Вакуумный усилитель тормозов принцип работы проверка и ремонт ВУТ

Функции вакуумного усилителя

Вакуумный усилитель в разрезе

Основными функциями вакуумника (простонародное обозначение устройства) являются:

  • увеличение усилия, с которым водитель давит на педаль тормоза;
  • обеспечение более эффективной работы тормозной системы при экстренном торможении.

Дополнительное усилие вакуумный усилитель создает за счет возникающего разряжения. И именно это усиление в случае экстренного торможения автомобиля, двигающегося с большой скоростью, позволяет всей системе тормозов отработать с высоким КПД.

Устройство вакуумного усилителя тормозов

Конструктивно вакуумный усилитель представляет собой герметичный корпус округлой формы. Он устанавливается перед тормозной педалью в моторном отсеке. На его корпусе располагается главный тормозной цилиндр. Существует еще одна разновидность устройства – гидровакуумный усилитель тормозов, который включен в гидравлическую часть привода.

Схема вакуумного усилителя тормозов

Вакуумный усилитель тормозов состоит из следующих элементов:

  1. корпус;
  2. диафрагма (на две камеры);
  3. следящий клапан;
  4. толкатель педали тормоза;
  5. шток поршня гидроцилиндра тормозов;
  6. возвратная пружина.

Корпус устройства разделен диафрагмой на две камеры: вакуумную и атмосферную. Первая расположена со стороны главного тормозного цилиндра, вторая — со стороны педали тормоза. Через обратный клапан усилителя вакуумная камера соединена с источником разряжения (вакуума), в качестве которого на автомобилях с бензиновым двигателем  используется впускной коллектор перед подачей топлива в цилиндры.

как работает вакуумный усилитель тормозов в автомобиле

Вакуумный насос

В дизеле же источником разряжения служит электрический вакуумный насос. Здесь разряжение во впускном коллекторе незначительное, поэтому насос является обязательным элементом. Обратный клапан вакуумного усилителя тормозов разъединяет его с источником разряжения при остановке двигателя, а также в случае, при котором вышел из строя электровакуумный насос.

Диафрагма соединена со штоком поршня главного тормозного цилиндра со стороны вакуумной камеры. Ее движение обеспечивает перемещение поршня и нагнетание тормозной жидкости к колесным цилиндрам. Атмосферная камера в исходном положении соединена с вакуумной камерой, а при нажатой педали тормоза – с атмосферой. Сообщение с атмосферой обеспечивает следящий клапан, перемещение которого происходит при помощи толкателя.

Видов поломок вакуумника не так уж и много, а именно:

  • Потеря герметичности трубопровода, по которому поступает разрежение, или мест его соединения;
  • Выход из строя обратного клапана;
  • Разгерметизация рабочих камер усилителя.

Первые две неисправности – основные, третья же встречается очень редко. Также стоит отметить, что в большинстве авто вакуумник работает от разряжения, создаваемого во впускном коллекторе (их то и соединяет между собой трубопровод).

Но на некоторых моделях усилитель для повышения эффективности работы дополнительно комплектуется вакуумным насосом. Причем этот элемент может быть, как механическим (с приводом от распределительного вала), так и электрическим, со своим электродвигателем.

Но эти насосы являются лишь вспомогательным элементом, который повышает эффективность работы усилителя. При этом основное разрежение все так же берется от впускного коллектора.

Как проверить вакуумный усилитель тормозов

В авто, комплектующимися этим узлом, насос – еще один компонент, который может прийти в негодность. При этом усилитель будет продолжать работать, хотя на некоторых режимах движения усилие на педали возрастет.

Вакуумный усилитель представляет собой единый блок с НТЦ (главным тормозным цилиндром). Этот узел состоит из пяти основных сегментов. Сегодня существует масса различных конструктивных решений и их модификаций, каждая из которых отличается наличием дополнительных деталей, габаритами, конфигурацией и так далее. Однако основные составляющие являются неизменными, рассмотрим их более подробно.

  • Корпус поделен на 2 камеры специальной диафрагмой. Первая атмосферная полость размещается со стороны ГТЦ, а вакуумная камера находится в направлении тормозной педали.
  • Вакуумная камера. Этот сегмент включает такие детали, как впускной коллектор и обратный клапан. Первый элемент является источников разряжения. В сочетании с дизельными моторами, конструкция имеет электрический насос, который обеспечивает непрерывную подачу усилий. В таких моделях вакуумный усилитель находится в заряженном состоянии, только когда работает силовой агрегат. При выключении мотора или неисправности этого узла происходит отключение коллектора от усилителя.
  • Атмосферная камера оборудована специальным клапаном. В исходном положении этот элемент соединяет ее с вакуумной полостью, а при перемещении педали, соответственно, отсоединяет. В совокупности этот и предыдущий элементы являются основными компенсаторами массы.
  • Толкатель напрямую подключается к педали тормоза. Он предназначен для перемещения отслеживающего клапана, смонтированного между вакуумной камерой и атмосферной полостью. Эластичная диафрагма соединена с торцом штока ГТЦ и обеспечивает подачу в цилиндр жидкости под определенным давлением.
  • Возвратная пружина служит для возврата диафрагмы в начальное положение, когда вы убираете ногу с педали. Обеспечивает исходное состояние диафрагмы, когда нет воздействия на педаль системы торможения.В новых моделях современных авто, конструкция которых включает ESP-систему, устанавливаются усилители активного типа, предотвращающие опрокидывание.

Принцип работы усилителя

По сути, усилитель тормозов в вашем автомобиле помогает умножить давление, которое вы прикладываете к педали тормоза при замедлении или остановке автомобиля. Вы можете найти его  (большую круглую штуку), установленную в моторном отсеке зачастую примерно на высоте руля.

Он имеет простую конфигурацию. Гибкая мембрана разделяет усилитель на переднюю (со стороны двигателя) и заднюю (со стороны водителя) камеру, обеспечивая плотное уплотнение между ними. Снаружи толстый шланг соединяет переднюю камеру вакуумный усилитель тормозов с впускным коллектором в качестве источника вакуума.

