Тормозная жидкость: когда менять и какую тормозную жидкость заливать

Почему нужно регулярно заливать тормозную жидкость

Итак, каждый водитель должен постоянно следите за состоянием тормозной жидкости. Сделать это можно путем откручивания крышки бачка с такой жидкостью, после чего следует визуально проверять уровень и общее состояние ТЖ. В норме жидкость тормозная почти прозрачная, не имеет резкого запаха, может иметь слегка желтоватый оттенок.

Если же такая жидкость грязная, в ней видны хлопья, появился подозрительный запах, явно изменился цвет и т.д, тогда необходима замена. Также по регламенту тормозную жидкость следует менять каждые 2 года эксплуатации или 40-50 тыс. км. пробега. 

Важно, чтобы уровень влажности тормозной жидкости был не выше 3.5%. Получается, если в жидкости много влаги, менять ее нужно независимо от пробега или сроков эксплуатации.

Основная причина – чем больше влаги, тем сильнее снижается температура кипения тормозной жидкости. Если просто, в случае, когда «тормозуха» кипит, в системе появляются пробки, давление жидкости оказывается недостаточным для нормальной работы тормозных цилиндров.

Это может стать как причиной поломок самих деталей в тормозной системе, так и отказа тормозов, что приводит к ДТП.  По этой причине на каждом ТО необходимо мерить уровень влажности ТЖ (выполняется при помощи спецприбора на крупных СТО) или просить специалистов оценить состояние жидкости визуально.

  • Теперь перейдем к самому выбору ТЖ. Первым делом, обратите внимание, что  на рынке можно встретить много различных вариантов таких жидкостей, (например, DOT 3, ДОТ 5, тормозная жидкость DOT 4 и т.д.). При этом тормозная жидкость ДОТ- 4 (brake fluid dot 4) сегодня наиболее распространена и широко используется на разных автомобилях.

Кипение тормозной жидкости

Так или иначе, диапазон рабочих температур для ТЖ достаточно расширен (например, от -40 до 100 градусов и выше).  Также производители стремятся, чтобы гигроскопичность (накопление влаги) была как можно более низкой. На деле, чем меньше тормозная жидкость склонна впитывать влагу, тем качественнее такой продукт.

  • При этом для ТЖ есть общемировая норма DOT (Американский Институт Транспорта). Согласно такой норме все тормозные жидкости делятся по классам (DOT3, DOT4, DOT5, DOT5.1). Каждый класс предполагает использование в том или ином типе тормозных систем.

Например, тормозная жидкость DOT3 используется на авто с барабанными тормозами или машинах с дисковыми тормозами только на передней оси. В свою очередь, DOT4 используют на автомобилях с дисковыми тормозами на осях.

Линейка жидкостей DOT5 рассчитана на высочайшие нагревы (подойдет для авто с мощными ДВС, машин, где тормоза используются предельно активно, спецтранспорта и т.д.). Что касается DOT5.1, эта жидкость подойдет для автоспорта, экстремальных температур и нагрузок. Отметим, что ДОТ 5 имеет более высокие показатели, чем ДОТ 5.1.

При этом важно понимать, что тормозные жидкости разных производителей теоретически смешать можно при острой необходимости, однако на практике лучше отказаться от данного решения при такой  возможности (неизвестно, как разные продукты могут взаимодействовать между собой).

Вернемся к подбору. Само собой, каждый водитель стремится к тому, чтобы в систему была залита хорошая тормозная жидкость. Как может показаться, оптимально купить самую дорогую (например, ДОТ 5 или ДОТ 5.1).  Однако на деле это не совсем правильно.  Прежде всего, заливать нужно то, что рекомендует автопроизводитель по мануалу.

Дело в том, что производитель изначально рассчитывает, где находится тормозная жидкость, в каких условиях она работает, какие особенности имеет тормозная система на том или ином ТС и т.д. На практике, если авто гражданское, используется в обычных режимах, тогда намного важнее не класс жидкости, а своевременная ее замена.

