Топливный бак автомобиля: устройство бензобака

Топливные баки машин легкового типа

Чтобы приблизительно были понятны цифры, нужно обратиться к техническим параметрам автомобилей. Новая «Лада Веста» российского концерна «АвтоВАЗ» оснащается баком емкостью 55 литров. Это достаточно высокий показатель, а ближайшие конкуренты — «Киа Рио» и «Хендай Солярис» — оснащаются баками на 43 литра.

Более крупный автомобиль «Фольксваген Тигуан» оснащается баком емкостью 58-64 литра (зависит от конкретной модификации), а такие огромные машины, как Toyota Land Cruiser, с большим потреблением топлива, имеют 93-литровые баки.

Что касается размеров, то с этим все намного сложнее. Некоторые производители делают прямоугольные баки, размер которых приблизительно может составлять 60х40х20 см. Есть баки с совершенно отличными размерами, а некоторые производители адаптируют данные емкости для топлива таким образом, чтобы они вписывались в конструкцию. Их размер нельзя описать тремя-четырьмя параметрами.

Что касается грузовых автомобилей, то популярна машина КамАЗ, топливный бак у которой в зависимости от модели может иметь разный объем. Самая минимальная вместительность – 125 литров. Однако из-за большого потребления топлива КамАЗ не способен пройти большое расстояние (да еще и с грузом) на таком баке, поэтому производитель предусмотрел и другие емкости, которые используются на этом автомобиле. Таким образом, топливный бак КамАЗа может иметь емкость от 125 до 600 литров при шаге 50 или 40 литров.

Также могут быть и нестандартные модификации баков на 700 литров. Дело в том, что не только завод-производитель изготавливает емкости для топлива, этим также могут заниматься и сторонние производители. И вообще, на рынке небольшая вероятность найти продукцию завода «КамАЗ», чаще всего встречаются баки от сторонних производителей.

Второй популярный грузовой автомобиль – ГАЗель. Несмотря на то что данная машина является грузовой, топливный бак ГАЗели вмещает всего 60 литров бензина. И это очень неудобно, учитывая, что потребление топлива автомобиля достаточно большое. Следовательно, при езде на дальние расстояния приходится брать с собой дополнительные канистры с топливом.

Читать далее:  Устройство, регулировка и ремонт карбюратора дааз ваз 2105 своими руками, инструкции по настройке с фото и видео

Некоторые владельцы этих автомобилей меняют старый, небольшой бак на новый. Сторонние производители выпускают для ГАЗели топливные баки емкостью до 150 литров.

Топливный бак автомобиля: устройство бензобака

Все это позволяет сделать вывод, что топливный бак – это меняющаяся, а не постоянная величина, и для различных автомобилей она разная. Даже в двух одинаковых моделях могут использоваться совершенно различные емкости для топлива с разной вместительностью.

Огромные фуры типа SCANIA 113 и вовсе имеют баки на 450-500 литров. Автомобиль DAF XF может иметь 870-литровую емкость для топлива, а грузовик MAN F90 с большой грузоподъемностью оснащается баком на 1 260 литров. Это просто невероятно большая вместительность, и малые 45-литрвоые баки легковых автомобилей на их фоне выглядят просто смешно.

Наполовину полон или пуст?

Размещение бака – сложная задача для инженеров. Ведь приходится учитывать нагрузку на автомобиль, которая при заправке под пробку может прийтись на один борт. Приходится каким-то образом делить бак, превращая его по форме в своеобразную бабочку. Ну или располагать так, чтобы даже при полной заправке другие устройства компенсировали нагрузку на один из бортов. При выборе расположения бака учитывается также опасность его повреждения при столкновении.

Любой бак снабжен системой вентиляции. В жару топливо имеет свойство испаряться, причем повышенное давление паров может даже разорвать бак. А при выработке бензина или солярки давление в емкости падает – она может сплющиться. Система вентиляции не только предотвращает это, но и улавливает пары топлива, не позволяя им выделяться в атмосферу. Специальный клапан не допускает разлива топлива при опрокидывании автомобиля или его сильном крене.