Толкатель (он же силовой поршень) проходит через центр усилителя. С одной стороны, шток соединяется с педалью тормоза, а с другой – с главным тормозным цилиндром.

Он крепится к передней и центральной части усилителя тормозов. На обычном усилителе, в центре толкателя, вы найдете нормально открытый клапан, который позволяет вакууму проникать в заднюю камеру. Кроме того, задняя часть толкателя работает как нормально закрытый клапан, чтобы удерживать атмосферное давление в задней камере, пока вы не нажмете педаль тормоза. Таким образом, когда педаль находится в состоянии покоя, в передней и задней камерах имеется вакуум.

Когда вы нажимаете на педаль, чтобы замедлить или остановить автомобиль, вы также нажимаете на задний клапан и центральные клапаны. Таким образом, задний клапан открывается, позволяя атмосферному давлению войти в заднюю камеру. В то же время центральный клапан закрывает мембранный клапан, блокируя вакуум для входа в заднюю часть камеры.

Примечание. На некоторых моделях обе стороны мембраны содержат атмосферное давление, когда педаль тормоза находится в состоянии покоя. Когда вы нажимаете на педаль, вакуум образуется на передней стороне усилителя.

Вакуумный усилитель тормозов принцип работы проверка и ремонт ВУТ

Теперь, когда вы знаете, как работает усилитель тормозов в вашем автомобиле, вы можете использовать эти знания для устранения неполадок в устройстве с помощью серии простых тестов, без инструментов и с инструментами.

ВУТ обычно представляет собой цилиндрический блок, внутреннее пространство которого разделено на две камеры с диафрагмой, которая может перемещаться. Со стороны главного тормозного цилиндра, конструктивно объединенного с ВУТ, находится вакуумная камера, со стороны педали тормоза – атмосферная.

Диафрагма в вакуумной камере соединена с приводящим штоком тормозного цилиндра. Обратный клапан вакуумной камеры, соединен с помощью шланга с источником разряжения.

Следящий клапан, находящийся в атмосферной камере, механически соединен толкателем с тормозной педалью. Посредством этого клапана атмосферная камера сообщается с вакуумной камерой через вакуумный канал, либо атмосферой через атмосферный канал.

В качестве «поставщика» вакуума в бензиновых двигателях используют разряжение, создаваемое после дроссельной заслонки в области впускного коллектора.

Вакуумный усилитель тормозов принцип работы проверка и ремонт ВУТ

В дизельных двигателях такого разряжения обычно недостаточно для нормальной работы вакуумного усилителя тормозов. В этом случае устанавливают дополнительный вакуумный насос, механически соединенный с вращающимся коленвалом либо распредвалом. На некоторые автомобили с бензиновыми двигателями также устанавливается вакуумный насос.

В основе принципа работы вакуумного усилителя лежит разность величин давлений в камерах, которые разделяются диафрагмой. При отжатой педали атмосферная и вакуумная камеры ВУТ связаны вакуумным каналом. Таким образом, в них устанавливается одинаковое давление. Шток главного цилиндра остается на месте.

Во время торможения следящий клапан перекрывает вакуумный канал и одновременно открывает атмосферный. Диафрагма, испытывая различные давления атмосфера-вакуум, начинает перемещаться  в направление главного тормозного цилиндра. Усилие, создаваемое штоком цилиндра, в несколько раз больше усилия, создаваемого водительской ногой на тормозную педаль. В этом заключается эффект вакуумного усиления торможения.

Если педаль тормоза прекращает движение, диафрагма также остается на месте, фиксируя текущее усилие. При отпускании педали возвратный клапан вновь открывает вакуумный канал. Возврат штока в главном тормозном цилиндре обеспечивается действием возвратной пружины.

Вакуумный усилитель тормозов, исходя из своего принципа действия, имеет неприятную особенность эксплуатации: эффективность усиления напрямую зависит от атмосферного давления. Чем ниже атмосферное давление, тем меньше степень его превышения над давлением в вакуумной камере, меньше коэффициент усиления.

Теоретически (и практически тоже) на высоте более 3500 метров над уровнем моря ВУТ теряет свою эффективность. В условиях обычной эксплуатации транспортного средства при небольших перепадах атмосферного давления и негористой местности изменение его эффективности незаметно. В условиях высокогорья применяются иные типы усилителей тормозов.

принцип работы вакуумного усилителя тормозов

Работа типового вакуумного узла реализована на дисбалансе давления в полостях корпуса усилителя. В результате получаемого разряжения двигается толкатель, который воздействует на шток поршня ГТЦ. При нажатии на педаль, усилия передаются к отслеживающему клапану, соединяющему обе полости. В итоге понижается давление в атмосферной камере, диафрагма выгибается и давит на шток. ГТЦ.

После освобождения педали происходит возврат всех сегментов, соответственно выравнивается давление в обеих полостях. Возвратная пружина в этом случае перемещает диафрагму в исходное состояние. В общем, принцип работы вакуумного усилителя тормозов, достаточно прост, как и его конструктивное решение.

Работает вакуумный усилитель тормозов за счет разного давления в камерах. При этом в исходном положении давление в обеих камерах будет одинаковое и равное давлению, создаваемому источником разряжения.

При нажатии на педаль тормоза толкатель передает усилие к следящему клапану, который перекрывает канал, соединяющий обе камеры. Дальнейшее движение клапана способствует соединению атмосферной камеры через соединяющий канал с атмосферой. Вследствие чего разряжение в камере снижается.

Разница давления в камерах перемещает шток поршня главного тормозного цилиндра.  Когда торможение заканчивается, камеры вновь соединяются и давление в них выравнивается. Диафрагма под действием возвратной пружины занимает свое исходное положение.

Вакуумник работает пропорционально силе нажатия на тормозную педаль, т. е. чем сильнее водитель будет нажимать на педаль тормоза, тем эффективнее будет работать устройство.

