Замена и подбор масла для механической коробки передач: фото и инструкции

Особенности подбора трансмиссионного масла для «механики»

Итак, вопрос подбора масла для  механической коробки передач на практике является не таким простым, как может показаться на первый взгляд. Прежде всего, трансмиссия подвержена серьезным нагрузкам в процессе эксплуатации ТС.

Важно понимать, что масло в коробке передач смазывает элементы КПП, защищая детали от механического износа. Еще одной функцией является удаление продуктов износа и загрязнений, защита от коррозии, обеспечение мягкости и плавности работы агрегата и т.д.

Во время работы механической коробки шестерни, валы, подшипники и другие составные элементы контактируют друг с другом, на сопряженные поверхности воздействуют силы трения, возникают ударные нагрузки. Также следует отметить, что детали внутри коробки передач подвержены определенному нагреву.

При этом подача масла к подшипникам, шестерням и другим элементам на механических КПП обычно не принудительная. Это значит, что одни детали просто погружены в масляную ванну, к другим смазка поступает в результате разбрызгивания. Исключением является техника, где предполагаются крайне высокие нагрузки на трансмиссию. В таких коробках масло подается в коробку передач принудительно под давлением.

В любом случае, с учетом нагрузок и условий работы, трансмиссионное масло должно иметь определенные свойства и характеристики. Простыми словами, масло для коробки передач представляет собой масляную основу и пакет специальных присадок для увеличения срока службы смазки, сохранения необходимых свойств и т.д.

Замена смазочного материала в агрегатах трансмиссии необходима для абсолютного большинства авто.

Масло есть в автоматической, механической и раздаточной коробке передач, а также в редукторе моста у полно- или заднеприводных машин.

В современной технике замена трансмиссионного масла производится не так часто, как моторного. Тем не менее, к данной процедуре стоит отнестись с полным вниманием.

Замена и подбор масла для механической коробки передач: фото и инструкции

Смазочные состав данного типа необходимы там, где требуется передавать вращающийся момент посредством шестеренок или самого масла. Последнее выполняет не только свою прямую функцию – смазывание нагруженных элементов трансмиссии, но и еще:

  • уменьшает износ контактирующих деталей благодаря формированию между ними прочной пленки;
  • отводит тепло;
  • защищает металлические детали от коррозии;
  • уменьшает ударные нагрузки на шестерни.

Как упоминалось выше, менять его требуется с меньшей периодичностью по сравнению с моторным маслом. Для некоторых моделей (как правило, дорогостоящих) машин предусмотрено только добавление смазки через определенное количество пройденных километров. Но в этом случае допускается применение только оригинальных составов.

  1. В МКПП масло меняют после преодоления 50-60 тысяч км при обычных условиях эксплуатации автомобиля (ВАЗ рекомендует через 75 тыс. км). Если они тяжелые и машина постоянно работает в режиме «разгон-торможение» (например, это может быть такси), замену стоит проводить в два раза чаще.
  2. АКПП. Здесь используется строго определенный тип смазывающей жидкости – та, что применяется в «механике», не подойдет. В среднем километраж, после прохождения которого придется менять смазывающий состав, – 70-90 тысяч км (максимум пробега справедлив для вариаторной и роботизированной коробки). Более точная цифра указывается в инструкции и зависит от типа коробки, условий эксплуатации и климата.
  3. Редуктор заднего моста и «раздатка». Замена смазывающего материала в этих агрегатах производится одновременной со сменой масла в КПП.

На условиях эксплуатации стоит остановиться подробнее. Они считаются «неидеальными», если машина регулярно:

  • буксирует прицепы или другие авто;
  • постоянно перевозит тяжелые грузы, в т. ч. много пассажиров;
  • перемещается по грунтовой или некачественной дороге;
  • ездит в районе, где высокая запыленность воздуха;
  • подвергается воздействию запредельно низкой или высокой температуры.

В первую очередь это появление постороннего шума в районе коробки при передвижении машины. Еще:

  • появление стуков, скрежета при переключении скорости (но возможно, виновато сцепление);
  • выключение той или иной передачи затруднено или наоборот, может быть самопроизвольным);
  • рычаг МКПП при движении вибрирует;
  • уровень масла в картере коробки дошел до критической нижней метки;
  • на щупе видны следы масла с пеной.

В этом случае процесс износа станет резко ускоряться. Всего можно выделить три его этапа. Сначала детали притираются друг к другу (обкатка). Этот период не занимает много времени, но именно при нем износ наиболее интенсивен и в картере КПП скапливается много металлической стружки. Поэтому после завершения обкатки рекомендуется сменить смазочный состав.

Второй этап характеризуется максимальной длительностью и минимальным износом. На третьей стадии, которая рано проявляется в случае несвоевременной замены смазочного материала, детали начинают разрушаться (в основном это зубья шестерен) и нудно гудеть при движении.

В конечном итоге, если замена трансмиссионного масла не была произведена вовремя, КПП просто заклинит.

Как выбирать масло

Здесь многое зависит от вида агрегата и данных, указанных в инструкции к машине.

В любом случае все средства для заливки в АКПП обозначаются аббревиатурой ATF и имеют высокие эксплуатационные свойства: например, такие составы не только смазывают зубья шестеренок, но и обеспечивают плавную работу всех трущихся деталей. Масло для МКПП маркируется сочетанием MTF.

Трансмиссионные масла

Данный состав имеет меньшую стоимость и в первую очередь ориентирован на смазку контактных пятен, вывод металлической стружки в картер (там обычно имеется улавливающий магнит) и отвод тепла.

Периодичность замены смазывающего состава зависит и от типа покупаемого средства. Рынок предлагает несколько его разновидностей.

