Устройство кпп зил-130 и схема переключения передач автомобилей данной марки

Коробка передач ЗИЛ-130: устройство, характеристики и принцип работы

Автомобиль оснащается трехходовым трансмиссионным механическим узлом с несколькими рабочими диапазонами. Пять скоростей предназначены для движения вперед, один режим – назад. В блоке предусмотрена пара синхронизаторов инерционной конфигурации. В картере коробки монтируется первичный (ведущий) вал, агрегирующий с косозубой шестерней и зубчатым венчиком, отвечающим за активацию передачи.

В расточной части указанного элемента устанавливается роликовый подшипниковый механизм цилиндрического типа. На него помещается фронтальной стороной вторичный шкив. В нижнем отсеке корпуса имеется промежуточный вал с шестеренкой. Еще три аналогичных детали монтируются на вторичном шкиве.

Удачный мотор и надежная трансмиссия автомобиля ЗИЛ-131 во многом определили успех нового грузовика повышенной проходимости.

ЗИЛ-131- отечественный трехосный грузовой автомобиль повышенной проходимости. Выпускался заводом имени Лихачева с 1966 по 2002 г. Основная часть выпускаемых машин шла для армейских нужд. Автомобиль содержал много полезных и прогрессивных для того времени технических решений.

На грузовике применялся карбюраторный V-образный, восьмицилиндровый двигатель, с зажиганием на основе электронного коммутатора.

Распределительный вал двигателя и система зажигания обеспечивают следующий порядок работы цилиндров ЗИЛ-131: 1-5-4-2-6-3-7-8. Отдача мощности двигателя не менее 150 л.с., при оборотах 3200 в минуту.

На автомобиле применяется пятискоростная механическая коробка перемены передач (КПП).

На всех скоростях коробки кроме первой передачи и заднего хода имеют синхронизаторы. Переключение скоростей ЗИЛ-131 производится рычагом, расположенным на верхней крышке КПП.

Передаточные отношения КПП:

  • первая – 7,44;
  • вторая – 4,10;
  • третья – 2,29;
  • четвертая – 1,47;
  • пятая – 1,00;
  • задний ход – 7,09.

Устройство кпп зил-130 и схема переключения передач автомобилей данной марки

Первая передача коробки применяется только при начале движения в условиях бездорожья и находится на одном «плече» с задним ходом. Сделано это для «раскачки» автомобиля, завязшего в грязи или рыхлом снегу, путем быстрого попеременного включения первой скорости и заднего хода.

Схема переключения КПП ЗИЛ-131 представлена ниже.

Сухой вес коробки передач ЗИЛ-131 около 100 кг.

Сцепление

Сцепление ЗИЛ-131 однодисковое, сухое, герметизированное, надежно работающее в условиях преодоления бродов. Привод отключения и включения сцепления механический, рычажный от педали водителя в кабине.

КПП в трансмиссии ЗИЛ-131 через карданный вал передает поток мощности на раздаточную коробку (РК) или на профессиональном сленге «раздатку».

Раздаточная коробка ЗИЛ-131 преобразует и распределяет крутящий момент, получаемый от КПП к переднему и задним мостам, и, в конечном счете, к колесам грузовика.

Активация переднего привода возможна в ручном или автоматическом режиме. Раздатка ЗИЛ-131 также имеет возможность включения пониженной передачи с коэффициентом 2,08 при движении в особо тяжелых условиях – рыхлый снег, раскисшая почва, бездорожье. При этом крутящий момент, передаваемый раздаткой на приводы колес, увеличивается вдвое, что позволяет не перегружать мотор и агрегаты трансмиссии при движении в тяжелых дорожных условиях.

Раздаточная коробка двухвальная с косозубыми шестернями. Корпус раздатки отлит из чугуна. В конструкцию коробки входят задняя и верхняя крышки.

При необходимости на верхнюю плоскость раздатки монтируют коробку отбора мощности (КОМ). Она служит для подачи мощности от мотора автомобиля различным агрегатам и устройствам, входящим в состав специальных машин на базе ЗИЛ-131.

Внешний вид раздатки Зил-131:

  • сверху крышка, прижатая к корпусу 8 гайками, закрывающая посадочное место для установки ком;
  • в центре фланец ведущего вала раздатки;
  • внизу справа фланец привода переднего ведущего моста зил-131;
  • внизу слева пневматическая камера включения переднего привода;
  • справа на одном уровне с ведущим фланцем раздатки штоки управления прямой и пониженной передачами.

Раздатка ЗИЛ-131, вид сзади:

  • вверху слева видны штоки управления включения прямой и пониженной скорости;
  • вверху справа крышка с восемью гайкам закрывает фланец подключения коробки отбора мощности зил-131;
  • внизу справа тормозной барабан стояночного тормоза, совмещенный с фланцем для крепления кардана привода задних мостов;
  • слева маслозаливное отверстие раздатки с четырехгранной резьбовой пробкой.

Вид раздаточной коробки ЗИЛ-131 «в разрезе» можно увидеть на иллюстрации.

Устройство кпп зил-130 и схема переключения передач автомобилей данной марки

Есть несколько основных режимов.

На автомобильном заводе имени Лихачева выпущено много легендарных грузовиков. К ним относится и 130-я модель. Обратим внимание на один из самых важных механизмов в конструкции авто. Коробка передач ЗИЛ-130 – это сложный агрегат, который конструктивно и функционально отличается от большинства других аналогов.

Коробка передач служит для изменения крутящего момента, передаваемого от коленчатого вала двигателя к карданному валу, для движения автомобиля задним ходом и длительного разобщения двигателя от трансмиссии во время стоянки автомобиля и при движении его по инерции.

Во время трогания автомобиля с места, при движении на подъём с грузом крутящий момент на колёсах должен быть большим, чем при движении по горизонтальному участку дороги, когда автомобиль движется по инерции и сопротивление движению меньше. Для этого на автомобилях применяют шестерёнчатые коробки передач.

В шестерёнчатой передаче, состоящей из двух шестерён, из которых меньшая является ведущей, а большая ведомой, крутящий момент на ведомой шестерне будет большим во столько раз, во сколько число зубьев ведомой шестерни будет больше числа зубьев ведущей шестерни.