Неисправности вакуумного усилителя и компонентов, обеспечивающих его работу, обязательно проявляются, причем достаточно явно. Если ваккумник не функционирует, это будет сопровождаться «тугостью» выжима педали.

При полном отказе этого элемента нажать на тормозную педаль очень сложно (для удостоверения в этом достаточно при неработающем моторе нажать на педаль 4-5 раз, на последнем выжиме сопротивление будет очень большим). Поскольку разрежение берется от впускного коллектора, потеря герметичности вакуумного усилителя может сопровождаться изменением работы мотора при торможении (хотя этого происходить не должно).

Читать далее:  Как устроена рулевая рейка и принцип её работы

Причем в одних случаях обороты силовой установки при нажатии на педаль тормоза могут падать (вплоть до остановки агрегата), в других же – обороты повышаются.

Здесь все просто – если есть не герметичность в вакуумнике, будет происходить подсос воздуха в коллектор, который влияет на пропорции топливовоздушной смеси, отсюда и изменение режима работы мотора. Еще одним явным признаком является появление шипения при выжиме педали. Появление такого звука указывает на появление подсоса воздуха.

Что касается вакуумных насосов, то механические могут издавать стуки, причем постоянно (виноват в этом обычно приводной шток), в электрических же повышается шумность работы, также возможен сильный нагрев при работе мотора (здесь обычно неисправность кроется в приводном электродвигателе).

ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ:  Система ABS автомобиля

Принцип работы вакуумного усилителя тормозов

Вот три общих признака того, что ваш усилитель тормозов мог выйти из строя:

  • Вам нужно больше усилий, чтобы включить тормоза (жесткая педаль).
  • Педаль сама по себе не возвращается в исходное положение.
  • Обороты двигателя снижаются, когда вы нажимаете педаль тормоза на холостом ходу.

Прежде чем осудить вакуумный усилитель тормозов, необходимо подтвердить, что устройство вышло из строя. В этом простом руководстве кратко объясняется, как работает обычный вакуумный усилитель тормозов (встречается в большинстве автомобилей с бензиновым двигателем). Затем руководство расскажет о серии простых тестов, которые вы можете применить дома за несколько минут, чтобы сэкономить время и деньги на ремонт.

Тесты идут в отдельных разделах для облегчения диагностики. Для большинства тестов вам не понадобятся никакие инструменты, чтобы знать, что вакуумный усилитель вышел из строя. Но, если вам все еще нужно дополнительное подтверждение, вы также найдете серию тестов, в которых используются простой вакуумметр и ручной вакуумный насос для подтверждения ваших выводов.

Сначала давайте кратко рассмотрим, как работает обычный усилитель тормозов, чтобы помочь вам разобраться в простых тестах, которые вам необходимо выполнить.

Индекс
I. Как работает
II. Как сделать простую проверку вакуумного шланга и усилителя
III. Мой двигатель пропускает зажигание, когда я нажимаю на педаль тормоза
Проверка вакуума двигателя с помощью вакуумметра
V. Проверка усилителя с помощью ручного вакуумного насоса

Проверку вакуумного усилителя вполне реально выполнить самостоятельно. Однако для получения более достоверных данных рекомендуется воспользоваться услугами специалистов или использовать специальное оборудование для диагностики. В данном разделе мы рассмотрим, как определить работоспособность механизма поглощения массы в кустарных условиях.

Основным признаком поломки этого механизма является неспособность формировать разряжение в рабочей полости. Как правило, источником данной проблемы может послужить повреждение (обрыв, разрушение, перетирание и так далее) эластичного трубопровода стыкующего ВУ с коллектором мотора или разгерметизация других сегментов системы. Неисправность также может быть вызвана наличием дефектов внутри усилителя.

Запустите силовой агрегат и заглушите его через несколько минут. Зажмите педаль газа, а затем отпустите ее и повторите процедуру. Во время последующих нажатий ход педали должен постепенно уменьшаться. Если разницы нет, это свидетельствует о том, что не обеспечивается дополнительное усилие в ГТЦ, следовательно, требуется ремонт усилителя.

В процессе эксплуатации автомобилей с ВУТ особое внимание уделяется вопросам герметичности его конструкции и трубок, идущих к нему. Признаками неисправности являются:

  • необходимость увеличения давления на педаль тормоза для эффективного торможения;
  • уменьшенная величина хода педали тормоза;
  • продолжение торможения после отжатия педали;
  • неровные обороты двигателя вследствие подсоса из вакуумного шланга;
  • наличие дополнительных звуков типа «подсос» в момент торможения;
  • полный отказ работы усилителя.

Если ВУТ по каким-либо причинам выходит из строя, либо глохнет двигатель, тормозная система в целом остается исправной, но требует больших усилий нажатия на педаль тормоза, как при его отсутствии. Это есть одно из основных условий безопасного движения. Однако, эффективность экстренного торможения при этом значительно уменьшается.

Поэтому во время аварийного буксирования автомобиля, если исправен двигатель, рекомендуется его завести, чтобы тормозная система работала в штатном режиме.

Основные причины отказа работоспособности вакуумного усилителя тормозов:

  • потеря герметичности вакуумного шланга;
  • неисправность диафрагмы;
  • потеря свойств клапанов;
  • нарушение герметичности камер;
  • поломка возвратной пружины.

Механизм ВУТ технологически давно отработан, поэтому большинство автовладельцев редко встречается с проблемой его неисправности. Учитывая важность эксплуатации исправной системы торможения, периодически, особенно перед дальними поездками, следует тестировать систему торможения.

Вакуумный насос

Чтобы определить неисправность ВУТ, имеет смысл описать его предназначение, принцип работы, а также влияние вакуумного усилителя на работу двигателя. Итак, основная задача «вакуумника» заключается в усилении физической силы (обычно в 3…5 раз), прилагаемой водителем на педаль тормоза автомобиля. Это жизненно необходимо, поскольку даже очень сильный человек не в состоянии создать достаточное усилие в гидравлической тормозной системе, чтобы все тормозные колодки сжались до нужного значения в критический момент.

