники;
  • синхронизаторы,
  • блок шестерен заднего хода,
  • верхняя крышка коробки,
  • механизм переключения передач.

КПП КамАЗовских машин бывает пяти- и десятиступенчатая. Делитель КПП имеет высшую и низшую передачи и в сочетании с основной коробкой позволяет получать 10 передач переднего хода и 2 заднего. Система делителя улучшает тяговые качества машины, облегчает управление, снижает частоту переключения скоростей рычагом. Передаточные числа КПП имеются в инструкции по эксплуатации устройства.

На КПП 141 КамАЗ имеется выключатель фонаря заднего хода. Для предотвращения одновременной активации 2 передач в крышке имеется замок шарикового типа, а от случайного включения заднего хода — пружинно-пальчиковый предохранитель. КПП с делителем весит 320 кг. Манжеты находятся в крышках валов. Они предохраняют КПП от засорения и предотвращают утечку масла. Недостаточный объем масла в КПП ведет к ее повреждению. При первой заправке в КПП должно быть 9 литров масла, при смене жидкости — 8 л.

Картер:

  1. Диаметр отверстия подшипника составляет 150 мм.
  2. Диаметр отверстия оси блока зубчатых колес равен 32 мм.

Смотрите » Замена и настройка рычага регулировочного (трещетки) на грузовых автомобилях КамАЗ

Первичный вал:

  1. Диаметр шейки переднего подшипника составляет 24 мм.
  2. Заднего подшипника — 59 мм.

Вторичный вал имеет следующие диаметры у деталей:

  1. Втулки зубчатого колеса четвертой передачи — 63 мм.
  2. Роликовых подшипников — 80 мм.
  3. Втулки зубчатого колеса заднего хода — 70 мм.
  4. Наружный диаметр втулки составляет 72 мм.

Промежуточный вал:

  1. Диаметр шейки переднего подшипника составляет 65 мм, заднего — 49 мм.
  2. Диаметр стакана заднего подшипника равен 119 мм.
  3. Диаметр промежуточного вала составляет 65 мм.
  4. Внутренний диаметр зубчатого колеса равен 65 мм.

Вес КПП с делителем — 320 кг.

Воздушная система КАМАЗ 5320 схема делителя

КамАЗ-6520

Принцип работы коробки передач на Камазе с редуктором несложный: повышенный либо пониженный режимы. Такой подход придуман инженерами для уменьшения нагрузки мотора: когда машина под нагрузкой, надо включать режим H. В менее активном режиме задействуется режим B.

В качестве примера приведём схему работы с коробкой делителем на ровном асфальте:

  1. Сначала включается 1-я передача, затем 2-я и 3-я;
  2. Задействуется режим H, осуществляется переключение на 4-ю скорость;
  3. Переход на режим B;
  4. Вновь переход на H, включение 5-й скорости;
  5. Возврат на облегчённый режим B.

Таким образом, схема переключения выглядит так: 1B-2B-3B-4H-4B-5H-5B. А на сложных трассах подойдёт такой порядок: 1H-2H-3-H-4H-4B-5H-5B.

Некоторые модели КПП ЗФ, такие как 9S109, оборудованы дополнительной передачей C. Она нужна для улучшения передвижения по снегу, грязи, льду. Схема на коробках передач Камаз ZF 6520 такая, что при переключении на пятую скорости с четвёртой, самопроизвольно включается облегчённый режим. Напротив, если с 5-й на 4-ю, априори задействуется пониженный режим. За включением режимов можно следить по индикатору на щитке приборов.

Начало движения

Перед тем как трогаться с места на Камазах с такой коробкой, надо разогреть движок до 7 тыс. об/мин. Главная особенность старта на большом грузовике — обеспечить плавность движения с места и эффективный набор дальнейшей скорости.

Включение скоростей

Из-за того, что Камаз — специфический крупный грузовой автомобиль, часто эксплуатируемый в жёстких условиях, переключение положений КПП с одной на другую проходит в несколько этапов. В остальном особенностей нет — надо выжимать муфту и перемещать рычаг.

Задний ход

Включается задний ход переключателем, выставленным в нижнее левое положение. Во время движения автомобиля ставить эту передачу воспрещено! Сначала машину надо остановить, а уже потом совершить маневр.