Число, получаемое от деления числа зубьев ведомой шестерни на число зубьев ведущей шестерни, называется передаточным числом. Если в передаче участвует несколько пар шестерён, то общее передаточное число получается умножением передаточных чисел всех пар шестерён, участвующих в передаче.

Детали коробки передач

Для получения крутящего момента, различного по величине и необходимого для работы автомобиля в разных условиях, в коробке передач имеется несколько пар шестерён с различным передаточным числом.

Если между ведущей и ведомой шестернями поместить промежуточную шестерню и через неё передать крутящий момент, то ведомая шестерня изменит направление движения на обратное.

Коробка передач состоит из картера, первичного вала с шестерней, вторичного вала, промежуточного вала, оси шестерни заднего хода, набора шестерён и механизма переключения передач. Картер коробки передач отлит из чугуна и имеет верхнюю и боковую крышки, гнёзда для крепления валов и осей. В нижней и боковой стенках сделаны отверстия для слива отработанного масла и заполнения коробки свежим маслом.

Первичный вал (рис. 3.3) изготовлен из стали 25 ХГМ вместе с ведущей шестерней и венцом. Передним концом первичный вал установлен на подшипнике в выточке коленчатого вала, а задним в гнезде передней стенки картера. Установка первичного вала выполнена так, что только ведущая шестерня и венец помещены внутри картера, а на выступающей из коробки шлицованной части вала установлена ступица ведомого диска сцепления.

1-вал; 2-гайка; 3 и 6-замочные кольца; 4-подшипник; 5-ролики игольчатого подшипника; 7-тонкий край гайки, вдавливаемый в паз вала

Рис. 3.3 Первичный вал ЗИЛ-130

Устройство кпп зил-130 и схема переключения передач автомобилей данной марки

Вторичный вал имеет шлицы и передним концом опирается на роликовый подшипник, установленный в выточке первичного вала. Другой конец вторичного вала в выточке картера коробки установлен на шариковом подшипнике. На шлицах вторичного вала установлены передвижные шестерни и ступицы синхронизаторов. Шестерни могут перемещаться по шлицам вдоль вала. Ось вторичного вала совпадает с осью первичного вала.

Промежуточный вал состоит из шестерён различного диаметра, выполненных в виде блока или закреплённых на валу. Блок шестерён посажен на ось на роликовых подшипниках или вместе с валом на подшипниках установлен в гнёздах стенок картера. Промежуточный вал вращается всегда вместе с первичным валом, так как их шестерни находятся в постоянном зацеплении. Шестерни заднего хода одна или в виде блока из двух шестерён вращаются на оси, закреплённой в отверстиях стенок картера.

Механизм переключения передач служит для включения передач, установки шестерён в нейтральное положение и для включения заднего хода. Передачи включают перемещением шестерён или муфт синхронизатора на вторичном валу. В зависимости от количества передвижных шестерён или муфт синхронизатора определяют тип коробки.

При двух передвижных шестернях или муфтах синхронизатора коробка будет двухходовая, а при трёх трёхходовая. В зависимости от числа передач, включаемых при движении вперёд, различают трёх, четырёх, пятиступенчатые коробки передач. Механизм переключения передач размещён на верхней или боковой крышке.

Коробки передач классифицируются по изменению передаточного числа: ступенчатые, безступенчатые, комбинированные. По связи между валами: механическая связь, гидравлическая, электромагнитная. По управлению: неавтоматическая, автоматическая, полуавтоматическая.

Ступенчатые коробки передач представляют собой зубчатый шестерёнчатый механизм. Количество передач определяет ступенчатость коробки. Овальность коробки определяется количеством передвигающихся синхронизаторов и зубчатых муфт для включения передач.

1. По числу передач: 3; 4; 5; много.

2. По числу валов: 2; 3; много.

3. По зацеплению шестерён: с подвижным зацеплением; с постоянным; с комбинированным.

Поворотный стенд для разборки коробки передач

Пятиступенчатая коробка передач автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 3.6). На автомобиле ЗИЛ-130 установлена пятиступенчатая трёхходовая коробка передач, имеющая пять передач для движения вперёд и одну для движения задним ходом. Коробка передач имеет два синхронизатора для включения второй, третьей, четвёртой и пятой передач.

Шестерни первичного, промежуточного и вторичного валов, кроме шестерён первой передачи, находятся в постоянном зацеплении и имеют косые зубья. На промежуточном валу все шестерни, кроме шестерни первой передачи, изготовлены отдельно и закреплены на нём шпонками. На вторичном валу шестерня первой передачи посажена на шлицах, а остальные шестерни могут вращаться на валу свободно.

Назначение, устройство, работа коробки передач ЗИЛ-130

Автомобили ЗИЛ 130 и 131 оборудуются трехходовой пятиступенчатой механической коробкой переключения передач. КПП этого транспортного средства позволяет водителю двигаться вперед на пяти скоростях и назад — на одной. Чертеж устройства вы сможете найти ниже. Как можно увидеть на схеме, коробка передач ЗИЛ 130 и 131 оборудуется двумя синхронизаторами инерционного действия, которые включают вторую и третью, а также четвертую и пятую.

Ведущий вал вместе с шестеренкой и зубчатым венцом для активации пятой (прямой) скорости установлен в картере на подшипниках. Кроме того, в расточке самого шкива вмонтирован цилиндрический роликовый подшипник, а на него, в свою очередь, опирается вторичный шкив. Промежуточный вал в коробке ЗИЛ 130 и 131 монтирован в нижнем отсеке картера.

Схема агрегата в разрезе со всеми обозначениями Обозначение всех компонентов трансмиссии

Помимо этого, на кардане монтированы прямозубые шестеренки, предназначенные для активации реверсивного (заднего) хода и первой передачи. Также активацию этих режимов обеспечивает прямозубое зубчатое колесо шестеренка и компоненты синхронизаторов, установленные на шлицах вторичного шкива.

Кроме того, на вторичном валу монтированы и дополнительные шестеренки:

  • для включения второй передачи;
  • для активации третьего режима;
  • для включения четвертого.

И эти зубчатые кольца при функционировании находятся в постоянном сцеплении с колесами, установленным на промежуточном диске. Блок реверсивного движения установлен на специальных роликовых подшипниках, которые находятся на оси в картере. Здесь они установлены достаточно надежно. Кардан блока заднего хода также работает в сцеплении с промежуточным шкивом посредством дополнительных колес.