Создается такое усилие за счет разряжения воздуха, а в качестве его источника используется область в впускном коллекторе двигателя либо нагнетается дополнительным насосом. Конструкционно ВУТ состоит из двух камер — атмосферной ( со стороны водителя) и вакуумной (со стороны двигателя). Вакуумная камера с помощью соответствующего трубопровода соединена с впускным коллектором.

При нажатии на педаль тормоза вакуумная камера соединяется с атмосферной с помощью толкателя, на котором имеется так называемый клапан слежения. Далее диафрагма соединяется со штоком и происходит нагнетание тормозной жидкости к тормозным цилиндрам. Если на тормозную педаль не оказывается усилие, то под воздействием обратной пружины диафрагма возвращается на место, давление на тормозную жидкость ослабевает, из-за чего тормозные колодки расходятся и торможение прекращается.

Устройство ВУТВ самом простом случае вакуумный усилитель тормозов берет разрежение из впускного коллектора. Для этого он соединен с ним соответствующим трубопроводом. Однако во многих современных автомобилях для «вакуумника» существуют отдельные вакуумные насосы. Они бывают двух типов. Первый — механический, он имеет привод от распределительного вала двигателя.

Второй — электрический, он приводится в действие отдельным электрическим двигателем. Использование дополнительных насосов не только повышает комфорт использования тормозной системы, но и повышает ее надежность (например, в случае повреждение и/или разгерметизации). Но все же насос — лишь вспомогательный элемент, и основное разрежение берется из впускного коллектора.

Частичный выход вакуумного усилителя тормозов обязательно проявит себя, причем с худшей стороны и достаточно явно. Так, к симптомам неисправности усилителя относится:

  • Значительные усилия при нажатии на педаль тормоза. Чтобы почувствовать это на себе, можно при заведомо исправном «вакуумнике» и заглушенном моторе нажать на педаль четыре-пять раз. При последнем выжиме усилие на педали значительно возрастет. Иногда бывает обратная ситуация — педаль слишком мягкая. Это говорит о «завоздушивании» тормозной системы.
  • Влияние вакуумного усилителя на работу двигателя. Поскольку ВУТ берет разрежение из впускного коллектора, то в процессе торможения двигатель может изменять режим работы (хотя в нормальном режиме этого происходить не должно). Это происходит по той причине, что в коллектор подсасывается лишний воздух, влияющий на состав топливовоздушной смеси.
  • Вакуумный усилитель тормозов шипит. В частности, шипение происходит при выжиме педали. Шипящий звук явно указывает на наличие разгерметизации либо в самом вакуумном усилителе (например, при разрыве диафрагмы), либо же в его трубопроводе или в обратном клапане (например, при значительном износе его резиновых уплотнений).
  • Стук вакуумных насосов. Если выходит из строя механический вакуумный насос, то обычно признаком этого является гул, издаваемый его приводным штоком (также может появляется ошибка р1479). Если на машине установлен электрический вакуумный насос, то зачастую автолюбители сталкиваются с перегревом его приводного электродвигателя.
  • Стук при резком торможении. Причем звук носит инерционный характер, поскольку он вызван разбалтыванием крепления мембраны.

Соответственно, возникновение одного или несколько признаков прямо указывает автовладельцу на то, что необходимо проверить вакуумный усилитель тормозов и его составляющие.

Вакуумный усилитель тормозов и его сопутствующие элементы — достаточно простые устройства, поэтому специалисты выделяют следующие основные и возможные неисправности ВУТ:

  • Разгерметизация вакуумного трубопровода. По нему происходит разрежение, необходимое для нормальной работы тормозной системы. Соответственно, если в него будет подсос воздуха извне, то ВУТ работать не будет. Разгерметизация (подсос воздуха) от старости резины может произойти в самых разных местах — в резиновых шлангах, местах соединений, хомутах.
  • Неисправность обратного клапана. Его задача состоит в удалении воздуха из тормозной системы и недопущения попадания его как в саму систему, так и в главный тормозной цилиндр. Неисправным может быть как сам клапан, например, по причине естественного износа, так и по причине значительного износа резиновых его уплотнений.
  • Разгерметизация рабочих камер вакуумного усилителя. Это достаточно редкая причина, которая происходит, чаще всего, из-за механического повреждения ВУТ. Например, при ремонте или ДТП.
  • Разрыв диафрагмы. Это критическая поломка, поскольку она возникает внутри самого усилителя, а он обычно является неремонтопригодным, соответственно, подлежит замене. При этом усилитель будет травить воздух, и издавать шипение.
  • Образование в ВУТ дополнительного зазора. Дело в том, что в результате эксплуатации машины и в частности механизма крепления вакуумного усилителя его мембрана немного сдвигается вперед, из-за чего на самом деле водителю легче давить на педаль тормоза. Однако в результате этого возникает лишний зазор в креплении, из-за которого порой может возникать стук при резком торможении. Чтобы решить эту проблему достаточно отрегулировать шток, переместив его немного вперед. Подобный ремонт возможен как в условиях гаража, так и в автосервисе.

В случае, если автомобиль комплектуется дополнительным вакуумным насосом, то обычно выделяют и четвертую неисправность — частичный или полный выход этого узла из строя. При этом сама тормозная система будет работать, однако не в оптимальном режиме. В частности, при резких торможениях значительно вырастет усилие, которое нужно будет физически оказать водителю на педаль.

Датчики вакуумного усилителя

Вакуумный усилитель с датчиком хода мембраны

Эффективную работу вакуумного усилителя с наиболее высоким коэффициентом полезного действия обеспечивает пневматическая система экстренного торможения. В состав последней входит датчик, измеряющий скорость перемещения штока усилителя. Он расположен непосредственно в усилителе.

Также в вакуумнике присутствует датчик, определяющий степень разряжения. Он предназначен для сигнализации о недостатке вакуума в усилителе.