Неисправность Причина Как устранить
Затрудненное включение всех передач, передача заднего хода и первая передача включается со скрежетом Неполное выключение сцепления (сцепление ведет) Отрегулировать свободный ход агрегатов привода сцепления
Включение передач с ударом и скрежетом Износ конусных колец синхронизаторов или блокирующих фасок пальцев и каретки Заменить синхронизаторы
Большое усилие на рычаге переключения передач Загрязнение опор тяг дистанционного управления. Отсутствие или загустевание смазки. Промыть опоры и заполнить их свежей смазкой 185
Включение передач с ударом и скрежетом в делителе Износ конусных колец синхронизаторов или блокирующих фасок пальцев и каретки. Повышенное давление в пневмосистеме управления делителем. Разрыв мембраны редукционного клапана. Износ сухарей вилки переключения передач делителя. Заменить синхронизаторы. Отрегулировать редукционный клапан или разобрать и промыть. Заменить мембрану. Отрегулировать зазор между кареткой и сухарем вилки переключения передач.
Самовыключение передач на ходу Неполное включение передач из-за неисправности механизма переключения, износ вкладышей вилок или ослабления крепления вилок и рычагов. Устранить неисправности, заменить изношенные детали.
Передачи не включаются Разрушение подшипников шестерен ведомого вала. Износ или поломка деталей дистанционного привода управления коробкой. Поломка пальцев или фиксаторов синхронизаторов. Заменить неисправные детали. Отрегулировать привод или заменить изношенные детали. Заменить синхронизаторы.
Не включаются передачи делителя Заедание поршней воздухораспределителя. Разрегулировано положение упора клапана включения. Поломка упора клапана. Засорение пневмосистемы управления делителем. Обрыв троса крана управления делителем. Разобрать, промыть и смазать смазкой 158 детали воздухораспределителя. Отрегулируйте положение упора клапана. Заменить упор. Промыть и продуть дроссель, воздухопроводы и клапаны. Заменить трос.
Повышенный уровень шума при работе коробки передач Износ или поломка зубьев шестерен. Разрушение подшипников. Заменить неисправные детали.
Течь масла из коробки передач Износ манжет или потеря ими эластичности. Повышенное давление в картере коробки. Нарушение герметичности по уплотняющим поверхностям. Заменить манжеты. Промыть сапун. Подтянуть крепежные детали, заменить прокладки.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Пневматическая тормозная система

Читать далее:  Подключение стеклоподъемников ваз 2114 - Автожурнал MyDucato

Будни Камазиста : Устранение утечки воздуха , ремонт

Видеоурок по ремонту автомобиля Камаз и ЗИЛ 1часть.avi

Улучшение качества тормозов на КАМАЗе

Как ставится синхрон делителя камаз

Небольшой апгрейд. Клапана подъёма кузова, замена стареньких на евро

регулятор давления TOMEI TYPE-S на камаз

Устройство и ТО автомобиля КамАЗ 4310

Утечка воздуха из тормозного крана КАМАЗ ЗИЛ ПАЗ МАЗ КРАЗ ГАЗ

камаз ОБЕЗАТЕЛЬНО ПОДПИШИСЬ

Обломанные зубчики на шестеренке привода — последствия несоблюдения правил эксплуатации трансмиссии на КамАЗе (автор видео — Илья С).

На первый взгляд, управление КамАЗом схоже с ездой на легковом автомобиле. Принцип работы, как на классическом транспорте, однако, некоторые особенности, вызывают осложнения у непосвященного пользователя.

Полное представление о том, как правильно управлять и ездить на КамАЗе получаешь, разобравшись в специфике переключения передач. Дело в том, что к каждому тяжёлому автомобилю надо найти подход в вопросе манипуляции коробкой и КамАЗ не исключение. С целью достичь нужного скоростного режима при перевозке груза, трансмиссия КамАЗ часто эксплуатируется на пониженной передаче. Полученные навыки, знания и опыт работы с коробкой – залог успеха дальнейшей эксплуатации транспортного средства.

Разобраться в принципе переключения передач не составляет труда, особенности зависят от модели.