Получается, покупка дорогой «экстремальной» тормозной жидкости в таком случае не оправдана, так как срок службы ничем не отличается, а тормозная система не испытывает запредельных нагрузок.   

Однако, для старых авто приведенная информация в мануале может быть не совсем актуальной. Например, даже если в мануале написано лить DOT 3, нужно знать, что свежая жидкость данного класса кипит при температуре 205℃, а накопление 4% воды будет означать, что жидкость закипит при температуре 96–100℃.

Все рабочие жидкости в автомобиле имеют свой ресурс, по истечении которого требуется замена. Каждый производитель автотранспорта в эксплуатационной документации указывает рекомендуемые сроки обслуживания и замены. Существуют различные мифы о ТЖ, распространенные как среди начинающих автолюбителей, так и среди опытных водителей. Разберем некоторые из них.

Тормозная жидкость: когда менять и какую тормозную жидкость заливать

Абсолютная герметичность тормозной системы. Данное мнение в корне неверно, так как в системе имеются технологические отверстия, через которые происходит движение воздуха. Вместе с воздухом в ТЖ попадают молекулы воды и накапливаются в ней, из-за чего теряются свойства жидкости.

Допускается смешивание жидкостей разных производителей. В данном вопросе есть определенные особенности. Стандарты производства и химические составы могут отличаться и быть адаптированы под конкретную модель автомобиля. При крайней необходимости допускается смешивание, но специалисты настаивают на том, что лучше залить полностью новую ТЖ.

Разрешается заливать различные жидкости стандарта DOT-4. Как было сказано в предыдущем пункте, существуют отличия в составах и свойствах ТЖ. Не стоит экспериментировать, если нет необходимых знаний в этой области, достаточно следовать рекомендациям производителя вашего авто, заливать совместимые ТЖ и соблюдать интервалы замены.

Вас также может заинтересовать: Не греет печка в машине: все возможные причины и решения

Выше уже говорилось о том, что все регламенты по обслуживанию вашего автотранспорта, а также сроки замены рабочих жидкостей указаны производителем транспортного средства. Если говорить об интервале замены, в среднем он составляет 40–60 тысяч километров пробега, либо 2-3 года эксплуатации автомобиля.

Читать далее:  Вязкость моторного масла что означают цифры расшифровка и как выбрать масло по вязкости

Цифры на этикетке могут быть маркетинговым инструментом недобросовестного производителя для привлечения покупателей.

Не стоит превышать рекомендуемые сроки, а если автомобиль активно используется, лучше заливать свежую ТЖ чаще. Данная процедура достаточно недорогая, а при условии самостоятельного выполнения становится еще дешевле.

Каждый автовладелец должен знать, куда заливать тормозную жидкость в его автомобиле, и, перед тем как отправиться в дорогу, ему обязательно следует оценить внешнее состояние ТЖ, цвет и уровень в расширительном бачке, при необходимости долить ТЖ. Резкое уменьшение уровня говорит о том, что в системе есть утечка, возможен порыв тормозных шлангов, трубопроводов, износ уплотнения в тормозных цилиндрах.

При обнаружении неисправности категорически не рекомендуется эксплуатация транспортного средства, необходимо устранить причину протечки и желательно залить новую ТЖ, так как через место порыва могла попасть грязь внутрь системы.

Контроль состояния ТЖ проводится и при выполнении технического осмотра автомобиля, когда производится замена масел и выполняется мелко-срочный ремонт, чаще всего эта процедура приходится на межсезонье.

На расширительном бачке обозначены минимальный и максимальный уровни, которые указывают, сколько заливать тормозной жидкости. Очень важно придерживаться этого диапазона, не допускать понижение уровня ниже и не переливать выше указанных меток. Несоблюдение данного пункта может повлечь за собой завоздушивание системы либо перелив избыточной жидкости через клапан расширительного бачка.

Вас также может заинтересовать: Как зарядить аккумуляторную батарею авто: способы, советы, особенности

По мере того как подходит регламентированный срок замены тормозной жидкости либо при выявлении значительного отклонения свойств от рекомендованных параметров, встает вопрос о заливке новой жидкости. Самый простой и быстрый вариант – обратиться в любую станцию технического обслуживания и доверить дело специалистам. Данная процедура не займет много времени, а стоимость работы будет относительно низкая.