Как проверить вакуумный усилитель тормозов не снимая

Характерным признаком какой-либо неисправности ВУ может быть полная или частичная его неспособность поглощать усилия, которые формируются на педали системы торможения. Иными словами, если вы, нажимая на педаль, ощущаете слишком большие усилия, значит, ВУ не работает. Как правило, проблема может заключаться в обрыве, перетирании или разгерметизации эластичного трубопровода, обеспечивающего соединение коллектора мотора с ВУ.

Для выявления источников неисправностей необходимо провести ряд простых тестов. Преимуществом нижеприведенных методов является то, что они не требуют использования специального оборудование или других диагностических приспособлений. Эти проверочные операции доказывают свою практичность и эффективность уже на протяжении многих десятилетий.

Читать далее:  Газораспределительный механизм двигателя внутреннего сгорания: устройство, назначение, принцип работы

Метод №1

Запустите силовой агрегат. Дайте поработать пару минут на нейтральной скорости, а затем заглушите мотор. Понажимайте несколько раз педаль системы торможения. В том случае, если узел работает исправно, при первой попытке, как это и предусмотрено, педаль выжмется до упора. Значит, образовавшийся вакуум притянул диафрагму, которая привела в движение поршень ГТЦ с помощью штока.

После того как Вы отпустите педаль, в камерах должен восстановится баланс давления. Во всех следующих попытках воздействия на педаль ее ход будет уменьшаться. Это обуславливается отсутствием подкачки, разряжению браться неоткуда. Если между нажатиями после выключения двигателя не возникает ощутимая разница, значит, устройство не получает дополнительное усилие от ГТЦ.

Метод №2

Второй способ диагностики необходимо проводить после предыдущего. Он позволяет получить более достоверную информацию о работоспособности системы. После того как Вы включили и выключили мотор, а потом нажали несколько раз на тормозную педаль и получили определенный результат, необходимо обратить внимание на положение тормозного рычага.

Если ВУ исправно работает, рычаг должен вернуться в исходное положение. Выжмите полностью педаль системы торможения и запустите мотор, удерживая ее. После включения силового агрегата в вакуумной камере ВУ образуется определенное разряжение, которое заставит переместиться шток. Последний тянет за собой толкатель.

Метод №3

Последний диагностический метод позволяет проверить систему на предмет утечки воздуха. Запустите мотор и нажмите на педаль, а затем заглушите агрегат, удерживая рычаг в активном положении 2-3 минуты. В случае какого-либо нарушения герметизации в конструкции ВУ разряжение внутри вакуумной полости начнет уменьшаться, что приведет к смещению диафрагмы.

Вышеописанные методы позволяют выявить неисправности вакуумного усилителя тормозов. Если Вы повторили указанные процедуры и не обнаружили негативных изменений в работе устройства, значит, механизм поглощения усилия полностью исправен. При обнаружении поломок нужно срочно заняться ремонтом. Пренебрежение этой процедурой в лучше случае приведет к дорогостоящим ремонтным работам, а в худшем может стать причиной аварии в процессе движения транспортного средства из-за отказа тормозного усилителя.

Способ 1

Наиболее простой способ проверить работу ВУТ заключается в следующем. Необходимо завести и прогреть двигатель. Далее следует заглушить двигатель. После этого неоднократно нажать на педаль тормоза. Во время первого нажатия она должна выжаться до упора. После второго и дальнейших нажатий ход тормозной педали уменьшается. Если разницы между первым и последующими нажатиями не ощущается, значит, разряжение в усилителе не создается.

Способ 2

Двигатель заглушен. Нажимается до предела педаль тормоза, лучше несколько раз, и фиксируется в нажатом состоянии. Затем двигатель заводится. Педаль должна немного податься вниз при исправном усилителе.

Определить наличие возможных утечек воздуха позволяет следующий простой тест. При заведенном двигателе максимально выжимается педаль тормоза. Глушится двигатель. Если в течение минуты после того, как двигатель остановится, педаль подастся немного вверх, следовательно, в системе есть утечка воздуха.

Если вакуумный шланг и фитинги вакуумного усилителя тормозов находятся в хорошем состоянии, самое время перейти к самому усилителю тормозов. Распространенным и простым способом его проверки является использование педали тормоза.

  1. Сядьте за руль, установите коробку передач в положение парковки (автоматическое) или нейтральное (механическое), установите аварийные тормоза (ручник) и запустите двигатель. Дайте ему поработать в течение двух минут, а затем выключите его.
  2. Нажмите педаль тормоза при нормальном давлении в ноге четыре раза и удерживайте ногу на педали, слегка нажимая на нее.
  3. Запустить двигатель. Когда вы запускаете двигатель, вы должны чувствовать, что педаль тормоза слегка опускается вниз, примерно на дюйм или меньше. В противном случае вам не хватит вакуума в усилителе тормозов
  4. Когда двигатель все еще работает на холостом ходу, снимите ногу с педали тормоза и выключите двигатель.
  5. Нажмите педаль тормоза (используя нормальное давление ноги) четыре раза. Если вы заметите, что педаль поднимается после второго или третьего нажатия, усилитель с большей вероятностью удерживает вакуум. В противном случае утечка вакуума влияет на его производительность. Чтобы определить проблемную область, проверьте вакуум и мощность тормозного усилителя двигателя с помощью вакуумметра и ручного вакуумного насоса, как описано в следующих разделах.
  6. Запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу.
  7. Теперь нажмите педаль тормоза и выключите двигатель, но удерживайте педаль нажатой в течение 30 секунд после выключения двигателя.

Педаль должна удерживать свое положение. В противном случае имеется утечка в усилителе, клапане, вакуумном шланге или впускном коллекторе. Проверьте вакуумный шланг, обратный клапан усилителя, вакуум двигателя и усилитель тормозов, как описано в следующих разделах.

Если вы чувствуете, что педаль тормоза слишком жесткая во время движения, и вакуумный шланг и вакуумный обратный клапан работают нормально, скорее всего, вам нужно заменить усилитель тормозов. Устраните неисправность с помощью ручного вакуумного насоса, как описано в следующем разделе.