В современные баки, как правило, встраивается и модуль электрического топливного насоса. Важно помнить: насосы для современных систем питания автомобилей не любят работать «на сухую», от этого они быстро выходят из строя. Поэтому не допускайте полной выработки топлива, старайтесь заправляться, едва загорится лампочка резерва, ведь топливный насос стоит недешево, да еще расходы на его замену…

Читать далее:  5 автомобилей которые получают максимум повреждений в ДТП

Чуешь запах?

В большинстве случаев доступ к модулю насоса возможен из салона легкового автомобиля (часто при снятом или поднятом заднем сиденье). Но бывает, что приходится снимать с автомобиля весь бак, а это практически невозможно без подъемника или гаражной ямы. Впрочем, иногда насос работает исправно, а бак все равно необходимо демонтировать из-за повреждения. Как так, спросите вы, ведь он очень прочный? Это правда, но… Дурная голова способна сломать и не такое.

В моей практике было три показательных случая. В первом хозяйка «немолодой» уже иномарки пожаловалась на скрежет из-под днища во время езды. Ей показалось, что глушитель провис и касается асфальта. Заглянув с фонариком под днище, я обнаружил, что от старости и коррозии лопнула одна из стальных лент, на которых висел топливный бак!

пробоина была как от зубила, случайный камень, «пойманный» на шоссе, такую не оставит. Тогда удалось немного «развернуть» отверстие, слить остатки топлива, вынуть топливозаборник, забраться рукой внутрь бака и заделать дыру «сэндвичем» из болта с гайкой и четырех шайб (двух стальных и двух резиновых). «Сэндвич», надо сказать, прослужил несколько лет.

мастера боятся подходить к бензобакам со сварочным аппаратом, даже если емкость неделю пролежала опорожненной или залитой водой (все хорошо представляют себе последствия взрыва паров топлива). А новый бак, даже без топливной аппаратуры, тянет на 30 40 тыс. рублей. Обойтись удалось меньшими затратами: повреждение было заклеено составом «холодная сварка».

Устройство и работа топливного бака в атомобиле

Топливный бак автомобиля: устройство бензобака

Теперь, когда нам понятно, сколько литров топливный бак может вместить бензина, можно поговорить о его устройстве. На легковых автомобилях его размещают в задней части кузова, под пассажирскими сидениями. При этом его закрывают прочной металлической пластиной, чтобы избежать деформации при столкновении, а также изолируют от перегрева с помощью специальных теплоизолирующих прокладок.

Читать далее:  Силиконовая смазка для авто – какая лучше: рейтинг

Следующее что нужно сказать — бензобаки в наше время делают разных форм, особенности эти зависят от модели автомобиля, объема двигателя и других схожих различий. При этом принцип работы остается схожим, присутствуют лишь маленькие отличия, не влияющие на общую работу.

Устройство автомобильного бака
Устройство автомобильного бака

Деталь, с которой стоит начать — это крышка топливного бака с замком и лючек, который ее закрывает. Сразу за крышкой идет единственная часть системы, которая видна невооруженным глазом — это горловина топливного бака, через нее, а точнее через ее заливную часть в «хранилище бензина» попадает топливо.

Далее горловина соединяется с трубопроводом бензобака. Диаметр и сечение трубопровода таковы, что заливная способность составляет 50 литров топлива в минуту (довольно внушительная цифра, если учитывать, что полный объем топливного бака составляет где-то 55 литров).

Следующая крайне важная деталь — это электрический насос для топлива. С его помощью бензин под нужным давлением попадает в общую систему двигателя. Насос также оснащен специальным датчиком, который показывает уровень бензина наполняющего емкость топливного бака. Если горючего осталось мало, на приборной доске загорится соответствующая лампочка. Надо сказать, что за этим надо следить, ведь если бензина будет постоянно не хватать, насос будет работать вхолостую и может сгореть.

