Как заменить направляющие втулки клапанов

Как правильно производится замена направляющих втулок клапанов ВАЗ-2109

Специалисты утверждают, что направляющая втулка клапана двигателя – это необходимая деталь для каждого транспортного средства. Основной ее функцией является обеспечение точного направления в движении клапанов двигателя при их закрытии и открытии, которое характеризуется как возвратно-поступательное.

Конечно же, при большом желании выполнить замену элементов, служащих для направления движения втулки двигателя, можно и самостоятельно в гаражных условиях. Но подобная процедура способна вызвать некоторые сложности. Это связано с тем, что сама втулка плотно запрессовывается с целью предотвращения появления зазора, через который может попасть в камеру сгорания моторное масло.

Для проведения процедуры замены направляющих элементов понадобятся инструменты (они обычно есть в гараже у каждого автолюбителя):

  • съемник/оправка для выпрессовки;
  • запрессовщик;
  • развертка на 8,03 мм (специальное длинное сверло, с помощью которого отверстие доводится до нужного размера).

Еще желательно подготовить охлаждающую жидкость. Эти все инструменты понадобятся, так как перед заменой направляющего элемента придется извлечь сами втулки.

На ВАЗ-2109 процедура замены производится в следующей последовательности:

  1. Первый этап – подготовка двигателя к извлечению втулок клапанов из него:
    • снимается клапанная крышка;
    • откручиваются болты, которыми крепится головка блоков (их должно быть десять);
    • снимается головка блока цилиндров;
    • с нее снимается распредвал;
    • выкручиваются шпильки (в первую очередь торцевые).
  2. Второй этап – очистка головки блока цилиндра, должна производиться на верстаке с помощью растворителя либо солярки.
  3. Третий этап – выпрессовка или выбивание втулок:
    • оправка наставляется на данный элемент с боку камеры сгорания;
    • головка нагревается до температуры в 100-120 градусов;
    • с помощью молотка выбивается каждая из втулок (удары должны быть относительно легкими);
    • места из-под выбитых деталей промываются бензином посредством ветоши или тряпки из мягкого материала;
    • после промывания посадочные места продуваются сжатым воздухом.
  4. Четвертый этап – замена направляющих втулок клапанов двигателя с последующей сборкой всего механизма:
    • разогревается головка блока;
    • ремкомплект из новых втулок предварительно охлаждается в обычной морозильной камере;
    • посадочные отверстия под втулки обрабатываются с помощью развертки;
    • в обработанные отверстия помещаются новые направляющие элементы.
  5. Пятый этап – запрессовка, которая проводится методом забивания молотком с использованием оправки.

Почему втулки клапана выходят из строя

Дело в том, что направляющие втулок клапанов сейчас производятся не только для алюминиевых блоков цилиндров. Эта деталь есть в лбом варианте агрегата и сделана она из того же материала, что и сама головка блока.

Как заменить направляющие втулки клапанов

Втулки при покупке уже идут в комплекте с головкой в ней, да и изнашиваются они не очень быстро. По этой причине знают о них не все автовладельцы.

Однако все же, замена направляющих втулок клапанов в любом авто, в том числе и в моделях автомобилей ВАЗ 2109, 2114, 2107 и прочих просто необходима.

А вот что касается причин выхода детали из строя, то их сразу несколько:

  • Не вовремя смененное масло и выбор смазки плохого качества.
  • Частые перегревы двигателя.
  • Плохое горючее.
  • Неправильно отрегулированная система зажигания.

Из-за того, что деталь изношена происходит ее неправильное вращение. В результате этого нарушается герметичность и появляются зазоры, сквозь которые в систему внутреннего сгорания попадает масло.

А горючее протекает в область впуска, где оно не должно быть. Тут вам точно потребуется инструмент для замены направляющих втулок клапанов.

Необходимость замены втулок

Как заменить направляющие втулки клапанов

Износ можно определить по нескольким косвенным признакам, также есть случаи, когда требуется менять втулки в обязательном порядке:

  • в камеру сгорания проникает моторное масло, за счет этого возрастает его расход и образуется сероватый дым из выхлопной трубы;
  • слышно характерное постукивание со стороны головки блока;
  • при полной замене комплекта клапанов;
  • капремонт головки блока.