Если совсем не хочется платить за такую простую работу, то можно выполнить процедуру по замене ТЖ самостоятельно, обычно процесс замены не вызывает каких-либо затруднений. Все, что для этого потребуется, – внимательно изучить пошаговую инструкцию, ведь многие даже не знают, как правильно заливать тормозную жидкость, запастись необходимым набором инструментов, заранее приобрести ТЖ, и обязательно нужен один помощник.

Перед тем как преступить к работе, следует сначала убедиться в необходимости замены ТЖ, для чего потребуется специальный тестер. Данный прибор измеряет температуру кипения рабочей жидкости и отображает соответствующий показатель. Для примера: температура кипения выше 175 °С указывает на удовлетворительное состояние, при значении от 165 до 175 °С эксплуатация также допускается, но если температура ниже 165 °С, требуется срочно залить новую жидкость.

Помимо измерения тестером, следует провести визуальный осмотр. По цвету и консистенции ТЖ должна соответствовать первоначальному состоянию, наличие мелкодисперсных взвесей, а также помутнение жидкости свидетельствует об износе каких-либо элементов тормозной системы либо выпадении в осадок некоторых химических компонентов. Обнаружение подобных симптомов говорит о том, что срочно требуется залить новую ТЖ.

Как было сказано выше, процесс замены совершенно несложный, однако требует определенного внимания и осторожности. Обязательно следует заранее позаботиться о средствах индивидуальной защиты, ТЖ весьма агрессивна и при попадании на открытые участки кожи и слизистой может вызвать химический ожог.

Для выполнения процедуры потребуется примерно 1 час. Далее приведен список того, что вам обязательно понадобится для работы:

  • накидной ключ на 10;
  • защитные очки для глаз;
  • резиновые перчатки;
  • куртка с длинными рукавами;
  • чистая ветошь;
  • емкость для слива отработанной ТЖ;
  • небольшой объем чистой воды;
  • резиновый шланг либо шланг от капельницы;
  • новая тормозная жидкость (брать с запасом);
  • смотровая яма либо эстакада.

Как залить тормозную жидкость

  • Заезжаем на смотровую яму таким образом, чтобы из ямы был доступ к каждому колесу.
  • Глушим двигатель и ставим ручку селектора автомобиля в нейтральное положение, под колеса подкладываем «башмаки», чтобы избежать отката авто.
  • Открываем капот и откручиваем крышку расширительного бачка на главном тормозном цилиндре.
  • Снимаем любое колесо, для этого сначала срываем болты, далее устанавливаем домкрат и поднимаем автомобиль, после чего полностью снимаем колесо.
  • Берем ветошь, чистую воду и тщательно очищаем область вокруг спускного клапана на ступице колеса.
  • На штуцер клапана надеваем шланг, второй конец опускаем в приготовленную емкость для отработки, ключом на 10 срываем с места винт клапана и прикрываем его от руки.
  • Второй человек начинает прокачивать педаль тормоза, примерно четыре качка, на пятый педаль фиксируется в нажатом положении. В этот момент нужно приоткрыть клапан, старая жидкость начнет сливаться в емкость.
  • Как только ТЖ перестала течь, закрываем сразу клапан, в противном случае есть вероятность завоздушивания системы.
  • После того как уровень ТЖ в расширительном бачке опустится до нижней отметки, необходимо залить новую жидкость, продолжая сливать по тому же принципу. Сливаем до тех пор, пока из шланга не потечет чистая ТЖ.
  • Далее затягиваем винт клапана, ставим на место колесо и переходим к следующему колесу, которое находится по диагонали (обязательно).
  • Повторяем вышеуказанные процедуры для каждого колеса, по окончании работы педаль тормоза должна ходить плавно, четко фиксироваться в крайнем верхнем положении и не должна глубоко проваливаться в нижнем положении. Если этого не происходит, придется по-новому прокачивать каждый контур.
  • Завершив всю работу, проверяем затяжку каждого клапана и наличие защитных резиновых колпачков, также не забываем протянуть все четыре колеса.
  • При необходимости доливаем жидкость до максимальной отметки, закрываем крышку и капот. Проверяем работу тормозной системы на ходу.
Читать далее:  Какое автоодеяло лучше выбрать

График времени эксплуатации тормозных жидкостей

При соблюдении всех пунктов указанного списка заливка ТЖ не составит особого труда даже для начинающего автолюбителя.