Читать далее:  Infiniti QX80 2018 - официально представлен обновленный внедорожник

Что касается внутренней части картера, то сюда заливается рабочая жидкость, поэтому эта часть всегда закрывается от попадания мусора и пыли. Здесь же установлен сам механизм для переключения. Следует отметить, что механизм переключения коробки на ЗИЛ 130 и 131 по своему принципу устроен так же, как и на ГАЗ 53.

Схема переключения

Устройство кпп зил-130 и схема переключения передач автомобилей данной марки

Схема переключения на КПП ЗИЛ 130 и 131 представлена ниже. В целом схема оригинальная, но если верить словам ЗИЛоводов, то к ней можно привыкнуть очень быстро.

Как переключается рычаг трансмиссии

При активации первой скорости на КПП автомобиля модели 130 и 131 зубчатое колесо начинает перемещаться по канавкам и попадает в зацепление с карданом первого режима КПП на промежуточном валу. В данном случае крутящий момент начинает переходить от первичного шкива посредством шестеренок и других вспомогательных элементов на вторичный диск. Показатель передаточного числа составляет 7.44.

Когда автомобилист включает вторую скорость, муфта, установленная на синхронизаторе, начинает воздействовать на зубчики шестеренки этой передачи. В результате того, что этот компонент уже функционирует с компонентов промежуточного зубчатого колеса, то крутящий момент начинает переходить от первичного элемента на вторичный. При этом момент проходит через все колесики с зубьями, а также кардан синхронизатора. В данном случае показатель передаточного числа составит 4.1.

В том случае, когда водитель активирует третью скорость, диск синхронизатора перестает воздействовать на детали и элементы второй передачи. Муфта будет переходить по шлицам и попадает в сцепление с компонентом третьего режима КПП моделей 130 или 131. А этот элемент, в свою очередь, уже сцеплен с колесом третьей скорости промежуточного кардана.

При активации четвертого режима, начинает функционировать соответствующий синхронизатор. Муфта этого компонента будет перемещаться и сцепится с шестернями соответствующего режима КПП, который, в свою очередь, уже сцеплена с колесом ПВ. В принципе, процесс перемещения крутящего момента является идентичным описанному выше — момент поступает на вторичный шкив. Здесь показатель передаточного числа будет равен 1.47.

Затем, когда автомобилист решит включить пятый режим, муфта синхронизатору сцепится с соответствующим диском четвертой скорости. Далее, перемещаясь посредством движения зубчиков на ПВ, муфта соединяет оба диска в один и уже он начинает перемещение. В данном случае она осуществляется на кардан модели 130 или 131. Показатель передаточного числа будет равен 1.

В целом процесс активации заднего хода является идентичным тем, которые были описаны выше. Только в этом случае крутящий момент будет передаваться от ПВ на вторичный через все шесть шестеренок, а коэффициент передаточного числа составит 7.09. Как вы видите, принцип работы агрегата в целом не особо сложный и достаточно схож с традиционной механической трансмиссией, разница заключается только в отдельных моментах.

Подробно принцип работы агрегата и его устройство описано на видео.

Вторая передача включается перемещением муфты синхронизатора второй и третьей передач назад. Внутренние зубья муфты входят в зацепление с венцом на шестерне второй передачи, закрепляя её не вторичном валу.

Третья передача включается перемещением муфты синхронизатора вперёд. Внутренние зубья муфты входят в зацепление с венцом на шестерне третьей передачи, закрепляя её на вторичном валу.

Четвёртая передача включается перемещением муфты синхронизатора четвёртой и пятой передач назад. Зубья муфты через венец закрепляют шестерню четвёртой передачи на вторичном валу.

Пятая передача включается перемещением вперёд этой же муфты синхронизатора. При этом внутренние зубья муфты входят в зацепление с венцом первичного вала, соединяя его непосредственно со вторичным валом (прямая передача), промежуточный вал в передаче крутящего момента не участвует.

Задний ход включается перемещением шестерни первой передачи по шлицам вторичного вала назад до включения её с шестернёй блока заднего хода. Передача крутящего момента с промежуточного вала на вторичный будет происходить через дополнительную шестерню, вследствие чего вторичный вал будет вращаться в обратном направлении.

1-первичный вал; 2; 15-шестерни постоянного зацепления; 3-внутренний зубчатый венец включения каретки синхронизатора; 4-конусное кольцо синхронизатора; 5-каретка синхронизатора 4 и 5 передач; 6-зубчатые венцы каретки синхронизатора; 7; 8; 10; 12; 14; 18; 19; 22-шестерни; 9-каретка синхронизатора; 11-сухари синхронизатора; 13-промежуточный вал; 16-стержень переключения 1 передачи и заднего хода; 17-головка стержня переключения; 20-фиксатор рычага; 21-корпус рычага

Рис. 3.4 Механизм переключения передач

Таблица 3.2-Передаточные числа коробки передач автомобиля ЗИЛ-130

Синхронизатор (рис. 3.5). Бесшумное включение передач возможно при условии предварительного уравнивания окружных скоростей включаемых в зацепление шестерён. Для этой цели служит синхронизатор.

Рис. 3.5 Синхронизатор ЗИЛ-130

В автомобиле ЗИЛ-130 применяют синхронизатор инерционного типа. На шестернях второй, третьей и четвёртой передач и на первичном валу выполнены боковые конические выступы с внутренними зубьями для включения. Синхронизатор состоит из муфты с двумя зубчатыми венцами, посаженными на шлицах вторичного вала, двух блокирующих колец с внутренними конусами, трёх пальцев и трёх фиксирующих пальцев с пружинами и шариками. В каретке выполнено шесть отверстий, имеющих по бокам конусные выточки.

Через три из них проходят пальцы, жёстко соединяющие блокирующие кольца. В средней части пальцев сделаны выточки с конусными фасками. Через остальные три отверстия проходят фиксирующие пальцы с конусными выточками посредине, внутри которых помещены пружины и по два шарика. При перемещении муфты синхронизатора блокирующие кольца, перемещаясь вместе с муфтой, подводятся до соприкосновения с конусной поверхностью выступа включаемой шестерни.