Минеральные масла

Обычно они применяются в низкооборотистых трансмиссионных механизмах, где процесс трения не слишком активен, а максимальное количество оборотов коленчатого вала в минуту редко переваливает за 3 тысячи.

Минеральное масло в трансмиссию заливают владельцы заднеприводных легковушек и грузовиков. Максимальный пробег с таким средством – 40 тысяч км.

Это связано с тем, что минеральные масла «не умеют» самоочищаться и быстро теряют эксплуатационные качества.

Полусинтетика

Ее применяют в более оборотистых переднеприводных автомобилях. Например, во всех последних моделях ВАЗа: «Гранте», «Калине». Полусинтетика допускает высокую нагруженность машины (имеются в виду обороты до 4 тысяч в минуту и перевозимые пассажиры, груз). Замена масла в среднем рекомендуется каждые 50 тысяч км пробега.

Синтетика

В основном применяется для коробок-«автоматов». Состав этих масел специально рассчитан на работу в сложном механизме агрегата. При этом объем заливаемого материала больше, чем в «механике» в среднем в 2 раза. Поменять масло нужно не позднее, чем через 70 тысяч км. Синтетические составы имеют наибольшую стоимость среди трансмиссионных средств смазки.

Сначала, чтобы разогреть трансмиссионный состав, нужно проехать километров 20. Затем поставьте машину на гидравлический подъемник или смотровую яму и оставьте в покое на 10-15 минут. Чтобы заменить масло, приготовьте специальный шприц (или нагнетатель), т. к. из магазинной емкости заполнить КПП не получится. Также понадобится подходящая ёмкость под старый ГСМ.

Отверните пробку со сливного отверстия и дождитесь, пока весь состав переместится в подставленный резервуар. Далее поставьте пробку на место, попутно проверив отсутствие разрывов на уплотнительной прокладке (кольце).

Отверните маслозаливную пробку или (такое можно встретить в большинстве моделей коробок) вытащите щуп, который играет в этом случае двоякую роль, и залейте свежий состав.

Замена масла в АКПП

Здесь тоже сначала стоит проехать несколько километров, чтобы разогреть смазку и повысить ее текучесть для лучшего и более быстрого слива. А вот дальше алгоритм действий несколько иной:

  • отверните подводящий патрубок от штуцера охлаждающего радиатора;
  • опустите шланг в пятилитровую (не меньше) ёмкость;
  • запустите двигатель, заранее установив рычаг переключения режимов работы в нейтральное положение;
  • дайте проработать мотору не более 1 минуты и заглушите его;
  • отверните сливную пробку и слейте остатки масла;
  • заверните ее обратно и через заливное верхнее отверстие с помощью того же нагнетателя или шприца заполните коробку свежей смазкой в количестве 5,5 л, а через открученный шланг залейте 2 л;
  • запустите мотор, заглушите и слейте залитое масло (должно выйти 3,5 л);
  • залейте через шланг 3,5 л и повторите процедуру несколько раз, пока не вытечет 8 л;
  • заполните коробку маслом в объеме, рекомендованным производителем.

Как и любой механизм, коробка передач требует к себе особого внимания, качественного и проведенного в нужные сроки обслуживания. Чтобы продлить «жизнь» агрегату, рекомендуется:

  • эксплуатировать автомобиль (если его агрегаты не тюнингованы) в штатном режиме: без резких разгонов и торможений на предельной скорости в 110-120 км/ч;
  • выполнять требования производителя по переключению скоростей: в «механике» должен быть плавный отжим сцепления, в АКПП – соблюдение правил пользования селектором;
  • каждые 10 тысяч км пробега проверять уровень масла в КПП;
  • заливать только смазку, рекомендованную производителем;
  • выполнять замену трансмиссионного масла в указанные в инструкции сроки.

Особенность безукоризненной работы любой коробки переключения передач, не зависимо от типа, обязательное применение трансмиссионного масла.

Со временем залитое масло теряет свои свойства, так как тоже имеет срок действия и подлежит износу. При этом необходимо вовремя заменить масло в коробке передач.

Поэтому необходимо регулярно следить за его уровнем и менять в соответствии с рекомендациями производителя.

В автоматические коробки переключения передач заливается особенная трансмиссионная жидкость (ATF). В ее составе присутствует множество присадок, препятствующих пенообразованию. И связано это с особенностями конструкции коробок передач данного вида.

Так как в случае образования пены, которая может помешать нормальной работе управляющего соленоида, тем самым не позволяя включаться передачам.

Виды и типы трансмиссионных масел

Автопроизводители рекомендуют менять через каждые 30-50 тысяч километров пробега. Чтобы проблем с коробкой не возникало, трансмиссионное масло в КПП нужно правильно подбирать. Какое масло залить в коробку Приоры, Калины и других российских автомобилей?

Заливать в механическую коробку авто необходимо только подходящее по вязкости и по допуску масло.

Классифицируются масла в зависимости от степени вязкости по двум системам:

  • SAE — по данной системе масла подразделяются на летние, зимние и всесезонные;
  • API — по этой системе масла разделяются на 7 групп, среди которых самые популярные и используемые GL-4 (ТМ-4) и GL-5 (ТМ-5).
Читать далее:  Buick Regal 2017-2018 Sportback и TourX фото и видео характеристики цена отзывы владельцев новых Бьюик Регал

Для автомобилей «ВАЗ» с передним приводом рекомендуется GL-4, а для заднеприводных — GL-5. Также встречаются масла, совмещающие обе категории по системе API GL-4/GL-5

Масло для механической коробки передач

Заливать масла одной группы вместо другой категорически не рекомендуется. Они попросту не совместимы между собой и не взаимозаменяемы!