Свойства и особенности тормозной жидкости

Для того чтобы определить количество тормозной жидкости для замены необходимо сперва заглянуть в руководство по эксплуатации вашего автомобиля или уточнить эти рекомендации на сайте производителя. Обычно для этого не требуется много ТЖ. Если говорить о том сколько нужно тормозной жидкости для полной замены, то тут все зависит от типа авто, марки и других нюансов.

Но, чаще всего у легковых машин полный объем ТЖ в системе составляет 0,55 л. Соответственно для полной замены хватает 1-1,5 литров состава (лишний литр уходит на прокачку системы). Но чтобы не бежать в магазин в самый неудобный момент, на первый раз лучше взять больший объем тормозной жидкости (2 литра). Особенно это актуально для владельцев ВАЗ-ов.

После того как вы научитесь производить эту процедуру, вы уже будете точно знать сколько тормозной жидкости нужно для замены на вашем авто.

При замене состава в автосервисе на эту процедуру уходит порядка 15-20 минут, но если вы предпочитаете сделать все самостоятельно – готовьтесь посвятить себя автомобилю минимум на 2 часа.

После этого лучше загнать авто на яму и подготовить следующие предметы:

  • мягкую прозрачную трубку с диаметром соответствующим внешнему диаметру спускного штуцера, расположенного на колесном цилиндре;
  • рожковый ключ (можно заменить накидным);
  • емкость для старой ТЖ.

Лучше всего попросить кого-нибудь о помощи, так как будет намного удобнее, если один человек будет находиться под машиной, а второй – за рулем. Далее, все зависит от типа тормозной системы, точнее, от схемы ее контуров.

  • Диагональная предполагает что сначала будет прокачано заднее правое колес, затем переднее левое, и наоборот.
  • Если система параллельная, то вначале прокачиваем задние колеса (начиная с правого), а затем передние.

Для замены жидкости необходимо выполнить следующие шаги:

  • Наденьте на сливной штуцер первого колеса подготовленную для слива старой ТЖ трубку.
  • Открутите штуцер приблизительно на пол-оборота и попросите напарника несколько раз надавить на тормоз с промежутком в 2 секунды.
  • Подставьте емкость под шланг и дождитесь, пока по нему начнет течь старая жидкость.
  • После того как состав полностью вытек — закрутите штуцер.
  • Залейте в бачок новый состав и повторите операцию, пока из шланга не начнет течь чистая ТЖ.

При этом необходимо отслеживать уровень жидкости в бачке, чтобы он не падал ниже минимальной отметки.

Все эти этапы необходимо выполнить для всех тормозных блоков. Если в процессе замены ТЖ педаль стала нажиматься неравномерно – это свидетельствует о том, что в системе появился воздух. В этом случае необходимо прокачать тормоза.

Начнем с того, что многие  автовладельцы знают, для чего нужна тормозная жидкость. Однако далеко не все имеют четкое представление о том, когда такую жидкость менять, какие типы существуют, какими свойствами обладают тормозные жидкости и т.д. Давайте разбираться.

Тестер для определения количества влаги в тормозной жидкости

Первое, основными требованиями к тормозной жидкости является стойкость к нагреву и охлаждению, то есть важна стабильность жидкости в плане сохранения нужной плотности, вязкости и т.д. в условиях высоких и низких температур.

При этом такие температуры постоянно меняются. Еще жидкость должна защищать металлические детали системы от коррозии, не оказывать агрессивного воздействия на детали из резины, пластика и т.п. 