В следствии разности чисел оборотов муфты синхронизатора и включаемой шестерни происходит сдвиг блокирующего кольца по отношению к отверстиям диска, и пальцы, опираясь на конические отверстия муфты, будут препятствовать дальнейшему перемещению её с муфтой. Когда обороты шестерни и блокирующего кольца уравняются, конические поверхности выточек пальцев и отверстий муфты не будут препятствовать дальнейшему перемещению муфты и передача включится бесшумно.

Эскиз доработки первичного вала штатной КПП ЗиЛ-130

Механизм переключения передач. Перемещение шестерён при включении и выключении передач в коробке осуществляется при помощи механизма переключения. Механизм переключения передач состоит из рычага, ползунов, вилок переключения, фиксаторов, замков и предохранителя включения заднего хода. Рычаг переключения передач на грузовых автомобилях установлен на крышке коробки передач, а на легковых на рулевой колонке.

Рычаг, устанавливаемый на крышке коробки передач, имеет утолщение в виде шаровой головки, входящей в гнездо прилива крышки. От проворачивания рычаг удерживается фиксатором. В сверлениях крышки размещены ползуны, на которых закреплены вилки переключения и переводные головки с пазами. В пазы переводных головок входит нижний конец рычага.

Вилки входят в выточки передвижных шестерён или муфт синхронизаторов. Для включения передачи перемещают верхний конец рычага в определённое положение, нижний конец рычага через переводную головку перемещает ползун с вилкой и шестернёй до включения нужной передачи. Для удержания шестерён коробки передач во включенном или нейтральном положении служат фиксаторы.

Фиксатор состоит из шарика с пружиной, расположенных в канале, высверленном в крышке коробки передач. На ползуне имеются выемки, количество которых соответствует количеству включаемых данным ползуном передач, и одна выемка для нейтрального положения.

Принцип работы

Во время переключения передачи нижний конец рычага может установиться на стыке двух переводных головок и перемещать одновременно два ползуна и, следовательно, включать две передачи. Так как вторичный вал не может вращаться с двумя различными скоростями, то могут поломаться зубья шестерён. Чтобы не допустить одновременного включения двух передач, применяют замки.

Замок сделан в виде шариков или стержней, размещённых в горизонтальном канале между ползунами. На ползунах выполнены выемки против канала замков при их расположении соответственно нейтральному положению. Длина стержня замка и диаметр двух шариков равны расстоянию между ползунами плюс одна выемка. Переместить один из ползунов невозможно, пока часть шарика или конец стержня не войдёт в выемку соседнего ползуна и не застопорит его.

Для предотвращения от включения заднего хода при движении вперёд применяют предохранитель, который состоит из плунжера с пружиной и размещён в переводной головке. Включение заднего хода возможно только при значительном усилии, прилагаемом к рычагу переключения.

1-шестерня 2 передачи промежуточного вала; 2-шестерня заднего хода; 3-шестерня третьей передачи ведомого вала; 4-шестерня 4 передачи; 5-промежуточный вал; 6; 15-шестерни постоянного зацепления; 7-картер коробки передач; 8-шестерня 3 передачи; 9-шестерня 4 передачи; 10-конусное кольцо синхронизатора;

11-сухари синхронизатора; 12-каретка синхронизатора 4 и 5 передач; 13-первичный вал; 14-направляющая втулка муфты выключения сцепления с крышкой подшипника первичного вала; 16-стержень перключения 1 передачи и заднего хода; 17-головка стержня переключения; 18-крышка картера коробки передач; 19-ось промежуточного рычага;

20-фиксатор рычага; 21-корпус рычага; 22-рычаг переключения передач; 23-промежуточный рычаг; 24-вилка переключения 4 и 5 передач; 25-вилка переключения 2 и 3 передач; 26-шариковый фиксатор стержня; 27-стержень переключения 4 и 5 передач; 28-стержень переключения 2 и 3 передач; 29-каретка синхронизатора 2 и 3 передач;

30-шестерня 2 передачи; 31-вилка переключения 1 передачи и заднего хода; 32-шестерня первой передачи и заднего хода; 33-трубка вентиляции картера коробки передач; 34-крышка сальника; 35-фланец вала крепления кардана; 36-вторичный вал; 37-маслоотгонная шайба; 38-крышка заднего подшипника вторичного вала;

39-крышка заднего подшипника промежуточного вала; 40-шестерня первой передачи; 41-крышка люка; 42-пробка отверстия для выпуска масла; 43-втулка шестерни 4 передачи; 44-внутренний зубчатый венец для включения каретки синхронизатора; 45-шток предохранителя включения заднего хода; 46-предохранитель включения заднего хода;

Рис. 3.6 Коробка передач ЗИЛ-130

Техническое обслуживание коробки передач ЗИЛ-130

На предприятии техническое обслуживание коробок передач заключается в проверке уровня масла в коробке передач и проверке коробки передач на наличие подтекания масла.

Предложения по улучшению технического обслуживания коробок передач.

Ежедневное обслуживание (ЕО). Проверить работу коробки передач при движении.

Первое техническое обслуживание (ТО-1). 1. Проверить и, если нужно, закрепить коробку передач и картер сцепления.

2. Проверить и, если нужно, долить масло до уровня.

3. Проверить работу коробки передач после обслуживания.

Второе техническое обслуживание (ТО-2). 1. Провести углублённый осмотр коробки передач.

2. Закрепить коробку передач к картеру сцепления и крышки картера.

3. Закрепить крышки подшипников ведомого и промежуточных валов.

4. Долить или заменить масло в картере коробки передач (по графику смазки). Проверяют и доливают масло в картер коробки передач или раздаточной коробки на ровной площадке. Для проверки уровня и доливки масла необходимо отвернуть пробку заливного отверстия, если уровень масла находится у его края, то масла в достаточном количестве, если масла меньше, то через воронку необходимо добавить масла.

Заменяют масло в коробке передач или в раздаточной коробке тогда, когда оно тёплое. Перед сменой масла необходимо поставить задний мост на козлы, отвернуть сливную пробку и слить масло. Завернуть пробку и налить до ? уровня керосина. Пустить двигатель, включить передачу и поработать 1-2 мин, после чего слить керосин и, установив пробку на место, залить свежее масло.