Сразу отметим, как и в случае с ДВС, масла для МКПП бывают:

  • минеральными;
  • полусинтетическими;
  • синтетическими;

Это значит, что в «механику», в отличие от автоматических КПП, в ряде случаев можно заливать не только дорогое синтетическое, но и более доступное по цене минеральное масло. Однако нужно учитывать, что каждый вид трансмиссионного масла для механической коробки передач имеет как свои плюсы, так и минусы. Давайте остановимся на этом более подробно.

  • Минеральное масло в коробку передач является наиболее доступным по цене. При этом качество таких масел зачастую остается на низком уровне, хотя производители активно добавляют в их состав большое количество химических присадок.

Также следует отметить, что при понижении температуры минеральное масло заметно теряет свою текучесть и попросту вязнет. В результате до прогрева коробки передачи могут включаться с трудом, отмечается нечеткое включение передач и т.д. Еще специалисты отмечают, что средний срок службы таких смазочных материалов на 30-40% меньше по сравнению с синтетикой.

  • Синтетическое трансмиссионное масло для механических коробок обладает высокой текучестью даже при низких температурах. Это значит, что такая смазка универсальная, подходит как для летнего, так и для зимнего периода. Зимой коробка  с залитой синтетикой будет работать «мягче», передачи легко включаются.

При этом минусом использования синтетического масла в механической коробке является то, что такая смазка жидкая, после прогрева КПП возможны утечки через сальники и прокладки.

  • Полусинтетическое трансмиссионное масло для МКПП является продуктом, который отличается усредненными показателями. Если просто, полусинтетика лучше  минерального масла, однако уступает по сроку службы и ряду свойств синтетическим маслам.

При этом многие автолюбители останавливают свой выбор именно на данном типе смазочных материалов, так как они представляют собой оптимальное соотношение по качеству и цене.

На сайте TOTAL можно выполнить подбор трансмиссионного масла по марке автомобиля онлайн для всех типов трансмиссий. В современных автомобилях используются различные типы трансмиссий, для каждого из которых требуется смазка с определенными характеристиками.

В линейке трансмиссионных масел TOTAL есть продукты для механических и автоматических коробок передач всех видов, раздаточных коробок, редукторов легковых и грузовых автомобилей.

При подборе трансмиссионного масла в первую очередь нужно обратить внимание на тип трансмиссии, для которой предназначена та или иная жидкость.

Замена и подбор масла для механической коробки передач: фото и инструкции

Масла в механических трансмиссиях имеют сравнительно большой срок службы, однако все же требуют периодической замены – из-за окисления и загрязнения они со временем теряют свои свойства, что ведет к увеличению расхода топлива и повышенному износу элементов коробки передач.

Интервал замены масла зависит от модификации трансмиссии и условий ее работы. Качество масел для механических коробок передач обычно регламентируется стандартами API: GL-4, GL-5 и MT-1, при этом отдельные производители пользуются собственными допусками.

При подборе трансмиссионного масла учитывайте указанные в инструкции по эксплуатации рекомендации.

Дата публикации: 29 марта 2016.

Для полноценной эксплуатации автотранспортного средства используется ряд рабочих смазочных жидкостей, которые позволяют обеспечить исправную работу всех систем машины.

Одной из таких систем является трансмиссия, для которой применяется специализированное автомобильное масло.

Оно используется для смазки зубчатых соединений, которые есть в ручных КПП, а также для механизмов рулевого управления, ведущих мостов и раздаточных коробок.

Сегодня существует две разновидности «трансмиссионки»:

  • для использования в МКПП (механических коробках передач);
  • для передне- и заднеприводных машин с АКПП (автоматической коробкой передач). Также этот тип масла применяется для гидроусилителей руля (ГУР).

Вторая категория смазывающих жидкостей позволяет снять механические нагрузки, эффективно смазывает элементы, отводит тепло, продукты коррозии и микро-абразивные частицы в наиболее изношенных частях.

Масла для коробок «автоматов» передают механическую энергию во все комплексы гидромеханической трансмиссии.

В качестве основы для трансмиссионных масел используются минеральные, синтетические и полусинтетические материалы. Также как и для моторного масла, при выборе «трансмиссионки» учитываются классификации нефтепродуктов исходя из которых можно определить такие показатели, как вязкость и качество смазывающего материала. Рассмотрим эти стандарты подробнее.

Индекс SAE, указывающий вязкость трансмиссионного масла, был разработан в Американском Обществе Инженеров.

Этот стандарт получил широкое распространение по всему миру и сегодня при определении классификации вязкости моторного масла для ведущих мостов и МКПП применяется спецификация SAE J306.

Самая низкая и самая высокая температура, при которой можно эксплуатировать автомобиль имеет свой предел, который оценивается:

  • по температуре, при которой вязкость жидкости по Брукфильду доходит до показателя 150 000 сП (сантипуазов);
  • по температуре, при которой кинематическая вязкость «трансмиссионки» определяется при температуре 100 градусов.

Благодаря этому удается определить нагрузку (приблизительную) с которой сможет справиться защитная масляная пленка.

Замена и подбор масла для механической коробки передач: фото и инструкции

По стандартам SAE трансмиссионные масла делятся на аналогичные с моторными смазками категории:

  • зимние (W, Winter): 70w, 75w, 80w, 85w;
  • летние (без индекса): 80, 85, 140, 250.

Всесезонные жидкости имеют обе маркировки, например, SAE 75w-85. Такие масла можно использовать на протяжении всего года.

Как видите, в этом плане «трансмиссионки» схожи с моторными маслами, но это не означает, что эти нефтепродукты используются в одинаковых условиях и имеют одинаковые показатели.