Топливный бак автомобиля: устройство бензобака

Бак топливный – это одна из главных составляющих любого автомобиля. Пусть этот автомобиль заправляется бензином или дизелем, бензобак у него должен быть обязательно, ведь в противном случае горючее некуда будет заливать. Также, по понятным причинам очень важно, чтобы вместилище бензина было герметичным, прочным, находился в защищенном месте и имелась крышка топливного бака с замком.

Бак топливный

Начнем с того, что объем топливного бака у легковых автомобилей в среднем 55-65 литров (бывает конечно и 35 литров и 85). Независимо от класса автомобиля, используемого горючего и других характеристик, этого литража должно хватать на преодоление расстояния в 500 или больше километров.

Материалы для изготовления емкостей для горючего в машинах, делятся на три вида:

  1. Сталь
  2. Алюминий
  3. Сжатый полиэтилен (пластик)

Касательно этих трех материалов, современный бак топливный для легковых машин изготавливают из пластика.

Делается это ввиду того, что пластик не подвержен коррозии и его молекулярная плотность идеально подходит для горючих веществ.

А для повышения прочности бензобака стенки утолщают дополнительными слоями, таким образом, на выходе получается отличная герметичная емкость для горючего, выдерживающая большое давление.

Что касается металлических бензобаков, то при их производстве сваривают листы метала. Такие бензобаки наиболее хорошо подходят для дизеля. Алюминиевые материалы лучше всего прижились в использовании жидкого газа.

Топливный бак автомобиля: устройство бензобака

Объем топливного бака современного автомобиля, как правило, позволяет преодолеть не менее пятисот километров. При этом неважно, что используется в качестве горючего – бензин, дизтопливо или сжиженный газ.

Так что же представляет собой этот важный элемент топливной системы?

Топливный бак – это емкость для безопасного хранения горючего определенного вида, предотвращения его утечки и выбросов вследствие испарения. Устанавливается он в наиболее защищенном месте.

Так, на легковых машинах его, как правило, размещают под задним сидением, поскольку эта зона наименее подвержена деформации при ударе сзади.На грузовиках бак или баки располагают вдоль бортов между передними и задними колесами.

К кузову или раме автомобиля бак крепится ленточными хомутами. Чтобы обеспечить ему дополнительную защиту от повреждений, нижняя часть может быть закрыта металлическим листом. Чтобы избежать нагрева бака и его содержимого от частей выхлопной системы, применяются теплоизоляционные прокладки.

Для изготовления баков применяется три материала: сталь, алюминий и пластик (высокоплотный полиэтилен). Последний наиболее часто используется в производстве легковых автомобилей.

Пластик удобен тем, что позволяет наилучшим образом использовать установочное пространство и изготовить емкость любой формы, а значит, получить максимальную вместимость топливного бака.

Основное достоинство данного материала в том, что ему не страшна коррозия. Однако на молекулярном уровне пластик проницаем для углеводородов.

Топливный бак автомобиля: устройство бензобака

Чтобы не допустить микроутечек, баки делают многослойными, а внутреннюю поверхность в некоторых конструкциях покрывают фтором.

Металлические баки сваривают из штампованных листов. Для хранения дизельного топлива или бензина применяется алюминий, для газа – сталь.

Объем топливного бака современного автомобиля, как правило, позволяет преодолеть не менее пятисот километров. При этом неважно, что используется в качестве горючего – бензин, дизтопливо или сжиженный газ. Так что же представляет собой этот важный элемент топливной системы?

Топливный бак – это емкость для безопасного хранения горючего определенного вида, предотвращения его утечки и выбросов вследствие испарения. Устанавливается он в наиболее защищенном месте. Так, на легковых машинах его, как правило, размещают под задним сидением, поскольку эта зона наименее подвержена деформации при ударе сзади.

На грузовиках бак или баки располагают вдоль бортов между передними и задними колесами. Это обусловлено тем, что большинство ударов в случае ДТП, так или иначе приходится в лоб, и шансы, что кто-нибудь влетит в борт, и уж тем более в топливный бак, довольно малы.