Утечка в усилителе может вызвать пропуски зажигания в двигателе.

что такое ВУТ в автомобиле

Возникает логический вопрос, как определить неисправность вакуумного усилителя тормозов. На самом деле сделать это достаточно просто, причем без использования дополнительного оборудования, проверку можно выполнить в условиях гаража и даже на улице. Простейшая проверка выполняется по следующему алгоритму:

  • При заглушенном двигателе необходимо накачать вакуумный усилитель (тормозную систему). Делается путем нажатия на педаль тормоза примерно 4…5 раз.
  • В конце последнего нажатия педаль нужно зафиксировать в нажатом положении.
  • Запустить двигатель на холостых оборотах.
  • Если «вакуумник» работает исправно, то в него при запуске двигателя сразу пойдет разрежение, в результате чего педаль тормоз немного опустится вниз, что будет явно ощущаться поставленной на нее ногой.
  • Соответственно, если педаль не двигается и не реагирует на запуск двигателя, то имеет место разгерметизация в системе.

Другую проверку имеет смысл выполнить в случае, если тормозная система работает, вроде бы, исправно, но при нажатии на педаль тормоза наблюдается изменение в режиме работы ДВС. Так, проверка выполняется по следующему алгоритму: Отсоединить трубопровод от впускного коллектора.

  • Его штуцер необходимо герметично «заглушить». Для этого можно воспользоваться хомутом или перетянутой резиновой трубкой с хомутом.
  • Запустить двигатель и дать ему немного прогреться.
  • Несколько раз нажать на педаль тормоза.
  • Если в момент нажатия на соответствующую педаль в режиме работы двигателя не произошло изменений (его обороты не повысились и не понизились), значит, в системе вакуумного усилителя тормозов имеет место разгерметизация.
  • Соответственно, если при нажатии педали двигатель начинает «захлебываться», значит, «вакуумник» и его система работают нормально.

Обратите внимание, что выполнение описанной проверки необходимо проводить при стоящем автомобиле, поскольку в таком режиме у него не будет работать вакуумный усилитель тормозов со всеми вытекающими последствиями.

Если проверка выявила наличие разгерметизации, то следующим шагом будет локализация места повреждения. Сделать это не всегда просто, поскольку трещина или место утечки может быть очень маленьким и порой находиться в самых неожиданных местах. Однако в качестве проверки и профилактики необходимо проверить следующие элементы системы вакуумного усилителя:

  • затяжка и общее состояние хомутов трубопровода ВУТ;
  • трубка герметичности ВУТ в местах зажимов и по всей длине (по возможности), зачастую причиной разгерметизации является появление трещины именно в упомянутой трубке;
  • состояние уплотнителя обратного клапана вакуумного усилителя, это также распространенная причина, особенно на старых автомобилях (например, ВАЗ-классика).

Если проверка не дала результатов, то имеет смысл попросту заменить все трубки вакуумного усилителя с хомутами.

Ошибка p1479

У современных автомобилей, оборудованных электронным блоком управления (ЭБУ) зачастую в памяти устройства формируется ошибка с кодом p1479 — “Вакуумная система усилителя тормозов механическая неисправность”. Сталкиваются с ней владельцы самых разных автомобилей — Audi, Volkswagen (Touareg, Passat), Ford и других.

Еще один распространенный вариант — результат замера величины вакуума датчиком разрежения. В частности, она возникает, если внутри вакуумного усилителя и/или его трубок появляется влага. Решение заключается в чистке и осушке трубок, в редких случаях — замена самого датчика.

Также имеет смысл проверить целостность предохранителя, идущего от управления до датчика. У каждой машины будет своя электросхема, поэтому в рамках данного материала конкретную информацию привести невозможно.

Еще вариант — работоспособность электровакуумного насоса. В частности его электродвигателя, крыльчатки, подшипников, крепления, колодки подключения, а также реле и предохранителя.

Его ремонт и замена

Как указывалось выше, при частичном выходе из строя механического вакуумного насоса некоторые автолюбители попросту удаляют их шток, тем самым отключая их и устраняя стук, возникающий при работе насоса. При этом усилитель тормозов будет работать, однако не так эффективно, что будет выражаться в том, что педаль будет более «тугая». Некоторые автолюбители выходят из положения разворотом штока на 180 градусов. Иногда это помогает, поскольку имеется лишь на одной их части.

Что касается электрических вакуумных насосов, то обычно эти узлы являются неремонтопригодными, соответственно, их попросту заменяют на новые. Не нашли ответ на свой вопрос?

Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!

В конструкцию тормозной системы любого автомобиля обязательно входит усилитель. Наибольшее распространение на транспорте получил усилитель вакуумного типа, который обеспечивает дополнительное усилие за счет разрежения.

В случае отказа работоспособности ВУТ необходимо сразу принять меры к восстановлению его работоспособности.

Самостоятельно можно произвести замену вакуумного шланга. Также возможна замена вакуумного насоса в автомобилях с дизельными двигателями.

Более сложные ремонтные работы, связанные с восстановлением герметичности камер ВУТ, исправности диафрагмы, клапанов, других элементов конструкции, лучше доверить профессионалам на сертифицированной СТО. Следует помнить, что исправные тормоза – основа безопасности, на этом экономить не следует.

После ремонта необходимо проверить синхронность торможения колес, диагностировать системы ABS и ESP. Это следует делать на специальных стендах и соответствующем диагностическом оборудовании.

новый вакуумник

В большинстве случаев ремонт вакуумного усилителя может обойтись гораздо дороже, чем его покупка или замена ВУТ на б/у-шный в хорошем состоянии. Есть резон поискать усилитель на разборках. Тем более, они унифицированы: одна модель может применяться на разных марках автомобилей.

Если ваши предыдущие тесты указывали на неисправный усилитель тормозов, но вам все еще нужно подтвердить свою диагностику, используйте ручной вакуумный насос. Эти тесты просты и занимают всего несколько минут.