Это же касается и вопросов о том, можно ли заливать «трансмиссионку» в двигатель и наоборот. Моторное масло допустимо использовать для КПП, но трансмиссионную жидкость заливать в мотор нельзя.

Таблица температурных диапазонов окружающего воздуха, в которых можно применять трансмиссионные масла. Указаны наиболее часто применяемые виды масел

Минимальная температура, при которой обеспечивается смазка узлов, °С Класс по SAE Максимальная температура окружающей среды, °С
-40 75W-80 35
-40 75W-90 35
-26 80W-85 35
-26 80W-90 35
-12 85W-90 45

По системе API GL масла подразделяются на классы качеств. Основными признаками классификации являются конструкция и условия работы передачи, дополнительными признаками — содержание противоизносных и противозадирных присадок.

Классификация описана в документе API «Обозначение эксплуатационных смазочных масел для коробок передач ручного управления и для мостов. Публикация API 1560, февраль 1976 г.» (API Publication 1560, Lubricant Service Designation for Automotive Manual Transmissions and Axles, February 1976). Классы качества по API:

  • Масла для передач, работающих в легких условиях.
  • Состоят из базовых масел без присадок. Иногда добавляются в небольшом количестве антиокислительные присадки, ингибиторы коррозии, легкие депрессорные и противопенные присадки.
  • Предназначены для спирально-конусных, червячных передач и механических коробок передач (без синхронизаторов) грузовых автомобилей и сельскохозяйственных машин.
  • Масла для передач, работающих в условиях средней тяжести.
  • Содержат противоизносные присадки.
  • Предназначены для червячных передач транспортных средств.
  • Обычно применяются для смазывания трансмиссии тракторов и сельскохозяйственных машин.
  • Масла для передач, работающих в условиях средней тяжести.
  • Содержат до 2.7% противоизносных присадок.
  • Предназначены для смазывания конусных и других передач грузовых автомобилей.
  • Не предназначены для гипоидных передач.
  • Масла для передач, работающих в условиях разной тяжести — от легких, до тяжелых.
  • Содержат 4,0% эффективных противозадирных присадок.
  • Предназначены для конусных и гипоидных передач, имеющих малое смещение осей, для коробок передач грузовых автомобилей, для агрегатов ведущего моста.
  • Масла API GL-4 предназначены для несинхронизированных коробок передач Североамериканских грузовых автомобилей, тягачей и автобусов (коммерческих автомобилей), для главных и других передач всех автотранспортных средств. В настоящее время эти масла являются основными и для синхронизированных передач, особенно в Европе. В таком случае на этикетке или в листе данных масла должны быть надписи о таком предназначении и подтверждение о соответствии требованиям производителей машин.
  • Масла для наиболее загруженных передач, работающих в суровых условиях.
  • Содержат до 6,5% эффективных противозадирных и других многофункциональных присадок.
  • Основное предназначение — для гипоидных передач, имеющих значительное смещение осей.
  • Применяются как универсальные масла для всех других агрегатов механической трансмиссии (кроме коробки передач).
  • Для синхронизированной механической коробки передач применяются только масла, имеющие специальное подтверждение о соответствии требованиям производителей машин.
  • Могут применяться для дифференциала повышенного трения, если соответствуют требованиям спецификаций MIL-L-2105D (в США) или ZF TE-ML-05 (в Европе). Тогда обозначение класса имеет дополнительные знаки, например, API GL-5 или API GL-5 SL.
  • Масла для наиболее загруженных передач, работающих в очень тяжелых условиях (большие скорости скольжения и значительные ударные нагрузки).
  • Содержат до 10% высокоэффективных противозадирных присадок.
  • Предназначены для гипоидных передач со значительным смещением осей.
  • Соответствуют наивысшему уровню эксплуатационных свойств.
  • В настоящее время класс GL-6 больше не применяется, так как считается, что класс API GL-5 достаточно хорошо удовлетворяет наиболее строгие требования.

Как часто менять

Начнем с того, что «механика» является надежным агрегатом. Прежде всего, относительная простота и проверенная временем конструкция позволяет эксплуатировать автомобиль с данным типом КПП на протяжении, как минимум, 150-200 тыс. километров без ремонта коробки передач.  

Однако нужно понимать, что это возможно только в том случае, если агрегат своевременно обслуживается и не испытывает серьезных нагрузок. Другими словами, водитель опытный, умеет ездить на механике правильно. Также ответственный владелец постоянно следит за состоянием трансмиссионного масла, вовремя устраняет мелкие неисправности (течи сальников, прокладок и уплотнителей КПП, замена сцепления при малейших признаках износа, регулировка кулисы и т.д.).

Что касается обслуживания, применительно к механической коробке передач данная процедура предполагает замену трансмиссионного масла. Так как масло в МКПП не является рабочим телом, основной целью его замены является уменьшение износа деталей для увеличения общего срока службы агрегата.

Также параллельно замене смазочной жидкости выполняется очистка поддона МКПП от грязи и отложений, очищаются магниты, на которых скапливается металлическая стружка в результате естественного износа деталей коробки.

При этом специалисты рекомендуют выполнять замену каждые 50-60 тыс. км или один раз в 4-5 лет (в зависимости от того, что наступит раньше). Если же автомобиль эксплуатируется в тяжелых условиях (постоянная перевозка грузов, буксировка прицепа, рваный темп езды с переходом на пониженные и повышенные передачи на высоких оборотах и скоростях, езда в горной местности и т.д.), тогда интервал замены нужно сократить на треть.

Читать далее:  Подходит ли масло для двигателя для замены смазки в коробке передач?

