Что такое дизельное топливо

Классы ДТ по предельной температуре фильтруемости для районов с холодным климатом

Для районов с умеренным климатом дизельное топливо разделяется по сортам, которые указывают на предельную температуру фильтруемости.

  • Сорт А ( 5 °С)
  • Сорт B (0 °С)
  • Сорт C (-5 °С)
  • Сорт D (-10 °С)
  • Сорт E (-15 °С)
  • Сорт F (-20 °С)
Наименование показателя Значение для класса
1 2 3 4
1. Предельная температура фильтруемости °С, не выше -20 -26 -32 -38 -44
2. Температура помутнения, °С, не выше -10 -16 -22 -28 -34

Производство дизельного топлива

Производственный цикл получения дизельного топлива включает несколько этапов перегонки нефти с целью выделения нужных фракций. Базовыми составляющими являются фракции, кипящие при температуре от 200 оС до 350 оС. Помимо них в состав входят примеси, содержащиеся в исходном сырье, а также введенные присадки.

Первый этап выделения дизельных фракций из нефти происходит в ректификационных колоннах при температуре до 360 °С. В результате нагрева начинается возгонка легких фракций и получается топливо самого лучшего качества с наивысшей степенью чистоты. Но таким способом возможно выделить не более 20% от общего количества пригодных к использованию углеводородов. Поэтому оставшаяся смесь подвергается дальнейшей переработке.

На втором этапе используются технология термического крекинга или каталитический пиролиз, позволяющие выделить до 90% нужных фракций. Процессы идут при температурах до 800 °С.

На третьем этапе происходит компаундирование смесей, полученных за две перегонки, с целью достижения необходимых показателей по составу. Производятся очистка от серных примесей, удаление парафинов и дегидрация. Также добавляются синтетические вещества для повышения характеристик топлива.

Для получения дизельного топлива, из нефти “выжимают” светлые продукты, тяжелые фракции остаются на дне, из них в дальнейшем получают мазут и другие вещества. После первого этапа получается так называемое “грязное” дизтопливо, с повышенным содержанием серы, азота и других примесей. Чтобы добится необходимого цитанового числа, полуфабрикат отправляют на финишную гидроочистку.

Читать далее:  Chery Tiggo 8 2019-2020 фото цена и характеристики новой модели кроссовера от Чери

Производство дизельного топлива достаточно трудоемкий процесс. Установки для переработки нефти и выделения дизтоплива достигают стоимости в несколько сотен миллионов долларов. При постоянном изменении требований экологических организаций к качеству и составу дизельного топлива, производителям приходится нести огромные затраты на установки нового оборудования.

Показатели качества дизельного топлива

Если говорить о топливе, применяемом в технологических целях, то его показатели не нормируются слишком жестко. Самые высокие требования предъявляются к автомобильному дизтопливу. В качестве ключевых характеристик топлива приняты:

  • цетановое число. Определяет задержку воспламенения газотопливной смеси в цилиндре двигателя. Оптимальные значения этого показателя составляют 45-55. При выходе значений за границы указанной нормы нарушается работа двигателя, падает мощность и увеличивается расход горючего. Для придания стабильности некоторым видам дизтоплива в состав вводятся цетаноповышающие компоненты; 
  • плотность и показатель вязкости. Это взаимосвязанные характеристики, так как повышение плотности неизбежно ведет к увеличению вязкости топлива. Значения, установленные стандартом для этих величин, следующие: плотность в пределах 860-830 кг/м3, вязкость 3-6 мм2/с; 
  • температура вспышки топливной смеси — от 35 оС до 63 °С. Для летних видов топлива значение выше, зимние виды срабатывают при более низких температурах; 
  • состав. Определяет пропорции фракций, присутствующих в дизтопливе. От этого зависят полнота сгорания, образование дыма и копоти, содержание твердых частиц и токсинов в отработанных газах; 
  • степень очистки, от которой зависят ресурс фильтров и износ деталей двигателя; 
  • предельные значения отрицательных температур, при которых возможно использование топлива. Этой характеристикой определяются сезонность применения и необходимость введения в состав присадок. На текущий момент выпускается дизельное топливо для низких температур вплоть до -50 °С; 
  • количество серы в составе. Данное значение регламентируется для большинства разновидностей дизельного топлива, так как выбросы оксидов серы загрязняют окружающую среду. Для автомобильного дизельного топлива стандарта ЕВРО-5 пороговое значение показателя находится на уровне 10 мг/кг.
Читать далее:  Как работает турбина на дизельном двигателе