Заключительный совет

На безопасность движения влияет много факторов: техническое состояние транспортного средства, на каком топливе ездит КамАЗ, квалификация водителя и др. Внимание уделяют внешним условиям, поскольку они подвержены изменениям.

Важно следить за состоянием тахометра. Такой необходимости нет при вождении легкового авто. Схема переключения передач КамАЗа на всех известных типах трансмиссий обеспечивает минимальное потребление топлива. В частности, грамотное повышение или понижение передачи при контроле работы коленчатого вала способствует увеличению скорости передвижения машины (за счет поддержания высоких оборотов не тратится время на стабилизацию работы двигателя), а также позволяет снизить риск перегрева двигателя.

Ошибки и рекомендации при эксплуатации КПП

Подробнее об ошибках, которые нельзя допускать при эксплуатации коробки переменных передач КамАЗ:

  1. При включении передачи нужно выжать до упора педаль сцепления. Если системно не выполнять это правило, то синхронизаторы коробки передач износятся быстрее.
  2. Не допускается переключение с повышенной скорости на пониженную. В частности, переходить с пятой—восьмой передач на первую — четвертую при скорости езды более 30 км/ч. В противном случае синхронизатор демультипликатора быстро выйдет из строя.
  3. Если надо перейти с повышенной передачи на пониженную, то действовать необходимо последовательно, то есть перескакивать нельзя. В случае с переходом с пониженной на повышенную такое переключение возможно.
  4. Не рекомендуется полностью обхватывать селектор трансмиссии, переходя из одного диапазона передач на другой. Процедуру переключения рекомендуется выполнять открытой ладонью. Усилие, которое возлагается на рычаг, может сбить регулировку и быстрее вывести из строя селектор.
  5. Если необходимо переключиться из нейтрального первого положения во второе, то действовать необходимо легким ударом открытой ладони. При выполнении этого маневра сцепление включать не нужно. Таким образом производится переключение демультипликатора.
  6. При движении на нейтральной передаче не допускается перемещение рычага в левую и правую стороны для поиска «нейтрали». На трансмиссиях КамАЗ имеются крепления, предназначенные для фиксации рычага коробки в нейтральном положении. Эти элементы фиксируют его между скоростями 3 и 4 на пониженном диапазоне и между 5 и 6 на повышенном.
  7. Не допускается езда накатом под уклон. Масляный насос коробки передач во время езды вращается от перемещения первичного вала КПП. Если транспортное средство двигается накатом, то силовой агрегат работает на холостых оборотах, а насосное устройство — на пониженных. В результате образующееся давление недостаточно для качественной обработки подшипников смазочным веществом. При отсутствии последнего элементы быстрее перегреваются и выходят из строя в результате износа.
  8. Буксировка автомобиля в случае подключения карданного вала трансмиссии на ведущий мост или раздаточное устройство не допускается. Если не соблюдать это правило, то масляный насос агрегата быстрее изнашивается из-за нехватки смазки.
  9. При пуске силового агрегата методом буксировки возможно применение только передач в повышенном диапазоне.
  10. После остановки двигателя и перед тем как оставить машину на стоянке, нужно перевести рычаг коробки в положение нейтрали.
  11. Включение заднего хода допускается после полной остановки транспортного средства и снижении холостого хода до минимальных оборотов. Активация должна производиться через десять секунд после выключения сцепления.
  12. Если автомобиль застрял в снегу или грязи, то единственный вариант решить проблему — двигаться на второй скорости и высоких оборотах.

Управление при подъёме на склон

Заезд на склон, сопровождается переключением коробки на пониженный режим (Н). Это заставляет трансмиссию работать с большей отдачей и легче преодолеть препятствие.

  • При подъёме на тяжёлой технике, переключение с первой на вторую передачу проводится с использованием метода двойного нажатия сцепления;
  • Чтобы обеспечить работу силовой установки, выжимают педаль газа для предотвращения перебоя в подаче топлива;
  • Показания оборотов коленчатого вала не падают ниже отметки 2000мин-1, иначе силовая установка перегреется и прекратит работу.

Выбор правильного режима переключения передач, аспект нормальной эксплуатации авто, от которого зависит работоспособность силовой установки, а так же узлов и механизмов агрегата.