Прежде всего, в подобной ситуации нужно особое внимание уделить количеству смазки в КПП, то есть проверить уровень масла в механической коробке. Параллельно следует оценить качество смазочного материала.

В процессе смазывания шестеренок, валов и других деталей КПП трансмиссионная жидкость также активно накапливает в себе продукты износа (металлическую стружку). Еще регулярный нагрев и охлаждение могут приводить к скоплению конденсата в масле и т.д.

Не трудно догадаться, что если без других видимых причин качество работы КПП ухудшилось и появились указанные выше признаки, это указывает на то, что функциональные возможности масла в коробке передач существенно снизились, при этом значительно увеличился общий износ агрегата.

Еще добавим, что многое будет зависеть не только от уровня и «свежести» смазки, но и от того, насколько правильно подобрано масло в КПП. Другими словами, использование неподходящего по допускам и свойствам трансмиссионного масла может быстро вывести полностью исправный агрегат из строя.

Период использования масла напрямую зависит от типа КПП. При использовании с механической коробкой переключения передач (МКПП) дольше можно не менять масло. Это связано с простотой конструкции, поэтому менять рекомендуется через длительные периоды пробега авто.

Замена и подбор масла для механической коробки передач: фото и инструкции

В зависимости от условий эксплуатации это может быть 80.000 — 100.000 км, или 150.000 — 200.000 км.

В автоматических коробках переключения передач (АКПП) и вариаторах замена трансмиссионных масел требуется чаще, чем в МКПП, из-за сложного механизма их работы. В среднем после пробега автомобилем около 60.000 — 90.000 км.

Хотя это зависит и от таких характеристик масел как химический состав и кинетическая вязкость. Перед тем как заливать, необходимо проверить какое масло в коробке передач.

Какое масло заливать в механическую коробку передач, периодичность и регламент замены в МКПП, как проверить уровень, необходимый интервал и срок

Шестерни любого редуктора подвержены интенсивному износу, поэтому смазка МКПП позволяет повысить эксплуатационный ресурс и снизить расходы на обслуживание. Трансмиссионные масла классифицируются несколькими спецификациями, имеют не одинаковую маркировку и состав, поэтому пользователь должен иметь хотя бы минимальную информацию о смазке механической КПП.

Коробка переключения передач является самым крупногабаритным редуктором в трансмиссии авто. Благодаря ступенчатому изменению передаточного числа водитель получает возможность совместить два диапазона – частоту вращения колес в интервале 50 – 1500 мин-1 и обороты коленвала ДВС 800 – 8000 мин-1. В зависимости от типа передачи, шестерни редуктора смазываются следующими способами:

  • цилиндрические – масляная ванна с погружением тихоходных колес на треть диаметра, быстроходных на глубину h = 5m;
  • конические – картерное смазывание с погружением нижнего зуба шестерни в масло целиком;
  • планетарные – быстроходная ступень погружена в масляную ванну на всю глубину внутреннего зуба.

Коробка с цилиндрическими зубчатыми колесамиПланетарная коробка передач

Информация, какое масло заливать в механическую коробку передач, актуальна при ремонте сопряженных с КПП узлов и агрегатов (например, замена сцепления) при выработке ресурса самой смазки.

Заливное отверстие коробки передач

Редуктор традиционно относится к агрегатам с высокими эксплуатационными нагрузками. Кроме того, производители легковых авто используют различные конструкции зубчатых передач в не одинаковых моделях машин, поэтому периодичность замены масла в МКПП указана в мануале в обязательном порядке.

Пользователю следует учесть, что замена масла в МКПП имеет нюансы:

  • при минимальном бюджете ТО (заливка минерального масла) увеличатся эксплуатационные затраты, так как снизится ресурс смазки;
  • при покупке дорогостоящей синтетики, наоборот, повысятся начальные вложения, но срок службы такого масла выше, периодичность замены больше, чем в предыдущем случае;
  • полусинтетика обладает рациональным соотношением качества и стоимости смазки.

Таким образом, масло в МКПП решает несколько задач одновременно:

  • смазка и снижение трения зубчатых передач;
  • отвод тепла от пар трения;
  • удаление металлических опилок с поверхностей изнашивающихся деталей редуктора;
  • защита шестеренок и зубчатых колес от окисления и коррозии.

Стоимость 3 л трансмиссионной смазки значительно ниже, чем замена коробки МКПП или поломка зубчатой передачи во время движения.

Режимы работ МКПП

В силу эксплуатационных условий редуктор авто должен обеспечивать 1 – 2 низшие передачи, заднюю скорость и несколько высших передач. Большие передаточные значения (5/1 – 3,5/1) используются на низших передачах.

При этом трансмиссия внедорожника достигает силового диапазона 9 единиц, у легковых машин ограничена значением 6 единиц. Тяговое усилие на низших передачах максимальное, но машина не может развить большую скорость.

Передаточные отношения средних передач находятся в диапазоне 2,5/1 – 1,5/1. Снижается шум двигателя на тех же скоростях. Эти передачи считаются «короткими», сильно утомляют водителя, так как требуют частого переключения в изменившихся условиях движения.

Высшие передачи достигают передаточное число, близкое к 1/1, то есть валы вращаются с одинаковыми угловыми скоростями. Это удобно на трассе при движении с постоянно высокой скоростью транспортного средства.

В классических КПП обычно используются 3 вала – первичный, промежуточный и вторичный. В блоках шестерен зубчатые колеса косозубые для снижения шума. Помимо шестеренок в коробке имеются синхронизаторы, кулачки и муфты включения.

Трансмиссионная смазка считается расходным материалом, после определенного пробега ее компоненты начинают разрушаться, а внутри накапливается металлическая стружка и сторонние примеси, модифицирующие добавки разлагаются. Именно поэтому замена масла в механической коробке передач должна быть своевременной и технически грамотной.