Могут применяться трансмиссионные масла: ТЭп-15 (ТМ-2-18); ТСп-10 (ТМ-3-9); ТСп-15к (ТМ-3-18); Тап-15в (ТМ-3-18); ТСз-9гип (ТМ-4-9з); ТАД-17и (ТМ-5-18).

Читать далее:  Почему зимние шины лучше покупать заблаговременно

При включении второй скорости на КПП ЗИЛ-130 муфта синхронизатора попадает в зацепление с внутренними зубцами рабочей шестерни. После этого на промежуточном валу осуществляется передача крутящего момента посредством первичного аналога и блока шестеренчатых механизмов. На вторичный вал усилие оказывается при помощи синхронизатора. Передаточный показатель – 4,1.

Во время активации третьей передачи, соответствующая муфта теряет зацепление с шестеренкой, передвигается по шлицам, начиная агрегировать с рабочими зубцами. При этом она уже находится во взаимодействии с элементом третьей скорости промежуточного блока. От первичного шкива усилие трансформируется при помощи шестерен и зубчатых элементов, передаваясь далее на первичный вал посредством муфты. Рабочее число составляет 2,29.

  • а – устройство передачи;
  • б, в, г, д, е, ж – первая/вторая/третья/четвертая/пятая/задняя скорость;
  • 1, 4, 6, 7, 8, 10, 11, 14, 15, 16, 18, 19 – косозубые шестерни;
  • 2 – ведущий вал;
  • 3 – вторичный вал;
  • 5, 9 – каретки синхронизаторов;
  • 12 – блок прямозубых шестеренок;
  • 13 – ось;
  • 17 – шестеренка промежуточного плана;
  • 20 – картер.

Коробка передач ЗИЛ-130 и ее свойства

СОДЕРЖАНИЕ

1 Коробка передач ЗИЛ-130 и ее свойства

2 Коробка ЗИЛ-130 схема

3 Синхронизатор

4 Коробка отбора мощности

5 Схема переключения передач

6 Первичный вал

7 Вторичный вал

8 Промежуточный вал

Если сцепление необходимо для передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии, то коробка передач служит для его изменения в зависимости от условий движения. Коробка обеспечивает движение автомобиля задним ходом и длительное разобщение трансмиссии от двигателя.

КПП ЗИЛ-130 имеет 5 передач для движения вперед и одну для движения назад. Коробка имеет 3 вала. Первичный, вторичный и промежуточный, а также 2 синхронизатора инерционного типа. Установленные на валах шестерни можно группировать в необходимой комбинации и получать передаточные числа соответствующие той или иной передаче.

КПП ЗИЛ-130

Перемещение шестерни ведомого вала вперед включается первая передача. 2 передача включается перемещением муфты синхронизатора назад. Если переместить муфту синхронизатора вперед, то включится 3 передача. Перемещением муфты 2 синхронизатора назад включается 4 передача. Если переместить муфту этого же синхронна вперед, то включится 5 передача.

Схема переключения передач

коробки передач, где изменение передаточного числа осуществляется увеличением или уменьшением передаточного отношения зубчатых передач. Механизмы, которые изменяют в известных пределах передаточное число непрерывно, называются бесступенчатыми передачами.

» На автомобилях применяются бесступенчатые передачи следующих типов: гидравлические (Гидродинамические и гидрообъемные, иначе называемые гидростатическими), механические (фрикционные и импульсные) и электрические.

Наибольшее распространение в качестве бесступенчатых передач получили гидродинамические преобразователи-гидротрансформаторы, которые обычно устанавливаются в сочетании со ступенчатыми или планетарными коробками. Такие передачи называют гидромеханическими.

Ступенчатые коробки сравнительно просты ‚по конструкции и дешевле бесступенчатых передач, однако количество передаточных чисел у них ограниченное от трех до пяти.

На автомобилях повышенной проходимости и грузоподъемности число передач увеличивается благодаря применению дополнительной коробки передач. Крутящий момент будет тем больше, чем выше передаточное число шестерен, находящихся в зацеплении.

Схема КПП ЗИЛ-130

Ступенчатые коробки передач имеют принудительное ручное управление, а планетарные и бесступенчатые, в основном полуавтоматическое и автоматическое. Пятиступенчатая коробка передач показана на рис 131 Первичный (ведущий) вал 1 через сцепление соединяется с коленчатым валом двигателя. Вторичный (ведомый) вал является, как бы продолжением первичного вала и расположен с ним на одной оси.

Один конец вторичного вала насажен на роликовый подшипник 10, установленный в конце первичного вала, поэтому вторичный вал может вращаться независимо от первичного; второй конец вала установлен в шариковом подшипнике 8.

На промежуточном валу 9 насажены шестерни. Все, они, кроме шестерни первой передачи, изготовлены отдельно и закреплены на нем шпонками. Для уменьшения шума при работе и повышения долговечности шестерни, находящиеся в постоянном зацеплении, выполнены косозубыми.

Особенностью конструкции коробки автомобиля ЗИЛ-130 является наличие шестерен постоянного зацепления на вторичном валу. Эти шестерни благодаря специальной обработке (фосфатированию) сопряженных поверхностей вала и шестерен их канавок для смазки установлены на валу без специальных втулок и подшипников.

Схема КПП

У коробки передач типа МАЗ—500 игольчатые подшипники шестерен вторичного вала, находящихся в постоянном зацеплении, смазываются маслом …под давлением. Для этого против переднего конца промежуточного вала с внешней стороны картера коробки передач установлен шестеренчатый масляный насос, приводящийся во вращение от переднего конца промежуточного

вала. Включение шестерен производится передвижением шестерни по шлицам вала, Но при этом неизбежен удар зубьев, так как окружные скорости шестерен разные. Для легкого и безударного переключения передач ‚необходимо, чтобы окружные скорости шестерен, вводимых в зацепление, были одинаковыми.

Окружная скорость шестерни зависит от числа оборотов вала, на котором она установлена, и от ее диаметра: чем больше диаметр шестерни и число оборотов вала, тем больше ее окружная скорость. Для выравнивания окружных скоростей шестерен перед вводом их в зацепление применяют особый механизм синхронизатор, который обеспечивает их бесшумное и безударное включение.