Топливный бак автомобиля: устройство бензобака

К кузову или раме автомобиля бак крепится ленточными хомутами. Чтобы обеспечить ему дополнительную защиту от повреждений, нижняя часть может быть закрыта металлическим листом. Чтобы избежать нагрева бака и его содержимого от частей выхлопной системы, применяются теплоизоляционные прокладки.

Дорогие читатели, рад очередной встречи с вами на страницах блога! В этот раз хотелось бы поговорить об узле машины, который, на первый взгляд, очень прост и, вроде бы, не заслуживает того, чтобы ему посвящалась отдельная статья. Но это, на самом деле, ошибочное мнение. Сегодня мы рассмотрим устройство топливного бака автомобиля и особенности конструкции данного важного узла.

Удар кувалдой

Топливные баки изготавливаются из стали, алюминия или специального пластика (полиэтилена). Насколько прочен пластик? Об этом я узнал из рассказа сотрудника завода УАЗ. Когда для «Патриота» разработали единый 68-литровый бак вместо двух 36-литровых, располагавшихся по бортам, в качестве материала был предложен многослойный пластик.

Почему мы так ратуем за прочность бака? Верно, опасаемся взрыва топлива в случае его повреждения. Но опасен не столько взрыв, сколько разлив того же бензина и большая площадь горения, ведь горит не бензин, а его пары. К тому же их очень трудно потушить. То же относится и к солярке: ее пары вспыхивают не так охотно, как бензиновые, но потушить разлившееся дизтопливо еще сложнее.

Каким бортом подъезжать к колонке на заправке? Заливная горловина может быть расположена как справа, так и слева, на это указывает маленькая стрелочка у символа бензоколонки на панели приборов (хотя иногда ее и нет). Автомобили, у которых горловина бака слева, я для себя именую профессиональными, остальные рассчитаны на белоручек и услуги заправщика.

Не забывайте закрывать крышку горловины и запирать лючок. Случаи слива топлива злоумышленниками по-прежнему нередки. Хотя порой бак настолько хитро устроен, что откачать топливо проблематично. Так и товарища в трудной ситуации не выручишь.

Заправочные «пистолеты» дизельных колонок имеют разный размер. Большие рассчитаны на горловины баков тяжелых грузовиков. Подобный диаметр могут иметь горловины и некоторых пикапов, тогда заправка под пробку на грузовой колонке будет длиться считаные секунды, что удобно холодной зимой. А у коммерческих фургонов, наоборот, встречаются «легковые» горловины – такой вот парадокс.

Интересный факт можно сообщить о таких емкостях для топлива, как цистерны аэродромных заправщиков. На них есть особое устройство, называемое Dead Man`s Switch. При заполнении цистерны на нефтебазе водитель или мастер обязан раз в несколько минут вручную прерывать подачу топлива, затем запуская ее снова.

Автор
Андрей Ладыгин, обозреватель портала «MotorPage»
Издание
Автопанорама №9 2017
Фото
фото автора

Материал для топливных баков

Современные топливные баки могут изготавливаться из различных материалов – металла (алюминиевого или стального сплавов) и пластика.

Металлические баки

Для изготовления металлических топливных баков применяется штампованный лист, при этом для бензина и дизельного топлива – это алюминиевый лист, для газа – стальной. Металлические баки отличаются высокой прочностью, износостойкостью и надежностью, но имеют некоторые ограничения по форме.

Топливный бак автомобиля: устройство бензобака

Пластиковые баки

Топливные баки из высокопрочного пластика приобретают все большую популярность. Применение пластика высокой плотности позволяет производить баки любой конфигурации и объема.

Пластиковые баки устойчивы к появлению царапин, сколов, коррозии. Для избежания утечек топлива на молекулярном уровне пластиковые баки делают многослойными, а внутреннюю поверхность стенок бака обрабатывают защитным слоем из фтора.

Топливные баки могут отличаться в зависимости от типа ДВС, кузова, конструкционных особенностей топливной системы, системы подачи топлива.