Инструмент для выпрессовки

Причины поломки деталей и их последствия

Характерная особенность направляющих элементов заключается в том, что они не выходят из строя в один момент, а изнашиваются постепенно. Срок «жизни» деталей на авто бюджетной категории составляет от 180 до 300 тыс. км, а на более дорогих иномарках может достигать 1 млн км. На процесс износа влияет несколько факторов, могущих его ускорить:

  • качество применяемого моторного масла и своевременность его замены;
  • температурный режим работы силового агрегата, чем чаще мотор перегревается, тем быстрее изнашиваются трущиеся поверхности;
  • качество топлива и горючей смеси, чьи пары проникают в любые неплотности и вносят свою лепту в процесс медленного разрушения деталей.
Читать далее:  Как проверить и заменить термостат на ВАЗ 2107

Нагар на штоке разрушает втулку довольно быстро

Изношенная деталь характеризуется «разбитым» внутренним отверстием, в результате чего шток клапана начинает в нём слишком свободно ходить, а потом появляется люфт. Стержень перекашивается в процессе работы, а тарелка плохо совмещается с седлом, герметичность сопряжения постепенно теряется. Из камеры сгорания в механизм прорываются газы, а сверху попадает масло, в результате чего образуется нагар. Он тоже способствует ускорению износа, быстро приводя деталь в полную негодность.

Есть несколько признаков, по которым легко понять, что в данной системе есть поломка и потребуются приспособления для замены направляющих втулок клапанов. Это очень важно для своевременного устранения проблемы.

Кроме этого признака есть и другие, которые заметны визуально, вот что можно заметить:

  • Появляется дым из выхлопной трубы отличающегося сизого цвета в следствие сгорания масла.
  • Включенный двигатель при заводе выпускает очень много дыма.
  • Электроды свечей зажигания приобретают напыление в виде нагораний светлого цвета.
  • Подтекание масла, которое заметно на головке блока цилиндров.

Как заменить направляющие втулки клапанов

Все это приводит к необходимости замены направляющих втулок клапана своими руками или в станции технического осмотра.

Как проводится замена направляющих втулок клапанов на ВАЗ самостоятельно

Пожалуйста, сделайте репост;)

Вся процедура делится на несколько этапов:

  1. Подготовка инструментария.
  2. Частичная разборка двигателя, а именно — снятие ГБЦ.
  3. Выбор и покупка новых деталей.
  4. Демонтаж изношенных элементов и запрессовка новых.
  5. Обратная сборка и запуск мотора.

Первым делом следует отключить аккумулятор от бортовой сети

Чтобы произвести разборку и замену направляющих, вам понадобится:

  • стандартный набор рожковых и накидных ключей;
  • набор головок с мощным воротком и трещоткой;
  • динамометрический ключ для обтяжки болтов ГБЦ и гаек распредвала при сборке;
  • отвёртки, пассатижи;
  • ключ на 36 мм для ручного вращения коленчатого вала;
  • монтировка;
  • съёмник для разблокировки клапанов;
  • тяжёлый молоток;
  • оправка для выбивания и запрессовки втулок;
  • развёртка на 8.025 мм с воротком;
  • ёмкость и шланг для опорожнения системы охлаждения;
  • ветошь.

Без ключа с трещоткой и головок при снятии ГБЦ не обойтись

Оправка для работы с направляющими представляет собой стальной пруток, конец которого проточен под внутренний диаметр втулки. Вторая часть оправки — это насадка для запрессовки, чей размер подогнан под широкую наружную часть детали (так называемую шляпку), поскольку по торцу бить нельзя. Комплект можно заказать токарю либо купить в готовом виде, он стоит недорого.

Оправку для выбивания и посадки втулок можно выточить по чертежу

Это развёртка, используемая на ГБЦ автомобилей ВАЗ 2101—07

Развёртка — это слесарный инструмент, предназначенный для точной подгонки внутренних диаметров отверстий. В данном случае она необходима, чтобы развернуть внутреннюю часть втулки под стержень клапана с минимальным зазором.

Данный этап — самый трудоёмкий и длительный, начинается он с отключения аккумулятора и опорожнения водяной рубашки мотора (с радиатора жидкость сливать не нужно). Дальнейшие операции выполняйте в таком порядке:

  1. Отсоедините трос пускового устройства, бензиновый шланг и привод акселератора, после чего снимите корпус воздушного фильтра и карбюратор.
  2. Открутите клапанную крышку и совместите насечку на шкиве коленвала с длинной риской на блоке. Отключите от свечей провода и демонтируйте трамблёр, запомнив положение бегунка. Снимите провод с датчика температуры.
  3. Ослабьте цепь, выкрутив натяжитель, затем разблокируйте гайку шестерни распределительного вала и открутите её. Снимите шестерёнку и зафиксируйте цепь, чтобы она не провалилась внутрь блока. Открутите гайки крепления постели распредвала и демонтируйте её со шпилек.
  4. Отсоедините от ГБЦ все патрубки охлаждающей системы и «штаны» выхлопной трубы.
  5. В произвольном порядке ослабьте 11 болтов крепления головки цилиндров и выверните их. Двумя руками поднимите ГБЦ и снимите вместе с коллекторами.
Читать далее:  Термостат ваз 2107 инжектор: какой лучше поставить, как проверить и заменить, инструкции с фото и видео