СИНХРОНИЗАТОР

Синхронизаторы обеспечивают бесшумность при включении. Разница в частоте вращения муфты синхронизатора и включении шестерни выравнивается плавно благодаря возникающей между ними силе трения. Механизм переключения КПП имеет фиксирующее устройство оно удерживает стержни переключения в требуемом положении.

Кпп Зил

Синхронизатор ЗИЛ-130

Синхронизатор автобусов ЛАЗ-695, ЛАЗ-697 и автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 132) работает следующим образом.

При перемещении муфты 11 влево с помощью вилки переключения коническое бронзовое кольцо передвинется вместе с ней и прижмется к конической поверхности шестерни 1. Конические кольца 7 и муфта ]] связаны между собой не жестко, а через три фиксирующих пальца 5 с шариками и пружиной. Шестерня 1 и кольца 7 вращаются с разной окружной скоростью. До тех пор, пока за счет силы трения эти скорости не сравняются, муфта 11 будет смещаться (рис. 132, б).

Оба бронзовых кольца 7 жестко связаны друг с другом при помощи пальцев 12. Муфта 11 будет передвигаться до того момента, пока коническая поверхность 10 муфты не упрется в коническую поверхность 9 пальца (рис. 132, а и г). Когда же скорости колец 7 синхронизатора и конуса шестерни 1 выравняются, палец 12 расположится по центру отверстия муфты 11, блокирующие конические поверхности разъединятся (рис.

Ее название намекает на то- что она отбирает часть крутящего момента двигателя и передает его на специальные механизмы. Это может быть гидронасос или навесное оборудование коммунальной техники. КОМ работает в тесной связке с коробкой передач, а включается из кабины транспортного средства. На это маленькое устройство ложится огромный объем нагрузок и работ.

Поэтому его всегда стремятся сделать прочным и долговечным. Существует 2 типа КОМ зависимый и независимый от сцепления. Первый работает тогда, когда двигатель работает на холостом ходу. Зависимый КОМ легкий их просто установить и почти не нужно обслуживать. Они монтируются на механической КПП и включается водителем из кабины. Независимая КОМ может работать как с механикой, так и с автоматом.

Она устанавливается на бетоносмесителях, дорожноочистной технике, сель-хоз машинах. Место прописки КОМ может стать КПП, раздаточная коробка, двигатель или пространство между двигателем и КПП. КОМ высокопрочный агрегат, но даже он может ломаться.

Зачастую поломки видны сразу, КОМ либо перестает нормально включаться, либо начинает громко шуметь. Проблемы решаются по разному, начиная простым затягиванием гаек и заканчивая полной разборкой КОМ. В любом случае без соответствующих знаний и навыков самостоятельный ремонт КОМ не рекомендуется производителем.

СМОТРИТЕ ВИДЕО

Активация остальных скоростей

Вкратце дальнейшую работу коробки передач ЗИЛ-130 можно описать так:

  • При активации четвертой скорости работает синхронизатор, муфта которого передвигается, зацепляясь с соответствующими зубцами шестерни. Усилие передаточного числа (1,47) осуществляется посредством шестеренок промежуточного на вторичный вал.
  • Включение пятой передачи сопровождается аналогичной процедурой действия зубцов, синхронизаторов и их элементов соответствующей части. При этом оба вала образуют единую конструкцию, позволяющую передать усилие на карданный элемент.
  • При активации задней передачи КПП ЗИЛ-130 в работу вступает специальная каретка. Передача крутящего момента производится посредством шестеренчатого механизма, при этом меняется направление вращения.

Коробка передач ЗИЛ-130 и ее свойства

Для починки указанного узла и регулировки сцепления ЗИЛа-130 потребуется специальный стенд.

Сборка узлов трансмиссии осуществляется в следующем порядке.

  1. Производится монтаж шарикового подшипникового механизма, для чего стопорное кольцо помещается в предусмотренную канавку блока.
  2. Подшипник монтируется в специальное гнездо на ведущем валу, при этом выточка элемента должна быть обращена наружу.
  3. После размещения основного вала на стендовом столе, производят запрессовку подшипникового устройства при помощи специального станка. Кроме того, потребуется оправка, посредством которой элемент забивается в шейку вала до упора.
  4. При помощи динамометрического ключа затягивают гайки с усилием 20 кГм. Бортик должен помещаться в пазу первичного валика.
  5. Солидолом или его аналогом обрабатывают внутренние части шестеренок, затем устанавливают роликовые подшипники. Последний элемент следует монтировать без натяга. После проведения процедуры выполняют диагностику на предмет свободного вращения деталей, без выпадения из своих гнезд.
  6. Монтируется стопорное кольцо.
  7. Перед сборкой синхронизаторов второй и третьей скорости коробки передач ЗИЛ-130 в механизм помещают три фиксирующие опоры, фрезерной частью наружу.
  8. Далее потребуется совмещение отверстий указанных выше деталей. Затем производится запрессовка колец.
  9. Выполняют сборку трех креплений при помощи пружин и шариков, которые монтируются в предусмотренные гнезда каретки. Аналогичные работы проводят со вторым кольцом, устанавливаемым на блокировочные пальцы.

СОДЕРЖАНИЕ

3 Синхронизатор

6 Первичный вал

7 Вторичный вал

8 Промежуточный вал

КПП ЗИЛ-130

Ремонт ведущего вала

Указанную деталь коробки передач ЗИЛ-130 собирают на столе. При этом резьба должна смотреть вниз. На шлицы наносят смазку. Далее устанавливают шестерню первой скорости, паз ступицы направляют в сторону фронтальной части первичного вала. Правильность сборки определяют путем проверки наличия ее свободного хода по шлицевым элементам.

На шейку также наносят смазку, монтируют шестеренку второй скорости, при этом зубчатый венец обращают в сторону переднего края вторичного шкива. Солидолом обрабатывают упорную шайбу, которую помещают в посадочное гнездо с кольцом стопорного типа. Зазор между боковой частью ступицы и указанной деталью не должен превышать 0,1 мм. Шестеренка при правильной установке будет свободно вращаться от руки.

Установка синхронизирующих и других деталей

Картер коробки передач

Материал, из которого изготовлен картер КПП ЗИЛ-130 – серый чугун, имеющий твердость до НВ 229.