Техника управления в сложных условиях

Безопасность движения зависит от многих факторов. Это и техническое состояние машины, и качество топлива, и квалификация водителя. Отдельное внимание уделяется внешним условиям, так как они могут резко измениться.

Подъем

Заезд на горку должен сопровождаться включением пониженного режима H. Это даёт возможность легче преодолеть склон и препятствия, ведь трансмиссия начинает работать в полную силу.

Полезные рекомендации:

  • во время подъёма, особенно с грузом, переход с первой на вторую передачу должен проводиться с применением повторного выжима муфты;
  • не отпускать педаль газа, чтобы обеспечить нормальную работу двигателя, предотвратить перебои;
  • не допускать снижения оборотов за 2000 в минуту, иначе движок перегреется.

Скат с горки должен осуществляться с обязательно заведённым силовым агрегатом. Отключать его ни в коем случае нельзя — это не легковушка! Так можно остановить работу усилителя, который заблокирует рулевое управление грузовика. Чем это грозит, остаётся только гадать.

Пробуксовка колёс возможна на различных дорожных покрытиях, но часто такое происходит на льду. Поэтому зимой рекомендуется использовать цепи, увеличивающие коэффициент сцепления с дорогой. Если Камаз забуксовал, опытные водители рекомендуют убрать ногу со сцепления и задействовать дифференциал. На щитке имеется специальный регулятор, позволяющий это сделать. На панели включится индикатор.

В песке и грязи пробуксовка — верный способ застрять надолго. Если воспользоваться лопатой и домкратом, ситуацию можно исправить. Надо просто очистить песок под мостом автомобиля, и как можно сильнее увеличить вращение колёс. Безусловно, шины не должны быть низкопрофильными. Только внедорожные глубокопрофильные или та же цепь, аккуратно надетая на колёса.

При заносе надо держать ногу на муфте, а руль поворачивать в сторону заноса. Этот приём позволит выровнять машину. Также рекомендуется включать дифференциал, а после преодоления заноса его разблокировать.

Управление при спуске

Двигаясь на автомобиле КамАЗ на спуске, учтите, что ни в коем случае нельзя выключать двигатель. Водители применяют такой способ, что бы сэкономить топливо. Однако, действуя подобным образом, прекращает работу усилитель, что блокирует рулевое управление. Такое явление приведёт к аварийной ситуации, последствия которой непредсказуемы.

Проблемы возникают и с тормозами, поскольку тяжелая техника оборудована вспомогательной системой. Активация последней, исключает возможность пользоваться педалью сцепления и переходить с одного режима на другой.

Правила переключения в разных условиях

Водитель должен знать, как для контроля транспортного средства переключить скорости:

  • на подъеме;
  • двигаясь на спуске;
  • передвигаясь по гололеду и обледенелых участках дорожного покрытия;
  • при заносе.

На подъеме

Особенности управления коробкой передач КамАЗ на подъеме:

  • езда в гору должна осуществляться на повышенной передаче;
  • переключаться с первой скорости на вторую нужно выжав два раза педаль сцепления;
  • при выполнении маневра нужно одновременно выжать газ и педаль подачи топлива;
  • при движении на подъеме нельзя сбрасывать обороты двигателя меньше, чем на 2 тысячи в минуту (в противном случае мотор заглушится).
Читать далее:  Сравнение автомагнитол nissan какую выбрать

На спуске

Правила управления трансмиссией КамАЗ при движении на спуске:

  1. При езде на спуске не допускается глушение двигателя, поскольку остановка силового агрегата станет причиной блокировки гидроусилителя рулевого управления.
  2. Во время движения на спуске не допускается выключение системы дополнительного торможения. Также нельзя выжимать педаль сцепления до упора.

Современные автомобили КамАЗ оборудуются тормозной системой с двойным усилием, соответственно, помимо торможения двигателем, используется дополнительный узел остановки силового агрегата. Если движение на спуске осуществляется со включенным вспомогательным торможением, то выключение сцепления и переключение передач не допускаются.