Снятие корпуса фильтра

Снятую ГБЦ удобно разместите на столе и снимите пружины с коромыслами (желательно не путать местами), после чего съёмником разблокируйте клапаны и вытащите их. При этом не потеряйте «сухари» — мелкие полуцилиндры, вставляющиеся в прорезь штока. Затем переверните головку камерами сгорания кверху, подложите по краям деревянные бруски и выбейте оправкой все втулки. Удары наносите со средним усилием, чётко и точно. В конце почистите и тщательно протрите всю ГБЦ от нагара и отложений.

Карбюратор надо снять с коллектора, чтобы не мешал

Перед разборкой важно совместить метки

как заменить направляющие втулки клапанов

Чтобы добраться до распредвала, нужно демонтировать клапанную крышку Снятие трамблера Шестеренку распредвала надо открутить и снять, не сбивая положение меток После разблокировки пружины легко снимаются Головку цилиндров нужно аккуратно снимать двумя руками Чтобы вытащить клапаны, нужно съемником разблокировать пружины ГБЦ в разобранном виде Снятие корпуса распределительного вала Отключение провода от датчика температуры С ГБЦ нужно снять все патрубки системы охлаждения Втулка выбивается молотком через оправку Снятие пружин коромысел (рокеров)

  1. Открыть доступ к втулкам клапанов за счёт проворачивания двух крайних шпилек, которые мешают установить оправку. Отворачиваются они методом навинчивания на них четырёх гаек попарно. Можно прибегнуть к специальному шпильковёрту.

    Шпильки ГБЦ ВАЗ 2106 откручиваются для доступа к клапанам

  2. Направляющая втулка легко выпрессовывается ударами молотка по вставленной оправке. Прежде чем приступать к извлечению старой втулки, необходимо перевернуть ГБЦ.

    Выпрессовка направляющей втулки ВАЗ 2106 из гнезда с помощью специального инструмента

  3. Деталь устанавливается в седло, затем молотком и оправкой запрессовывается до упора в плоскость ГБЦ. На втулки надеваются стопорные кольца и в таком состоянии проводится их запрессовка. Втулки впускных клапанов на ВАЗ 2106 несколько короче, чем втулки выпускных клапанов. Изнутри они покрыты канавками, которые смазывают клапаны. Длина канавок различается у впускных и выпускных клапанов: в первом случае они идут только до половины седла, во втором — до его дна.

    Запрессовка новых направляющих втулокВАЗ 2106

  4. По окончании монтажа втулок их отверстия разворачиваются, причём их диаметр различается.

    Отверстия направляющих втулок ВАЗ 2106 разворачиваются после монтажа

  1. Смена направляющих втулок на ВАЗ 2109 начинается с фиксации на детали съёмника посредством обточенных гаек. Центральная часть инструмента придерживается верхним ключом, а при помощи нижнего выпрессовывается направляющая втулка. Её выход из гнезда сопровождается характерным щелчком, после этого деталь вынимается.

    Направляющие втулки клапанов ВАЗ 2106 выпрессовываются съёмником

  2. Чтобы облегчить процесс установки втулки, её обрабатывают моторным маслом. Деталь запрессовывается в седло клапана при помощи конической втулки. При этом для впускного и выпускного клапанов втулки выбираются таким образом, чтобы резьба на направляющей детали была длиннее на несколько сантиметров.
  3. Желательно, чтобы детали имели разную температуру: головка блока цилиндров должна быть нагрета до 150оС, втулка, наоборот, охлаждается. Если не создать разницу температур, то можно спровоцировать деформацию алюминиевого сплава, в результате чего в металле возникнут слишком большие внутренние напряжения. Это может привести к перегреву клапанов двигателя.
  4. На втулке располагается кольцо, по которому определяется её правильная посадка. После установки детали на ней развёртывается отверстие при помощи специального инструмента. Диаметр отверстия можно проверить нутромером — он должен соответствовать параметру, указанному в технической документации автомобиля. Если данные совпадают, то устанавливают клапан. При неплотном прилегании втулки к седлу её правят с помощью шарошки.