Замена и подбор масла для механической коробки передач: фото и инструкции

По международной системе API, разработанное американским институтом нефти, масло для МКПП маркируется буквами GL. Из шести существующих классов в механических КПП используются только GL-3 и GL-4 модификации. Однако в коробках с гипоидными передачами эксплуатируется масло GL-5.

Обозначение Состав Назначение
GL-1 нет противозадирных присадок, только базовое масло передачи без синхронизаторов
GL-2 противоизносные модификаторы для КПП не подходят
GL-3 2,7% противоизносных присадок для МПП со спирально-коническими зубчатыми колесами
GL-4 4% противозадирных модификаторов для МКПП с синхронизаторами
GL-5 6,5 присадок, в том числе противозадирных для коробок без синхронизаторов
GL-6 больше 7% серофосфоросодержащих добавок только для гипоидных передач

В отечественном стандарте ГОСТ трансмиссионные масла обозначаются ТМ. В маркировке используются две цифры через дефис:

  • первая – класс вязкости;
  • вторая – группа для расшифровки эксплуатационных свойств из ниже представленной таблицы.

Эксплуатационная группа масел по ГОСТ

Кроме того, трансмиссионная смазка имеет классификацию вязкости по SAE, разработанной американским обществом инженеров. В системе SAE существует семь классов:

  • четыре зимних с маркировкой W;
  • три летних без маркировки;
  • несколько всесезонных с двойной маркировкой.

Классификация масел по SAE

Например, трансмиссионное всесезонное масло для МКПП маркировки 75W90 имеет одновременно характеристики зимней трансмиссионной смазки 75W и летней 90.

Ведущими производителями КПП General Motors и Ford дополнительно разработаны собственные обозначения для трансмиссионных смазок АКПП. Компания ZF выпускает для легковых авто и внедорожников с МКПП смазку с маркировкой TE-ML 1 и TE-ML 2.

Несмотря на то, что смазка GL-5 имеет лучшие характеристики в сравнении с маслом GL-4, она не пригодна для механических КПП с синхронизаторами по ряду причин:

  • серо-фосфорных присадок здесь больше – 6,5% вместо 4%;
  • синхронизаторы изготовлены из медьсодержащих сплавов;
  • в присутствии серы эти сплавы корродируют.

В переднеприводных машинах главная передача находится внутри коробки КПП, поэтому конструкторам пришлось выбирать между задирами шестерен главной передачи и коррозией синхронизаторов, поэтому в мануалах авто французских производителей в МКПП заливается масло GL-5, а остальные считают наилучшим вариантом, все GL-4.

В отличие от двигателя коробка передач расположена в труднодоступном месте машины, поэтому ежедневный контроль уровня и цвета смазки невозможен – никто не будет снимать колесо перед каждой поездкой, поэтому информация, нужно ли менять масло, должна основываться на следующих факторах:

  • для МКПП принят интервал 7 лет эксплуатации либо пробег 100000 км (зависит от того, что наступит раньше);
  • для городского цикла рекомендуется снизить эти показатели на 30%;
  • указанный регламент – 70000 км пробега или 6,5 лет эксплуатации – действителен только для синтетического масла с максимальным сроком службы;
  • при использовании полусинтетики менять масло в МКПП следует почаще – через 50000 км пробега;
  • минеральную смазку необходимо менять каждые 40000 км пробега авто.

Пример из мануала Рено Кенго

Ввиду использования неодинаковых зубчатых передач (планетарные, цилиндрические, конические) уровень масла в МКПП получается разным.

Производители КПП облегчили пользователям задачу, как проверить уровень масла:

  • в пробку заливного отверстия либо встраивается щуп, либо горловина находится на уровне масляного зеркала;
  • сливная пробка оснащена магнитом, собирающим металлическую стружку;
  • дно картера имеет уклон в сторону сливного отверстия, однако авто должно стоять горизонтально, а смазка льется через воронку.

Уровень масла в МКПП ВАЗ 2110

Определившись, какое масло лить по вязкости и температурному режиму эксплуатации, можно поменять смазку в гараже самостоятельно. В эксплуатационном руководстве указано количество масла. Алгоритм, как проверить уровень смазки в коробке КПП, предельно простой:

  • двигатель нужно прогреть, затем остудить в течение 3 часов после поездки;
  • установить машину горизонтально;
  • очистить корпус редуктора возле заливной пробки и открутить ее ключом.

Замена и подбор масла для механической коробки передач: фото и инструкции

Нормой считается уровень по нижней кромке заливного отверстия, во всех остальных случаях пользователь льет его внутрь до тех пор, пока смазка не начнет выливаться обратно.

Масло для смазки трансмиссии облегчает работу этого узла машины, заботится о нем, продлевая срок службы. Во время вождения любая трансмиссия постоянно поддается высоким нагрузкам, подвергается сложным испытаниям. Соответственно, правильно подобрать масло для механической коробки передач — вопрос не из простых. Но мы сориентируем вас в его решении.

Понимание того, для чего существует этот вид масла, поможет определиться, какую именно жидкость надо брать для своей механической коробки передач (МКПП или MTF). Во время работы шестерни, подшипники и валы КПП постоянно находятся в контакте друг с другом.

Силе трения и ударам в определенной степени противостоит скольжение между шестеренками, которое и дают различные жидкости для трансмиссии. Они также отводят от механических узлов частички ржавчины, пыли, грязи, тепло, возникающее от силы трения. Функционирует же трансмиссия в сложных условиях, испытывая постоянное давление и продольное скольжение.