Пластик удобен тем, что позволяет наилучшим образом использовать установочное пространство и изготовить емкость любой формы, а значит, получить максимальную вместимость топливного бака. Основное достоинство данного материала в том, что ему не страшна коррозия. Однако на молекулярном уровне пластик проницаем для углеводородов. Чтобы не допустить микроутечек, баки делают многослойными, а внутреннюю поверхность в некоторых конструкциях покрывают фтором.

Баки могут быть выполнены из металла, алюминия, пластмассы. Алюминиевые емкости используются для хранения дизельного и бензинового топлива, стальные – для газа. Что касается пластмассовых баков, то они стали весьма популярными в последнее время в силу простоты производства и формовки. Благодаря особенностям пластмассы быстро приобретать нужную форму, производители создают баки разных конструктивных сложностей.

Бак топливный
Бак топливный

Касательно этих трех материалов, современный бак топливный для легковых машин изготавливают из пластика. Делается это ввиду того, что пластик не подвержен коррозии и его молекулярная плотность идеально подходит для горючих веществ. А для повышения прочности бензобака стенки утолщают дополнительными слоями, таким образом, на выходе получается отличная герметичная емкость для горючего, выдерживающая большое давление.

26 ноября 2019

«Широкоэкранное кино»

02 ноября 2019

«Вступать ли в партию «зеленых»?»

30 июля 2019

«Срочная служба»

Заливная горловина топливного бака

Заправляют бак через горловину, которая чаще всего находится над задним крылом правой или левой стороны. Эксперты поясняют, что идеальной с точки зрения безопасности расположения горловины топливного бака является левая сторона, поскольку при заправке это снижает шансы трогания до того, как заправочный пистолет вынут из бака. Так водитель лучше контролирует процесс.

Соединяется горловина с баком через трубопровод, а находится она под специальной крышкой горловины топливного бака. Эта крышка на старых автомобилях открывается извне (то есть любой прохожий может ее открыть), однако на современных машинах крышка открывается из салона. Чаще всего используется механический способ открытия с помощью троса.

Тест драйв

23 сентября 2009

Nissan GT-R
«Оправданный риск (GT-R)»

Интересные новости по теме

Хочешь выгодно заправиться? Иди на север!

Стало известно, где в России выгоднее всего заправляться. Доступное топливо было обнаружено на крайнем севере 10 февраля 2020

В России упал спрос на бензин

Аналитики предполагают, что люди попросту начинают экономить на передвижении на автомобилях 05 февраля 2020

Россия — страна с самым дешевым бензином в Европе. Почти

Самые низкие цены на топливо зафиксированы в Казахстане. В этой стране стоимость литра 95-го бензина составляет 27,7 рублей 03 февраля 2020

Двигатели внутреннего сгорания проживут еще 20-30 лет

Так считают представители компании BMW, которая не собирается отказываться от использования традиционных моторов, несмотря на активную разработку электрических двигателей 14 января 2020

В Hyundai разработали круиз-контроль, который умеет думать

Концерн Hyundai Motor Group,объявил о завершении работы над первым в мире «умным» круиз-контролем, работа которого основана на методах машинного обучения 21 октября 2019

BMW разработает новый восьмицилиндровый двигатель

В BMW планируют развивать текущую линейку восьмицилиндровых бензиновых моторов. Правда, новое поколение моторов, хоть и сохранит V-образную компоновку, но потеряет в объеме 27 сентября 2019

На рынке топлива все еще есть контрафакт

Проведенные Федеральным агентством с начала года проверки показали, что 8,8% АЗС продают бензин и дизель, не соответствующие утвержденным стандартам качества 26 сентября 2019

BMW не откажется от мощных моторов

Помните, тот 12-цилиндровый двигатель, от которого марка уже хотела откреститься. Мол, слишком сложно удерживать этот агрегат в моторной линейке, так как экологические нормы давят, да и постоянная модернизация обходится дорого 19 сентября 2019

Интересные новости по теме

Еще один фактор правильно работающего автомобиля — это давление в системе подачи бензина и отсеке для горючего. За этим показателем следит клапан вентиляции топливного бака. Он убирает излишки воздуха, оставшиеся после заправки, и уравновешивает давление, возникшее из-за нагревания топлива.