    Подводка седла клапанов ВАЗ 2109 при помощи шарошки

  5. После монтажа новых втулок в ГБЦ могут появиться зазоры из-за потери соосности. Чтобы устранить данную проблему, необходимо провести притирку клапанов. С этой целью сёдла клапанов ещё раз обрабатываются шарошкой. Процедура установки новых втулок завершается после окончательной притирки клапанов.

Итак, поменять направляющие втулки можно как самостоятельно, так и в автосервисе. Это довольно простая в исполнении процедура, которая может значительно продлить срок эксплуатации двигателя автомобиля.

Характерной особенностью автомобилей отечественного производства является то, что их ремонт и техническое обслуживание вполне можно осуществлять собственными силами. Главное, наличие необходимых знаний, инструкций и желание справиться с задачей собственными силами. Но всё же в случае замены направляющих втулок клапанов, которая имеет ряд своих специфических особенностей, провести её лучше на СТО. Однако немало автомобилистов неплохо справляются с этой задачей и в собственном гараже.

Читать далее:  Как проверить лямбда зонд - 125 фото и способы проверки своими руками в гаражных условиях

Направляющую втулку вполне справедливо можно считать основным элементом, от которого зависит ресурс и правильная работа тандема «седло — клапанная тарелка». Материал, из которого изготовлена деталь и сама её конструкция в первую очередь нацелены на работу в условиях больших скоростях закреплённого в ней клапанного стержня, постоянных высокотемпературных нагрузок и практически полного отсутствия смазки в паре «клапан-втулка».

Описанные условия приводят к тому, что в процессе работы мотора изнашиваются и направляющая втулка клапана, из-за чего со временем может нарушаться её соосность с клапанным стержнем. В дальнейшем деталь ещё больше разбивается и клапан начинает «гулять» и неплотно прилегать к своему седлу, а это, в свою очередь, приводит к разбитию фаски седла со временем. В качестве последствий можно получить прогар клапана и попасть на замену седла.

Внешний вид бронзовых направляющих втулок для моделей ВАЗ 2108–2109

Также из-за «гуляния» клапана в разбитой направляющей могут быстрее прийти в негодность маслосъёмные колпачки. Они просто не смогут удерживать масло при увеличившихся угловых смещениях клапанного стержня.

Результатом будет попадание масла в двигатель, а если ещё учесть, что через разбитую втулку будет проходить масла больше обычного, то ситуация получается не из приятных.

Как убедиться в проблеме с втулкой

как заменить направляющие втулки клапанов

Конечно, одними внешними признаками не определить, что именно неисправно в двигателе. Масло может литься не только в связи с такими причинами, но и в любом другом варианте износа.

Проверить можно только осмотрев все возможные причины при разборе. Сначала следует обратить внимание на показатель компрессии.

Если он не такой, как должен быть, то причина неисправности в кольцах поршней. На эту неисправность укажут грязные свечи, какая именно загрязнена более сильно, тот и цилиндр страдает.

А вот если все нормально, то уже следует раскручивать двигатель и проверять направляющие. Все аккуратно раскручивается, снимается маслосъемный колпачок.

Если зазор очевиден и клапан шатается, то он изношен и требует непосредственной замены. Для того, чтобы самостоятельно сделать такую операцию без ошибок, посмотрите видео замены направляющих втулок клапанов.

Конструкция механизма

В процессе работы клапанного механизма движение клапанов происходит в ограниченном пространстве. Направление для перемещения задается с помощью соосности отверстия, в котором «ходит» ось штока и впускного/выпускного отверстия. Материал для штока подобран максимально износостойкий.

Сталь легирована большим количеством хрома и никеля. Направляющие втулки клапанов, сопрягающиеся со штоком, выполнены из менее прочного материала, чаще из медесодержащих сплавов. Это связано с тем, что ремонтный комплект таких втулок будет стоить дешевле при обслуживании, чем полная замена клапанов с износившимся штоком. Также пара сталь-латунь гораздо лучше работает при фрикционном сопряжении.

Замена втулок

https://www.youtube.com/watch?v=Mj0YqKKlb78

Зазора между отверстием и клапаном практически нет. Это и наличие сальников на штоке помогает предотвратить попадание масла в камеру сгорания. Но за счет того, что работа клапанов проходит в агрессивных условиях и при интенсивном перемещении, износ у втулок появляется, их приходится периодически менять. Если бы они не стояли в конструкции, то пришлось менять всю головку блоки после выработки в отверстиях, по которым ходит шток.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
AutoJiza
Adblock
detector