Устройство кпп зил-130 и схема переключения передач автомобилей данной марки

Таблица 1

Основные дефекты картера коробки передач

Дефекты

Размеры, мм

Заключение

Номинальный

Допустимый без ремонта

Трещины, проходящие через отверстия под ось блока шестерен заднего хода

Браковать

Трещины, проходящие через перемычки отверстий под подшипники ведомого и промежуточного, ведущего и промежуточного хода

Заварить

Трещины на корпусе картера

В количестве не более двух общей длиной до 100 мм

Браковать при наличии более двух трещин общей длиной более 100 мм

Трещины, проходящие через резьбовые отверстия картера

Заварить

Скол лапок крепления картера, захватывающий отверстия

Заварить при сколе лапок, захватывающем отверстия до половины

Скол бобышек резьбовых отверстий крепления крышей люков или верхней крышки

Заварить

Срыв или износ резьбы в резьбовых отверстиях

M10 кл. 2, М12×1,75 кл. 2, К ¾”, К 1”

При срыве резьбы до двух ниток – прогнать резьбу. При износе или срыве резьбы более двух ниток – установить футорки

Износ отверстий под подшипники ведущего и ведомого валов

109,988 ÷ 110,023

110,05

Вневанное осталивание или гильзование при размере более 110,05 мм

Износ отверстия под передний подшипник промежуточного вала

71,99 ÷ 72,02

72,04

Вневанное осталивание или гильзование при размере более 72,04 мм

Износ отверстия под задний подшипник промежуточного вала

89,988 ÷ 90,023

90,05

Вневанное осталивание или гильзование при размере более 90,05 мм

Износ заднего отверстия под ось блока шестерен заднего хода

32,00 ÷ 32,039

32,06

При размере более 32,06 мм развернуть под ремонтный размер или гильзовать

Износ переднего отверстия под ось блока шестерен заднего хода

29,987 ÷ 30,020

30,05

При размере более 30,05 мм развернуть под ремонтный размер

Износ упорных торцов шестерни заднего хода

160,00 ÷ 160,26

160,7

При размере более 160,7 мм наплавить торцы

Износ отверстий крепления коробки передач

15,00

16,00

При размере более 16 мм заварить

Забоины на обработанных поверхностях

Зачистить

При проведении работ по разборке и сборке картера КПП могут сломаться или получить повреждения болты. Для ремонта картер фиксируют на столе сверлильного станка, кернят болт по центру и высверливают отверстие. Сломанный болт выкручивают, предварительно забив квадрат в высверленное отверстие. Восстановление резьбы в отверстии делают с помощью метчика. Этот инструмент применяют и в тех случаях, когда повреждение резьбы в отверстии достигает размера двух витков.

При повреждениях больше двух витков, для вкручивания в резьбовые отверстия картера КПП применяют переходники, которые называются футорками. Размеры рассверливания поврежденного резьбового отверстия в картере КПП для:

Читать далее:  ТОП-5 популярных автомобилей с задним приводом в России

  • М10 − до Ø14,3 мм;
  • М12 – до Ø16,2 мм.

После рассверливания отверстий с поврежденной резьбой в них нарезается новая резьба с размерами, соответственно, М16х1,5 и М18х1,5. По новой резьбе вкручиваются переходники. Выступающую за плоскость основного металла часть переходника срезают, это место зачищают, выбирают три точки, расположенные на одинаковом расстоянии по окружности, и кернят. После этого метчиком делается резьба номинального размера.

Если в картере появились трещины, длина которых не превышает 50 мм, их устраняют завариванием корпуса. Для этого на столе сверлильного станка фиксируют картер КПП. Определяют места, где заканчиваются образовавшиеся трещины, и в этих точках просверливают отверстия, используя сверло диаметром 6 мм. Обработка трещины производится фаской 3х3 мм, угол должен быть 90°.

Обработка производится с двух сторон возникшей трещины на всю длину. Шов при заварке трещины делают сплошным прерывистым. Обязательно надо делать напуск 0,5 мм – это необходимо, чтобы в дальнейшем зачистить поверхность. Для сварочных работ используют электроды ОЗЧ-1 (медно-железные) диаметром 4 мм.

В покрытии электродов марки УОНИ-13/55 доля железного порошка составляет до 1/5 от объема в нем меди. Допускается использование электродов, изготовленных стальной малоуглеродистой проволоки. Обмазка таких электродов может содержать 74% мела, 6% канифоля и 20% жидкого стекла. Другой допустимый состав обмазки – восемь частей мела и две части жидкого стекла.

Поверхность, где будет проводиться заварка трещины, тщательно очищают, удаляя окалину, загрязнения и старую краску. Для обезжиривания используют каустическую соду. Приготавливают однопроцентный раствор с предварительным его нагревом до 80°. До этой температуры нужно нагревать воду, которой смывают используемый для обезжиривания раствор.

Сила тока при сварочных работах должна составлять 160А. Шов выполняют участками, длина которых может быть до 25 мм. С целью снизить внутреннее напряжение место проведения сварочным работ нагревают. Нагрев должен быть равномерным и постоянным. Трещину начинают заваривать от ее концов. Концы трещины заваривают в два прохода.

Особенность заварки заключается в наплавке второго валика на первый. Отрыв дуги не допускается. Верхний валик не должен иметь соприкосновения с поверхностью детали. После завершения заварки краев трещины продолжают заварку оставшейся части трещины. Требуется добиться выравнивания температур поверхности картера КПП и того места, где производится заварка.

После такого температурного выравнивания можно наплавлять соединительный валик, который закроет трещину. Для этого наплавленные валики оставляют, чтобы они остыли. Схема наплавки соединительного валика такая же – наплавляется участок, этот участок оставляют для остывания и выравнивания температуры, затем наплавку продолжают.

Устройство кпп зил-130 и схема переключения передач автомобилей данной марки

Сварочные швы заваренных трещин в картере КПП обрабатывают электрошлифовальной машинкой. Для обработки швов используют абразивный круг, с помощью которого выравнивают в один уровень поверхности шва и основного металла.

Для восстановления изношенных резьбовых и крепежных отверстий, сколах лапок крепления и бобышек картер фиксируют на столе сверлильного станка. Изношенные отверстия с резьбой рассверливают до диаметра 16 мм. Сколы на лапках крепления обрабатывают с помощью абразивного круга, установив его на электрошлифовальной машинке, или зубила.