Если давление вне нормы, бак топливный может деформироваться, это приведет к уменьшению объема или невозможности дальнейшей заправки. Также может случиться, что под слишком большим давлением бензобак просто разорвет. Самое малое горе в такой ситуации, когда из строя выходит крышка топливного бака, но в любом случает за давлением необходимо следить.

Хочешь выгодно заправиться? Иди на север!

Стало известно, где в России выгоднее всего заправляться. Доступное топливо было обнаружено на крайнем севере 10 февраля 2020

В России упал спрос на бензин

Аналитики предполагают, что люди попросту начинают экономить на передвижении на автомобилях 05 февраля 2020

Россия — страна с самым дешевым бензином в Европе. Почти

Самые низкие цены на топливо зафиксированы в Казахстане. В этой стране стоимость литра 95-го бензина составляет 27,7 рублей 03 февраля 2020

Двигатели внутреннего сгорания проживут еще 20-30 лет

Так считают представители компании BMW, которая не собирается отказываться от использования традиционных моторов, несмотря на активную разработку электрических двигателей 14 января 2020

В Hyundai разработали круиз-контроль, который умеет думать

Концерн Hyundai Motor Group,объявил о завершении работы над первым в мире «умным» круиз-контролем, работа которого основана на методах машинного обучения 21 октября 2019

BMW разработает новый восьмицилиндровый двигатель

В BMW планируют развивать текущую линейку восьмицилиндровых бензиновых моторов. Правда, новое поколение моторов, хоть и сохранит V-образную компоновку, но потеряет в объеме 27 сентября 2019

На рынке топлива все еще есть контрафакт

Проведенные Федеральным агентством с начала года проверки показали, что 8,8% АЗС продают бензин и дизель, не соответствующие утвержденным стандартам качества 26 сентября 2019

BMW не откажется от мощных моторов

Помните, тот 12-цилиндровый двигатель, от которого марка уже хотела откреститься. Мол, слишком сложно удерживать этот агрегат в моторной линейке, так как экологические нормы давят, да и постоянная модернизация обходится дорого 19 сентября 2019

Вентиляция

Одна из важных систем – вентиляция. Дело в том, что в баке нужно всегда поддерживать давление, равное атмосферному, и за это отвечает вентиляция. Современные машины оснащаются закрытой системой вентиляции бака, что предотвращает падение или рост давления внутри него. Если давление внутри емкости понизится, то она может деформироваться, а повышение давления вообще может разорвать бак на части. Учитывая, что внутри находится топливо, реализации эффективной системы вентиляции уделяют много внимания.

Когда топливо уходит из бака, то давление в нем падает, в результате чего возникает разрежение. Благодаря системе вентиляции этот эффект устраняется: предохранительный клапан запускает внутрь воздух. Данный клапан располагается у крышки горловины, и он может пропускать воздух только в одном направлении.

При заправке в бак попадает лишний воздух, из-за чего образуются пары бензина. Эти избытки вытесняются системой вентиляции по специальному трубопроводу. Также пары бензина могут образовываться и при повышенной температуре, что тоже влечет повышение давления. И только вентиляционная система спасает бак от полного его разрыва на кусочки.

Заключение

Топливный бак автомобиля: устройство бензобака

Топливный бак автомобиля является достаточно сложной конструкцией. Несмотря на кажущуюся простоту устройства, в баке возникает множество разных процессов (испарение, окисление топлива), которые необходимо предусматривать при разработке данных емкостей. Но если сравнивать устройство бака с мотором или хотя бы с системой питания, то оно покажется примитивным.

Теперь вы знаете, как устроен топливный бак, каков его объем в легковых и грузовых автомобилях, а также то, почему он настолько невелик в малолитражках. На фоне всего этого становятся понятной тенденция уменьшения емкости бака в современных малолитражных автомобилях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
AutoJiza
Adblock
detector