Прежде всего, важно учитывать, что ТЖ в процессе работы тормозной системы достаточно сильно нагревается, так как тепло от тормозных механизмов активно передается и на саму жидкость. Также в зимний период происходит охлаждение жидкости, при этом она не должна густеть, замерзать, не допускаются изменения касательно прокачиваемости и т.д.

Так вот, в процессе эксплуатации тормозная жидкость имеет свойство накапливать влагу и окисляться. В результате происходит постепенное ухудшение свойств. К этому можно добавить, что различные упомянутые выше процессы (нагревы и охлаждения, накопление загрязнений, срабатывание химических добавок в составе жидкости и другие) также сокращают срок службы ТЖ.

Именно по этой причине несвоевременная замена тормозной жидкости может стать причиной значительного ухудшения работы или даже полного отказу тормозных механизмов. Чтобы этого не произошло, так называемая «тормозуха» нуждается в регулярной замене через строго определенный промежуток времени.

Какую выбрать тормозную жидкость

  1. Минеральная основа. Ее основные технические характеристики: низкая агрессивность состава (по отношению к резиновым уплотнителям), хорошие смазывающие свойства, но при этом низкий температурный диапазон эксплуатации (неморозоустойчива, закипает при невысоких температурах). Относительно небольшая стоимость, в современные автомобили заливать не рекомендуется.
  2. Синтетическая основа (в составе имеются полигликоли и эфиры). Данный тип наиболее часто используется, так как обладает хорошими эксплуатационными свойствами. К негативным качествам этого типа основы относится высокий уровень впитывания воды, что впоследствии приводит к внутренней коррозии тормозной системы.
  3. Синтетическая основа (в составе имеется силикон). Данный тип ТЖ относится к самым дорогостоящим. Обладает очень низким уровнем впитывания воды, но достаточно агрессивен к резиновым компонентам. Также категорически запрещается заливать вместе с другими видами ТЖ.

Сегодня на рынке представлено большое количество производителей ТЖ. При выборе очень важно, чтобы свойства и технические параметры жидкости соответствовали необходимым требованиям, так как от этого зависит безопасность водителя и пассажиров. Итак, на какие параметры нужно обратить внимание в первую очередь.

  • Температурная характеристика

Во время работы тормозной системы внутри создается достаточно высокое давление, из-за чего рабочая жидкость начинает нагреваться. Крайне важное значение имеет температура кипения ТЖ, так как при закипании жидкости последствия могут быть плачевными. Изначально порог кипения составляет около 250 °C, но в процессе эксплуатации это значение начинает падать. Минимальный допустимый температурный порог составляет 165 °C и наступает примерно через два года эксплуатации.

Читать далее:  Свистят тормозные колодки

Тормозная жидкость

Данная характеристика обозначает уровень активности ионов водорода. Оптимальное значение должно находиться в пределах от 7 до 11,5 рН. При более низком значении среда является кислой и начинает оказывать коррозионное воздействие на стальные элементы тормозной системы. В случае повышения уровня рН состав становится щелочным, коррозии подвергаются цветные металлы и резиновые уплотнители.

Значение вязкости должно иметь наименьшую зависимость от температуры, так как изменение этого параметра влияет на эффективность работы тормозной системы. При низких температурах жидкость начинает загустевать, в таком состоянии ей становится крайне тяжело проходить через узкое сечение тормозных трубок.

Перечисленные выше характеристики позволяют выбрать ТЖ достаточно высокого качества, однако нет никакой гарантии, что заявленные на упаковке параметры соответствуют действительности. Для того чтобы не залить в свой автомобиль низкокачественный продукт и избежать негативных последствий при эксплуатации, познакомьтесь с результатами проведенного сравнительного анализа нескольких производителей. Лучшие продукты приведены в списке ниже.