Перед проведением работ по заварке картер КПП разогревают в электрической печи. Нагрев продолжается до 25 минут при температуре до 250°С. Затем температура нагрева повышается до 650°С. Эта часть нагрева продолжается около 20 минут. Нагретую до нужной температуры деталь извлекают из печи и фиксируют на сварочном столе. Картер закрывают специальным кожухом для теплоизоляции. Оставляют только доступ к местам, где будет производиться заварка.

Сначала производится очистка тех мест, где будет производиться сварка. Для очистки используют щетку из металла. Затем делают наплавку лапок крепления. Отверстия лапок заплавляют. После этого производят наплавку бобышек, их отверстия заплавляют. Заплавляют также резьбовые отверстия, которые были рассверлены.

Нужно предусмотреть припуск высотой 0,5 мм – он требуется для последующей обработки. Важно контролировать температуру детали при проведении сварочных работ. Она не может опускаться ниже 400°С. В качестве материала для присадки используют пруток из чугуна диаметром 6 мм. Важно, чтобы содержание кремния в прутке было от 2,5%.

Для сварки ацетиленокислородным пламенем используют наконечник 3-4. Требуется повторить нагрев детали после проведения заварки в электрический печи. После достижения температуры в 650°C картер оставляют остывать в выключенной печи. В новых сварных швах исключается образование дефектов в виде раковин и трещин.

Для обработки абразивным инструментом картер фиксируют на слесарной подставке. Образовавшиеся при сварке наплывы металла убирают электрошлифовальной машинкой. Бобышки обрабатывают напильником. Отверстия, которые при сварке были заварены, на сверлильном станке рассверливают под резьбу номинального размера.

Для заварки трещин на поверхности детали, длина которых превышает 50 мм, а также трещин на перемычке отверстий под подшипники ведомого и промежуточного валов, применят способ горячей заварки. После фиксации детали на столе вдоль всей трещины высверливаются сквозные отверстия Ø6 мм. Важно, чтобы размер перемычек между ними не превышал 0,5 мм.

Эта операция выполняется на расточном станке. После фиксации детали требуется совместить ось отверстий и шпинделя. С помощью зенковки обрабатывается переднее отверстие до диаметра 33,5 мм. Заднее зенкуется до диаметра 35,5 мм. После обработки отверстий зенковкой, их растачивают. Новые размеры должны составить 34 и 36 мм.

Расточка буртика под переднее отверстие делается до диаметра 38 мм, буртика под заднее – до диаметра 40 мм. Глубина расточки составляет 2,5 мм. После этого втулки в отверстия впрессовываются до конца. Завершающая часть этой операции – подрезка торцов втулок и их расточка до диаметра 30 0,02 -0,013 мм (передняя втулка) и 32 0,039 мм (задняя втулка).

Механизм переключения КПП

Характеристики ЗИЛ-130 предусматривают проведение сборки узла переключения при помощи специального приспособления, которое можно найти на СТО.

Схема выполнения процесса выглядит так.

  1. В устройстве фиксируется крышка трансмиссии. На торцевой части инструмента имеется отверстие, в которое помещается заглушка при помощи оправки и молотка, ударами по центру элемента.
  2. Собирают сапун, затем закручивают его в крышку.
  3. Запрессовывают пару установочных втулок.
  4. В специальные канавки монтируют фиксирующие пружины.
  5. В левое гнездо помещают шарик, используя бородок.
  6. Монтируют шток активации первой и задней передачи, предварительно нанеся на деталь трансмиссионную смазку.
  7. Устанавливают шток во внутреннюю часть крышки, при этом отверстие крепления должно перекрываться. Далее ставят головку и вилку первой и второй скорости. Ступицу направляют в сторону отверстий с заглушками.
  8. Передвигают шток до совмещения между собой шара фиксации и гнезда нейтрального диапазона. Перед этим монтируют парами блокировочные элементы.
  9. Поскольку размеры ЗИЛ-130, как и масса, довольно внушительные, предохранительные головки следует закреплять надежно, дополнительно фиксируя их стопорными болтами. Затем ставятся шплинты и заглушки.

Рычаг трансмиссии

Все составляющие узлы системы трансмиссии подвергаются естественному износу. Доверять ремонт коробки передач на ЗИЛ 130 следует профессионалам, работающим в автосервисе, который предлагает данные услуги, где можно заказать, например, ремонт редуктора.

Признаки поломки коробки ЗИЛ 130:

  • появление характерного гула во время езды. При этом нужно осмотреть состояние подшипников, шестерни передач;
  • слышны посторонние звуки из МКПП. Как правило, из-за износа стопорных колец;
  • отмечается затрудненное переключение передач. Данное проявление может указывать на пониженное количество трансмиссионного масла.
  • отказ включения передачи. При этом нужно проверить состояние сцепления, шестеренки;
  • стала чувствоваться вибрация на конкретной скорости (целесообразно проверить крепление КПП, кардана, осмотреть подшипник).

Рабочая жидкость заливается во внутреннюю часть картера. Когда происходит разборка коробки передач важно не допускать попадания в нее грязи. В противном случае может появиться заедание зубчатых колес, относящихся к ведомому валу.

Проверку уровня масла и его доливку следует во время прохождения ТО-2. Для промывки КПП нельзя применять керосин, следует использовать специальную промывочную жидкость. Только после этого в картер заливается свежее масло.

https://www.youtube.com/watch?v=VWyLgqqriM4

Это последний узел в сборке коробки передач (ее характеристики от ЗИЛ-130 рассмотрены выше). Порядок действий таков.

  • Корпус селектора устанавливают на специальном станке либо в тисках.
  • Стопорную деталь ставят в гнездо на картере агрегата, на селектор надевают чехол, помещают его на свое место.
  • Слоем смазки обрабатывают шаровую поверхность. За картерные шпильки заводят пружину, которая устанавливается вместе с опорой шарового элемента.
  • Собирают промежуточный рычаг первой и второй скорости.
  • При помощи гайки фиксируют рукоятку, а на крышке КПП посредством герметика фиксируется прокладка.
  • В финале проводят монтаж промежуточной детали в специальную прорезь на головке штока. Второй аналог помещают в паз вилки. На корпусе рычаг крепится посредством специальных фиксаторов с шайбами пружинного типа.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
AutoJiza
Adblock
detector