Маркировка ДТ в рамках ТР Таможенного союза (ТР ТС) и соответствие маркировки Евро

Первая группа: буквы Вторая группа: буквы, обозначающие климатические условия применения Третья группа: символы, обозначающие экологический класс дизельного топлива
ДТ — дизельное топливо для автомобильных дизельных двигателей Л — летнее (температура фильтруемости не определяется); К2 — содержание серы не более 500 мг/кг;
Е — межсезонное (-15 °С); К3 — содержание серы не более 350 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид I);
З — зимнее (-20°С); К4 — содержание серы не более 50 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид II);
А — арктическое (-38°С). К5 — содержание серы менее 10 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид III).

Таким образом, группа символов ДТ-З-К5 согласно ТР ТС 013/2011 обозначает дизельное топливо автомобильное зимнее экологического класса 5, что соответствует параметрам Евро-5.

В результате одновременного использования производителями и потребителями двух стандартов: ГОСТ Р 52368-2005 и ТР ТС 013/2011, — на рынке дизельного топлива РФ произошло смешение понятий и обозначений.

Поэтому одно и то же топливо можно найти под обозначением как Сорт F вид III (Евро-5), так и ДТ-З-К5. Многие российские производители указывают обе маркировки в паспортах качества.

Применение дизельного топлива

  • Легковые и грузовые автомобили. В автотранспорте используют автомобильное дизельное топливо, известное под обозначением ДТ. Именно оно стандартизируется и выпускается по ГОСТу. 
  • Железнодорожный транспорт. Дизель применяется в локомотивах, на участках магистралей, где использование электродвигателя невозможно. Невысокая стоимость топлива и возможность его использования в мощных двигателях практически не оставили конкурентов в этой области. 
  • Речные и морские суда. На флоте используется несколько разновидностей дизтоплива для различных целей. Вязкое топливо невысокой степени очистки применяется для работы энергетического оборудования. Маловязкое дизтопливо используется для двигателей. 
  • Сельскохозяйственная техника. Для ее заправки может применяться как современное дизтопливо высокой очистки, так и устаревшие сорта. Двигатели с характеристиками 600-1000 об/с обеспечивают стабильную работу комбайнов, тракторов, посевных машин. 
  • Тепловое оборудование и дизельные электростанции. Здесь применяется печное топливо, которое считается более тяжелым, но обеспечивает повышенную теплоотдачу. 
  • Предприятия тяжелой промышленности. На заводах дизельное топливо применяется в качестве смазки с целью уменьшения износа механизмов, при обработке деталей во время производства. Также дизтопливо используется в горнодобывающей и металлургической отраслях.
Читать далее:  Контрактный двигатель: что это, преимущества и недостатки,фото,видео,описание.

Запреты на марки дизельного топлива

В настоящее время (2014 г.) в России запрещено использование дизельного топлива экологического класса К2.

С 01 января 2015 г. выводится из обращения топливо класса К3.

С 01 января 2016 г. на территории Российской Федерации разрешен выпуск и обращение дизельного топлива экологического класса не ниже К5.

С 1 июля 2014 года в России введен в действие ГОСТ Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное». Это топливо производится с применением современного метода каталитической депарафинизации. В соответствии с ГОСТом, дизельное топливо для районов с холодным климатом обозначается следующим образом:

  • ДТ-З-К3 (К4, К5) минус 32;
  • ДТ-З-К3 (К4, К5) минус 38;
  • ДТ-А-К3 (К4, К5) минус 44;
  • ДТ-А-К3 (К4, К5) минус 48;
  • ДТ-А-К3 (К4, К5) минус 52.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsen-GB

При этом выпуск и использование дизельного топлива по ГОСТ Р 52368-2005 не ограничивается.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressen-GB

Как видно, при классификации дизтоплива используются 2 основных параметра солярки: содержание серы и температура помутнения. Между тем, дизельное топливо характеризуется большим количеством показателей, часть из которых приводится в паспортах качества на выпущенную партию топлива.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
AutoJiza
Adblock
detector