Если у вас нет ручного вакуумного насоса, вы можете взять его напрокат в местном магазине автозапчастей.

  1. Дайте двигателю поработать на холостом ходу около 20 минут, чтобы он достиг рабочей температуры.
  2. Заглушите двигатель и отсоедините вакуумный шланг от вакуумного обратного клапана на усилителе тормозов.
  3. Подсоедините вакуумный насос к обратному клапану, используя один из шлангов, поставляемых с инструментом.
  4. Затем подайте 20HG вакуума на усилитель тормозов.
  5. 5 минут подожди. Он должен держать вакуум без утечки; в противном случае замените его (при условии, что вакуумный обратный клапан и монтажная прокладка в порядке).
  6. Теперь, не отсоединяя насос, нажмите педаль тормоза один раз. Вы должны увидеть падение вакуума примерно на 5-10HG. Если вакуум усилителя остается на уровне 20HG или падает до нуля, замените усилитель тормозов.
  7. Примените вакуум к усилителю с насосом, чтобы возвратить это к 20HG.
  8. Нажмите педаль тормоза и удерживайте ее в течение 30 секунд. Вы должны немного понизить вакуумный усилитель, а затем удерживать его в течение оставшихся 30 секунд. Если вакуум значительно падает, замените усилитель тормозов.

Процедуры устранения неполадок, описанные здесь, применяются к обычному вакуумному усилителю тормозов, но конфигурации могут отличаться в некоторых отношениях.

Если вы все еще чувствуете, что ваши тесты кажутся неокончательными или ваш вакуумный усилитель тормозов, имеет другую конфигурацию, обратитесь к руководству по ремонту для конкретной марки и модели автомобиля. Руководство покажет вам, какие дополнительные тесты вы должны применить в вашем конкретном случае.

Читать далее:  Как правильно самому прокачать тормоза на ВАЗ 2106, инструкции по прокачке с фото и видео

Проверка обратного клапана

Проверить обратный клапан ВУТ можно с помощью одного из двух методов. Первый из них подразумевает демонтаж указанного элемента, а второй — на запущеном двигателе зажав педаль тормоза.

После того, как клапан снят, необходимо просто ртом или при помощи воздушного компрессора подуть в штуцер, который был подсоединен к усилителю. Если клапан исправен, то воздух должен проходить беспрепятственно. Следующий шаг в данном случае — втянуть воздух из того штуцера.

Вакуумный усилитель тормозов принцип работы проверка и ремонт ВУТ

Лучше всего ртом. Соответственно, обратно воздух клапан пропускать не должен. В противном случае обратный клапан частично или полностью вышел из строя и подлежит замене.

Однако демонтировать обратный клапан — не лучшее решение, поскольку в процессе его снятия можно повредить герметичность системы вакуумного усилителя тормозов. Лучше проверять обратный клапан вакуумного усилителя тормозов на авто самым простым способом. В соответствии со вторым методом проверки рекомендуется действовать следующим образом:

  • запустить двигатель и дать поработать около одной-двух минут;
  • до упора нажать на педаль тормоза и заглушить двигатель;
  • если обратный клапан исправен, то он закроется, поскольку со стороны коллектора нет разрежения, а в камере сохранится вакуум, соответственно, педаль не будет давить вверх (не надо будет оказывать дополнительного усилия для ее удержания);
  • в противном случае (если педаль резко потянется вверх) имеет место повреждение обратного клапана ВУТ.

Как и в случае с трубопроводом, проще и быстрее заменить обратный клапан на новый, поскольку обычно этот агрегат является неразборным и неремонтопригодным, а цена его относительно невелика.

Проверить работоспособность усилителя не сложно, и для этого не потребуется какое-либо оборудование. Один из простейших способов проверки без надобности «лезть» под капот делается так: на заглушенном моторе накачиваем тормозную систему (выжимаем педаль 4-5 раз и фиксируем ногой в нажатом положении).

Затем запускаем двигатель. Сразу после запуска на ваккумную камеру усилителя пойдет разрежение, в результате педаль должна немного пойти вниз. Если это произошло, вакуумник работает исправно, и подсоса воздуха нет.

Если тормоза вроде и работают, но при задействовании их силовая установка меняет режим работы, проверить, не является ли виной этому усилитель можно так: отсоединяем трубопровод от впускного коллектора, а штуцер заглушиваем резиновой заглушкой (можно для этого использовать отрезок подходящей по диаметру трубки, которую необходимо пережать).

Импровизированную заглушку необходимо надежно зафиксировать хомутом. Затем запускаем двигатель, даем ему немного поработать, и начинаем жать на тормозную педаль (проделать это можно и на дороге, но обязательно следует учитывать, что усилитель работать не будет).

Если при торможении двигатель функционировать будет нормально (без смены оборотов), значит, в усилителе имеется подсос воздуха.

Перед проверкой усилителя рекомендуется проверить вакуумный шланг, фитинги и вакуумный обратный клапан. Именно здесь происходит большинство сбоев, влияющих на работу этого устройства.

Как проверить вакуумный шланг усилителя

  1. Сначала включите аварийный тормоз и откройте капот.
  2. Найдите усилитель тормозов, установленный на стороне водителя внутри моторного отсека.
  3. Визуально осмотрите шланг, соединяющий его с впускным коллектором.
  4. Ищите затвердевшие пятна, трещины, вздутые или разрушенные участки, отверстия или другие виды повреждений. Также убедитесь, что шланг правильно подсоединен (не ослаблен); при необходимости замените шланг.
  5. Затем проверьте односторонний клапан, соединяющий вакуумный шланг с усилителем тормозов, на наличие трещин, ослаблений или повреждений (в некоторых моделях автомобилей используется встроенный обратный клапан между усилителем тормозов и впускным коллектором).
  6. Клапан должен позволять потоку от усилителя тормозов к впускному коллектору создавать вакуум. Поэтому отсоедините шланг на впускном коллекторе и продуйте через шланг. Если воздух проходит, замените обратный клапан усилителя.
  7. Проверьте порт коллектора на предмет трещин и целостности (там, где шланг соединяется с коллектором).
  8. Теперь проверьте наличие признаков утечки тормозной жидкости между усилителем и главным цилиндром. Если вы видите влажную или затемненную область, идущую от центра, вниз к нижней части усилителя, скорее всего, у вас есть утечка тормозной жидкости, и жидкость могла попасть в камеру усилителя тормозов. При необходимости возьмите свою машину на СТО. Возможно, вам придется заменить главный тормозной цилиндр и, возможно, усилитель.
  9. Запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу.
  10. Распылите мыльную воду вдоль вакуумного шланга, вакуумного обратного клапана и фитинга впускного коллектора. Если вы видите, что пузырьки и вода всасываются в любом месте, вы обнаружили вакуумную утечку. При необходимости замените шланг, фитинг или обратный клапан усилителя.
  11. Заглушите двигатель.