  • Сastrol – тормозная жидкость производства «ВР Европа». Обладает отличными вязкостно-температурными характеристиками и даже имеет завышенный запас значений. Единственный недостаток – отсутствие герметичного клапана на горловине.
  • Hi-Gear HG7044 – производится в Америке компанией Hi-GearProducts. Как и у предыдущей модели, все характеристики жидкости соответствую нормам, хотя и нет такого же температурного запаса прочности.
  • PentosinSuper – производитель DeutschePentosin-Werke, Германия. ТЖ полностью соответствует стандартам, рекомендована к использованию в регионах с очень холодным климатом, можно заливать при температуре ниже -40 °С.
  • Mobil – выпускается в Европе корпорацией ExxonMobilLubricants {amp}amp; Specialties. По своим показателям не уступает вышеприведенным моделям, но у нее отсутствует герметичная запайка горловины упаковки, то есть имеется риск проникновения паров воды.
  • LUXE GreenLine – это уже ТЖ российского производства, компания DelfinGroup. Также рекомендована к использованию, все параметры соответствуют стандарту, так что можно смело заливать в свой автомобиль.
  • SINTEC Euro – еще одна модель российского производства от компании «Обнинскоргсинтез». Товар очень хорошего качества, фактические значения физико-химических свойств ТЖ превышают нормативы.
  • ROSDOT 4 LifeSafety – последний экземпляр в обзоре, также производится в России компанией «Тосол-Синтез-Инвест». Заслуженно занимает место в списке рекомендованных тормозных жидкостей.

Вас также может заинтересовать: Как обманывают в автосервисе и что можно предпринять для своей защиты

Замена тормозной жидкости своими руками

А произойдет следующее – состав будет закипать, в результате чего в нем начнут образовываться пузырьки воздуха. Из-за этого при нажатии на тормоз, часть ТЖ будет переходить в резервный бачок, а ее остатка элементарно не будет хватать для создания необходимого давления. В итоге педаль тормоза будет просто «проваливаться».

Чтобы этого не произошло необходимо вовремя менять «тормозуху», доливать ее и следить за уровнем ТЖ в системе.

Для выполнения этой процедуры необходимо 5-6 раз нажать на тормоз, после чего педаль зажимается. В это время (при зажатом тормозе) нужно открутить штуцер, на котором находится шланг. Как только ваш напарник сообщит вам о том, что педаль «ушла» в пол – закрутите штуцер.

Повторять эту операцию рекомендуется до тех пор, пока воздух не перестанет выходить.

При самостоятельной замене ТЖ у многих автолюбителей возникает вопрос — как узнать какая тормозная жидкость залита и можно ли вмешивать разные составы. В первом вопросе лучше не гадать и не пытаться определить состав по вкусу, цвету или запаху. Лучше сменить жидкость полностью и прикрепить на внутреннюю сторону капота (или в любое другое место) этикетку от бутылки с составом.

Что касается возможности смешивания, то тут как и во всем что связано с автомобильными жидкостями, все зависит от основы состава.

Какие ТЖ можно смешивать

Если говорить о том, можно ли смешивать тормозную жидкость разных производителей, то запомнить совместимые ТЖ очень просто. Сегодня существует несколько стандартов «тормозух», которые обозначаются маркировкой DOT:

  • DOT 3 – гликолевая жидкость, которая изготавливается на основе полиэтиленгликоля и полиэфира. Используется для тихоходных авто, в тормозной системе которых рабочая температура не превышает 150 градусов. Этот состав можно смешивать с аналогичной гликолевой жидкостью DOT4.
  • DOT 4 – гликолевый состав в котором содержатся дополнительные присадки. Закипает при более высоких температурах (200-230 градусов). Используется для быстроходных автомобилей. Этот состав можно смешать с предыдущим.
  • DOT 5 – жидкость на основе силикона. Используется для спортивных автомобилей. Температура кипения доходит до 260 градусов. Смешивать такую ТЖ с любым гликолевым составом строго запрещено.
  • DOT 5.1/ABS – гликолевая жидкость, которая используется исключительно для машин с системой АБС. Смешивать с другими Дотами такие составы также нельзя.

Как видите, делать «миксы» можно только из DOT 3 и DOT 4. Производитель при этом не так важен, так как эти составы обладают схожими характеристиками и основой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
AutoJiza
Adblock
detector