Существуют специальные марки машин для езды в тяжелых условиях окружающей среды. Для ухода за их коробкой передач созданы специальные смеси со специфическими присадками. Они увеличивают срок использования масла, сохраняя дольше их свойства.

Типы масла для МКПП

Жидкость для смазки механической коробки передач имеет три основных типа, которые различаются в зависимости от используемой основы: минеральной, синтетической и полусинтетической. Рассмотрим далее каждую из них.

Читать далее:  Замена и ремонт радиатора ВАЗ 2107 инжектор инструкции с фото и видео

Минеральная

Жидкости, созданные на этой основе, считаются самыми популярными, поскольку находятся в низком ценовом диапазоне. Производители стараются добавить в них присадки с высоким процентом серы, чтобы увеличить показатели качества, но оно все равно остается сравнительно низким.

Пожалуйста, сделайте репост;)

По химсоставу

Замена и подбор масла для механической коробки передач: фото и инструкции

Исходя из своего химического масла состава бывают: минеральное, полусинтетическое и синтетическое. Первые широко использовались ранее на автомобилях, детищах отечественного автопрома.

Сейчас широкое применение нашли синтетические трансмиссионные масла. Благодаря своим улучшенным свойствам: долго сохраняют свои первоначальные свойства, выдерживают большую разницу рабочих температур, благодаря чему устойчивы к большим нагрузкам и часто меняются, по сравнению с минеральным и полусинтетическим маслами.

По кинетической вязкости

Вязкость определяет при каких температурах возможно использование трансмиссионного масла, чтобы оно не изменило свои первоначальные свойства.

Основной характеристикой вязкости является индекс (обозначение — W). По индексу трансмиссионные масла бывают:

  • зимние, используются при низких температурах (имеют обозначения 70W, 75W…);
  • летние, используются при высоких температурах (90W, 140W…)
  • универсальные, могут быть использованы в любых условиях, где не так широк перепад температур (75W-90W…)

Как проверить уровень масла в МКПП

Для уверенности автовладельца, можно порекомендовать, периодически, проводить инструментальную диагностику машины для проверки качественных характеристик жидкостей и узлов.

Случается, что залитая ранее жидкость в МКПП может оказаться не лучшего качества и её свойств не хватит на 100 000 км. Уровень масла в МКПП, по каким-то причинам, может стать ниже допустимого. Нехватка трансмиссионного масла может привести к выходу из строя коробку передач. Поэтому рекомендуется каждые 10 000 – 15 000 км проверять его уровень.

У каждой марки автомобиля индивидуальный способ проверки уровня масла и его состояния. Но, как правило, необходимо открутить пробку в поддоне и слить немного масла. По цвету жидкости и консистенции определяется состояние, чем чернее масло, тем оно хуже.

Замена и подбор масла для механической коробки передач: фото и инструкции

Слева — новое масло, справа — старое

Для проверки уровня в КПП, надо установить автомобиль на максимально ровную яму либо подъемник. Оставить его на время, чтобы тех жидкости остыли. Если в вашей модели автомобиля имеется щуп, то воспользоваться им, если щупа нет, то нужно найти снизу авто заливную пробку (именно заливную, она находится сбоку!

Если масло в МКПП находится на уровне нижней резьбы, значит все хорошо, если ниже — нужно доливать

Если же масла меньше или его совсем не видно визуально, то следует обязательно добавить до нужного уровня с помощью шприца. При этом, стоит осмотреть картер коробки на признаки подтекания уплотнительных элементов (сальников, шайб). Если какие-то детали вызывают подозрение, то обязательно заменить их.

Доливают масло через ту же заливную пробку при помощи шприца

Безусловно, самый значимый критерий при выборе жидкости для коробки на механике – это степень вязкости, которая всегда обозначается изготовителем на этикетке. Кроме вязкости выделяют ещё некоторые важные характеристики таких масел – эксплуатационные свойства. Обладающее каждым конкретным свойством масло маркируется на этикетке следующим образом:

  • GL-1 – масло для коробки передач на основе минералов, без содержания присадок;
  • GL-2 – масло состоит из элементов с высоким процентом жирности;
  • GL-3 – масло содержит специальные присадки для защиты элементов коробки от задиров;
  • GL-4 – содержащее целый комплекс присадок масло: против задиров, уменьшающие степень износа и др.;
  • GL-5 – маркировка имеет значение, аналогичное предыдущей, разница состоит в количестве и особенностях присадок.

Масла с первыми тремя маркировками предназначены по большей части для автомобилей старше 10-15 лет, оснащённых механической коробкой. Жидкости со свойствами «GL-4» и «GL-5» по своей природе более универсальны и могут применяться для большего количества автомобилей, но предпочтительнее будет использовать такие масла для легкового транспорта с МКПП.

Нельзя купить первое попавшееся трансмиссионное масло и залить его в автомобиль. Для каждой марки и модели машины соответствует определенная спецификация трансмиссионного масла. Эта информация содержится в техдокументации.

Для корректного подбора стоит обратиться к профессионалам, которые смогут со 100%!уверенностью сказать, какое трансмиссионное масло необходимо для вашего автомобиля. Но если такой возможности нет, есть универсальные способы подбора масла.

На лето подходят – 80W, 85W, 90W, 110W, 140W.

Например, в руководстве по эксплуатации Kia Spectra рекомендуется использовать для МКПП масло SAE 75W-90

Если же вы знаете, какое трансмиссионное масло необходимо для автомобиля, то приобрести его не составит труда. На каждой упаковке указывают, каким спецификациям масло соответствует. При покупке, предпочтение стоит отдавать оригинальным маслам, рекомендованным производителями. Цена их выше, но и есть уверенность, что жидкости будет хорошего качества.