Обледенелые участки

Снятие, установка коробки передач КамАЗ

Особенности управления автомобилем КамАЗ по гололеду и обледенелых участках дорожного покрытия:

  1. Передвижение по гололеду на машине должно осуществляться с максимально допустимым запасом скорости и хода. Соблюдение этого нюанса позволит избежать дорожно-транспортного происшествия при аварийной ситуации.
  2. При выполнении торможения необходимо использовать активную дополнительную систему остановки силового агрегата.
  3. Если во время движения произошла аварийная ситуация, нужно остановить колеса прицепа. В противном случае возможен занос авто.
  4. Торможение двигателем допускается в исключительных случаях, поскольку это становится причиной быстрого износа элементов мотора. Но в экстренных ситуациях такой маневр позволит снизить протяженность тормозного пути.
  5. При выполнении торможения нельзя допустить проскальзывания колеса. Для этого рекомендуется вовремя активировать пониженную передачу, поскольку она снизит обороты коленчатого вала мотора.

Во время заноса

Правила использования коробки передач во время заноса:

  1. В такой ситуации не допускается выжимание педали сцепления, поскольку это приведет к более сильному развороту.
  2. Во время заноса нужно вывернуть рулевое колесо в его сторону. В частности, если корпус авто несет вправо, то руль, соответственно, прокручивается также вправо.
  3. Если во время заноса автомобиль буксует, необходимо прекратить передвижение и выключить работу моста дифференциала. Сам регулятор для выполнения этой задачи расположен на приборной комбинации. После отключения устройства на щитке отобразится соответствующий значок. Затем нужно начинать двигаться на повышенной передаче со второй скорости.
  4. После того, как водитель справится с заносом, необходимо включить дифференциал.

Во время заноса

Управление на оледенелой дороге

Во время движения по обледенелой дороге нужно правильно использовать кпп и придерживаться некоторых правил: Необходимо иметь достаточно большой запас свободного хода, чтобы избежать аварии. Чтобы тормозить, можно использовать специальную систему остановки двигателя.

Не следует прибегать к экстренному торможению, так как блокируются все колеса КАМАЗа, приводя вас к заносу.

Особенность езды по оледенелым маршрутам – использование цепей на колёсах машины. Меры позволят увеличить коэффициент сцепления с дорогой.

кпп КамАЗ-14

Учитывают:

  • Соблюдайте дистанцию, оставляйте место для манёвра;
  • При торможении, пользуйтесь вспомогательной системой торможения;
  • Помните, экстренное торможение на КамАЗ ведёт к блокировке колёс прицепа.

Экстренное торможение использовать не желательно, поскольку это приведёт к заносу и неконтролируемому движению. При заносе, держите ногу на педали сцепления, рулевое колесо поверните в сторону заноса, это выровняет машину.

Неисправности и ремонт

Износ механизмов — самая распространённая неисправность в КПП автомобиля Камаз. Как правило, чаще страдают подшипники и шестерни, так как постоянно находятся под нагрузкой, в движении и трутся. Ремонт в данном случае подразумевает замену этих деталей.

На примере коробки 152 рассмотрим, как ведёт себя проблемная коробка:

  • увеличиваются шум и стуки;
  • самопроизвольно вылетают передачи;
  • механизм сложно включается;
  • скорость блокируется в одном положении.

Появился шум

Как правило, при выжиме муфты гул пропадает. Обычно такое происходит при изношенном подшипнике основного вала. Шумит коробка практически на всех передачах, реже — на пятой. Со временем шум усиливается.

Причиной воя может стать не только КПП, но и сцепление. Поэтому после снятия коробки, перед её разборкой, желательно проверить устройство. Надо завести двигатель. Если слышно металлическое бряцанье, это либо пружины диска корзины износились, либо другая неисправность сцепления.

Тяжелое включение задней и первой передачи может свидетельствовать о ведении сцепления. Другими словами, изнашивается диск, ухудшается регулировка и функционирование привода. Что касается проблем в самой коробке, то возможен износ синхронизаторов — для передней передачи. Ещё одна причина — отсутствие масла в коробке.

Данная неисправность связана с механизмом переключения скоростей. Возможно, что изношены вкладыши вилок, ослаблены их фиксаторы. Нередко такое происходит при затяжной езде в горку. Машина, как правило, должна быть гружённой, и приходится включать пониженные передачи — первую или вторую. Причина, скорее всего, в изношенных синхронизаторах. Возможно, что венцы поистёрлись на зубцах, поэтому скорости и выбивает.