Тем не менее, вы, возможно, заметили в ходе тестов или ежедневного вождения, что с этим что-то не так. И вы можете быть правы.

Если ваш усилитель едва прошел предыдущие тесты (или не прошел), убедитесь, что он получает необходимое количество вакуума. Для этого теста вам понадобится вакуумметр.

  1. Отсоедините вакуумный шланг от усилителя тормозов и подсоедините его с помощью тройника, чтобы вы могли подключить и вакуумметр.
  2. Запустить двигатель.
  3. Ваш датчик должен показывать между 16 и 21HG (дюймы ртутного столба). Если вы получаете менее 16HG, проверьте на предмет утечки вакуума на шланге, впускном коллекторе (утечка прокладки или трещина на самом коллекторе), вашем двигателе (клапан (ы), прокладка головки блока цилиндров); или возможное ограничение вакуума в вакуумном шланге, впускном коллекторе или выхлопной системе (каталитический нейтрализатор).

Устраняем неисправность

Выполнять ремонт системы вакуумного усилителя тормозов имеет смысл лишь в случае частичного выхода из строя трубопровода усилителя, его обратного клапана либо же уплотнителя клапана. Если замена перечисленных элементов не дала результатов, то необходимо менять весь ВУТ целиком, поскольку его конструкция является неразборной и ремонту не подлежит. Замена трубопровода с крепежными хомутами имеет смысл по нескольким причинам:

  • невысокая цена материалов;
  • сложность локализации места разгерметизации;
  • сложность с заделкой возникших в магистрали трещин или других повреждений.

Сама по себе замена трубопровода несложная, и с ней легко справится даже начинающий автолюбитель. Главное купить в автомагазине новый комплект трубок, хомутов и соответствующих прокладок. Далее, с помощью слесарных инструментов просто поменять одни трубки на другие.

Устранить проблему с неработающим усилителем можно только в случае, если поврежден трубопровод, обратный клапан или его уплотнитель. Выявлять неисправность стоит последовательно:

  • проверяем затяжку хомутов трубопровода и состояние трубки в местах зажимов (нередко в них появляются трещины);
  • осматриваем состояние уплотнителя обратного клапана усилителя. С временем этот резиновый элемент расслаивается из-за чего теряется герметичность вакуумной камеры (отсюда и шипение при торможении);
  • меняем трубопровод вместе с хомутами. Стоит он недорого, поэтому проще его поменять, чем проверять герметичность, тем более что устранить трещину достаточно сложно. После замены проверяем работоспособность усилителя;

Если замена трубопровода не дала результат, замене уже подлежит сам усилитель, поскольку узел этот считается неразборным и ремонту не подлежит. В процессе работ не лишней будет проверка обратного клапана. Сделать это можно двумя способами.

Первый подразумевает демонтаж этого элемента. Далее необходимо ртом подуть в штуцер, которым клапан устанавливается в усилитель. При этом он должен беспрепятственно пропускать поток воздуха.

Затем делаем обратное действие – втягиваем воздух через этот же штуцер. Исправный клапан воздух пропускать не должен.

Если нет желания снимать клапан, из-за чего может нарушиться герметичность в месте соединения, можно поступить так: запускаем двигатель, даем ему поработать. Затем нажимаем до упора педаль тормоза, удерживаем ее в таком положении и глушим мотор.

Если клапан исправен, то он закроется (из-за отсутствия разрежения со стороны коллектора), при этом в вакуумной камере вакуум сохраниться, поэтому педаль сопротивления не будет оказывать (для удержания не нужно создавать дополнительного давления). Напоследок немного о вакуумных насосах. В механическом узле для устранения стуков некоторые просто удаляют шток и все.

При этом насос работать не будет, но поскольку он – вспомогательный, то его отключение не сильно повлияет на работоспособность усилителя (хотя все же педаль станет немного «туже»). Но в некоторых случаях помогает обычная смена положения штока (переворачиваем его на 180 град.).

Что касается электрического насоса, то зачастую он просто заменяется, поскольку отремонтировать его трудно.

Роль вакуумного усилителя в тормозной системе

Вакуумный усилитель тормозов (он же – вакуумник и ВУТ) способен в 3-5 раз повысить усилие, которое прилагает водитель ногой на тормозную педаль, что и обеспечивает комфортное управление тормозной системой. Без этого узла эффективно совершать замедление и остановку авто невозможно по той простой причине, что прижать колодки тормозных механизмов одним только усилием ноги достаточно сложно.

А это уже грозит безопасности движения, поскольку водитель может неправильно оценить обстановку и своевременно принять меры для остановки. Усилитель же даже в случае экстренного торможения выполняет свою функцию и позволяет остановить авто.

В общем, роль вакуумного усилителя очень важная и от его работоспособности зависит многое. При этом конструктивно он очень прост, что и обеспечивает беспроблемную работу достаточно длительный период. И все же неисправности с ним бывают. И при их возникновении результат не очень хорош – тормозная система хоть и сохраняет работоспособность, но выжать педаль тормоза проблематично и для замедления приходится прилагать очень большое усилие.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
AutoJiza
Adblock
detector