На рынке есть и проверенные марки-аналоги трансмиссионных масел, которые хорошо себя зарекомендовали:

  • Торговая марка «Febi» отлично подходит для автомобилей немецкого производства (Volkswagen, Audi, Skoda).
  • Торговая марка «Mobil» — универсальный производитель, подходит для различных автопромов.
  • Торговая марка «Liqui Moly» — используют для автомобилей французского автопрома.
  • Торговая марка «ELF» . Соответствует требованиям французского автопрома, особенно Renault.

Однако, в последнее время, нередки случаи, когда в упаковке именитой фирмы разлито трансмиссионное масло не лучшего качество. Поэтому при покупке обязательно следует проверять целостность упаковки и акциза. Отдавать предпочтения проверенным магазинам. Стоит помнить, что хороший товар не должен стоить подозрительно низко.

Значение имеет уровень масла в КПП (его необходимое количество внутри агрегата), независимо от ее модификации.

По разным причинам в ходе эксплуатации он может быть меньше (он не может, потому что заливается изначально определенные производителем объем).

При уменьшении необходимо обязательно определиться сколько масла нужно лить в коробку передач, чтобы достичь до установленного уровня, в противном случае его недостаток приведет к излишнему износу трущихся деталей.

Процесс замены смазочной жидкости в МКПП не представляет каких-либо сложных манипуляций. Автовладельцу понадобится пошаговая инструкция, 1-2 часа свободного времени и гараж.

Механическая коробка передач состоит из различных шестерен, технических узлов, которые подвержены сильному износу в ходе своей работы. Для уменьшения их износа, повышения их эксплуатационного ресурса используется смазочный материал. Он обволакивает все внутренние трущиеся детали коробки передач, а также охлаждает их.

Любой автовладелец должен знать следующее:

  • Масла имеют различную маркировку, которая указывает на их вязкость и возможность применения в определенной коробке передач.
  • Все смазочные материалы имеют различный состав, который влияет на их эксплуатационный период.

Приобретать жидкость следует, учитывая эти 2 важных нюанса.

Своевременная замена смазочного материала — это залог стабильной работы коробки передач, а также отсутствия в ее работе неисправностей.

На необходимость замены смазочного материала в коробке передач указывает ряд фактов:

  • уровень смазочной жидкости в МКПП;
  • техническое состояние смазочного материала;
  • плавность работы коробки передач;
  • шумы во время ее работы;
  • синхронность работы МКПП и двигателя;
  • скорость переключения передач.

Самый простой способ определения необходимости замены масла в МКПП — проверка уровня смазочной жидкости.

Для проверки уровня масла, автовладельцу следует выполнить следующее:

  • Завести двигатель и дать ему проработать около 3 минут, после чего загнать автомобиль на эстакаду или подъемник.
  • Снять защиту картера автомобиля.
  • Открутить крышку контрольного заливного отверстия коробки передач, вынуть масляный щуп.
  • По меткам на щупе определяется уровень смазочного материала, его техническое состояние. Следует учесть, что оптимальный уровень будет на отметках между минимальным и максимальным уровнем масла.

Необходимо также принять во внимание следующий факт: в зависимости от конструкции МКПП, в ней может отсутствовать масляный щуп.

Изучив выше указанную информацию, автовладелец сможет избежать поломок коробки передач и своевременно выполнить обновление масла в ней.

Для смены смазочного материала в МКПП можно воспользоваться смотровой ямой в гараже. Если автовладельцу необходимо провести замену масла в дороге, можно воспользоваться эстакадой.

При себе необходимо иметь минимальный ремонтный комплект инструментов. Обычно он включает в себя следующее:

  • набор накидных ключей;
  • трещотка со сменными головками;
  • набор отверток;
  • ветошь или полотенце;
  • шприц для заливки смазочного материала.

Убедившись в наличие всего необходимого можно приступать к работе.

Пошаговая инструкция выглядит следующим образом:

  • Первым делом прогреваем автомобиль, после чего паркуем его в гараж.
  • Затем снимаем защиту картера. Тут стоит учесть, что болты, крепящие защиту, изготовлены из алюминия, поэтому выкручивать их стоит аккуратно, чтобы не сорвать на них резьбу.
  • Подставляем емкость для слива отработанного масла под коробку передач.
  • Откручиваем крышку заливного клапана — это позволит быстрее слить масло из МКПП.
  • Выкручиваем пробку сливного клапана, сливаем отработанный смазочный материал.
  • Протираем ветошью крышки масляный клапан и масляный щуп.
  • Закручиваем сливной клапан масляной системы коробки передач.
  • Заливаем новое масло.
  • Закрываем заливной клапан, возвращаем на место защиту картера.

На этом процесс замены отработанного масла окончен.

Автовладельцам стоит учесть ряд нюансов, которые встречаются во время проведения данных работ в некоторых машинах:

  • В ряде автомобилей, заливку нового масла нужно выполнять в два этапа:
    • залить часть масла, завести автомобиль на 1-2 минуты;
    • проверить уровень масла, долить его при необходимости.
  • Иногда вместе с заменой смазочного материала в МКПП требуется сменить и масляный фильтр.

В заключении хотелось бы отметить, что при соблюдении всех рекомендаций и пошаговой инструкции, у автовладельца не должно возникнуть никаких сложностей при замене масла МКПП.

Вывод

Вопрос о замене масла требует серьезного подхода, не важно в АКПП или МКПП. Лучше всего обратиться в сервисный центр официального дилера.

Приобретая трансмиссионную жидкость берите с запасом, пригодится в случае необходимости долить, когда докупаете, имейте под рукой фото упаковки масла для коробки передач Вашего авто.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
AutoJiza
Adblock
detector