Своевременно меняйте трансмиссионное масло, периодически следите за работой сцепления, меньше нагружайте автомобиль! Тогда Камаз не будет бояться никаких дорог.

Ремонт КПП состоит из разборки узла, диагностики, починки или замены изношенных элементов. После восстановления работы механизма проводится обратная сборка узла и осуществляются испытания системы в работе. Можно обратиться в сервисный центр, но лучше выполнить руками своими ремонт раздаточной коробки.

Уровень масла в коробке проверяют следующим образом. Отворачивают пробку картера. При проверке надо установить указатель картера в отверстие до упора. Масло из картера десятиступенчатой МКПП сливают через 3 отверстия. Из них 2 отверстия расположены в нижней части картера КПП, а третье — делителя. Из картера пятиступенчатой КПП слив происходит через 2 отверстия.

Замена масла

Чтобы поменять масло, нужно помыть картер КПП моторным маслом. Очистить магнитные пробки от частиц металла и заливать масло до верхней черты указателя. Уровень масла измеряют через 5 минут. При движении машины КПП должна работать без колебаний, скорости должны переключаться свободно и фиксироваться прочно. Сильный шум может указывать на износ подшипников валов, недостаточный уровень масла или плохое качество смазки в картере.

Смотрите » Все о ремонте и устройстве тормозного крана для КамАЗа

Как снять коробку

Снятие коробки передач осуществляется следующим образом:

  1. Надо снять карданную передачу. Для этого откручивают 4 гайки крепежа.
  2. Снимают ПГУ.
  3. Демонтируют крепления стартера.
  4. Отсоединяют трубку, которая идет к понижающему редуктору.
  5. Демонтируют рычаг переключения передач.
  6. Ставят домкрат между маховиком и поддоном мотора, и через деревянную подставку демонтируют мотор.
  7. Откручивают гайки задней траверсы и снимают ее.
  8. Демонтируют распорную тягу.
  9. Откручивают болты крепежа кронштейна системы выпуска.
  10. Подсоединяют таль к болтам и натягивают его.
  11. Отвинчивают гайки крепежа к боковым подушкам мотора.
  12. Откручивают болты, которые фиксируют КПП к ДВС.
  13. Поднимают таль, отодвигают КПП от мотора до выхода первичного вала трансмиссии.
  14. Вытаскивают коробку передач.

Как отрегулировать

Теперь нужно отрегулировать КПП, выполнить дефектовку узлов и деталей. Если они вышли из строя, заменяют новыми. Шлицевые соединения не должны иметь дефектов и сколов. Подшипники шестерен следует заменить, предварительно осмотрев место их установки, нет ли износа или участков, продавленных роликами.

Подшипники вала заменяют, так как в результате поломки и попадания в масло металлической стружки места качения подшипников получили повреждения, которые могут вызвать поломку КПП. Осматривают шестерни, выявляют повреждения, износ зубьев шестерен. Конические обоймы синхронизатора не должны быть деформированы или изношены. Направляющие валы не должны болтаться. Не должно быть повреждений на шлицах.

Сборка КПП осуществляется в обратном порядке. Промежуточный вал устанавливают в корпус коробки передач. Монтируют подшипники — передний роликовый и задний сферический. Закручивают опорную шайбу. Фиксируют ее гайкой и закрывают заднюю крышку крепления сферического подшипника. Устанавливают прокладки.

Можно ли на КамАЗе ездить без мочевины

Грузовые автомобили, соответствующие стандартам Евро 4-6, используют метод нейтрализации воздействия выхлопных газов на природу. Для этого в специальный бачок заливается мочевина, которая впоследствии впрыскивается в выхлопную систему.

В нашей стране применение такого материала граничит с трудностями:

  • Низкое качество мочевины;
  • Замерзание продукта при температуре -11°С;
  • Запах аммиака из выхлопа, ожоги при попадании на кожу;
  • Много подделок, цена.

Постоянно эксплуатировать автомобиль без мочевины не желательно, поскольку это приведёт к выходу из строя насоса, перекачивающего материал. Отключить систему нейтрализации можно на программном уровне, либо обратившись к электрику, который сделает гидролиз в катализаторе не возможным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
AutoJiza
Adblock
detector